11 (194) - 2011
ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ
УДК 331.556.4
МИГРАЦИОННОЕОБЕСПЕЧЕНИЕРЫНКАТРУДА ЮЖНЫХ РЕГИОНОВ ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА
С. Н. МИЩУК, кандидат экономических наук, старший научный сотрудник E-mail: svetamic79@mail.ru Институт комплексного анализа региональныхпроблемДВОРАН, г. Биробиджан
Е. В.ДАНЧЕНКО, старший преподаватель кафедры мировой экономики, таможенногодела и туризма E-mail: e_danchenko@mail.ru Амурский государственный университет, г. Благовещенск
Рассмотрено миграционное обеспечение как важнейший фактор формирования трудового потенциала Дальнего Востока. Особое внимание уделено иностранной рабочей силе как дополнительному источнику формирования трудовых ресурсов Амурской области и Еврейской автономной области. Проведен качественный и количественный анализ использования китайских рабочих в обозначенных регионах.
Ключевые слова: миграционное обеспечение, трудовая миграция, рынок труда, иностранная рабочая сила, китайские рабочие, квалифицированные кадры, низкоквалифицированная рабочая сила, программа добровольного переселения соотечественников.
Дальневосточный федеральный округ (ДФО) занимает 1-е место среди федеральных округов по площади, на его долю приходится 36,4% общей площади Российской Федерации, однако в нем проживает всего лишь 4,6 % ее населения. В советское время государство стимулировало привлечение мигрантов в восточные районы страны.
Тезис о привлечении и закреплении населения присутствовал в программах развития российского Дальнего Востока 1987 и 1992 гг. В соответствующей программе до 2010 г. этого тезиса уже не было [6]. Хотя именно данная территория всегда нуждалась в дополнительных человеческих ресурсах.
С началом экономических и политических преобразований в стране сальдо миграции на Дальнем Востоке приобретает устойчивое отрицательное значение. Всего за 1991—2009 гг. миграция «унесла» за пределы ДФО 1 375,7тыс. чел. Миграционная убыль в округе сохраняется и в настоящее время: в
2009 г. она составила 17,9 тыс. чел., заянварь—июнь
2010 г. — 9 315 чел. [14]. Результатом переориентации миграционных потоков в пореформенные годы является катастрофическое разрушение демографического и трудового потенциалов, которые целенаправленно создавались в восточных регионах страны на протяжении нескольких десятилетий. Особую остроту данная проблема приобретает в связи с тем, что ДФО располагает значительными
производственным и ресурсным потенциалами, имеющими большое значение для экономики всей страны [4].
В настоящее время подход к обозначенной проблеме изменился. В Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года подчеркивается, что «... противодействие потенциальной угрозе безопасности страны на Дальнем Востоке и в Байкальском регионе может оказать... стратегия комплексного социально-экономического развития этой территории, ориентированная на ускоренный рост... экономического потенциала этой части страны, а также закрепление населения путем формирования комфортной среды обитания и оптимизацию системы расселения» [5, 7]. Таким образом, можно полагать, что в ближайшем будущем ситуация в миграционной сфере должна измениться в лучшую сторону.
По мнению А. Седлова [9], при условии инвестиционного обеспечения реализации масштабных проектов в субъектах ДФО наиболее реальны следующие потенциальные источники привлечения рабочей силы:
• местная рабочая сила;
• рабочая сила страны-инвестора;
• граждане, прибывшие в регион по программе
переселения соотечественников;
• привлекаемые по контракту работники из
других регионов России;
• трудовые мигранты из стран ближнего и дальнего зарубежья.
Отметим, что, по мнению автора, соотечественники, прибывшие по Программе переселения, могут составить не более 5 % общего числа прогнозируемой потребности. Основная причина — предлагаемые в ДФО условия проживания и обустройства переселенцев не соответствуют стимулированию переселения. Резервы внутренней трудовой миграции из других регионов России могут оцениваться не более 15 % от возможных миграционных потоков в ДФО (при условии высвобождения кадров в случае реальных процессов модернизации экономики). Основными поставщиками трудовых мигрантов являются страны бывшего СССР, а также КНР, КНДР, Турция (всего 70%, примерно по 35 % каждый источник) [9].
Подчеркнем, что предложенная А. Седловым оценка потоков трудовых мигрантов касается в целом ДФО, однако, в отдельных его субъектах доля тех или иных категорий мигрантов может меняться.
