Am 7universum.com
UNIVERSUM:
ПСИХОЛОГИЯ И ОБРАЗОВАНИЕ
МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА В СИСТЕМЕ ЗДОРОВЬЕТВОРЯЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Орехова Татьяна Федоровна
д-р пед. наук, профессор Магнитогорского государственного технического университета им. Г. И. Носова,
РФ, г. Магнитогорск E-mail: orehovna49@mail. ru
INTERPERSONAL RELATIONS AS A PEDAGOGICAL TASK IN THE SYSTEM OF HEALTH FORMING EDUCATION
Tatyana Orehova
doctor of Pedagogical Sciences, Professor of Magnitogorsk State Technical University named after G.I. Nosova,
Russia, Magnitogorsk
АННОТАЦИЯ
В статье представлен взгляд автора на роль межличностных отношений в здоровье человека: дается авторское определении понятия «здоровье
человека», раскрывается теоретические основания трактовки понятия «отношения»; характеризуются особенности межличностных отношений в системе «взрослые-дети» и даются практические рекомендации по построению конструктивно-позитивных межличностных отношений между взрослыми как воспитателями и детьми как воспитуемыми.
ABSTRACT
In the article the author's view on the role of interpersonal relations in human’s health is presented: the author's definition of the term "human’s health" is given, theoretical bases of the term interpretation "relations" are revealed; features of interpersonal relations in the "adults - children" system are characterized,
Орехова Т.Ф. Межличностные отношения как педагогическая задача в системе здоровьетворящего образования // Universum: Психология и образование : электрон. научн. журн. 2015. № 8 (18) . URL: http://7universum.com/ru/psy/archive/item/2506
and practical advice on building constructive and positive interpersonal relations between adults as educators and children as educates are provided.
Ключевые слова: межличностные отношения, личность, дети, взрослые, здоровье человека, здоровьетворящее образование.
Keywords: interpersonal relations, personality, children, adults, human’s health, health forming education.
Категория «отношения» является для образования базовой.
Это объясняется тем, что именно отношения составляют содержание личности (по К. Марксу, личность — это «ансамбль всех действительных отношений человека» [5]). Следовательно, именно система отношений человека
с окружающим миром — с природой, с другими людьми, с миром культуры — определяет позицию личности в этом мире, а также здоровье человека, а формирование личности суть главная цель системного образования на всех его уровнях: общее образование направлено на формирование у растущего человека готовности к взрослой жизни; профессиональное образование обеспечивает подготовку личности к выполнению профессиональных обязанностей; дополнительное образование (как общее, так и профессиональное) способствует развитию индивидуальных особенностей личности обучающегося. Отсюда закономерно вытекает вопрос: какие же ресурсы имеются у образования для решения задачи — формирования личности?
Как принято считать, формирование личности определяется тремя факторами: наследственностью, средой и воспитанием, которое в широком понимании тождественно понятию образования как целенаправленного процесса становления в сознании развивающегося человека образа своего человеческого, то есть «культурного Я». При этом и в условиях средового окружения человека, и в условиях целенаправленного образования/воспитания главными средствами формирования личности являются деятельность и общение, овладение которыми возможно только при взаимодействии
развивающейся личности с окружающими человека людьми, то есть через вступление человека в межличностные отношения: сначала с родителями (или лицами их заменяющими), затем с родными и близкими, друзьями, другими взрослыми, затем с воспитателями, педагогами и т. д. Таким образом, можно утверждать, что формирование личности — это обучение человека на разных этапах его детства (а детство, как известно, это период жизни человека от 0 до 24 лет, отпущенный для физического созревания его организма) построению свойственных ему как культурному существу сугубо человеческих отношений.
Все виды межличностных отношений человека можно условно объединить в три группы: а) отношения между полами (мужчина-женщина, мальчик девочка, папа-дочь, мама-сын), б) отношения между детьми и взрослыми (родители-дети, педагоги (воспитатели, учителя, преподаватели) — дети (воспитанники, ученики, студенты), другие взрослые-дети); в) взрослые-взрослые (мужчина-мужчина, женщина-женщина). В данной классификации мы абстрагировались от качественных разновидностей отношений, как то: деловые отношение, любовные отношения, детско-родительские отношения, дружеские отношения и т. д., так как нам важно обозначить, во-первых, сущность категории «отношение» как формы всеобщей связи между объектами, предметами, явлениями и процессами окружающей действительности и, во-вторых, значение отношений человека с окружающими людьми для его здоровья.
