Научная статья на тему 'МГУ — ЛЮБОВЬ МОЯ!'

МГУ — ЛЮБОВЬ МОЯ! Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Московский университет / 270 лет МГУ / классический университет / высшее образование / студенчество / Moscow University / 270 years of Moscow State University / classical university / higher education / students

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Осипова Надежда Геннадьевна

Статья представляет собой обобщенный анализ мнений студентов о Московском университете, которые они высказывали в рамках проведенного на социологическом факультете исследования “МГУ глазами студентов социологического факультета”. Данное исследование было приурочено к 270-летию Московского университета. Цель исследования заключалась в том, чтобы на базе анализа мнений студентов о критериях выбора вуза для получения высшего образования, о различных аспектах собственно образовательного процесса и перспективах трудоустройства, создать целостное представление об отношении обучающихся к Московскому университету, о его миссии в развитии России и российской науки, а также об их собственных жизненных траекториях. Анализируемые в статье ответы являются яркой демонстрацией того, что Московский университет играл и продолжает играть особую роль в жизни студенчества. Именно студенты выступают главными героями данной статьи. Молодые люди высказывали свои мнения о том, почему они выбрали МГУ, какие факторы повлияли на их выбор, каким образом проходит их обучение, как альма-матер влияет на их жизненные стратегии. Вместо заключения в статье приведены два неординарных эссе, в которых описан путь студентов к поступлению, впечатления от учебы, а также ожидания, устремления и надежды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Осипова Надежда Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MSU — MY LOVE!

The article is a generalized analysis of students’ opinions about Moscow University, which they expressed within the study “Moscow State University through the Eyes of Students at the Faculty of Sociology” conducted at the Faculty of Sociology. This study was dedicated to the 270th anniversary of Moscow University. The purpose of the study was to create a holistic view of students’ attitudes to Moscow University, its mission in the development of Russia and Russian science, as well as their own life trajectories, based on the analysis of students’ opinions on the criteria for choosing a university, on various aspects of the educational process and employment prospects. The responses analyzed in the article are a vivid demonstration of the fact that Moscow University has played and continues to play a special role in the lives of students. It is the students who are the main characters of this article. Young people expressed their opinions on why they chose Moscow State University, what factors influenced their choice, how their education is conducted, and how their alma mater influences their life strategies. Instead of a conclusion, the article includes two extraordinary essays that describe the students’ path to admission, their impressions of their studies, as well as their expectations, aspirations, and hopes.

Текст научной работы на тему «МГУ — ЛЮБОВЬ МОЯ!»

ВЕСТНИК МОСКОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ 18. СОЦИОЛОГИЯ И ПОЛИТОЛОГИЯ. 2024. Т. 30. № 4

DOI: 10.24290/1029-3736-2024-30-4-83-94 МГУ — ЛЮБОВЬ МОЯ!

Н.Г. Осипова, докт. социол. наук, проф., зав. кафедрой современной социологии, декан социологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, Ленинские горы, 1, стр. 33, г. Москва, Российская Федерация, 119234*

Статья представляет собой обобщенный анализ мнений студентов о Московском университете, которые они высказывали в рамках проведенного на социологическом факультете исследования "МГУ глазами студентов социологического факультета". Данное исследование было приурочено к 270-летию Московского университета. Цель исследования заключалась в том, чтобы на базе анализа мнений студентов о критериях выбора вуза для получения высшего образования, о различных аспектах собственно образовательного процесса и перспективах трудоустройства, создать целостное представление об отношении обучающихся к Московскому университету, о его миссии в развитии России и российской науки, а также об их собственных жизненных траекториях. Анализируемые в статье ответы являются яркой демонстрацией того, что Московский университет играл и продолжает играть особую роль в жизни студенчества. Именно студенты выступают главными героями данной статьи. Молодые люди высказывали свои мнения о том, почему они выбрали МГУ, какие факторы повлияли на их выбор, каким образом проходит их обучение, как альма-матер влияет на их жизненные стратегии. Вместо заключения в статье приведены два неординарных эссе, в которых описан путь студентов к поступлению, впечатления от учебы, а также ожидания, устремления и надежды.

Ключевые слова: Московский университет, 270 лет МГУ, классический университет, высшее образование, студенчество.

MSU — MY LOVE!

