УДК 325.1
А. В. Дмитриев МИГРАЦИЯ И ПРОТИВОСТОЯНИЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ
Аннотация. В статье рассматриваются теоретические аспекты миграции и иммиграции, исследуются проблемы миграционного сообщества. Особое место отводится цивилизационному контексту иммиграции.
Ключевые слова: цивилизация, эмиграция, иммиграция, конфликт.
Abstract. The article describes theoretical aspects of migration and immigration and investigates migration community problems. The article also touches upon the civilization context of immigration.
Keywords: civilization, emigration, immigration, conflict.
Проблема
За период с 1992 по 2008 г. нелегальная иммиграция эволюционировала из стихийного в достаточно организованный процесс, управляемый частично на официальном и, чаще всего, на неофициальном (теневом) уровнях. Основные потоки этих иммигрантов (в России их приблизительно 10 млн человек) контролируются заинтересованными группами в России и странах их происхождения. К настоящему времени в субъектах РФ сложилось негласное разделение труда по территориям и сферам деятельности между различными этническими группами иммигрантов. К тому же наблюдается и изменение векторов движения иммигрантов в отдельные регионы страны. Несмотря на возрастающую мно-гонациональность миграционных потоков из разных стран, в совокупности они представляют единый полиэтнический поток, активно взаимодействующий с полиэтническим российским социумом.
Выше отмеченные процессы вызывают напряженную реакцию принимающего общества, поскольку происходит временное нарушение межэтнического баланса на рынке труда.
В России наиболее остро протекают конфликты именно в анклавных рынках труда, дающих возможность быстрого накопления капитала и являющихся высоко криминальными пространствами. В целом характер конфликтов между местным населением и мигрантами создает напряженную атмосферу, в которой высоки риски новых столкновений на расовой, межэтнической и религиозной основе.
Используемые термины
С терминами «цивилизация», «эмиграция», «иммиграция», «конфликт», «насилие», часто встречающимися в данной статье, существуют известные
А. В. Дмитриев
неопределенности, поэтому с целью исключения возможных разночтений придется прояснить их трактовку.
Конфликт - это не насилие, хотя эти термины близки по значению. Он представляет собой процесс, точнее динамику противостояния, в котором два или более индивида или группы активно ищут возможность помешать друг другу достичь определенной цели, предотвратить удовлетворение дефицитных интересов соперников, изменить его позиции, ценности и установки. При взаимодействии иммигрантов и местного населения чаще всего встречается латентный (скрытый) конфликт, переходящий иногда в открытый с применением насилия.
Термин «насилие» в данном случае используется отнюдь не в расширительной интерпретации (любые виды подавления), а как одна из разновидностей принуждения, а именно - физическое (например, столкновения в Кондопоге (Карелия) в 2006 г., массовые побоища в Ставрополье и в Красноармей-ске (Саратовская область) в 2007 г.). Конфликтные ситуации там развивались по схожему образцу: нетрезвые славяне - местные жители и вооруженные кавказцы; смерть нескольких местных жителей и последующие за этим погромы со стороны «коренных»; массовые волнения и требования депортации приезжих.
Что касается термина «иммиграция», то с учетом распространения его расширительной трактовки приходится заниматься редакцией, в данном случае, видимо, оправданной. Иммигрант как представитель другой страны - по сути дела иностранец, пересекший границу с целью постоянного или временного проживания, а иммиграция в целом представляет собой перемещение в какую-либо страну извне.
Иммиграция представляет собой характерный признак современной цивилизации, которая в более узком «видовом» значении представляет собой некую устойчивую социокультурную общность стран, сохраняющую своеобразие на протяжении длительного промежутка времени. Ныне наиболее важным считается противостояние по разлому: христианский Запад и исламский Восток. Иммиграцию из стран Ближнего и Среднего Востока в США и Западную и Центральную Европу многие исследователи рассматривают в качестве угрозы для христианского мира. Для России наибольший риск несет китайская и корейская, а также закавказская иммиграция.
Трудности подсчета
Учет миграции в РФ, впрочем, как и во многих других странах, представляется довольно трудным мероприятием. Некоторые исследователи называют его даже критическим. Признаком кризиса, в частности, являются очевидная всем неэффективность нормативной базы учета и, как следствие, архаичность процедур. В результате в статистических сборниках публикуются цифры, весьма далекие от реальности. Положение усугубляется тем, что МВД постоянно меняет правила регистрации иммигрантов. Это самым драматическим образом сказывается на сборе информации - исчезают сотни тысяч «незарегистрированных» или «неверно зарегистрированных» въезжающих на территорию страны.
