УДК 008:796.42
С. С. Рыков
аспирант (5.10.1), ст. преподаватель
Челябинский государственный институт культуры, Челябинск, Россия
E-mail: crab-78@mail.ru
МИФОТВОРЧЕСТВО В ЛЮБИТЕЛЬСКОМ МАРАФОНСКОМ БЕГЕ: КУЛЬТУРНЫЕ РЕСУРСЫ СТОРИТЕЛЛИНГА
Рассмотрен феномен любительского марафонского бега с позиций сторителлинга - конструирования мифа, легенды, истории бегунов и марафонских состязаний. Подобные наррати-вы предстают в качестве символического ресурса, воздействующего на восприятие любительских марафонов среди широкой аудитории. В статье приводятся истории первых марафонских забегов, дается анализ ярких событий в мире любительского бега, подчеркивается роль личности бегунов в развитии марафонского движения как массовой культурной практики. Доказывается востребованность символического ресурса легендирования, обеспечивающего культивирование героев (герои для подражания) как мотивирующего стимула для последователей. Особое внимание уделяется героическим, драматическим и комическим нарративам, лежащим в основе истории личностного поступка (вызов самому себе). Основываясь на представленных историях, автор обозначает два типа влияния личности на развитие марафонского бега: структурно трансформирующее, при котором в результате личностного участия меняются правила проведения марафона, и субъектно мотивирующее, когда личностный потенциал бегуна, его индивидуальная история выступают вдохновляющим стимулом для современников и последующих поколений.
Ключевые слова: сторителлинг, биографический нарратив, любительский марафонский бег, история спорта, культура вызова, роль личности
Для цитирования: Рыков, С. С. Мифотворчество в любительском марафонском беге: культурные ресурсы сторителлинга / С. С. Рыков // Вестник культуры и искусств. - 2023. -№ 1 (73). - С. 69-76.
Обращение к проблематике мифа традиционно связывается с изучением прошлого, глубинных оснований и пластов осмысления бытия. Вместе с тем понятие мифотворчество в последние годы все больше приобретает характер актуальной коммуникативной технологии (мифы массовой культуры, мифология медийных и рекламных образов) или трактуется с прагматических (преимущественно маркетинговых) позиций и PR-подходов.
В контексте осмысления бега заслуживает внимание масштабная работа, проделанная С. В. Канныкиным. Обращаясь к корпусу текстов мифологического характера (культура Древней Греции и Древнего Египта, американская, индейская, славянская, народов Крайнего Севера, романских племен, кельтская и иудей-
ская), он предлагает выделять космологические, биологические и социальные «регистры осмысления бега в мифе»:
- бег в космологии мифа;
- бег как способ добывания пищи;
-бег как социальный лифт и способ сохранения статуса;
-бег как критерий отбора брачного партнера;
- бег как компонент воинской деятельности;
- бег как компонент обряда;
- бег как признак нечисти, злых духов, одержимости;
- бег как способ стяжания славы [5].
Однако, на наш взгляд, при обращении к
феномену любительского марафонского бега интерес может представлять конструирование особого ресурса мифотворчества, в хорошем
69
смысле «эксплуатирующего» нарративные конструкции легенд, культивирования героев-бегунов, необычных историй и ситуаций, в некотором роде расширяющие символическое поле восприятия любительских марафонов (не замыкая его в границах лишь профессионально значимых компонентов).
В данном случае нам представляется возможным обращение к технологиям сторител-линга, активно используемым, например, в продвижении туристических объектов [2], пространстве культурной географии или так называемой мифогеографии [10].
Несмотря на то, что самый первый марафонский забег, давший начало такому большому современному общественному явлению, как любительский марафон, случился в 490 г. до н. э., история официальных соревнований по этому виду легкой атлетики насчитывает всего 126 лет. Очень спорная, не подтвержденная учеными в качестве исторического факта легенда о греческом гонце Фидиппиде, якобы пробежавшем от города Марафона до Афин, чтобы сообщить о победе греков над персами, ждала своего продолжения почти 2400 лет.
