Вестн. Моск. ун-та. Сер. 21. Управление (государство и общество). 2018. № 4
Е.В. короплясова
межконфессиональный диалог и православное МОЛОДЕЖНОЕ движение в россии (2000-2010)
В статье исследовано развитие межконфессионального диалога в России в 2000-2010 гг. в сферах, связанных с молодежным движением. Рассмотрены мероприятия, организованные Русской Православной Церковью совместно с неправославными христианскими конфессиями, мусульманскими религиозными структурами, сделан вывод о значимости вклада религиозных организаций в решение социальных проблем молодежи, о необходимости дальнейшего развития межконфессионального диалога как управленческой технологии установления социальной и политической стабильности в России.
Ключевые слова: межконфессиональный диалог, межконфессиональное взаимодействие, Русская Православная Церковь, Римско-Католическая Церковь, ислам, молодежь, социальная работа, экстремизм, государственная национальная политика.
The article deals with the development of interfaith dialogue in Russia during 2000-2010th. The author also studies the events organized by The Russian Orthodox Church together with non-Orthodox Christian confessions and Islamic Muslim religious structures. Further application of these principles will certainly contribute to the strengthening of social and political stability in Russia.
Keywords: interfaith dialogue, interethnic communication, Russian Orthodox Church, ROC, Catholic Church, Islam, youth, social work, extremism, state national policy.
Важнейшей задачей, стоящей в настоящее время перед органами государственной власти, российским обществом, а также религиозными организациями (если рассматривать их как субъекты молодежной политики, имеющих ресурсы и соответствующие возможности1), является выработка и реализация эффективной молодежной политики, охватывающей различные сферы обще-
Короплясова Екатерина Валерьевна — аспирантка факультета государственного управления МГУ имени М.В. Ломоносова; е-mail: kev9@list.ru
1 Елишев С.О. Молодежь как объект социализации и манипуляций. М.: МАКС Пресс, 2013.
ственной жизни. Российский социолог И.М. Ильинский отмечает, что молодежь более всех слоев населения «страдает от экономических и социальных кризисов» и именно она больше всех должна осознать и начать претворять в жизнь идею «устойчивого развития», должна освоить новую систему ценностей и научиться жить на их основе2. Серьезной проблемой современного общества становятся утрата молодыми людьми жизненных ориентиров, маргинализация значительных групп молодежи, развитие в их среде деструктивных тенденций. Угрозой социальной и политической стабильности страны является распространение среди молодежи экстремистских воззрений, активная деятельность различных организаций, проповедующих идеи политического радикализма. Особенно опасны, по мнению большинства исследователей, те виды экстремизма, которые формируют в сознании своих последователей образ врага на основании этнической или конфессиональной принадлежности3. Борьба с деструктивными тенденциями в молодежной среде невозможна без опоры на религиозные организации, действующие на территории России4. Успех их деятельности, в свою очередь, недостижим без наличия действенного межрелигиозного и межнационального диалога, развития практического сотрудничества различных конфессиональных структур. Целью статьи, в силу значимости данной проблематики, является анализ специфики межконфессионального взаимодействия в различных проявлениях молодежного движения на территории Российской Федерации в 2000-2010 гг.
Вопросы межконфессионального взаимодействия активно разрабатываются западными богословами. Так, например П. Тиллих, рассматривая религию как основу познания и бытия, допускает установление межрелигиозного диалога и оценивает его как позитивное и необходимое явление5. Также и большинство ученых согласны, что диалог культур и разных религий должен выстраиваться не как сплав религиозных идей, а как сотрудничество
2 Ильинский И.М. Молодежь в контексте глобальных процессов развития мирового сообщества // Молодежь и общество на рубеже веков. М., 1999. С. 39.
3 Тенгизова Ж.А. Межконфессиональное взаимодействие в противодействии экстремизму и терроризму // Историческая и социально-образовательная мысль. Вып. 3-2. Т. 8. М., 2016. С. 145.
4 Дорофеева Т.Г. К вопросу о мирном взаимоотношении представителей различных мировоззренческих ориентаций // Известия Пензенского гос. педагогического ун-та имени В.Г. Белинского. Пенза, 2012. № 27. С. 29-36.
