Научная статья на тему 'Межпредметная интеграция в процессе формирования профессиональной коммуникативной культуры будущего педагога дошкольного образовательного учреждения'

Межпредметная интеграция в процессе формирования профессиональной коммуникативной культуры будущего педагога дошкольного образовательного учреждения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
270
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Межпредметная интеграция в процессе формирования профессиональной коммуникативной культуры будущего педагога дошкольного образовательного учреждения»

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

МЕЖПРЕДМЕТНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ )ММ> НИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖ,

О. И. Макси.»кина, ассистент кафедры методики дошкольного

воспитания МГПИ им. А/Е.Евсевьева

Формирование профессиональной ком никативной культуры педагога лошколь >го образовательного учреждения имее

шественное практическое значение. Дан

посредством межпредметной ннтегра-t при построении курса.

В связи с этим в основу программы >1ТНОГО обучения нами были положены

ные констатирующего эксперимента сви- следующие принципы:

льствуют о недостаточном уровне е< тиоованности v будущих воспитате

- принцип системности и целостности профессиональной речевой подго-

Анализ традиционного обучения убеж- товки. предполагающий наличие таких эле-в необходимости стр> кту рнрования ментов, как подготовка по предметам пси-

хгчн. холого-педагогического, методического.

знаний студентов о профессиональной речи, сведений о психологических особенностях детей дошкольного возраста на основе учета особенностей учебного обшения. а также формирования у них профессиональных

комм) никативных умений.

11ри построении логики содержания кур-

шнгвистического цикла: теоретическая и практическая подготовка в процессе учебных занятий, а также в ходе педагогичес-<ой практики; формирование системы зна-

профессиональных

- принцип содержательности форм са «Профессиональная коммуникативная и методов обучения в рамках профессио-

нальной речевой подготовки, предполагающий обеспечение оптимальных условий для формирования у будущих воспитателей профессиональных речевых умений;

- принципы структурирования и отбора содержания (принципы процессуальное -ти, линейного вхождения в материал и профессиональной направленности, связи с

гуманизации, межпредметных свя-

кудьтура педагога ДОУ» учитывалось, что основой ее формирования высту пает единство теоретической и практической подготовки студента. При этом теоретическая способствует накоплению и актуализации знаний в области психологии, педагогики, лингвистики. методики; прак тическая связана с разработкой элементов процесса обучения детей н участием в нем (выполнение учебных

* «

(аданин на формулировку высказываний раз- зей соответственно), личных 1 ипов, наблюдение и анализ речево-ю поведения педагогов и т.д , включение будущих специалистов в учебно-методичес-к> к) практику в ДС >У для организации работы по развитию и обу чению дошмольников).

11рн отборе и структу рировании содержания опытного обучения была поставлена следующая исследовательская задача; ра работать такое содержание курса > 11ро-фессиональная комму ннкативная культура педагога ДОУ» которое способствовало бы перевод) профессионально необходи-

личностно значимую

Проверка эффективности предложенной методики осуществлялась в 1999-2001 гг. Опытное обучение проводилось со студентами IV курса факультета дошкольного воспитания Мордовского государственного педагогического института им. М.Е. Евсевьева. Подготовка студентов в вузе представлена блоком общих гуманитарных и профессиональных дисциплин. На момент проведения опытного обучения студентами освоены курсы «Русский язык», «Культура речи», «Введение в педагогическую профессию», «Психология человека», «Воз-

обеспечнвающую становление профессио- растная психология». «Педагогическая

му никативных умении студен

задача могла быть реал изо ва

алогические теории, систе-I». «Основы управления пе-

©ОИ Максимкина, 2001

дагогическими системами», «Дошкольная педагогика», «Теория и методика дошкольного образования», «Конфликтология» и др

практикумы «Педагогическое общение», методика

«Педагогическое творчество», «Игра и

методика ее организации» и др.

Содержание названных курсов прямо или косвенно способствовало формированию теоретико-практической базы, на которой производилось развитие коммуникативной культуры будущих специалистов ДОУ

Анализ программного содержания курсов «Дошкольная педагогика». «Педагогические теории, системы, технологии». «Психология ребенка раннего и дошколь-

клга», «Культура речи". «Теория а развития речи» и практикумов

«Педагогическое творчество». ^Игра и

їє организации^ показал наличие

зи при изучении отдельных сопоставления данных этого

, отраженных в нижеприведенной таб-, была предложена программа опыт-обучения, построенная в соответствии кованиями Государственного образо-

профе.