Впрочем, возможно, что эта история никогда бы не получила такого развития и осталась просто в числе прочих в рукописях Геродота и Плутарха, известной только узким специалистам по Древней Греции, если бы не Пьер де Кубертен - «отец» современных Олимпийских игр. Занимаясь организацией первой Олимпиады, прошедшей на родине игр в Афинах, он поддержал идею Мишеля Бреаля о включении в программу соревнований забега от Марафона до Афин. В настоящее время исследователи склоняются к тому, что Фидиппида посылали в Спарту за помощью в битве, как это описал современник событий Геродот, а не из Марафона в Афины, о чем упоминается более чем через 500 лет у Плутарха. Главный редактор популярного бегового журнала «Марафонец» Дмитрий Кулаков отмечает это противоречие, остроумно называя его «сиквелом легенды Геродота» [7]. Если бы Мишель Бреаль был знаком с первой версией, никакого забега наверняка бы не случилось, так как в этой интерпретации событий речь идёт не о 40 км от Марафона до Афин, а о более чем 240 км до Спарты.
Как бы то ни было, красивая легенда о Фи-диппиде стала частью первых Олимпийских игр современности, и начиная с 1896 г. в олимпийской программе, а впоследствии и на других соревнованиях, появился марафонский бег, быстро ставший популярным и создавший уже новых героев, которые в свою очередь помогли ему закрепиться в качестве новой беговой дисциплины в легкой атлетике.
Роль личности в истории бесспорно велика, а в истории марафонского движения роль выдающихся участников возможно даже гипертрофированно завышена. По сути, история Фидиппида - единственная по-настоящему легендарная, а все последующие примеры являются классическими биографическими нар-ративами. По мнению А. Н. Алексеева, «любая информация в биографическом нарративе есть жизненное свидетельство, а не свидетельское показание» [1, с. 19]. Применительно к нашей проблеме это означает, что каждый марафонец, добежавший до финиша, совершает значимый поступок, свой личный подвиг, знаменуя тем самым своеобразную победу над собой. Чтобы в последующем это стало легендой, вдохновляющей других, выступающей основой личностной мотивации последователей, необходимы какие-то дополнительные условия и факторы, усиливающие эффект восприятия такого события. Разберём несколько историй, которые (каждая по-своему) сделали марафонский бег одним из самых массовых спортивных любительских явлений на планете.
Пьер де Кубертен, возрождая Олимпийские игры, настоял, чтобы важнейшим условием отбора на них был непрофессионализм участников. Поэтому первые олимпийские марафонцы особенно интересны в контексте рассмотрения их как мотивирующего фактора для бегунов-любителей. Так, первым официальным победителем марафона стал Спиридон Луис, греческий водонос. Разумеется, в то время никто не знал об анаэробном пороге, неизбежной «стене» на 35-м километре, важности сохранения темпа по всей дистанции, пополнении водного баланса и других важных факторах преодоления марафона. Поэтому фавориты первого забега не рассчитали силы и сошли с дистанции. Победу в первом марафоне одержал
70
абсолютный любитель, и для развития бега это стало наилучшим исходом - уже через год, в 1897 г., на волне олимпийского успеха, в Бостоне был организован марафонский забег, давший старт, пожалуй, самым авторитетным по сей день любительским соревнованиям по бегу на 42 км 195 м.
