17. Петровский А. В. Личность в психологии с позиций системного подхода // Вопросы психологии . 1981. № 1. С. 57-66.
18. Соломин И. Л., Чернышкова М. П., Суворина Н. Ю. Использование методики цветовых метафор И . Л . Соломина
в практике психологов уголовно-исполнительной системы : метод, пособие. СПб . , 2012. 69 с.
19 . Соломин И. Л. О «цветовых метафорах» и не только о них // Психологическая газета. 2001. № 2 . С. 16-19.
Colour Metaphors Method as the Means of Diagnosing Officer's Loyalty
Gornostaev Stanislav V.,
Candidate of Sciences (Psychology), Associate-Professor, Doctorate Degree Student of the Academy of the Russian Federal Penitentiary Service Ryazan, Russia. e-mail: stanislavrz@yandex.ru
Loyalty is the system of an officer's psycho-behavioural integration into a group or groups operating in a professional sphere. The main diagnosed parameters of officer's loyalty are the listed groups where an officer is integrated into and the degree of the integration. The elements of loyalty are its structural components (psychological and behavioural facets) and the dynamic operational component. The most proved approach to diagnosing loyalty as an integrative phenomenon, and officer's loyalty, in particular, is the study of personal traits which are meaningful for the whole group. I.S. Solomin's method of colour metaphors is an effective means of diagnosing officer's loyalty. Modification of the method aiming to diagnose officer's loyalty was successfully tested with a group of penitentiary officers. The main criterion for estimating loyalty to a certain group when interpreting data of colour metaphors method is a relative preference given by the respondent to the colour he marks the estimated group with. The means of revealing psychological causes and conditions of formation of loyalty to a group implies analysis of the concepts marked by the same colour as the estimated group. On average with the increase of service length and official status of the respondents their relevant loyalties to the groups involved in the professional service sphere are more intensively expressed.
Keywords: loyalty, structure of loyalty, officer's loyalty, colour metaphors method, psychological diagnostics,
relevant loyalties, potential loyalties.
Citation: GornostaevS. V. Colour Metaphors Method as the Means of Diagnosing Officer's Loyalty. Psychopedagogy in law enforcement. No. 3(70). 2017. P. 67-72.
УДК 159.9© А. А. Набока, 2017
Межличностное оценивание психолога ОВД в профессиональном окружении в зависимости от профессиональной позиции
Алла Александровна Набока,
заместитель начальника отдела морально-психологического обеспечения УМВД России по Белгородской области, адъюнкт Академии управления МВД России Белгород-Москва, Россия. e-mail: alla_naboka@mail.ru
Для решения задачи, направленной на исследование особенностей процессов межличностного оценивания, протекающих в ближайшем социальном окружении, было сформировано две группы психологов территориальных ОВД по 32 человека со стажем работы от 5 до 15 лет. Применялась методика Т. Лири. Выявлено, что психологи ОВД с высокой профессиональной позицией (в процессе межличностного оценивания психолога ОВД) проецируют такие качества, как самостоятельность, дружелюбность и альтруистичность. Психолог ОВД глазами представителей правоохранительных органов наделяется качествами, характерными для профессиональной группы правоохранительной системы, — доминантностью, уверенностью и настойчивостью. Представителями своей профессиональной группы проецируются профессионально важные качества практической психологической деятельности: доброжелательность, гибкость, мягкость и отзывчивость. Установлено, что обобщенный образ психолога ОВД в процессе межличностного оценивания в исследуемых группах психологов имеет статистически значимые различия в оценке психолога ОВД представителями своей и иной профессиональной среды.
Ключевые слова: межличностное оценивание, профессиональная позиция, отношение.
Для цитирования: Набока А. А. Межличностное оценивание психолога ОВД в профессиональном окружении в зависимости от профессиональной позиции // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2017. № 3(70). С. 72-76.
