Научная статья на тему 'Факторы формирования интолерантности в современном дагестанском обществе'

Факторы формирования интолерантности в современном дагестанском обществе Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
240
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДАГЕСТАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / ДАГЕСТАНСКИЕ НАРОДЫ / МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / МЕЖНАЦИОНАЛЬНОЕ СОГЛАСИЕ / НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ИНТОЛЕРАНТНОСТЬ / DAGESTAN SOCIETY / DAGESTAN PEOPLE / INTERNATIONAL RELATIONS / INTERETHNIC CONCORD / NATIONAL POLICY / TOLERANCE / INTOLERANCE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Шахбанова Мадина Магомедкамиловна, Нурилова Альбина Захарьяевна, Газимагомедов Рамазан Ибакович

Исследование явления «межнациональное согласие» предполагает использование параметров, показывающих характер и состояние межэтнических отношений, среди которых важнейшими являются существование в массовом сознании установки на отказ от насилия, существование позитивных этнических стереотипов и ориентация на поддержание позитивного межнационального диалога и этноконтактов. В статье рассматриваются факторы формирования межэтнической интолерантности в современном дагестанском обществе. На основе полученных результатов социологического опроса выявлено, что барьерами в процессе формирования межнационального согласия выступают рост бедности, социальное расслоение общества и социальная незащищенность, наличие безработицы и проблема трудоустройства, неэффективность проводимой властью политики в ликвидации коррупции, деятельность неформальных национальных лидеров, противопоставляющих дагестанские народы друг другу, невысокий уровень культуры межэтнической коммуникации, утрата принципов интернационального воспитания, межнациональное противостояние, игнорирование национальных интересов дагестанских народов, проявление внутрирелигиозного противостояния и религиозного экстремизма, а также отсутствие доверия власти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Шахбанова Мадина Магомедкамиловна, Нурилова Альбина Захарьяевна, Газимагомедов Рамазан Ибакович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Factors of formation of intolerance in Dagestan modern society

The research of a phenomenon of interethnic concord assumes use of the parameters demonstrating the nature and a condition of the interethnic relations among which the major are existence in mass consciousness of the principles related to refusal of violence, existence of positive ethnic stereotypes and orientation to maintenance of positive international dialogue and ethnic contacts. This publication discusses factors of formation of interethnic intolerance in Dagestan modern society. Based on the obtained results of sociological poll the authors arrive at a conclusion that barriers in the course of formation of interethnic concord are the poverty growth, social stratification of society and social vulnerability, existence of unemployment and a problem of employment, inefficiency of the policy which is carried out by the power in corruption elimination, activity of the informal national leaders opposing the Dagestan people each other, the low level of culture of interethnic communication, loss of the principles of international education, international opposition, ignoring national interests of the Dagestan people, manifestation of intra religious opposition and religious extremism, as well as the lack of confidence to the power.

Текст научной работы на тему «Факторы формирования интолерантности в современном дагестанском обществе»

УДК 391(470.67) ББК 60.524(2Рос.Даг) Ш 31

М.М. Шахбанова,

доктор социологических наук, ведущий научный сотрудник Института истории, археологии и этнографии Дагестанского научного центра РАН, г. Махачкала, тел.: +79887908151, email: madina2405@mail.ru

А.З. Нурилова,

кандидат философских наук, доцент кафедры философии Дагестанского государственного технического университета, г. Махачкала, тел.: +79285410377, email: alnuza@mail.ru

Р.И. Газимагомедов,

кандидат исторических наук, старший преподаватель кафедры философии Дагестанского государственного технического университета, г. Махачкала, тел.: + 79286739651, email: ramazan.gazimagomedovz@yandex.ru

ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТОЛЕРАНТНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ ДАГЕСТАНСКОМ ОБЩЕСТВЕ

(Рецензирована)

Аннотация. Исследование явления «межнациональное согласие» предполагает использование параметров, показывающих характер и состояние межэтнических отношений, среди которых важнейшими являются существование в массовом сознании установки на отказ от насилия, существование позитивных этнических стереотипов и ориентация на поддержание позитивного межнационального диалога и этноконтактов. В статье рассматриваются факторы формирования межэтнической интолерантности в современном дагестанском обществе. На основе полученных результатов социологического опроса выявлено, что барьерами в процессе формирования межнационального согласия выступают рост бедности, социальное расслоение общества и социальная незащищенность, наличие безработицы и проблема трудоустройства, неэффективность проводимой властью политики в ликвидации коррупции, деятельность неформальных национальных лидеров, противопоставляющих дагестанские народы друг другу, невысокий уровень культуры межэтнической коммуникации, утрата принципов интернационального воспитания, межнациональное противостояние, игнорирование национальных интересов дагестанских народов, проявление внутрирелигиозного противостояния и религиозного экстремизма, а также отсутствие доверия власти.