О. С. Чудиновских вообще считает информацию госорганов о снижении миграционного потока в Россию за последние годы именно этим обстоя-
тельством. Так, например, данные Министерства образования свидетельствуют о постоянном росте числа студентов, прибывающих на учебу в Россию, а Госкомстат - о снижении [1, с. 121]. Отсутствие межведомственной координации, низкий профессионализм работников статистических служб и другие обстоятельства делают довольно затруднительным не только анализ, но и описание, и самое главное - прогнозирование иммиграции.
В России, по мнению экспертов, сейчас проживает свыше 10 тыс. иностранных граждан. Точное же их количество неизвестно ни Федеральной миграционной службе (ФМС), ни другим «заинтересованным» министерствам. С 2007 г. выделено квотирование иностранцев, приезжающих на работу в Россию без оформления виз. Подразделения ФМС к лету этого года выдали 1 млн 300 тыс. разрешений на работу, однако предприниматели подтвердили наем 335 тыс., т.е. 1 млн приезжих не оформились на работу. В 2006 г. в столице легально зарегистрировались порядка 180 тыс. иностранных рабочих. С начала 2007 г. Федеральной миграционной службой по Москве уже выдано более 426 тыс. разрешений на работу иностранцам. При этом работодатели уведомили о привлечении лишь 111 тыс. иностранцев. Чем занимаются остальные 300 тыс. иностранцев, властям неизвестно. Но то, что они не платят налогов, известно всем [2].
Социальный контекст
Когда в конфликты вступают такие крупные социальные общности, как «постоянное территориальное» население и мигранты, то их интересы, цели, притязания могут реализовываться не столько экономически, сколько через использование власти, т.е. политическими средствами. Поэтому в конфликте непосредственным и самым активным образом участвуют такие политические институты, как государство, партии, общественные организации, группы давления, парламентские фракции, конфессии, лидеры диаспор и т.д. Они, приобретая зачастую самостоятельное значение, являются вместе с тем (не важно, осознанно или нет) выразителями своих социальных групп - основных носителей социальных интересов и целей.
Эти социальные группы воздействуют на другие группы, так же как и на своих членов, обычно при помощи упомянутых выше социально-политических институтов. В конфликте большие шансы для достижения своих целей эти группы имеют лишь при соблюдении двух условий: достаточной (по сравнению с другими) силе и высоком уровне артикуляций своих притязаний.
Сила группы заключается в ее сплоченности и способности эффективно добиваться своих целей даже вопреки сопротивлению противной стороны (если таковое существует). При этом способность к противодействию не обязательно реализуется в активных формах: воздержание от тех или иных действий зачастую более эффективно, чем неконтролируемое поведение противника. Уровень же артикуляции своих интересов и целей еще больше усиливает группу, структурирует ее, принуждает к действиям. Полное осознание членами группы своих интересов, подчинение политической и иных организаций этим интересам, совпадение интересов группы и руководителей ее политической организации, относительное совпадение интересов индивида (члена группы) и группы на практике в чистом виде встречаются редко. Этническая группа, например, одновременно является и не является стороной конфликта: ведь в реальном конфликте на деле участвует не группа как тако-
вая, а ее представители. Разумеется, в переломные, критические моменты мобилизация больших социальных групп играет роль «последней инстанции».
Перечисленные выше большие группы обладают внутренними структурами, они не гомогенны, в них есть подгруппы, стремящиеся к достижению несовместимых целей, т.е. являются сами конфликтными. Эти подгруппы различаются в имущественном отношении, разностатусны, имеют отличающиеся этнические и конфессиональные признаки. Эти различия могут превращаться (стратифицироваться) в устойчивые образования, где границы «имущие-неимущие» подкрепляют и усиливают друг друга в определенной социальной системе, основанной на критериях кастовой, расовой, языковой или классовой принадлежности. В таких условиях несовместимость целей имеет тенденцию развиваться по вполне определенной модели, когда групповые образования будут (в конце концов) обладать полным набором взаимосвязанных несовместимых целей. Это ведет к возникновению ситуаций, в которых интересы сторон почти полностью конфликтны, и как-то смягчить конфликт практически невозможно (К. Митчелл) [3, с. 106-107].
Такая характеристика больших групп не случайна, поскольку их внутренняя разобщенность и конфликтогенность ведет, как правило, не к эскалации конфликта с другими большими группами, а, напротив, к способам несколько смягчить «внешнюю» установку на столкновение. В отличие от международных конфликтов, где более значимую роль играют территориальные границы между государствами, здесь присутствуют явные возможности для регулирования как на федеральном, так и на местном уровнях.
В целом миграционное сообщество характеризуется социальным разнообразием. Малоквалифицированные рабочие приглашаются для работы в сфере услуг, сельском хозяйстве, строительстве временно. Однако они чаще всего стараются остаться и перевезти свои семьи для воссоединения. Миграция этого пролетарского класса особенно подвержена влиянию структурных факторов (Т. Уилсон) [4, с. 348].
