Mythologem of Russian society: past and present
Afanasev Nurgun Vyacheslavovich, PhD of Philological sciences, Associate Professor, Department of Folklore and Culture, North-Eastern Federal University named after M.K. Ammosova, Yakutsk
The purpose of the study is to analyze the features of the mythologies of Russian society in the context of the past and present. To achieve this goal, the features of folk mythologies in different historical periods of development are considered. The research material in this article is the work of Russian scientists who are devoted to the study of the essence and features of the mythologies of Russian society at different stages of its development. As research methods, the author used methods of historical, cultural and socio-cultural analysis, as well as the method of structural analysis, which provides a comprehensive study of various components of the phenomenon of social mythology. In the course of the research, the author identified several historical periods with their own characteristics in the structure of folk mythology and mythologies: 1) The ancient Slavs; 2) Late Middle Ages and earlier Modern Times; 3) The era of Peter I and the Great Reforms; 4) The era of the late imperial Russian state, the Soviet period and the post-Soviet era; 5) Modern mythologems of Russian society.
Keywords: mythologem; society; myth; heritage; mentality; tradition; mythology; historical period
Цитировать: Афанасьев Н.В. Мифологема Российского общества: прошлое и настоящее // KANT: Social science & Humanities. – 2024. – №2(18). – С. 17-22. EDN: WHRCKM. DOI: 10.24923/2305-8757.2024-18.3
Афанасьев Ньургун Вячеславович, кандидат филологических наук, доцент, кафедра Фольклора и культуры, Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, Якутск
Целью исследования является анализ особенностей мифологем российского общества в контексте прошлого и настоящего. Для достижения данной цели будут рассмотрены особенности народных мифологем в разных исторических периодах развития. Материалом для исследования в настоящей статье послужили работы российских ученых, которые посвящены исследованию сущности и особенностей мифологем российского общества на разных этапах его развития. В качестве методов исследования автором использовали методы историко-культурного и социокультурного анализа, также метод структурного анализа, что обеспечивает всестороннее исследование различных составляющих феномена социальной мифологии. Автором в процессе исследования были выделены несколько исторических периодов, обладающих своими особенностями в структуре народной мифологии и мифологем: 1) Древние славяне; 2) Позднее Средневековье и ранее Новое время; 3) Эпоха Петра I и Великих реформ; 4) Эпоха позднего императорского Российского государства, Советского периода и постсоветской эпохи; 5) Современные мифологемы российского общества.
Ключевые слова: мифологема; общество; миф; наследие; ментальность; традиция; мифология; исторический период.
УДК 130.2
5.10.1
Афанасьев Н.В.
Мифологема Российского общества: прошлое и настоящее
Введение
Самым первым способом организации бытия, познания и объяснения окружающего мира, наиболее ранней формой познания выступает миф. В русской культуре на довольно раннем этапе развития стали складываться воззрения мифологического характера на социальную организацию. На социальную организацию российского общества оказывает непосредственное воздействие существующие в народе мифологемы, социальные мифы, под которыми нужно понимать независимую от социокультурной парадигмы основу социального устройства. В силу того, что в процессе исторического развития наша страна ощутила на себе разные изменения с социокультурными господствующими парадигмами, с их изменениями также трансформировались и мифологемы российского общества.
Культура любого народа обладает собственной уникальностью и индивидуальной неповторимостью, которые составляют духовный облик культуры общества и, тем самым, оказывают воздействие на формирование и развитие в обществе мифологем.
Зарубежные и отечественные исследователи Дж. Фрезер [15], К.-Г. Юнг [17], Н. Фрай [19], К. Леви-Стросс [5], М. Элиаде [18], Р. Барт [1], А. Потебня [8], В.Я. Пропп [9], Е. Мелетинский [7], А. Лосев [6], В.Н. Топоров [12] и др. в своих работах рассматривают мифологемы на материале различных дискурсов, как элемента мифологии, которые проникли в повседневное сознание и культуру общества, формируя его менталитет и ценностные установки. Но до сих пор остается нерешенной проблема самого определения понятия мифологемы как единицы мифологических представлений и являющееся основным структурным элементом теории мифа.
Российское общество, как и любое другое, обладает своими уникальными мифологемами, которые отражают исторические, культурные и социальные особенности данной страны.
