© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2013 УДК 614.3/.7
Г.Г. ОНИЩЕНКО, О.В. ПРУСАКОВ, М.С. ОРЛОВ, Н.В. АНДРИЯШИНА, С.В. МУХИНА
О некоторых мерах по совершенствованию федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей, санитарного законодательства и нормативно-методического обеспечения деятельности органов и организаций
Роспотребнадзора
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
В 2012 г. впервые на заседании президиума Государственного совета РФ комплексно был рассмотрен вопрос защиты прав потребителей и утвержден перечень поручений, основной акцент в которых сделан на необходимости совершенствования правовых механизмов и создании дополнительных гарантий защиты интересов граждан.
В настоящее время принят ряд нормативных правовых актов, касающихся совершенствования деятельности Роспотребнадзора как уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей.
Ключевые слова: защита прав потребителей; федеральный государственный надзор; нормативные правовые акты
ON SOME MEASURES ENHANCING THE FEDERAL PUBLIC SUPERVISION IN THE AREA OF PROTECTION OF RIGHTS OF CONSUMERS, SANITARY LEGISLATION AND NORMATIVE PROCEDURAL SUPPORT OF ACTIVITIES OF BODIES AND ORGANIZATIONS OF ROSPOTREBNADZOR
G.G. Onishchenko, O.V. Prusakov, M.S. Orlov, N.V. Andriyashina, S.V. Mukhina
The Federal service of supervision in the area of protection of rights of consumers and human well-being,
Moscow, Russia
In 2012, the Presidium of Council of State for the first time in its history comprehensively discussed the issue of protection of rights of consumers and approved the list of orders with major focus on necessity to enhance the legal mechanisms and to develop additional guarantees of protection of interests of citizens. Nowadays, several legal acts are adopted concerning the development of functioning of Rospotrebnadzor as the authorized Federal body of executive authority implementing the Federal public supervision in the area ofprotection of rights of consumers.
Key words: protection of rights; consumer; federal public supervision; normative legal act
По итогам заседания президиума Государственного совета РФ по вопросу "Об усилении государственных гарантий защиты прав потребителей в Российской Федерации", состоявшегося 16 января 2012 г., Президентом РФ 24 января 2012 г. утвержден перечень поручений, который стал важнейшим импульсом к дальнейшему совершенствованию работы, в том числе в плане координации правозащитной деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и общественных объединений потребителей.
Впервые на уровне Президента РФ комплексно рассмотрен вопрос защиты прав потребителей. Это знаменательно еще и тем, что в 2012 г. исполнилось 20 лет со дня принятия закона РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 "О защите прав потребителей", а также 50 лет с начала мирового признания потребительских прав граждан путем их законодательного закрепления государствами вне зависимости от уровня экономического развития.
Направленность и содержание утвержденных поручений в полной мере отражают спектр тех проблем, которые явились предметом обсуждений на заседании президиума Государственного совета РФ.
Основной акцент в них в первую очередь сделан на необходимости совершенствования правовых механиз-
мов и создании дополнительных гарантий защиты интересов граждан в наиболее проблемных секторах потребительского рынка.
Изменения в правовом регулировании отношений с участием потребителей связаны с принятием федерального закона от 18 июля 2011 г. № 242-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", вступившего в силу 1 августа 2011 г., согласно которому новая редакция статьи 40 закона РФ "О защите прав потребителей" вводит понятие федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей, включающего также и проверки на предмет соблюдения (соответствия) требований, установленных международными договорами РФ либо в соответствии с международными договорами РФ.
Это обстоятельство особенно важно в условиях активной интеграции России в мировую экономику, так как позволяет в рамках федерального государственного надзора обеспечивать проверку исполнения на территории России соответствующих решений, принимаемых, в частности, Межгосударственным советом ЕврАзЭС и Комиссией Таможенного союза (ТС).