Итак, в возможном конфликте упомянутых выше групп намечается множество уровней (классификация по социальным общностям), различная степень осознания субъектами своих интересов, различные правила и механизмы для достижения целей и интересов (институты). Значительную роль играет в них временной фактор, например, выделение отдельных фаз конфликта. При всей сложности взаимодействия всех характеристик конфликта все же главное из них - соотношение интересов классов (групп) - можно представить с помощью таблицы, где субъекты интересов размещаются по силе позиции (слабый, промежуточный, сильный) и характеру интересов (совпадение, нейтральность, противоположность) (табл. 1).
Конфликт (на макроуровне) может наступить в тех случаях, когда интересы сильных классов (групп) противоположны. Ныне иммигрантские группы в целом, на наш взгляд, находятся где-то в процессе перехода от позиции «слабый класс (группа)» к позиции «промежуточно-сильный класс (группа)». Как бы то ни было здесь возможны относительно стабильные отношения (подчиненность, независимость, поддержка и др.). Слабый класс (группа) при совпадении его интересов с интересами других общностей может находиться под их покровительством, а при расхождении - в подчиненном положении. Когда интересы нейтральны, социальные общности обретают независимость. Эти отношения, на наш взгляд, в какой-то степени харак-
терны для всех современных обществ независимо от их социальнополитического устройства. Какие бы ни существовали связи между природой социально-политического строя, например, между капитализмом и социализмом (соответственно преобладание частной или государственной собственности), с одной стороны, и масштабами и остротой конфликта - с другой, они не носят строго «фиксированного» характера [5, с. 191-210].
Таблица 1
Отношение интересов классов (групп)
Субъект интересов Совпадение Нейтральность Противоположность
Слабый класс (группа) Под покровительством Непрочность Подчиненность
Промежуточный слабо-сильный класс (группа) Поддержка Независимость Конфликт
Сильный класс (группа) Власть Независимость Конфликт
Ситуация становится конфликтней
Обычно под конфликтной ситуацией понимается такая ситуация, при которой социальные субъекты начинают понимать (но пока не действовать!), что их интересы и цели несовместимы. Кроме того, возникает и неблагоприятное для них стечение обстоятельств. А последние таковы, что современный миграционный процесс драматично меняет мир. Постаревшим странам Европы и части стран СНГ (Россия, Украина, Белоруссия) ныне противостоит огромный по численности развивающийся мир, грозящий сломать существующую систему международных отношений.
Пик эмиграции из развивающихся стран еще не наступил. По мнению некоторых специалистов, придет время, когда народы, населяющие развивающиеся страны, просто «сметут» Европу и кардинально изменят этнический состав многих стран. Примерно такая же ситуация может сложиться и в России, где смертность населения явно превышает рождаемость. По разным оценкам, в составе этнических групп трудящихся-мигрантов, прибывающих в Россию, от 15 до 40 % (а в отдельных группах и значительно выше) изъявляют желание остаться на постоянное место жительства и принять российское гражданство, т.е. это потенциальные иммигранты. Пока удельный вес иммигрантов, официально прибывающих в страну, незначителен [1].
Не вызывает сомнений, что рост масштабов иммиграции будет сопровождаться усилением ее воздействия на все сферы жизни, в том числе политическую. По разным причинам этот процесс, как показывает опыт многих стран, будет мотивировать рост антииммиграционных движений преимущественно националистической или расистской окраски.
Обусловлено это, во-первых, боязнью коренной реструктуризации экономических и социальных отношений в обществе. Иммигранты становятся мишенью для нападок, поскольку именно их считают виновниками дезорганизации и ухудшающегося положения, хотя истинные причины недовольства не лежат на поверхности, они многолики и зачастую трудно поддаются анализу. Во-вторых, проблема связана с самими переселяющимися этническими груп-
пами иммигрантов. Их маргинальное положение способствует еще большей сплоченности, чаще всего на этнической и конфессиональной основах.
Этот процесс может принять две совершенно разные формы:
1) сепаратизм и фундаментализм, которые обычно являются результатом изоляции и расизма;
2) мобилизация внутри самого принимающего общества во имя достижения равноправия и признания самобытности культуры группы.
Конфликты, связанные с иммиграцией, обычно касаются взаимодействия двух основных участников - постоянных жителей с одной стороны и иммигрантов - с другой. Зачастую конфликт дополняется вмешательством властей, т.е. появляется третья сторона конфликта. В том случае если иммигранты идентифицируют себя с этносом, то могут вмешаться и диаспоры - четвертая сторона. Если акцентировать внимание не на психологии участников (а этот аспект, разумеется, важен), а на характере действий сторон, то обнаруживается основной признак конфликта - каждый участник считает, что противоположная сторона стремится ущемить его материальные и духовные устремления.
