значении и роли языка в обществе, способствуют воспитанию интереса к предмету, чувство любви и уважения к родному слову.
Таким образом, под лингвистической компетентностью мы будем понимать сложное образование, включающее в себя знание лексических единиц, грамматических конструкций, фонетических норм иностранного языка, а также лексических единиц с культурным компонентом значения и навыки их осознанного использования устно рецептивно и продуктивно. Данное определение позволяет выделить в структуре лингвистической компетенции, следующие структурные составляющие: языковую, речевую, лингвострановедческую. Каждая из составляющих содержательно охарактеризована в статье с учетом возрастных особенностей детей:
Формирование лингвистической компетенции в старшем дошкольном возрасте необходимо, так как оно обеспечивает развитие памяти, логического мышления, воображения, лингвистической рефлексии как процесса осознания дошкольником своей речевой деятельности, а также познавательной культуры личности дошкольника, то есть ребенок становится языковой личностью.
Исследования в области вопросов лингвистической компетенции старших дошкольников являются перспективными в плане разработки методик по дальнейшему ее формированию в процессе обучения детей родному и иностранным языкам.
Список литературы / References
1. Жигалева К.Б. Методика формирования лингвистической компетенции дошкольников на основе системноориентированного моделирования процесса обучения иностранному языку. [Текст]. К.Б. Жигалева: автореферат дис. канд. пед. наук. К.Б. Жигалева. Нижний Новгород, 2009. 24 с.
2. Черепанова Л.В. Методы и приемы развития у школьников рефлексии (на материале лингвистической компетенции). Л.В. Черепанова. Русская словесность, 2004. № 8. С. 62-71.
3. Энциклопедический лингвистический словарь русского языка. К.Л. Мухина. М.: Мир книги, 2009. 543 с.
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СО СВЕРСТНИКАМИ Зотова И.В.1, Умарова А.М.2 Email: Zotova1796@scientifictext.ru
'Зотова Ирина Васильевна — кандидат педагогических наук, доцент;
2Умарова Аида Мустафа кызы - студент, кафедра дошкольного образования и педагогики, Крымский инженерно—педагогический университет, г. Симферополь, Республика Крым
Аннотация: в статье рассматриваются теоретические аспекты межличностных отношений с точки зрения разных авторов, а также рассмотрены особенности формирования межличностных отношений детей дошкольного возраста со сверстниками, возрастные закономерности и эмоциональная природа дошкольников, которые возникают на пути формирования межличностных отношений детей. Описаны понятия социальной готовности, коммуникативной компетентности дошкольников, значение межличностных отношений для становления речи детей дошкольного возраста. В статье также рассмотрены возрастные закономерности и эмоциональная природа дошкольников, которые возникают на пути формирования межличностных отношений детей. Ключевые слова: межличностное отношение, дошкольный возраст.
THE FEATURES OF FORMATION OF INTERPERSONAL RELATIONS OF PRESCHOOL CHILDREN WITH PEERS Zotova I.V.1, Umarova A.M.2
'Zotova Irina Vasilievna - PhD of Pedagogical, Associate Professor;
2Umarova AidaMustafa kizi — student, DEPARTMENT OF PRESCHOOL EDUCATION AND PEDAGOGY, CRIMEAN ENGINEER - PEDAGOGICAL UNIVERSITY, SIMFEROPOL, REPUBLIC OF CRIMEA
Abstract: the article considers the theoretical aspects of interpersonal relations from the point of view of different authors and the peculiarities of interpersonal relations of preschool children with peers. Describes the concept of social readiness, communicative competence of preschoolers, the value of interpersonal relationships for development of speech of children of preschool age. This article also examines age patterns and emotional nature preschoolers that arise on the way of formation of interpersonal relations of children. Keywords: interpersonal relationship, preschool age.
УДК 373.24
Общение является одной из самых важных человеческих нужд. Контакт с другими людьми вызывает наиболее острые переживания, наполняет смыслом наши действия и поступки.
Формирование межличностных отношений является чрезвычайно актуальным, потому что огромное количество негативных и деструктивных явлений из числа молодого поколения, наблюдаемых в последнее время (жестокость, повышенная агрессивность, изолированность), имеют собственные истоки в раннем и в дошкольном возрасте.
Мы должны уделить внимание вопросу формирования межличностных отношений детей дошкольного возраста, для того чтобы понять возрастные закономерности и эмоциональную природу дошкольников, которые возникают на пути формирования межличностных отношений детей.