Ключевые слова: дагестанское общество, дагестанские народы, межнациональные отношения, межнациональное согласие, национальная политика, толерантность, интолерантность.

M.M. Shakhbanova,

Doctor of Sociology, Leading Researcher of Institute of History, Archeology and Ethnography of Dagestan Scientific Center of Russian Academy of Sciences, Makhachkala,ph.: +79887908151, e-mail: madina2405@mail.ru

A.Z. Nurilova,

Candidate of Philosophy, Associate Professor of Department of Philosophy, Dagestan State Technical University, Makhachkala,ph.: +79285410377, e-mail: alnuza@mail.ru

R.I. Gazimagomedov,

Candidate of Historical Sciences, Senior Lecturer of Department of Philosophy, Dagestan State Technical University, Makhachkala,ph.: +79286739651, e-mail: ramazan.gazimagomedovz@yandex.ru

FACTORS OF FORMATION OF INTOLERANCE IN DAGESTAN MODERN SOCIETY

Abstract. The research of a phenomenon of interethnic concord assumes use of the parameters demonstrating the nature and a condition of the interethnic relations among which the major are existence in mass consciousness of the principles related to refusal of violence, existence of positive ethnic stereotypes and orientation to maintenance of positive international dialogue and ethnic contacts. This publication discusses factors of formation of interethnic intolerance in Dagestan modern society. Based on the obtained results of sociological poll the authors arrive at a conclusion that barriers in the course of formation of interethnic concord are the poverty growth, social stratification of society and social vulnerability, existence of unemployment and a problem of employment, inefficiency of the policy which is carried out by the power in corruption elimination, activity of the informal national leaders opposing the Dagestan people each other, the low level of culture of interethnic communication, loss of the principles of international education, international opposition, ignoring national interests of the Dagestan people, manifestation of intra religious opposition and religious extremism, as well as the lack of confidence to the power.

Keywords: Dagestan society, Dagestan people, international relations, intereth-nic concord, national policy, tolerance, intolerance.

Постановка проблемы и эмпирическая часть исследования. Характеристика явления «межнациональное согласие», определение индикаторов его воспроизводства, роль социального контакта в формировании позитивных и негативных установок в межэтническом взаимодействии закономерно предполагает исследование причин, способствующих возникновению и существованию межнациональной и межрелигиозной нетерпимости, отрицательных гетеростереотипов, деструктивных форм этнической идентичности, в совокупности способствующих ухудшению межнационального климата.

В Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 г. (п. 15) выделены отражающиеся на состоянии межнациональных и национальных отношений негативные факторы: а) высокий уровень социального и имущественного неравенства, региональной экономической

дифференциации; б) размывание традиционных нравственных ценностей российских народов; в) правовой нигилизм и высокий уровень преступности, коррумпированность отдельных представителей власти; г) сохранение проявлений дискриминации по отношению к гражданам различной национальной принадлежности в правоприменительной практике; д) недостаточность образовательных и культурно-просветительских мер по формированию российской гражданской идентичности, воспитанию культуры межнационального общения, изучению истории и традиций народов России, их опыта солидарности в укреплении государства и защиты общего Отечества; е) распространенность негативных стереотипов в отношении некоторых народов; ж) недостаточный уровень межведомственной и межуровневой координации в сфере реализации государственной национальной политики Российской Федерации, включая профилактику

экстремизма и раннее предупреждение межнациональных конфликтов в субъектах Российской Федерации; з) недостаточная урегулированность миграционных процессов, вопросов социальной и культурной интеграции и адаптации мигрантов, не позволяющая в должной мере обеспечить текущие и будущие потребности экономического, социального и демографического развития страны, интересы работодателей и российского общества в целом; и) влияние факторов, имеющих глобальный или трансграничный характер, таких как унифицирующее влияние глобализации на локальные культуры, нерешенность проблем беженцев и вынужденных переселенцев, незаконная миграция, экспансия международного терроризма и религиозного экстремизма, международная организованная преступность [1].

В статье рассматриваются база и причины формирования в массовом сознании и поведении дагестанских народов принципов интолерантности.

Характеристика выборки. Социологическое исследование по изучению ресурса межнационального согласия в современном дагестанском обществе проведено в 2018 г. в гг. Махачкала, Дербент, Хасавюрт, Казбековском, Кайтагском, Кизи-люртовском, Кизлярском и Хасавюртовском районах методом случайного отбора. N - 789.

