УДК 378.147 ББК 74.58
С.Л. Суворова
МЕЖКУЛЬТУРНОЕ ОБУЧЕНИЕ В ВУЗЕ: МЕТОДОЛОГИЯ ПАРТИСИПАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ
Рассматриваются основные концептуальные положения модернизации высшего профессионального образования в целом, и языкового образования в частности. Определяется специфика межкультурного обучения в вузе, фиксируются его цели, задачи, особый акцент делается на проблеме управления данным процессом. Управление рассмотрено с позиций партисипативности, доказана необходимость разработки теоретических основ и методико-технологического обеспечения партисипативного управления как стратегии реализации межкультурно-ориентированного обучения в вузе.
Ключевые слова: межкультурно-ориентированное обучение, управление, партисипа-ция, партисипативность, партисипативный подход, партисипативное управление.
го со
о ^р
о
со ^
О О
В нормативных документах, посвященных вопросам модернизации российской системы образования, отмечается, что государство возвращается в образование как гарант качества образовательных программ и услуг, предоставляемых как общеобразовательными, так и профессиональными образовательными учреждениями, независимо от организационно-правовых форм. В соответствии с современными потребностями предстоит выстроить оптимальную систему профессионального образования, в частности, реальную многоуровневую структуру высшего образования с вариативными формами управления. Для достижения нового качества профессионального образования предполагается: создание кооперации сети профессиональных образовательных учреждений; устранение сегментации профессионального образования; его структурная и институциональная перестройка; модернизация направлений подготовки специалистов с учетом международных стандартов для формирования предложения, соответствующего перспективному спросу на рынке образовательных услуг; инновационная ориентация планов профессионального обучения при эффективном сочетании аспектов универсализации, специализации и регионализации и др.
Исходя из названных приоритетных направлений модернизации формулируется основная цель высшего профессионального образования - подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности.
Тенденции модернизации отечественного высшего профессионального образования являются основанием для появления соответствующих научных исследований. Современными учеными указывается, что прогностическая модель модернизационных процессов при своей разработке нуждается в помещении в более широкий контекст методов исследований, объектом которых должно явиться универсальное, адаптивное, инновационное образование, в значительной степени формирующее общественный прогресс. Модернизационные процессы в области языкового образования связаны, прежде всего, с требованием воспитания бикультурного би-
лингва, человека не только владеющего иностранным языком, но и способного быстро адаптироваться к особенностям культуры народа, говорящего на изучаемом иностранном языке. Поэтому преподавание иностранных языков в вузе все более ориентируется на современные достижения культурологии образования. Эти положения в значительной мере определяют приоритетность межкультурного обучения в вузе и означают отказ от доминирования обучения умениям оперировать лингвистическим материалом в пользу обучения диалогу между представителями разных лингвосоциумов с целью развития социально активной и самостоятельной личности обучающегося. Представляется аксиоматичным, что понятия «языковое образование», «межкультурная парадигма» и «межкультурное обучение» составляют единое терминологическое поле общей проблемы: преподавания и изучения современных родных и неродных языков и культур, а языковое образование и межкультурное обучение рассматриваются как сопряженные и одновременно автономно функционирующие компоненты целостной системы. Многие ученые сходятся во мнении об определенной условности разграничения понятий «языковое образование» и «межкультурное обучение».
Межкультурное обучение рассматривается в настоящее время как необходимое условие успешной реализации языкового образования и формирования вторичной языковой личности, способной к речевому взаимодействию на межкультурном уровне. Такая способность неизбежно происходит в режиме усвоения фактов культуры в процессе использования языка как средства общения и овладения языком как средством общения на основе усвоения фактов культуры. Формирование «третьей» культуры личности осуществляется в учебном процессе на основе ее базовой культуры через «межкультурное обучение», имеющее целью создать у обучающихся новое культурное созна-
ние - способность при контактах с другой культурой понять иной образ жизни, иные ценности, по-иному подойти к своим ценностям и отказаться от существующих стереотипов и предубеждений.
Последовательное обращение к межкультурной парадигме исследования процессов преподавания и изучения языков и культур требует переосмысления методологии и понятийно-категориального аппарата с позиций межкультурного обучения в вузе, изменения функциональной нагрузки основных составляющих образовательного процесса: его целей, задач, содержания, методов, принципов, средств и приемов обучения. Особое положение в названной парадигме занимает управление интересующим нас процессом. Исследованию управления как феномена, в том числе педагогического, посвящено достаточно много научных работ, обобщение которых позволяет трактовать управление как: науку - систему упорядоченных знаний в виде концепций, теорий, принципов, способов и форм управления; искусство - способность эффективно применять данные науки управления в конкретной ситуации; функцию - целенаправленное информационное воздействие на людей и экономические объекты, осуществляемое с целью направить их действия и получить желаемые результаты; процесс - совокупность управленческих действий, которые обеспечивают достижение поставленных целей путем преобразования ресурсов на «входе» в продукцию на «выходе»; аппарат - совокупность структур и людей, обеспечивающих использование и координацию всех ресурсов социальных систем для достижения их целей.