также

юшими программами по перечисленным курсам (в ходе работы программа уточнялась и корректировалась).

Программа опытного обучения студентов факультета дошкольного воспитания

Тема эксперимен-тальной программы

Опорные темы действующих программ

1

2

I. Профессиональ-

Требования к личности педагога дошкольного ччрсж-

ная коммуникатив- дсння (Характеристика педагогической деятельности

ная культура в системе дидактических понятий (педагогическая деятельность, позиция педагога, профессиональная компетенция, педагогическое общение и др.)

Педагогические умения. Понятие о профессиограм.ме как квалификационной характеристике педагога. Личностные качества. Профессионапьная культура, педагогический такт, оптимизм, эмпатия) [Дошк. педагогика)

гии (Сущность педагогически педагогического мастерства.

и педагогические техноло

и технологии Структура Прояснение профессионализма и мастерства в решении педагогических юоан) [Пед. теории, системы, технологии]

• Технология педагогического общения (Педагогическое

оощение

в

структуре

де я тел ь н ости у* и те гя -

воспитателя. Понятие о технологии педагогического оо-ий»иия Ътппы пршрпия коммуникативной задачи. Стадии

Стили педагогического общения

ии их реа

установле

дагогически целесообразных отношении

теории

технологии]

• Общение (Виды общения. Виды речевой деятельности

Коммуникативные качества речи) [К\ л ьтура речи] Понятие педагогического творчества (Личностнопрофессиональные качества педагога Слагаемые педагогического мастерства. Определение, уровни, специфика педагогический творчества. Творчество как условие эф-

Пед. творчество]

і

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ!

2. Специфика профес-г * сиональной речевой среды в педагогической коммуникации

2.1. Профессиональная речевая среда и научное общение

2.2. Педагогические речевые жанры в профессиональной речевой среде

2.3. Единицы учебного общения

3. Специфика адресата в профессиональной педагогической коммуникации

3.1. Профессиональная речь воспитателя как средство развития до* школьника

3.2. Мышление и речь. Понятие и представление

3.3. Речевые средства организации проблемного обучения

3.4. Организация игровой познавательной деятельности средствами речи

творческой деятельности дошкольного образования (Особенности творческой личности и стереотип. Развитие творческого мышления педагога. Методики творческого стимулирования. Основные компоненты творческой деятельности педагога в воспитательном процессе. Приемы развивающего общения в работе педагога) [Пед. творчество]_____

Воспитание и развитие детей раннего и дошкольного возраста (Факторы, влияющие на развитие личности ребенка. Влияние среды на развитие ребенка. Взаимосвязь воспитания и развития) [Дошк. педагогика]

Средства развития речи (Общение взрослых и детей как ведущее средство развития речи. Культурная языковая среда: речь воспитателя, требования к ней)

[Теория и методика развития речи]

J

Понятие о тексте (Признаки текста, его особенности, структура. Литературный и речевой жанр. Понятие о речевом жанре. Стили и жанры устной лите-ратурной речи) [Риторика]_____________________________

Воспитание и развитие детей раннего и дошкольного возраста (Необходимость учета индивидуальных, возрастных и половых особенностей при воспитании и обучении) [Дошк. педагогика]

Общие вопросы умственного воспитания (Понятие об умственном воспитании и умственном развитии. Факторы, определяющие умственное развитие. Содержание и своеобразный характер знаний детей в раннем и дошкольном возрасте. Воспитание познавательной активности дошкольников. Педагогические условия развития познавательной активности дошкольников. Вопросы детей как показатель их познава-

’ной активности) [Дошк. педагог» Теоретические основы обучения

ет-

ском саду (Ведущая роль обучения в умственном развитии ребенка. Сущность дошкольного обучения. Типы обучения: прямое, дистантное, опосредованное, проблемное; технология их осуществления. Методы обучения и умственного воспитания: наглядные, словесные. практические и игровые. Сочетание методов и приемов, их выбор с учетом возрастных особенностей

дошкольников. Содержание занятий и других форм обучения. Методика га проведения. Подготовка педа-

гога.