Через 8 лет, в 1904 г., в Сент-Луисе проводились третьи Олимпийские игры, на которых олимпийский марафон вполне мог прекратить свое существование. Победителем стал американец Томас Хикс, показав итоговое время на 30 минут медленнее, чем у Спиридона Луиса. Ошибки организаторов и незнание ими базовых моментов функционирования организма при преодолении длинной беговой дистанции в жаркую погоду привели к тому, что около половины участников сошли с дистанции от обезвоживания, а добежавшим пришлось проявлять изобретательность. Впрочем, благодаря именно их изобретательности марафон 1904 г. стал по-настоящему «легендарным» и обсуждаемым до настоящего времени. Фред Лорз прибежал первым, получил награду, но через несколько минут лишился ее, так как стало известно, что почти половину дистанции он проехал на попутной машине. Победу присудили второму участнику - Томасу Хиксу. На современном марафоне победу отняли бы и у него: за несколько километров до финиша он начал терять сознание, и тренер, чтобы активизировать центральную нервную систему, дал ему выпить 1 мг стрихнина (популярный в те времена крысиный яд), растворенного в бренди. После финиша чемпиону потребовалась помощь врачей.
В этой марафонской истории совсем мало спорта, но нельзя отрицать, что и негативная повестка события несомненно поменяла отношение к марафону, при том что результаты 1904 г. едва не привели к его отмене на последующих играх. Во многом повлияла она и на популярность бега в обществе, показав организаторам, что при планировании марафонского забега требуется соблюдение особых условий.
Олимпиада 1908 г. в отношении марафона стала полной противоположностью предыдущей. Во-первых, в Лондоне случилось важное событие: по просьбе королевской семьи старт перенесли под балкон Виндзорского дворца, и
длина олимпийского марафона впервые стала не 40 км, а 42,195 км (фактор удобства для титулованных зрителей), что впоследствии закрепилось в качестве официальной длины этого вида спорта на всех соревнованиях.
Вторым важным моментом лондонского олимпийского марафона, повлиявшим не только на развитие марафонского бега, но и на весь любительский спорт в целом, стало поражение итальянца Дорандо Пьетри. Лидировавший на финише с большим отрывом, он на последних 500 метрах потерял пространственную ориентацию и, вбежав на стадион, начал двигаться в обратном направлении. После того, как ему указали на ошибку, он упал из-за судорог в ногах и не мог сам подняться. Судьи несколько раз помогали Пьетри встать, и в итоге он финишировал первым, но из-за самого наличия этой помощи его результат был аннулирован (победителем стал американец Джон Хейз, не подозревая, что его результат - 2 часа 55 минут 18 секунд - навсегда останется как самый первый результат классической марафонской дистанции 42,195 км). Свидетелями последних метров Пьетри были зрители полностью заполненного олимпийского стадиона, поэтому его дисквалификация вызвала серьезный общественный резонанс, усиленный участием знаменитого Артура Конан Дойла, опубликовавшего статью в газете о подвиге итальянского бегуна. Пьетри прославился на весь мир, получил утешительный кубок от болельщиков, а Пьер де Кубертен сказал о нем фразу, навсегда ставшую символом всего любительского спорта: «Главное не победа, а участие!».
Через год Хейз предложил реванш, Пьетри прибыл в США и уверенно выиграл. Забег двух самых обсуждаемых на тот момент марафонцев собрал зрителей больше, чем на Олимпиаде, и, по всей видимости, эта легендарная история поражения стала важнейшим событием в становлении марафонского любительского движения, после которого интерес к нему только усиливался.
Каждый следующий олимпийский чемпион добавлял свою «лепту» в конструирование «Большой истории» как особого символического ресурса, делая марафонский забег одним из самых интересных и популярных видов на
71
играх. Так, алжирец Бугера Эль-Уафи, выступавший за Францию, победил в 1928 г. и был фаворитом на следующей Олимпиаде, но его не допустили из-за участия в коммерческих стартах между играми, когда он, гастролируя с цирком, соревновался в беге с животными и потерял в связи с этим статус любителя. Или одаренный аргентинец Хуан Карлос Сабала, поучаствовавший всего в 5 марафонах за всю жизнь. Добежал до конца он только в двух из них, но один раз это была победа на Олимпиаде в Лос-Анджелесе, а второй - рекорд трассы Ко-шицкого марафона на 20 следующих лет.
