МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ФРАНЦИИ А.Т. Рыспаева, магистрант
Кыргызско-Российский Славянский университет имени Б.Н. Ельцина (Кыргызстан, г. Бишкек)
DOI:10.24412/2500-1000-2021-4-2-126-130
Аннотация. Статья посвящена анализу современного миграционного фона Франции. Актуальность проблем объясняется интенсификацией процессов интеллектуальной миграции на современном геополитическом пространстве, вследствие чего неизбежно меняется этноконфессиональный состав региона. Перед многими государствами встала задача адаптации мигрантов и их интеграции в общеевропейское пространство. Проблема актуальна не только в странах ЕС. Основой эффективной модели регулирования трудовой миграции является комплексный анализ природы миграционного фона. Автор выделяет этапы формирования миграционных потоков во Францию. Особое внимание уделено факторам, привлекающим мигрантов так называемый «традиционный» центр иммиграции, и целям, которые преследуют мигранты.
Ключевые слова: миграционная политика, трудовая миграция, политика, Франция, ЕС.
Одним из острых социальных вопросов во Франции является проблемы имигра-ции. Перепись населения в начале 20 века, выявила, что 8% населения являются иммигрантами, но эти данные не точны, потому что есть иммигранты, которые всячески уклонялись от переписи. Во многом это связано не только с попустительством французских властей по отношению к мигрантам, в основном из бывших колоний, но и с вступлением Франции в Шенген-скую зону, что позволило перетекать сюда нелегалам из других европейских стран.
Активная арабская иммиграция сформировала во Франции мощную мусульманскую общинну. Внутри страны функционируют исламские диаспоры, религиозные и общественные объединения мигрантов. Франция столкнулась с целым рядом проблем, к которым можно отнести международный терроризм и экстремизм. Французские иммигранты имеющие арабские и африканские корни, которые являются преданными нормам ислама оказались в культурной и социальной изоляции, и это может привезти к неблагоприятным последствиям для всего французского общества и государства. По этой причине решение проблемы иммиграции во Франции является одним из ключевых вопросов повестки дня последних нескольких лет.
В 2017 г. миграционная тематика заняла одно из наиболее видных мест во французской политической жизни, о чем лишний раз свидетельствовал выход лидера «Национального фронта» Марин Ле Пен во второй тур президентских выборов. Однако победу, как известно, одержала не она, а неожиданно ворвавшийся на политическую сцену Эммануэль Макрон [1].
Я хотела остановиться на мерах, которые были предложены президентом Эммануэлем Макроном, и как его программа воплощалась в жизнь. Макрон в своей президентской программе говорил о миграционном кризисе с которым столкнулась Европа, и важнейшей роли Франции. Макрон предложил принять следующие меры:
- Из всех видов миграционной политики отдавать приоритет «политике интеграции»;
- Повысить «иммиграцию знаний», чтобы улучшить научно-экономическое развитие страны и установить тесные профессиональные контакты с другими странами;
- Взять на себя справедливую долю беженцев, которые находятся сейчас на границах и не принимаются в других странах;
- Европа должна защищать свои границы и уважать свои ценности. Идея о возвращении к национальным границам не-
приемлема; евроинтеграция должна усиливаться.
Меры которые предлагал Макрон по решению миграционного вопроса, были довольно умеренными, но с приходом к власти, приоритеты миграционной политики изменились, стали более решительными.
Эммануил Макрон заявил, что регулирование и ограничение миграционных потоков будут одним из приритетных направлений его деятельности в ближайшие пять лет 2. Первым шагом на посту президента в этом направлении, стала отправка 150 полицейских жанадармов на север Франции - Кале, с целью предотвращения скоплений мигрантов. Параллельно перед правительством была поставлена задача -провести полноценную реформу в сфере иммиграции и предоставления права убежища.
Премьер-министр Эдуард Филлип предоставил 12 июля 2017 года план «Гарантированное право на убежище и лучше контролировать миграционные потоки», план носил более репрессированный характер, чем предвыборная программа партии «Вперед!» и ее кандидата. В дальнейшем вышли два циркуляра Министерства Внутренних дел, в которых делался акцент на депортации нелегальных мигрантов (ноябрь, декабрь 2017года), за ним последовал «Закон о контролируемой иммиграции, эффективном праве беженцев и успешной интеграции», данный закон был принят обеими палатами парламента весной и летом 2018 года. И включал следующие меры:
- Сокращение от одного месяца до 15 дней срока подачи апелляции в Национальный суд по правам беженцев (Cour nationale du droit d'asile, CNDA);
- Увеличение срока задержания для проверки вида на жительство с 16 до 24 часов;
- Удвоение продолжительности содержания под стражей нелегальных мигрантов, которым грозит депортация с 45 до 90 дней;
- Сокращение срока подачи заявления на предоставление убежища со 120 до 90 дней после въезда во Францию и ускорен-
ное выдворение с территории Франции определенных категорий лиц, которым было отказано в предоставлении убежища [2].