восприятие его участниками поведения друг друга как направленного на ущемление своих материальных и духовных устремлений.
Отдельные влиятельные представители этнических диаспор, образующихся в настоящее время и некоторых давно сложившихся, играют весомую роль в развитии нелегальной иммиграции и поддерживают те или иные криминальные группировки соотечественников. Этот вывод намеренно обострен, но достаточно реалистичен.
Схематично обобщая ситуацию, заметим, что иммиграция в Россию имеет, безусловно, определенные преимущества и риски. Попытаемся изобразить их графически (рис. 1).
Рис. 1 Преимущества и риски иммиграции в Россию
Преимущества и выгоды
1. В демографической сфере иммиграция частично компенсирует явное сокращение и старение населения в Российской Федерации.
2. В экономической сфере иммиграция частично удовлетворяет спрос на рабочую силу, которая готова трудиться за низкую заработную плату и в трудных условиях. Мигранты в РФ заполняют так называемый низкий сектор рынка (услуги в коммунальной области, строительство, розничная торговля и т. д.). В более высоком секторе экономики, науке и образовании они явно не могут заполнить пустоты, связанные с естественным убытием специалистов и продолжающейся эмиграцией.
3. В гуманитарной области миграция расширяет возможности знакомства с иными культурами, создает предпосылки для их взаимопроникновения. Кроме того, предоставление убежища лицам, преследуемым на своей предыдущей территории проживания, отвечает общечеловеческим целям милосердия. И все же проблема с иммигрантами давно стала глобальной. Генсек ООН Кофи Аннан, ссылаясь на то, что за пределами своих стран происхождения проживает больше людей, чем когда бы то ни было в истории, причем в будущем их число, как ожидается, будет возрастать, отметил, что миграция открывает множество возможностей - перед самими мигрантами, перед странами, получающими более молодую рабочую силу, а также перед странами их происхождения (главным образом в форме переводов заработной платы, которые в последние годы растут ошеломляющими темпами). Эта миграция сопряжена с множеством сложных проблем. Она может одновременно способствовать росту безработицы в одном регионе или секторе и возникновению нехватки рабочей силы и «утечки мозгов» - в другом. В отсутствие осмотрительного регулирования она может также провоцировать возникновение острой социально-политической напряженности. Влияние, оказываемое этими процессами, до сих пор не вполне понятно [6, с. 496].
Риски и опасности
1. В демографическом аспекте - возрастание численности населения за счет мононациональных семей иммигрантов имеет заметную тенденцию к изменению этнического баланса не в пользу принимающего сообщества.
2. В территориальном аспекте существует опасность ослабления суверенитета России над отдельными территориями Сибири и Дальнего Востока. Риски здесь особенно велики в связи с возможностью (пусть даже маловероятной) изменения нынешнего внутриполитического положения в КНР. Истощение природных ресурсов, безудержная эксплуатация рабочей силы, чрезмерная централизация, растущая социальная поляризация при определенных условиях могут привести к социальному взрыву, беспорядкам и, как следствие, неотвратимому потоку китайских беженцев, в том числе на север. При подобном сценарии риски дробления территории России восточнее Урала значительно возрастут.
3. В экономической сфере возможно нарастание напряженности и угроз развертывания конфликтов из-за неконтролируемого и все возрастающего воздействия иммигрантов на рынок труда. Проблему усугубляет растущая специализация этнических групп на определенных видах деятельности и, как следствие, обострение борьбы за вытеснение конкурентов из той или иной сферы.
Многие российские исследователи считают, что миграция решит проблему быстро сокращающегося населения. Широкомасштабная иммиграция
Российской Федерации, которую признают многие демографы и экономисты, может послужить детонатором межэтнической вражды. Риск такой вражды очевиден для многих, но не настолько, чтобы преодолеть «тоннельное мышление» узкоориентированных специалистов. Такая позиция прятания страусиной головы в песок мешает понять простую истину - существует иерархия возможных угроз для безопасности, где угроза исламского терроризма является наиболее злободневной и опасной.