Osipova Nadezda G., Doctor of Sociological Sciences, Professor, Dean of the Faculty of Sociology, Lomonosov Moscow State University, Leninsky Gory, 1-33, Moscow, Russian Federation, 119234, e-mail: [email protected]

The article is a generalized analysis of students' opinions about Moscow University, which they expressed within the study "Moscow State University through the Eyes of Students at the Faculty of Sociology" conducted at the Faculty of Sociology. This study

* Осипова Надежда Геннадьевна, e-mail: [email protected]

was dedicated to the 270th anniversary of Moscow University. The purpose of the study was to create a holistic view of students' attitudes to Moscow University, its mission in the development of Russia and Russian science, as well as their own life trajectories, based on the analysis of students' opinions on the criteria for choosing a university, on various aspects of the educational process and employment prospects. The responses analyzed in the article are a vivid demonstration of the fact that Moscow University has played and continues to play a special role in the lives of students. It is the students who are the main characters of this article. Young people expressed their opinions on why they chose Moscow State University, what factors influenced their choice, how their education is conducted, and how their alma mater influences their life strategies. Instead of a conclusion, the article includes two extraordinary essays that describe the students' path to admission, their impressions of their studies, as well as their expectations, aspirations, and hopes.

Key words: Moscow University, 270 years of Moscow State University, classical university, higher education, students.

В процессе подготовки к празднованию 270-летнего юбилея Московского университета, социологический факультет провел комплексное эмпирическое исследование "МГУ глазами студентов социологического факультета". В рамках данного исследования особый интерес представляет обобщенный анализ личных историй абитуриентов, ставших студентами МГУ, описанных в их эссе на тему "Мой университет". В этих эссе студенты поделились воспоминаниями о тех мотивах, которые предопределили их выбор в пользу Московского университета, опытом подготовки к поступлению, о тех ощущениях, которые они испытали, когда узнали о своем зачислении в студенты лучшего университета нашей страны. В этих эссе также нашли отражение ожидания от обучения в МГУ, отношение к своей альма-матер и, конечно же, планы на будущее.

Безусловно, практически все студенты согласны с тем, что при выборе траектории образовательного пути, нельзя оставлять без внимания фактор всемирной известности и популярности вуза.

"Об МГУ слышал почти каждый. И это очевидно, поскольку именно в этом вузе преподают профессора, ученые с мировыми именами, а студенты обучаются по самым высоким стандартам. Ну и, конечно, нельзя забывать, что МГУ был основано еще в 1755 г. при Елизавете Петровне, что позволяет изучать историю университета на уроках истории".

Действительно, каждому гражданину Российской Федерации и любому человеку в мире, который следит за тенденциями в сфере образования, известно, что МГУ является лучшим российским вузом. Поэтому не удивительно, что когда абитуриенты намечают список вузов, в которых они хотели бы учиться, то чаще всего реша-

ют, что "достойны получить образование в лучшем университете". Так их выбор "падает на МГУ".

Значительное число студентов начинают "мечтать об МГУ" практически с раннего детства. Для одних — это "семейный университет", в котором учились "дедушка, тетя и мама", поэтому "сомнений при выборе ВУЗа у них никогда не возникало", для других территория МГУ — любимое с детства место: "Мы с родителями и братом часто приезжали гулять по Воробьевым горам, и уже тогда Главное Здание МГУ произвело на меня сильное впечатление".

Характерной в этой связи представляется история одной студентки, которая "об университет узнала еще в далеком детстве", когда ей было 7-8 лет. «Мой брат тогда только-только поступил в институт и мне было очень интересно, что это такое. Тогда я пришла к своей бабушке и начала расспрашивать ее обо всем. И бабушка рассказала, как в молодости она поступила в МГУ на экономический факультет, что это было прекрасное время, лучший институт, замечательные люди. Мне настолько понравилась история бабули, что я ей выпалила: "Я тоже там буду учиться". Как вы могли заметить, свое обещание я выполнила».

Часть студентов стали "размышлять об МГУ" в средней школе, когда получили первые "личные впечатления" от "главного здания МГУ, большого выбора факультетов и преподавателей".

"Когда я училась в пятом классе, я мечтала поехать в Москву. Маленькая мечтательница, уверенная на 100%, что она будет поступать в МГУ. Почему именно в этот вуз? Меня поразили его величие, его история и традиции. Помню, как смотрела видео в интернете об учебе в этом университете, читала отзывы, любовалась главным зданием и прекрасной территорией".

