УДК 343.19
В.П. Малков
А.А. Хайдаров
МЕЖРАЙОННЫЕ СУДЫ В СИСТЕМЕ СУДОВ ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ -НОВАЯ СУДОУСТРОЙСТВЕННАЯ КАТЕГОРИЯ
В статье рассматривается такая судоустройственная категория как межрайонные суды. Авторы исследуют вопрос о правовом статусе и юрисдикции межрайонных судов, а также об обоснованности создания постоянных судебных присутствий в составе межрайонных судов общей юрисдикции.
Ключевые слова: межрайонные суды, реформа системы судов общей юрисдикции, районный суд, постоянное судебное присутствие.
Вопрос об общеправовом, судоустрой-ственном и процессуальном статусе межрайонных судов в настоящее время выдвинулся в число актуальных.
Согласно Федеральному конституционному закону № 1-ФКЗ от 07.02.2011 г. «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации», к районным судам общей юрисдикции отнесены районные суды, городские суды и межрайонные суды (п. «3» ч. 2 ст. 1).
Однако еще в законе РФ № 3132-1 от 26.06.1992 г. (в ред. от 04.06.2014 г.) «О статусе судей в Российской Федерации» неоднократно употреблялась судоустройственная правовая категория «межрайонные суды» в числе судов районного (городского) уровня.
Указание на наличие такой судоустрой-ственной категории, как межрайонные суды, содержится и в приказе Судебного департамента при Верховном Суде РФ № 47 от 14.03.2011 г. «Об утверждении Инструкции о порядке обработки и защиты персональных данных судей районных, городских, межрайонных судов, гарнизонных военных судов».
Однако нет упоминаний о межрайонных судах в Федеральном конституционном законе № 1-ФКЗ от 31.12.1996 г. (в ред. от 05.02.2014 г.) «О судебной системе Российской Федерации».
В связи с этим возникла и до сих пор не
устранена рассогласованность между Федеральными конституционными законами № 1-ФКЗ от 07.02.2011 г. и № 1-ФКЗ от 31.12.1996 г. В публикациях на это обращалось внимание еще в 2011 году [1]. Однако попыток исправить это положение дел пока еще не предпринималось.
Законопроектом № 501447-5 «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» и Федеральный конституционный закон «Об арбитражных судах в Российской Федерации» предлагалось внести изменения в абзац третий части 3 статьи 4 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 года № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»: слова «районные суды» заменить словами «районные, городские, межрайонные суды (далее - районные суды)». Однако в связи с принятием пакета законопроектов, направленных на реформирование судебной системы, этот законопроект утратил свою актуальность.
В иных федеральных законах упоминаний о межрайонных судах больше не встречается.
Обращаясь к истории создания межрайонных судов в России, следует упомянуть наличие межмуниципальных народных судов в советский период, юрисдикция ко-
ВЕСТНИК
Казанского юридического института МВД России
№ 2(20)2015
торых распространялась на несколько муниципальных районов. После реформы системы судов межмуниципальные народные суды стали именоваться районными судами, однако их межрайонный статус сохранился.
Начиная с 1998 года, в России было упразднено более 350 районных судов с образованием вместо них 50 межрайонных судов [2], которые на сегодняшний день действуют в статусе районных судов.
Таким образом, в настоящее время на территории Российской Федерации действуют районные (городские) суды, которые распространяют свою юрисдикцию на несколько районов субъектов Российской Федерации и районов городов.
Так, в соответствии с законом № 88-ФЗ от 02.07.2003 (в ред. от 07.02.2011 г.) «О создании и об упразднении районных судов города Москвы и о внесении изменений в статью 21 Закона РСФСР "О судоустройстве РСФСР» относящиеся к ведению Измайловского межмуниципального (районного) народного суда Восточного административного округа города Москвы вопросы осуществления правосудия на территориях районов Восточный, Восточное Измайлово, Измайлово, Северное Измайлово и Соколиная Гора переданы в юрисдикцию Измайловского районного суда города Москвы, а на части территории района Ивановское - в юрисдикцию Перовского районного суда города Москвы. Однако Измайловский районный суд г. Москвы до сих пор не именуется межрайонным. И в связи с этим возникает вопрос: требуется ли принятие новых федеральных законов, которые бы заменили формулировку «Измайловский районный суд г. Москвы» на «Измайловский межрайонный суд г. Москвы»?
Возникает и другой проблемный вопрос о правомерности существования такой категории судоустройства, как межрайонные суды, при условии, что многие из этих судов продолжают действовать в качестве районных или городских судов общей юрисдикции.
В данном случае речь идет о соответствии наименования «районный суд» его юрисдикции. Не совсем корректно, по нашему мнению, наименование «районный суд», когда его юрисдикция распространяется на несколько административно-территориальных районов субъекта Российской Федерации или районов города областного
или федерального уровня.
Следует подчеркнуть, что в судебной практике названиям «районный» и «межрайонный» придается соответствующее юридическое значение. Так, в определении судьи Никулинского районного суда г. Москвы по административному делу № 5-110/2014 [3] от 2 апреля 2014 г. было указано, что материал по делу об административном правонарушении определением о передаче материалов дела по подведомственности был передан в Никулинский межрайонный суд, тогда как в действительности Никулинский суд г. Москвы является районным. Это явилось одним из оснований возвращения административного дела для устранения нарушений.