Межличностное оценивание психолога ОВД как представителя профессии «человек-человек», в основе которой лежат гуманистические ценности, происходит в профессиональной среде правоохранительной системы, где доминируют власть и принуждение. Профессия психолога как ценностно-нормативная система с доминированием ценности внутреннего мира другого человека находится в противоречии с ценностно-нормативной
системой профессиональной среды правоохранительных органов. По мнению А. М. Бричкина и С. И . Савиной [1, с. 99], правоохранительная система, являясь силовой структурой, формирует у сотрудников (в том числе и у психолога) позицию силы, связанную с проявлением таких качеств, как авторитарность или агрессивность Профессия психолога, напротив, ориентируется на гуманистический подход, предполагает сохранение равно-
правной позиции, проявление сензитивности и эмпатий-ности. Характеризуя особенности профессиональной среды, в которой происходит профессиональная деятельность психолога ОВД, А. М. Бричкин и С. И . Савина подчеркивают, что «психолог ОВД включен в жесткую иерархическую систему, его отношения с коллегами обусловлены субординацией, находясь в системных отношениях, психологу крайне сложно удерживать нейтральную позицию и практически невозможно быть в роли эксперта системы, к которой он сам принадлежит» [1, с. 99]. Аналогичной позиции придерживается Е. Н. Гущина [2]. Она считает, что специфичными условиями деятельности практического психолога ОВД являются уставные взаимоотношения, а также амбивалентность профессиональной позиции психолога как специалиста и как офицера ОВД В связи с этим интересно изучение феноменов межличностного оценивания психолога ОВД, протекающих в ближайшем профессиональном окружении (в зависимости от его профессиональной позиции).
В научной литературе профессиональная позиция исследуется с двух ракурсов С одной стороны, как внешняя позиция, например, как статус, положение и роль личности в системе общественных отношений. С другой — как внутренняя позиция, т. е. как интегральное внутриличностное образование В социологических исследованиях понятием «позиция» определяется место личности в структуре общественных отношений через множество социальных ролей, которыми обусловлена предрасположенность индивида к конкретному восприятию условий деятельности и к определенному поведению в этих обстоятельствах, обусловленных предыдущим социальным опытом. Такое понимание данного понятия мы находим в научных работах Ч . Кули [3], Р. К. Мертона [4], Т. Парсонса [5], Дж. Мида [6] и др.
Психологические концепции рассматривают данную дефиницию с точки зрения теории отношений, теории личности и профессионального самосознания специалиста В психологии профессиональная позиция специалиста в большинстве случаев трактуется через категорию «отношение» По мнению В Н Мясищева, это стержневая характеристика содержания личности, определяющая степень интереса, степень выраженности эмоции, степень напряжения желания или потребности [7]. Б. Ф . Ломов вводит понятие «субъективное отношение», подразумевая не только объективную связь личности с ее окружением, но и ее субъективную позицию в этом окружении Субъективная позиция в большей степени отражает эмоционально-чувственное отношение личности к различным сферам жизнедеятельности, в частности, к сфере профессиональной деятельности и общения, что и определяет характер поведения и деятельности человека [8].
Интерес представляют теоретические воззрения, рассматривающие профессиональную позицию сквозь призму профессионального самосознания специалиста По мнению И И Чесноковой, профессиональная позиция, которая отражается в эмоционально-ценностном отношении к профессии и себе как к профессионалу, является
структурным компонентом профессионального самосознания [9] С точки зрения В В Столина, самосознание в его когнитивной и эмоциональной форме может детерминировать не только отношение с окружающими, но и стиль, характер общения с ними, самосознание в форме самопознания и самоотношения, может влиять на развитие тех или иных черт и на развитие личности профессионала в целом [10]. В структуре самосознания, представленной Ю. Б. Гиппенрейтер, с «образом себя» соседствует «отношение к себе», которое в сфере профессиональной деятельности и в профессиональном самосознании отражает профессиональную позицию личности [11].
Профессиональная позиция выступает как одна из форм проявления субъектности психолога как профессионала, преломляется через субъектные характеристики Наряду с категорией «профессиональная позиция» ученые выделяют и понятие «профессиональная субъектная позиция» личности Субъектность как качество личности, возникающее на определенном уровне ее развития, проявляется в познавательном и деятельностном отношении к миру, а также в отношении к другим людям и обществу Именно это и отражает позицию человека, его субъектность, которая отражается, согласно С. Л. Рубинштейну, в выходе личности с уровня «Я — общество» на уровень «Я — Ты», в открытии «Другого» как личности и способности субъекта строить отношения с «Другим» [12]. Образ субъектно-субъектных отношений особенно актуален в профессии психолога, где предметом профессиональной деятельности выступает личность, что требует реализации ценностей альтруизма и творчества
Таким образом, анализ различных теоретических подходов к пониманию понятия «профессиональная позиция психолога ОВД» позволяет заключить следующее: профессиональная позиция с точки зрения личности как субъекта общественнъх отношений определяется как совокупность социальных ролей, ролевых предписаний, объективных требований к личности профессионала, с которыми связаны ее права и обязанности, определяющие ее поведение и профессиональную деятельность Профессиональная позиция с точки зрения личности как субъекта профессиональной деятельности представляет собой интегральную характеристику личности, которая находит свое отражение в системе профессионально значимых мотивов, ценностных ориентаций и установок, отвечающих за отношение специалиста к профессиональным целям и средствам их достижения, за регуляцию поведения и профессиональной деятельности Профессиональная позиция с точки зрения профессионального самосознания личности представляет собой эмоционально-ценностное отношение к себе как субъекту профессиональной деятельности (самоотношение) и другим как к субъектам профессионального общения .
