Научная статья на тему 'ЛЮБИТЕЛЬСКИЕ БЕГОВЫЕ МАРАФОНЫ КАК СОБЫТИЕ: ОРГАНИЗАЦИЯ, КЛАССИФИКАЦИЯ И СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ЭФФЕКТЫ'

ЛЮБИТЕЛЬСКИЕ БЕГОВЫЕ МАРАФОНЫ КАК СОБЫТИЕ: ОРГАНИЗАЦИЯ, КЛАССИФИКАЦИЯ И СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ЭФФЕКТЫ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
627
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕГ / ЛЮБИТЕЛЬСКИЕ БЕГОВЫЕ МАРАФОНЫ / КЛАССИФИКАЦИЯ МАРАФОНОВ / СОБЫТИЕ / СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ЭФФЕКТЫ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Рыков С. С.

Анализируется развитие любительских беговых марафонов в современной культуре. Обосновывается положение о том, что участие в любительских марафонских забегах можно рассматривать как культурное событие и особый событийный этап в жизни участников. Подчеркивается, что именно эта особенность любительских беговых марафонов не только вывела их за рамки исключительно спортивного мероприятия, но и стала одной из главных причин значительного увеличения числа марафонцев-любителей в мире. Организаторы фокусируют внимание на исторических и природных особенностях региона, в котором проводится мероприятие, что позволяет считать любительские забеги одним из самых эффективных решений для развития местного туризма. Дается подробное описание системы организации беговых марафонов в мире, предлагается их авторская классификация: живописные марафоны, исторические марафоны, урбанистические марафоны, экстремальные марафоны и перформанс-забеги. Делается вывод об увеличении количества участников и разнообразии форм представленности любительских беговых марафонов в современной жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AMATEUR MARATHON RACES AS AN EVENT: ORGANIZATION, CLASSIFICATION AND SOCIAL-CULTURAL EFFECTS

The article analyzes the development of amateur marathon races in modern culture. The author substantiates the position that participation in amateur marathon races can be considered as a cultural event and a special eventful stage in the life of participants. This paper emphasizes that it is this feature of amateur races marathons that not only brought them beyond the scope of an exclusively sporting event, but also became one of the main reasons for the significant increase in the number of amateur marathon runners in the world. The author argues that the focus of the organizers on the historical and natural features of the region in which the event is held allows us to consider amateur races as one of the most effective solutions for the development of local tourism. The article provides a detailed description of the system of organization of races marathons in the world, their author's classification is proposed: scenic marathons, historical marathons, urban marathons, extreme marathons and performance races. The conclusion is made about the increase in the number of participants and the variety of forms of representation of amateur races marathons in modern life.

Текст научной работы на тему «ЛЮБИТЕЛЬСКИЕ БЕГОВЫЕ МАРАФОНЫ КАК СОБЫТИЕ: ОРГАНИЗАЦИЯ, КЛАССИФИКАЦИЯ И СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ЭФФЕКТЫ»

УДК 796.42

С. С. Рыков

аспирант (24.00.01), ст. преподаватель

Челябинский государственный институт культуры, Челябинск, Россия

E-mail: crab-78@mail.ru

ЛЮБИТЕЛЬСКИЕ БЕГОВЫЕ МАРАФОНЫ КАК СОБЫТИЕ: ОРГАНИЗАЦИЯ, КЛАССИФИКАЦИЯ И СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ЭФФЕКТЫ

Анализируется развитие любительских беговых марафонов в современной культуре. Обосновывается положение о том, что участие в любительских марафонских забегах можно рассматривать как культурное событие и особый событийный этап в жизни участников. Подчеркивается, что именно эта особенность любительских беговых марафонов не только вывела их за рамки исключительно спортивного мероприятия, но и стала одной из главных причин значительного увеличения числа марафонцев-любителей в мире. Организаторы фокусируют внимание на исторических и природных особенностях региона, в котором проводится мероприятие, что позволяет считать любительские забеги одним из самых эффективных решений для развития местного туризма. Дается подробное описание системы организации беговых марафонов в мире, предлагается их авторская классификация: живописные марафоны, исторические марафоны, урбанистические марафоны, экстремальные марафоны и перформанс-забеги. Делается вывод об увеличении количества участников и разнообразии форм представленности любительских беговых марафонов в современной жизни.

Ключевые слова: бег, любительские беговые марафоны, классификация марафонов, событие, социокультурные эффекты

Для цитирования: Рыков, С. С. Любительские беговые марафоны как событие: организация, классификация и социокультурные эффекты / С. С. Рыков // Вестник культуры и искусств. - 2022. - № 1 (69). - С. 94-103.

Введение

Бег - одно из первых телесно-чувственных переживаний на протяжении всей истории человечества. Некогда являясь средством выживания в суровой природной среде прошлого, в современной культуре данный вид активности, хотя и не связывается напрямую с сохранением жизни, но интерпретируется как в обыденном, так и в научном познании в качестве основы полноценного и здорового существования в гиподинамии общества благополучия («Движение - это жизнь!»). Будучи одним из самых простых умений, которым овладевает человек, рассматриваемое явление тем не менее открывает возможности для различных ценностно-смысловых ракурсов прочтения и изучения. Конечно, бег как объект исследования наиболее полно представлен в спортивной науке (физиологии, биохимии, теории и методике спорта и физической культуры, биомеханике), ориентированной на анализ выносливости человека,

специфические исследования в области постановки идеальной техники бега и др.

