ТРУДЫ КАФЕДРЫ БОГОСЛОВИЯ
Научный журнал Санкт-Петербургской Духовной Академии Русской Православной Церкви
№ 1 (5) 2020
А.М. Прилуцкий
Мифотеологический нарратив о трех эшелонах в современных эсхатологических дискурсах православных субкультур
DOI 10.47132/2541-9587_2020_1_45
Аннотация: В современных православных субкультурах фундаменталистского типа популярны представления о трех эшелонах, на которых во время антихристовых гонений будут депортировать православных из городов в дикие места Севера. Данные представления часто воспроизводятся в эсхатологических текстах, причем словосочетание «три эшелона» уже прошло основные стадии терминологизации. Анализу данных представлений посвящена настоящая статья. Автор рассматривает аллегорическое и дословное понимание данной мифотеологемы, показывает ее исторические корни, синкретический характер, специфику ее семантической структуры. Статья выполнена в рамках семио-герменевтического анализа религиозных текстов.
Ключевые слова: эсхатология, гонения, синкретизм, мифотеологема, семантическая структура. Об авторе: Александр Михайлович Прилуцкий
Доктор философских наук, профессор и заведующий кафедрой истории религий и теологии РГПУ имени А. И. Герцена, профессор кафедры богословия СПбДА. E-mail: alpril@mail.ru
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7013-9935
Ссылка на статью: Прилуцкий А. М. Мифотеологический нарратив о трех эшелонах в современных эсхатологических дискурсах православных субкультур // Труды кафедры богословия Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2020. № 1 (5). С. 45-53.
PROCEEDINGS OF THE DEPARTMENT OF THEOLOGY
Scientific Journal Saint Petersburg Theological Academy Russian Orthodox Church
No. 1 (5) 2020
Aleksandr M. Prilutsky
Myth-theological Narrative about Three Echelons in Modern Eschatological Discourses of Orthodox Subcultures
DOI 10.47132/2541-9587_2020_1_45
Abstract: In modern Orthodox subcultures of the fundamentalist type, the idea of three echelons is popular, in which, during the persecutions of the Antichrist, the Orthodox will be deported from the cities to the wild places of the North. These ideas are often reproduced in eschatological texts, and the phrase "three echelons" has already passed the main stages of terminological formation. This article is devoted to the analysis of these views. The author examines the allegorical and literal understanding of this mythological theological term, shows its historical roots, syncretic nature and the specifics of its semantic structure. The article is written within the framework of a semeo-hermeneutic analysis of religious texts.
Keywords: eschatology, persecution, syncretism, mythology, semantic structure. About the author: Alexander Mikhailovich Prilutsky
Doctor of Philosophy, Professor and Head of the Department of the History of Religions and Theology at the Herzen Russian State Pedagogical University, Professor of the Department of Theology at St. Petersburg Theological Academy. E-mail: alpril@mail.ru
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7013-9935
Article link: Prilutskii A. M. Myth-theological Narrative about Three Echelons in Modern Eschatological Discourses of Orthodox Subcultures. Proceedings of the Department of Theology of the Saint Petersburg Theological Academy, 2020, no. 1 (5), pp. 45-53.
Современная эсхатология религиозных субкультур, ориентированных на фундаменталистский паттерн — «царебожников», борцов с ИНН и новейшими информационными технологиями, «движения непоминающих священников», — представляет собой плохо структурированное предметное поле, в котором происходит взаимодействие не только противоречащих друг другу, но и зачастую взаимоисключающих смыслов. Подобные концептуальные противоречия могут быть представлены не только в рамках одного дискурса, но даже одного текста, не провоцируя при этом когнитивного диссонанса у адептов. В результате этого формируется «ламинарная эсхатология», которая характеризуется «обильным делением на страты, затрагивающем даже социально цельные структуры (что влечет разнообразие дискурсов и усложнение семиосферы) и сниженное межстратовое напряжение» [3]. Благодаря этому отчасти удается снять проблему противоречий различных алармистских и утопических пророчеств, которые не могут быть разрешены в каком-либо концептуальном синтезе. Синкретизм маргинальной эсхатологии, однако, не может быть всецело объяснен спецификой мифологического мировосприятия, поскольку частотно воспроизводящиеся в соответствующих дискурсах эсхатологические концепты обладают как мифологическим, так и теологическим содержанием.