5 Тиллих П. Христианство и встреча мировых религий // Теология культуры. М.: Юрист, 1995. С. 479.
представителей религиозных организаций по существующим проблемам современного общества, что сейчас становится первоочередной задачей6.
Необходимость наладить всесторонний диалог между конфессиями со всей остротой выявилась в России в 1990-е гг., когда окончательно ушли в прошлое ограничения, налагавшиеся в советское время на общественную деятельность религиозных организаций, международное сотрудничество в религиозной сфере7. Важнейшей вехой в осмыслении ключевых аспектов межконфессионального диалога стал документ «Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию», принятый в 2000 г. на Юбилейном Архиерейском соборе Русской Православной Церкви (РПЦ). Документ определял стратегию взаимодействия православия — самой крупной конфессии на территории России — с другими христианскими исповеданиями, в первую очередь, с католицизмом, протестантизмом и армяно-григорианством8. В «Основных принципах отношения РПЦ к инославию» (пункт 5.5) подчеркивается, что РПЦ, как и иные Поместные Православные Церкви, считает возможным и полезным участвовать в работе различных международных организаций на поприще служения миру, развивая такие формы деятельности, как диакония, социальное служение, миротворчество. Фундаментальным моментом религиозного диалога, по мнению Д.Н. Майорова, являются положения, не касающиеся теологических разногласий9. В частности, важнейшей задачей межконфессионального взаимодействия выступает работа с молодежью.
Развивая сотрудничество с неправославными христианскими исповеданиями, РПЦ выстраивала и активное взаимодействие с исламом, являющимся второй по величине конфессией на территории России. Одним из проявлений такого взаимодействия стали совместные декларации предстоятеля РПЦ (с 2009 г.) Патриарха Кирилла и руководителей крупнейших мусульманских религиозных
6 Сиверцев М. А. Межрелигиозный диалог в эпоху глобализации // Человек. 2002. № 5. С. 76-87; Степанова Е. А. Проблема толерантности в межконфессиональных отношениях. В 2 т. Екатеринбург, 2008. Т. 1. С. 220.
7 Шахов М.О. Правовые основы деятельности религиозных объединений в Российской Федерации. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2013. С. 52.
8 Основные принципы отношения к инославию РПЦ. URL: http://www. patriarchia.ru/db/text/418840.html (дата обращения 06.02.2018).
9 Майоров Д.Н. Осуществление диалога Русской православной церкви с представителями религиозных мировоззрений методами естественной теологии // Вестн. Томского гос. ун-та. Томск, 2011. № 347. С. 45-46.
организаций России, в первую очередь, председателя Духовного управления мусульман европейской части России и Совета муфтиев России муфтия Равиля Гайнутдина и председателя Центрального духовного управления мусульман России Верховного муфтия Тал-гата Таджуддина. В декларациях подчеркивалась важность развития межрелигиозного диалога, в том числе с точки зрения стабилизации политической ситуации в России.
Выступая в 2011 г. перед участниками Европейского совета религиозных лидеров, Патриарх Кирилл заявил, что православным надо «находить друзей и единомышленников в разных религиях, в разных традициях, среди светских секулярных людей — мыслителей, философов, политиков, дипломатов»10. «Доверительная, сбалансированная, работающая по правильной методологии система может приводить к замечательным результатам», — отметил Патриарх, подчеркнув необходимость развития межрелигиозного и межкультурного диалога.
В свою очередь, муфтий Равиль Гайнутдин еще в 2000 г., в докладе на Международной научно-практической конференции «Ислам и христианство в диалоге культур на рубеже тысячелетий» указал, что религиозные организации обладают очень большими возможностями для организации межконфессионального диалога, который способствует утверждению мира и гражданского согласия в обществе. «Диалог может коренным образом изменить моральную атмосферу в нашей стране, создать более благоприятную, чем сегодня, ситуацию в межнациональных отношениях», — заявил муфтий11. Обращаясь в 2007 г. к мусульманам в день праздника Курбан-байрам, Р. Гайнутдин в качестве общей задачи приверженцев ислама и православных выделил «повышение нравственного уровня людей, противостояние распространению алкоголизма, наркомании, беспризорности». «Нам необходимо найти общую платформу в деле ознакомления детей, молодежи и людей старшего поколения с историей и культурой традиционных российских религий», — подчеркнул муфтий12.
