194
2013. Вып. 4
ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
ЭКОНОМИКА И ПРАВО
УДК 343.3 А.А. Хайдаров
К ВОПРОСУ ОБ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ПРАВОСУДИЯ ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ ПОСТОЯННЫМИ СЕССИЯМИ СУДОВ В РОССИИ
Исследуется проблема правового статуса постоянных сессий областных, республиканских, краевых и приравненных к ним судов, а также законность их деятельности в свете ФКЗ № 1-ФКЗ от 7 февраля 2011 г. (ред. от 01.12.2012г.) «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации».
Ключевые слова: постоянное судебное присутствие, районный суд, Верховный суд республики, краевой областной суд, постоянные сессии.
В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 24 Федерального конституционного закона №1- ФКЗ от 07.02.2011 г. «О судах обшей юрисдикции в Российской Федерации»1 при Верховном суде республики, краевом, областном и иных приравненных к ним судах в целях приближения правосудия к месту нахождения или месту жительства лиц, участвующих в деле, находящихся или проживающих в отдаленных местностях, федеральным законом может быть образовано постоянное судебное присутствие (курсив мой. -А.Х.), расположенное вне места постоянного пребывания Верховного суда республики, краевого и областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа. Постоянное судебное присутствие Верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа является обособленным подразделением суда и осуществляет его полномочия.
Согласно ч. 2 ст. 33 Федерального конституционного закона № 1 ФКЗ от 7 февраля 2011 г. для этих целей федеральным законом может быть образовано в составе районного суда постоянное судебное присутствие, расположенное вне места постоянного пребывания соответствующего районного суда. Постоянное судебное присутствие районного суда также признается обособленным подразделением суда и осуществляет его полномочия.
Таким образом, постоянное судебное присутствие можно определить как обособленное подразделение Верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, федерального районного (городского) суда, расположенное вне места постоянного пребывания этого суда и осуществляющее его процессуальные полномочия, созданное в целях приближения правосудия к месту нахождения или месту жительства лиц, участвующих в деле, находящихся или проживающих в отдаленных местностях.
Проблема приближения населения к правосудию существовала и до принятия Федерального конституционного закона №1- ФКЗ от 07.02.2011 «О судах обшей юрисдикции в Российской Федерации».
Эта проблема в Российской Федерации решалась путем создания постоянных сессий на основании указаний и писем руководства Верховного Суда Российской Федерации (СССР), а также Верховных судов республик, краевых, областных и иных приравненных к ним судов общей юрисдикции.
Таким образом, постоянные сессии создавались не на законодательном уровне, а на уровне актов управления руководства судов соответствующего уровня.
Так, в Федеральном конституционном законе от 14.10.2005 № 6-ФКЗ «О создании районных судов Красноярского края и упразднении судов Таймырского (Долгано-Ненецкого) и Эвенкийского автономных округов, районных и городских судов Таймырского (Долгано-Ненецкого) и Эвенкийского автономных округов»2 указывалось, что вопрос о создании постоянных сессий Красноярского краевого суда решается Красноярским краевым судом.
В некоторых случаях упоминания о возможности создании постоянных сессий судов имеются в федеральных конституционных законах. Так, при Пермском краевом суде действует постоянная судебная сессия в г. Кудымкар на основе Федерального конституционного закона от 25.03.2004 № 1-ФКЗ
1 Собрание законодательства Российской Федерации. 2011. № 7. Ст. 898; 2011. № 23. Ст.3240; 2012. № 24. Ст. 3064; 2012. № 29. Ст. 3978; 2012. № 49. Ст.6746.
2 Собрание законодательства Российской Федерации. 2005. № 42. Ст. 4212.
К вопросу об осуществлении правосудия по уголовным делам.
ЭКОНОМИКА И ПРАВО
195
2013. Вып. 4
(ред. от 12.04.2006) «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа»3.
В ч. 2 ст. 12 Федерального конституционного закона № 1-ФКЗ от 25.03.2004 указывается, что Пермский краевой суд до завершения переходного периода в порядке, установленном Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» имеет возможность образовать постоянную сессию Пермского краевого суда в г. Кудымкар. Постоянная сессия Пермского краевого суда в г. Кудымкар создана, однако федерального закона о создании Пермского краевого суда и постоянной сессии в г. Кудымкар нет. Так же как не существует федерального закона, который бы устанавливал юрисдикцию постоянной сессии в г. Кудымкар. На сайте Пермского краевого суда указывается, что в г. Кудымкар действует судебный состав Пермского краевого суда.
Указание о возможности создания постоянной сессии Забайкальского краевого суда содержится в Федеральном конституционном законе от 21.07.2007 №5-ФКЗ «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа»4.