В доказательство правомерности такого ограничения предмета рассмотрения считаем целесообразным привести, во-первых, нашу трактовку здоровья человека, которое мы понимаем в контексте культуры его личности, и, во-вторых, некоторые рассуждения компетентных ученых о влиянии отношений личности на здоровье человека.
Итак, исходя из этимологии слова «здоровье» и многочисленных определений этого феномена, существующих в активно развивающейся в последние три-четыре десятилетия теории здоровья, под здоровьем человека
мы понимаем объем (запас) его жизненных сил, которые даются человеку от природы при рождении и которыми он затем пользуется в своей культурной жизни и деятельности разумно (то есть сохраняя, поддерживая, укрепляя и наращивая) или неразумно (истощая и растрачивая). Исходя из этого определения, можно сказать, что объем и качество здоровья человека зависит от его отношения к своему здоровью, показателем которого является тот объем и качество усилий данного конкретного человека, которые он сознательно прикладывает к сохранению и укреплению данного ему от природы этого атрибута жизни, утрата которого, как отмечает В. В. Колбанов [3], с жизнью несовместима. Следовательно, человеку с самого рождения необходимы, во-первых, все доступные на каждом возрастном этапе его жизни знания о здоровье: о том, что такое здоровье человека; откуда оно возникает; из чего складывается; как отражается на качестве жизни человека; и, наконец, как сохранять этот дар природы, чтобы ощущать полноту жизни и полноценно реализовывать программу жизни, то есть быть счастливым, здоровым и успешным (см. об этом в статье «Счастье и здоровье в программе жизни человека (или к чему готовит детей наша новая школа) [9]); и, во-вторых, включение человека в активную деятельность по сохранению и укреплению своего здоровья через приложение необходимых и достаточных усилий для сохранения, поддержания, укрепления и наращивания своих жизненных сил всеми доступными ему с учетом условий его жизни способов. Под сохранением мы понимаем удержание данного от природы объема жизненных сил на имеющемся на данный момент уровне; под поддержанием — стабилизацию, закрепление сохраняемого уровня; укрепление предполагает постоянную тренировку отдельных функций организма с целью достижения устойчиво повышающегося результата, а наращивание — это целенаправленное увеличение объема жизненных сил (по Н.М. Амосову, резервных мощностей организма [1]). При этом человек сам управляет всеми названными процессами: сам ставит цель и принимает решение, сам планирует
эти процессы, сам их организует и регулирует, сам анализирует их протекание,
результаты и свои переживания, сам их корректирует. Мы считаем, что в решении этой задачи системное образование играет важнейшую роль, так как в настоящее время через школу проходит практически каждый ребенок, а вместе с детьми школу проживают и их родители, причем с каждым очередным ребенком это для родителей каждый раз «новая» школа.
В подтверждение взаимосвязи здоровья человека как культурного существа и его отношений с окружающим миром приведем несколько значимых для нас высказываний А.Р. Лурии [2], В.Н. Мясищева [6] и А.Г. Спиркина [11].
Так, например, В.Н. Мясищев, указывая на тесную связь психики и соматики, замечает, что деформация отношений человека может повлечь за собой серьезные нарушения всей жизнедеятельности организма: «Значительное место в гигиене и профилактике психического здоровья занимает вопрос о соматическом состоянии. Это связано с важной ролью психики и свойств личности в предупреждении соматических заболеваний и укреплении физического здоровья. Хорошо известно, что такие соматические заболевания, как гипертония, зависят от нервно-психического перенапряжения. Возникновение же перенапряжения и его фиксация, в свою очередь, зависят от свойств личности, от взаимоотношений человека с другими людьми, от умения находить рациональный выход при затруднениях,
от самообладания, от правильной самооценки и объективной критической оценки обстоятельств. ...Здесь проблема здоровья выходит за пределы клиники: здоровье тела неразрывно связывается со здоровьем духа и не только в том смысле, что первое обусловливает второе, но и в том, что второе (здоровье психики) способствует первому (здоровью тела)» [выделено нами. — Т. О.] [6, с. 65—66]. О правомерности высказывания В. Н. Мясищева
свидетельствуют многочисленные факты из психологической, психоневрологической и психотерапевтической практики, когда нарушение отношений человека приводит к патогенным изменениям в его организме.