«Моя жизнь примерно с 7 класса была неизменно связана с МГУ Я учился в школе № 1533 "НИТ", которая находится неподалеку. Окна во всех рекреациях выходили на Главное здание, как и окна части кабинетов. На некоторых уроках, когда было особенно скучно, я любил рассматривать эту грандиозную сталинскую высотку. Ее шпиль со звездой, статуи, орнамент, части. Мне нравится архитектура 30-50-х годов, в ней чувствуется масштаб. Мой друг и, по совместительству, одноклассник, ходил на курсы географии в МГУ, которые находились на верхних этажах ГЗ. Как-то раз, провожая его, я дошел с ним до дверей университета. Как сейчас помню это ощущение собственной ничтожности по сравнению с этой громадой. Сама мысль о том, что подобное дело рук человеческих, что это построили мои соотечественники впервые дала мне в полной мере почувствовать Горьковское "Человек — это звучит гордо". Каж-

дый раз, когда взгляд падал на ГЗ, я чувствовал, как наполнялось уверенностью и решимостью: нет ничего невозможного. Индивид может быть развит интеллектуально и физически, его действия могут иметь значительные последствия. Что же может сделать целое сообщество индивидов? С этими мыслями я узнавал все больше и больше информации об университете. Моя школа была тесно связана с МГУ, а многие ее выпускники сейчас — студенты этого университета».

Ряд абитуриентов "определились" уже в старших классах.

"В начале девятого класса я начала задумываться над выбором высшего учебного заведения. Начала изучать множество сайтов для получения большей информации, и мой выбор пал на МГУ. Меня впечатлили масштабы этого здания, преподаватели и большой выбор факультетов. Для себя я сразу поняла, что это место подарит мне кучу положительных эмоций и огромный запас знаний, которые очень пригодятся в будущем".

Некоторые старшеклассники приняли решение о поступлении в МГУ, получив информацию от учителей, репетиторов или просто "последовав их примеру".

«Информацию об университете и социологическом факультете я узнала из онлайн-школы по обществознанию "НЕФОРМАТ". Моя репетитор (создатель данной онлайн-школы) сама училась на социологическом факультете МГУ и добилась многого в своей жизни. Поэтому я решила последовать ее примеру и поступила в данный вуз».

Для многих решающим фактором стало посещение дня открытых дверей в Главном здании и на конкретном факультете. "Решающим фактором при выборе именно МГУ стало мое посещение дня открытых дверей на социологическом факультете. Меня абсолютно очаровала атмосфера лучшего вуза страны, я сразу ощутил свою принадлежность к чему-то большему и великому. Очаровательные студентки со второго курса рассказали обо всех преимуществах факультета и ответили на все интересующие меня вопросы. Именно в тот день после выхода из здания факультета твердо решил — надо во что бы то ни стало трудиться и поступить в МГУ. А дальше были долгие месяцы упорного труда".

Порой "выбор МГУ в качестве места получения образования обусловлен не только тем, что здесь гарантируются качественные знания и востребованность выпускников. Значительно влияет на выбор внеучебная деятельность МГУ, для некоторых - именно лыжная команда. Важно, чтобы кроме учебы в жизни был спорт, а вместе с ним и люди, которые тоже горели своим делом".

Путь к поступлению для подавляющего большинства студентов "был непрост".

Обычно он начинался с 9-го класса, когда они стали активно готовиться к экзаменам, "чтобы хорошо сдать ЕГЭ". Дальше шла усиленная подготовка к дополнительному вступительному испытанию по обществознанию — "десятки эссе, вебинаров, прочитанных книг помогли добиться цели!" "Репетиторы, онлайн-школы, большое количество материала, который нужно заполнить, недостаток сна и постоянный страх перед будущим - такими словами можно описать прошедшие два года".

Для многих очень значимой в то время была поддержка близких. "От самого начала и до конца со мной были мои самые близкие люди. Для них мое поступление не было удивлением, поскольку они всегда в меня верили. Однако это не значит, что мной не гордились. Также меня поддерживали и мои друзья, любимые учителя. Многие были очень удивлены, что я смогла поступить в первый вуз страны, однако все поздравили и пожелали удачи в дальнейшей учебе".

Наконец, все испытания, связанные с поступлением, успешно пройдены, зачисление состоялось, вызвав при этом "бурю эмоций".

"Какие эмоции вызывает поступление? Стресс, страх, волнение, переживания, усталость? Да. Однако, когда ты видишь себя в списках поступивших, а ещё и на бюджет, то это ощущение невероятной радости, гордости напрочь стирает все переживания".