История Абебе Бикилы стала, пожалуй, самой выдающейся (пока) за всю историю марафонов. Эфиопский бегун бежал олимпийский марафон в Риме в 1960 г. Спонсоры - компания Adidas - не смогли перед стартом подобрать ему подходящую обувь, и Бикила побежал босиком, победив тем не менее с мировым рекордом. Провал менеджмента известного бренда усилился, когда через 4 г. на Олимпиаде в Токио Абебе Бикила снова победил, улучшив свой же рекорд на три минуты (2 часа 12 минут 11 секунд), участвуя в обуви конкурирующего бренда ASICS. Бикила стал первым чернокожим африканцем, победившим в олимпийском марафоне и оказавшим громадное влияние на развитие бега во многих африканских странах (сейчас, спустя полвека, кажется невероятным, чтобы на любом крупном марафоне победил спортсмен не из Африки). Во многом влияние победы Абебе Би-килы усиливалось именно этим символическим эффектом истории победы.
Следующее (по хронологии) поворотное событие - участие в Бостонском марафоне 1967 г. Катрин Швитцер. Она не была первой женщиной на марафоне, но именно после ее участия произошли коренные изменения в женской легкой атлетике. До этого момента существовало официальное мнение, подкрепленное тренерами и медиками, что женский организм не способен справиться с нагрузкой, которую испытывает во время бега на длинные дистанции (и которая, по мнению специалистов, почти гарантированно приводит к бесплодию). Борьба с гендерными стереотипами общества сделала женский бег одной из форм эмансипации в XX в., что нашло отражение в ряде современ-
ных исследований [4; 6].
Швитцер при регистрации не указала пол и смогла выйти на старт и какое-то время бежать в толпе среди мужчин, пока организаторы не заметили ее. Кадры, как один из организаторов марафона пытается силой выгнать ее из потока бегущих людей, а мужчины вокруг заступаются и оставляют в забеге, появились во всех ведущих газетах. Неожиданно для организаторов общественное мнение не осудило «мошенницу» Швитцер, а наоборот, поддержало, что позволило ей начать борьбу за права женщин в легкой атлетике. Результатом таких действий стало то, что через пять лет, в 1972 г. впервые в истории спорта на старт Бостонского марафона официально вышли женщины. Первой победительницей женского марафона стала Нина Кущик. Международный олимпийский комитет, известный своей консервативностью, не решался на этот шаг еще 12 лет, но в 1984 г. в Лос-Анджелесе женщины впервые поучаствовали в олимпийском марафонском забеге.
XXI в. характеризуется мощнейшим доминированием в марафонском беге спортсменов из Африки (и в первую очередь из Кении). Проанализировав результаты шести крупнейших мировых марафонов, входящих в серию World Marathon Majors (Бостонский, Лондонский, Берлинский, Чикагский, Нью-Йоркский и Токийский), можно говорить о следующем распределении. За 22 года XXI в. марафоны-«мэйджоры» состоялись 121 раз: в 2020 г. пять забегов (кроме Лондонского) были отменены из-за пандемии COVID-19, а Токийский присоединился к престижной серии только в 2013 г. Марафонцы-мужчины из Кении и Эфиопии суммарно одержали победы в 105 забегах из 121, что составило 86,7 %. Женщины из этих стран были первыми 83 раза (68,6 %). При этом отдельно мужчины из Кении побеждали 78 раз (64,4 %), а женщины - 49 (40,5 %). Для сравнения: в XX в. в этих марафонских забегах африканские спортсмены побеждали в 50 случаях из 337 (14,8 %).
