Научная статья на тему 'Мифологические и сказочные истоки романов Дж. К. Роулинг'

Мифологические и сказочные истоки романов Дж. К. Роулинг Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
5272
893
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНГЛИЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА / ФЭНТЕЗИ / МИФОЛОГИЯ / ВОЛШЕБНАЯ СКАЗКА / ДЖ.К. РОУЛИНГ / ENGLISH LITERATURE / FANTASY / MYTHOLOGY / FAIRYTALE / JOANNE ROWLING

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Паславская Яна Робертовна

Статья посвящена исследованию вопроса об источниках жанра фэнтези. На примере цикла романов английской писательницы Дж.К. Роулинг о Гарри Поттере рассматривается вопрос влияния мифологического и сказочного дискурса на становление фэнтезийного жанра. Статья акцентирует внимание на необходимости дифференциации таких понятий, как «миф», «фольклорная волшебная сказка», «литературная сказка», а также на разграничении жанровых элементов, наследуемых фэнтези о Гарри Поттере из жанров мифа и сказки. Среди особенностей, связанных с мифологическим дискурсом, в статье рассматриваются номинация действующих лиц, введение в систему образов так называемых мифических существ, а также архетипичность отдельных персонажей. Композиция романов о Гарри Поттере, разграничение действующих лиц на основе их функций, основные мотивы, наличие в повествовании элементов притчевого начала исследуются в контексте жанровых особенностей фольклорной волшебной сказки. В качестве соединительного звена между жанрами литературной сказки и фэнтези рассматривается психологизация образов главных героев. Также в статье исследуется введение Дж.К. Роулинг в повествование психологической детали, служащей более полному раскрытию характеров действующих лиц, как элемента, наследуемого из жанра литературной сказки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Mythological and fairytale-like origins of the novels by Joanne Rowling

The article investigates the question of the source of fantasy genre. The question of influence of the mythological and fairy-tale discourse on the development of fantasy genre on the example of the cycle of novels by English female writer Joanne Rowling about Harry Potter is considered. The article focuses on the need for differentiation of such concepts as “myth”, “folk fairytale”, “literary fairytale” and focuses on the delineation of genre elements, which are inherited from the genres of myth and fairytales by Harry Potter fantasy. Nomination of characters, the introduction into the system of images of the so-called mythical creatures, as well as certain archetypal characters are discussed in the article among the features that are associated with the mythological discourse. The composition of Harry Potter novels, the distinction of actors based on their functions, basic motifs, the presence in the narrative elements of the parable beginning are studied in the context of genre features folk fairytale. Psychologization of images of the main characters is regarded as the connecting link between the genres of literary fairytales and fantasy. Introduction by Joanne Rowling into narrative of the psychological detail, that serves as a more complete disclosure of character actors, as an element, which is inherited from the literary genre of fairytales, is also investigated in the article.

Текст научной работы на тему «Мифологические и сказочные истоки романов Дж. К. Роулинг»

УДК 821(410).09"20"

Паславская Яна Робертовна

Рязанский государственный университет им. С.А. Есенина

ya-pasyavka@yandex.ru

МИФОЛОГИЧЕСКИЕ И СКАЗОЧНЫЕ ИСТОКИ РОМАНОВ ДЖ.К. РОУЛИНГ

Статья посвящена исследованию вопроса об источниках жанра фэнтези. На примере цикла романов английской писательницы Дж.К. Роулинг о Гарри Поттере рассматривается вопрос влияния мифологического и сказочного дискурса на становление фэнтезийного жанра. Статья акцентирует внимание на необходимости дифференциации таких понятий, как «миф», «фольклорная волшебная сказка», «литературная сказка», а также на разграничении жанровых элементов, наследуемых фэнтези о Гарри Поттере из жанров мифа и сказки. Среди особенностей, связанных с мифологическим дискурсом, в статье рассматриваются номинация действующих лиц, введение в систему образов так называемых мифических существ, а также архетипичность отдельных персонажей. Композиция романов о Гарри Поттере, разграничение действующих лиц на основе их функций, основные мотивы, наличие в повествовании элементов притчевого начала исследуются в контексте жанровых особенностей фольклорной волшебной сказки. В качестве соединительного звена между жанрами литературной сказки и фэнтези рассматривается психологизация образов главных героев. Также в статье исследуется введение Дж.К. Роулинг в повествование психологической детали, служащей более полному раскрытию характеров действующих лиц, как элемента, наследуемого из жанра литературной сказки.