Это порождает известную сложность: идентификация их в качестве мифологем или теологем зачастую основывается на субъективных исследовательских оценках и поэтому не является убедительной. Ранее проведенные нами исследования показали, что в зависимости от контекста и прагматики коммуникации подобные элементы семиосферы могут динамически комбинировать признаки мифологемы и теологемы, поэтому представляется целесообразным обозначить их как мифотеологемы. Ламинарной эсхатологии в целом присущ мифотеологический характер, что проявляется как на смысловом, так и на структурном уровнях.
В эсхатологическом дискурсе православных субкультур фундаменталистского паттерна [1] популярен профетический нарратив о трех эшелонах, повествующий о трех этапах гонений на православных христиан, которые будут инициированы антихристом (вариант — предтечами антихриста в «пре-дантихристовы времена») и осуществлены при помощи спецслужб и армии. Данный нарратив представлен в двух основных вариантах, которые можно определить как «дословный» и «аллегорический», при существовании также и переходных форм.
Согласно дословной версии, «эшелоны» являются вполне реальными железнодорожными составами, на которых во время предстоящих репрессий, развязанных по воле антихриста, будут депортироваться христиане. Первый эшелон, в котором будут насильственно вывозиться из городов в малопригодные для жизни районы (обычно подразумеваются ненаселенные и малонаселенные районы Севера) особо стойкие православные, отказавшиеся не только принять власть антихриста («печать антихриста»), но и любые документы антихристовой власти, полностью дойдет до места назначения, поскольку «Поведет первый эшелон Господь Бог наш Иисус Христос, а встречать поселенцев будет Божия Матерь. Там будут совершаться чудеса Божьи» [10].
Семантика первого эшелона сохраняет известную амбивалентность: с одной стороны, инициирована высылка будут антихристовой властью, но, с другой стороны, попадание в первый эшелон является благом, причем не только духовным. Теологема мученичества в ее традиционном изводе предполагает, что страдая телесно, мученики обретают духовные блага, поэтому представление о первом эшелоне не может рассматриваться как ее разновидность: в данной версии нарратива акцент на телесные страдания не делается. Если она и связана с теологемой мученичества, то является ее модернизированной, мифотеологической интерпретацией. Так, высланные этим первым эшелоном верующие смогут не только доехать до места высылки, но и обзавестись в местах натуральным хозяйством, огородами, наладить ремесленное производство, и, защищаемые Богом от слуг антихриста, благополучно пережить гонения. Причем отметим, что описание повседневной жизни людей, высланных на «первом эшелоне», обладает явными чертами идеализации, представляя собой некую контаминацию образов идеальной древнерусской деревни и идеального же современного экологического поселения.
Второй эшелон не является столь спасительным — он дойдет до места назначения наполовину, а третий не дойдет вовсе — все, или почти все, погибнут1. В связи с этим делается вывод о том, что «стойким православным» необходимо попасть в первый эшелон, в крайнем случае — во второй. Причем из контекста можно предположить, что частичная гибель второго и полная — третьего эшелона одновременно является и телесной (высылаемые погибнут в пути) и духовной, т. к. они отпадут от веры.