При таком подавляющем преимуществе кенийских марафонцев над бегунами остального мира в XXI в. быть среди них безусловным «первым номером» и непререкаемым авторитетом очень сложно. Таким человеком является
72
Элиуд Кипчоге - двукратный олимпийский чемпион (2016 и 2020 гг.), 12-кратный победитель «мэйджоров» (по 5 раз в Берлине и Лондоне и по одному в Чикаго и Токио), обладатель действующего рекорда в марафоне (2 часа 1 минута 9 секунд на забеге в Берлине в 2022 г.). Кроме завоеванных титулов заслугой Кипчоге стало то, что в 2017 г. он привлек к теме марафонского бега небывалое прежде внимание, приняв участие в проекте Breaking2. Участники проекта - три лучших на тот момент марафонца -несколько месяцев готовились к тому, чтобы при помощи новейшей экипировки, передовых методик тренировки, подбора идеальной трассы, сменяющихся пейсмейкеров для поддержания темпа пробежать 42,195 км менее чем за два часа. Учитывая, что это должно было стать на 2,5 минуты быстрее действующего на тот момент рекорда, задача выглядела авантюрой. Несмотря на то, что в случае успеха рекорд бы не стал официально признанным, проект привлек внимание всего мира, а на канале National Geographic вышел документальный фильм о нем. В итоге Кипчоге, единственный из трех участников, добежал в нужном темпе до финиша за 2:00.25. Через 2 года в Вене он повторил попытку и на этот раз выбежал из двух часов, что также не было признано официально, хотя за забегом пристально следили во всем мире, а спонсоры выпустили экипировку со знаковым принтом «1.59».
Обилие титулов - не главное достижение Кипчоге. Лучший на данный момент марафонец заслуженно является «идеальным лицом» современного бега. В вышеупомянутом фильме Breaking2 он говорит:
- Главное в жизни - быть счастливым! Я верю в спокойную, простую, скромную жизнь. Надо жить скромно, усердно тренироваться и быть порядочным. Так ты останешься свободным.
То, что сказанное им не просто декларируемые мотивационные призывы, но своеобразная философия человека-легенды, доказывает вся его жизнь. Победы в значимых забегах, контракты с крупными спортивными брендами, художественный фильм-биография «Кипчоге. Последний рубеж» сделали его очень обеспеченным человеком. При этом он остался жить на родине, пытается сделать Кению центром
подготовки элитных марафонцев всего мира, охотно тренирует молодежь, хороший семьянин и идеальный спортсмен.
Ни один современный бегун не сравнится с Кипчоге по уровню влияния на марафонский бег, однако нельзя забывать, что он профессиональный спортсмен, и его результаты не может повторить пока ни один современник.
Но востребованность символического ресурса легендирования строится на том, что победители становятся образцом для подражания в марафонском движении. Рядовой любитель понимает, что уровня Кипчоге ему не достичь и равняться только на него нельзя, а потому -нужны и другие, пусть менее титулованные герои, проявившие себя доступным для последователей образом.
Очень показательна в этом плане фигура Юки Каваучи, японского марафонца, известного в мире бега как citizen runner. Свое прозвище «городской бегун» получил за то, что после окончания университета никогда не работал с тренером и не был участником какой-либо команды. С 2009 по 2019 г. он работал на государственной службе, из-за чего не имел права получать деньги от спонсоров, тренировался по вечерам и в выходные, самостоятельно оплачивая участие в забегах. Самая типичная история современного марафонца-любителя с той лишь разницей, что у него есть достижения, которые вряд ли когда-то смогут превзойти элитные спортсмены. Каваучи феноменально одарен, и, в отличие от профессионалов, которые тщательно выбирают 3-4 марафона в год, соблюдая между ними солидное время для восстановления, он обычно планирует не менее 10 забегов, при этом каждый раз показывая очень хорошее время даже по меркам профессионалов. На данный момент у Каваучи более 100 марафонов со временем меньше 2 часов 20 минут. Много лет спонсоры и корпоративные команды пытались рекрутировать его в профессиональный статус, но на протяжении 10 лет Каваучи отказывался, тем самым разрушая шаблоны: тренировался в свободное от работы время, заявлялся на столько забегов, сколько мог себе позволить, и продолжал ставить рекорды. В 2018 г. Юки Каваучи в статусе абсолютного любителя победил на Бостонском марафоне, и о нем заговорил
73
весь мир. После этого достижения его начали считать претендентом в олимпийскую сборную Японии, и в 2019 г. он всё-таки ушёл с работы, став профессиональным спортсменом.