В настоящее время бег перестал быть узконаправленной темой научных исследований, ограниченной работами физиологов, спортивных тренеров и др. Современная наука исследует феномен любительского спорта на примере бега с позиций социологии, культурологии, философии [3-5; 8; 10; 11]. Именно спорт, по мнению О. В. Кильдюшова, может представать в оптике философии «как своеобразная "естественная" лаборатория мира модерна, на материале которой можно анализировать свойства социальных отношений» [5, с. 57].

Современный исследователь бега С. В. Кан-ныкин не просто считает, что «осмысление гуманистического потенциала непрофессионального стайерского бега и его социальной значимости является актуальной задачей современной философии, важной для понимания телесных практик и ценностно-смыслового компонента сознания

94

современного человека», но и предлагает говорить о «философии бега» как направлении философии спорта, исследующем различные аспекты влияния бега на бытие человека и общества [4].

В философском контексте нужно в первую очередь опираться на размышления ученых о телесности человека. Причем этот вопрос рассматривался не только современными исследователями, он имеет многовековую историю изучения. Оговоримся сразу, что философский дискурс телесности не выступает для нас в качестве непосредственного предмета изучения (вопрос слишком обширный для попутного решения в рамках данной статьи), но в философско-культурологической интерпретации бега невозможно игнорировать накопленный «багаж» наблюдений за телесной природой человека.

В философии понятие телесность традиционно рассматривалось с позиций обсуждения первичности тела по отношению к душе (своеобразным компромиссом здесь как раз может выступать известный афоризм «В здоровом теле - здоровый дух!»). По мнению Р. В. Мас-лова, современное состояние проблемы телесности человека, которая превратилась в междисциплинарную и находится на перекрестке психологии, философии, социологии и медицины, характеризуется тем, что складываются различные концепции телесности: антропология тела, онтология тела, социология тела и т. д. [6]. Современные исследователи предлагают использовать термин телоцентризм, полагая, что сегодня телесное бытие явно доминирует над духовным вследствие кризиса рационализма, на котором была построена значительная часть культуры ХХ в. [1]. Подтверждением тому становится настоящий расцвет индустрии тела: тату-салоны, фитнес-клубы, салоны красоты, пластическая хирургия и т. п. Бег является одним из самых популярных инструментов формирования тела и одним из самых доступных направлений этой индустрии, в связи с чем любительские марафонские забеги получают особую популярность в настоящее время.

Любительские беговые марафоны как

культурное событие и событие жизни

В сфере профессионального спорта соревнования по легкой атлетике проходят в соот-

ветствии с утвержденным календарем и регламентом, разработанными федерациями легкой атлетики. Эти старты логично распределены по соревновательному сезону, чтобы спортсмены могли выходить на пик своей спортивной формы к основным состязаниям регионального, федерального или международного уровней. Основное финансирование и организация идут также от федерации легкой атлетики. Любительский спорт (на примере бега) редко получает поддержку от федерации и в подавляющем большинстве должен обеспечивать себя при помощи стартовых взносов участников и спонсорской поддержки, величина которых напрямую зависит от массовости мероприятия.

И тем не менее в последнее время спрос на любительские соревнования неуклонно растет и количество подобных стартов соответственно тоже увеличивается. Многие из них стали не только самоокупаемыми, но и приносят существенную прибыль организаторам, что в свою очередь мотивирует их делать соревнования максимально привлекательными для участников и спонсоров, выигрывая тем самым конкуренцию у других субъектов этого рынка.

Таким образом, любительские марафоны (пожалуй, один из немногих феноменов, который невозможно представить себе в дистанционном режиме и иных формах опосредования цифровыми технологиями) постепенно приобретают характер живого события, обеспечивающего личную включенность субъектов. Так, если в отношении профессиональных соревнований существует жесткая система координат: «отдельные участники - массовые зрители», то в случае с любительскими забегами жесткость этой структуры существенно трансформируется. Х. Гумбрехт в работе «Похвала красоте спорта» отмечает, что в организации профессиональных спортивных зрелищ большинство людей (болельщики) встроены в статус «присутствия» [3]. Однако в любительских марафонских забегах это присутствие как минимум носит действенный характер и предполагает именно массовость участия (реальную включенность).

Если в отношении профессионального спорта в большей мере уместен концепт «зрелище» (привлечение профессиональных режиссеров, продажа билетов, медийная

95

трансляция, сопровождение развлекательно-гедонистическими элементами шоу), то применительно к любительским марафонам стоит говорить именно о событии и событийности (как в действенно-процессуальном воплощении, так и в значениях со-бытия - совместно переживаемых ощущений коллективного участия).

А. Ф. Филиппов выделяет некоторые отличительные признаки события: нечто совершающееся (происходящее) и идентифицируемое наблюдателем именно в данном качестве; соответствие единства времени (момент совершения события) и единства пространства (место совершения события) [9, с. 15].