Результаты исследования. Как известно, огромную роль в формировании межнационального согласия в современном российском обществе выполняет развитость принципов толерантности, которые, в свою очередь, способствуют сохранению позитивного межэтнического климата. Прежде чем перейти к анализу взаимодействия и взаимовлияния межнационального согласия и межнациональной толерантности, представляется необходимым установить не только существующее в научном сообществе понимание содержания межнационального согласия, но и

вкладываемый в него массовым сознанием смысл.

Эмпирические данные на вопрос «Что Вы понимаете под явлением «межнациональное согласие»?» показывают доминирование в массовом сознании дагестанцев позиции, рассматривающей межнациональное согласие как «уважение национальной культуры (языка, традиций, обычаев) всех народов» (60,3%), хотя выделяется подгруппа азербайджанцев, доля которых заметно меньше, по сравнению с другими подмассивами (38,5%). На втором месте располагается суждение, согласно которому под межнациональным согласием понимается «проживание в согласии и мире с представителями других народов и вероисповеданий», и оно ближе одной второй части опрошенных по всему массиву (47,1%), причем заметно больше доля отметивших его в подгруппе аварцев (53,9%) и лезгин (50,7%). Третье ранговое место занимает вариант, считающий сутью межнационального согласия «решение межрелигиозных и внутрирелигиозных конфликтов исключительно мирным путем, с целью недопущения противостояния между народами» (36,3%), и, по сравнению с другими этническими общностями, доля выбравших его превалирует в под-массиве лакцев (49,4%) и даргинцев (41,7%). На необходимость решения межнациональных конфликтов исключительно мирным путем указывает одна треть респондентов по всему массиву (33,8%), и доля таковых, по сравнению с другими подгруппами, больше в подмассиве даргинцев (46,7%). На пятом месте находится вариант ответа, вкладывающий в межнациональное согласие важность «уважения вероисповедания других людей (православие, иудаизм, католичество, протестантизм, буддизм и т.д.)» (22,9%).

В нашем исследовании интерес представляет понимание явления «межнациональное согласие» через призму социально-демографических

признаков. Так, по образовательному статусу доля рассматривающих межнациональное согласие как «уважение национальной культуры (языка, традиций, обычаев) всех народов» с повышением образовательного статуса респондентов снижается от 63,5% со средним образованием до 59,1% с высшим образованием. При этом можно констатировать рост количества респондентов, понимающих межнациональное согласие как «проживание в согласии и мире с представителями других народов и вероисповеданий» - 41,3% со средним, 44,5% средним специальным и 52,4% высшим образованием. Первое суждение по возрастному признаку отмечено 70,5% опрошенных в когорте «от 50 до 60 лет», в то время как в остальных подгруппах их доля существенно меньше: от 54,5% «от 20 до 30 лет» до 56,0% «от 60 лет и выше». Полученные на этот вопрос результаты исследования позволяют сделать однозначный вывод о том, что в массовом сознании дагестанцев существенных отличий в понимании содержания понятия «межнациональное согласие» не выявлено, и позиции равномерно распределились по национальному, возрастному и образовательному признакам. Иными словами, под межнациональным согласием опрошенные понимают уважение культуры любой этнической и религиозной общности, а также решение межнациональных и межрелигиозных споров исключительно мирным путем. Такое осмысление данного явления вполне согласуется с имеющимся в отечественной этносоциологии его пониманием как способности государства обеспечить реализацию жизненно важных интересов личности, всего общества в его этническом разнообразии, мобилизации ресурсов для принятия решений, удовлетворяющих основных участников взаимодействий [2; 125]. Вместе с тем, необходимо учесть миссию государственно-гражданской (российской) идентичности в решении

различных проблем. Так, российская идентичность существенную роль выполняет в объединении представителей разных этнических общностей, хотя и не в состоянии найти решение всем появляющимся в процессе межнациональной коммуникации острым проблемам, особенно в ситуации, когда и сами проблемы могут носить узкий характер и быть исключительно внутренними: например, определение этнополити-ческого статуса этнических групп (данный вопрос очень остро стоит для малочисленных дагестанских народов, особенно четко его обозначают андийцы, ахвахцы и цезы), обеспечение равных возможностей при трудоустройстве, получение качественного образования и медицинской помощи, сохранение этнокультурной самобытности и т.д. Кроме того, нельзя сбрасывать со счетов и такой важнейший фактор, как внутренняя и внешняя миграция, которая способна существенно ухудшить межнациональный климат и дестабилизировать межэтническую ситуацию в целом в Дагестане. Более того, наличие интолерантности в массовом сознании представителей принимающего общества, впрочем, как и нежелание самих мигрантов адаптироваться в инокультурной среде, очень часто противопоставление национальных традиций и обычаев, уклада жизни мигрантов местной этнокультуре негативно отражается на состоянии межнациональной сферы, характере межличностного взаимодействия.