Ключевые слова: английская литература, фэнтези, мифология, волшебная сказка, Дж.К. Роулинг.

Фэнтези представляет собой особый тип литературы «о необычайном», то есть обязательным в нем является наличие вымысла, причем вымысел не рождается из ничего, но является одним из способов художественного осмысления и толкования явлений действительности. Одними из первых таких способов являются миф и сказка. Е.Н. Ковтун называет их «наиболее интересными и во всяком случае самыми древними по происхождению типами вымысла, обретающими новое рождение в литературах Европы Х1Х-ХХ столетия [4, с. 143].

При изучении вопроса о мифологических и сказочных истоках фэнтези необходимо учитывать тот факт, что и миф, и сказка, как и любой литературный жанр, в своем развитии проходят множество этапов. Как пишет В.М. Пивоев, «миф проходит в своем развитии несколько этапов, характеризующихся различной степенью осознания и рационализации своего содержания субъектом мифотворчества» [11, с. 10].

Различия между архаической и современной сказкой также существенны: «...Одно из наиболее важных различий - принципиально разные системы оценок героя. В первом случае мы имеем оценку "онтологическую" и магическую, во втором -нравственную, ориентированную на нынешние нормы морали» [4, с. 144].

Фольклорная волшебная сказка хранит следы архаических обрядов инициации, или путешествия героя - жреца, волхва - в иной мир. В ходе эволюции человечества мифологическая трактовка мира постепенно уступает место рационально-эмпирической. Магия в сказочном повествовании начинает сначала осознаваться как «чудо», затем как «выдумка», сознательный вымысел рассказчика ради развлечения и поучения слушателей. Онтологическую мотивацию поведения персонажей сменяет трактовка, выражающая требования морали, диктуемой социумом.

Сложнее дело обстоит с современным литературным мифом, поскольку лексема «миф» насчитывает множество дефиниций, на что указывает, например, Е.М. Неелов [10, с. 13-14].

Современным литературным мифом именуют произведения, в которых сюжет, принцип построения и система воззрений, характерные для архаического мифа, намеренно используются автором в качестве поэтического средства, становясь компонентом художественной формы. Одними из таких компонентов являются своеобразное «двое-мирие», присущее фэнтези (герои часто находятся на грани двух миров, двух типов поведения), и население мира фэнтезийного произведения мифическими существами.

Фэнтези отличает наличие определенных архетипов, прообразов (Героя, Матери, Мудреца, Грааля и т.д.), о чем также упоминает Е.М. Неелов [10, с. 25].

В фэнтези о «Гарри Поттере» некоторые особенности, связанные с мифом, нашли отражение в системе образов романов. Имя лучшей подруги главного героя - Гермионы Грейнджер - истоком имеет греческую мифологию, где Гермиона была дочерью прекрасной Елены и царя Спарты Ме-нелая. Имя школьного врага Гарри - Драко Мал-фоя - происходит от слова «дракон»: в греческой мифологии это крылатое огнедышащее чудовище с гигантским змеиным туловищем. Характер Драко вполне соотносим с его именем: жестокий, заносчивый и завистливый, он вступил в ряды злейшего врага Гарри - Волан-де-Морта, и лишь в конце седьмой книги, осознав свою ошибку, принял сторону Поттера.

В книгах неоднократно упоминаются кентавры. Согласно древнегреческой мифологии, они являлись потомками царя многочисленного племени гигантов-лапифов Иксикона [13, с. 223].

В первой книге цикла герои случайно попадают в запретный кабинет замка «Хогвартс» и видят

© Паславская Я.Р., 2015

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова »41- № 3, 2015

огромного трехголового пса, охраняющего вход в подземную комнату, где хранится философский камень, дарующий вечную молодость и богатство. Вскоре Гарри узнает, что можно усыпить пса при помощи музыки. Очевидна параллель с древнегреческой мифологией: трехголовый пес Цербер (иногда с пятью или с сотней голов, увитых змеями), который охранял подземное царство Аида и был усыплен Орфеем своим напевом [13, с. 259].