Многие испытали ощущение счастья: "Мне казалось, что в таком огромное и красивом университете должны учиться самые-са-мые умные и интеллигентные люди. Теперь я сама здесь, на первом курсе Социологического факультета, чему я безумно рада и счастлива!"

"Счастье переполняло мой дом. Родители, бабушка и дедушка, младший брат были очень рады. Семья гордилась мной. Я стала вторым человеком в своем селе, который смог поступить в лучший вуз страны на бюджет. Но самое главное, я сдержала давшую себе три года назад клятву. Я смогла. У меня получилось. Мое окружение было удивлено. Некоторые переспрашивали, как будто не верили".

"Мое поступление на социологический факультет МГУ связано с ощущением волнения и радости одновременно. Я почувствовал себя готовым к новым вызовам и возможностям, которые открываются передо мной в университете".

"Поступление в университет стало для меня шагом в особую культурную среду, а также во взрослую самостоятельную жизнь, поэтому оно сопровождалось невероятным интересом и легкими нотами тревожностями перед ем-то новым".

Довольно любопытной и показательной, хотя и не совсем типичной представляется история поступления одной студентки:

«Осознанное решение поступить в МГУ, стать его частью, возникло в момент, когда я относила согласие, фотографии и прочие документы. Я проходила по конкурсу на бюджет во все остальные вузы, во многом помогли олимпиады. Но именно мои олимпийские достижения на мой факультет в МГУ не действовали. Никаких привилегий. Несмотря на это, к ДВИ я все равно особо не готовилась. Изучала, узнавала что-то в рамках своих интересов. Писала ДВИ (тогда был дистант) в селе у бабушки. Отключили свет, не было связи. Поэтому писала буквально "на коленке". Оказалось, со всем этим я до последнего поступала с чувством, что все это "не взаправду". Готовила соглашение в другой вуз, трепетно ожидая конкурсных списков МГУ.

А потом мне позвонили. Рядом сидела мама. Оказалось, что я прошла на бюджет. Правда, сначала звонили с психфака. К вечеру позвонили с, уже моего, соцфака. Семья очень радовалась и гордилась. А я опять ждала, только уже списков о зачислении. Мама боролась с желанием рассказать всем родственникам, так как я ждала списков о зачислении. Потому что тогда уж точно — не отвертишься — ты студент МГУ».

Первые дни в университете для многих стали незабываемыми, и даже по прошествии ряда лет возникают перед глазами почтит как наяву.

"Думаю, что первое сентября в роли первокурсницы запомню надолго. На торжественном посвящении первокурсников мое желание учиться и работать возросло. Особое воздействие оказала роль В.А. Садовничего. Я поняла, что передо мной открыты все двери, что МГУ — лучшее место для развития своего потенциала. Мотивация переполняла меня. Я чувствовала себя на своем месте".

"Ректор МГУ, В. Садовничий, выступал перед всеми первокурсниками в актовом зале главного здания, там было множество приглашенных гостей, от которых мы также услышали поздравления и напутствия. Тогда меня поразили масштаба всего происходящего. Я почувствовала себя причастной к чему-то великому, к огромной истории, которая повлияла на жизнь миллионов людей. Тогда я точно поняла, что оказалась в нужном месте. В этот день все родственники и близкие поздравляли меня, все были счастливы, что я оказалась в таком легендарном месте и имею право учиться у профессионалов".

"Когда я пришла на занятия, я словно бы очутилась в новом мире. В мире знаний и науки, где лекции студентам читают профессора с многолетним стажем работы".

Ожидания от обучения в МГУ у всех студентов полностью оправдались, хотя акценты в ожиданиях несколько сместились, а сами ожидания — расширились.

"Все мои ожидания подтвердились, и я нахожусь в полном восторге от обучения. Я знаю, что все знания, которые нам очень информативно и бережно передают преподаватели, помогут и в дальнейшем. Благодаря университету я открыла для себя такую прекрасную специальность, которая позволяет каждый узнавать что-то новое как о себе, так и об устройстве общества в целом".

"От обучения я ожидаю многое. Самое главное - это получение навыков, необходимых для успешного будущего, однако я не забываю и про социальную, общественную жизнь. Я буду стремиться реализовать себя как активист, вступить в студенческий совет и весело проводить студенческую жизнь".