О взаимном влиянии среды и индивидуальной культуры человека пишет А.Р. Лурия. «Культура, среда, — считает он, — переделывают человека, не только давая ему определенные знания. Они трансформируют самую структуру его психологических процессов, вырабатывая в нем определенные приемы пользования своими собственными возможностями [выделено нами. — Т. О.]. Культурная одаренность заключается, прежде всего, в том, чтобы, имея от природы средние или плохие данные, достигать с помощью их рационального использования таких результатов, каких другой, культурно неразвитый человек может достигнуть только с помощью натуральных данных, значительно более сильных. Умение владеть своим натуральным богатством, выработка и применение наилучших приемов их использования — вот в чем сущность культурной одаренности [выделено нами. — Т. О.]» [2, с. 221]. Таким образом, подход к человеку как к субъекту и одновременно результату культурной деятельности дает нам основание, во-первых, относить здоровье к сфере культуры личности, выделяя в нем наряду с природно заданными характеристиками те новообразования, которые являются результатом культурной деятельности индивида, и, во-вторых, рассматривать становление здоровья человека в связи со становлением его личности в системе общественных отношений, в которые человек вступает в том числе и в процессе образования.
В контексте наших рассуждений представляется уместным привести высказывание А.Г. Спиркина, который определяет личность как результирующую функцию социального и биологического начал человека и считает, что «без какого-либо из этих ингредиентов личность не состоится, более того, даже при частичном ущемлении или биологического, или социального начала в человеке эта деформация сразу же скажется на личности. Хотя само по себе тело не составляет сущности личности, но без него нет никакой личности. Сущность личности укоренена в теле как материальном носителе личностного начала... Личность выступает с ее конкретной телесной организацией, фигурой, походкой, с особенным
выражением лица, манерой говорить и т. д. Было бы абсурдом думать, — пишет он, — что серьезная болезнь, гнездящаяся в человеке, вовсе не влияет на личность. Человек, страдающий тяжелым заболеванием, это в какой-то мере больная личность, и как бы ни были с виду неуловимы личностные изменения в человеке, они всегда присутствуют [выделено нами. — Т. О.]. Таким же необходимым обеспечением целостности личности является и окружающая человека социальная среда, которая не только формирует личность, но главное — является полем ее проявления. Лишенная возможности своего внешнего проявления, личность, так же как и в случае телесного недуга, деформируется и как бы заболевает некой социальной болезнью, например отчуждением» [11, с. 359]. На основании этого можно считать, что человек, будучи личностью, может в определенной мере управлять своим здоровьем, в том числе и на биологическом уровне, руководствуясь сложившимся у него образом здоровья.
В связи с вышеизложенным представляется необходимым кратко раскрыть принятое нами за основу содержание понятия «отношение» в интерпретации В.Н. Мясищева, который считает, что отношения, наряду с психическими процессами, состояниями и свойствами, являются основной стороной психической жизни человека как личности, это суть психологические отношения, в развитом виде представляющие «целостную систему индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с различными сторонами объективной действительности» [6, с. 16]. Вытекая из всей истории развития человека, система его отношений выражает его личный опыт, внутренне определяет его действия и переживания и связывает человека «не столько с внешними сторонами вещей, сколько с самим предметом в целом, хотя в отношении к предмету или лицу могут выявляться разные стороны в связи с разными сторонами, например, отрицательными или положительными свойствами объекта. Так как свойства объекта существуют для всех, а действия и переживания, вызываемые объектом у разных людей, избирательны и различны, то очевидно, что источник особенностей переживания
и действия лежит в индивиде, в человеке как субъекте отношений, в связи с особенностью его индивидуального опыта» [выделено нами. — Т. О.] [6, с. 16]. Отсюда вытекает вывод о субъектной принадлежности и содержательной уникальности для индивида каждого конкретного его отношения. Это значит, что два разных человека будут по-разному реагировать на взаимодействие с одним и тем же объектом и проявлять разные отношения в одной и той же ситуации, что вызовет разные последствия и по-разному скажется как на жизни в целом, так и на здоровье каждого из них.