10 Кирилл, патриарх Московский и Всея Руси. Без поддержки снизу межрелигиозный диалог теряет смысл. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/1546480.html (дата: обращения: 10.08.2018).
11 Гайнутдин Р. Диалог конфессий на евразийском континенте в прошлом, настоящем и будущем (доклад на конференции). URL: http://www.ravilhazrat.ru/ doklady/76-dialog-konfessij-na-evrazijskom-kontinente-v-proshlom-nastoyashchem-i-budushchem (дата обращения: 10.07.2018).
12 Муфтий Гайнутдин призвал единоверцев к сотрудничеству с православными. URL: http://pravoslavie.ru/20074.html (дата обращения: 10.08.2018).
Необходимость межконфессионального диалога на поприще социального служения, в том числе в сфере противодействия экстремизму, терроризму, тем или иным направлениям политического радикализма становилась с течением времени все более очевидной. Осмысление необходимости межрелигиозного сотрудничества явилось важным стимулом для усиления взаимодействия Православной Церкви с Римско-Католической Церковью (РКЦ) — конфессией, ранее находившейся в достаточно напряженных отношениях с православием. Несостоявшаяся встреча Патриарха Московского и Всея Руси с Папой Римским в 1997 г. вызвала волну критики13. Межцерковный диалог фактически отсутствовал между РКЦ и РПЦ долгие годы. Предстоятели двух христианских церквей, заняв свои должности, приложили немало усилий на пути к диа-логу14. Поэтому беспрецедентным событием стала встреча Папы Римского Франциска и Патриарха Кирилла в феврале 2016 г. на Кубе. По итогам встречи был подписан документ, содержавший важные заявления о необходимости совместных трудов католиков и православных (пункт 3), призыв к мировому сообществу «сплотиться, чтобы покончить с насилием и с терроризмом, и одновременно через диалог содействовать скорейшему достижению гражданского мира» (пункт 10), утверждение неприемлемости попыток оправдания преступных деяний религиозными лозунгами (пункт 13). В документе было уделено особое внимание христианской молодежи. «Вам, молодым, надлежит не зарывать талант в землю (Мф. 25:25), но употребить все дарованные вам Богом способности для утверждения в мире истины Христовой, для воплощения в жизнь евангельских заповедей о любви к Богу и ближнему», — говорилось в заявлении15. Встреча предстоятелей Русской Православной и Римско-Католической церквей заложила основу для более активного развития православно-католического диалога, способного, в том числе, оказать благоприятное воздействие на сферу внешней политики.
13 Синелина Ю.Ю. Церковь и интеллигенция. Мифы и реальность // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. М., 2012. № 4(110). С. 65.
14 Маслова Е.А., Шебалин Д.Д., ШебалинаЕ.О. Российской-Ватиканский диалог на современном этапе: основные тенденции и динамика // Вестн. Брянского гос. ун-та. Брянск, 2017. № 3. С. 70-71.
15 Совместное заявление Папы Римского Франциска и Святейшего Патриарха Кирилла. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/4372074.html (дата обращения: 10.07.2018).
При исследовании отношения Православной Церкви к молодому поколению, необходимо отметить, что Церковь рассматривает молодежь как особую психофизическую социальную группу, выступающую объектом воспитательного процесса и субъектом организованного молодежного движения16. Главная цель православного молодежного движения вытекает из общей цели всех православных — достижения состояния «обожения»17, духовное стремление к Богу, и направлена на удовлетворение духовных потребностей молодого человека посредством его включения в процесс социального служения, путем поддержки и развития молодежных инициатив.