Вслед за В. С. Вахштайном мы можем оценивать событийность как присвоение отдельным элементам повседневного существования «кванта смысла, их обозначение, маркировка в определенной системе координат» [2, с. 11]. На наш взгляд, смысловая основа и ценностный эффект участия в любительских марафонских забегах заключается в восполнении дефицита подлинности живых начал в современной культуре:

- живое событие, а не виртуально-технизированная его замена;

- динамика жизни, а не статичность ее созерцания;

- деятельностное участие, а не пассивное наблюдение;

- переживание единства коллективного действа (массовый забег), а не индивидуалистские проявления конкурентной борьбы.

Согласимся с современным философом участником многих марафонов Сергеем Медведевым, предлагающим использовать термин homo currens (человек бегущий). Описывая бегуна-любителя, автор обозначает важную цивилиза-ционную миссию: «сохранение конкурентоспособности человека как вида» [7] и упоминает о том, что в современном мире, в котором уже давно уверенно побеждает виртуальность, массовый любительский спорт остается одной из тех ниш, где еще сохраняется принцип реальности.

Организация и классификация

марафонских забегов

Многие организаторы наиболее крупных марафонских забегов (например, Берлинского, Лондонского, Нью-Йоркского и др.) стараются

обеспечить участие хедлайнеров - известных людей, причем не обязательно в мире спорта, привлекающих внимание публики. Почти на все крупные забеги заявляются не только звезды мировой легкой атлетики, олимпийские чемпионы по бегу, но и представители других видов спорта, местные спортивные знаменитости и публичные персоны, чья деятельность не близка к спорту -киноактеры, писатели, политики и др.

Так, в 1980 г. в Стокгольме марафонскую дистанцию преодолел Бьорн Ульвеус, один из самых популярных на то время шведов, участник группы АВВА, в 1993 г. в Хьюстоне свой марафон пробежал Джордж Буш-младший, будущий президент США. В разные годы в самом популярном американском марафонском забеге в Нью-Йорке финишировали киноактеры Памела Андерсон, Райан Рейнолдс, Уильям Болдуин, Эдвард Нортон и др. Надо отметить, что такие выступления являются взаимовыгодными: организаторы марафона получают более пристальное внимание прессы и спонсоров, а хедлайнеры в свою очередь приобретают дополнительную известность и уважение у публики.

Необходимо отметить, что при всей своей популярности большинство марафонских забегов в крупных городах не имеют возможности выстроить трассу по улицам так, чтобы перепад высот не превысил 42 метра. По правилам Международной ассоциации легкоатлетических федераций (1ААБ) перепад высот на марафонской трассе не должен превышать 1 метр на 1 километр дистанции. Если это происходит, то трасса считается несертифицированной, а все результаты, показанные участниками, не признаются официальными. Так, например, рекорд Э. Кипчоге, который первым в мире пробежал марафон менее чем за 2 часа (Вена, 2019), не признан официально. Действующим мировым рекордом на момент написания статьи осталось прежнее достижение Кипчоге - 2 ч. 1 мин. 39 сек. - на Берлинском марафоне 2018 г. К слову, старейший марафон планеты, Бостонский, впервые проведенный в 1897 г. и являющийся самым уважаемым в беговом сообществе, имеет перепад высот 136 метров, и результаты, показанные на нем, не признаются официально.

Тем не менее именно в этом марафоне обычно принимает участие вся беговая элита. И

96

дело не только в уважении к старейшему старту, здесь действует традиционный отбор: чтобы получить право заявиться на марафон в Бостоне, нужно перед этим на каком-нибудь другом (обязательно сертифицированном) старте пробежать дистанцию быстрее, чем за 3 ч. 5 мин. Но и этого может оказаться недостаточно: поскольку заявок всегда больше, чем мест, преимущество отдается наиболее быстрым результатам. Это делает Бостонский марафон самым быстрым по результатам и самым титулованным по именам участников. Он входит в число шести самых главных марафонских забегов на планете, объединенных в World Marathon Majors.

Календарь составлен так, что участник в течение года может последовательно принять участие во всех этих забегах: Токийский марафон в марте, Бостонский и Лондонский в апреле, Берлинский в сентябре, Чикагский в октябре, Нью-Йоркский в ноябре. Призеры получают баллы за участие в этих марафонах, и набравший наибольшую сумму по итогам сезона становится победителем серии World Marathon Majors (это самый престижный «трофей» в беговом сообществе).

Кроме названных выше шести стартов (бегуны их называют «мэйджоры») баллы в эту же «копилку» дает ежегодный чемпионат мира, а в год летних Олимпийских игр - марафонский олимпийский забег. Обычному любителю собрать коллекцию из всех шести забегов за сезон очень сложно - кроме Бостонского, остальные 5 марафонов проводят на основе заявок, превышающих лимит участников в несколько раз, поскольку многих привлекает престижность мероприятия, традиция и громкие имена, и по сути, попасть на «мэйджор» обыватель может только за счет везения.

В данной статье речь идет в том числе о марафонах, которые не так престижны (с позиций публичной известности), но за счет иных преимуществ весьма популярны и привлекательны для современных бегунов.

Количество забегов во всем мире значительно превышает количество уик-эндов в календарном году, соответственно в одну дату в разных точках планеты проводятся несколько беговых мероприятий. Многие ухищрения, позволяющие организаторам выиграть до-

вольно плотную современную конкуренцию, по-настоящему креативны и даже не всегда напрямую связаны со спортивными аспектами.