Группы несчастных и смиренных, так же как и группы нахальных и агрессивных, иммигрантов, заполняющих улицы Российской Федерации, учить истокам русской культуры чаще всего бесполезно, да и это мероприятие чрезвычайно дорогостоящее. Предлагается поступить проще: ввести их пребывание в жесткие правовые рамки. Разумеется, в России, с учетом ее специфики, мало кто верит в эффективность такого средства. Но другие еще менее эффективны. Так почему бы не осуществить подобный контроль? У ревнителей безоглядного допуска зарубежного населения на территорию РФ, похоже, присутствует полное непонимание исторических последствий такого шага. К тому же нелегальная иммиграция, по сути дела, противоречит национальному суверенитету и, следовательно, несет угрозу безопасности населения страны. Парадоксально, но стабильное сокращение того же самого населения в свою очередь несет не только угрозу территориальной целостности России (эту опасность осознают в ближайшее десятилетие), но и коренные изменения конфессионального и этнического состава со всеми вытекающими отсюда геополитическими последствиями. С экономическими проблемами, связанными с нехваткой собственных трудовых ресурсов, хозяйство сталкивается уже сейчас - нет достаточного количества рабочих, например, по расширению транспортных сетей на Дальнем Востоке.
Уход денег
Растут потоки денежных переводов из России постоянно. По данным Центробанка, в первом квартале 2007 г. через системы денежных переводов в страны дальнего и ближнего зарубежья переслано 1372 млн долл., что намного больше, чем поступило (в первом квартале 2006 г. переслали 815 млн долл.).
Заметим, что 1201 млн долл. приходится на страны СНГ (Украина, Таджикистан и Узбекистан). Из стран дальнего зарубежья: в Китай -71 млн долл., США - 11 млн долл. и Турцию - 9 млн долл. Поступления в Россию составили всего 342 млн долл. Причем менее половины этих денег приходит из стран ближнего зарубежья.
Рост активности на рынке денежных переводов зависит от заработков иммигрантов, приехавших прежде всего из стран СНГ. На переводы, касающиеся туристов и студентов, приходятся гораздо меньшие суммы.
Интерес к капиталу, вывозимому иммигрантами, проявляют не только ФМС, но и налоговые и статистические службы. По оценкам экспертов, объем денег, «уходящих» из России, составляет 13 млрд долл. Ежегодно, т.е. по «безналичным» каналам, - 3 млрд, а остальные 10 млрд - по «наличным» (включающих перевоз самим иммигрантом или через налаженные связи). Нелегалы являются и участниками различных махинаций с финансовыми средствами и имуществом. Зачастую ими используются не только собственные, но и уте-
рянные паспорта, по которым оформляются юридические лица, т.е. происходит отмывание средств, полученных преступным путем (табл. 2).
Таблица 2
Трансграничные переводы, осуществленные через системы денежных переводов и Почту России [7]
Наименование операций Всего, млн долл. США
2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 1-й квартал 2007 г.
Переводы из РФ: 1310 2070 3549 6005 1372
- в страны дальнего зарубежья; - - 323 622 172
- в страны СНГ - - 3226 5382 1201
Переводы в РФ: 588 777 1041 1304 342
- из стран дальнего зарубежья - - 645 746 180
- из стран СНГ - - 396 559 162
Цивилизационный контекст
При всех положительных либо негативных характеристиках иммиграции нельзя исключить, что она будет оказывать определенное воздействие на прогнозируемый многими цивилизованный раскол. Альтернатив у России не так уж много, и, несмотря на «маятниковость» своего культурного развития (между Европой и Азией), ей все же придется делать выбор между так называемым евразийством и западной цивилизацией.
Предположим, она пойдет по первому, названному выше пути. Тогда линия разлома между европейской и восточной цивилизациями станет, на первый взгляд, менее заметной. Что касается миграции с Юга и Востока, то она будет продолжаться беспрепятственно. В случае экономического, социального или политического, а вероятнее всего и общесистемного, кризиса, линия особого напряжения будет проходить уже не по периферии России, а в самых важных ее «нервных» узлах. Для этого достаточно вспомнить уроки уличных беспорядков в Париже и других городах Франции в последние годы.
Избрав второй альтернативный вариант, Россия, быстро модернизируясь, становится европейской страной. На этом этапе существует опасность усугубления культурного разлома по линии границ Кавказа и прилегающего к нему района, а также по линии среднеазиатских республик. На макроуровне Россия будет стремиться сохранить свое влияние, укрепляя одновременно границы, совершенствуя миграционный контроль.
На микроуровне ситуация, разумеется, может периодически обостряться. Население, обитающее рядом с границей «межцивилизационного разлома», будет вести борьбу за территории и влияние путем демократической экспансии: заселение сначала в единичном, а затем и в массовых масштабах с последующим изменением этнодемографического баланса в свою пользу и вполне вероятным вытеснением местного населения. История многих государств свидетельствует о давности и стандартности таких приемов. В современной Европе албанцы, используя подобный способ вкупе с высокой рождаемостью, стали доминировать в Косово (Сербия). Примерно такая же участь ожидает и жителей Македонии. На Северном Кавказе русские поки-
дают некоторые территории Ставропольского и Краснодарского краев, многие северокавказские республики почти полностью потеряли русское население. Как бы то ни было, разлом проходит пока по периферийным районам страны.