Его вклад в популяризацию любительского бега трудно переоценить - Каваучи стал живым примером некоего собирательного образа современного марафонца-непрофессионала. И если в 2024 г. на Олимпиаде в Париже он побежит марафонскую дистанцию в форме японской олимпийской сборной, можно уверенно говорить о том, что за него будут переживать болельщики всего мира как «за своего».
Современный мир переполнен информацией, и даже самые героические победы в марафонах, освещенные в новостных выпусках, не смогут долго держать внимание обывателей. Для этого организаторы привлекают на забеги хедлайнеров - известных людей, как правило, далеких от спорта. Так, марафонскую дистанцию преодолели актеры Райан Рейнольдс, Эдвард Нортон, Уилл Феррелл и многие другие, политики Джордж Буш младший и Доминик де Вильпен, музыканты Бьорн Ульвеус (АББА) и Аланис Моррисетт. Особняком стоит результат Алана Тьюринга, гениального ученого, пробежавшего в 1947 г. марафон за 2 часа 46 минут 3 секунды. Во-первых, это очень хороший результат уровня показателей элитных спортсменов того времени, а во-вторых, Тьюринг был крайне непопулярной фигурой в обществе и вряд ли привлекался организаторами как «звезда» забега. Тем не менее его результат, как и результаты других «непрофессионалов», зафиксированы историей, и их значимость для любителей бега очень высока.
Поскольку в данной статье нас интересует марафон не столько с организационно-институциональной точки зрения (как тип спортивного соревнования), сколько с позиций культуры вызова - «современного социокультурного феномена, ярко проявившегося в любительских марафонских забегах» [8, с. 30], то особенное внимание здесь уделяется нарративам, закладывающимся в основу личностного поступка:
Героический нарратив. Самый первый забег, с которого все началось, сразу являлся подвигом. Победа греков под Марафоном действительно была очень важной и, возможно,
даже переломной в многолетней войне с персами, но не это сделало Фидиппида героем, оставило память о нем на века, а то, что, сообщив новость афинянам, он умер. Находим подтверждение в описании «героя» у Михаила Бахтина: «Уничтожьте момент жизни смертного человека, и погаснет ценностный свет всех ритмических и формальных моментов» [3, с. 46]. С этого момента слово «марафон» неизменно ассоциируется с подвигом, трагедией и неслучайно стало символом преодоления в современном мире.
В дальнейшем любое завершенное участие в марафоне подходит под этот нарратив, а некоторые особенные победы, описанные выше, развивают его в дополнительных (не менее запоминающихся) вариациях.
Драматический нарратив. Говоря о драме в марафоне, нельзя не упомянуть события в Бостоне в 2013 г., когда на финише марафона после завершения дистанции подавляющим числом участников произошел теракт. От взрыва погибли трое зрителей и пострадали почти 300 человек. Это трагическое событие несомненно могло негативно повлиять на развитие бегового движения в мире. Поэтому особенно ценным стало то, что через месяц после описываемых событий более 2000 человек вышли на улицы Бостона и добежали прерванный взрывом забег, что несомненно еще более объединило марафонцев во всем мире, а также показало, что любительский бег выше и сильнее террористических атак.
Комический нарратив. Марафон - это преодоление, он не бывает простым. «Начинающий бегун и опытный марафонец абсолютно равны. Каждый сражается сам с собой: преодолеть дистанцию за пять часов - ничуть не легче, чем за три» [9, с. 7]. Из-за этого забавные эпизоды, происходящие во время забегов, так резко контрастируют с основной идеей бега на выносливость, что хорошо запоминаются и надолго становятся непременным фоном серьезного события. Например, история Сидзо Кана-кури, который на олимпийском марафоне 1912 г. остановился попить воды в доме по пути и неожиданно уснул от усталости и обезвоживания. После пробуждения он сразу уехал на родину, не сообщив организаторам. В 1967 г. ему было
74
предложено вернуться в Стокгольм, чтобы закончить эту дистанцию, и он добежал последние 10 км, получив официальный результат -54 года, 8 месяцев, 6 дней, 5 часов, 32 минуты, 20 секунд. Тем не менее в Японии он известен как «отец марафона», оказавший большое влияние на развитие этого вида на родине.