Как правило, марафонец-любитель выбирает свой забег заранее, часто за год до выступления. Этим он, во-первых, дисциплинирует себя и весь год целенаправленно готовится: тренирует функциональные возможности организма и обеспечивает отдельные организационные позиции (в частности, финансовые).

Подчеркнем еще раз, что нам важно обозначить не столько функциональные (специализированные) аспекты развития любительских марафонов, сколько акцентировать внимание на их культурно-зрелищных проявлениях, позволяющих говорить о любительском марафоне как особой культурной практике современности.

Нередко марафонский забег сочетается с основным отпуском, и в таком случае бегун старается выбрать то место, где можно будет кроме непосредственно забега интересно провести время ему и его семье. Таким образом, в первую группу забегов - живописную - мы объединяем особенно привлекательные для обывателя старты на фоне красивой природы, виды которой открываются по мере прохождения дистанции. «Тренировки подготовят вас к забегу, но ничто не подготовит вас к пейзажам» - слоган Baxter Loch Ness Marathon, проходящего в Шотландии, где кроме знаменитого озера с легендарным чудовищем на дистанции встретятся старинные замки и холмистый рельеф, являющийся визитной карточкой этой древней страны.

Этот слоган можно было бы применить и к другим подобным марафонам, важнейшей социокультурной составляющей которых является красота пейзажа. Например, французский Mont Saint-Michel Marathon, стартующий в провинции Бретань и заканчивающийся в Нормандии. Уникальность этого забега в том, что на протяжении всей дистанции участники видят точку финиша, двигаясь к нему по дуге, по побережью Ла-Манша, а местами даже по дну пролива, так как время марафона выбрано с учетом отлива.

Марафоны, выстроенные вдоль побережья, по умолчанию не могут не оказаться в первой выделенной нами группе, но следующий единогласно входит во все рейтинги самых

97

живописных забегов - это Big Sur International Marathon, проходящий в Калифорнии (США). Он начинается в лесу Редвуд, среди секвой, самых высоких деревьев на планете, и дальше выходит на шоссе вдоль Тихого океана. Несмотря на перепады высот и постоянный сильный ветер с океана, что делает эту трассу еще и одной из самых сложных, попасть в число 5OOO участников очень трудно. Регистрация обычно длится один-два дня, после чего все слоты участников заканчиваются.

Еще один невероятно живописный марафон проходит в Перу: Inca Trail Marathon. Как следует из названия, участники бегут по древнейшей дороге инков. Кроме видов Перуанских Анд по ходу дистанции участников ждет еще финиш, ради которого стоит вытерпеть трудности климата и горного воздуха, - вид на знаменитый Мачу-Пикчу со смотровой площадки. К забегам с финишем, подобным этому, следовало бы применить слоган: «Не добежать наш марафон невозможно».

Такой же финиш, ради которого участники бегут один из самых тяжелых в плане набора высоты марафонов, ожидает в конце швейцарского Jungfrau Marathon, названного в честь горного альпийского массива. На дистанции бегуны встречают горную бурную реку, маленькие самобытные поселения, водопады и в конце горное озеро, ради вида которого участники преодолевают перепад высоты около 1В00 метров - очень серьезный вызов даже для профессиональных спортсменов.

Из российских стартов в этой группе отметим марафон «Джейрах», проходящий в Ингушетии. Благодаря видам гор и древних архитектурных построек этот марафон по праву считается одним из самых красивых в стране.

Во второй группе забегов - исторической -большую роль играет история места, события, вокруг которых выстроена как туристическая составляющая, так и проводящийся марафон. Несомненно, «Дорога инков», упомянутая выше, также занимает место и в этой группе. По большому счету сюда можно отнести любой из марафонов, который проходит в историческом центре города с богатой историей: Московский, Римский, Парижский, Мадридский и т. д.

Так, например, марафон в столице Италии начинается от всемирно известного Колизея

и продолжается вдоль Собора Святого Петра, Фонтана Треви, Испанских ступеней и массы других достопримечательностей. Посоперни-чать с Римским марафоном в количестве исторических мест на маршруте может, пожалуй, только Париж (старт на Елисейских полях, далее Площадь Согласия, Эйфелева башня, Лувр, Собор Парижской Богоматери и др.), неслучайно этот забег является одним из самых популярных и массовых в мире.

В России выделим, как ни странно, не столичный забег, а Царскосельский марафон -именно в этом месте в 1888 г. был организован первый кружок любителей бега. Отсылка к рождению российской легкой атлетики не единственное, что делает марафон в Царском Селе историческим. Каждое здание в этом месте позволяет почувствовать дух того времени, участники марафона бегут дистанцию мимо дворцов, соборов, царских резиденций, колонн.

Нельзя не упомянуть хотя бы один экзотический забег в этой группе, например, очень популярный в Мьянме Bagan Temple Marathon. Сложная пыльная трасса среди рисовых полей, сопровождающаяся, как правило, очень высокой температурой воздуха, компенсируется большим количеством древних буддийских храмов и пагод по маршруту, что гарантированно погружает в мир древних реликвий и азиатской экзотики. Старт и финиш этого марафона осуществляются у ступеней храма Хтиломин-ло, построенного примерно в 1211 г.