Василиск, чудовище из тайной комнаты, упоминается во второй книге цикла. Плиний Старший в книге «естественная история» описывал его как «небольшую змею... Нет в природе существа злее, страшнее василиска. Одним взглядом своим убивает он людей и животных. Происхождение василиска - из яйца, снесенного старым петухом, положенного в навоз и высиженного жабой» [2, с. 577-578].

Также в романах фигурирует еще одна змея -слуга Волан-де-Морта по имени Нагайна. Имя змеи восходит к древнеиндийскому языку санскриту, где слово «нага» эквивалентно лексеме «змей» [6].

В третьей книге Гарри учится сражаться с бог-гартом - существом, которое принимает форму того, чего человек больше всего страшится. В кельтской мифологии боггарт (или богле) - это дух, постоянно живущий в доме и способный на злые проделки [1]. В пятой книге упоминается боггарт, забравшийся в письменный стол и надоедавший Гарри и его друзьям постоянным стуком.

Необходимо упомянуть о частичной реализации архетипов в романах Дж.К. Роулинг. Архетип Героя воплощается в образе Гарри Поттера, символа вечной борьбы добра со злом. Мудрец здесь, безусловно, главный наставник и учитель Гарри -самый сильный светлый маг Альбус Дамблдор. Его мудрые рассуждения и уроки о важности любви, добра и справедливости помогли Гарри осознать истинные нравственные ценности и победить Волан-де-Морта. Образ Грааля в романах более завуалирован, им может быть и философский камень, о котором упоминалось выше, но это вторичный символ, первичным и самым существенным Граалем как святыней и высшей ценностью человечества является, по убеждению автора романов -Дж.К. Роулинг, любовь. Ведь именно любовь матери спасла жизнь Гарри и впоследствии помогла победить зло.

Если говорить о сказке, то вполне очевидна связь вымысла в фэнтези именно с жанром волшебной сказки. Исследователи жанра сказки, как правило, сходятся во мнении, что его волшебную разновидность, как фольклорную, так и литературную, отличает от иных поджанров «чудесный», «волшебный» элемент.

Вопрос о связи фэнтези и фольклорной сказки в настоящее время является дискуссионным, но, несмотря на это, можно выделить несколько сход-

ных элементов, которые роднят фольклорную волшебную сказку и фэнтези.

Обоим жанрам присуще наличие элемента «чудесного». Как пишет Е.М. Неелов, «"чудесное" как категория сказочной поэтики является синонимом понятий "волшебное" и "фантастическое", точнее, выражает их сходство и взаимопроникновение» [10, с. 37]. Во-вторых, фольклорная сказка знает и собственно волшебные чудеса, совершаемые чудесными предметами и помощниками.

В книгах о «Гарри Поттере» чудесное является непременным элементом повествования (например, превращение людей в животных - анимагия, мгновенное перемещение в пространстве - трансгрессия). Любопытно, что каждому явлению Дж.К. Роулинг дает созданное ею самой наименование.

Еще одна черта волшебной сказки представляет особый интерес: точка зрения автора и героя на «возможность» / «невозможность» существования сказочного мира. Изображаемое чудесно именно с точки зрения читателя, а для героя мир сказки - вполне обыкновенный. Отношение героев волшебной сказки к миру, в котором они живут, как к обычному, не вымышленному, создаёт иллюзию достоверности существования изображаемого мира. Такова особенность и мира «Гарри Потте-ра»: герои книг, волшебники, живут в вымышленном мире магии, однако они воспринимают его как сам собой разумеющийся, реальный.

Специфику и особенности фольклорной волшебной сказки тщательно изучил В.Я. Пропп. Он пришел к закономерному выводу: каждой волшебной сказке присущи строго определенная последовательность функций действующих лиц и наличие вспомогательных элементов, служащих связующим звеном между функциями [12, с. 19]. Также волшебная сказка предполагает наличие действующих лиц: героя (протагониста), антагониста (вредителя), дарителя, помощника и др. Любая волшебная сказка предполагает прохождение героем множества испытаний, а обязательными атрибутами являются волшебные (чудесные) предметы, лица, явления. Мотив борьбы добра и зла является основополагающим в фольклорной сказке.

