УДК 821.111 Я.Р. ПАСЛАВСКАЯ
аспирант, кафедра литературы, Рязанский государственный университет им. С.А. Есенина E-mail: YA-pasyavka@yandex.ru
UDС 821.111
YA.R. PASLAVSKAYA
Graduate student, Department of Literature, Ryazan State University named after S.A. Esenin E-mail: YA-pasyavka@yandex.ru
ГАРРИ ПОТТЕР - «СТАНОВЯЩИЙСЯ» ГЕРОЙ? К ВОПРОСУ О ВЛИЯНИИ ЖАНРОВЫХ ЧЕРТ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО РОМАНА НА ПРОИЗВЕДЕНИЕ ДЖ.К. РОУЛИНГ
IS HARRY POTTER A "BECOMING" HERO? TO A QUESTION ABOUT INFLUENCE OF GENRE LINES OF THE NOVEL OF EDUCATION ON J.K. ROWLING'S NOVELS
Cтатья посвящена исследованию влияния жанра романа воспитания на литературу фэнтези на примере цикла произведений современной английской писательницы Дж.К. Роулинг о Гарри Поттере. В статье рассматривается вопрос о преемственности отдельных жанровых и сюжетно-композиционных элементов воспитательного романа и их преломление в фэнтезийном дискурсе.
Ключевые слова: английская литература, роман воспитания, фэнтези, Дж.К. Роулинг.
The article is devoted to research of influence of genre the novel of education on fantasy literature on the example of the cycle of novels by modern English writer J.K. Rowling about Harry Potter. The article considers the inheriting of different elements of educational novel genre and their interpretation in the fantasy discourse.
Keywords: English literature, the novel of education, fantasy, J.K. Rowling.
Цикл романов J.K. Rowling о Гарри Поттере привлекает внимание многих литературоведов и своей необычной структурой, и лексическим наполнением, и жанровой эклектикой. Большой интерес представляет вопрос жанровой принадлежности романов, поскольку он является достаточно дискуссионным и в то же время малоизученным.
В настоящее время единой дефиниции понятия «жанр» не существует, да и определение жанра «Гарри Поттера», как было отмечено выше, представляет трудноразрешимый вопрос.
Исследованием понятия «жанр» занимался известный литературовед М.М. Бахтин. Особое внимание он обращал на существование первичных и вторичных жанров, в основу разграничения которых заложил принцип производности: «Вторичные речевые жанры - романы, драмы, большие публицистические жанры и т.п. - возникают в условиях более сложного и относительно высокоразвитого и организованного культурного общения (преимущественно письменного)... В процессе своего формирования они вбирают в себя и перерабатывают различные первичные жанры, сложившиеся в условиях непосредственного общения» [3].
Согласно данной теории, к первичным можно отнести, например, фольклорную сказку, а ко вторичным, соответственно, литературную сказку, а также множественные жанровые разновидности романа.
Произведение «Гарри Поттер» представляет собой цикл романов, жанр которых большинство литературоведов определяет как фэнтези. Энциклопедия «Википедия» определяет жанр книг о Гарри Поттере
следующим образом: «Серия представляет собой совмещение многих жанров, среди которых фэнтези и подростковый роман с элементами приключений, детектива, триллера и любовного романа, а также включает в себя немало культурных отсылок» [11]. Об этом же пишет и С.А. Гоголева в статье «Влияние готического романа на жанр фэнтези и его роль в становлении жанра»: «. фэнтези берет за основу различные литературные традиции, такие как фольклор разных народов, героический эпос, волшебная сказка, авантюрный жанр, готический роман» [7]. Очевидно, что этот жанр впитал многие предшествующие литературные традиции и тяготеет к большим художественным формам - преимущественно, романам и циклам романов. Примером может служить трилогия «Властелин колец» J.R.R. Tolkien и цикл книг «Хроники Нарнии» C.S. Lewis. Продолжательницей традиции, безусловно, является J.K. Rowling и ее семь томов «Гарри Поттера».
Однако что отличает книги J.K. Rowling от других фэнтезийных произведений - главный герой здесь - не взрослый, а ребенок, и вся эпопея представляет собой повествование о взрослении и становлении характера Гарри Поттера, чем сближается по художественным характеристикам с жанром романа воспитания. Поэтому вопрос о влиянии последнего на фэнтезийный дискурс представляется интересным для исследования.