Но для того, чтобы попасть в первый эшелон необходимо постараться. Во-первых, нужно вести благочестивую жизнь, не использовать в быту современные информационные технологии и документы: «чтобы дубинка домой пришла и увезла тебя первым эшелоном, еще потрудиться надо; оказывать духовную милость ближнему, рассказывать, что паспорт и другое брать нельзя, не молчать» [10], или «Батюшка, вот у Лаврентия Черниговского о каких-то эшелонах говорится. Что это за поезда?» На что старец ответил: «Билеты на них давно уже проданы». Так вот и подумайте: если проданы, так ничего другого не остается, как согласиться с тем, что «купили» их те, кто отверг эти номерки, паспорта и вообще все электронное» [6]. Очевидно, что мифотеологема о трех эшелонах соотносится с предметным полем техно-фобской эсхатологии.
Во-вторых, нужно суметь выдержать прессинг со стороны власти и «безблагодатной церкви», не поддаваться на компромиссы: «на них (т. е. верующих. — А. П.) будет организовано мощное давление властных структур, как государственных, так и церковных» [2].
Наконец, нужно избежать искушений в пути — не отпасть от эшелона: «Так вот, враг рода человеческого, дьявол, будет всячески стараться не допустить православных попасть в эшелон. Те люди, кто все же попадут в эшелон, будут искушаться сойти с него хотя бы на минутку, по нужде, а в это время
1 Интересно, что несмотря на это, в дискурсе фиксируются призывы стараться попасть «хоть на третий».
поезд тронется и несчастный, обманутый дьяволом человек увидит к своему ужасу уходящий без него эшелон» [10].
Верующие, живущие в «предантихристовы времена» должны быть готовы к депортации в любое время, поэтому у них должен быть заранее приготовлен «рюкзачок» или «чемоданчик» с самыми необходимыми вещами: «Батюшка предупреждал, что надо быть готовыми к этим гонениям; иметь рюкзачок, наполненный теплой одеждой, обувью и деньгами, хотя будет такое, что ни купить, ни продать, но денежки все равно берите. Раз, схватил рюкзачок и готов» [10].
Согласно «аллегорической версии», депортация христиан в ссылку железнодорожными эшелонами является аллегорией «выхода из системы» и отказа от документов и технологий «электронного царства антихриста» и, в идеале, добровольного переселения из города в деревню. Так, например, «...все надо понимать иносказательно. Пошли паспорта с кодами, чипами, биометрическими данными, и некоторые люди не принимают их — вот они и составят первый эшелон. Все время идет отсеивание христиан. Уступчивые, «соглашатели», — отсеиваются, а те, кто «цепляется за колеса», имеют надежду сопротивляться антихристу» [4].
В качестве переходной версии нарратива, комбинирующей литеральные и аллегорические герменемы, можно рассмотреть такой вариант интерпретации «эшелонов», согласно которому высылка верующих понимается дословно, но спасение депортируемых на первом эшелоне — как сотериологическая метафора, т. е. они спасут свою душу от погибели, при том, что их земное избавление от смерти не может быть гарантировано: «батюшка (Христофор Тульский. — А. П.) говорил, что люди с первым эшелоном спасутся не физически, а душой» [10]. Такая интерпретация существенно ближе традиционному пониманию значения феномена мученичества.
Во всех случаях сохраняется инвариантная семантическая структура, что позволяет относить различные версии повествования о трех эшелонах к одному мифотеологическому комплексу.
В данную семантическую структуру входят следующие компоненты:
- эсхатологические гонения на христиан,
- принятие документов и использование информационных технологий расценивается как измена и отпадение от Бога,
- спасение наиболее стойких, их защита Богом и Богородицей,
- поэтапное отсеивание «менее стойких»,
- необходимость попасть в первый эшелон, в крайнем случае — во второй.