Многие из этих элементов актуализируются в фэнтезийном дискурсе «Гарри Поттера».

Начальная ситуация (завязка) в волшебной сказке непременно связана с каким-то видом недостачи или нарушения привычного хода событий, результатом которого является наступление беды. В романах о Гарри Поттере аналогичная завязка: повествование в первой книге начинается со дня трагической смерти родителей Гарри Поттера. Также в начальную ситуацию сказок может включаться чудесное рождение героя. В романе таким элементом считается чудесное спасение Гарри Поттера от смертельного проклятия Тёмного Лор-

116

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова «¿1- № 3, 2015

да. Очевидно наличие оппозиции, характерной для сказочного жанра: Гарри - протагонист, Волан-де-Морт выступает главным антагонистом героя.

Композиция фольклорной волшебной сказки строится на пространственном перемещении героя. В романе к Гарри Поттеру является великан по имени Хагрид, который забирает мальчика в школу волшебства «Хогвартс». Причем здесь реализуется еще одна сказочная особенность - Хагрид является посредником между миром обыденным и волшебным, выступая в качестве проводника героя. Помимо функции информатора, Хагрид наделен функцией помощника. Он помогает Гарри Поттеру овладеть волшебными атрибутами (волшебной палочкой, совой по имени Букля, волшебными книгами заклинаний). Такой волшебный предмет-помощник, как Карта Мародеров, появляющаяся в третьей книге серии и показывающая местоположение любого волшебника в замке «Хогвартс», служит аналогом сказочного яблочка на блюдечке, а мантия-невидимка, которую Гарри оставил в наследство отец, ассоциируется с шапкой-невидимкой.

Чтобы попасть в другой, волшебный, мир, герой сказок должен пройти испытание. Причем многие исследователи отмечают такую особенность: «Специфической для волшебной сказки является двойная оппозиция предварительного и основного испытаний...» [9, с. 15]. «В предварительном испытании герой обнаруживает свои истинные качества и тем заслуживает получение чудесного средства...» [9, с. 17].

В качестве такого предварительного испытания в романах может служить эпизод из первой книги, когда Гарри знакомится с ровесниками - Роном и Драко - и заводит дружбу с первым мальчиком, скромным, порядочным и добрым, проигнорировав надменность и грубость второго. В дальнейшем именно выбор светлой стороны - добра - будет определять характер и поступки главного героя.

Основным испытанием является, безусловно, победа Гарри над Волан-де-Мортом. Подобно финалам сказок, добро, вечно борющееся со злом, в итоге одерживает победу.

Сказка как жанр на протяжении своего существования претерпела несколько этапов эволюции - от фольклорной до литературной. «Литературная сказка - авторское, художественное прозаическое или поэтическое произведение. в котором волшебство, чудо играет роль сюжето-образующего фактора, служит отправной точкой характеристики персонажей» [4, с. 147]. Об этом с опорой на труды Л.Ю. Брауде и Т.Г. Леоновой также пишет Я.В. Королькова в статье «О соотношении литературной сказки и фэнтези» [5, с. 142].

И.П. Лупанова называет «атмосферу "сказочной реальности", растворённости "чуда"» главной отличительной чертой литературной сказки, позволяющей выделить ее в отдельный жанр [7, с. 125].

Многие исследователи жанра литературной сказки признают за ним стремление к большей психологизации образов, к наполненности сказочного действия правдоподобием вследствие тесной связи сказки с современной ее автору жизнью [8, с. 82].

Следует отметить, что некоторые исследователи относят романы о Гарри Поттере именно к жанру литературной сказки. Такое мнение небезосновательно, поскольку в настоящее время сложно провести границу между литературной сказкой и фэнтези, так как их объединяет как авторство, так и многие идейно-художественные детали. Об этом упоминает Е.Н. Ковтун: «Вообще-то автор постулирует это <«Гарри Поттера»> как сказку. Но сейчас литературная волшебная сказка тесно срастается с фэнтези и трудно провести границу» [3]. Связь между литературной сказкой и фэнтези определяется еще и тем, что оба жанра восходят к одному источнику - фольклорной сказке.