Некоторые современные литературоведы определяют жанр «Гарри Поттера» как роман воспитания. И. Л. Галинская в сборнике статей, посвященных исследованию этого произведения, пишет: «Эпопея Роулинг о Гарри Поттере представляет собой многотомный роман
© Я.Р. Паславская © Ya.R. Paslavskaya
воспитания... Цель учеников школы Хогвартс - стать волшебниками, причем описаны школьные будни, а учителя, воспитатели и сами ученики служат как добру, так и злу, отчего школа Хогвартс во многом похожа на обыкновенную школу» [5]. В. Александров в статье «Кто придумал футбол, или Гарри Поттер в школе и дома» говорит, что «тема «поттерианы» у Роулинг - школьные будни, а жанр - роман воспитания» [1]. Многие критики, анализируя произведения J.K. Rowling, соглашаются с тем, что это романы воспитания, поскольку в их основе лежит история постепенного развития героя, становление которого прослеживается с детских лет и напрямую связано с познанием окружающей действительности. Данная точка зрения, однако, не является абсолютно верной, поскольку, как отмечалось выше, жанр фэнтези не сводится к совокупности характеристик других жанров, а лишь воспринимает отдельные их элементы, являясь отдельным жанровым образованием. Но такая позиция не лишена достоверности, поэтому также представляет интерес для исследования.
Сначала следует определить специфику жанра «роман воспитания». «Concise Encyclopedia» дает следующую характеристику: разновидность романа, берущая начало в немецкой литературе (нем. «Bildungsroman» - рус. «роман воспитания»). В произведениях данного жанра описывается становление главного героя, формирование его характера, на первый план выходит нравственное и физическое развитие героя: «Class of novel derived from German literature that deals with the formative year of the main character? Whose moral and psychological development is depicted». Роман воспитания, как правило, имеет счастливый финал, герой оставляет позади все ошибки и боль разочарований, а впереди его ожидает взрослая жизнь: «It typically ends on a positive note, with the hero's foolish mistakes and painful disappointments behind him and a life of usefulness ahead» [13].
Интерес представляет перевод и сущность термина «Bildungsroman». Нередко его отождествляют с термином «coming-of-age story», что можно перевести как «роман взросления» или «роман совершеннолетия» [15]. Этим понятием обозначаются произведения, описывающие жизнь героя с детских лет до момента его совершеннолетия, однако «coming-of-age story» - термин более широкий и несколько отличный от «Bildungsroman».
Доктор филологических наук В.Н. Пашигорев, рассматривая происхождение термина, пишет: «При этом следует иметь в виду, что перевод на русский язык немецкого термина «Bildungsroman» как «воспитательный роман» является неадекватным и должен быть заменен на «роман воспитания» («образования») с учетом семантических особенностей русского прилагательного «воспитательный». Например, «Словарь русского языка» трактует прилагательное «воспитательный» как относящееся к существительному «воспитание» только в 1-м значении: «вырастить, дать образование, привить какие-либо навыки, правила поведения» («воспитатель-
ное учреждение», «воспитательное мероприятие» и т. д.) Речь идет, следовательно, преимущественно о педагогическом аспекте термина, тогда как термины «роман воспитания» и «роман образования» акцентируют идею воспитания во 2-м и 3-м значении - как формирование личности в широком философско-нравственном плане, что весьма важно для понимания сущности исследуемой разновидности немецкого романа» [9]. Т.е. в основе романа воспитания лежит идея формирования нравственной, мудрой личности.
Жанр «роман воспитания» берет начало, как было отмечено выше, в немецкой литературе. «Concise Encyclopedia», однако, указывает, что влияние на него оказали фольклорные сказки. Герой которых - дурачок, отправляющийся в путешествие, полное приключений: «It grew out of folklore tales in which a dunce goes out into the world seeking adventure» [13].
В статье «The bildungsroman in nineteenth-century literature» автор зарождение жанра связывает с произведением J.W. von Goethe «Годы странствий Вильгельма Мейстера» (1795-1796 гг.): «Johann Wolfgang von Goethe's Wilhelm Meisters Lehrjahre (1795-96; Wilhelm Meister 's Apprenticeship), is the most famous example of the Bildungsroman and is generally regarded as the prototype of the genre» [14].
Однако Энциклопедия «Британника» указывает на более ранние источники жанра - книгу средневекового поэта W. von Eschenbach «Парцифаль» (первое десятилетие XIII в.) и «Симплициссимус» H. J. Ch. von Grimmelshausen (1669 г.) [12].
