ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
МЕЖПРЕДМЕТНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ )ММ> НИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖ,
О. И. Макси.»кина, ассистент кафедры методики дошкольного
воспитания МГПИ им. А/Е.Евсевьева
Формирование профессиональной ком никативной культуры педагога лошколь >го образовательного учреждения имее
шественное практическое значение. Дан
посредством межпредметной ннтегра-t при построении курса.
В связи с этим в основу программы >1ТНОГО обучения нами были положены
ные констатирующего эксперимента сви- следующие принципы:
льствуют о недостаточном уровне е< тиоованности v будущих воспитате
- принцип системности и целостности профессиональной речевой подго-
Анализ традиционного обучения убеж- товки. предполагающий наличие таких эле-в необходимости стр> кту рнрования ментов, как подготовка по предметам пси-
хгчн. холого-педагогического, методического.
знаний студентов о профессиональной речи, сведений о психологических особенностях детей дошкольного возраста на основе учета особенностей учебного обшения. а также формирования у них профессиональных
комм) никативных умений.
11ри построении логики содержания кур-
шнгвистического цикла: теоретическая и практическая подготовка в процессе учебных занятий, а также в ходе педагогичес-<ой практики; формирование системы зна-
профессиональных
- принцип содержательности форм са «Профессиональная коммуникативная и методов обучения в рамках профессио-
нальной речевой подготовки, предполагающий обеспечение оптимальных условий для формирования у будущих воспитателей профессиональных речевых умений;
- принципы структурирования и отбора содержания (принципы процессуальное -ти, линейного вхождения в материал и профессиональной направленности, связи с
гуманизации, межпредметных свя-
кудьтура педагога ДОУ» учитывалось, что основой ее формирования высту пает единство теоретической и практической подготовки студента. При этом теоретическая способствует накоплению и актуализации знаний в области психологии, педагогики, лингвистики. методики; прак тическая связана с разработкой элементов процесса обучения детей н участием в нем (выполнение учебных
* «
(аданин на формулировку высказываний раз- зей соответственно), личных 1 ипов, наблюдение и анализ речево-ю поведения педагогов и т.д , включение будущих специалистов в учебно-методичес-к> к) практику в ДС >У для организации работы по развитию и обу чению дошмольников).
11рн отборе и структу рировании содержания опытного обучения была поставлена следующая исследовательская задача; ра работать такое содержание курса > 11ро-фессиональная комму ннкативная культура педагога ДОУ» которое способствовало бы перевод) профессионально необходи-
личностно значимую
Проверка эффективности предложенной методики осуществлялась в 1999-2001 гг. Опытное обучение проводилось со студентами IV курса факультета дошкольного воспитания Мордовского государственного педагогического института им. М.Е. Евсевьева. Подготовка студентов в вузе представлена блоком общих гуманитарных и профессиональных дисциплин. На момент проведения опытного обучения студентами освоены курсы «Русский язык», «Культура речи», «Введение в педагогическую профессию», «Психология человека», «Воз-
обеспечнвающую становление профессио- растная психология». «Педагогическая
му никативных умении студен
задача могла быть реал изо ва
алогические теории, систе-I». «Основы управления пе-
©ОИ Максимкина, 2001
дагогическими системами», «Дошкольная педагогика», «Теория и методика дошкольного образования», «Конфликтология» и др
практикумы «Педагогическое общение», методика
«Педагогическое творчество», «Игра и
методика ее организации» и др.
Содержание названных курсов прямо или косвенно способствовало формированию теоретико-практической базы, на которой производилось развитие коммуникативной культуры будущих специалистов ДОУ
Анализ программного содержания курсов «Дошкольная педагогика». «Педагогические теории, системы, технологии». «Психология ребенка раннего и дошколь-
клга», «Культура речи". «Теория а развития речи» и практикумов
«Педагогическое творчество». ^Игра и
їє организации^ показал наличие
зи при изучении отдельных сопоставления данных этого
, отраженных в нижеприведенной таб-, была предложена программа опыт-обучения, построенная в соответствии кованиями Государственного образо-
профе.
также
юшими программами по перечисленным курсам (в ходе работы программа уточнялась и корректировалась).