По результатам заседания президиума Государственного совета РФ в Саранске Президентом РФ были даны поручения, объединенные одной главной целью — обеспечить усиление государственных гарантий защиты потребительских прав граждан, в которых был определен комплекс мер (их практическая реализация осуществляется в настоящее время), направленных на выведение законодательных основ правового регулирования отношений с участием потребителей на качественно новый уровень, отвечающий современным условиям.
Во исполнение утвержденного Президентом РФ 24 января 2012 г. перечня поручений уже принят ряд нормативных правовых актов, касающихся совершенствования деятельности Роспотребнадзора как уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей: постановление Правительства РФ от 02.05.12 № 412 об утверждении Положения о федеральном государственном надзоре в области защиты прав потребителей; постановление Правительства РФ от 05.04.12 № 283 об утверждении Положения о государственном докладе о защите прав потребителей в РФ.
Постановлением Правительства РФ от 19.06.12 № 612, внесены соответствующие изменения в Положение о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденное постановлением Правительства РФ от 30.06.04 № 322 в части подчинения Роспотребнадзора непосредственно Правительству РФ; наделения Роспотребнадзо-ра функциями по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере защиты прав потребителей.
Следующим этапом в укреплении соответствующих позиций Роспотребнадзора как оновного координатора в вопросах обеспечения защиты прав потребителей в РФ станут разработка и последующее утверждение постановлением Правительства РФ порядка формирования и ведения Роспотребнадзором открытого и общедоступного государственного информационного ресурса в области защиты прав потребителей, качества и безопасности товаров (работ, услуг), который в соответствующей части должен учитывать целеположения федерального закона "О техническом регулировании" по информированию потребителей, изготовителей и продавцов о ситуации в области соблюдения требований технических регламентов.
Кроме того, в этом году после наделения Роспотреб-надзора соответствующими полномочиями по нормативно-правовому регулированию был подготовлен и внесен в Правительство РФ проект постановления "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам продажи товаров и оказания услуг", предусматривающий внесение изменений в Правила продажи отдельных видов товаров; Правила продажи товаров по образцам; Правила бытового обслуживания населения в РФ; Правила оказания услуг общественного питания; Правила комиссионной торговли непродовольственными товарами; Правила продажи товаров дистанционным способом.
В целях усиления правовых гарантий потребителей, а также обеспечения непротиворечивого и комплексного регулирования вопросов в области защиты прав потребителей Роспотребнадзором подготовлены и в установленном порядке направлены предложения, требующие по мнению Роспотребнадзора, особого внимания.
Так, с 2007 г. Роспотребнадзор не прекращает попытки добиться изменения статуса федеральных авиационных правил (ФАП) "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей", утвержденных приказом Минтранса России от 28 июня 2007 г. № 82, которые регулируют гражданские отношения с участием потребителей, имея в виду, что такого рода нормативный правовой акт должен утверждаться исключительно Правительством РФ.
Согласно пункту 2 статьи 1 закона РФ "О защите прав потребителей", "Правительство Российской Федерации не вправе поручать федеральным органам исполнительной власти принимать акты, содержащие нормы о защите прав потребителей", а согласно статье 39.1 закона РФ "О защите прав потребителей", " правила оказания отдельных видов услуг, выполнения отдельных видов работ потребителям устанавливаются Правительством Российской Федерации".
Необходимость скорейшего разрешения обозначенного вопроса диктуется еще и тем, что ведомственный статус ФАП "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей" не позволяет Роспотребнадзору с учетом положений статьи 1 закона РФ "О защите прав потребителей" рассматривать соответствующий приказ Минтранса России как нормативный правовой акт в области защиты прав потребителей и, следовательно, обеспечивать в отношении его соблюдения реализацию надзорных функций и полномочий. При этом ни сам Минтранс России, ни подведомственные ему органы ввиду отсутствия закрепленного за ними функционала в области соответствующего направления государственного контроля (надзора) исполнение требований указанных федеральных авиационных правил никак не обеспечивают.
