ФИЛОСОФИЯ
УДК 316.65
В.С. АБРУКОВ, Г.Э. АХТЯМОВА, А.Г. СТЕПАНОВ МИФОЛОГЕМА КАРТИНЫ СОЦИАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКОЙ РЕАЛЬНОСТИ
Ключевые слова: мифологема, историческая реальность, субъект, объект, образ. Мифологема картины исторической реальности определяется как совокупность представлений о сущности социально-исторического процесса, в содержание которых включены как реальные события, так и результаты их интерпретации.
V.S. ABRUKOV, G.E. AHTYAMOVA, A.G. STEPANOV MYTHOLOGEME OF THE PICTURE OF HISTORICAL REALITY
Key words: mythologem, historical reality, subject, object, image.
The mythologem of the picture of socio-historical reality is defined as the set of the validity representations of the socio-historical including the real historical events as well as the communications receiving certain cultural-semantic interpretation.
Доминирующим принципом организации картины социально-исторической реальности является рациональность, ориентированная на выражение универсальной позиции, преодолевающей специфику отдельных условий. Стиль рациональной рефлексии представляет собой комплекс доминирующих принципов, опираясь на которые, субъект обретает возможность реализовать совокупность когнитивных ресурсов освоения действительности.
Реагируя на комплекс внешних и внутренних условий создания целостного образа социально-исторической реальности, эвристические ресурсы субъекта производят в содержании располагаемой им информации такие изменения, которые делают невозможным воспроизводство реальности в её действительных формах. Создаваемые субъектом образы исторической реальности всегда ориентированы на достижение конкретных целей, предвидение определённых возможностей и последствий их воплощения. Образ реальности, вызванный к жизни практическими потребностями субъекта, определяется человеком не как потенция, а как объективная действительность, что с неизбежностью влечёт за собой мифологемизацию социально-исторической реальности. В сущности, образ социально-исторической реальности предстает как отражение действительности в её практической данности, что составляет базу для формирования мифа, позволяющего снять противоречие между целью социально-исторического познания и его результатом. Образы социально-исторической реальности в значительной степени обусловлены предварительной позицией субъекта, понимаемой как фактор, жестко задающий определённое видение социально-исторической реальности, противостоящее исторической действительности как объективному процессу.
Решение проблемы определения содержания понятия «историческая реальность» находится, по нашему мнению, на стыке мировоззренческой и методологической функций философского анализа. Специфика познаваемой реальности, с которой имеет дело историк в процессе реализации своей научной деятельности, состоит в том, что эта реальность предстает не как действительно существующая реальность, а как реконструированное, воспроизведённое субъектом в настоящем, прошедшее состояние объективной действительности (восстановление неизвестного в исторической действительности по известным её частям). Таким образом, историческая реальность есть воспроизведение прошедших состояний социума в реальности настоящего по известным следам прошедшего. Картина исследуемого исторического события не даётся историку в готовом виде, он конструирует её из набора ресур-
сов, которые были созданы тем научным сообществом, к которому принадлежит субъект познания. Сложившаяся система решения гносеологических ситуаций служит исходным пунктом познавательной деятельности и условием дальнейшего развития знания. Познание истории, таким образом, в значительной степени обусловлено предварительной позицией субъекта, понимаемой как фактор, жестко задающий определённое видение истории, противостоящее самой исторической реальности как объективному процессу.
Результаты исторических реконструкций имеют непосредственное отношение к настоящему, а не к прошлому, а исторические свидетельства являются материалом, на основе которого исследователь складывает систему знаний в рамках культивируемой концепции. Материал, которым располагает исследователь, интерпретируется в контексте определённой теории, ценность которой повышается с увеличением степени её соответствия возможностям понимания и объяснения нового знания [1. С. 193]. Комплекс информации об исторической реальности обусловлен системой всевозможных социальнокогнитивных установок, относящихся к разряду имманентных структур восприятия, основа которых и составляет условия формирования мифологемного комплекса знания. Мифологемы этого комплекса представляют собой определённую схему реализации адекватности познания. Это своеобразный специфический ракурс исследования реальности, который адаптирует получаемое знание о ней к определённому культурному восприятию, это своего рода компенсаторная система, проективный механизм, позволяющий включить новое знание в систему уже сложившейся информации об объекте пусть даже посредством определённой степени её искажения. В любом случае материалы познания исторической реальности будут изложены в контексте определённого фактического материала, с большей или меньшей степенью интерпретации и привнесением необходимого ракурса в систему характеристик значимости исследуемого события в контексте общественно значимых целей и задач исследования, что неизбежно влечёт восстановление институтов мифологемизации комплекса организации, методов и результатов познания исторической реальности.