Программа опытного обучения студентов факультета дошкольного воспитания
Тема эксперимен-тальной программы
Опорные темы действующих программ
1
2
I. Профессиональ-
Требования к личности педагога дошкольного ччрсж-
ная коммуникатив- дсння (Характеристика педагогической деятельности
ная культура в системе дидактических понятий (педагогическая деятельность, позиция педагога, профессиональная компетенция, педагогическое общение и др.)
Педагогические умения. Понятие о профессиограм.ме как квалификационной характеристике педагога. Личностные качества. Профессионапьная культура, педагогический такт, оптимизм, эмпатия) [Дошк. педагогика)
гии (Сущность педагогически педагогического мастерства.
и педагогические техноло
и технологии Структура Прояснение профессионализма и мастерства в решении педагогических юоан) [Пед. теории, системы, технологии]
• Технология педагогического общения (Педагогическое
оощение
в
структуре
де я тел ь н ости у* и те гя -
воспитателя. Понятие о технологии педагогического оо-ий»иия Ътппы пршрпия коммуникативной задачи. Стадии
Стили педагогического общения
ии их реа
установле
дагогически целесообразных отношении
теории
технологии]
• Общение (Виды общения. Виды речевой деятельности
Коммуникативные качества речи) [К\ л ьтура речи] Понятие педагогического творчества (Личностнопрофессиональные качества педагога Слагаемые педагогического мастерства. Определение, уровни, специфика педагогический творчества. Творчество как условие эф-
Пед. творчество]
і
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ!
2. Специфика профес-г * сиональной речевой среды в педагогической коммуникации
2.1. Профессиональная речевая среда и научное общение
2.2. Педагогические речевые жанры в профессиональной речевой среде
2.3. Единицы учебного общения
3. Специфика адресата в профессиональной педагогической коммуникации
3.1. Профессиональная речь воспитателя как средство развития до* школьника
3.2. Мышление и речь. Понятие и представление
3.3. Речевые средства организации проблемного обучения
3.4. Организация игровой познавательной деятельности средствами речи
творческой деятельности дошкольного образования (Особенности творческой личности и стереотип. Развитие творческого мышления педагога. Методики творческого стимулирования. Основные компоненты творческой деятельности педагога в воспитательном процессе. Приемы развивающего общения в работе педагога) [Пед. творчество]_____
Воспитание и развитие детей раннего и дошкольного возраста (Факторы, влияющие на развитие личности ребенка. Влияние среды на развитие ребенка. Взаимосвязь воспитания и развития) [Дошк. педагогика]
Средства развития речи (Общение взрослых и детей как ведущее средство развития речи. Культурная языковая среда: речь воспитателя, требования к ней)
[Теория и методика развития речи]
J
Понятие о тексте (Признаки текста, его особенности, структура. Литературный и речевой жанр. Понятие о речевом жанре. Стили и жанры устной лите-ратурной речи) [Риторика]_____________________________
Воспитание и развитие детей раннего и дошкольного возраста (Необходимость учета индивидуальных, возрастных и половых особенностей при воспитании и обучении) [Дошк. педагогика]
Общие вопросы умственного воспитания (Понятие об умственном воспитании и умственном развитии. Факторы, определяющие умственное развитие. Содержание и своеобразный характер знаний детей в раннем и дошкольном возрасте. Воспитание познавательной активности дошкольников. Педагогические условия развития познавательной активности дошкольников. Вопросы детей как показатель их познава-
’ной активности) [Дошк. педагог» Теоретические основы обучения
ет-
ском саду (Ведущая роль обучения в умственном развитии ребенка. Сущность дошкольного обучения. Типы обучения: прямое, дистантное, опосредованное, проблемное; технология их осуществления. Методы обучения и умственного воспитания: наглядные, словесные. практические и игровые. Сочетание методов и приемов, их выбор с учетом возрастных особенностей
дошкольников. Содержание занятий и других форм обучения. Методика га проведения. Подготовка педа-
гога.