Другая история произошла в 1980 г. на бостонском марафоне, когда выяснилось, что победительница Рози Руис проехала большую часть на метро и пробежала только начало и ко -нец забега. Комичности в эту историю добавил тот факт, что Руис не планировала побеждать -она хотела закончить со средним результатом, но неправильно рассчитала время. Впрочем, и эта история повлияла на развитие бега: начиная со следующего года в крупных любительских забегах стали использовать электронные чипы.
Подводя итог и основываясь на представленных историях, мы можем говорить о двух типах влияния личности на развитие марафонского бега - структурно трансформирующем, при котором в результате личностного участия меняются правила проведения марафона, и субъектно мотивирующем, когда личностный потенциал бегуна, его индивидуальная история выступают вдохновляющим стимулом для современников и последующих поколений.
К первой группе относятся не только непосредственно бегуны, такие как Катрин Швит-цер, Абебе Бикила или Юки Каваучи, изменившие сами основы бега на выносливость, но и люди, повлиявшие на историю бега, находясь по другую сторону от беговой дорожки, - Пьер де Кубертен, королевская семья в Лондоне в 1904 г., Геродот и Плутарх, сохранившие для нас красивую легенду и др.
Ко второй группе по большому счету можно отнести любого, кто выходил на старт марафона и после добегал до его финиша. Каждая история преодоления марафонской дистанции -это история личной победы, и почти каждая из них становится для кого-то не меньше мотивирующей, чем олимпийские медали Кипчоге или Бикилы.
1. Алексеев, А. Н. К дискуссии о соотношении «субъективного» и «объективного» в биографическом нарративе / А. Н. Алексеев // Телескоп: журнал социологических и маркетинговых исследований. - 2012. - № 3. - С. 18-19.
2. Афанасьев, О. В. Сторителлинг де-стинаций как современная технология туризма / О. В. Афанасьев, А. В. Афанасьева // Современные проблемы сервиса и туризма. - 2017. - Т. 11. - № 3. -С. 7-24.
3. Бахтин, М. М. Автор и герой в эстетической деятельности // Собрание сочинений : в 7 т. Т. 1 / М. М. Бахтин. -Москва : Русские словари, 2003. -С. 45-183.
4. Дятлова, А. Восемь самых известных женщин в марафоне / А. Дятлова // Марафонец : журнал о беге, марафонах и триатлоне. - URL: htpps://marathonec. ru/8marathon_women (дата обращения: 27.01.2023).
5. Канныкин, С. В. Бег в мифе / С. В. Кан-ныкин // Культура и искусство. - 2021. -№ 3. - С. 10-22.
6. Канныкин, С. В. Цели, мотивы и коллизии женских беговых практик в свете гендерного подхода / С. В. Канныкин // Культура и искусство. - 2022. - № 12. -С. 32-54.
7. Кулаков Д. 40 км из Марафона в Афины или 240 км из Афин в Спарту: история Фидиппида / Д. Кулаков // Марафонец : журнал о беге, марафонах и триатлоне. -URL: htpps://marathonec.ru/istoriya-fidippida (дата обращения: 27.01.2023).
8. Рыков, С. С. Любительский марафонский бег в современной литературе: типы описания и рефлексия чтения / С. С. Рыков // Культура и искусство. -2022. - № 12. - С. 21-31.
9. Строфилов, Ю. Не про бег / Юрий Строфилов. - Москва : Манн, Иванов и Фербер, 2019. - 288 с.
10. Ширинкин, П. С. Туристское ле-гендирование как метод использования символических средств и ресурсов в развитии гуманитарного потенциала территории/П. С. Ширинкин// Философские науки. - 2016. - № 4. -С.103-112.