Интересны различия между немецкими и английскими романами воспитания. В первых прослеживался путь взросления героя, конечным этапом которого являлось формирование четкого мировоззрения и чувства социальной ответственности: «The typical Bildungsroman traces the progress of a young person toward self-understanding and a sense of social responsibility» [14]. Английский роман воспитания, однако, имел свои особенности: изображаемые события и сам процесс взросления героя часто имели религиозную подоплеку, а финал был менее оптимистичен; общество изображалось как некая разрушительная сила: «The English Bildungsroman tended to have a more confessional quality, it often involved the protagonist's move from the country to the city, it was more concerned with the theme of religious doubt, and it ended less optimistically than the German variety, often portraying society as a somewhat destructive force» [14].
Данный жанр оказал влияние на литературу Европы, а затем и на всю мировую литературу, поэтому исследованием этого вопроса занимались и русские литературоведы. М.М. Бахтин подчеркивал, что в романе воспитания изображается внутреннее изменение, динамика, героя, герой здесь не готовый, а становящийся [2]. «Герой романа, взрослея и преодолевая юношеские заблуждения и ошибки, ищет пути реализации своей индивидуальности вопреки враждебным обстоятельствам, чтобы в конечном итоге добиться совершенства
и обрести гармонию с миром» [10].
Следовательно можно говорить о том, что главной особенностью сюжета и композиции романа воспитания является процесс воспитания героя. В результате постижения жизненных «уроков» он приходит к единственно верному исходу - стать личностью, быть полезным для общества. Об этом пишет В.Н. Пашигорев: «Эта личность существует одновременно в конкретно-историческом и в неисторическом времени и пространстве, вступает в конфликты с внешним миром и с собственными чувствами и стремлениями, идет от инфантильно-индивидуального к гармоническому существованию» [9].
Обобщая сказанное, можно обозначить основные жанровые черты романа воспитания. Герой здесь - смысловой и композиционный центр произведения, поэтому он важен и интересен сам по себе, но при этом развитие личности героя во многом детерминировано взаимоотношениями с другими персонажами и окружающим миром.
В романе воспитания показаны этапы прохождения человеком так называемой школы жизни: судьба заставляет его постоянно делать выбор - между добром и злом, активностью и бездействием, причем чаще всего герой - активный участник событий, но иногда остается пассивным наблюдателем. Неотъемлемой чертой характера персонажа является стремление к справедливости.
В основе композиции лежит становление героя с детских лет до того момента, когда он предстает человеком с оформившимся мировоззрением и устойчивыми чертами характера. Поэтому вся сюжетная линия романа воспитания основана на интроспекции - изображении внутреннего динамического развития характера. Герой как бы сам наблюдает за своим становлением, и все, что происходит вокруг него (события, поступки других персонажей, собственные действия), находит отражение в сознании: он рефлексирует, поэтому произведениям этого жанра присущи внутренние монологи героя.
Этапы развития, через которые проходит герой романа воспитания, нередко имеют параллели с другими произведениями данного жанра. Например, детские годы героя проходят в обстановке изолированности от всех невзгод окружающего мира. Поэтому отрицательным действием такого воспитания являются душевные страдания героя - типичная черта романа воспитания. Фабула основывается на столкновениях не приспособленных к реальности идеалов героя с обыденностью. Однако любой такой эпизод - урок, воспитательный момент: жизнь беспристрастно разбивает все иллюзии, заставляя героя совершенствоваться.
Другие действующие лица, как правило, очерчены слабее, их характер, мысли и чувства порой не находят отражения в повествовании, поскольку главной функцией их является раскрытие характера главного героя [8].
Личность автора в романе завуалирована. Он в определенной степени ассоциируется с героем, но при этом занимает позицию вне повествования, что позво-
ляет ему целенаправленно структурировать образ героя. Через включение авторских рассуждений, часто иронического характера, изображение комических и трагических ситуаций, юмор проявляется авторское отношение к изображаемому, оценка им поступков главного героя и направления его развития.
Проблемам и вопросам воспитания в романах о Гарри Поттере J.K. Rowling уделяет большое внимание. Особенность повествования в том, что читателю представлен процесс взросления не только главного героя, но и его друзей и других молодых волшебников магической школы Хогвартс, хотя главная линия всех книг -безусловно, становление характера Гарри Поттера.