В настоящее время действует постоянная сессия Ставропольского краевого суда на Кавказских Минеральных Водах, которая первоначально базировалась в Пятигорском городском суде. В 1985 г. была образована первая постоянная сессия Советского суда в мкр. Солнечный, обслуживающая мкр. Северный и Солнечный, где рассматривались уголовные и гражданские дела, в 1994 г. была образована вторая постоянная сессия Советского районного суда г.Красноярска, где рассматривались все гражданские дела по Советскому району г.Красноярска, кроме мкр. Северный и Солнечный.
В соответствии с Федеральным конституционным законом № 1-ФКЗ от 7 февраля 2011 г. (ред. от 01.12.2012) «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» в течение 2011 г. в составе районных (городских) судов общей юрисдикции в Российской Федерации было образовано 14 постоянных судебных присутствий. Судьи постоянных судебных присутствий в составе соответствующих районных судов уже приступили к осуществлению правосудия по уголовным, гражданским и административным делам.
В 2012 г. было образовано лишь 6 новых постоянных судебных присутствий в составе районных судов общей юрисдикции, но они ещё не приступили к осуществлению правосудия, поскольку федеральные законы еще не вступили в силу по истечении годичного срока после дня их первой публикации в официальном порядке.
В 2012 г., как и в предыдущем, постоянные судебные присутствия в составе Верховных судов республик, краевых, областных и иных приравненных к ним судов не создавались.
Таким образом, до сих пор не создано ни одного постоянного судебного присутствия при судах субъектов РФ после принятия ФКЗ № 1-ФКЗ от 7 февраля 2011 г. (ред. от 01.12.2012) «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации», но создано 20 постоянных судебных присутствий при федеральных районных судах. При этом постоянные сессии судов республик, краевых, областных и приравненных к ним судов, а также федеральных районных судов продолжают осуществлять правосудие на территории Российской Федерации. Следует отметить, что в Федеральном конституционном законе № 1-ФКЗ от 7 февраля 2011 г. (ред. от 01.12.2012) «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» и в других федеральных законах отсутствует указание о прекращении деятельности постоянных сессий судов областного уровня и приравненных к ним судов и федеральных районных судов.
Но возникает вопрос о соотношении правового статуса между постоянными сессиями судов субъектов и федеральных районных судов и постоянными судебными присутствиями. Постоянные судебные присутствия при областных судах являются юридическими лицами, что дает им право иметь счета, заключать договоры и т.д. В соответствии с федеральным законодательством постоянные сессии соответствующих судов подобными возможностями не обладают.
С одной стороны, создание постоянных судебных присутствий разрешается ФКЗ № 1-ФКЗ от 7 февраля 2011 г. (ред. от 01.12.2012) «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» и они создаются федеральными законами.
3 Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. № 13. Ст.1110.
4 Собрание законодательства Российской Федерации. 2007. № 30. Ст. 3745.
196
2013. Вып. 4
А.А. Хайдаров
ЭКОНОМИКА И ПРАВО
С другой стороны, продолжают действовать постоянные сессии, созданные актами управления руководства судов, а в федеральном законодательстве отсутствует указание на прекращение их деятельности.
Руководство Верховного Суда Российской Федерации, а также верховных судов областного уровня и приравненных к ним судов не заметили того, что в соответствии с ФКЗ № 1-ФКЗ от 7 февраля 2011 г. для тех же целей могут быть образованы постоянные судебные присутствия.
Деятельность постоянных сессий следует признать противоречащей ФКЗ № 1-ФКЗ от 7 февраля 2011 г. (ред. от 01.12.2012) «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» и должна быть незамедлительно прекращена.
Выход из существующей ситуации мы видим в принятии соответствующих федеральных законов об образовании постоянных судебных присутствий вместо действующих постоянных сессий на всей территории Российской Федерации.
Поступила в редакцию 12.05.13
A.A. Haydarov
On the administration of criminal law by court permanent sessions in Russia
We investigate the problem of the legal status of permanent sessions of regional, national, regional and equivalent courts, as well as the legality of their activities in the light of the ERPs № 1-FKZ of February 7, 2011 (as amended on 01.12.2012) «On the courts of general jurisdiction in the Russian Federation».
Keywords: continuous bench, the district court, the Supreme Court of the Republic, the administrative regional court, permanent session.
Хайдаров Альберт Анварович,
кандидат юридических наук, майор полиции
Казанский юридический институт МВД России 420059, Россия, г. Казань, ул. Оренбургский тракт, 128
Haydarov A.A., candidate of law, police major
Kazan Law Institute of the Russian Interior Ministry 420059, Russia, Kazan, Orenburgskiy tract st., 128