Стремясь в общеевропейский дом и ратуя за безвизовый режим с этим важным цивилизационным центром, нельзя не отдавать себе отчет в том, что это невозможно без ограничения широкого потока мигрантов, желающих использовать территорию России в качестве транзитного пункта. Европейское сообщество в этой связи ставит ряд условий, которые обезопасили бы его от нелегального проникновения мигрантов. Один из них - обустройство южных и восточных границ России с целью ограничения иммиграции. Другое условие - заключение между Россией и прилегающими к ней восточноевропейскими странами и Балтией соглашения о реадмиссии, т.е. о принудительной высылке незаконных мигрантов.
Таким образом, России предстоит в ближайшие годы все же определиться с иммиграционной политикой и сделать выбор в пользу той модели, которая бы позволяла эффективно регулировать приток иммигрантов, минимизировать возможности развертывания конфликтов с принимающим обществом и содействовать социально-экономическому прогрессу страны, консолидации российского этноса. К тому же придется побеспокоиться и о территориальной целостности государства.
Российская Федерация - Китай
Официально Россия и Китай являются дружественными соседями, однако в их отношениях, как известно, существуют политические и экономические проблемы, к которым в последнее время добавляются и иммиграционные. Так с 1 апреля в РФ были введены новые правила торговли на рынке, которые принудили приблизительно 100 тыс. китайцев оставить свои торговые места.
Сложившаяся в этой связи ситуация не повлияла сколь-либо серьезно на российско-китайские отношения в целом: экономические связи растут, политическое давление США совместно блокируется, военное сотрудничество развивается. В то же время происходит и другой процесс - процесс, который можно назвать если не «выдавливанием» России, то ограничением сферы влияния России в Средней Азии, что, в конечном счете, приведет к ослаблению позиций России в Азии.
Некоторые эксперты (В. Иноземцев, например) считают, что в один прекрасный день Россия обнаружит себя выдавленной из Средней Азии, а с Дальнего Востока люди уедут и сами. Китай же в ближайшие годы будет всецело доминировать на евразийском пространстве. Впрочем, существуют и иные точки зрения. В частности, не рекомендуется драматизировать ситуацию, а предпринять усилие по развитию Сибири и Дальнего Востока.
В отношениях же с Китаем следует продолжать наращивать высокотехнологический (с опорой на военно-промышленный комплекс) экспорт, не сокращая энергетический. Одновременно рекомендуется увеличивать экспорт научных знаний и образовательных услуг [8, с. 68].
Эти и подобные, в общем правильные, но довольно простодушные, предложения, не учитывают самого главного - позиции самого китайского руководства. Выдержанные и умные, стоящие у власти в КНР, отлично по-
нимают, что время работает на их страну. Это понимание, по-видимому, распространяется и на взаимодействие с РФ.
В экономической области Китай намного впереди: в 2007 г. по размеру ВВП он занимает 6-е место в мире (Россия стоит на 15-м месте), он самый крупный торговый партнер США и второй по величине держатель казначейских билетов США, а также владелец золотовалютных резервов (1,33 трлн долл.).
В военно-техническом сотрудничестве двух стран уже давно наметилось противоречие между экономической выгодой, связанной с поставкой вооружения Китаю, и соображением безопасности для РФ. Ныне численность вооруженных сил России - 1 млн 200 тыс., Китая - 2 млн 235 тыс. Мобилизационные возможности России и Китая - 35 млн 250 тыс. и 343 млн человек; стратегические силы - 7,8 тыс. и 650 ядерных зарядов соответственно. У КНР, однако, сохраняется значительное отставание от России по уровню технологий, количеству и классу подводных лодок, другим стратегическим параметрам.
Задача ВПК Китая, насчитывающего сегодня 35 тыс. предприятий и 3,2 млн занятых сотрудников, - разработка собственных высокотехнологических вооружений и ликвидация зависимости от импорта оружия. Военное сотрудничество, следовательно, должно пройти между Сциллой и Харибдой -коммерческими интересами сторон и национальной безопасностью России. Будет ли найден такой «золотой компромисс»? И не создает ли Россия, сотрудничая с Китаем в военной сфере, у себя на дальневосточных границах противника, которого сама же вооружила? [8, с. 15].
Воздействие на этнический состав иммигрантов
Все настойчивее предлагается другой вариант получения российского гражданства - в посольствах РФ за границей. Ныне он существует для очень ограниченного круга лиц, в частности для выпускников российских вузов после 2002 г. и тех, кто имеет родителей - граждан России, постоянно живущих на ее территории. Для потенциальных репатриантов это, пожалуй, самый предпочтительный и безболезненный вариант возвращения на историческую родину. Получив в посольстве российский загранпаспорт, человек пересекает границу РФ почти полноправным гражданином. Почти - потому что по прибытии он должен пройти проверку законности выдачи загранпаспорта и получить внутренний российский паспорт.