Отношения, как пишет В.Н. Мясищев, возможны при наличии, по крайней мере, двух условий: это, во-первых, наличие носителей отношения, то есть субъекта и объекта отношения; и, во-вторых, наличие своеобразной связи между ними, которая является атрибутом или конституирующим элементом данного конкретного отношения, имеет определенную функциональную нейродинамическую структуру и проявляется в переживании субъектом определенного притяжения к объекту. При этом он отмечает ряд важных моментов: 1) что отношения человека представляют систему, образующуюся в результате его развития, воспитания и самовоспитания; 2) что в этой системе имеется иерархия господствующих и подчиненных отношений; 3) что и система отношений, и их иерархия в ней постоянно меняются, развиваются; 4) что определяющую роль всегда играют отношения между людьми, обусловленные структурой общества и лежащими в ее основе общественнопроизводственными отношениями [выделено нами. — Т. О.] [6].
Для решения задачи практического включения растущего человека в систему конструктивно-позитивных межличностных отношений для нас важны еще три обозначенных В.Н. Мясищевым момента.
1. Сегодня общепризнанным считается факт, что и содержание, и структура личности как «совокупности всех действительных отношений человека» формируются под воздействием общественных условий. При этом содержание личности, по В.Н. Мясищеву, составляет «и предметное содержание опыта человека, и отношение его как субъекта к предметному
содержанию, и связанная с этим система ценностей, идеалов, убеждений, представляющих не только знание, но и побуждение к определенному действию. Форму же (структуру) личности характеризуют особенности способа осуществления ею своего содержания, своих отношений» [6, с. 54]. Отсюда следует вывод об активной роли индивида в формировании отношений с миром, и в том числе с окружающими людьми.
2. В науке принято считать, что психика человека есть функция мозга, что функционирование его организма и его болезни зависят от условий среды, что и организм, и психика являются продуктом общественно-исторического развития, поэтому сложные продукты развития, возникнув из простых, в свою очередь на них воздействуют. Благодаря этому существующие в теле человека наряду с более инертными соматическими компонентами более подвижные нервно-психические компоненты влияют на развитие и изменение тела. Следовательно, под воздействием общественных отношений, продуктом которых является человек (как организм и личность одновременно), формируются и преобразуются как его психическая сфера, так и органическая природа. При этом ведущую роль играет сознание, которое «не только отражает объективный мир, но и творит его» [4, с. 194].
3. Отношения человека, представляя собой, по определению В.Н. Мясищева, силу, потенциал, определяющий степень его интереса, степень выраженности эмоции, степень напряжения желания или потребности, являются движущей силой развития его личности, поэтому изменение личности состоит в первую очередь в «переделке ее отношений», и в том числе отношения к своему здоровью. Как пишет В.Н. Мясищев, «отношение человека к своему здоровью не сводится только к заботе о здоровье или пренебрежению к нему. Здесь одновременно речь идет и о более высоких уровнях идейных отношений личности. Бережное отношение к своему здоровью, как и к здоровью других граждан, является выражением общественной сознательности» [выделено нами. — Т. О.] [6, с. 65]. Таким образом, можно с полной мерой ответственности утверждать, что здоровье человека
детерминируется системой его взаимоотношений с окружающим его миром в совокупности всех его составляющих.
Правомерность интегративного соединения понятий «отношение» и «здоровье» объясняется наличием в них общих конституирующих компонентов: во-первых, и отношение, и здоровье — это сила, потенциал человека, данный ему при рождении. Для здоровья этот потенциал проявляется как объем, запас ресурсов его целостного организма, а для отношения — как степень тяготения, устремленности к объекту отношения; во-вторых, и здоровье, и отношение развиваются, формируются на протяжении всей жизни человека, становясь атрибутами его личности; в-третьих, и здоровье, и отношение являются динамическими свойствами личности, качество которых изменяется в процессе жизни индивида; в-четвертых, и здоровье, и отношение имеют общую субъектную основу, в качестве которой выступает личность человека как носителя и того, и другого; в-пятых, определяющим фактором становления и здоровья, и отношений является сознательная активность субъекта; в-шестых, уровень развития и качество и здоровья, и отношений — это в значительной степени результат собственных усилий индивида.