Сложность формирования межнационального согласия в полиэтническом образовании, каковым является Дагестан, наличие национальных проблем, которые невозможно решить одномоментно, потому что существует длительная историческая составляющая, требует выявления факторов, выполняющих деструктивную роль в формировании межнационального согласия. Тем более их установление актуально по причине того, что

это позволит мирно, без применения насилия, решить сложные вопросы, выявить болезненные сферы, а также предотвратить появление очагов межнационального противостояния и напряженности в современном дагестанском обществе. А почва для этого имеется - это сложная социально-экономическая ситуация в республике, проблема трудоустройства, особенно молодежи, безработица, нерешенность этнических проблем малочисленных и репрессированных народов, территориальные споры, характерные равнинной части Дагестана, и т.д.

Ответы на вопрос «Что мешает формированию межнационального согласия в современном дагестанском обществе?» показывают, что одним из существенных факторов, дестабилизирующее современное дагестанское общество и препятствующее формированию межнационального согласия, 50,5% опрошенных считают «рост бедности, расслоение дагестанского общества на бедных и богатых»; по национальной принадлежности доля усматривающих в экономическом факторе барьер для межнационального согласия заметно больше в подмассиве кумыкского (62,1%), русского (52,9%), аварского (50,9%) и чеченского населения (50,0%). На второй позиции также располагается социально-экономический фактор - «социальная незащищенность, проблема трудоустройства, безработица» (46,6%), отмеченный большей частью аварцев (52,1%), кумыков (53,4%), даргинцев (58,3%), хотя и остальные этнические подгруппы также акцентируют на нем внимание, обозначая его роль в ухудшении межнациональной ситуации в Дагестане. Далее каждый третий опрошенный по всему массиву существование коррупции и нежелание местной власти с ней бороться считает не менее значимой помехой в формировании межэтнического согласия (30,0%), и доля таковых больше в подмассиве русских (41,2%), лакцев (38,0%) и даргинцев

(36,7%). Таким образом, в первую группу входят факторы, которые мы условно называем социально-экономическими, препятствующие сохранению в современном дагестанском обществе межнациональной толерантности и согласия. Во вторую группу можно включить национальный фактор, и здесь каждый четвертый опрошенный по всему массиву отмечает «деятельность неформальных национальных лидеров, противопоставляющих дагестанские народы друг другу» (25,1%), «низкую культуру межнационального общения, утрату принципов интернационального воспитания» (19,7%) и «противостояние между народами, игнорирование национальных интересов дагестанских народов (нерешенность вопроса территориальной реабилитации чеченцев-аккинцев, незащищенность национальных интересов лакцев и аварцев, принудительно переселенных на территорию проживания чеченцев-аккинцев)» (17,5%). Далее 19,0% респондентов указывают на негативную роль религиозного фактора в формировании межнационального согласия с мотивацией существования в современном дагестанском обществе внутрирелигиозного конфликта и религиозного экстремизма. Далее политологическая подгруппа факторов - «отсутствие доверия республиканской власти» - отмечена одной пятой частью опрошенных; доля усматривающих в отсутствии доверия религиозным лидерам определенные препоны в формировании межнационального согласия существенно меньше (каждый одиннадцатый опрошенный), хотя внутриислам-ское противостояние играет ключевую роль в ухудшении межнациональной ситуации в Дагестане из-за стремления духовных лиц влиять на все социальные сферы республики.

По образовательному признаку социальную незащищенность, проблему трудоустройства и наличие безработицы в Дагестане большая часть опрошенных с высшим

образованием (53,9%) считают негативными явлениями для сохранения межнационального согласия; в остальных образовательных подгруппах доля таковых заметно меньше - 38,9% со средним и 42,7% средним специальным образованием. Далее среди респондентов с высшим образованием заметно больше доля указывающих на существование в современном дагестанском обществе коррупции и нежелание республиканской власти с ней бороться (32,8%), наличие вну-трирелигиозных конфликтов и религиозного экстремизма (22,1%), отсутствие доверия республиканской власти (26,2%), безнравственности (19,6%), по сравнению с респондентами с более низким образовательным статусом. Также можно отметить существенные различия по данным суждениям в возрастном разрезе: респонденты до 40 лет подчеркивают отрицательную роль многих параметров в формировании межэтнического согласия в современном дагестанском обществе, в отличие от представителей старшего поколения.