Также Роспотребнадзор считает необходимым разработать и внести в установленном порядке проект федерального закона о ратификации Монреальской конвенции (Конвенции для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок, Монреаль, 28 мая 1999 г.), применяемой при любой международной перевозке пассажиров, багажа и груза.
Ратификация Монреальской конвенции позволит увеличить лимит ответственности авиакомпаний перед пассажирами при выполнении международных рейсов, в том числе в части компенсации за потерю багажа или ущерб здоровью пассажира, а также расширить границы юрисдикции места возможного рассмотрения исковых требований пассажира, допуская возможность предъявления иска об ответственности по выбору истца по месту жительства пассажира.
Особое внимание Роспотребнадзор уделяет правовому регулированию отношений с потребителями в сфере финансовых услуг, преследуя при этом цель по недопущению легализации деятельности коллекторских агентств, в основе которой используются различные формы унижения человеческого достоинства, угрозы и запугивание.
При этом Роспотребнадзор исходит из того, что в силу отсутствия необходимого разрешительного законоположения (глава 24 ГК РФ "Перемена лиц в обязательстве") о возможности передачи банком права требования долга с заемщика (физического лица) по кредитному договору лицам, не имеющим лицензии на право осуществления банковской деятельности, совершаемые на
практике такого рода действия не должны признаваться соответствующими закону, поскольку в соответствии с положениями статьи 388 ГК РФ уступка требования кредитором другому лицу допускается, если она не противоречит закону, иным правовым актам или договору.
В настоящее время в Государственную думу РФ внесен проект федерального закона № 105 976 "О внесении изменений в федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части реабилитационных процедур, применяемых в отношении гражданина-должника", который предусматривает введение процедуры "потребительского банкротства" и проведение в связи с этим реструктуризации долгов.
Принятие данного законопроекта будет способствовать более ответственному изначальному выстраиванию соответствующих правоотношений сторонами кредитного обязательства и цивилизованной гарантией защищенности потребителя от клейма "вечного должника".
Вместе с этим Минфин России ведет работу над проектом федерального закона "О потребительском кредите", который включает отдельные положения о коллек-торской деятельности. Данный законопроект находится на финальной стадии межведомственного согласования (согласован всеми ответственными исполнителями, кроме Роспотребнадзора).
Кроме того, в настоящее время Роспотребнадзор принимает участие в работе по подготовке проектов постановлений, определяющих полномочия федеральных органов исполнительной власти при контроле (надзоре) за соблюдением требований соответствующих технических регламентов.
При этом Роспотребнадзором отстаивается позиция по наделению его необходимым объемом полномочий в целях обеспечения выполнения задач по организации и проведению проверок соответствия товаров обязательным требованиям, обеспечивающим их безопасность для жизни и здоровья потребителей, окружающей среды, предупреждения действий, вводящих потребителей в заблуждение, и предотвращение причинения вреда имуществу потребителей, установленным в соответствии с международными договорами РФ, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ (п.п. 2 п. 2 статья 40 закона РФ "О защите прав потребителей", целеположения которого отвечают положениям законодательства о техническом регулировании).
Постановлением Пленума Верховного суда РФ 28 июня 2012 г. № 17 определено, что к отношениям, возникающим из договоров с участием потребителей, регулируемых специальными законами РФ, которые содержат нормы гражданского права, должны применяться положения закона "О защите прав потребителей" в части, не урегулированной специальными законами.
В частности, к таким отношениям должны применяться общие положения закона РФ "О защите прав потребителей" о праве граждан на предоставление информации (статьи 8—12), ответственности за нарушение прав потребителей (статья 13), возмещение вреда (статья 14), компенсации морального вреда (статья 15), альтернативной подсудности (п. 2 статьи 17), а также об освобождении от уплаты государственной пошлины (п. 3 статьи 17) в соответствии с п. 2 и 3 статьи 333.36 Налогового кодекса РФ.