Научная экстраполяция семантики термина «управление» на предмет нашего исследования - процесс межкультурного обучения в вузе - приводит нас к вполне закономерному выводу о необходимости отказа от принципа суперпозиции, при котором рассматривается каждый отдельно взятый объект (эле-
га
о ч: о
>
ю о
го m о ü о
m
^
О О
мент) сложной системы и его влияние на всю систему и на отдельно взятые фрагменты в пользу принципа совершенствования (универсальности), который подразумевает выработку (нахождение) наиболее масштабируемой (универсальной), совершенной методологии поведения субъекта управления. Реализация такого принципа при учете специфики межкультурного обучения в вузе (приоритетности взаимодействия всех субъектов образовательного процесса в культурно-языковом режиме) возможна и целесообразна при партисипативном управлении данным процессом. Кратко охарактеризуем основные составляющие терминосистемы теорий партисипатив-ности и партисипативного управления.
Как нами было установлено ранее [1; 2], введение термина «партисипа-ция» в широкий научный обиход связано с именем Леви-Брюля. В современных философских и культурологических исследованиях партисипация рассматривается в аспекте субъектно-объектных отношений. Существует несколько точек зрения на определение сущности понятия «партисипация». В философии пар-тисипация рассматривается обобщенно как универсальная экзистенциальная интенция, органически присущая человеку и являющаяся основополагающей антропологической константой. В смыс-логенетической культурологии парти-сипация понимается широко: не только как стремление ощутить себя частью некоей большой социальной общности, но и вообще как всякое ситуативное снятие субъектно-объектных отношений. В педагогических исследованиях и литературе, посвященной проблеме управления, существует несколько подходов к трактовке термина «партиси-пация», под которым понимается:
• альтернатива авторитарности, дирек-тивности, принуждения;
• процедура совместного принятия решений, совместная постановка целей;
• совместное решение проблем, участие рядовых членов организации в
планировании и осуществлении организационных изменений.
Понятие «партисипативность» соотносится с такими категориями, как «участие», «соучастие», «вовлеченность» и функционирует в исследованиях, в центре которых находятся управленческие аспекты деятельности. Понятие парти-сипативности употребляется в нескольких основных значениях, а именно: как организационная идея, принцип управления организацией (И.А. Баткчева, И.Е. Ворожейкин, Д.К. Захаров, В.М. Свистунов и др.); как управленческий феномен, заключающийся в участии рядовых сотрудников в управленческих процессах (Е.Е. Вершигора, О.С. Виханский, А.И. Наумов, А. Уилкинс и др.); как метод мотивации и организации членов коллектива (Т.Ю. Базаров, Б.Л. Еремин, Дж.К. Лафта, П.В. Малиновский и др.); как средство повышения качества управленческих решений в организации (В.В. Глущенко, И.И. Глущенко, Б. Кар-лоф, М. Клод и др.). Партисипативность в рамках нашего исследования означает взаимодействие субъектов куль-туросообразного образовательного процесса, обусловленное действием культурного механизма соуправления функционированием межличностной и межкультурной коммуникации как компонентов профессиональной подготовки.
Проблема управления образовательным процессом рассмотрена достаточно всесторонне в исследованиях Т.Ф. Лошаковой, К.А. Нефедовой, Р.Х. Шакурова, Т.И. Шамовой и др. В настоящее время появляются исследования, предметом которых являются социальное и культурное творчество обучаемых, участие в самоорганизации и самоуправлении совместной деятельностью и др. Упомянутые факты свидетельствуют о необходимости разработки теоретических основ и механизмов реализации партисипативного управления.
Термин «participative management» дословно означает «управление, осно-
ванное на участии». Ключевой термин «участие» подразумевает различные формы участия субъектов образовательного процесса в управлении. Кроме того, партисипативное управление означает вовлечение участников данного процесса в управление, то есть субъекты всех уровней организации участвуют в установлении целей, в принятии решений, в анализе и решении проблем.