«От обучения в МГУ я ожидаю получения фундаментальных знаний, увлекательной учебы, насыщенной студенческой жизни! Ведь, как говорят: "Соцфак — это люди!"».

"Я бы назвала МГУ главным вузом страны, поэтому ожиданий от него много: хорошие преподаватели, которые умеют правильно преподносить информацию; много важных интересных знакомств; разные организации или мероприятия, позволяющие раскрыться потенциалу или найти себя. А также вкусная еда в столовых, а еда это очень важно для любого человека".

"МГУ всегда казался каким-то недостижимым и волшебным местом, я и сейчас не до конца осознаю, что учусь в таком престижном месте. Я ожидаю от учебы в МГУ яркой, интересной, насыщенной студенческой жизни, надеюсь, что все полученные здесь знания и навыки пригодятся мне как в жизни, так и на работе. Я думаю, что социологическое образование станет очень полезным для меня, оно и научит коммуницировать с людьми и расширит мой кругозор, и передаст полезные знания. Я очень счастлива, что поступила в МГУ".

"Фундаментальность — первое единственное ожидание от МГУ. Затем — грандиозность, стабильность, серьезность. Образование, которое когда-то казалось слишком советским, стало (а оно и было) самым привычным и качественным. Семья МГУ огромная. Не счесть активностей, которые открыты для наших студентов. Не счесть путей развития — стоит только захотеть — и бери".

"Получаемое и полученное образование в МГУ оказалось, и, думаю, окажется для меня полезным. Уже сейчас, в рамках курсовых, докладов, рефератов, я делаю то, что мне интересно. В этом тоже огромная благодарность вузу и его преподавателям. Не понаслышке

знаю, что такого широкого поля для развития и таких широких просторов нигде больше нет".

Учеба в Московском университете для его студентов — это восторг, гордость, и конечно, любовь — любовь к месту, ставшему родным...

"МГУ — это легендарное, историческое место, которое символизирует и презентует лучшее образование в нашей стране, это старейший университет со своим уникальным наследием".

«Вокруг МГУ, вплоть до моих студенческих дней здесь, всегда царила атмосфера возвышенности, отчужденности, фундаментальности. От того вуз всегда казался лучшим, но "старым". В смысле взаимоотношений, системы образования. Недостаточно прогрессивный и новый, слишком самобытный. Как оказалось, роскошь самобытности вуз может себе позволить».

"МГУ — это не только авторитетное заведение, но еще и возможность получить все необходимые знания от невероятно умных и опытных преподавателей, также это отличный способ познакомиться с людьми с теми же амбициями и ценностями, что и у меня, и, возможно, даже двигаться с ним вместе по жизни".

"Как первокурсница первого вуза России я чувствую неподдельную гордость и восторг. Быть причастным к деятельности Московского государственного Университета дорогого стоит!"

"Я испытываю гордость, считая себя человеком Московского университета".

"Мой университет - сейчас уже хорошо знакомое, известное мне место. Нет больше трепета в ожидании встречи, нет той возвышенности, отдалённости. Это родное место. И долгое отсутствие его в жизни вызывает тоску. Мой университет — не идеальный, но он лучший. И такую самобытность он может себе позволить сполна".

"Соцфак как раз позволяет, учит, верить, а главное понимать людей, (ведь человеку не хватает именно того, чтобы его понимали), даже выявляя их темные стороны. У меня сохранится особой образ мысли и мировоззрение, общий уровень образованности, присущий исключительно студентам и выпускникам МГУ. На данном этапе могу сказать, что я на своем месте и люблю МГУ".

«Мой университет — моя любовь. Не банальная "с первого взгляда". А долгая и здоровая. Любовь после сотни встреч, сотни разговоров и событий. МГУ — главная достопримечательность, которую я покажу друзьям-туристам. МГУ, его здание, улочки, сады, преподаватели, студенты, коты (живущие в садах) — самые интересные собеседники, места для посещения и т.д.».

Что дает студентам обучение в МГУ?

"Московский университет и социологический факультет, в частности, уже дал мне очень многое. Я испытывала огромную благодарность за людей, которых я здесь встретила".

"Образование, полученное в стенах МГУ, дало мне фундаментальный взгляд на устройство мира, общество и человека. Эти знания уже сейчас ускоряют понимание многих вещей и время поиска решения проблем. Социологический факультет дает как практические навыки, которые будут полезны в дальнейшей работе, так и всесторонне развивает студента, обеспечивая его хорошим фундаментом теоретического знания".