Основная часть
В российском обществе, как и любом другом, в процессе исторического развития происходила постоянная трансформация процессов социального, культурного, политического и исторического характера, которые оказали воздействие на развитие мифологем. В рамках данной статьи мы выделили несколько исторических периодов, обладающих своими особенностями в структуре народной мифологии и мифологем, рассмотрим их подробнее.
1. Мифологемы древних славян.
Древние славяне придавали большое значение мифологии, которая обогащалась богатыми сказаниями о богах, сказочных мифологических существах, духах природы и мире загробном [2, 3]. Особую роль в развитии мифологии сыграла христианизация Руси, которая привела к слиянию языческих и христианских мифологических представлений (табл. 1).
Таблица 1 - Мифологемы древних славян
Мифологемы о сказочных мифологических существах Мифологемы о духах природы Мифологемы о богах
«Баба-Яга» – ведьма «Ярило» – бог весеннего плодородия «Перун» – покровитель военных дружин
«Вий» – судья мертвых «Макошь» – богиня урожая «Стрибог» – владыка ветров
«Кощей» – царь подземного царства «Жива» – богиня плодородия и пр. «Сварог» – бог небесного огня и пр.
Итак, можно прийти к выводу, что построение мифологем у древних славян строилось на трех уровнях: 1) высшие боги; 2) духи природы; 3) сказочные мифологические существа.
Важная часть древней славянской мифологии была связана с обрядами, праздниками и ритуалами, направленными на обеспечение урожая, благополучия, защиту от болезней и злых духов [9].
Древние славянские мифологические представления отражали мироощущение и культурные ценности этноса, формировали систему верований и обрядов, и оказывали влияние на коллективное сознание и образ мышления древних славян.
2. Мифологемы периода позднего Средневековья и раннего Нового времени.
Период позднего Средневековья и раннего Нового времени оказался временем значительной трансформации мифологических представлений под воздействием новых культурных и религиозных течений, таких как православие и западноевропейский рационализм.
В исследуемый период территория современной России входила в состав Московского княжества и других русских княжеств. В это время формировалась специфическая мифология, отражающая особенности менталитета и культурных традиций русского общества.
Одной из ключевых мифологем этого времени было представление о Руси как «Третьем Риме», продолжателе православной веры и русской цивилизации после падения Рима и Константинополя. Эта мифологема служила идеологическим оправданием Российской православной державы и утверждала особую миссию Руси на мировой арене [4, 64].
Также в мифологическом сознании русского общества фигурировали различные образы святых и чудотворцев, чьи жизненные сюжеты, легенды и чудеса влияли на формирование религиозных и культурных ценностей. Это также отразилось в искусстве, литературе и обрядовой практике.
Тяжелые времена, такие как нашествия татаро-монголов, также сформировали мифологему о «мученичестве Руси», где стойкость и вера русского народа встретились с воинственностью защитников отечества против захватчиков [10, 14].
Таким образом, мифология позднего Средневековья и раннего Нового времени в российском обществе отражала сложные духовные, религиозные и исторические реалии этого времени, формируя особую систему представлений и ценностей, которая оказала значительное влияние на формирование русской культуры и национального самосознания в дальнейшем.
3. Мифологемы эпохи Петра I и Великих Реформ.
Эпоха Петра I и Великих Реформ привнесла значительные изменения в общественное сознание и менталитет. Она также повлекла за собой новые представления о России и ее месте в мире.
Сам Пётр Великий воплотил в себе мифологему «царя-преобразителя», который стремился преобразить Россию, приблизив её к западноевропейским стандартам. Он стал персонификацией сильной власти, реформатора и модернизатора, воплощением идеи обновления и прогресса [11, 24].
В это время также возникли мифологемы, связанные с западными идеями просвещения и рационализма, которые начали оказывать влияние на менталитет и образ мышления российского общества. Появилась идея о необходимости образования и развития, что также нашло отражение в мифологическом сознании.
Одновременно с этим, сохранялись и трансформировались старые мифологемы, связанные с идеей специфической миссии России и русской церкви в мировой истории. В этот период также возникла идея «северной державы», которая также стала частью мифологемы Российской Империи. Мифологема «северной державы» представляет собой одну из самых ярких и захватывающих концепций в мировой мифологии. Сюжет этой мифологемы часто связывается с изображением мощной и устойчивой державы, расположенной на севере.