Следует отметить, что в настоящее время и в ближайшем будущем наиболее реально для Дальнего Востока привлечение именно иностранной рабочей силы. Уже сегодня ДФО занимает 1-е место по интенсивности привлечения иностранных работников (в расчете на 1 ООО чел. населения). Кроме того, рассматриваемый регион входит в тройку округов, на долю которых суммарно приходится более 75 % общей численности привлекаемой в Российскую Федерацию иностранной рабочей силы [11].
Целью данного исследования является качественная и количественная оценка международной трудовой миграции в Амурской области и Еврейской автономной области (ЕАО) и динамики ее развития. Информационной базой работы послужили официальные статистические данные территориальных органов Федеральной службы государственной статистики и отделов Федеральной миграционной службы по ЕАО и по Амурской области.
Амурская и Еврейская автономные области характеризуются относительно низким уровнем жизни в сравнении с сопредельными субъектами Российской Федерации. Удаленность от экономического и демографического центров России, приграничное положение данных субъектов, структура экономики обусловили специфику формирования их рынка труда и миграционной политики. Кроме того, положительная динамика экономического развития данных регионов, реализация на их территории крупных инвестиционных проектов общероссийского значения1 свидетельствуют о необходимости миграционных влияний на современном этапе.
Прежде чем рассматривать особенности трудовой миграции в обозначенных регионах, попробуем выявить некоторые общие предпосылки, обусловившие некоторую схожесть в социально-экономическом развитии субъектов. В первую очередь, необходимо отметить расположение Амурской области и ЕАО в южной части ДФО. Во-вторых, наличие значительных сельскохозяйственных площадей, что оказывало и оказывает влияние на отраслевую структуру экономик данных регионов. В-третьих, приграничное положение с северными
1 В качестве примеров можно привести строительство Кимкано-Сутарского горно-металлургического комбината и железнодорожного мостового перехода через р. Амур на участке российско-китайской государственной границы в ЕАО, создание Дальневосточного национального космического центра на базе космодрома «Восточный» и строительство нефтепровод-ной системы ВСТО на территории Амурской области.
провинциями Китая (протяженность российско-китайской границы на территории Амурской и Еврейской автономной областей составляет около 1 770 км, а это более 40% общей протяженности всей российско-китайской границы). На взгляд авторов, именно приграничное сотрудничество с Китаем сыграло определяющую роль в экономическом развитии регионов на рубеже ХХ—ХХ1 вв. и в настоящее время оказывает влияние на тенденции в развитии экономики Амурской области и ЕАО.
Трудовая миграция в рассматриваемых регионах всегда являлась важным фактором формирования трудовых ресурсов. Однако на современном этапе ее масштабы, направления и интенсивность изменились. Амурская область и ЕАО являются не привлекательными для трудовых мигрантов из других субъектов РФ, доля добровольно переселенных
2000 2001 2002
2003 2004 2005 И Амурская область
2006 2007 Ш ЕАО
Рис. 1. Доля иностранных граждан в численности занятого населения
2000-2009 гг.
1,2
0,8
0,6
0,4
0,2
0,95 0,97
---- » 0,93 ф « 0,93 0,97 0,87
0,73 0.72
/
~ 0,13
2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 • ЕАО I Амурская область
Рис. 2. Доля китайских мигрантов в общей численности иностранной рабочей силы
в 2000—2009гг., %
соотечественников исключительно мала, поэтому иностранная рабочая сила заняла лидирующие позиции в общем трудовом потоке. В связи с данным фактом рассмотрим именно эту составляющую рынка труда.
Использование иностранной рабочей силы на рынке труда Амурской области в последние 10 лет имеет положительную динамику. За 2000—2009 гг. численность иностранных работников в области увеличилась более чем в 8 раз, с 3 759 чел. до 27950 [3]. С увеличением численности иностранной рабочей силы увеличилась и ее доля в численности занятого населения с 0,9 до 6,7 % соответственно. Сопоставимая с Амурской областью динамика отмечалась и ЕАО. Так, рост численности трудовых мигрантов в ЕАО в 2009 г. к уровню 2000 г. составил 10,7 раза, при этом ихдоля в численности занятого населения автономии составила 6,9% (рис. 1).
В силу своей территориальной близости основным поставщиком иностранной рабочей силы в Амурскую область и ЕАО является КНР. Количество китайских мигрантов в данных субъектах ежегодно увеличивается. Только за последние 10 лет численность китайских рабочих в ЕАО возросла в 10 раз, в Амурской области — почти в 50 раз!
Необходимо отметить, что в течение последних десяти лет доля китайцев в общей численности привлекаемой рабочей силы в ЕАО постоянно превышала 90 %. В Амурской области территориальная структура трудовых мигрантов была более диверсифицированной: в 2000 г. на долю мигрантов из КНР приходилось лишь 12,5%, в 2009г. - около 72%. (рис. 2).