Также следует оговориться: специфика «Гарри Поттера» в том, что его можно отнести как к детской фэнтезийной литературе, так и к «взрослой», в рамках постмодернизма, поэтому произведению присущ принцип жанрового синтеза: источников, а, соответственно, аллюзий и реминисценций, у цикла романов множество - от мифологии и фольклора до фантастики и фэнтези XX века. Кроме того, сама структура цикла специфична. Каждая книга имеет тождественную структуру: изображается один год обучения героя в волшебной школе, от лета до лета, но при этом каждая книга - это и новый, более совершенный, чем предыдущий, этап развития личности героев.
В романах подробно представлен не весь жизненный путь Гарри Поттера, а юношеские годы, с 11 до 17 лет. При этом в конце седьмой книги (как известно, количество книг в цикле соответствует 7 годам обучения в школе и вышеназванному возрастному периоду) J.K. Rowling представляет читателю эпилог, действие которого происходит через 19 лет после окончания школы, вчерашний юноша здесь предстает уже тридцатишестилетним мужчиной.
Главный герой здесь, несомненно, Гарри Поттер, но поскольку в книгах показаны отроческие и юношеские годы героя в школе, о чем уже упоминалось выше, становление личности и формирование стойких черт характера молодого человека не может совершаться без участия окружающих - друзей-ровесников, учителей. Поэтому, в отличие от традиционного романа воспитания, в качестве основных действующих лиц можно рассматривать и верных друзей Гарри - Рона Уизли и Гермиону Грейнджер. Безусловно, характер Гарри прорисован гораздо более четко, вплоть до мельчайших деталей, но его взросление идет параллельно с развитием характеров друзей, и разделить эти процессы невозможно.
Остальные герои прямо или косвенно связаны с процессом воспитания главного героя. J.K. Rowling объединяет второстепенных героев в зависимости от их функций: родственники, друзья, наставники, враги. Причем врагов можно разделить на мнимых (Драко Малфой, Северус Снегг) и реальных, которые наделены исключительно отрицательными характеристиками, подобно антагонистам в фольклорных сказках (Волан-де-Морт и его последователи). Особенность характе-
ров всех персонажей (кроме категории «враги») в том, что они наделены как положительными, так и отрицательными качествами, что, безусловно, придает еще большую реалистичность романам. Об этом пишет и И.Л. Галинская в статье «Некоторые литературные источники «поттерианы»: «Джоан Роулинг .зачастую руководствуется принципом «смешанных характеров». Любимый друг Гарри добродушный неотесанный великан Хагрид постоянно совершает добрые дела, он заботится о благополучии своих друзей. Но и недостатки Хагрида подробно описаны Роулинг. Его любовь к чудовищам постоянно приводит к печальным последствиям, он вспыльчив и болтлив... Идеальный герой Гарри Поттер, кстати говоря, также постоянно нарушает правила, введенные в школе» [6]. Эта особенность служит важным условием правильного взросления героев: характер человека развивается и закаляется только в условиях непрерывной борьбы со своими недостатками и темными сторонами души. Таков Гарри Поттер, и именно поэтому его можно охарактеризовать термином М.М. Бахтина как становящегося героя. Здесь же можно привести мнение D. Baggett о сути романов J.K. Rowling: «Эти книги, что не характерно для современной художественной литературы, учат читателя, как ему жить» [4].
Рассмотрение окружающей действительности как школы жизни, черта воспитательных романов, J.K. Rowling также успешно включает в повествование, однако эта жанровая черта в «Гарри Поттере» имеет свою специфику, связанную с особенностями фэнте-зийного дискурса. Герой из среды обыденной (жизнь у родственников, среди обычных людей) попадает в волшебный мир - школу магии и волшебства Хогвартс. Лексема «школа» здесь, безусловно, употребляется в прямом значении: юные волшебники в течение семи лет обучаются в Хогвартсе, чтобы затем занять свое место в социуме среди таких же, как они, чародеев. Однако на протяжении этих лет обучения герои действительно проходят и школу жизни. Ярчайший пример - Гарри Поттер: в 11 лет он узнает причину гибели его родителей, в 13 - постигает милосердие, когда спасает жизнь предателю, обрекшему на смерть родителей, постоянно учится выбирать между добром и злом: в первой книге - отвергает дружбу с самовлюбленным и неприятным Драко Малфоем, во второй сталкивается с Волан-де-Мортом, и лишь его выбор быть верным Дамблдору, самому великому доброму волшебнику всех времен, помогает Гарри спастись, в пятой борется с темной стороной собственной души, а в двух последних книгах герой теряет близких и друзей, соратников в войне с Волан-де-Мортом и, несмотря на боль потери, учится прощать, принимать действительность такой, какая она есть, и двигаться вперед, к добру, к свету. Именно эта особенность позволяет J.K. Rowling показать, что на самом деле ее герои-волшебники - такие же, обычные люди, со своими достоинствами и недостатками, страхами и желаниями. Автор подчеркивает, что процесс взросления каждого человека разворачивается в соответствии
с фундаментальными законами развития природы и общества и потому не нуждается в пространственной или временной конкретизации (именно поэтому в «Гарри Поттере» есть лишь косвенное указание на время и место действия).