Следовательно, эпоха Петра I и Великих Реформ оказала значительное влияние на мифологическое сознание российского общества, привнося новые идеи и образы, отражавшие стремление к модернизации, прогрессу и изменениям, сохраняя при этом некоторые традиционные мифологемы, характерные для русской культуры.
4. Мифологемы эпохи позднего императорского Российского государства, Советского периода и постсоветской эпохи.
Эпоха позднего императорского Российского государства, Советского периода и, наконец, постсоветской эпохи также оказали огромное влияние на развитие мифологических представлений. В эти периоды формировались новые мифологемы и были пересмотрены старые под воздействием новых политических режимов, идеологий и социальных трансформаций.
В эпоху позднего императорского Российского государства мифологическое сознание населения было сильно зависимо от официальной идеологии царской власти. В этот период важными мифологемами были представления о славянском мессианстве, особой миссии России в мире и православном мессианстве как фундаменте русской империи. Также существовали образы «отцов-основателей» и вождей, воплощавших ценности монархической власти и традиционных ценностей.
В Советский период государственная идеология заменила царскую, и мифологемы претерпели изменения под влиянием коммунистической пропаганды. Важными образами стали герои-строители коммунизма, рабочий и крестьянин как основа нового общества, а также образы партийного руководства и вождей революции. Мифологемы тех времен акцентировались на трудящемся классе и на идеях международной пролетарской солидарности. Как отмечается в статье А.В. Трофимова, в советское время мифологемы делились на две области: 1) мифологемы «области тьмы»; 2) мифологемы «области света». К первой категории мифологем относились мифологические единицы: «кулак», «вредитель», «классовый враг», «капитал» и так далее. Ко второй категории мифологем относились мифологические единицы, которые отражали прогрессивную суть и величие советской власти: «генеральная линия», «партия», «пятилетка», «индустриализация» и пр. [13, 125].
В постсоветскую эпоху произошли новые трансформации в мифологическом сознании. Отмечается возрождение некоторых имперских мифологем, связанных с идеей величия и восстановления традиционных ценностей. Одновременно с этим возникают новые мифологемы, отражающие стремление к собственной исторической самобытности, национальной идентичности и строительству демократического общества [16, 66].
Итак, мифологемы в эпохи позднего императорского Российского государства, Советского периода и постсоветской эпохи отражают динамичный процесс изменений в российском обществе под влиянием различных политических, социальных и культурных факторов.
5. Современные мифологемы российского общества.
Одной из современных мифологем является идеализированный образ сильного лидера, который способен преодолевать трудности и восстанавливать могущество страны [3, 1507]. Этот образ часто ассоциируется с президентом России и окружается определенными религиозными, мессианскими атрибутами.
Другой важной мифологемой является идея исторической величия России, выражающаяся через восхваление побед в Великой Отечественной войне и других исторических событий, связанных с мощью и величием Российской Империи. Мифологемы российского общества также включают образ «Родины-матери». Это сложное сочетание представлений о родной природе, многовековой истории и национальной идентичности. Также в современных мифологемах российского общества присутствует образ «Справедливости и социального равенства». Он отражает стремление к справедливости, борьбу с коррупцией и социальными неравенствами.
Современное российское общество формирует мифологемы, связанные с различными социальными группами. Актуальной мифологемой является «Загадочная душа русского народа». Этот образ символизирует глубину и сложность русской души, неуловимую эссенцию национального характера.
Современное развитие мифологий в российском обществе отражает сложную динамику глобальных тенденций и национальных особенностей. Оно связано с интеграцией в мировую культуру, массовыми коммуникациями и различными социокультурными процессами.
Выводы
Таким образом, история развития мифологий в российском обществе отражает богатство культурного наследия, а также сложность взаимодействия традиций и современности в формировании коллективного сознания. В процессе исследования были выделены несколько исторических периодов, обладающих своими особенностями в структуре народной мифологии и мифологем.
Рассмотренные мифологемы влияют на коллективное сознание и поведение людей в российском обществе, формируя особую ментальность и культурные особенности. Они также находят отражение в литературе, искусстве и других аспектах культуры России.