Предвыборная умеренность Эммануил-ла Макрона по отношению к мигрантам, и меры по направлению на их интеграцию во Французское общество, превратились ужесточающие меры. С территории Франции в 2017 году, число выдворенных мигрантов, выросло на 14,6% относительно прошлого года, а количество иностранных граждан, которым было отказано в во въезде во Францию, выросло на 34%.
Первоначальные обещания по решению проблем иммиграции и реальной политикой Э. Макрона разняться, его предвыборная компания строилась на центристской платформе, и умеренные миграционный курс соответствует мнению большинства французских граждан. Кризис миграци-оннного вопроса требует решительных мер власти, проведение более жесткой миграционной политики являются прагматичным решением в сложивщейся ситуации, хотя и противоречит первоначальной предвыборной риторике.
Для комплексного решения миграционных вопросов Макрону необходимо добиться изменения миграционной политики в целом наднациональном уровне. Разрешить разногласия между между Францией и Германией с одной стороны и членами «Вышеградской группы». Франция и Германия требует равномерного распределения мигрантов между всеми странами ЕС, а члены «Вышеградской группы выступают против. Победа в данном вопросе позволило бы разгрузить ее миграционный коллапс и была выгодна Франции. Макрон прилагает большие усилие в этом вопросе, и это могло бы способствовать разрешению миграционной проблемы. Взвешанная и продуманная политика над национальном уровне позволило бы облегчить общественно-политическую ситуация в стране, и укрепить положение действующего президента [2].
«Мы хотим вернуть контроль над нашей миграционной политикой для защиты суверенитета. И будем бороться со злопо-употреблением правом на убежище и не-
легальной миграцией» - заявил премьер-министр Франции Эдуард Филлипп 6 ноября 2019 года. Франция таким образом пытаеться ограничить в страну мигрантов и сократить социальную поддержку, тем кто уже находиться во Франции.
Убежище во Франции в прошлом году попросили более 123 тысяч человек, на 22,7% больше, чем годом ранее. Чаще всего убежище запрашивали граждане Афганистана, Албании и Грузии. Несмотря на относительно мягкую миграционную политику, в среднем убежище во Франции получает лишь каждый четвертый мигрант [2].
По данным Национального института экономики и статистики Франции, иностранные граждане сегодня составляют 7,1% населения страны или 4,8 млн человек. Еще 1,7 млн человек имеют французские паспорта, но родились за границей, в основном в бывших колониях, а всего родившиеся за границей, но живущие во Франции составляют 8,2 млн человек или 12,3% населения [3].
Парламент обсудит предложения правительства о миграции в 2020 году. Филипп озвучил следующие идеи:
- Привлечение профессиональных мигрантов. Сейчас во Франции каждый год выдается лишь 33 тысячи разрешений на временное проживание для представителей нужных стране профессий. Правительство собирается изменить эту ситуацию: составить список наиболее нужных профессий и установить для каждой квоту на привлечение мигрантов из-за рубежа.
- Увеличение числа студентов, которые обучаются во Франции, до полумиллиона человек к 2027 году. Это рост вдвое по сравнению с нынешним числом студентов, и как подчеркнул Филип, это делается "ради укрепления культурного и научного влияния нашей страны".
- Ликвидация и переселение лагерей мигрантов из северо-восточной части Парижа. Это, по обещанию главы МВД Франции Кристофа Кастанера, должно быть сделано уже к концу года. Сейчас в парижских лагерях, по разным данным, живут от полутора до 3 тысяч человек.
- Открытие трех новых лагерей размещения беженцев. Один из них точно будет в Лионе, а другой в Бордо.
- Усложнение процедуры получения гражданства Франции для беженцев: от них будут требовать лучшего знания французского языка.
- Усложнение доступа к получению социальных выплат, в частности бесплатной медицинской страховке. Беженцы, которые просят о политическом убежище, получат возможность пользоваться ей лишь через три месяца после подачи заявления, а не сразу, как сейчас.
- Обладатели просроченных виз, видов на жительство и те, кому было отказано в убежище, смогут пользоваться государственной страховкой и прочими социальными благами лишь на протяжении 6 месяцев, а не года, как сейчас.
- Более жесткая политика высылки мигрантов в страны, откуда они изначально приехали. Сейчас это часто бывает сложно сделать, потому что страны отказываются принимать своих граждан, если у них нет действительных документов [3].
Нелегальные мигранты согласно официальному отчету 2020 года обошлись французским налогоплательщикам 6,6 млрд. евро, согласно данным было зарегистрировано 150000 заявлений о предоставлении убежища и предоставлено 276 576 видов на жительство.