Однако на пути развития православного молодежного движения существуют серьезные препятствия. Большая часть светской молодежи, даже относясь положительно к религии, все же видит в ней лишь одну из основ национальной культуры и традиций, воспринимает религию как часть традиционной культуры народа, способствующей сохранению нации, служащей фундаментом национального самосознания18. Данная позиция не позволяет адекватно осмыслить все многообразие общественной роли Церкви. Низкий уровень знаний об этноконфессиональной структуре общества способствует тому, что радикально настроенные силы спекулируют на отрицательных примерах, используют негативные стереотипы с целью разжигания межконфессиональных и межэтнических конфликтов и дестабилизации социума19. Необходимо снижать влияние стереотипов, укоренившихся в обществе, личных предрассудков по отношению к иным традициям20. По мнению О.Б. Молодова, для укрепления стабильности межконфессиональных отношений важным инструментом является распространение позитивного опыта сотрудничества различных конфессий, увеличение социальной
16 Луков В. А. Теории молодежи: междисциплинарный анализ. М., 2012. С. 116.
17 Логиновский С.С. Специфика святоотеческой гносеологии / Под ред. С.С. Ло-гиновского. Челябинск: Энциклопедия, 2010. С. 115.
18 Галактионова Н.А. Роль религиозности в этнической социализации молодежи Тюменской области // Вестн. Российского ун-та дружбы народов. Сер. Социология. 2010. С. 34.
19 Емельянова Е.В, Такаев И.Р. Причины и условия, способствующие возникновению межконфессиональных противоречий // Пробелы в российском законодательстве. Юридический журнал. 2013. № 6. С. 215.
20 СафроноваЖ.С., Степанова Т.В. Социально-психологические особенности межнационального восприятия молодежи в условиях современного многонационального общества // Вестн. Волжского ун-та имени В.Н. Татищева. Самара, 2012. С. 178.
рекламы, направленной на популяризацию религиозного взаимопонимания21.
Свой вклад в развитие деструктивных тенденций вносят и такие факторы, как преобладание досуговых ориентаций в молодежной среде, кризис традиционной системы ценностей, отсутствие необходимых условий для творческой самореализации молодежи, рост значения интернет-коммуникаций, зачастую не подвергающихся никакому контролю. Традиционные конфессии стремятся по возможности сообща решать возникающие проблемы, опираясь на такие ценности, как взаимоуважение, интерес к другим религиям и культурам.
Обращаясь к предыстории рассматриваемых в статье явлений, необходимо отметить, что начало организованному межконфессиональному диалогу в православной среде в рамках молодежных проектов было положено благодаря деятельности православного молодежного движения «Синдесмос» («Всемирная федерация православной молодежи», The World Fellowship of Orthodox Youth SYNDESMOS)22. Движение «Синдесмос» было создано как международное сообщество православной молодежи, молодежных организаций и богословских учебных заведений. Возникшее в 1953 г. в Греции, движение существует до сих пор, оставаясь единственной структурой, консолидирующей православные молодежные организации в мировом масштабе23. Целью движения «Синдесмос» является «установление духовной связи и широкого сотрудничества среди движений и групп православной молодежи, пробуждение сознания единства Православия, создание путей взаимопомощи и оказание помощи православной молодежи на путях общения с инославными». Среди основных задач «Синдесмос» — содействие распространению образа жизни, основанного на евхаристическом общении, Евангелии и учении святых отцов, расширение сотрудничества и углубление общения молодежи. Реализация этих задач способствовала активизации диалога с представителями неправославных вероисповеданий, что сыграло важную роль в развитии экуменического движения.
21 Молодов О.Б. Межконфессиональная толерантность в социологическом измерении // Труды Санкт-Петербургского института культуры. 2015. Т. 204. Вып. 2. С. 359.
22 Юревич Д. Синдесмос и Санкт-Петербургские духовные школы // СПбДА «Христианское чтение». СПб, 1999. № 18. URL: http://www.sinai.spb.ru/dy/synd.html (дата обращения: 12.08.2018).
23 Короплясова Е. В. Молодежное движение Православной Церкви в ХХ веке: формирование традиции // Генезис. Челябинск, 2015. № 1. С. 85.