Анализ литературы показал, что такие педагоги и психологи как: А.А. Рояк, В.М. Холмогорова, В.Р. Кисловская, Р.А. Иванкова, Р.Л. Кричевский, С.В. Корницкая, Т.А. Репина, Т.В. Антонова, Е.О. Смирнова, Е.В. Субботский, Я.Л. Коломинский и др., занимались проблемой формирования межличностных отношений детей дошкольного возраста со сверстниками.
Межличностные отношения — субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний людей в ходе совместной деятельности. Это система установок, стереотипов, ориентаций и ожиданий и прочих диспозиций, через которые люди оценивают друг друга и воспринимают [1].
Взаимодействие с ровесниками,- является важным обстоятельством с целью формирования личности детей. В действиях общения он создает коммуникативные умения и навыки, формирует познания о находящихся вокруг и о собственном «Я» с помощью сравнения себя с ровесниками, а уже после и со старшими.
Человек как личность не может существовать без общения. С самого рождения он входит в различные отношения с находящимися вокруг. Коммуникация считается важным обстоятельством жизни человека и, вместе с этим, один с главных условий и важным источником его психического формирования в онтогенезе.
Дошкольный возраст - является самым критическим этапом в воспитании, т.к. является возрастом начального развития личности ребенка. В данной стадии в общении детей со сверстниками появляются достаточно непростые отношения, значимым способом оказывающие большое влияние на формирование его личности.
В дошкольном возрасте общество детей уже, как принцип, нераздельно объединен с иными детьми. И чем старше становится дошкольник, тем большее важность для него обретают контакты с ровесниками. Безусловно, то что взаимодействие ребенка с ровесниками - это особенная сфера его жизнедеятельности, что важно акцентируется в общении со взрослыми. Близкие старшие как принцип осмотрительны и благожелательны к малышу, они охватывают его теплом и вниманием, обучают конкретным навыкам и умениям. С ровесниками все случается по-другому.
Другие дети не столь осмотрительны и благожелательны, они, как правило, не очень стараются посодействовать друг другу, оказать помощь и понять ровесника. Они смогут отобрать игрушку, оскорбить, никак не обращая внимания на плач. Однако все без исключения, ведь взаимодействие с иными детьми дает дошкольнику ни с чем несравнимую радость.
Для дошкольников важное место начинают занимать другие дети (ровесники). Если к окончанию раннего возраста потребность в общении с ровесниками только-только формируется, в таком случае у дошкольника возлюбленная ранее оказываться одной с основных.
Общение дошкольников со сверстниками содержит несколько значительных отличительных черт, высококачественно отличающих его общения со старшими.
Первая и важнейшая характерная черта складывается в большом многообразии коммуникативных операций и крайне широком их диапазоне. Общаясь со сверстниками, возможно сделать большое число операций и обращений, какие почти не встречаются в контактах со старшими. Ребенок спорит с ровесником, вверяет собственную свободу, успокаивает, требует, приказывает, лжет, жалеет и т.д. Особо в общении с другими детьми в первый раз выражаются подобные трудные формы поведения, как симулирование, ребенок способен продемонстрировать собственную обиду, раздраженность.
Настолько обширный диапазон детских контактов обуславливается огромным многообразием коммуникативных задач, которые находят решение в общении. Если вплоть до окончания дошкольного возраста старший является для ребенка основным источником информации и оценки, то согласно взаимоотношению к сверстнику уже с 3 -4-летнего возраста ребёнок решает значительно наиболее обширный диапазон коммуникативных проблем: тут и регулирование действиями партнёра, проверка их выполнения, и навязывание своих эталонов, и анализ определенных поведенческих действий, и единая забава, и непрерывное сопоставление с собою.
Важное значение в общении играет яркая эмоциональная насыщенность речи. В общении со сверстником дети очень чувствительны и раскрепощенны нежели в общении со взрослыми.
Действия, направленные по отношению к сверстнику, характеризуются существенно высокой аффективной нацеленностью. Экспрессивно-мимические проявления, которые выражают различные эмоциональное состояние - от нежности и сочувствия до гнева, от яростного негодования до бурной радости, в общении со сверстниками у ребенка заметно увеличивается.
Если даже самые маленькие дети в общении со взрослыми придерживаются определенных общепризнанных норм поведения, то по отношению к ровеснику используют самые неожиданные действия и движения.
Данным движениям характерна особая непринужденность, незаданность никаким эталонам: дети прыгают, придумывают дразнилки, кривляются, сочиняют небылицы и т.д. Подобная свобода в обществе сверстников помогает ребёнку проявить своё самобытное начало. В случае если старший несет для ребенка культурно-нормативные эталоны поведения, в таком случае ровесник создает условия для, ненормативных, свободных, индивидуальных проявлений [3].