Кроме того, говоря о формирования отношений растущего человека, следует учитывать, что ребенок — это «недозрелое» существо, которому дается период продолжительностью в 24 года для дозревания, то есть для формирования до полноценного состояния всех структур и систем его организма. Именно поэтому одним их важнейших принципов педагогики является принцип учета в процессе образования возрастных особенностей растущего человека. Следовательно, нам, взрослым, как воспитателям подрастающего поколения, необходимо понимать, что многие вызывающие у взрослых возмущение поведенческие проявления детей, особенно в дошкольном, младшем школьном и подростковом возрасте, связаны в большинстве своем с несформированностью («недозрелостью») психических процессов личности и, как следствие, недостаточной сформированностью у детей способности управлять собой.
Все вышеизложенное дает основание сформулировать ряд правил построения межличностных отношений, выполнение которых взрослыми при взаимодействии с детьми в процессе их воспитания, и в том числе школьного образования, обеспечивает, во-первых, сохранение здоровья (то есть жизненных сил) как детей, так и взрослых и, во-вторых, естественное принятие детьми этих правил как нормы жизни. В силу ограниченности места, раскроем только три важнейших, на наш взгляд, правила.
Первое правило гласит: взаимодействуй с ребенком, видя его таким, каким ты хочешь, чтобы он был (это правило вполне применимо и в общении между взрослыми людьми и особенно эффективно в общении между руководителем и подчиненными). Вытекает это правило из принципа одобрения — одного из принципов здоровьетворящего образования (см. об этом подробнее в работе автора «Принципы здоровьетворящего образования и их реализация в условиях педагогического процесса школы» [8]). Суть правила состоит в том, что при оценке действий, поступков и результатов деятельности детей следует отмечать их достижения, а не недостатки и ошибки; говорить о том, что сделано хорошо, качественно, а над чем еще нужно поработать; хвалить не самого ребенка, а его усилия, действия, инициативу. Соблюдение данного правила обеспечивает удовлетворение одной из важнейших базовых сущностных потребностей человека — потребности в сохранении достоинства, или, по-другому, в признании за человеком права быть человеком. Наверное, каждый хотя бы раз испытал на себе, как задевает достоинство, ранит, «царапает» сердце любое замечание в его адрес, даже высказанное в шутливой форме; наверное, каждый знает, сколько комплексов появляется у человека как последствие таких замечаний; сколько судеб рушится, сколько людей гибнет, стараясь уйти при помощи разных средств (алкоголя, наркотиков, игры, пищи и пр. т. п.) в виртуальный мир, где можно хоть на некоторое время почувствовать себя независимым от таких замечаний.
Особенно опасно делать детям замечания в адрес их тела, так как человек — это существо, которое по сути своего рождения себе не принадлежит.
Это значит, что человек изначально, по своей телесности не является результатом своего замысла, то есть ни один человек не замысливал параметры своего тела (организма) во всей полноте его составляющих органов и систем. Это значит, что каждый получил свое тело от природы таким, какое оно есть, поэтому любое негативное замечание в адрес тела — это замечание не «владельцу» этого тела, а создателю тела. И владелец совершенно ни при чем, если у него кривые ноги или длинные руки, длинный нос, маленькие глаза, редкие волосы и т. д. и т. п. Однако при всем при этом такие замечания зачастую больно задевают человека и часто приводят к различным негативным последствиям.
Таким образом, следует всегда помнить, что жизнь человека — это процесс его бесконечного развития, в ходе которого не все и не всегда получается сразу, качество результата достигается постепенно, при неоднократном выполнении того или действия, при условии наработки опыта деятельности и т. д., поэтому лучше, полезнее для развития человека отмечать его достижения и помогать ему развивать свои достоинств.
Второе правило требует давать ребенку право выбора, и прежде всего выбора между «да» и «нет». Поясним сказанное. Способность человека делать истинно человеческий выбор — это одна из важнейших для сохранения здоровья, а следовательно, и жизни способностей, которая является одной из составляющих другой базовой сущностной потребности человека — потребности в поиске смысла (см. об этом в монографии автора «Организация здоровьетворящего образования в современной школе» [10] и в статье «Влияние современного педагогического процесса на здоровье учащихся и учителей» [7], а также у В. Франкла в книге «Человек в поисках смысла» [12]).