Психологизация образов в «Гарри Поттере», вероятнее всего, основой имеет именно литературную сказку. Характер главного героя, его друзей, других действующих лиц не статичен, а прослеживается в динамике, на протяжении всего повествования меняется социальная роль действующих лиц, их мировоззрение. Каждый из героев - индивидуальность, отношения между ними характеризуются сложными психологическими связями. Примером может служить изображение взаимоотношений Гарри и ненавистного ему учителя зелье-варения Северуса Снегга. Дж.К. Роулинг мастерски передает малейшие изменения в настроениях героев, читатель видит всю палитру чувств - от ненависти до уважения.

Также большое внимание Дж.К. Роулинг уделяет психологической детали, которая, как правило, связана с особенностями характеров героев и их поведения. Например, волшебник Невилл, которого Гарри знает как пугливого, неуклюжего мальчика, вдруг в пятой книге начинает целенаправленно тренироваться в использовании заклинаний: автор обращает внимание на то, что постоянные тренировки закаляют характер мальчика, из неуклюжего подростка он превращается в храброго юношу, которому в финале эпопеи под силу победить одного из опаснейших слуг Волан-де-Морта.

Уделяя немало внимания описанию психологических состояний героев, Дж.К. Роулинг в фэнтези ставит проблему личности и строит сюжет именно на индивидуальном своеобразии персонажей, а испытания, которые проходят главные герои, становятся ключевыми моментами повествования. Эта особенность перекликается с притчевым началом, характерным для мифологического и сказочного дискурсов: во время испытаний персонажи «Гарри Поттера» часто сталкиваются с выбором между светлой и темной стороной (как в окружающей

Вестник КГУ им. H.A. Некрасова № 3, 2015

117

их действительности, так и в собственной душе), а нравственные искания героев и процесс осозна-вания ими истинных ценностей - любви, добра, чести - часто носят назидательный характер. Таков путь Гарри, Гермионы, Рона и, что особенно важно, каждого человека.

Библиографический список

1. Боггарт // Википедия. Свободная энциклопедия. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://m.wikipedia.org/wiki/Боггарт (дата обращения: 16.04.2014).

2. Василиск в мифологии // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ru.wikisource.org/ wiki/ЭСБЕ/Василиск_в_мифологии (дата обращения: 17.04.2014).

3. Какого рода слово «фэнтези»? // VIPERSON. RU: Рейтинг персональных страниц и электронных библиотек. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Ы1р:/Мрегеоп.т^М^р?ГО=611786 (дата обращения: 17.04.2014).

4. Ковтун Е.Н. Художественный вымысел в литературе XX века: учеб. пособ. - М.: Высшая школа, 2008. - 408 с.

5. Королькова Я.В. О соотношении литературной сказки и фэнтези // Вестник ТГПУ - 2010. -№ 8(98). - С. 142-144.

6. Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции. -М.: Просвещение, 1975. - 463 с.

7. Лупанова И.П. Русская народная сказка в творчестве писателей 1-ой половины XIX в. - Петрозаводск: Издательство Карельской АССР, 1959. - 583 с.

8. Лупанова И.П. Современная литературная сказка и её критики (заметки фольклориста) // Проблемы детской литературы. - Петрозаводск, 1981. - С. 76-90.

9. Мелетинский Е.М. Проблемы структурного описания волшебной сказки // Структура волшебной сказки. - М.: Издательство РГГУ 2001. - 234 с.

10. Неелов Е.М. Волшебно-сказочные корни научной фантастики. - Л.: Издательство ЛГУ, 1986. -198 [2] с.

11. Пивоев В.М. Мифологическое сознание как способ освоения. - Петрозаводск: Карелия, 1991. - 111 с.

12. Пропп В.Я. Морфология волшебной сказки. - М.: Лабиринт, 2006. - 128 с.

13. Словарь античности / сост. Й. Ирмшер, Р. Йоне; отв. ред. В.И. Кузищин. - М.: Внешсигма, 1992. - 704 с.

118

Вестник КГУ им. H.A. Некрасова «jij- № 3, 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.