Важность межнационального согласия в сохранении межэтнической стабильности в современном Дагестане предполагает выявление субъектов, дестабилизирующих межэтническую сферу. Индикатором интолерантности в обществе является состояние межнационального согласия и межэтнического климата, поэтому в нашем исследовании в анкету был включен вопрос: «Как Вы думаете, кто препятствует формированию межнационального согласия в современном дагестанском обществе?», позволяющий установить акторов ухудшения взаимоотношений между дагестанскими народами. Эмпирические данные показывают, что опрошенные дагестанские народы субъектами, создающими преграды в формировании межнационального согласия, определили, во-первых, политиков, не учитывающих полиэтничность Дагестана и

не защищающих в одинаковой степени национальные интересы всех дагестанских народов (47,7%), во-вторых, «национальных лидеров, которые под лозунгами защиты этнических интересов своего народа преследуют свои собственные цели и противопоставляют дагестанские народы друг другу» (40,6%). Авторы придерживались гипотезы, что в наибольшей степени отрицательно на межнациональную сферу и формирование основ межэтнического согласия влияет взаимосвязь национального и религиозного компонентов. Но выдвинутое предположение не нашло своего подтверждения -негативную роль религиозных лидеров в данном процессе отметила заметно меньшая доля опрошенных, по сравнению с теми, кто усматривает отрицательную роль политиков и национальных лидеров (8,3%). Довольно критичный подход к политикам демонстрируют большая часть лакцев и лезгин, в то время как в других этнических подгруппах их меньше: на противоречивое поведение и цели национальных лидеров указала одна вторая часть в подмас-сиве аварцев, даргинцев, кумыков, русских и чеченцев, а также каждый третий в подгруппе азербайджанцев, лакцев и лезгин. Кроме того, обращает на себя внимание позиция азербайджанцев (15,4%) и чеченцев (12,0%), возлагающих ответственность за формирование межнационального согласия на религиозных лидеров, которые, по их мнению, выполняют далеко не положительную миссию в данном процессе. Если по образовательному признаку ответы распределились практически равномерно по всем подгруппам, то по возрасту можно отметить отличия: две противоположные по возрасту категории - молодое и старшее поколения - придерживаются суждения, что именно религиозные лидеры создают негативные предпосылки для сохранения межнационального согласия - 12,0% «до 20 лет» и 16,0% «от 60 лет и выше».

Существование такой позиции можно объяснить тем, что на фоне религиозного возрождения, усиления роли конфессионального компонента в современном дагестанском обществе, интенсивное вмешательство духовных лиц во многие социальные сферы, в которых их нахождение негативно воспринимается массовым сознанием (семейно-брачная сфера, политика, образование и т.д.), обусловливает формирование в установках опрошенных дагестанцев определенного негативизма к институту духовенства в целом. По отношению к религии самоидентифицирующие как верующие и неверующие более критично настроены к политикам, не учитывающим полиэтничность Дагестана - 47,2% и 53,1%, соответственно; в то же время 41,1% верующих и заметно меньшая доля неверующих (28,1%) отрицательно настроены против национальных лидеров, преследующих свои собственные цели и противопоставляющих дагестанские народы друг другу. Вместе с тем, к религиозным лидерам в обеих подгруппах негативно настроена небольшая часть опрошенных (8,6% верующих и 9,4% неверующих).

Установление субъектов, выполняющих отрицательную роль в формировании межнационального согласия в современном дагестанском обществе, закономерно требует выявления наиболее злободневных в настоящее время конфликтов разной природы: межнациональные, политические, религиозные и т.д. Исследование миграционных процессов в современном дагестанском обществе выявило, что социально-экономические причины были ключевыми в миграции и вынуждающими людей покидать прежнее место проживания. При включении вопроса «Как Вы думаете, какие конфликты наиболее актуальны для современного дагестанского общества?» в анкету исследования авторы исходили из предположения, что материальная малообеспеченность дагестанцев

является фактором дестабилизации межнациональной сферы. Полученные результаты исследования подтверждают активизацию именно фактора материального благополучия, поэтому одна треть опрошенных по всему массиву наиболее болезненными считает социально-экономические причины (первое ранговое место). На второй позиции располагаются территориальные конфликты, связанные с земельным вопросом, причем их усилению способствовала провозглашенная при Р.Г. Абдулатипове земельная реформа, которая практически игнорировала этнические интересы народов проживающих на равнинных территориях Дагестана (21,5%). С несущественной разницей, вслед за земельными конфликтами, респонденты обозначают актуальность межнациональных конфликтов (20,9%), которые могут носить этнический оттенок в силу всякого рода причин - такой характер может приобрести и бытовой конфликт, и территориальный, и экономический, и кадровый и т.д. По национальной принадлежности выделяются респонденты-чеченцы, среди которых, по сравнению с другими подгруппами, больше доля обозначающих наличие межнационального противостояния, способного перерасти в этноконфликт (28,0%). Существование такой позиции в установках чеченских респондентов вполне объяснимо - они являются репрессированным народом и, несмотря на свою реабилитацию, не вполне согласны со своим положением в рамках республики: основное их требование заключается в проведении территориальной реабилитации и восстановлении Ауховского района, который, если обратиться к историческим фактам, просуществовал непродолжительное время. При этом нужно учитывать, что игнорирование национальных интересов аварцев и лакцев, которые были принудительно переселены на территорию чеченцев-аккинцев, в дальнейшем