Эффективность использования парти-сипативного управления во многом зависит от правильности использования его принципов:
• добровольный характер участия в управлении посредством работы в малых группах или участия в опросах;
• постоянная помощь и поддержка руководителя малой группе, предоставление необходимой для обсуждения информации;
• работа участников в малых группах должна быть регламентирована, также должен существовать регламент по другим формам участия (выдвижение предложений, участие в межфункциональных проектах и др.);
• отсутствие каких-либо санкций за выдвижение идеи и предложений;
• все наработки должны рассматриваться, необходима обратная связь по любой идее;
• все идеи, нашедшие одобрение, должны внедряться;
• любые достижения участников процесса должны отмечаться, необходимо чтобы участники знали, какие из их наработок оказались ценными и движение в каком направлении приветствуется.
Основными формами участия в пар-тисипативном управлении являются: первый уровень - выдвижение предложений, которые могут выдвигаться как индивидуально, так и в ходе группового обсуждения (так называемый «проблемный семинар»). Данный уровень не требует введения структурных и других изменений в традиционную организацию процесса и может осуществляться непосредственно руководителем. Второй уро-
вень - разработка альтернатив - требует создания специальных структур, которые могли бы эффективно решать эту задачу. На практике это выражается в создании временных или постоянных групп, которым поручается выполнять конкретное задание. Третий уровень - выбор альтернативы - предполагает, что участие в управлении осуществляется в форме работы специальных групп, координирующих вариативные направления работы.
Механизм партисипативного управления может быть научно обоснован с учетом методологии партисипативно-го подхода, который очень близок концепции «организационное развитие» («organization development»). Суть концепции состоит в том, что развитие какой-либо системы возможно через развитие ее структур (в образовательном процессе - повышение эффективности образовательного процесса через развитие его субъектов). Это требует создания специальных организационных форм и структур. Основной акцент делается на работу малых групп (6-9 человек), в которых обсуждаются проблемы, идет совместный поиск возможных путей их решения, оказывается помощь в реализации принятых решений. Основной механизм обеспечения участия в партисипатив-ном управлении видится в предоставлении возможности обсуждения проблем и поиска их решения (при постановке на систематическую основу - в формате структурных новообразований) и во внедрении практики регламентированного сбора идей и предложений и практики создания межфунциональных групп.
Рассмотрение названных выше положений в ракурсе межкультурного обучения в вузе позволяет сделать следующие принципиальные выводы. Организация взаимодействия субъектов образовательного процесса в обучении иноязычной межкультурной коммуникации в режиме партисипативного управления предполагает реализацию соответствующего, партисипативного подхода, под которым мы понимаем такую принци-
га
о ч: о
ю о
пиальную ориентацию исследования данной проблемы, которая представлена совокупностью методов, обеспечивающих анализ, структурирование и функционирование форм совместной культуротворческой деятельности субъектов образовательного процесса на основе соуправления. Партисипативное управление процессом межкультурного обучения в вузе, таким образом, означает: совместное принятие решений о формах, способах и нормах осуществления коммуникации в условиях определенного межкультурного дискурса; создание культурного механизма сотрудничества преподавателя и студентов; актуализацию потенциалов саморазвития участников образовательного процесса в их полисубъектном диалогическом взаимодействии в рамках предложенного межкультурного дискурса. Кроме того, необходимо системное использование соучаствующего стиля в общении.
При партисипативном управлении в центре должны находиться следующие основные направления: открытое культурное и культуротворческое взаимодействие участников образовательного процесса: создание преподавателем условий для культуротворческих практик студентов, реализация студентами потребностей и интересов в межкультурной коммуникации; насыщенность
и аутентичность коммуникативных ситуаций, коммуникативных задач и дискурсов; соуправление процессами порождения, развертывания и протекания коммуникативного акта с реализацией различных коммуникативных стратегий; включение студентов в коллективную коммуникативную деятельность культуротворческого характера.
Таким образом, проведенный анализ основных понятий и возможностей парти-сипативного управления процессом межкультурного обучения в вузе позволил установить, что анализ, структурирование и функционирование форм совместной культуротворческой деятельности субъектов образовательного процесса на основе соуправления является эффективным и целесообразным. Мы рассмотрели возможные направления разработки и реализации теории партисипативно-го управления, декларативность которых, однако, нами не позиционируется. Библиографический список
1. Суворова С.Л. Концепция формирования коммуникативно-дискурсивной культуры будущих учителей: монография. - Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 2004. - 203 с.
2. Суворова С.Л. Формирование коммуникативно-дискурсивной культуры будущих учителей: Дис. ... д-ра пед. наук. - Челябинск, 2005. - 380 с.
го со о
о
со ^
О О