Очевидно, что на формирование мифотеологического комплекса о трех
эшелонах повлияла память о репрессиях 30-50 гг. прошлого столетия, массовых депортациях, высылках, транспортировке репрессированных в лагеря системы ГУЛАГ. Возможно, что и сам термин «эшелон» заимствован из этого дискурса — ср. «эшелоны с заключенными», «высылка эшелонами», «эшелоны с соцвредным элементом». Травматический опыт относительно недавнего прошлого способствует тому, что ожидаемые верующими эсхатологические гонения на христиан мыслятся по аналогии со сталинскими репрессиями, как их гипертрофированное повторение. Так, например,
аббревиатура ГУЛАГ, ставшая зловещим символом сталинских репрессий, в эсхатологических дискурсах религиозных субкультур ресемиотизируется и трансформируется в символ грядущих эсхатологических репрессий — возникают символически-метафорические концепты «электронный ГУЛАГ», «ГУЛАГ антихриста» и т. д., достаточно регулярно воспроизводящиеся в соответствующих дискурсах. Подобным образом и «эшелон» как символ социальных потрясений ХХ века оказывается востребованным эсхатологическим дискурсом, эксплицирующим ожидаемые апокалиптические события через их соотнесение с глубоко вошедшими в народную память трагическими событиями и процессами ХХ века.
Важнейшим смысловым компонентом мифотеологического комплекса трех эшелонов является неприятие документов и информационных технологий. В наиболее радикальной интерпретации принятие современных документов интерпретируется как принятие печати антихристовой, делающее невозможным покаяние и спасение. «ИНН плюс три шестерки (666) как цифровой имидж сатаны (sic!) и есть отречение от Бога, от Иисуса Христа. Паисий Афонский, великий афонский старец, обличил ИНН и прочие электронные документы, сказав, что взявшие их потеряют благодать Духа Святаго. Энергия бесовская (sic!) садится на них. Вот почему их нельзя брать — это уже печать антихриста» [9]. Менее радикальные интерпретации не отождествляют документы и информационные технологии с печатью антихриста непосредственно, но, тем не менее, предполагают, что их принятие и использование есть дело душевредное, поскольку является инструментом установления тотального контроля над личностью и подготовки к принятию «настоящей» печати антихриста. Неприятие документов или отказ от них (сожжение паспортов) является важнейшим условием попадания в первый эшелон: «Пошли паспорта с кодами, чипами, биометрическими данными, и некоторые люди не принимают их — вот они и составят первый эшелон» [4]. Следует отметить, что приверженность данному условию объединяет сторонников буквальной и аллегорической интерпретации мифотеологического комплекса о трех эшелонах: как бы ни понимались последние, попасть на первый и второй эшелоны могут только те, кто полностью освободился от «антихристовых документов» (при этом иногда делается снисхождение для тех единоверцев, которые сохраняют советские паспорта, отношение к которым в целом более спокойное, или используют различные не имеющие юридического значения «альтернативные паспорта», «выдаваемые» общественными организациями). Различаются же эти интерпретации паттернами эсхатологической герменевтики: для сторонников аллегорического понимания первый эшелон является реальностью нашего времени, его составляют те из христиан, кто по религиозным соображениям не только отказывается от документов и информационных технологий, но и переселяется из городов в деревни, чтобы жить там практически натуральным хозяйством, в удалении от центров цивилизации. Действительно, тенденции к демонизации городского уклада жизни (по паттерну «спастить в городе невозможно») и переселению в деревню наблюдается среди части православных эсхатологически настроенных фундаменталистов, но они не носят массового характера.
Так, в 2007 г. группа последователей эсхатологически настроенного религиозного фундаменталиста Петра Кузнецова, порвав все связи с миром, удалилась в затвор в подземное убежище в Пензенской области. Несколько человек погибли в антисанитарных условиях сырого и холодного подземелья.
В 2009-2010 гг. в Псковской области формируется община во главе с Эдуардом Агеевым (ныне арестованным), именующим себя архиепископом Сергием. От общинников требуется отказ от документов, им запрещается лечение в медицинских учреждениях. По имеющимся данным, в результате роста недовольства действиями лидера в общине произошел грандиозный скандал, приведший к изгнанию Сергия Агеева. Перед этим в общине произошла серия пожаров.