Приверженность определённым социокультурным приоритетам ориентирует неизбежную селекцию информации в рамках её соответствия с социально личностными интересами исследователя, которые выступают в качестве основного стимула научного поиска. Производство образа исторического события предопределяется обретенными социальными качествами субъекта, воплощенными в содержание его духовного мира. Субъект познания «творит» систему знаний о действительности сообразно сущности своего внутреннего мира, и произведенные научные знания предстают как результат объективации его содержания. Историческая реальность - это своеобразный образ, созданный в рамках исторической дисциплины и существующий исключительно в настоящей определённой системе знания.
Возникновение мифологической составляющей в картине социальноисторической реальности было своеобразным результатом попыток субъекта осмыслить явления исторического процесса в контексте определения перво-истоков и движущих сил современной ему организации социального мира, привести разрозненные сведения о социально-историческом процессе в определенную систему в условиях необходимости создания целостной картины события на базе конкретного уровня организации знания при перманентном изменении количественно-качественных характеристик поступающей информации. Мифологическое содержание в структуре образа исторической реальности является выражением совокупности актуальных для субъекта социума вопросов, значимость которых обеспечивается степенью влияния ценностных ориентиров социума. Включение в культурный опыт субъекта определённых
парадигмальных сюжетов является свидетельством существования первичных смысловых целостностей, благодаря чему субъективированное объективное переносится в систему интерсубъективности. Таким образом, миф в системе становления социально-исторической реальности возникает как результат целенаправленной созидательной активности субъекта, сообщающий ему, как непосредственному творцу картины социально-исторической реальности, исходные «сюжеты» его деятельности, утверждающие экзистенциальные комплексы его активности, вследствие чего исторический процесс «уже есть не непроницаемая масса объектов, произвольно соединенных вместе, но живой Космос, упорядоченный и полный смысла» [3. С. 143].
Поступающая информация определённым образом трансформируется в целях формирования логически непротиворечивой модели знания, соответствующей определённой культурной, научно-исследовательской парадигме, а «количество медиаций, логических шагов, необходимых для разрешения исходного противоречия (в уме, в воображении, иллюзорно), определяет число слоев мифа» [2. С. 379]. Мифологическая составляющая функционально обращена к процессам включения вновь поступающей информации в систему традиционных представлений посредством установления определённых отношений между объективным содержанием события и субъективным представлением о нём.
Мифологема - это модель определяющая систему организации содержания исторической реальности, форма проявления социального архетипа. Мифологема социально-исторической реальности представляет собой состояние образа исторического события в сознании социализированного субъекта, в которой зафиксирован концепт действия или реакции в рамках общепризнанного порядка взаимодействия вещей.
Мифологема социально-исторической реальности представляет собой проявление устойчивых состояний общественного сознания, в котором зафиксированы каноны описания социальных изменений. Мифологема социально-исторической реальности включает в свою структуру не только образы исторических событий, но и схемы их интерпретации. Мифологема социально-исторической реальности - это совокупность представлений о содержании социально-исторического процесса, сформированных под воздействием социокультурных условий, обусловливающих культурно-смысловую интерпретацию исторического события.
Литература
1. Кузнецов В.Ю. Мифологема социального времени. Йошкар-Ола: Мар. гос. ун-т, 2006. 232 с.
2. Найдыш В.М. Мифология. М.: КНОРУС, 2010. 544 с.
3. Элиаде М. Аспекты мифа. М.: Академический Проект, 2010. 294 с.
АБРУКОВ ВИКТОР СЕРГЕЕВИЧ - доктор физико-математических наук, профессор кафедры теплофизики, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары ([email protected]).
ABRUKOV VICTOR SERGEYEVICH - doctor of physical and mathematical sciences, professor of Thermal Physics, Chuvash State University, Russia, Cheboksary.
АХТЯМОВА ГАЛИЯ ЭНВЕРОВНА - доктор философских наук, профессор кафедры философии, истории и права, Чувашская государственная сельскохозяйственная академия, Россия, Чебоксары (Staleх[email protected]).
AHTYAMOVA GALIyA ENVEROVNA - doctor of philosophical sciences, professor of Philosophy, History and Law, Chuvash State Agricultural Academy, Russia, Cheboksary.
СТЕПАНОВ АЛЕКСЕЙ ГЕОРГИЕВИЧ - кандидат философских наук, доцент кафедры философии и методологии науки, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары (Staleх[email protected]).
StePaNOV ALEKSEY GEORGIEVICH - candidatе of philosophical sciences, assistant professor of Philosophy and Methodology Science, Chuvash State University, Russia, Cheboksary.