может существенно ухудшить межнациональную ситуацию в Казбе-ковском и Новолакском районах, о чем свидетельствуют события 2017 г. Так, 25 июня 2017 г. в с. Ленина-ул Казбековского района, в котором компактно проживают аварцы и чеченцы-аккинцы, произошла массовая драка, в результате которой пострадали 12 чел., в том числе и представители правоохранительных органов [3; 21]. И такие стычки, когда обычный бытовой конфликт окрашивается в этнический, в данном населенном пункте, к сожалению, очень часты. Еще более усложняет межнациональную ситуацию и непоследовательная позиция республиканской власти, которая поддерживает идею восстановления Аухов-ского района. Несмотря на сложную религиозную ситуацию в Дагестане, респонденты на 4 место поставили внутриисламский конфликт, хотя его наличие существенно дестабилизирует не только религиозную, но и этнополитическую ситуацию в Дагестане. Далее, на первый взгляд, небольшая, доля респондентов отметила суждение «межрелигиозные конфликты (противостояние между исламом, православием, католичеством и другими религиозными учениями)», однако недавние события в дагестанском Кизляре, также в других российских городах, свидетельствуют о формировании в массовом сознании молодого поколения интолерантности к носителям иного вероучения. И что важно - данное суждение отмечено подгруппой респондентов, которые являются последователями иного вероисповедания и течения - русскими (православные) и азербайджанцами (шииты). Если обратиться к реальным событиям, то о существовании межрелигиозного конфликта свидетельствуют события 18 февраля 2018 г., когда православные отмечали Прощёное воскресенье - последний день перед наступлением Великого поста, когда была открыта стрельба по прихожанам храма в Кизляре.

В результате инцидента погибли 5 чел., пострадали еще 4 чел. [4]. Можно сказать, что применение агрессивных и насильственных действий в отношении носителей иного вероучения на территории современного Дагестана встречается впервые. Если в 90-х гг. в республике наблюдался массовый отъезд русского населения из республики в силу самого различного рода причин, хотя имело место и открытое их выдавливание, но религиозная мотивация в ярко выраженной форме отсутствовала. Данный акт аналогичен действиям террористов в западных странах (Франция, Англия, Германия и т.д.), и, к сожалению, его пытаются перенести на территорию Дагестана.

По отношению к религии на актуальность межрелигиозного конфликта указали 6,1% респондентов, ассоциирующих себя верующими; далее 15,6% верующих и 12,5% неверующих отмечают существование внутриисламского конфликта, противостояние между традиционным исламом и салафизмом. По образовательному признаку на актуализацию социально-экономических конфликтов указывают 27,5% опрошенных со средним, 38,2% средним специальным и 42,1% высшим образованием. Сложная экономическая ситуация в республике, безработица среди категории населения с высоким образовательным статусом, отсутствие пространства для самореализации, низкий уровень оплаты труда и ряд других факторов обусловливают существование в массовом сознании такой позиции.

Таким образом, результаты нашего исследования позволяют сделать вывод о том, что барьером в формировании позитивного межнационального согласия в Дагестане выступают рост бедности при социальном расслоении дагестанского общества на бедных и богатых, сопровождающийся социальной незащищенностью человека, существованием безработицы, сложностью трудоустройства, вынуждая

молодое поколение дагестанцев покидать республику и переезжать в крупные российские мегаполисы или же занимать низкоквалифицированную нишу (продавец на рынке, в магазине, или вообще работать на стройке, переквалифицировать себя на оказание услуг в социальной сфере - косметолог, парикмахер, визажист и т.д.). Имеющаяся в Дагестане коррупция и ее уровень, когда люди в любой социальной сфере с ней сталкиваются, слабость борьбы республиканской власти с ней, несовершенство законодательства также вносит свой негативный заряд в поддержание межнационального согласия. Кроме того, не менее отрицательна роль неформальных национальных лидеров, противопоставляющих дагестанские народы друг другу. Наряду с объективными факторами, препятствующими формированию межнационального согласия, заметно негативную роль выполняют и субъекты, которые способствуют ухудшению межнациональной ситуации: таковыми опрошенными отмечены политики, не учитывающие в равной степени этнические интересы всех народов республики, а также национальные лидеры, под лозунгами защиты национальных интересов своего народа противопоставляющие дагестанские народы друг другу.