"Я уверен, что учеба на факультете социологии МГУ помогает мне расширять свой кругозор и развивать не только профессиональные навыки, но и личностные качества. Я готов к трудностям и готов принимать новые знания и опыт".

"Один из главных плюсов получения фундаментального образования в МГУ — это то, что нас учат критически мыслить".

«Я горда быть частью такой большой и существующей уже, так сказать, "вне времени" системы студентов МГУ, рада проводить свои студенческие годы в окружении целеустремленных, амбициозных, разносторонних личностей, польщена тем, что могу брать знаний у профессионалов и сама таким становиться».

Обучение в МГУ также дает студентам возможность строить вполне оптимистичные планы на будущее.

"Я планирую сохранить те навыки, которые я приобрела в МГУ... Я хочу сохранить то умение мыслить, размышлять, которое мне дал МГУ Хочу сохранить отношения с людьми, с которым меня связал мой вуз. Хочу сохранить эту постоянную мотивацию работать, докапываться до сути, становиться лучше. Эти способности в будущем точно приведут к успеху". "Студент МГУ — это навсегда!"

"После окончания МГУ я планирую поступить в аспирантуру и начать карьеру преподавателя".

"Довольно трудно загадывать наперед, однако всегда есть планы, цели, мечты, к которым ты стремишься. Для меня обучение всегда было в приоритете, поэтому после окончания бакалавриата я точно не остановлюсь. Также хотелось бы в будущем реализовать себя в качестве преподавателя, поскольку именно в этой профессии я вижу возможность реализовать себя, добиться уважения, а также позволит не расставаться с любимым делом".

"В моих планах — взять максимум от времени, проведенного в стенах университета. Начиная от приобретения новых знаний, заканчивая знакомством с интересными людьми, участием в форумах и конференциях".

"Думаю, что в будущем диплом МГУ откроет передо мной множество дорог. Полученные знания помогут создать что-то свое. Я бы хотела стать автором научных статей, проводить исследования".

"Я не знаю, буду ли я работать по профессии, но я точно знаю, что выбрала для себя лучший Университет и я очень горжусь, что я — студентка МГУ!"

Вместо заключения — два неординарных эссе, в которых описан нетривиальный путь к поступлению, ощущения от учебы и, конечно — ожидания, устремления и надежды...

Виталика Б. 3-й курс, эссе "Мой университет". «Разрешите начать со строк из песни Юрия Антонова (или же группы "Земляне") "Поверь в мечту":

Мы выбираем путь, идем к своей мечте,

И надо не свернуть с пути уже нигде.

Было ли поступление в МГУ моей мечтой? Нет. Все началось с шуточной мысли в 5-м классе. Это покажется странным, но МГУ для меня в то время было не сталинской высоткой, я, признаться честно, и не знала, как выглядит университет. Это учебное заведение было для меня воплощением образа М.В. Ломоносова, а, следовательно, символом безграничной крепости знаний, призмой преломления мыслей, объединением наук (т.е. целостный организм, живущий по принципу симбиоза).

В средней школе я участвовала во всех олимпиадах, мне давалось это легко. Химия, физика, биология, история, литература, география — мой любимый набор. И в чем состоит ирония, о которой я писала выше? В том, что моментами я ловила себя на мысли о невидимой нити, связывающей меня с Михаилом Васильевичем. В придачу ко всему, я была, как выразился бы И. Гоффман, обладателем стигмы; вот только это оставило на мне не отрицательную метку, а отпечаток принадлежности, метафорическое объединение с Ломоносовым. Нет смысла держать завесу. А потому напишу прямо. У меня сЛоман нос (в детстве неудачно упала). По сути, это просто игра слов, но мне нравилось использовать это в качестве шутки, отвечая на вопросы учителей и одноклассников о выборе высшего учебного заведения.

Окончательно связать судьбу с МГУ у меня получилось в 2021 году. Весной этого года я приняла решение поступать на географический факультет. Но раз уж сейчас я пишу это эссе, то значит отчасти верна фраза: "У самурая нет цели, у самурая есть путь". И мой путь проходит через сожаления к принятию и пониманию.

На самом деле, я хочу выразить благодарность Н.Г. Осиповой. Именно благодаря ее видео, выложенному на просторы интернета, у меня появился план "Б", который после стал "А".