Функции Роспотребнадзора в последнее время были существенно уточнены в связи с изменениями статьи 40 закона РФ "О защите прав потребителей" в части рас-
ширения предмета федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей (включающего, помимо прочего, законодательство о техническом регулировании, соответствующим в том числе нормам международного права), а также дополнены функциями по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере защиты прав потребителей; формированию (совместно с уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов, и общественными объединениями); ведению открытого и общедоступного государственного информационного ресурса в области защиты прав потребителей, качества и безопасности товаров (работ, услуг).
С 1 сентября 2012 г. Роспотребнадзор наделен функцией по осуществлению государственного контроля за соответствием информационной продукции, реализуемой потребителям, требованиям законодательства РФ в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию.
Организована и проведена международная конференция "Актуальные аспекты реализации потребительских прав граждан, перспективы развития национальных систем защиты прав потребителей", которая была приурочена к 20-летию принятия и вступления в силу закона РФ "О защите прав потребителей".
В обсуждении заявленной тематики приняли участие представители как государств-участников СНГ (Азербайджанская Республика, Республика Беларусь, Республика Молдова, Республика Казахстан, Украина), так и государств Евросоюза (Литовская Республика, Федеративная Республика Германия).
С соответствующими докладами также выступили представители Генерального директората по здравоохранению и защите потребителей Европейской комиссии и Международной федерации потребительских организаций (И)
Кроме того, в работе конференции участвовали представители Королевства Нидерландов, Монголии и ОЭСР.
Начатое на пленарном заседании, прошедшем 5 апреля 2012 г., рассмотрение вопросов повестки дня, было продолжено на четырех тематических круглых столах, посвященных обсуждению основных задач по приоритетным направлениям государственной и общественной защиты прав потребителей в РФ в контексте реализации перечня поручений Президента РФ от 24.01.12 № Пр-177; обеспечению защиты прав граждан при предоставлении им банковских и иных кредитно-финансовых услуг, необходимости повышения правовой и финансовой грамотности потребителей; проблемам и перспективам развития судебной защиты прав потребителей и реализации связанных с ней полномочий государственных органов и общественных потребительских объединений; актуальных аспектов, связанных с обеспечением надзора за соблюдением качества и безопасности пищевых продуктов.
Таким образом, в итоге был всесторонне обсужден практически весь спектр вопросов, связанных с обеспечением эффективной защиты прав потребителей, определены основные приоритеты и направления дальнейшего совершенствования законодательства в этой области как на национальном, так и на межгосударственном уровне.
Совершенствование санитарного законодательства и нормативно-методического обеспечения деятельности
органов и организаций Роспотребнадзора — одно из основных направлений деятельности за анализируемый период. Эффективность исполнения возложенных на Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и ее территориальные органы государственных функций по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка напрямую зависит от уровня и состояния правовой работы. Одним из направлений юридического обеспечения деятельности Роспо-требнадзора является совершенствование санитарного законодательства и нормативно-методического обеспечения деятельности органов и организаций Роспотреб-надзора.
В связи с принятием 21 мая 2012 г. указа Президента РФ № 636 "О структуре федеральных органов исполнительной власти" Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека была выведена из подведомственности Минздравсоц-развития России и руководство ее деятельностью возложено на Правительство РФ.
Постановлением Правительства РФ от 19.06.12 № 612 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в связи с изменением организации деятельности Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека" были внесены изменения, согласно которым на Роспотребнадзор было возложено осуществление функций по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере защиты прав потребителей.
Законодательство о защите прав потребителей регулирует отношения, связанные с предоставлением товаров (работ, услуг) не только качественных, но и безопасных, в том числе для здоровья потребителя.