Это проявляется особенно ярко в невозможности развить диалог, а происходит это из-за отсутствия ответной активности партнера. Инициативу сверстника в большинстве случаев он не поддерживает, ребенку значительно важнее его собственное действие или высказывание. Дети инициативу взрослого принимают и поддерживают примерно в два раза чаще. Чувствительность к сверстнику в сфере общения менее активны, чем в общении со взрослым. Конфликты, протесты и обиды порождаются из-за таких несогласованностей коммуникативных действий. Ребенок в общении со сверстниками хочет быть инициатором [2].
Таким образом, можно обратить внимание на перечисленные особенности отражающие специфику детских контактов на протяжении всего дошкольного возраста. Однако содержание общения существенно изменятся от трех к шести-семи годам [4].
Можно выделить три стороны межличностного общения.
1) С помощью коммуникативной стороны общения дети обмениваются информацией, передают друг другу накопленный каждым из сверстников запасом знаний.
2) Практическому взаимодействию сверстников между собой в процессе совместной деятельности служит интерактивная сторона общения.
Здесь проявляется их способность сотрудничать, координировать свои действия, помогать друг другу, согласовывать их. Отсутствие навыков и умений общения или недостаточная их сформированность отрицательно сказываются на развитии личности ребенка, создают трудности в его воспитании.
3) Перцептивная сторона общения характеризуется как процесс познания их индивидуальных свойств и качеств. процесс восприятия детьми своих товарищей.
Рефлексия, стереотипизация и идентификация являются основными механизмами восприятия и познания друг друга в процессе общения. Интерактивная, перцептивная и коммуникативная стороны общения в их единстве определяют его формы, содержание и роль в жизнедеятельности детей. Для нормального развития ребенка, жизненно необходимым является общение со сверстником, так же как и общение со взрослым.
Для получения социально-психологического опыта ребенок нуждается в постоянном расширении круга общения. В общении со сверстниками дети начинают проводить больше времени. От младшего к старшему возрасту значимость общения со сверстниками возрастает. Содержание, формы, интенсивность общения существенно изменяются с возрастом. Нормы и ценности, усвоенные главным образом в общении со взрослым, дошкольник реализует их в общении со сверстником. Взрослый для ребенка - является образцом для подражания, эталоном поведения. Сверстник - это партнер по совместной деятельности.
Развитию личности ребенка дошкольного возраста влияет общение его со сверстниками, в процессе ребенок учится согласовывать собственные действия с действиями других детей. Общаясь в игре или в реальной жизни дети учатся применять на практике нормы поведения, воспроизводят отношение врослых, а также оценивают себя и своих товарищей. Дошкольник практически не способен выделять личностные качества сверстников, он лишь замечает их отношения к себе.
В процессе общения со сверстниками ребенок применяет и проверяет действенность полученных им в общении со взрослыми способов деятельности и норм человеческих взаимоотношений. Взаимоотношение дошкольников в группах сверстников характеризуются неустойчивостью и ситуативностью (ссоры и примирения друг с другом происходят по нескольку раз в продолжение дня), но этот вид общение - необходимое условие для усвоения определенных норм взаимодействия.
Таким образом, необходимо отметить ,что межличностные отношения детей дошкольного возраста со сверстниками являются достаточно сложным и противоречивым процессом, представляют собой целостную систему с внутренней структурой и динамикой развития. Отношения очень трудно определить, они частично отражаются в поведении ребенка и требуют специальных методик для обнаружения. Опыт получены при взаимодействия со сверстниками, оказывают непосредственное влияние на дальнейшее развитие детских отношений приобретенные
В дошкольном возрасте, ребенок либо стремится к общению с другими людьми и новым контактам, либо пассивно и неосторожно относится к окружающим. Эти процессы влияют и отражаются и на дальнейшем развитии ребенка. Гуманные дружелюбные отношения оказывают положительное воздействие на межличностные отношения сверстников. В этой ситуации необходимо проводить коррекционную работу в целях преодоления трудностей межличностного общения, создавать условия для успешного взаимодействия детей. Вся эта работа будет положительно влиять на формирования эмоционально и психологически развитой личности.
Список литературы / References
1. БодалевА.А. О взаимосвязи общения и отношения. Вопросы психологии, 1994. № 1. С. 327.
2. Рузская. А.Г. Развитие общения ребёнка с взрослыми и сверстниками. А.Г. Рузская. Дошкольное воспитание, 1988. № 2. С. 240.
3. Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Межличностные отношения дошкольников. Диагностика. Проблемы. Коррекция. М.: Владос, 2005.
4. Репина Т.А., Мухина Т.К. Особенности межличностных отношений детей дошкольного возраста. Молодой ученый, 2015. С. 1269.