Основными сферами приложения труда китайских рабочих в Амурской области являются: строительство, сельское и лесное хозяйство, торговля, на долю которых в 2009 г. приходилось 40,3, 34,0 и 10,8% всех работающих китайских граждан [1]. По
2008 2009
2007
2008
2009
2009
2006
0,0
данным статистического сборника [12], большая часть китайских мигрантов в ЕАО была занята в сельском и лесном хозяйстве, строительстве, в обрабатывающих производствах, на долю которых приходилось 41,3, 28,9 и 14,2%, соответственно. Следует отметить, что в Амурской области в связи со строительством на ее территории крупных инвестиционных объектов произошло значительное увеличение численности китайских рабочих в строительной отрасли. В соседней ЕАО смены лидирующих позиций по отраслям не произошло, однако следует подчеркнуть увеличение доли рабочих из КНР в обрабатывающей отрасли, а именно в промышленности стройматериалов (рис. 3, 4).
Следует отметить, что более 80% незаполненных вакансий в 2009 г. и в Амурской области и в ЕАО было отмечено в строительных организациях, в сельском хозяйстве, охоте и лесном хозяйстве, на предприятиях оптовой и розничной торговли; ремонта автотранспортных средств, бытовых изделий и предметов личного пользования. При этом наибольшая часть китайских рабочих, официально работавших в данных регионах в 2009 г., была занята теми же видами деятельности, по которым имелись вакансии и куда по различным причинам не шло местное население.
Привлечение иностранной рабочей силы в регионы осуществляется в рамках распределенных квот на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федера-
цию в целях осуществления трудовой деятельности. По данным Управления по труду правительства ЕАО, за 2003—2010 гг. число квот на привлечение и использование иностранной рабочей силы в ЕАО возросло в 2,5 раза, составив в 2010г. 5 384 чел., в Амурской области — в 2,2 раза (в 2010г. — 13 115 чел.) — рис. 5).
Количество квот в Амурской области в рассматриваемый период в 2—3 раза превышало их число по ЕАО. Это связано, прежде всего, с более высоким спросом работодателей на китайскую рабочую силу в связи с большей площадью тер-
40,0
50,0
60,0
10,0 20,0 30,0
Ш Другие виды экономической деятельности
ПН Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств и др. Н Строительство
НО Обрабатывающие првоизводства @ Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство
Рис. 3. Распределение китайских рабочих в ЕАО по видам экономической деятельности
в 2006 и 2009 гг., %
2009
2006
0,0
5,0 10,0 15,0 20,0 25,0 30,0 35,0 40,0 45,0 50,0
И Другие виды экономической деятельности
[Ш Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств и др. Ш Строительство
11 Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство
Рис. 4. Распределение китайских рабочих в Амурской области по видам экономической деятельности в 2006 и 2009гг., % [8]
25 ООО
20 ООО
15 000
10 000
5 000
О
21 432
у' 634
11 500 -■ 12 699 13 115
5 965 4 703 5 606
♦2193 4 700 4 589 5 384
2003
2006
2007 -ЕАО -
2010
2008 2009
- Амурская область
Рис. 5. Динамика распределенной квоты в ЕАО и Амурской области в 2003—2010 гг., чел.
ритории Амурской области, большим числом предприятий, большими объемами производства, прежде всего в строительстве и сельском хозяйстве. Например, только общее число предприятий и организаций в Амурской области более чем в 4 раза превышает их число в ЕАО.
Отметим, что максимальное число заявленных квот в обоих субъектах было в 2008 г. Финансовый кризис 2008 г. внес свои коррективы в систему квотирования на привлечение иностранной рабочей силы. Для предотвращения роста безработицы в 2009 г. количество квот на привлечение иностранной рабочей силы было сокращено как в Амурской области, так и в ЕАО. В Амурской области продолжилось их сокращение ив2010г.
Следует отметить, что за рассматриваемый период доля использования распределенной квоты по ЕАО и Амурской области составляла в среднем 75 %. Неполное использование в большинстве случаев было обусловлено следующими причинами. Во-первых, это несоответствие качества и квалификации предлагаемой рабочей силы квалификационным требованиям работодателей. За последнее десятилетие в регионах резко увеличился спрос на высококвалифицированные кадры (например, на агрономов, инженеров), а китайские рабочие — это в основном низкоквалифицированные кадры. Таким образом, российские работодатели все чаще не могут найти в КНР специалистов нужной квалификации. Вторая причина связана с завышенным числом квот предприятий на перспективу. Третья причина обусловлена проблемами в процедуре оформления документов. Порождением данных проблем является незнание основ миграционного законодательства иностранными гражданами и российскими юридическими и физическими ли-
цами, использующими их труд.