Статьей 1 закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 "О защите прав потребителей" определено, что Правительство РФ не вправе поручать федеральным органам исполнительной власти принимать акты, содержащие нормы о защите прав потребителей. С учетом этого в соответствии с поручениями Правительства РФ Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет разработку и принимает активное участие в подготовке соответствующих актов, содержащих требования к качеству и безопасности, в том числе требования безопасности для жизни и здоровья людей.
В рамках ТС принято Соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан "О единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации" от 18.11.10.
Также подписано Соглашение ТС по санитарным мерам между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан (ратифицировано федеральным законом от 19.05.10 № 100-ФЗ "О ратификации Соглашения ТС по санитарным мерам").
В соответствии с Соглашением ТС по санитарным мерам между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан на таможенной территории ТС применяются Единые санитарно-эпидемиологические и гигиенические требования к товарам, подлежащим санитарно-
эпидемиологическому надзору (контролю) (далее Единые санитарные требования).
Единые санитарные требования обязательны для соблюдения органами исполнительной власти государств-членов ТС, органами местного самоуправления, юридическими лицами любой организационно-правовой формы, индивидуальными предпринимателями, физическими лицами (п. 1.3 Единых санитарных требований, утвержденных Комиссией ТС от 28 мая 2010 г. № 299).
В соответствии с п. 3 статьи 5 Соглашения от 18.11.10 "О единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации со дня вступления в силу технического регламента ТС на территориях сторон соответствующие обязательные требования, установленные законодательствами сторон, не применяются.
Технический регламент ТС имеет прямое действие на территории РФ с момента его принятия решением Комиссии ТС (п. 2 статьи 2 Соглашения от 18.11.10 "О единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации").
В отношении продукции, на которую не принят технический регламент ТС, продолжают действовать Единые санитарные требования.
К правоотношениям, не относящимся к сфере технического регулирования, продолжают применяться Единые санитарные требования и национальные акты санитарного законодательство. К ним относятся санитарные правила и нормативы, направленные на определение обязательных требований к условиям питания, труда, быта, отдыха, водоснабжения, профилактике инфекционных заболеваний, условиям обучения и воспитания, в области радиационной безопасности, а также гигиенические нормативы содержания вредных веществ в воздухе рабочей зоны, атмосферном воздухе, воде водоемов, почве, гигиенические нормативы физических факторов в быту и на производстве.
Следует отметить, что 22 августа 2012 г. РФ присоединилась к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации (ВТО) от 15 апреля 1994 г. (далее Соглашение).
При этом 19 октября 2011 г. федеральным законом № 282-ФЗ был ратифицирован Договор о функционировании ТС в рамках многосторонней торговой системы.
Договор о функционировании ТС в рамках многосторонней торговой системы (далее Договор) был подписан 19 мая 2011 г.
Договор призван обеспечить полноценное функционирование ТС в случае присоединения одного или нескольких его членов к ВТО.
Со дня присоединения любой из сторон к ВТО положения Соглашения становятся частью правовой системы ТС.
Первая присоединившаяся сторона должна информировать остальные стороны и координировать с ними действия по принятию обязательств в качестве условия ее присоединения, требующих внесения изменений в правовую систему ТС.
При последующем присоединении к ВТО другой стороны ее обязательства (принятые в качестве условия присоединения к ВТО) также становятся частью правовой системы ТС.
Кроме того, Договор предусматривает, что стороны должны будут принять меры по приведению правовой
системы ТС в соответствие с Соглашением. До этого момента положения Соглашения (включая обязательства сторон, взятые при присоединении к ВТО) будут иметь приоритет над международными договорами ТС и решениями его органов.
Права и обязательства сторон, вытекающие из Соглашения, не могут быть отменены ни по решению органов ТС (включая суд ЕврАзЭС), ни международным договором, заключенным сторонами.
Если правовые нормы ТС более либеральны по сравнению с Соглашением и не противоречат ему, то стороны могут применять такие нормы. Заключая в рамках ТС международные договоры, принимая и применяя
акты ТС, стороны должны обеспечить их соответствие Соглашению.