Мотив утраты иллюзий, в романах воспитания характерный для «детского» этапа жизни персонажа, в произведениях J.K. Rowling находит свое отражение в период юношества главного героя. Наиболее ярким примером служит эпизод из пятой книги («Гарри Поттер и Орден Феникса»): Гарри всегда считал своего отца эталоном мужчины, но, когда он вдруг узнает нелицеприятные факты из жизни своего отца (тот вместе с друзьями в скуке решает зло подшутить над «врагом» - худым, замкнутым однокурсником), Гарри еще более убеждается в мысли, что желает следовать пути добра и справедливости. С героем происходит так называемый катарсис: авторитет отца рушится, и теперь уже Гарри самостоятельно должен выбирать для себя правильные ориентиры на жизненном пути.
J.K. Rowling сознательно то затягивает повествование, то придает событиям огромную скорость. Это подчеркивает неравномерность процесса взросления героев, тогда как в эпилоге, когда перед нами предстают уже тридцатишестилетние Гарри, Рон и Гермиона, изображаемые факты носят размеренный, степенный характер, подобно поведению мудрого, зрелого человека.
В «Гарри Поттере» своеобразно представлены и свойственные романам воспитания принципы организации хронотопа. В традиционном жанре герой по мере вхождения во время (т.е. определенные жизненные этапы) осваивает и пространство: в детстве - категория «дом-родители», в отрочестве - «дом-родители-школа-друзья-учителя» и т.д.
В «Гарри Поттере» J.K. Rowling по мере вхождения героев в социальный мир расширяет круг топосов: для Гарри это дом родственников (1 книга), далее -дом, Хогвартс (1-4 книги), затем дом, Хогвартс, Лондон (начиная с 5 книги), причем даже в волшебной школе освоение пространства также соотносится с этапами взросления героя. Здесь проявляется еще одна особенность пространственной организации книг: поскольку романам не чужд принцип двоемирия, то можно наблюдать некое противопоставление мира магического (включающего в себя еще отдельные пространства - школу Хогвартс, магический банк Гринготтс, Министерство магии) миру обычных людей, «магглов» (это обычный Лондон с его немагическим населением). Однако эти два мира постоянно взаимодействуют, прямо или завуалированно, друг с другом, что особенно четко проявляется в 7 книге, когда в войну оказываются вовлечены и маги, и обычные люди.
Завуалированность личности автора, присущая романам воспитания, можно наблюдать и в «Гарри Поттере». Все события представлены глазами юного героя, поэтому часто имеют субъективную оценку, однако авторская позиция прослеживается в диалогах Гарри с его главным наставником и учителем, директором шко-
лы Альбусом Дамблдором. Рассуждения о важности любви, добра, милосердия, самопожертвования вложены автором в уста старого волшебника, и благодаря его наставлениям и урокам юный герой учится отличать истинные ценности от ложных, добро от зла, и в финале повествования одерживает победу на врагом, Волан-де-Мортом, и над своими недостатками. Поэтому, повзрослев, герой обретает любовь и продолжает служить выбранному пути - добра и справедливости, что показывает J.K. Rowling в эпилоге.
Отличительной чертой романов является автобиографизм. Сама писательница призналась, что образ Гермионы Грэйнджер - отчасти второе «Я» J.K. Rowling в те годы, когда она училась в школе, т.е. прототипом образа девушки послужила сама автор книг: «Есть такая теория, что каждый персонаж - это кусочек личности автора, поэтому я получаюсь совсем уж странной, наверное. Я не знаю, сколько персонажей набралось в моих книгах, но уже близко к 200, поэтому я совсем плоха. Гермиона чуточку похожа на меня в юности. Я не собиралась срисовывать Гермиону с меня, но все-таки она чуть-чуть похожа...» [17]. Многие черты характера преподавателя зельеваренья Северуса Снегга J.K. Rowling позаимствовала у ее школьного учителя химии: «Снегг - очень жестокий учитель, которого я частично списала с одного из своих школьных учителей... Но я всем советую присмотреться к нему внимательнее, потому что он сложнее, чем можно увидеть в первого взгляда.» [16].