Одним из сложнейших вопросов использования иностранной рабочей силы в любом регионе является вопрос о ее влиянии на рынок труда, или сочетаемости использования иностранной рабочей силы и безработицы.
Следует отметить, что по большинству показателей, характеризующих ситуацию и степень напряженности на рынке труда, рассматриваемые регионы стоят в одном ряду. Так, Амурская область и ЕАО имеют самые низкие в ДФО показатели экономической активности и занятости населения. В 2009 г. поданным показателям они занимали 8-е и 9-е места. Для рассматриваемых субъектов характерен также довольно высокий уровень общей безработицы, который составил в данный период в Амурской области 8,7 %, в ЕАО — 8,5 %, что соответствует 4-му и 5-му местам в округе [2].
Одной из причин высокого уровня безработицы в данных регионах является несоответствие спроса и предложения на рынке труда. Так, предложение в несколько раз превышает спрос на воспитателей, секретарей, юристов, экономистов, инженеров, бухгалтеров, ветеринаров. В то же время наибольший спрос отмечается на такие специальности, как овощевод, каменщик, плотник, повар, штукатур, вальщик леса. Следует отметить, что более 80 % вакансий и в Амурской области, и ЕАО предлагается работодателями по рабочим профессиям. Спрос на них частично удовлетворяется за счет иностранных рабочих, а именно китайской рабочей силы.
Присутствие иностранной рабочей силы на рынке труда всегда имеет отрицательные и положительные последствия. Следует отметить, что в настоящее время иностранная рабочая сила не оказывает существенного негативного влияния на рынки труда обозначенных регионов. Напротив, позволяет частично заполнить существующие вакансии по выполнению тяжелых или малопривлекательных для местного населения работ. В то же время с помощью иностранных рабочих в регионах активнее развиваются строительство, добыча полезных ископаемых, сельское и лесное хозяйство, торговля.
На взгляд авторов, численность китайских рабочих на рынке труда рассматриваемых регионов в ближайшие 10 лет будет увеличиваться.
Реализация инвестиционных проектов в Амурской области и ЕАО, дальнейшее развитие отраслей экономики, а также реализация приоритетных национальных проектов приведут к модернизации существующих и созданию новых рабочих мест. При этом обеспечение рабочих мест необходимыми кадрами в условиях сокращения численности постоянного населения регионов приведет к возникновению проблемы дефицита кадров, который уже ощутим в регионах. Следовательно, и в настоящее время, и в ближайшем будущем трудовые мигранты будут необходимы для нормального функционирования экономики и их число будет увеличиваться. И основным поставщиком рабочей силы в данные регионы в силу своей территориальной близости по-прежнему останется Китай.
Однако нельзя исключать и тот факт, что приток китайских рабочих может и сократиться. Предпосылки такого варианта развития событий могут быть обусловлены следующим.
Во-первых — это старение населения в КНР. В настоящее время правительство Китая серьезно озабочено данной проблемой, которая является результатом политики «Одна семья — один ребенок». Поданным официальной статистики Китая, численность населения, в возрасте старше 60 лет уже достигло 169 млн, что соответствует 12,5 % населения КНР. По последним оценкам Китайского фонда изучения старения населения количество нетрудоспособного населения в ближайшие десять лет будет прирастать на 8 млн чел. ежегодно. Все это может привести к тому, что к 2020 г. при современных темпах экономического роста Китай столкнется с нехваткой рабочей силы [13]. Следовательно, темпы экспорта рабочей силы начнут снижаться.
Во-вторых, динамичное развитие, которое демонстрирует Китай в последние годы, может привести к тому, что рассматриваемые регионы перестанут быть привлекательными для китайских рабочих. Увеличение уровня жизни в КНР может существенно повлиять на количество въезжающих китайских граждан с целью получения работы и заработка.
В-третьих, уже на сегодняшний день ясно, что рынок труда неизбежно насытится дешевой китайской рабочей силой. Окончание строительного бума в регионах, в том числе завершение строительства мегапроектов в Амурской области к
2020 г., приведет к нецелесообразности присутствия китайских рабочих на рынке труда.
Кроме того, привлечение китайских работников не может решить обострившуюся проблему обеспечения регионов квалифицированными кадрами, поскольку их большая часть является низкоквалифицированными рабочими. Поэтому необходимо стимулировать приток высококвалифицированных кадров, прежде всего из других субъектов РФ и стран СНГ.