Конечно, самый значимый забег из этой группы - Authentic Athens Marathon. У каждого спортсмена, бегущего Афинский классический марафон, не может не возникнуть ассоциации с тем самым забегом. Именно здесь родилось само понятие - марафон, по этой самой дороге в 490 г. до н. э. Фидиппид бежал первый в истории человечества марафон. По легенде он бежал от города Марафон, чтобы сообщить в столице новость о победе греческих войск над персидскими. Добежав до Афин, он, согласно легенде, сообщил новость и умер от истощения.

Современный марафон максимально приближен организаторами к тому легендарному забегу: он начинается непосредственно в городе Марафон, а заканчивается в чаше стадиона «Панатинаикос». Это еще одна важная истори-

98

ческая отсылка - именно здесь финишировал первый в современной истории олимпийский чемпион по марафонскому бегу Спиридон Луис в 1896 г. на первых Олимпийских играх современности, возрожденных великим Пьером де Кубертеном и ставших впоследствии главным спортивным событием планеты. И сейчас, спустя 125 лет, победа на Олимпийских играх так же, как и раньше, является главной целью для любого спортсмена.

Отдельного рассмотрения в этой группе забегов требует марафон «Дорога жизни», проводящийся с 1970 г. во Всеволожском районе Ленинградской области. Мероприятие приурочено к дате снятия блокады Ленинграда в годы Великой Отечественной войны и традиционно проходит в последнее воскресенье января. Трасса забега проложена по части легендарной дороги, которая связала блокадный Ленинград с остальной страной. Старт у памятника «Разорванное кольцо» на берегу Ладожского озера начинается с возложения цветов и минуты молчания. Финишируют участники у мемориального комплекса «Цветок жизни», созданного в память о детях, не переживших блокаду. Первый забег 1970 г. его основатель Григорий Кол -гашкин пробежал в компании только четырех единомышленников. Впоследствии марафон стал регулярным и ни разу не был отменен, несмотря на сложные климатические условия, связанные с январской датой. В настоящий момент этот забег один из немногих в нашей стране, на который очень непросто попасть, что обусловлено как лимитом на участие (1500 человек до 2021 г., 2500 - в 2022 г.) из-за сложностей организации, так и его популярностью в беговом российском сообществе.

В третью группу - урбанистические (городские забеги) - включаются марафоны, организованные в городах крупных, но не имеющих такой богатой истории, как Рим, Париж, Санкт-Петербург, Казань и др. Подавляющее большинство российских марафонов являются именно такими, поэтому, описывая данную группу, сфокусируем свое внимание именно на забегах, проводимых в России. Конечно, они также организуются и в крупных городах других стран, при этом все происходит по примерно одинаковой схеме: перекрываются центральные ули-

цы, по которым участники преодолевают марафон, встречая по пути достопримечательности, расположенные обычно в центре города. В России такие забеги проходят во многих областных центрах, например, в Уфе, Челябинске или Владивостоке. Как правило, основную массу участников здесь составляют местные бегуны и марафонцы из соседних городов и областей. Отсутствие серьезной конкуренции позволяет показать хороший результат бегунам, не входящим в элиту.

В основном эти марафоны появились относительно недавно, в XXI в., и со временем можно прогнозировать, что многие из них также смогут претендовать на свою уникальную историю. Тем более организаторы сразу стараются соответствовать крупным стартам и привлекать участников эксклюзивным предложением, своего рода заявкой на событийность. Например, екатеринбургский марафон «Европа-Азия» предлагает пересечь границу между Европой и Азией во время прохождения дистанции. Кроме того, уже первому марафону (2015) был присвоен статус международного, организаторы постарались привлечь лучших марафонцев страны, что сразу сделало его одним из самых популярных в России.

Другой «молодой» забег проводится в Томске лишь с 2018 г., но организаторы тщательно продумали маршрут и получили сертификацию AIMS, т. е. его результаты признаются официально. Это сразу привлекло к марафону внимание, и уже в 2019 г. он вошел в пять самых массовых забегов года в России.

Таким образом, на примере нашей страны мы видим, что группа городских забегов в настоящее время постоянно расширяется, включая в себя новые старты. В целом мы фиксируем присутствие марафонов почти во всех областных центрах и других крупных городах России, что обеспечивает постоянно растущий интерес общественности к таким мероприятиям и популяризацию любительского бега по всей стране.

В следующую, четвертую группу - экстремальные марафоны - включаем забеги, которые являются очень серьезным вызовом для бегуна. Любой марафон протяженностью 42 км 195 м -тяжелое испытание для участника, но есть среди них и такие, где внешние условия значительно

99

увеличивают нагрузку. При этом по статистике сложность дистанции в сегодняшнем мире только добавляет популярности марафону. Это лишний раз доказывает, что вызов самому себе или каким-то жизненным обстоятельствам - один из главных мотивов современных любителей бега на длинные дистанции, и со временем потребность испытать себя только увеличивается.