Немаловажный аспект повествования - юмор - так-
же носит отпечаток личности писательницы. В первой книге забавный эпизод (Невилл, одноклассник Гарри, трусливый и рассеянный мальчик, вдруг проявляет храбрость и не пускает героя с друзьями в ночное «путешествие» по школе, запрещенное правилами, но Гермиона склеивает ему ноги заклинанием) показывает, насколько важным J.K. Rowling считает умение проявить храбрость не только перед лицом врага, но и перед лицом несправедливости. Недаром эти слова она влагает в уста Дамблдора, чей образ во многом также списан с характера самой писательницы.
Установка на автобиографичность повествования способствует тому, что авторская оценка событий становится более явной, как и необходимо для более полного раскрытия характеров действующих лиц.
Действительно, учитывая рассмотренные особенности романов J.K. Rowling, Гарри Поттера можно назвать становящимся героем [2], а семь книг, соответственно, романами становления человека, обладающими при этом сложным приключенческим и отчасти сказочным сюжетом. Каждый из героев (будь то сам Гарри, его друзья или другие персонажи) проходит значимые для него этапы взросления, получает необходимые жизненные уроки, обретает индивидуальные черты характера. В финале романов герои предстают счастливыми, умудренными опытом людьми, и теперь уже их детям предстоит учиться в школе Хогвартс и в школе жизни и строить свои судьбы.
Библиографический список (References)
1. Alexandrov V. Who invented football, or Harry Potter at school and at home. New world 2001; 7:178.
2. Bakhtin M.M. From the prehistory of novelistic words. In the book: Bakhtin M. M. Problems of literature and aesthetics. Research over the years. M.: Art Literature. 1975: 411.
3. BakhtinM.M. Word Art aesthetics. M: Art, 1979. P. 239.
4. Baggett D., Klein Sh. Harry Potter and Philosophy: If Aristotle Ran Hogwarts. SPb, 2005. P. 137.
5. Galinskaya I.L. Historical and literary sources of the novels about Harry Potter: Collection of scientific works. M.: Russian Academy of Sciences, 2001. P. 7.
6. Galinskaya I.L. Some literary sources of the "potteriany". In the book: Galinskaya I.L. Historical and literary sources of the novels about Harry Potter: Collection of scientific works. M.: Russian Academy of Sciences. 2001: 71.
7. Gogoleva S.A. Influence of the Gothic novel in the genre of fantasy and its role in the development of the genre. Science and education, 2007; 3: 166.
8. Campion N.V. English novel of education of the XIX century (Ch. Dickens, W. Thackeray, D. Meredith). M.: MSU, 2005. P. 18.
9. Pashigorev V.N. Novel of education in German literature of XVIII-XX centuries. Genesis and evolution: diss. on search. an academic step. D. of Philology. Rostov-on-Don, 2005. P. 19.
10. Rymar N.T. Novel of education. In the book: Tamarchenko N.D. (ed.) Poetics. Dictionary of actual terms and concepts. M.: Publishing house named after Kulagina. 2008. P. 218.
11. The series of novels about Harry Potter. Encyclopedia "Wikipedia": epub ahead. http://ru.wikipedia.org/wiki/ С ерия_романов_о_Гарри_Поттере
12. Bildungsroman. Encyclopedia Britannica: epub ahead. http://global.britannica.com/EBchecked/topic/65244/bildungsroman
13. Bildungsroman. Concise Encyclopedia: epub ahead. http://www.merriam-webster.com/dictionary/bildungsroman
14. The bildungsroman in nineteenth-century literature: epub ahead. http://www.enotes.com/topics/ bildungsroman-nineteenth-century-literature
15. Coming-of-age story: epub ahead. http://en.wikipedia.org/wiki/Coming-of-age_story
16. Rowling J.K. The Connection: interview. 1999: epub ahead. http://www.etern.ru/dp/15/12.htm
17. Rowling J.K. Edinburgh Book Festival: interview. 2004: epub ahead. http://lenesnape.narod.ru/publications/interview.htm