В 2013 г. группа последователей Владимира Коковина, причисляющего себя к Истинно-Православной Церкви, обосновалась в глухой деревне Красноярского края. Под влиянием проповеди Коковина члены его общины уничтожили все документы и готовились к приходу антихриста. В результате один из членов общины был госпитализирован с острым психическим расстройством, а против Коковина было возбуждено уголовное дело.
В 2015 г. еще одна группа религиозных фундаменталистов — последователей Вениамина (в «иночестве» Евстратия, в «схиме» Даниила) Филиппова, уничтожив паспорта, СНИЛС, ИНН и другие документы, удалилась в заброшенную и фактически отрезанную от цивилизации деревню в Пермском крае. Их духовный наставник, обличитель экуменизма и «всеобщего отступничества», лишенный сана церковным судом Русской Православной Церкви Московского Патриархата, не только призывает к сожжению документов, но и запрещает своим адептам использовать товары, имеющие маркировки со штрих-кодом. Община Филиппова находится в практически полной изоляции от мира, и как результат этого — из-за отсутствия медицинской помощи недавно скончалась женщина из числа последователей лидера секты.
Естественно, что сторонники мифотеологического комплекса о трех эшелонах в своих текстах, как правило, воссоздают не реальные картины быта переселенцев, но их идеализированный образ, умалчивая о тех проблемах, с которыми сталкиваются бывшие городские жители, в большинстве своем не подготовленные к жизни в заброшенных и лишенных инфраструктуры деревнях, ограниченные в правах из-за отсутствия документов и даже лишенные возможности получать пенсии. «Первый поток православных в сельскую местность пошел в спокойной обстановке со старыми документами или без оных, порой даже не осознавая умом вдруг возникшую в сердце непреодолимую тягу навсегда покинуть город. Они успели обосноваться там и как-то прижиться. Познание сельского быта (огороды, скотина, с/х техника) дало им достаточный запас прочности и относительной автономии, а понимание происходящих в мире и России процессов, хранит на первом этапе от диавольского обольщения» [7].
Сторонники литерального понимания рассматривают «первый эшелон» в качестве еще не наступившей, но ближайшей эсхатологической перспективы. И хотя «билеты на него уже проданы», сам эшелон еще не отправлен. Его отправление будет связано с началом гонений на христиан: «отправлять
христиан будут этапами. Надо попасть в первый эшелон. В него будут вталкивать насильно конвоиры. А вы говорите: я верующий, тоже туда хочу. Отталкивать вас будут» [4].
Соответственно, «второй эшелон» может интерпретироваться как «второй этап» переселения из города в деревню, который состоится в менее благоприятных условиях, или же, при литеральном понимании, как вторая волна насильственного переселения верующих в места высылки.
Представления о «третьем эшелоне» наименее разработаны. Как правило, о нем говорится только, что он будет наиболее массовым и полностью погибнет. Иногда последний ассоциируется с массовым исходом в деревню горожан, гонимых эсхатологическим голодом и техногенными катастрофами: «Третий эшелон, скорее всего будет самым массовым — после начала войны и голода, народ буквально ломанется из мегаполисов в сельскую местность, но их там никто не ждет... К тому же надо иметь ввиду, что все пути сообщений будут блокированы и автозаправки останутся без горючего, деньги, как и человеческая жизнь, обесценятся, а подвоз продуктов в магазины прекратится» [7]. Иногда и третий эшелон рассматривается как дающий возможность спасения от власти антихриста, причем попадание на него, подобно первым двум, нужно заслужить: «Блаженная исповедница Екатерина предупреждала, чтобы старались уехать в ссылку на первом эшелоне, в крайнем случае, на втором. «А на третий будете бросаться, да вас не возьмут» [8]. Такие концептуальные противоречия свидетельствуют о том, что данный мифологический комплекс еще находится в стадии становления.