Мы осознанно ограничиваемся в данном исследовании классической марафонской дистанцией и не рассматриваем ультрамарафоны -целую линейку забегов, дистанция которых превышает (часто в несколько раз) 42 км 195 м. Многие бегуны, для которых вызов себе является главным мотиватором, после преодоления нескольких марафонов начинают искать более сложные варианты. Среди ультрамарафонов есть невероятные по сложности дистанции: многодневный забег по пустыне Сахара с итоговым расстоянием 250 км или, пожалуй, самая сложная многодневная дистанция из существующих - 1000 миль по Аляске по сугробам, льду, с гарантированными перепадами температур от 0 до -45 градусов по Цельсию и шквалистым ветром. На последнюю гонку регистрируют только профессионалов, ранее участвовавших в ультрамарафонах и прошедших сложный тест на выживание в диких условиях.

Да и в целом ультрамарафоны нельзя назвать любительским бегом. Это (возможно, пока) удел избранных, но не массовое событие в любительском спорте, именно поэтому они не включены в наше исследование.

Все экстремальные марафоны проходят в очень необычных точках планеты, что, вероятно, как-то компенсирует их сложность. Особенно это касается забега Great Wall of China Marathon, трасса которого частично проходит по одному из величайших древних сооружений - Великой Китайской стене. Затяжной подъем по ступеням (часть из них достигают полуметра в высоту) делает этот забег одним из самых сложных в мире: традиционно более половины участников сходят с дистанции, а рекорд трассы - 3 часа 30 минут у мужчин и 4 часа 25 минут у женщин, что почти на 1,5 часа и более чем на 2 часа соответственно выше обычных результатов на классическом марафоне.

Другой такой же невероятно зрелищный и самобытный марафон The Big Five Marathon

проходит в Южной Африке. Маршрут проложен по саванне без каких-либо ограждений, отделяющих участников от дикой природы. Название повторяет «большую пятерку» африканских животных: лев, слон, носорог, буйвол и леопард. Вероятность встретиться со всей пятеркой на маршруте нулевая, но кто-то из ее представителей будет на трассе наверняка. Поэтому данный марафон является не только очень сложным из-за климатических условий и холмистой местности, но и эмоционально насыщенным из-за постоянного ощущения опасности.

Ранее упоминавшиеся Jungfrau Marathon и Inca Trail Marathon были рассмотрены как живописные, но отметим, что они присутствуют во всех списках самых сложных забегов в мире.

Из российских марафонов можно выделить очень тяжелый Байкальский ледовый марафон, проходящий в феврале и требующий от участников не только физической подготовки, но и высокой моральной устойчивости. Во-первых, он непредсказуемый: место старта и финиша определяются за сутки до начала события из-за неожиданных изменений климатических условий. Во-вторых, проходит при низких температурах (до -30 градусов по Цельсию). В-третьих, эта температура будет ощущаться значительно ниже из-за гарантированного на протяжении всей дистанции сильного шквалистого ветра, который непредсказуемо может дуть как в спину, так и в лицо бегущим. В-четвертых, довольно большие участки трассы будут проходить по чистому льду, а не по твердому снегу, что создаст дополнительные сложности. Несмотря на все это, Байкальский марафон всегда вызывает интерес у любителей экстремального бега и неоднократно включался в Топ-10 самых интересных и сложных марафонов мира.

Часто гонка за сложностью и уникальностью забегов приводит организаторов в такие уголки планеты, где нельзя рассчитывать на массовость участников, и окружающие условия требуют беспрецедентных усилий для создания безопасности бегунов. Такие старты становятся экстремальными не только по сложности маршрута, но и по стоимости слота участника.

Например, North Pole Marathon, который проходит по льду Северного Ледовитого океана, известен как самый северный марафон в

100

Вестник культуры и искусств. 2022. № 1 (69)

мире. Участие в нем подразумевает перелеты из Норвегии на Северный полюс и обратно, проживание в лагере и сопровождение вертолетов по маршруту, поэтому плата за него составляет около 15000 евро.

Похожий марафон проводится и вблизи Южного полюса. Несмотря на примерно аналогичную стоимость, он более популярен у бегунов и попасть в число 200 участников невероятно сложно, поскольку участие в марафонском забеге по Антарктиде дает возможность войти в число членов клуба Семи континентов (это люди, пробежавшие марафонскую дистанцию в Европе, Азии, Северной и Южной Америках, Австралии, Африке и Антарктиде).

Ранее упоминавшаяся гонка за уникальностью продукта и попытка организаторов привлечь участников на свой забег чем-то необычным создала ряд марафонов, которые можно выделить в группу забегов-перформансов. Они, как правило, не ориентированы исключительно на спортивные достижения участников, и мало кто едет на них за личным рекордом.

Некоторые из них вообще нельзя назвать хоть сколько-нибудь спортивными мероприятиями. Например, один из самых популярных марафонов в мире Medoc Marathon. Классическая дистанция марафона и приз победителю - единственное, что сохранено здесь от бега и спорта. Забег проходит по главной винодельческой области Франции - Бордо. На маршруте предусмотрены 20 точек дегустации местного вина, а ближе к финишу на пунктах питания обычные для марафонов фрукты сменяются устрицами, мясом на гриле, сырными столами и т. д. Победителю достается вино в количестве, равном его собственному весу. Несмотря на довольно высокую стоимость участия, желающих пробежать этот марафон с каждым годом все больше: в 2018 г. мероприятие собрало 9000 участников.