Предлагается распространить такую практику предоставления российского гражданства на всех соотечественников за рубежом. Бесспорно, для этого понятие «соотечественник» необходимо скорректировать в зависимости не от национальности, а от самоидентификации. И. Ильин предлагает отбросить ложную политкорректность и произнести вслух, что режим наибольшего благоприятствования при получении гражданства должны иметь, во-первых, этнические русские и смешанные семьи. А во-вторых, те, кто говорит о том, что русский язык у них родной. Для второй категории обязательным условием приема в гражданство может быть наличие документа об окончании школы, колледжа либо вуза с обучением на русском языке или сдача экзамена по языку.
Предлагаемый порядок, в отличие от той же Программы переселения соотечественников, потребует минимальных финансовых вложений. Зато приток
«новых» - русских по культуре и языку - граждан может увеличиться в разы. Заработанные ими деньги не уйдут за границу в виде мигрантских денежных переводов. А сами эти граждане сыграют роль «свежей крови», так необходимой для экономического, культурного и демографического роста России.
Идея привилегированного предоставления гражданства всем русским по самоидентификации только на первый взгляд кажется радикальной. Но, в сущности, она намного разумнее, чем ставить русских людей в одинаковое положение с жителями всего остального мира при приеме в российское гражданство [9, с. 29].
Следует, однако, заметить, что с правовой точки зрения данное предложение может быть оспорено. Кроме того, разделение иммигрантов на русских и нерусских несет угрозу возрастающего недовольства последних, считающих привилегии такого рода дискриминационными.
Выдвигаются и геополитические возражения, суть которых в том, что русскоязычное население в странах ближнего и дальнего зарубежья является зоной влияния РФ, т.е. его сохранение в этих странах отвечает международным интересам страны.
При ответе на все эти вопросы, опасения и возражения можно напомнить, что для любого политика и, в первую очередь, для государственного деятеля существует иерархия приоритетов, т.е. выделяются главные и первоочередные цели.
Для Российской Федерации в нынешних условиях особенно важны усилия по преодолению острого демографического кризиса, ускорение темпов экономического роста и обеспечение безопасности. Что касается аргументов по поводу правовой сомнительности привилегий для иммигрантов, идентифицирующих себя в русских, то они, разумеется, не лишены некоторых оснований так же, впрочем, как и аргументы по поводу предпочтительности репатриации евреев в Израиль, немцев в Германию и т.д. Однако опыт показывает: такие предпочтения оправданы как с исторической, так и с практической точек зрения. Успехи Германии и Израиля в переселенческих акциях общеизвестны и не подвергаются сомнению. Исключать Россию из подобной политики на основе существующей в стране полиэтничности также некорректно, поскольку указанные выше страны также не моноэтничны: большая доля турок и прочих проживает в Германии, арабов - в Израиле.
Так, в 2002 г. из РФ в Германию прибыли 77 тыс. человек, которых называют переселенцами «поздней волны», со своими семьями. Большинство выехавших из России и Казахстана числятся как немцы. В официальных статистических документах они значатся как «возвращающиеся германские подданные» (выделено мной - А. Д.). Никаких протестов по поводу такого наименования и выделения значительных сумм на адаптацию приезжих немцев федеральное правительство не получало, и это при том, что доля иностранцев - представителей других этносов в Германии была довольно высока (7 млн 336 тыс. человек в 2002 г.) [1, с. 55, 56].
В России прибытие иностранных граждан исключительно по принципу национальной идентичности, т.е. по принципу, лежащему в основе иммиграционной политики таких стран, как Израиль и Германия, по-видимому, невозможно по определению из-за существующего многонационального состава страны. В то же время не выдерживают критики правовые ограничения тех или иных возможных льгот для возвращения русских или, точнее, идентифи-
цирующих себя в качестве русских. Почему лозунг, популярный в Германии, «Германия - родина всех немцев» не вызывает ни правовых ограничений, ни даже морального осуждения? В ходе переселения немцев на историческую родину население страны увеличилось на 2 млн человек, причем в отличие от других иммигрантов вернулись назад, т.е. на предыдущее место поселения, считанные единицы.