Мы исходим из того, что свобода выбора связана со свободой волеизъявления человека, а формирование воли, как известно, начинается у ребенка в возрасте двух-трех лет, когда ребенок начинает выделять себя из окружающего мира («Я сам») и ощущать свою автономию, хотя еще
без понимания этого феномена. Именно в этом возрасте важно начинать учить ребенку делать правильный, то есть полезный для его развития как человека выбор. Если выбор ребенка будет способствовать развитию его воли, то необходимо создать все возможные в каждой конкретной ситуации условия для того, чтобы ребенок самостоятельно или с помощью взрослого (если ребенок об этой помощи попросит) мог воплотить в жизнь свой интерес, свою идею, свою инициативу, если же выбор ребенка, то есть удовлетворение его желания, его потребности, по мнению взрослого, может быть опасно, бесполезно или даже вредно для ребенка, то следует просто отвлечь его, переключив его внимание на что-то другое.
В более старшем возрасте (примерно после пяти-шести лет) можно уже говорить с детьми о том, что из себя представляет человек; что ему полезно, а что вредно; что нужно делать, чтобы стать человеком и чего не нужно делать, чтобы не перестать быть человеком. Наш опыт показывает, что при адекватном отношении к детям со стороны взрослого, можно всегда подвигнуть любого на полезный для него выбор. Для этого при взаимодействии с детьми необходимо исходить из следующих постулатов.
Согласно первому постулату, человек может существовать только в двух формах — человека или животного. Человек может подчинить своей воле свой организм, а волей животного управляют силы извне. И здесь есть «волшебное» педагогическое слово: «понимаю». «Как я тебя понимаю», — говорит взрослый ребенку, сопротивляющемуся выполнению задания (или просьбы, или требования, или какого-либо необходимого действия). «Как я тебя понимаю, потому что сам такой. Самому часто не хочется что-то делать, но я понимаю, что если не преодолею себя, то не стану человеком, а я человеком быть хочу. Если ты хочешь стать человеком, то нужно учиться себя преодолевать. Если тебе трудно начать, я могу тебе помочь: вместе подумать, что тебе мешает начать дело (а мешать может очень многое — и элементарная лень (а разве взрослые не позволяют себе лениться?!), и незнание, с чего и как начать, и отсутствие интереса к предмету деятельности;
и ощущение бессмысленности для себя этой деятельности и многое-многое другое); подсказать, с чего начать; вместе сделать первый шаг...». Наш опыт показывает, что такая позиция взрослого по отношению к ребенку практически всегда приводит к положительному результату.
Второй постулат гласит, что человек всегда может обнаружить свой личный смысл в том, что ему 'должно делать и, соответственно, только сам способен извлечь из выполнения заданной деятельности личную пользу, ибо, если человек попал в какую-то, даже пусть нежелательную для него ситуацию, значит, это ему зачем-то это нужно (например, для приобретения какого-то важного жизненного опыта), а найти ответ на вопрос, зачем ему это нужно, человек может только сам. Взрослый в данной ситуации может помочь детям обнаружить свой смысл, подсказать, где и как искать этот смысл, предложить смыслосодержащие варианты выводов, но выбор варианта остается за ребенком. «Я не знаю, зачем тебе нужна такая ситуация, — говорит взрослый, — это только тебе известно. Каждый человека только сам может понять смысл ситуации, в которую он попал. Я ищу свои смыслы в ситуациях, которые складываются в моей жизни, а ты способен найти свои смыслы.» и т. д. и т. п.