Похожий забег проходит в Бельгии (г. Льеж), и там, учитывая особенность этой страны, вместо вина на пунктах питания дегустируют местное пиво. Атмосфера, что логично, праздничная: на трассе играет живая музыка, у участников приветствуются необычные костюмы.

Популярность такого рода забегов обусловила появление подобных марафонов во всем мире. Так, в России (г. Анапа) в мае тоже организован

«винный марафон», включающий в себя кроме непосредственно бега на 42 км 195 м посещение виноградников и дегустацию местных вин.

В Красноярске проходит «забег за пончиками», приуроченный ко Дню защитника Отечества. Участников на финише ждут пончики с горячим чаем. Выбор такого неожиданного приза неслучаен: пончик является символом неправильного питания, поэтому на контрасте с обычным рационом бегуна выбран в качестве поощрения.

В этой группе отдельно стоит упомянуть такую разновидность марафонов, как костюмированные забеги. С 1994 г. в США проводится Walt Disney World Marathon. Весь забег проходит по паркам Уолта Диснея, и большинство участников соответственно наряжаются в костюмы любимых героев мультфильмов. Мероприятие организуется в нескольких городах и является одним из любимых и многочисленных «неспортивных» забегов.

В Филадельфии участники тематического забега надевают на себя серую кофту и шапку или боксерские трусы с расцветкой как у любимого во всем мире персонажа из фильма «Рок-ки». Начинается и заканчивается забег возле ступеней Музея искусств, повторяя знаменитую сцену с пробежкой героя фильма (в исполнении Сильвестра Сталлоне).

Похожие по сценарию и эмоциональному фону беговые мероприятия проводятся по мотивам книг и фильмов «Гарри Поттер», «Игра престолов», «Звездные войны» и т. д.

В России подобный костюмированный забег проходит в июне в Санкт-Петербурге, во время знаменитых белых ночей. В полночь на берегу Финского залива стартуют бегуны босиком и в пижамах. Справедливости ради нужно сказать, что «пижамный забег» длится лишь 1 км и является только спутником, ярким и очень эмоциональным дополнением к основному классическому старту «Ночной трейл "Белая ночь"», где участники преодолевают полумарафон и 10 км.

Следующий марафон, рассматриваемый в этой группе, очень быстро обрел популярность и стал серией из (пока) 31 забега в 9 странах мира и одним из самых массовых спортивных событий на планете. Это Rock'n'Roll running series, уникальный тем, что на протяжении всей дистанции установлены несколько сцен, где музыкальные коллективы вживую исполняют

101

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

рок-музыку. Ритм, который они задают бегунам, создает очень высокий эмоциональный фон, и участники зачастую показывают достаточно хорошие результаты. На финише всех ожидает большой рок-концерт, в котором участвуют как никому не известные местные группы, так и знаменитые рок-исполнители. Еще одна особенность этих забегов в том, что, несмотря на развлекательный характер мероприятия, многие трассы рок-н-ролл-марафонов сертифицированы, на них часто регистрируются элитные марафонцы и даже ставятся рекорды. Так, в 2006 г. в Аризоне на забеге из этой серии Х. Гебреселассие установил мировой рекорд в полумарафоне, державшийся в течение года.

Многие участники отмечают, что рок-музыка положительно влияет на показанный результат, а также на качество тренировок. Неслучайно большинство фитнес-клубов в тренажерных залах в качестве фона используют именно рок-музыку. Так и участники забегов рассматривают музыку не только как развлечение, но и как фактор, влияющий на установление личного рекорда. Большинство стартов этой серии проводятся в США, но с 2012 г. такие марафоны появились в Европе - Испании (Мадрид), а позже Ирландии (Дублин) и Великобритании (Ливерпуль), Канаде, Мексике и Китае.

Заключение

За последние годы мы наблюдаем серьезные метаморфозы в беге на выносливость. Сначала марафонский бег перестал быть событием только для профессиональных спортсменов и получил приставку «любительский». А с распространением по миру и увеличением количества адептов он вышел за рамки спортивного состязания. Марафонский бег - это уже туристический продукт, а также познавательное, развлекательное и объединяющее неравнодушных людей событие.

Кто-то ищет способ оздоровиться, кто-то находит общение, некоторые сублимируют, заменяя бегом нехватку эмоций в повседневной жизни, иные бросают себе вызов, пытаются доказать себе и окружающим, что они способны на настоящий поступок. Но каким бы ни был мотив, вытесняющий человека из повседневного режима жизни («зоны комфорта») в событийный ее этап - на беговую трассу, каждый

1

финиширующий на марафоне помнит эти эмоции очень долгое время. Благодаря организаторам забегов эти ощущения многократно усиливаются и внешними атрибутами: музыкой, пейзажем, чувством причастности к истории места или событию, ощущением уникальности (самый северный, самый холодный, самый жаркий и т. д.). И, взяв за основу популярное утверждение, что «спрос рождает предложение», мы вправе ожидать появления новых стартов, поскольку количество желающих принять участие постоянно увеличивается.

1. Баричко, Я. Б. Кризисные тенденции в телоцентризме западной культуры конца ХХ - начала XXI в. / Я. Б. Баричко // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - 2012. - № 3-2 (17). - С. 23-25.

2. Вахштайн, В. С. Событийное строение повседневного мира. Исследование обыденного жеста / В. С. Вахштайн // Социологический журнал. - 2007. - № 3. - С. 5-39.