С точки зрения В. Н . Мясищева, отношение личности к другим — взаимоотношения, поскольку через совместную деятельность люди определенным образом относятся друг к другу Межличностное оценивание связано с формированием образа человека в совместной профессио-
нальной деятельности и общении, который помогает прогнозировать поведение и последовательность действий В процессе профессионального межличностного оценивания, протекающего в ближайшем социальном окружении, формируется обобщенный образ психолога, а также профессиональные «Я-образы», выступающие характеристиками профессиональных отношений и единицами профессионального самосознания психолога ОВД
Для решения задачи, направленной на исследование особенностей процессов межличностного оценивания, протекающих в ближайшем социальном окружении, в зависимости от профессиональной позиции психологов ОВД методом случайного выбора было сформировано две группы психологов ОВД по критерию уровня сформированности профессиональной позиции
Экспериментальную группу составили психологи ОВД с высоким уровнем профессиональной позиции со стажем работы в органах ОВД от 5 до 15 лет (32 чел . ). Для них характерны:
— доминирование профессионально значимых мотивов и ценностей;
— активное и деятельное отношение к профессиональной деятельности;
— высокий уровень владения знаниями, приемами, методами и технологиями различных видов практической психологической деятельности, обеспечивающий ее эффективность как в стандартных, так и в экстремальных ситуациях;
— позитивное профессиональное самоотношение;
— высокая саморегуляция и рефлексия профессиональной деятельности;
— проявление творческой активности, ответственности и инициативности
Контрольную группу составили психологи ОВД с низким (репродуктивным) уровнем профессиональной
позиции со стажем работы в органах ОВД от 3 до 15 лет (32 чел ) Для психологов этой группы характерны:
— зависимое, пассивное отношение к профессиональной деятельности;
— противоречивость мотивационно-ценностной сферы или доминирование престижных мотивов и ценностей;
— достаточный уровень владения знаниями, приемами, методами и технологиями отдельных видов практической психологической деятельности в стандартных ситуациях;
— противоречивое профессиональное самоотношение и недостаточная саморегуляция и рефлексия профессиональной деятельности
Исследование особенностей межличностного оценивания психолога ОВД в системе профессиональных отношений проводилось с помощью методики Т. Лири .
Проанализируем результаты исследования межличностного оценивания обобщенного образа психолога ОВД в системе профессиональных отношений у представителей профессиональной психологической деятельности: психолог ОВД глазами самого психолога и коллеги-психолога (рис 1)
У психологов обеих групп получен профиль психолога ОВД, соответствующий научным представлениям о социальном образе психолога, поскольку ведущими качествами психолога ОВД в межличностном взаимодействии являются дружелюбие (психолог ОВД М = 6,3 ± 0,32, М = 6,7 ± 0,27), психолог ОВД — коллега-психолог (М = 6,5 ± 0,27, М = 6,7 ± 0,25 у психологов с высокой и низкой профпозицией соответственно), альтруизм (психолог ОВД М = 5,5 ± 0,23, М = 4,3 ± 0,24); психолог ОВД — коллега-психолог (М = 5,8 ± 0,24, М = 4,3 ± 0,19 у психологов с высокой и низкой профпозицией соответственно)
ЕЗ Психолог ОВД в группе с высокой профпозицией □ Коллега-психолог в группе с высокой профпозицией 0 Психолог ОВД в группе с низкой профпозицией 0 Коллега-психолог в группе с низкой профпозицией
Рис. 1. Межличностное оценивание психолога ОВД психологами и коллегами-психологами Примечание. Здесь и в последующем рисунке показатели: 1 — авторитарность, 2 — эгоистичность, 3 — агрессивность, 4 — подозрительность, 5 — подчиняемость, 6 — зависимость, 7 — дружелюбность, 8 — альтруистичность .
