Научная статья на тему 'Миф о Минотавре в художественном сознании XX В. (Андре Жид "Тесей", Хулио кортасар "Цари", Хорхе Луис борхес "дом Астерия", фридрих дюрренматт "Минотавр")'

Миф о Минотавре в художественном сознании XX В. (Андре Жид "Тесей", Хулио кортасар "Цари", Хорхе Луис борхес "дом Астерия", фридрих дюрренматт "Минотавр") Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1329
208
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Миф о Минотавре в художественном сознании XX В. (Андре Жид "Тесей", Хулио кортасар "Цари", Хорхе Луис борхес "дом Астерия", фридрих дюрренматт "Минотавр")»

Вестник МГУ. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2008. № 2

ТРАДИЦИИ В КУЛЬТУРЕ Н.В. Кузнецова

МИФ О МИНОТАВРЕ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ СОЗНАНИИ ХХ в. (АНДРЕ ЖИД "ТЕСЕЙ", ХУЛИО КОРТАСАР "ЦАРИ", ХОРХЕ ЛУИС БОРХЕС "ДОМ АСТЕРИЯ", ФРИДРИХ ДЮРРЕНМАТТ "МИНОТАВР")

Мифы — важнейшая часть исторической культуры любого народа. Мифология с момента своего возникновения проникает во все сферы человеческой жизни, но наиболее заметно ее влияние проявляется в литературе и искусстве. Каждая эпоха в истории культуры характеризуется определенным осознанием соотношения литературы и мифологии, искусства и мифологии.

На протяжении веков отношение к мифологии, ее понимание и восприятие изменялись, но мифы не потеряли своей актуальности и в современной культуре. В конце XIX — начале XX в. происходит "возрождение", новое возвращение к мифологии, и многие писатели и художники в своих произведениях обращаются к мифологическим образам. Одним из самых часто используемых мифов в XX в. становится миф о Минотавре, к образам которого обращаются многие философы, писатели, поэты и художники. Миф трактуется по-новому, что во многом обусловлено культурой XX в. Наиболее полно этот новый взгляд на миф нашел отражение в литературе, где в числе авторов, обратившихся к мифу о Минотавре, есть такие известные писатели, как Андре Жид ("Тесей", 1947), Хулио Кортасар ("Цари", 1947), Хорхе Луис Борхес ("Дом Астерия", 1949) и Фридрих Дюрренматт ("Минотавр", 1985).

В своих произведениях и Андре Жид, и Хулио Кортасар, и Хорхе Луис Борхес, и Фридрих Дюрренматт следуют сюжету классического мифа, не меняя ни места, ни времени действия, ни героев, однако каждый из авторов уделяет основное внимание той или иной части мифа. Так, А. Жид, главным героем произведения которого является Тесей, не только рассказывает сам миф о Минотавре и лабиринте, но и описывает события жизни Тесея до его путешествия на Крит и после того, как он вышел из лабиринта, убив Минотавра. Х. Кортасар, выбравший для своего произведения драматическую форму — форму пьесы, рассказывает непосредственно миф о Минотавре и лабиринте, а о событиях, предшествующих встрече Минотавра и Тесея, и о взаимоотношениях между героями читатель узнает из диалогов и монологов героев. И Х.Л. Борхес, и Ф. Дюрренматт описывают события, скрытые

в классическом мифе: они заглядывают внутрь лабиринта и описывают то, что происходило там, а о событиях классического мифа говорит либо, как у Борхеса, сам герой, либо, как у Дюрренматта, рассказчик, пытаясь объяснить и глубже раскрыть образ главного героя — Минотавра.

Персонажи мифа в произведениях представлены по-разному, однако создаваемые авторами образы во многом сходны. У А. Жида образ Пасифаи, царицы Крита, дочери бога Солнца Гелиоса, снижается до образа обычной эксцентричной женщины, которая считает, что у нее есть дар чувствовать божественное. Она считает рождение Минотавра не позором, а всего лишь ошибкой, от которой никто не застрахован. В "Царях" Кортасара Пасифаи как персонажа нет, но ее образ раскрывается в диалогах Миноса и Ариадны: Минос осуждает Пасифаю и не может простить ей измены с быком. Борхес не создает образа Пасифаи и даже не называет ее имени: в эпилоге из "Библиотеки" Аполлодора упоминается царица, родившая чудовище, и сам Астерий говорит, что был рожден царицей. Дюрренматт также не описывает образа Пасифаи, он упоминает ее имя и ее божественное происхождение только тогда, когда говорит о рождении Минотавра, но осуждение ее поступка проявляется в том проклятии бога Солнца, которое осознает и в какой-то степени ощущает Минотавр.