3. Гумбрехт, Х.-У. Похвала красоте спорта / Х.-У. Гумбрехт. - Москва : Новое литературное обозрение, 2009. - 176 с.

4. Канныкин, С. В. «Во всяком случае, он так и не перешёл на шаг»: опыт философского исследования массового бега на выносливость / С. В. Канныкин // Со-циодинамика. - 2021. - № 7. - С. 34-53.

5. Кильдюшов, О. В. Спорт как дело философии: об эвристической ценности новой антропологической оптики / О. В. Кильдюшов // Логос. - 2013. -№ 5 (95). - С. 43-60.

6. Маслов, Р. В. Философия телесности человека / Р. В. Маслов // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. - 2004. -№ 9. - С. 78-81.

7. Медведев, С. Человек бегущий : роман / Сергей Медведев. - Москва : Новое литературное обозрение, 2021. - 376 с.

8. Мураками, Х. О чем я говорю, когда говорю о беге / Х. Мураками. - Москва : Эксмо, 2019. - 208 с.

9. Филиппов, А. Ф. К теории социальных событий / А. Ф. Филиппов // Логос. -2004. - № 5. - С. 3-28.

10. Элиас, Н. Генезис спорта как социологическая проблема / Н. Элиас // Логос. -2006. - № 3. - С. 41-63.

11. Юнгер, Ф.-Г. Игры. Ключ к их значению / Ф.-Г. Юнгер; пер. с нем. А. В. Перце-ва. - Санкт-Петербург : Владимир Даль, 2012. - 335 с.

Получено 28.02.2022

Sergei S. Rykov

Post-graduate student (24.00.01), Senior Lecturer

Chelyabinsk State Institute of Culture and Arts, Chelyabinsk, Russia

E-mail: crab-78@mail.ru

Amateur Marathon Races as an Event: Organization, Classification and Social-Cultural Effects

Abstract. The article analyzes the development of amateur marathon races in modern culture. The author substantiates the position that participation in amateur marathon races can be considered as a cultural event and a special eventful stage in the life of participants. This paper emphasizes that it is this feature of amateur races marathons that not only brought them beyond the scope of an exclusively sporting event, but also became one of the main reasons for the significant increase in the number of amateur marathon runners in the world. The author argues that the focus of the organizers on the historical and natural features of the region in which the event is held allows us to consider amateur races as one of the most effective solutions for the development of local tourism. The article provides a detailed description of the system of organization of races marathons in the world, their author's classification is proposed: scenic marathons, historical marathons, urban marathons, extreme marathons and performance races. The conclusion is made about the increase in the number of participants and the variety of forms of representation of amateur races marathons in modern life.

Keywords: races, amateur marathon races, marathons classification, event, social-cultural effects

For citing: Rykov S. S. 2022. Amateur Marathon Races as an Event: Organization, Classification and Social-Cultural Effects. Culture and Arts Herald. No 1 (69): 94-103.

References

1. Barichko IA. 2012. Crisis tendencies in the body-centrism of Western culture in the late 20th -early 21st centuries. Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i yuridicheskie nauki, kul'turologiya i iskusstvovedenie. Voprosy teorii i praktiki [Historical, philosophical, political and legal sciences, cultural studies and art history. Questions of theory and practice]. No 3-2 (17): 23-25. (In Russ.).

2. Vakhshtain V. 2007. Event structure of the everyday world. An exploration of a common gesture. Sotsiologicheskiy Zhurnal [Sociological Journal]. No 3: 5-39. (In Russ.).

3. Gumbrecht H.-U. 2009. Pokhvala krasote sporta [Praise for the beauty of sports]. Moscow: Novoe literaturnoe obozrenie. 176 p. (In Russ.).

4. Kannykin S. 2021. "In any case, he never took a step": the experience of a philosophical study of mass endurance running. Sotsiodinamika [Sociodynamics]. No 7: 34-53. (In Russ.).

5. Kildiushov O. 2013. Sport as a matter of philosophy: on the heuristic value of the new anthropological optics. Logos. No 5 (95): 43-60. (In Russ.).

6. Maslov R. 2004. Philosophy of human corporality. Vestnik Saratovskogo gosudarstvennogo sotsialno-ekonomicheskogo universiteta [Bulletin of the Saratov State Socio-Economic University]. No 9: 78-81. (In Russ.).

7. Medvedev S. 2021. Chelovek begushchiy [Man running]. Moscow: Novoe literaturnoe obozrenie. 376 p. (In Russ.).

8. Murakami KH. 2019. O chem ya govoryu, kogda govoryu o bege [What I talk about when I talk about running?]. Moscow: Eksmo. 208 p. (In Russ.).

9. Filippov A. 2004. Towards a theory of social events. Logos. No 5: 3-28. (In Russ.).

10. Elias N. 2006. The genesis of sport as a sociological problem. Logos. No 3: 41-63. (In Russ.).

11. Jünger F.-G. 2012. Igry. Klyuch k ikh znacheniyu [Games. The key to their meaning]. Transl. from Germ. by A. V. Pertsev. St. Petersburg: Vladimir Dal'. 335 p. (In Russ.).

Received 28.02.2022

103

Вестник культуры и искусств. 2022. № 1 (69)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.