Согласно третьему постулату взрослый отличается от ребенка только тремя признаками: 1) он полностью физически созрел, поэтому имеет все необходимые условия для владения собой и управления всеми процессами, происходящими в его организме (физическими и физиологическими в заданных природой границах, психическими и психологическими в соответствии с его психической организаций, интеллектуальными на уровне своего духовного развития); 2) он отличается от детей возрастом; 3) он имеет больший объем знаний и больший жизненный опыт, который соответствует разнице в возрасте между данным конкретным взрослым и данным конкретным ребенком. Однако при этом мы должны хорошо понимать, что дети по сравнению со взрослыми обладают большим потенциалом к развитию, так как начинают свой жизненный старт с более высокой ступени развития человеческого сообщества,
чем взрослые. В обоснование данного постулата давайте вспомним, кто скорее осваивает новую и новейшую технику, кто чаще пробует себя в новых технических устройства, кто легче принимает перемены в жизни общества — взрослые или дети?! Если поставить два вопроса: зачем детям нужны взрослые и зачем взрослым даются дети, то на них можно ответить следующим образом: взрослые нужны детям, чтобы дети превратились в «человеков», а для взрослых дети — это «движущая сила» развития взрослых. Следовательно, можно с полной мерой ответственности утверждать, что любые патологические отклонения в поведении детей — это результат недостаточной педагогической компетентности взрослых или сознательная со стороны взрослых античеловеческая педагогическая диверсия, направленная на растление молодой, еще не сформировавшейся детской души, беззащитной перед искушениями окружающего мира и не способной им противостоять.
К сожалению, параметры статьи не позволяют более широко развернуть данную мысль, это задачи отдельной работы, поэтому подведем итог и сделаем некоторые выводы.
1. Отношения человека составляют содержание его личности и определяют его позицию в окружающем мире.
2. Отношения человека влияют на качество его жизни, а следовательно, и на качество здоровья, которое является атрибутом жизни, так как утрата здоровья не совместима с жизнью, поэтому изменение отношений закономерно ведет к изменению качества жизни.
3. Каждый человек сам творец своих отношений, поэтому необходимо формировать у детей установки сознания на конструктивно-позитивное взаимодействие с окружающими людьми и учить их первыми «делать шаг навстречу».
4. Качество межличностных отношений зависит от установок сознания взаимодействующих партнеров и их готовности принимать друг друга в качестве источника своего развития.
Список литературы:
1. Амосов Н.М. Энциклопедия Амосова. Алгоритм здоровья. — М.: Изд-во АСТ; Донецк: Сталкер, 2002. — 590 с.
2. Выготский Л.С., Лурия А.Р. Этюды по истории поведения: Обезьяна. Примитив. Ребенок. — М.: Педагогика-Пресс, 1993. — 224 с.
3. Колбанов В.В. Валеология: Основные понятия, термины и определения. — СПб.: ДЕАН, 1998. — 232 с.
4. Ленин В.И. Философские тетради. — М.: Политиздат, 1978. — 732 с.
5. Маркс К. Немецкая идеология // К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. 2-е. изд. — Т. 3.
6. Мясищев В.Н. Психология отношений / под ред. А.А. Бодалева; вступ. ст. А.А. Бодалева. — М.: Изд-во «Ин-т практ. психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. — 356 с.
7. Орехова Т.Ф. Влияние современного педагогического процесса на здоровье учащихся и учителей // Начальная школа плюс До и После. — 2002. — № 10. — С. 17—26.
8. Орехова Т.Ф. Принципы здоровьетворящего образования и их реализация
в условиях педагогического процесса школы: методические рекомендации для студентов и учителей: учебное пособие — М.: ФЛИНТА, 2011. — 48 с. / [Электронный ресурс]. — Режим доступа. — URL: http: //mybook.ru/author/t-f-orehova; http: //bookz.ru/authors/t-orehova. html
(дата обращения: 24.07.2015).
9. Орехова Т.Ф. Счастье и здоровье в программе жизни человека (или к чему готовит детей наша новая школа) // Укра!рсько-росшсью педагопчш стущ: мiжвуз. зб. наук. ст. — Донецьк : ЛАНДОН-XXI, 2011. — С. 147—154.
10. Орехова Т.Ф. Организация здоровьетворящего образования в современной школе: монография. — Электрон. дан. — М.: ФЛИНТА, 2011. — 355 с. / [Электронный ресурс]. — Режим доступа. — URL: http://elanbook.com/books/element. - Загл. с экрана (дата обращения: 24.07.2015).
11. Спиркин А.Г. Философия. — М.: Гардарики, 2000. — 816 с.
12. Франкл В. Человек в поисках смысла: сб.; пер. с англ. и нем. / общ. ред. Л.Я. Гозмана и Д.А. Леонтьева; вст. ст. Д.А. Леонтьева. — М.: Прогресс, 1990. — 368 с.