Что касается образа Миноса, то в "Тесее" Жида и "Царях" Кортасара эти образы очень похожи. У Жида Минос — царь, готовящийся стать судьей в загробном мире, и все его земные поступки должны быть пронизаны справедливостью. Он не может упрекнуть Пасифаю, так как его отцом тоже был бык, но и оставить чудовище во дворце он тоже не может, поэтому он приказывает построить лабиринт. Для Миноса Минотавр и лабиринт — орудия в политической игре, они обеспечивают и поддерживают его власть. Таким же орудием являются они и для Миноса у Кортасара. В его трактовке Минос не убивает Минотавра, так как сознает его значение для поддержания власти Крита над другими греческими землями и для поддержания собственной власти на троне. Однако в "Царях" Минос понимает, что сам попал в ловушку лабиринта: он не может ни убить Минотавра, ни смириться с его существованием в лабиринте. В произведениях Борхеса и Дюрренматта этот образ отсутствует, в "Минотавре" лишь упоминается, что Минотавр был заключен в лабиринт по приказу Миноса.

Интересна трактовка писателями образа Ариадны. Согласно древнегреческому мифу, Ариадна была красива и, вознесенная Дионисом на Олимп, почиталась во многих частях Греции как богиня. Несмотря на это, у А. Жида образ Ариадны — это образ

красивой, избалованной и капризной царевны, страстно влюбленной в Тесея и готовой на все ради своей любви. Однако Жид лишает ее роли спасительницы: не она, а Дедал придумывает нить, а Ариадна всего лишь должна держать клубок в руках. У Х. Кортасара образ Ариадны, напротив, трагичен: Ариадна влюблена не в Тесея, а в Минотавра — чудовище и своего сводного брата. Ариадна в "Царях" использует Тесея, чтобы помочь Минотавру выбраться из лабиринта, но ее план не удается, так как Минотавр не верит в ее любовь и считает, что она ждет Тесея. В "Доме Астерия" Борхеса образ Ариадны как таковой отсутствует: читатель знает, что она ждет исхода поединка у стен лабиринта, потому что к ней обращает свои слова Тесей. У Дюрренматта же Ариадна не просто ждет Тесея у выхода, она сама приходит к Минотавру, пока он спит, и обматывает его рога красной нитью, чтобы Те-сей, войдя в лабиринт, не блуждал по бесконечным коридорам, а непременно нашел и убил Минотавра. Ее радостная, пританцовывающая походка говорит о том, что Ариадна рада и ждет смерти Минотавра. Таким образом, можно сказать, что каждый писатель видел образ Ариадны по-своему, не меняя при этом ее роль в развитии сюжета повествования.

Образ Тесея в рассматриваемых четырех произведениях нетрадиционен: из отважного, благородного мифологического героя он превращается в убийцу. И у Жида и у Кортасара Тесея отличает здравомыслие и практичность, он человек действия и не приемлет философских размышлений. Он убивает Минотавра не из ненависти, а потому, что тот чудовище и ему не место в мире людей. Тесею мало быть просто героем, он мечтает стать царем, а для этого ему необходимо убить Минотавра. Ни Борхес, ни Дюррен-матт не раскрывают личность Тесея, для них важно лишь то, что он убил Минотавра. Однако и в этих двух произведениях, и в работах Жида и Кортасара Тесей не сражается с Минотавром как герой, а пользуется моментом и убивает противника. Так, у Жида Тесей убивает еще не проснувшегося Минотавра; у Кортасара Минотавр сам подставляет голову под удар; у Борхеса, по словам Тесея, Минотавр почти не сопротивлялся; у Дюрренматта же Те-сей идет на хитрость — надевает бычью маску, чтобы обмануть Минотавра, и подло убивает его ударом в спину. Таким образом, все четыре писателя переосмысливают образ Тесея как смелого и благородного героя, они также сомневаются в том, было ли убийство Минотавра настоящим подвигом.

Переосмысливается писателями также и образ самого Минотавра. Если у Андре Жида Минотавр и лабиринт только часть приключений Тесея на Крите, то в остальных трех произведениях Минотавр становится центральным образом и главным героем

повествования. В "Тесее" Жида Минотавр — мирное существо, пленник лабиринта, не осознающий своего заточения отчасти от своей тупости, отчасти под влиянием наркотических веществ, которыми наполнен лабиринт. Кортасар же наделяет Минотавра душой и сердцем, его герой — философ и поэт, он размышляет о мире, но знает, что никогда не покинет лабиринта, он умирает не потому, что его победил Тесей, а потому, что он поверил в зло — в предательство Ариадны. Ни в "Тесее", ни в "Царях" Минотавр не убивает своих жертв, они добровольно остаются в лабиринте: у Жида под влиянием наркотических веществ, а у Кортасара потому, что Минотавр становится их учителем, духовным наставником, он обучает их играм, музыке и танцам.

У Борхеса и Дюрренматта Минотавр убивает людей, но не из ненависти или голода. У Борхеса Минотавр считает, что освобождает этих людей, помогает им. Так же как и в "Царях" Кортасара, Астерий — философ, однако в нем сочетаются человеческие и животные качества. У Минотавра Дюрренматта преобладают именно животные качества, он неспособен думать и логически размышлять. Минотавр убивает людей, веря, что таким образом он и сам станет человеком.