занятий,

педагогика]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3.5. Учебное

щение с воспитанниками ДОУ и учащимися начальных классов: преемственность и перспективность

Методы обучения (Сущность методов обучения и их

т

функции. Условия выбора методов обучения) [Пед. теории, системы, технологии]

Виды обучения (Виды обучения и их общая характеристика. Деятельность учителя в различных видах обучения объяснительно-иллюстративном, проблемном, программированном обучении) [Пед. теории, системы, технологии]

• Организационные формы обучения (Понятие формы обучения Соотношение формы и метода обучения) [Пед. теории, системы, технологии]

Психическое развитие и деятельность (Социачьно организованная и стимулированная деятельность как основа, средство и условие развития психических процессов и способностей человека. Понятие ведущего вида деятельности> [Психология ребенка раннего и дошкольного возраста]

• Психическое развитие и обучение (Роль обучения и воспитания в психическом развитии ребенка. Условия успешного обучения. Обучение и «зона ближайшего развития») [Психология ребенка раннего и дошкольного возраста]

• Психическое развитие и общение (Детерминированность психического развития ребенка характером общения со взрослым и сверстником. Реашзация коммуникативных потребностей в общении со взрослым. Факторы. опреОе-ляющие отношение дошкольника к личности взрослого <воспитателя\) [Психология ребенка раннего и дошкольного возраста]

• Становление активной речи ребенка (Взаимосвязь мышления и речи) [Психология ребенка раннего и дошкольного возраста]

• Общая характеристика познавательных процессов дошкольников (Связь возрастных изменений в познавательных процессах с развитием личности ребенка в целом. Зависимость развития познавательных процессов от характера деятельности дошкольника) [Психология ребенка раннего и дошкольного возраста]

Игра

ведущий вид деятельности дошкольника

I

(Влияние игры на психическое развитие дошкольника) [Психология ребенка раннего и дошкольного возраста]

Основы теории игры (Теория игры. Игра - ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста Значение игр для всестороннего развития личности ребенка. Игра как средство формирования взаимоотношений детей. Игра - специфическая фор.ма деятельности дошкольников. Своеобразие использования каждого вида игр в педагогическом процессе)

[Дошк. педагогика]________________________________________

I

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

4. Специфика содержания общения в профессиональной педагогической коммуникации 4.1. Содержание обучения и содержание речи

Дидактические игры в детском саду (Дидактическая игра - средство воспитания и форма обучения. Значение игры доя розвитиа личности ребенка. Методика организации и проведения дидактических игр. Приемы руководства (создание интереса к задачам и правшам игры, четкое объяснение, контроль за

выполнением) [Дошк. педагогика]

Технология игры в учебном процессе (Сущностные характеристики игры. Структурные элементы игры. Дидактические этапы обучающей игры) [Лед. теории, системы, технологии]

Сюжетно-ролевая и дидактическая игры в детском саду

(Роль воспитателя в организации игры. Взаимоотношения ме-

і

жду педагогом и детьми в процессе игр. Задачи, структура, разновидности дидактических игр. Специфика организации дидактической игры и руководства ею) [Игра и методика ее организации]

Деятельность воспитателя по руководству играми детей

^ >

(Сущность и содержание комплексного метода руководства игрой. Планирование руководства сюжетно-ролевой игрой на

основе комплексного метода. Специфика применения комплекс-ного метода руководства игрой на разных этапах ее развития) [Игра и методика ее организации]

Преемственность между детским садом и школой (Понятие преемственности в работе детского сада и школы, ее содержание. Формы сотрудничества детского сада и школы. Согласованность программ, методов обучения и воспитания в детском саду и начальной школе. Готовность детей к школьному обучению) [Дошк. педагогика]

Социально-психологическая готовность к обучению в

школе (Физическая, познавательная, личностная готовность к школе) [Психология ребенка раннего и дошкольного возраста]

Подготовка детей к обучению грамоте (Сущность подготовки к обучению грамоте. Психологические и лингвистические основы методики обучения грамоте. Роль речевой рефлексии в подготовке к обучению грамоте) (Теория и методика развития

Содержание образования в современном образовательном учреждении (Понятие «содержание образования». Основные компоненты содержания образования. Уровни усвоения содержания образования) [Пед. теории, системы, технологии]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.