Идеализированный образ деревенской жизни, вообще свойственный для современного эсхатологического дискурса, безусловно, восходит своими корнями к урбанофобским мифологемам и идеологемам, в формировании которых проявилась реакция аграрной архаической культуры на процессы урбанизации и формирования институтов регулярного государства. Однако интересно, что в контексте эсхатологического нарратива о трех эшелонах идеализированный образ деревни обретает черты, роднящие его с мифологемой о вечном возвращении и предстоящем обновлении мира [5], проанализированной М. Элиаде, а также с мифологемой о Золотом веке. «Никто из тех, кто доедет в эшелоне до места выселки не погибнет духовно. В монастырском поселении плотской жизни не будет, муж с женою будут жить как брат и сестра. Братья и сестры примут все монашеский постриг, прошлые грехи Господь Бог простит, греховные хартии будут все сожжены. У каждого будет свое послушание, свои обязанности в общине. Начнется новая жизнь, с чистого листа, во Христе и со Христом. К тому времени климат на планете изменится, на Севере России и в Сибири будет субтропический климат, как в Сочи сейчас» [10]. Неслучайно описания благоденственной жизни верующих, успевших уехать на эшелонах из царства антихриста, которые, кстати сказать, показательны и сами по себе, иллюстрируются в интернете картинками в духе славянских фэнтези.
Проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что мифотео-логический комплекс трех эшелонов в настоящее время находится в процессе активного становления. Можно с большой долей вероятности предположить,
что по мере его дискурсного оформления и смыслового упорядочивания концептов произойдет его трансформация в эсхатологическую мифотеологему по мифологическому типу семантической структуры.
Источники и литература
1. ГоловушкинД.А. Православный фундаментализм: возвращение к осмыслению // Философская мысль. 2016. № 1. С. 111-155.
2. Киприянов В. М. Первый эшелон. Всход православных общин (от эйфории до... реальности) // 1-14.info. URL: https://1-14.info/первый-э:шелон-исход-право-славных-общ/ (дата обращения: 06.08.2020).
3. Лебедев В. Ю., Прилуцкий А. М., Светлов Р. В. К вопросу культе «св. Григория Нового» (Г. Е. Распутина) в маргинальном православии // Вестник славянских культур. 2018. Т. 47. С. 26-38.
4. Очень важно!!! Первый эшелон — о нем предрекали многие святые последних времен: Горе тем, кто не попадет на него или отстанет в дороге! // Мономах. URL: http://monomah.org/archives/1460 (дата обращения: 06.08.2020).
5. Прилуцкий А.М. Семантика мифологемы о вечном возвращении в дискурсах народной православной эсхатологии // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Политология. Религиоведение. 2019. Т. 27. С. 48-54.
6. «Там будут только те, которые спасутся». Старцы о глобализации и последних временах // Москва — Третий Рим. URL: https://3rm.info/publications/16814-prochital-peredaj-drugomu.html (дата обращения: 06.08.2020).
7. Три эшелона. «Билеты на них давно уже проданы» ... // LogoSlovo.ru. URL: http://www.logoslovo.ru/forum/all/topic_6518/ (дата обращения: 06.08.2020).
8. Уходить ли сегодня в леса. Письмо в редакцию // Москва — Третий Рим. URL: https://3rm.info/publications/38570-uhodit-li-segodnya-v-lesa-pismo-v-redakciyu.html (дата обращения: 06.08.2020).
9. УЭК (СНИЛС) — отречение от Христа и печать антихриста в электронной форме // Москва — Третий Рим. URL: /https://3rm.info/publications/53400-uek-snils-otrechenie-ot-hrista-i-pechat-antihrista-v-elektronnoy-forme.html (дата обращения: 06.08.2020).
10. «Эшелон» (Дополнено и обновлено) // Литературно-исторический клуб «Русичъ». URL: http://likorg.ru/post/eshelon-2 (дата обращения: 06.08.2020).