Полученные результаты показывают, что психолог ОВД оценивает себя и коллегами-психологами в межличностном взаимодействии оценивается как склонный к сотрудничеству, гибкий, компромиссный и дружелюбный, ответственный и эмоционально отзывчивый по отношению к людям
Сравнительный анализ с помощью ^критерия Стью-дента показал, что у психологов с высокой профессиональной позицией психолог глазами коллеги-психолога (в отличие от самого психолога) статистически значимо отличается низким уровнем зависимости ^ = 3,8, р < 0,01), т. е . коллеги оценивают его как менее конформного, ожидающего помощи и советов, в отличие от самого психолога ОВД. У психологов с низкой профессиональной позицией психолог глазами коллеги-психолога (в отличие от самого психолога) статистически значимо отличается высокой подчиняемостью ^ = 2,8, р < 0,01), т. е . коллеги-психологи, по мнению психологов с низкой профессиональной позицией, оценивают его как более уступчивого и способного подчиняться при выполнении своих обязанностей Психологи с высокой профессиональной позицией, в отличие от психологов с низкой профессиональной позицией, оценивают психолога ОВД как менее подчиняемого ^ = 2,5, р < 0,05) и более альтруистичного ^ = 3,6, р < 0,01), как более способного отстаивать свое мнение при выполнении служебных обязанностей, проявлять эмпатию, поддержку и сочувствие
Межличностное оценивание психологами ОВД с разным уровнем профессиональной позиции обобщенного образа психолога ОВД с сотрудниками и руководителями ОВД имеет несколько иную картину (рис 2)
У психологов с высокой профессиональной позицией психолог ОВД глазами сотрудников ОВД наделяется профессионально значимыми межличностными качествами альтруизма (М = 6,2 ± 0,26) и дружелюбия (М = 5,8 ± 0,26), а также доминантными качествами личности, связанными с упорством и настойчивостью (авторитарность М=4,2 ± 0,23). Межличностное оценивание психолога
глазами руководителя у психологов с высокой профессиональной позицией характеризуется профилем психолога ОВД, соответствующим научным представлениям о социальном образе психолога, для которого характерны дружелюбие (М = 7,0 ± 0,22) и альтруизм (М = 5,4 ± 0,17).
У психологов с низкой профессиональной позицией профиль психолога ОВД глазами сотрудников и руководителей ОВД также соответствует профессионально значимому профилю психолога с доминированием качеств дружелюбия (психолог ОВД глазами сотрудника ОВД М = 4,7 ± 0,2; психолог ОВД глазами руководителя М = 6,1 ± 0,27) и альтруизма (психолог ОВД глазами сотрудника ОВД М = 5,0 ± 0,25; психолог ОВД глазами руководителя М = 4,2 ± 0,2)
Более полную картину об особенностях межличностного оценивания психолога ОВД в исследуемых группах психологов дает статистический анализ показателей с помощью ^критерия Стьюдента, согласно которому психологи с высокой профессиональной позицией, в отличие от психологов с низкой профессиональной позицией, оценивают психолога ОВД с точки зрения сотрудников ОВД как более дружелюбного ^ = 3,2, р < 0,01), альтруистичного ^ = 3,4, р < 0,01), доминантного ^ = 3, р < 0,01) и ориентированного на себя ^ = 2,2, р < 0,05). У психологов с высокой профессиональной позицией оценка психолога ОВД глазами руководителя также имеет статистически значимые различия: психолог ОВД глазами руководителя менее подчиняем ^ = 2,6, р < 0,05) и зависим ^ = 4,3, р < 0,01), более дружелюбен ^ = 2,8, р < 0,01) и альтруистичен ^ = 4,7, р < 0,01).