Одним из факторов дестабилизации ситуации в обществе и формирования интолерантных установок в массовом сознании, особенно в полиэтническом пространстве, является представленность этнических общностей, проживающих на определенной территории в структурах власти. Отечественные исследователи подчеркивают, что проблема равноправного доступа к власти независимо от национальной принадлежности остается актуальной в полиэтнических регионах России [5] и практика соблюдения равенства в управленческой деятельности является одной из значимых индикаторов позитивного межэтнического

согласия. С целью выяснения существующих в массовом сознании дагестанцев позиций о кадровой политике в республике им был задан следующий вопрос «Как должен решаться кадровый вопрос в Дагестане?». Наше исследование показывает доминирование в массовом сознании дагестанцев позиции, согласно которой руководящий пост должен занимать только профессионал своего дела (компетентный и учитывающий национальные интересы всех народов, проживающих в данном населенном пункте, районе, регионе), независимо от национальной принадлежности, отмеченная большей частью респондентов почти во всех этнических подгруппах, за исключением опрошенных кумыков (31,0%). Также, по сравнению с остальными подмассивами, меньше всего придерживающихся данного суждения среди респондентов-чеченцев (56,0%). С большим отрывом на втором месте располагается вариант ответа: «руководящий пост должен занимать только представитель моего народа» (9,2%), и по национальной принадлежности его разделяет каждый шестой опрошенный в подгруппе чеченцев, одна восьмая часть даргинцев и русских, каждый десятый респондент среди лакцев.

В советский период в стране существовала квотная система в кадровой сфере, которая по инерции сохранилась и в постсоветский период, несмотря на политическую трансформацию Советского Союза, изменение социально-экономической базы и ряд других преобразований под лозунгами либерально-демократических ценностей. К сожалению, такой подход имеет место и по сей день в республике, и несомненна необходимость его пересмотра. Вместе с тем, когда пытаются под разными предлогами отказаться от квотной системы в кадровой политике, необходимо учесть заложенное внутри этой системы глубокое противоречие: с одной стороны, она позволяет

привлекать представителей всех дагестанских народов во властные структуры, с другой, желание соблюдать паритет имеет негативную тенденцию: во-первых, на руководящих должностях могут оказаться неквалифицированные специалисты, которых невозможно уволить, потому что нарушается квотность, во-вторых, под выдуманными предлогами во властных структурах могут оказаться представители только одного народа. И здесь формируется почва для недовольства и интоле-рантности, которые в совокупности могут обострить взаимоотношения между народами и дестабилизировать межнациональную сферу. По результатам нашего исследования каждый пятый опрошенный среди чеченцев, одна шестая часть в подгруппе лезгин и каждый седьмой в подмассиве кумыков выступают за соблюдение квоты, т.е. равномерного представления всех дагестанских народов во властных органах и учреждениях республики.

Таким образом, сохранению толерантности в современном дагестанском обществе может способствовать сохранение баланса межнационального согласия, когда люди будут поддерживать позитивную межнациональную коммуникацию. Обозначение значимости самого общества в поддержании межнационального согласия, на первый взгляд, выглядит довольно простым процессом, однако сплоченность поликультурного сообщества обеспечивается существованием в массовом сознании общей цели, дополненной единой ценностно-символической системой. В связи с актуальностью обозначения цели в формировании толерантности в нашем исследовании респондентам был задан вопрос: «Какие цели могли бы объединить современное российское общество?», который выявил бы существующие в массовом сознании дагестанцев тенденции. Результаты исследования показывают лидирование с

большим перевесом в установках респондентов позиции «обеспечение социальной справедливости (равенство перед законом, достойный уровень жизни, трудоустройство, свобода совести и т.д.)», способной объединить современное российское общество (61,2%). По этнической принадлежности данный тезис разделяют больше половины респондентов, за исключением подгруппы русских (одна вторая часть). Важным для опрошенных выступает правовой компонент, поэтому они акцентируют внимание на необходимости обеспечения законности в российском обществе, ибо в массовом сознании вызывает недовольство практика соблюдения законов (47,8%). Более того, можно отметить и избирательность применения законов в отношении людей, принадлежащих разным социальным слоям. Как правило, в современном обществе очень часто сталкиваются с несправедливостью применения тех или иных правоприменительных мер к нарушителям закона: если его переступил человек, находящийся на низкой социальной ступени, для него наказание неотвратимо, в то время как правонарушитель с более высоким социальным статусом может и избежать наказания или же оно будет более мягким. В обыденном сознании людей сформировался стереотип, что «за кражу курицы можно получить срок», а за кражу и мошенничество в больших размерах может быть применена амнистия и домашний арест. Иными словами, можно сплошь и рядом встретить несправедливость в применении положений закона в отношении разных категорий граждан, что и актуализирует в общественном сознании необходимость соблюдения закона и порядка независимо от социального статуса и положения правонарушителя. С большим отрывом от вышеприведенных суждений располагается необходимость обеспечения высокого уровня