занятий,
педагогика]
3.5. Учебное
щение с воспитанниками ДОУ и учащимися начальных классов: преемственность и перспективность
Методы обучения (Сущность методов обучения и их
т
функции. Условия выбора методов обучения) [Пед. теории, системы, технологии]
Виды обучения (Виды обучения и их общая характеристика. Деятельность учителя в различных видах обучения объяснительно-иллюстративном, проблемном, программированном обучении) [Пед. теории, системы, технологии]
• Организационные формы обучения (Понятие формы обучения Соотношение формы и метода обучения) [Пед. теории, системы, технологии]
Психическое развитие и деятельность (Социачьно организованная и стимулированная деятельность как основа, средство и условие развития психических процессов и способностей человека. Понятие ведущего вида деятельности> [Психология ребенка раннего и дошкольного возраста]
• Психическое развитие и обучение (Роль обучения и воспитания в психическом развитии ребенка. Условия успешного обучения. Обучение и «зона ближайшего развития») [Психология ребенка раннего и дошкольного возраста]
• Психическое развитие и общение (Детерминированность психического развития ребенка характером общения со взрослым и сверстником. Реашзация коммуникативных потребностей в общении со взрослым. Факторы. опреОе-ляющие отношение дошкольника к личности взрослого <воспитателя\) [Психология ребенка раннего и дошкольного возраста]
• Становление активной речи ребенка (Взаимосвязь мышления и речи) [Психология ребенка раннего и дошкольного возраста]
• Общая характеристика познавательных процессов дошкольников (Связь возрастных изменений в познавательных процессах с развитием личности ребенка в целом. Зависимость развития познавательных процессов от характера деятельности дошкольника) [Психология ребенка раннего и дошкольного возраста]
Игра
ведущий вид деятельности дошкольника
I
(Влияние игры на психическое развитие дошкольника) [Психология ребенка раннего и дошкольного возраста]
Основы теории игры (Теория игры. Игра - ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста Значение игр для всестороннего развития личности ребенка. Игра как средство формирования взаимоотношений детей. Игра - специфическая фор.ма деятельности дошкольников. Своеобразие использования каждого вида игр в педагогическом процессе)
[Дошк. педагогика]________________________________________
I
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
4. Специфика содержания общения в профессиональной педагогической коммуникации 4.1. Содержание обучения и содержание речи
Дидактические игры в детском саду (Дидактическая игра - средство воспитания и форма обучения. Значение игры доя розвитиа личности ребенка. Методика организации и проведения дидактических игр. Приемы руководства (создание интереса к задачам и правшам игры, четкое объяснение, контроль за
выполнением) [Дошк. педагогика]
Технология игры в учебном процессе (Сущностные характеристики игры. Структурные элементы игры. Дидактические этапы обучающей игры) [Лед. теории, системы, технологии]
Сюжетно-ролевая и дидактическая игры в детском саду
(Роль воспитателя в организации игры. Взаимоотношения ме-
і
жду педагогом и детьми в процессе игр. Задачи, структура, разновидности дидактических игр. Специфика организации дидактической игры и руководства ею) [Игра и методика ее организации]
Деятельность воспитателя по руководству играми детей
^ >
(Сущность и содержание комплексного метода руководства игрой. Планирование руководства сюжетно-ролевой игрой на
основе комплексного метода. Специфика применения комплекс-ного метода руководства игрой на разных этапах ее развития) [Игра и методика ее организации]
Преемственность между детским садом и школой (Понятие преемственности в работе детского сада и школы, ее содержание. Формы сотрудничества детского сада и школы. Согласованность программ, методов обучения и воспитания в детском саду и начальной школе. Готовность детей к школьному обучению) [Дошк. педагогика]
Социально-психологическая готовность к обучению в
школе (Физическая, познавательная, личностная готовность к школе) [Психология ребенка раннего и дошкольного возраста]
Подготовка детей к обучению грамоте (Сущность подготовки к обучению грамоте. Психологические и лингвистические основы методики обучения грамоте. Роль речевой рефлексии в подготовке к обучению грамоте) (Теория и методика развития
Содержание образования в современном образовательном учреждении (Понятие «содержание образования». Основные компоненты содержания образования. Уровни усвоения содержания образования) [Пед. теории, системы, технологии]