Обобщенный образ психолога ОВД в процессе межличностного оценивания в исследуемых группах психологов имеет статистически значимые различия в оценке психолога ОВД представителями своей и иной профессиональной среды Межличностное оценивание психолога ОВД самим психологом и коллегой-психологом статистически значимо отличается низкой доминантностью от оценивания психолога ОВД сотрудником ОВД (в группе психологов с высокой
1 2 3 4 5 6 7 8
ЕЗ Сотрудник ОВД в группе с высокой профпозицией Ш Руководитель ОВД в группе с высокой профпозицией □ Сотрудник ОВД в группе с низкой профпозицией Ш Руководитель ОВД в группе с низкой профпозицией
Рис. 2. Межличностное оценивание психолога ОВД сотрудниками и руководителями ОВД Психопедагогика в правоохранительных органах, 2017, № 3(70)
профессиональной позицией t=6,9 и t=6,1, р < 0,01 соответственно; в группе психологов с низкой профессиональной позицией t=5,2 и t=4,1, р < 0,01 соответственно) и руководителем ОВД (в группе психологов с высокой профессиональной позицией t=3,1 и t=3,8, р < 0,01 соответственно; в группе психологов с низкой профессиональной позицией t=4,4 и t=3,1, р < 0,01 соответственно) .
Таким образом, психологи ОВД с высокой профессиональной позицией, в отличие от психологов с низкой профессиональной позицией, характеризуются когнитивной оценкой психолога ОВД как менее подчиняемые и более альтруистичные; глазами коллеги-психолога — как менее подчиняемые; глазами сотрудников ОВД — как более дружелюбные, альтруистичные, доминантные и ориентированные на себя; глазами руководителя ОВД — как менее подчиняемые и зависимые, более дружелюбные и альтруистичные. В Я-отраженном образе психолога ОВД глазами представителей правоохранительных органов проецируются качества, характерные для профессиональной группы, в которой психолог осуществляет свою профессиональную деятельность, — доминантность, уверенность и настойчивость. В Я-отраженном образе представителей своей профессиональной среды отражаются качества, которые являются профессионально важными в практической психологической деятельности: доброжелательность, гибкость, мягкость и отзывчивость
Список литературы
1 . Бричкин А. М., Савина С. И. Профессиональное сопровождение психологов — будущее или настоящее // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2004. № 2(22) . С. 99-101 .
2 . Гущина Е. Н. Основные направления деятельности психологической службы // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2003. № 2(20). С. 113-116.
3 . Кули Ч. Социальная самость // Американская социологическая мысль : тексты . М. , 1994. С. 172-179.
4. Мертон Р. К. Социальная теория и социальная структура // Социологические исследования . 1992. № 2 . С. 118-124.
5 . Парсонс Т. Система координат и общая теория систем действия: культура, личность и место социальных систем // Американская социологическая мысль : тексты. М., 1994. С. 448-463.
6. Мид Дж. Интернализованные другие и самость // Американская социологическая мысль : тексты. М., 1994. С. 121-122 .
7. Мясищев В. Н. Психология отношений. М. -Воронеж, 2011.400 с.
8 . Ломов Б. Ф. Системность в психологии: избранные психологические труды. М. -Воронеж, 2011. С. 424.
9 Чеснокова И. И Проблема самосознания в психологии М. , 1977. 144 с .
10. Столин В. В. Самосознание личности . М ., 1983.
284 с
11. Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию : курс лекций М , 2005 332 с
12 . Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание . СПб . , 2012. 288 с .
Interpersonal Evaluation of a Police Psychologist in Professional Environment
determined by Professional Position
Naboka Alla A.,
Deputy Head of the Moral Psychological Support Department on work with the personnel of the Ministry of Internal Affairs of Russia in the Belgorod region, 4-year post-graduate student
of the Russian MIA Administration Academy Belgorod-Moscow, Russia. e-mail: alla_naboka@mail.ru
To solve the task of investigating the peculiarities of interpersonal evaluation processes in a close social circle due to the professional position of police psychologists there were formed two groups consisting of thirty-two psychologists from territorial law enforcement agencies each, their work experience being from five to fifteen years. The method of T. Leary was used. It was revealed that in interpersonal evaluation of a police psychologist police psychologists with a high professional position in comparison with psychologists with a low professional position project such qualities as independence, friendliness and unselfishness. A police psychologist viewed as by law enforcement representatives is endued with qualities typical for a professional law enforcement group, that is dominance, confidence and persistence. Representatives of their professional group project the following professionally important qualities: amicability, flexibility, gentleness and sympathy. It is proved that the general image of a police psychologist in the process of interpersonal evaluation in the groups of psychologists under study have statistically significant differences in the evaluation of a police psychologist given by representatives of their own or another professional circle.
Keywords: interpersonal evaluation, professional position, attitude.
Citation: Naboka A. A. Interpersonal Evaluation of a Police Psychologist in Professional Environment determined by Professional Position. Psychopedagogy in law enforcement. No. 3(70). 2017. P. 72-76.