Поэтому вопрос о разграничении понятий и правового статуса межрайонных и районных судов, по нашему мнению, требует уточнения в федеральном законодательстве.
2 декабря 2014 года на заседании Совета судей Российской Федерации председатель Верховного Суда Российской Федерации В.М. Лебедев просил поддержать процесс сокращения малосоставных судов, поскольку еще не в полной мере выполнены планы относительно объединения малосоставных судов в трудоспособные и рабочие межрайонные суды. По мнению Лебедева В.М., это позволит не только соблюсти принцип независимости судей, но и обеспечить оптимизацию нагрузки на суды [2].
Этому заседанию Совета судей РФ предшествовало принятие Федерального закона № 395-Ф3 01.12.2014 г. «О создании межрайонных судов и об упразднении некоторых районных, городских судов и образовании постоянных судебных присутствий в составе некоторых межрайонных судов Республики Башкортостан», в соответствии с которым в названной республике было создано 18 межрайонных судов.
Создание межрайонных судов в Республике Башкортостан вызвано реформой судов общей юрисдикции районного (городского) уровня. Межрайонные суды создаются на территории нескольких районов и городов Республики Башкортостан.
В пояснительной записке к законопроекту № 509135-6 «О создании межрайонных судов и об упразднении некоторых районных, городских судов и образовании постоянных судебных присутствий в составе
некоторых межрайонных судов Республики Башкортостан» указывается, что создание межрайонных судов позволит равномерно распределить нагрузку судей, что в конечном итоге приведет к сокращению сроков рассмотрения судебных дел и повышению качества их рассмотрения.
Создание межрайонных судов в Республике Башкортостан, по мнению авторов законопроекта, позволит соблюсти ст. 47 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом. Инициаторы законопроекта отмечали, что в Республике Башкортостан работают 25 судов, штат которых состоит из двух судей, что не позволяет исполнять требования Уголовно-процессуального кодекса РФ о рассмотрении ряда категорий уголовных дел коллегией из трех судей [4].
Кроме того, в законопроекте подчеркивалось, что создание более крупных по своему составу межрайонных судов позволит ввести специализацию судей по рассмотрению отдельных категорий дел.
В обосновании законопроекта также обращалось внимание на то, что право граждан на доступ к правосудию ограничено не будет, так как схема размещения судов не изменится, граждане смогут реализовывать право на обращение в суд с учетом места их проживания [5]. Важную роль в этом должны сыграть постоянные судебные присутствия в составе судов районного (городского, межрайонного) уровня.
Из указанного выше можно сделать вывод, что создание постоянных судебных
присутствий в составе судов общей юрисдикции районного уровня направлено не на улучшение доступа граждан к правосудию, поскольку они создаются на местах ранее действовавших районных судов, а как мера, способная поддержать реформу создания межрайонных судов на территории субъекта Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Федерального конституционного закона от № 1-ФКЗ 07.02.2011 г. (в ред. от 12.03.2014 г.) «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» постоянные судебные присутствия судов районного уровня создаются в целях приближения правосудия к месту нахождения или жительства лиц, участвующих в деле, находящихся или проживающих в отдаленных местностях. Поэтому возникает вопрос об обоснованности создания постоянных судебных присутствий в составе межрайонных судов в соответствии с указанным выше федеральным законом.
По нашему мнению, реформа системы судов районного уровня в субъектах Российской Федерации выглядит обоснованной, как с точки зрения реализации положений ст. 47 Конституции Российской Федерации, так и вопросов распределения нагрузки судей.
Поэтому положения ч. 3 ст. 24 и ч. 2 ст. 33 Федерального конституционногозакона №1-ФКЗот07.02.2011 г. (вред, ot12.03.2014]-.) «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» целесообразно скорректировать, указав, что целью создания постоянных судебных присутствий в составе районных и межрайонных судов общей юрисдикции может быть и необходимость реформирования системы судов общей юрисдикции.
ЛИТЕРАТУРА
1. Городские и межрайонные суды хотят отнести к районным. URL: http://www.garant.ru/news/313729/ (дата обращения: 17.12.2014).
2. Верховный Суд РФ предлагает ввести упрощенный порядок рассмотрения гражданских дел. URL: http://itar-tass.com/obschestvo/1616246 (дата обращения: 17.12.2014).
3. Определение судьи М. Никулинского районного суда г. Москвы по административному делу № 5-110/2014. URL: http://www.sudact.ru (дата обращения: 18.12.2014).
4. Оптимизация дошла и до судов. Башкирия: упраздняются 46 из 71 районного и городского суда. URL: http://maidanrb.blogspot.ru/2014/12/46-71.html (дата обращения: 17.12.2014).
5. Законопроект № 509135-6 «О создании межрайонных судов и об упразднении некоторых районных, городских судов и образовании постоянных судебных присутствий в составе некоторых межрайонных судов Республики Башкортостан». URL: http://asozd2c.duma.gov.ru/ (дата обращения: 17.12.2014 г.).
© Малков В.П., 2015 © Хайдаров А.А., 2015 Статья получена: 18.02.2015