материального благосостояния людей, которое очень актуально для современного российского общества (32,7%). По сравнению с другими этническими подгруппами, на важность повышения материального благополучия населения указывает одна вторая часть опрошенных даргинцев. В тесной связи с материальным благосостоянием находится и проведение политики, направленной на эффективное экономическое развитие России (17,1%). По национальной принадлежности данный вариант ответа подчеркивает каждый четвертый опрошенный в подгруппе кумыков и русских. Не менее существенным в установках опрошенных является обозначение необходимости укрепления единства российского общества (22,4%), и выделяются здесь русские (одна треть респондентов). В консолидации российского социума определенную роль выполняет разрешение конфликтных ситуаций с учетом позиций всех вовлеченных в противостояние сторон. Одной шестой частью опрошенных по всему массиву обозначена важность повышения статуса и роли Российского государства на мировой политической арене, следовательно, его возможности в объединении российского общества; в национальном разрезе заметно выделяются опрошенные русские (35,3%) и лезгины (29,0%). При этом на фоне остальных направлений необходимость повышения обороноспособности России обозначена каждым десятым опрошенным по всему массиву, и, по сравнению с другими, больше таковых в подгруппе аварцев (13,3%) и лакцев (11,4%). Таким образом, полученные данные свидетельствуют о том, что дагестанцы в консолидации современного российского общества в равной степени обозначают значимость социально-экономических, политических, правовых факторов, и только их единство может способствовать сохранению стабильности в межнациональной сфере.

Заключение. Таким образом, по результатам исследования установлено превалирование в массовом сознании дагестанских народов понимания межэтнического согласия как «уважения национальной культуры (языка, традиций, обычаев) всех народов». Наряду с вышеприведенным суждением, имеет место и позиция, рассматривающая межнациональное согласие как «проживание в согласии и мире с представителями других народов и вероисповеданий». Не менее существенным является понимание межнационального согласия как возможности разрешения межрелигиозных и внутри-религиозных конфликтов исключительно мирным путем, впрочем, как и формирование уважительного отношения к иным религиозным вероучениям.

Кроме того, полученные результаты позволяют говорить о заметном влиянии этнического фактора на социальную жизнь людей в разных общественных сферах. Кроме того, можно сделать вывод о том, что больше половины опрошенных испытывают отражение национального фактора на своей повседневной жизни. Определенным препятствием для неравного доступа к престижным видам деятельности может выступить и национальная принадлежность кандидата. Существующая в сознании подавляющего большинства опрошенных позиция о необходимости учитывать, в первую очередь, профессионализм претендента вполне обоснованна и понятна, потому что население «устало» от коррупции, низкого уровня социально-экономического положения, нерешенности многих проблем социально-бытового характера, что обусловливает существование такой тенденции в установках людей. Кроме того, следует принимать во внимание наличие конкуренции, как за доступ к власти, так и за престижные места при существовании жесткой борьбы за собственность.

Примечания:

1. О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года: указ Президента Российской Федерации (19 декабря 2012 г.). URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/36512/page/1 (дата обращения: 11.01.2018).

2. Дробижева Л.М. Межнациональное согласие в политике государства и массовом сознании // Вестник Российской нации. 2015. № 5. С. 125.

3. Булатов И. Ни войны, ни мира // Черновик. 2017. 14 июля, № 27. С. 1, 20-21.

4. Стрельба в Дагестане: погибли пять человек // Газета.Ру. URL: https://www. gazeta.ru/social/2018/02/18/11654815.shtml (дата обращения: 25.05.2018).

5. Дробижева Л.М. Этничность в социально-политическом пространстве Российской Федерации. Опыт 20 лет. М.: Новый хронограф, 2013. С. 216-236.

References:

1. Decree of the President of the Russian Federation "On Strategy of the State National Policy of the Russian Federation for the Period up to 2025" (December 19, 2012). [Electronic resource]. Access mode: http://www.kremlin.ru/acts/bank/36512/ page/1 (access date: 11.01.2018).

2. Drobizheva L.M. Interethnic consent in state policy and mass consciousness // Bulletin of the Russian nation. 2015. No. 5. P. 125.

3. See: Bulatov I. Neither War, nor Peace // The draft. July 14, 2017. No. 27. P. 1, 20-21.

4. Shooting in Dagestan: five people were killed /Gazeta.Ru. [Electronic resource]. Access mode: https://www.gazeta.ru/social/2018/02/18/11654815.shtml (access date: 05/25/2018).

5. Drobizheva L.M. Ethnicity in the socio-political space of the Russian Federation. Experience of 20 years. M.: New Chronograph, 2013. P. 216-236.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.