Заключение
В процессе проведенного исследования было рассмотрено понятие мифологем, особенности их развития в российском обществе с периода древних славян до современности. В контексте анализа мы выделили следующие основные периоды исторического развития, в которых рассмотрели особенности мифологем в российском обществе.
1) Древние славяне. Построение мифологем у древних славян строилось на трех уровнях: 1) высшие боги; 2) духи природы; 3) сказочные мифологические существа.
2) Позднее Средневековье и ранее Новое время. Для данного периода было характерно обращение к православию, в мифологическом сознании русского общества фигурировали различные образы святых и чудотворцев.
3) Эпоха Петра I и Великих реформ характеризовалась формированием и развитием в обществе мифологем «царя-преобразователя», западных идей просвещения и рационализма.
4) Эпоха позднего императорского Российского государства, Советского периода и постсоветской эпохи содержала мифологемы, которые отражают динамичный процесс изменений в российском обществе под влиянием различных политических, социальных и культурных факторов: от образов «отцов-основателей», партийного руководства, вождей советской власти, до формирования мифологем, отражающих стремление к собственной исторической самобытности.
5) Современные мифологемы российского общества включает в себя мифологемы сильного лидера, исторического величия страны, различных социальных групп.
Итак, развитие мифологем подвержено динамике изменений, что обусловлено политическими, культурными, духовными и социологическими изменениями в стране, воздействующими на мифологическое сознание общества.
Литература:
1. Барт Р. Мифологии. - М.: Издательство М. и С. Сабашниковых, 2004. – 234 c.
2. Власов А.Е. Мифологические воззрения древних славян // Юный ученый. - 2015. - № 2 (2). - С. 2-6.
3. Каирова И.А. Социальные мифы современного российского общества: основные направления и результаты исследования // Advanced Engineering Research (Rostov-on-Don). - 2011. - №8-2. - С. 1504-1512.
4. Клюкина Л.А. Конституирование мифологемы империи в русском культурном сознании (XV-XVI вв.) // Международный журнал исследований культуры. - 2014. - №1(14). - С. 62-69.
5. Леви-Стросс К. Мифологики. В 4-х тт. Т.4. Человек голый. - М., 2007. - 784 с.
6. Лосев А.Ф. Диалектика мифа. - М.: Правда, 1990. – 429 c.
7. Мелетинский Е. Поэтика мифа. (Серия «Исследования по фольклору и мифологии Востока»). - М.: Наука. 1976. – 407 с.
8. Потебня А.А. Символ и миф в народной культуре. - М.: Лабиринт, 2007. – 479 с.
9. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1986. - 364 с.
10. Теория «Москва - Третий Рим» в словесных и визуальных образах. Легенды и реальность: коллективная монография / под общ. ред. А.В. Рындиной. – М.: КУРС, 2022. – 256 с.
11. Теребихин Н.М. Петр I культурный герой и ономатет // Живое слово Русского Севера: сб. ст. - Изд-во Поморского гос. университета, 1998. - С. 20-31.
12. Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Образ. Символ. - М.: Прогресс, 1995. – 624 с.
13. Трофимов А.В. Советские мифологемы на страницах журнала «Крокодил» (1920-1930-е годы) // Советский проект. 1917–1930-е гг.: этапы и механизмы реализации: сб. науч. тр. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2018. - С. 123-131.
14. Тюрин А.Д., Лукьянова Е.Е., Тюрина С.Г. Влияние славянской мифологии на формирование языка и культуры современного народа // Студенческий научный форум». URL: https://scienceforum.ru/2018/article/2018007438 (дата обращения10.01.2024)
15. Фрэзер Дж. Золотая ветвь. Исследование магии и религии / пер. с англ. М. К. Рыклина. - М.: Политиздат, 1980. - 831 с.
16. Хазов В.К. Мифологемы российской культуры постсоветского периода (1990-е годы): философский анализ. дисс. канд. философ. наук. - Астрахань, 2009.
17. Юнг К.Г. Архетип и символ. – М.: Ренессанс, 1991. – 300 с.
18. Eliade M. Aspects du mythe. - Paris: Gallimard, 1963. - 247 p.
19. Northrop Frye, Herman. Anatomy of Criticism. - New Jersey: Princeton U. Press, 1957.