В соответствии с утвержденным графиком разработки первоочередных технических регламентов ТС (решением КТС от 8 декабря 2010 г. № 492) из запланированных к принятию 47 технических регламентов ТС принят 31, в том числе в 2012 г. 7.
В условиях активной интеграции России в мировую экономику работа по охарактеризованным направлениям будет продолжена и позволит обеспечить проверку исполнения на территории России соответствующих решений, принимаемых, в частности, Межгосударственным советом ЕврАзЭС и Комиссией ТС.
Поступила 04.02.13
© Н.Г. КОРШЕВЕР, С. А. СИДЕЛЬНИКОВ, 2013 УДК 614.2:316.34
Н.Г. КОРШЕВЕР, С.А. СИДЕЛЬНИКОВ
Межсекторальное взаимодействие по вопросам охраны здоровья населения
ГБОУ ВПО "Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского" Минздрава России, 410012, Саратов
Путем анонимного анкетирования профессорско-преподавательского состава, врачей-организаторов, проходящих усовершенствование, а также населения установлены значимость 37 детерминант здоровья, влияние на них различных секторов общества, значимость и структура мер политического, экономического и другого характера, обоснованы действия по организации межсекторального взаимодействия и конкретные направления его осуществления, оценена роль различных должностных лиц.
К л ю ч е в ы е с л о в а : охрана; здоровье; межсекторальное взаимодействие
THE INTERSECTORIAL INTERACTION CONCERNING THE ISSUES OF SUPPORT
OF POPULATION HEALTH
N.G. Korshever, S.A. Sidel'nikov The V.I. Razumovskiy Saratov state medical university of Minzdrav of Russia, 410012 Saratov, Russia The article deals with the results of anonymous survey of professional and teaching staff, physicians health managers at post-graduate training and population. The analysis established the value of 37 health determinants and impact on them of various sectors of society. The significance and structure ofpolitical, economic and other measures is demonstrated. The activities concerning the organization of intersectorial interaction and actual directions of its implementation are grounded. The role of different officials is assessed.
Key words: support; health; intersectorial interaction
Введение. Исследование организационно-методических аспектов охраны здоровья населения, безусловно, актуально. Базисом решения данного вопроса являются выявление влияющих на него условий и факторов — детерминант здоровья (социальные детерминанты) и целенаправленное воздействие на них. Достигнуты определенные успехи. Установлены группы детерминант здоровья и вес их влияния. Особенно значимы работы Ю.П. Лисицына, уже признанные классическими [5, 6], а также исследования других отечественных и зарубежных ученых [1, 2, 4, 8—10]. Функционирует специальная ко -миссия Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) по социальным детерминантам здоровья. Вместе с тем в указанных работах, как правило, анализировались группы детерминант здоровья — реализовался интегратив-ный подход. В то же время каждая группа включает достаточно обширный перечень факторов. Более того, различные авторы целенаправленно рассматривали только
отдельные группы детерминант, не анализируя другие. Представляется плодотворным определить как можно больший спектр детерминант здоровья и значимость каждой из них.
Целесообразно не только исследовать факторы, влияющие на состояние здоровья, но и определить роль различных секторов общества, которые должны осуществлять работу по его охране, т. е. воздействовать на эти детерминанты. Действительно, в последние годы ВОЗ важнейшее значение в деле охраны здоровья придает так называемому межсекторальному взаимодействию или сотрудничеству. Соответствующие принципиальные положения представлены международными экспертами в Оттавской [7] и Бангкокской [3] хартиях. К сожалению, реализация многих из них носит декларативный характер. В частности, не обоснованы ее организационные аспекты, в том числе конкретные направления осуществления практических действий, не определены
Контактная информация: Коршевер Натан Григорьевич, д-р мед. наук, проф.; e-mail: [email protected]