Во всех произведениях, за исключением "Тесея" А. Жида, в котором внутренний мир Минотавра скрыт от читателя, для Минотавра характерно чувство одиночества и ощущение себя изгоем: в каждом произведении герой сознает, что никогда не будет принадлежать ни к миру животных, ни к миру людей, ни к миру богов. Лабиринт для него не только тюрьма, но и дом; это его мир, где он хозяин, и в какой-то степени лабиринт дарит Минотавру свободу, которой у него не было в мире людей.

И для Жида, и для Кортасара, и для Борхеса, и для Дюррен-матта лабиринт — это нечто большее, чем тюрьма. Для них лабиринт — это внутренний мир человека, его подсознание. Для Борхеса и Дюрренматта лабиринт также и модель мира, Вселенной.

Все четыре автора берут за основу своих произведений классический миф о Минотавре, но каждый писатель трактует и переосмысливает его согласно своим взглядам, той литературной и культурной традиции, которой он принадлежит. В "Тесее" А. Жида миф о Минотавре — это важный эпизод на пути становления его героя, во многом определяющий его будущие взгляды на мир и на свою жизнь. Но при этом для писателя важен тот Тесей, каким он станет в конце своего пути, — человек пусть не идеальный, но выполнивший свое предназначение в жизни. Кортасар полностью переосмысливает внутреннее содержание мифа. Олицетворения зла и добра — Минотавр и Тесей — в его произведении

меняются местами, что позволяет не только расширить философское содержание повествования, но и переосмыслить некоторые устоявшиеся в сознании людей категории, такие, как, например, герой и чудовище. Рассказ Борхеса заставляет читателя изменить свое отношение к Минотавру, при этом практически не изменяя классического образа. Писатель наделяет своего героя атрибутами, традиционно не ассоциирующимися у людей с мифическими монстрами, каким и является Минотавр. У Борхеса Минотавр имеет благородное происхождение, у него есть собственное имя, он наделен развитым сознанием и его тревожат те же экзистенциальные проблемы, что и любого человека. В самом начале монолога Астерия: "Знаю, меня обвиняют в высокомерии, и, возможно, в ненависти к людям, и, возможно, в безумии. Эти обвинения (за которые я в свое время рассчитаюсь) смехотворны"1,— автор как бы говорит читателю, что люди часто судят о том, чего или кого они не знают, и что его рассказ раскрывает истинный образ героя, которого все ощущают. У Дюрренматта образ Минотавра — жестокого и свирепого чудовища окрашивается в более светлые тона: его герой наивен, доверчив и дружелюбен, он не хочет причинять никому зла и не причиняет, пока зло не причиняют ему. Люди пробуждают в Минотавре чудовище, которого сами же боятся. И именно они заставляют его осознать свое одиночество и обреченность, лишают его счастья неведения и обрекают на страдание.

В рассмотренных произведениях авторы используют миф о Минотавре как комплекс, их интересует мир, события и отношения персонажей внутри самого мифа, без его соотнесения с реальными историческими событиями и без проведения параллелей с реальностью ХХ в. В данном случае, с одной стороны, миф — метафора, которую каждый писатель раскрывает по-своему, с другой — это первооснова: у писателей нет необходимости обращаться к реальности ХХ в., так как модель человеческих отношений заложена в самом мифе. Каждый из авторов выражает не только свой взгляд на древнегреческий миф, но и свое отношение, свое понимание устройства мира и отношений между людьми в этом мире. С этой точки зрения обращение к мифологии не только в литературе, но и в культуре ХХ в. в целом имело большое значение для переосмысления и переоценки человеческих ценностей, заложенных еще в древних мифах.

Примечание

1 Борхес Х.Л. Дом Астерия // Борхес Х.Л. Проза разных лет. М., 1989. С. 149.

Литература

Борхес Х.Л. Дом Астерия I Пер. В. Кулагиной-Ярцевой II Борхес Х.Л. Проза разных лет. М., 1989.

Борхес Х.Л. Книга вымышленных существ I Пер. Е. Лысенко. СПб., 2003.

Корконосенко К. Возвращение на остров Кортасара II Кортасар Х. Прощай, Робинзон. СПб., 2001.

Дюрренматт Ф. Минотавр I Пер. В. Седельника II Дюрренматт Ф. Избранное. М., 1990.

Жид А. Тесей II Фальшивомонетчики. Тесные врата. М., 1991.

Кортасар Х. Цари I Пер. М. Былинкиной II Кортасар Х. Шаги по следам. СПб., 2001.

Кортасар Х. Беседы с Эвелин Пикон Гарфилд I Пер. Н. Богомоловой II Иностранная литература. 2001. № б.

Павлова Н.С. Фридрих Дюрренматт. М., 1967.

Dürrenmatt F. Erzählungen. Berlin, 1986.

Ireland G.W. André Gide. A Study of His Creative Writings. Oxford, 197Q.

Magny Claude-Edmonde. A propos de Théseé: l'ethique secrete d'André Gide // Literature et critique. Paris, l97l.

8 ВМУ, лингвистика, № 2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.