Некоторые другие предложения
Некоторые авторы видят выход из всеобостряющейся проблемы этнической иммиграции в поощрении одного из его видов, т.е. так называемой возвратной (временной) трудовой миграции с одним непременным условием -она должна быть легальной, т.е. документированной. Так, С. Иванов (не путать его фамилию с известным российским политиком) аргументирует свою позицию тем преимуществом этого вида, которое в основном регулируется рынком труда, т.е. избавляет государство от участия в разработке и осуществлении затратных государственных программ. Для государственных органов в таких случаях достаточно упростить формальности и на основе экономических стимулов (взаимозачет пенсионных накоплений, частичная компенсация социальных налогов и т.д.) обеспечить возвращение иммигрантов на родину. В качестве иллюстрации С. Иванов приводит результаты «оргнабора» в послевоенной Европе (1950-1960-е гг. прошлого века). Именно тогда для неквалифицированного труда привлекались рабочие из Италии, Турции, Алжира и других стран. Впрочем, сам он оговаривает и неуспех в возврате этих людей на место их прежнего жительства: «Принятые в начале 1970-х решения прекратить трудовую иммиграцию из-за пределов общего рынка еще больше ослабили стимулы к возвращению и расширили потоки лиц, иммигрировавших по статье воссоединения семей... Поскольку гастарбайторы были, как правило, территориально сегрегированы, создались условия для их массовой и наследственно закрепленной маргинализации» [10, с. 129].
Предложения
1. Федеральную миграционную службу, т.е. организацию, занимающуюся иммиграцией, преобразовать в Федеральную службу по интеграции и миграции, т.е. сместить акценты в работе этой организации на проблемы интеграции, а не на всевозрастающий контроль за въездом и использованием мигрантов. Сотрудники этого ведомства смогли бы на определенных условиях координировать деятельность административных структур регионов между местными жителями и иммигрантами, равно как и между властями и иммигрантами.
Здесь возникает вопрос: смогут ли работники МВД эффективно заниматься проблемами интеграции иммигрантов? Ответ будет однозначно отрицательным, поскольку служащим новой структуры неизбежно понадобится знать ментальность и культуру различных этнических групп, создавать и осуществлять проекты по формированию толерантного сознания как у приезжих, так и у местных жителей, организовывать для иммигрантов юридические консультации. К тому же ФМС по определению не заинтересована в сокращении числа мигрантов, поскольку численность сотрудников и влияние этого ведомства зависят от количества иммигрантов. Так, число сотрудников, заня-
тых, по сути дела, надзором с 1 января 2008 г. увеличивается на 4 тыс. человек. И это при общем затихании волн иммиграции.
2. Сократить квоту на иностранную рабочую силу, заменив последних россиянами. Такая инициатива московских властей, инициированная мэром города Ю. Лужковым, означает, что в 2008 г. Москва примет 250 тыс. человек по безвизовым странам и 50 тыс. - по визовым (в 2007 г. было значительно больше: 750 тыс. и 80 тыс. соответственно). В соответствии с готовящейся новой городской иммиграционной программой на период 2008-2010 гг. произойдет постепенное замещение иностранной рабочей силы россиянами.
В Москве готовы прибегнуть и к другим мерам. Предполагается, в частности, перенос частичного оформления иммигрантов за рубеж: чтобы получить «должность» в Москве, потенциальные строители и дворники из стран СНГ должны будут пройти на родине квалификационный отбор, а затем дождаться приглашения от работодателя. С Киргизией проект соглашения уже готов, идут переговоры со странами Средней Азии и Закавказья.
Список литературы
1. Миграционные процессы. Прошлое. Настоящее. Будущее // Сборник материалов X и XI Московско-берлинских международных семинаров. - М., 2005.
2. Известие. - 2007. - 27 августа.
3. Конфликты. Теория и практика разрешения. - Алма-Аты, 2002.
4. Глобалистика. - М. ; СПб. ; Нью-Йорк, 2006.
5. Дмитриев, А. В. Социальный конфликт. Общее и особенное / А. В. Дмитриев. -М., 2002.
6. Безопасность Евразии. - М., 2005. - № 1.
7. Подсчет ЦБ РФ // Независимая газета. - 2007. - 13 августа.
8. Московские новости. - 2007. - 17-23 августа.
9. Московские новости. - 2007. - 3-9 августа.
10. Иванов, С. Трудовая миграция: факторы и альтернативы / С. Иванов // Россия в глобальной политике. - 2006. - Т. 4. - № 3.
Дмитриев Анатолий Васильевич доктор философских наук, профессор, член-корреспондент Российской академии наук, почетный президент Российской академии политической науки, руководитель Центра конфликтологии РАН, Лауреат премии им. М. М. Ковалевского Президиума РАН
Dmitriev Anatoly Vasilyevich Doctor of philosophy, professor,
Russian Academy of Sciences correspondent member, honourable President of Russian Academy of Political Science, head of RAS Conflictology Center, laureate of the Kovalevsky award established by the RAS Presidium
УДК 325.1 Дмитриев, А. В.
Миграция и противостояние цивилизации / А. В. Дмитриев // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. - 2009. - № 3 (11). - С. 97-110.