Счетная комиссия отметила, что Франция принимает меньше по законным каналам, чем остальные европейские страны, такие как Германия, Великобритания или Швеция. Число нелегальных мигрантов и просителей убежища, которые она получает, остается высоким - сообщает газета Figaro.
В докладе говорится, что в прошлом году « было зарегистрировано 154 620 заявлений о предоставлении убежища, что ставит Францию на вершину стран Европейского Союза, и ее система предоставления убежища подвергается сильному давлению».
В докладе отмечается, что «Государственные расходы, связанные с этой политикой, оцениваются в 6,57 млрд. евро в 2019, что составляет 1,41% от валовых расходов
общего бюджета, что примерно на 48% по сравнению с 2012»:
- Большое количество мигрантов, ищущих убежища, способствовало увеличению расходов на иммиграцию,
- На государственную медицинскую помощь мигрантам приходится пятая часть увеличения государственных расходов.
- Статистика опубликованная Ассамблеей французских департаментов (ADF) прошлой осенью, показала, что французские налогоплательщики тратят два миллиарда евро в год на поддержку мигрантов, которые называют себя несовершеннолетними.
- Каждый "несопровождаемый мигрант" стоит французским налогоплательщикам около 50 000 евро [2].
В Германии исследование, проведенное институтом судебной медицины Мюнсте-ра в 2019 году, показало, что почти половина мигрантов, которые утверждают, что им меньше восемнадцати лет, являются взрослыми. Вполне вероятно, что так было и во Франции [3].
Франция впервые установит квоты на число рабочих-иммигрантов из-за пределов Европейского Союза.
Об этом заявила во вторник министр труда Франции Мюриэль Пенико, сообщает «Европейская правда» со ссылкой на Reuters.
Премьер-министр Франции Эдуар Филипп заявил в прошлом месяце, что он не против введения квот для мигрантов, что является частью усилий его правительства с целью успокоить избирателей, которых перетягивают ультраправые политические конкуренты.
«Наш приоритет - помочь французам вернуться на рынок труда. Также это чтобы приветствовать беженцев и дать им возможность найти работу», - сказала Пе-нико.
«Если все-таки будет необходимость, в интересах страны и интересах компаний, мы привлечем людей, которые нам нужны, в зависимости от их профессии и квалификации», - добавила она [4].
Однако в современном мире власть на национальном уровне уже не обладает прежними возможностями для создания эффективных инструментов интеграции иммигрантов: экономика Франции и ее рынок труда развиваются по законам глобальной экономики, многочисленные предприятия, обеспечивавшие занятость, выведены в страны с дешевой рабочей силой, сокращается система социального обеспечения, падает уровень образования, снижается роль школы в качестве одного из основных инструментов социализации подрастающих поколений. Власть не может решить проблемы беднейших, превращающихся в гетто кварталов. Все это создает предпосылки для дальнейшего стихийного складывания во Франции не свойственной ее обществу мозаичной многокультурной структуры [5].
Проблема легальной и нелегальной миграции является острой и важной проблемой для общества и всей Франции, активная миграция арабов и африканцев, породила протестные настроения в обществе, как и коренных жителей так и мигрантов, подрывает политическую и экономическую стабильность в стране, служит причиной межнационального и межрелигиозного насилия.
Библиографический список
1. https://intemationalstudies.ru/migratsionnaya-politika-emmanuelya-makrona-v-pervyj-god-prezidentstva/
2. https://www.currenttime.tv/a/france-migrants-emigration-ban/30256254.html.
3. https://www.dreuz.info/2020/05/10/macron-champion-de-limmigration-illegale-a-depense-66-milliards-deuros-pour-les-migrants-en-2019/
4. https://www.epravda.com.ua/rus/news/2019/11/5/653369/
5. Новоженова И.С. Французская модель интеграции иммигрантов и мультикультура-лизм // Актуальные проблемы Европы. - 2011. - №4. - С. 117-139.
FRANCE MIGRATION POLICY A.T. Ryspaeva, Graduate Student
Kyrgyz-Russian Slavic University named after B.N. Yeltsin (Kyrgyzstan, Bishkek)
Abstract. The article is devoted to the analysis of the current migration background in France. The urgency of the problems is explained by the intensification of the processes of intellectual migration in the modern geopolitical space, as a result of which the ethno-confessional composition of the region inevitably changes. Many states are faced with the task of adapting migrants and integrating them into the pan-European space. The problem is relevant not only in the EU countries.. The basis of an effective model for regulating labor migration is a comprehensive analysis of the nature of the migration background. The author identifies the stages of the formation of migration flows to France. Special attention is paid to the factors that attract migrants to the so-called "traditional" immigration center, and the goals that migrants pursue.
Keywords: migration policy, labor migration, politics, France, EU.