Получено 12.03.2023
75
Sergei S. Rykov
Post-graduate student (5.10.1), Senior Lecturer
Chelyabinsk State Institute of Culture and Arts, Chelyabinsk, Russia
E-mail: crab-78@mail.ru
Myth-making in Amateur Marathon Races: Cultural Resources of Storytelling
Abstract. This article considers the phenomenon of amateur marathon races from the standpoint of storytelling - the construction of myth, legend, history of runners and marathon races. Such narratives are presented as a symbolic resource influencing the perception of amateur marathons among a wide audience. The article cites the stories of the first marathon races, analyzes the bright events in the world of amateur running, emphasizes the role of the personalities of the runners in the development of the marathon movement as a mass cultural practice. It proves the relevance of the symbolic resource of legendization, providing the cultivation of heroes (heroes to follow) as a motivating incentive for followers. Particular attention is paid to the heroic, dramatic, and comic narratives underlying the story of personal action (the challenge to the self). Based on the stories presented, the author identifies two types of personal influence on the development of marathon running: structural-transformative - in which, as a result of personal involvement, the rules of the marathon change and subject-motivating - when the personal potential of the runner, his individual story act as an inspiring stimulus for contemporaries and subsequent generations.
Keywords: storytelling, biographical narrative, amateur marathon races, history of sports, challenge culture, the role of personality
For citing: Rykov S. S. 2023. Myth-making in Amateur Marathon Races: Cultural Resources of Storytelling. Culture and Arts Herald. No 1 (73): 69-76.
References
1. Alekseev А. N. 2012. On the discussion of the relationship between the "subjective" and the "objective" in the biographical narrative. Teleskop: zhurnal sotsiologicheskikh i marketingovykh issledovaniy [Telescope: Journal of sociological and Marketing research]. No 3: 18-19. (In Russ.).
2. Afanasev O. V., Afanaseva A. V. 2017. Storytelling of destinations as a modern technology of tourism. Service and Tourism: Current Challenges. Vol. 11. No 3: 7-24. (In Russ.).
3. Bakhtin M. M. 2003. Author and hero in aesthetic activity. Sobranie sochineniy [Collected works]. In 7 vol. Vol. 1. Moscow: Russian dictionaries, С. 45-183. (In Russ.).
4. Diatlova A. The eight most famous women in the marathon. Marafonets: zhurnal o bege, marafonakh i triatlone [Marathon Runner: a magazine about running, marathons and triathlons]. Available from: htpps://marathonec.ru/8marathon_women (accessed: 27.01.2023). (In Russ.).
5. Kannykin S. V. 2021. Running in a Myth. Kul'tura i iskusstvo [Culture and art]. No 3: 10-22. (In Russ.).
6. Kannykin S. V. 2022. Goals, motives and collisions of women's running practices in the light of gender approach. Kul'tura i iskusstvo [Culture and art]. No 12: 32-54. (In Russ.).
7. Kulakov D. 40 km from Marathon to Athens or 240 km from Athens to Sparta: the story of Phidip-pides. Marafonets: zhurnal o bege, marafonakh i triatlone [Marathon Runner: a magazine about running, marathons and triathlons]. Available from: htpps://marathonec.ru/istoriya-fidippida (accessed: 27.01.2023). (In Russ.).
8. Rykov S. S. 2022. Amateur marathon running in modern literature: types of description and reflection of reading. Kul'tura i iskusstvo [Culture and art]. No 12: 21-31. (In Russ.).
9. Strofilov Iu. 2019. Ne pro beg [Not about running]. Moscow: Mann, Ivanov and Ferber. 288 p. (In Russ.).
10. Shirinkin P. S. 2016. Tourist legendization as a method of using symbolic means and resources in the development of the humanitarian potential of the Territory. Filosofskie nauki [Russian Journal of Philosophical Sciences]. No 4: 103-112. (In Russ.).
Received 12.03.2023
76