Одним из возможных путей привлечения квалифицированных кадров в Амурскую область и ЕАО могли бы стать программы по добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом. Программы «Оказание содействия добровольному переселению в Амурскую область соотечественников, проживающих за рубежом, на
2009—2012 годы» и «Оказание содействия добровольному переселению в Еврейскую автономную область соотечественников, проживающих за рубежом, на
2010—2012 годы» утверждены постановлением правительств регионов. На территории ЕАО предусмотрены четыре района вселения: Смидовичский, Облученский, Октябрьский и Ленинский. Все они относятся к территориям категории «А» — стратегически важным приграничным территориям. Всего планируется за 2010—2012 гг. переселение 2 520 соотечественников и членов их семей [10]. В Амурской области программой определены две территории вселения: Тамбовский район и Шимановский район с г. Шимановск. Общая планируемая численность переселенцев составляет 772 чел. За период действия программы в Амурскую область прибыла 31 семья соотечественников, всего 80 чел, из которых 3 семьи вернулись на Украину и в Казахстан, не удовлетворенные предоставленными условиями.
Проблемы с жилищным обустройством, низкий уровень оплаты труда, проблемы трудоустройства членов семей, а также несовершенная нормативно-правовая база создают серьезные проблемы на пути реализации данных программ. И на сегодняшний день данные программы неэффективны.
Принимая во внимание изложенное, авторы полагают, что миграционное обеспечение рынка труда Амурской области и ЕАО будет осуществляться за счет трудовых мигрантов из КНР, причем до 2020 г. численность китайских рабочих будет увеличиваться, к 2020—2025 гг. стабилизируется, а с 2025 г. — начнет сокращаться.
В заключение хотелось бы отметить, что, несмотря на относительную выгодность использования иностранной рабочей силы, масштабы ее
привлечения в любом регионе должны соотноситься с требованиями национальной безопасности. Иностранных работников должно быть столько, сколько требует экономическое развитие региона. При этом следует исходить из того, что первоочередное право на трудоустройство должно принадлежать местному населению, иностранная рабочая сила должна рассматриваться как дополнительный источник трудовых ресурсов.
Список литературы
1. Динамика миграционных процессов на территории Амурской области: записка / Амурстат. Благовещенск, 2010. 23 с.
2. Занятость и безработица в Амурской области в 2009 году: записка / Амурстат. Благовещенск, 2010. 56 с.
3. Использование иностранной рабочей силы на рынке труда Амурской области в 2009 году: записка / Амурстат. Благовещенск, 2010. 50 с.
4. Малаха И. А. К вопросу о влиянии миграционных процессов на экономическую безопасность // Использование иностранной рабочей силы в России: проблемы и перспективы (мат-лы круглого стола) / отв. ред. Б. А. Хейфец. М.: ИМЭПИ РАН, 2005. С. 38-43.
5. Мотрич Е.Л., Найден С. ^.Влияние социально-демографической ситуации на трудовую миграцию: Дальневосточный вектор. URL: http://www.nstitutiones.com/general/1509-tradovaya-migraciya.html.
6. Мотрич Е.Л. Демография и миграционная ситуация в Дальневосточном федеральном
округе // Вестник ДВО РАН. 2004. № 6. С. 101-110.
7. Мотрич Е.Л., Найден С.Н. Влияние социально-демографической ситуации на трудовую миграцию // Проблемы прогнозирования. 2009. № 5. С. 134-146.
8. О сферах деятельности предприятий с участием иностранного капитала и привлечении иностранной рабочей силы: Записка. Амурстат. Благовещенск, 2010.41с.
9. СедловА. Проблемы миграционного обеспечения экономического развития Дальневосточного федерального округа. URL: http://www. inecon.ru/tmp/Article_DFO.doc.
10. Тайорова М.А., Мищук С.Н. О программе содействия переселению соотечественников в Еврейскую автономную область / Современные проблемы регионального развития: мат-лы III Межд. науч. конф. Биробиджан, 22—24 ноября 2010 г. / под ред. Е. Я. Фрисмана. Биробиджан: ИКАРП ДВО РАН - ГОУ ВПО «ДВГСГА», 2010. С. 200-201.
И. ТопилинА.В., Парфенцева O.A. Перспективы трудовой миграции в России: от количественных к качественным параметрам. М.: МАКС Пресс, 2008. 107 с.
12. Труд и занятость в Еврейской автономной области: стат. сб. Еврстат. Биробиджан, 2010. 112 с.
13. Чжэн Цзычжэн: Китаю не хватает рабочих. URL: http://www.chinapro.ru/rubrics/5/4963/.
14. Численность и миграция населения Российской Федерации в 2009 году URL: http://www. gks.ru/bgd/free/bl0_107/Main.htm.