К ДВИ я была не готова, так как все лето пробыла на стадионе, готовясь к соревнованиям (легкая атлетика, семиборье). На геофак я по итогу прошла, но, поговорив с отцом, решила предать себя. И долгое время в голове эхом проносилось: "Я советов не даю, оттого что советы склонны распадаться".

Первый курс, соцфак, поздравления, давшие трещину розовые очки. Типичный путь от разочарования к очарованию и так по кругу. Сейчас, преодолев уже немалый отрезок, могу сказать, что отчуждение сменилось любовью. Люди, встретившиеся на этом пути, события, окатили душу чисто живительной водой.

Все же многое хочется оставить при себе. Позвольте закончить с того, с чего начали. Произведем такой мыслительный уроборос:

Усталость иногда сожмет у сердца грудь,

Настигнет нас беда, чтоб осложнить нам путь.

Пройдем любви закат, и встретим с ней рассвет.

Поймем пути назад у жизни просто нет!

И все вместе:)!

Поверь в мечту скорей!

Поверь в мечту как доброту, как в красоту людей.»

Данила С. 3-й курс, эссе "Мой университет". «Мой университет — самый Великий университет мира! Да что уж мира — России! Это МГУ имени М.В. Ломоносова. Давайте расскажу чуть подробнее.

Решение поступить в МГУ я принял уже в школьные годы. МГУ же всегда пользовался высоким авторитетом и славился своими качественными образовательными программами во всех регионах России, да и во всём мире. Поэтому я без сомнения решил, что этой мой идеальный выбор - это стало мечтой!

Готовиться к поступлению в МГУ стало настоящим вызовом, так как конкуренция среди абитуриентов была очень высокой. Причем МГУ — единственный вуз, где есть ДВИ, что отдаляло мою цель. Однако я знал, что я лучший ученик своего города, а в МГУ учатся только лучшие люди страны, и поэтому я взял себя в руки: сдал ДВИ на самый высокий балл и поступил в МГУ!

Мои ощущения были на пределе! Гордость, радость, уважение к самому себе — все это накрыло меня волной. Это было осуществление моей долгожданной мечты! Причем, это стало первым случаем поступления в Москву, в МГУ в моем городе Арск, где проживает 25 тысяч человек. Это стало сенсацией! Весь город говорил об этом, все были счастливы. Удивительно, что один такой маленький шаг в жизни одного человека вызвал столько радости и других 25-ти тысячах людей! Я же был готов к сложностям, которые могли встретиться на пути обучения, но в то же время испытывал некоторое

волнение в связи с новым этапом в жизни. Мое поступление в МГУ вдохновило всех школьников в городе, а позже я стал наставником поступления в МГУ порядка нескольких десятков абитуриентов — я стал первопроходцем поступления в Москву, в МГУ имени М.В. Ломоносова! Я сделал невозможное возможным для себя и сотен других!

Об известности МГУ не могло идти и речи — это самый великий и большой университет Восточной Европы и всей Азии. Важным был опыт студенческих организаций и их наставничество над неловкими абитуриентами.

Ожидания от МГУ, если вести речь о них, самые высокие, как и планы после его окончания! Уникальные занятия, всемирно известные профессора — преподаватели, самые обогащенные программы, проверенными столетиями! МГУ уже открывает передо мной все двери — получение стипендии В.В. Гродского, стажировка во ВЦИОМ, в Сбербанке, прохождение дополнительных курсов от университета, активная студенческая общественная жизнь! Все это мое — благодаря МГУ. Вскоре же меня ждет магистратура и престижная работа с запредельным уровнем зарплат!

А что уже говорить о научной жизни! Наука в МГУ на самом высшем уровне: от международных конференций до Научного студенческого общества. Важно выделить и наставничество заслуженных, всемирно известных профессоров, которые являются проводником для "юного ученого". Лично я уже написал порядка 12 научных статей, опубликовав их заодно во Всероссийских журналах, и провел шесть своих научных социологических исследований.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

А это только начало! И все благодаря моему университету!

МГУ — величайший университет мира — в этом я уверен на все сто! Он много что дал мне, а я же в свою очередь воздам ему за все это в десятикратном размере! Я люблю МГУ имени М.В. Ломоносова, а он, в свою очередь, любит меня, как и всех своих студентов, и безмерно заботится о нашем, всестуденческом благополучии, и об этом знают все!

Я же просто, от имени всех студентов, говорю моему университету: "Спасибо!"».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.