Межконфессиональный диалог в рамках экуменической деятельности в целом получил значительное развитие в ХХ в., способствовал достижению мира и взаимопонимания между верами и народами. Особый вклад в развитие взаимодействия между конфессиями внесла крупнейшая экуменическая организация — Всемирный Совет Церквей (World Council of Churches, WCC). Ряд проектов, вдохновленных идеями экуменизма, получил высокую оценку со стороны священноначалия РПЦ. К их числу относятся, в частности, движение католиков-мирян «Фоколяре»24 (в переводе — «сердце», «очаг»), созданное в 1940 г. в Италии с целью распространения христианских ценностей, оказания помощи нуждающимся. «Движение дало возможность многим людям обратиться к христианскому нравственному идеалу и по мере сил нести служение ближнему», — отметил в 2008 г. нынешний патриарх Московский Кирилл (в то время — глава Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, митрополит Смоленский и Калининградский), обращаясь к заместителю руководителя движения священнику Джорджио Маркетти с письмом соболезнования по поводу кончины основательницы движения «Фоколяре» Кьяры Любич. «Почившая, — подчеркнул патриарх Кирилл, — была известна не только как одна из наиболее авторитетных мирянок Римско-Католической Церкви, но и как активный участник межхристианского и межрелигиозного диалога»25.
С начала 1990-х гг. в России предпринимаются шаги по развитию взаимодействия между конфессиями, возникает и разворачивает свою деятельность православное молодежное движение. Молодежные организации РПЦ начали достаточно активно участвовать в международных экуменических встречах. К их числу относится молодежный лагерь «Фриденсгрунд», организованный католическим епископом Йозефом Хомайером из Хильдесхайма (Германия) в 1990 г. Начиная с 1990 г., лагерь ежегодно организуется в различных странах Европы — в Польше, России, Чехии, на Украине, в Румынии, Хорватии, Литве26. Важной вехой стала христианская межконфессиональная молодежная конференция «Я с вами во все
24 Лункин Р.Н. Европейские церкви и демократические институты: возвращение религии или секуляризация христианства? // Вестн. Ленинградского гос. ун-та имени А.С. Пушкина. СПб., 2016. № 3. С. 171.
25 Скончалась основательница католического движения «Фоколяре» Кьяра Любич (14 марта 2008 г.) URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/378471.html (дата обращения: 01.05.2018).
26 Логинов А., диак. Международные конференции в Костроме // Благовест: Кострома, 1991. № 6 (16). С. 12.
дни до скончания века», организованная в 2001 г. совместно РПЦ, РКЦ, Российским Союзом Евангельских Христиан-Баптистов, Армянской Апостольской Церковью, Евангелическо-Лютеранской Церковью, Евангелическо-Лютеранской Церковью Ингрии на территории России, Союзом Христиан Веры Евангельской и Церковью Христиан Адвентистов Седьмого Дня27. В конференции участвовали представители Папского Совета по делам молодежи, Всемирного Совета Церквей, Экуменического Совета Молодежи Европы, движения «Синдесмос», Отдела по взаимодействию с религиозными организациями Администрации Президента РФ, Комитета Правительства Москвы по связям с религиозными организациями. Конференция стала итогом семилетней совместной работы и тесного сотрудничества христианских исповеданий, осуществляющих свое служение на территории России.
Внимание православной молодежи и структур РПЦ, ответственных за работу с молодыми людьми, к наработкам неправославных конфессий выразилось, в частности, в стремлении изучить опыт движения «Фоколяре». Так, в 2010 г. Патриарший центр духовного развития детей и молодежи провел семинар на тему «Человек перед Богом», посвященный опыту движения28. Важную роль в обращении к наработкам «Фоколяре» сыграло то обстоятельство, что участие в этом движении позволяет развивать различные формы социальной работы, оставаясь в рамках своей религиозной традиции. В настоящее время в России существуют объединения православных последователей движения «Фоколяре», сосредоточенных преимущественно в Москве и Санкт-Петербурге.
Говоря о различных формах межконфессионального диалога в рамках молодежных движений, необходимо отметить, что особую роль в этой сфере начиная с середины 2000-х гг. стали играть мероприятия, совместно проводимые РПЦ и мусульманскими религиозными структурами, опирающиеся на высокие религиозно-нравственные идеалы и осуждение терроризма29. Одной из форм подобного взаимодействия явились молодежные клубы и лагеря. Они часто организуются на территории Северного Кавказа — в регионе, где особенно необходима межкультурная коммуникация молодежи.
27 В Москве состоялась Христианская межконфессиональная молодежная конференция «Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28. 20). Христианство в третьем тысячелетии». URL: https://mospat.ru/archive/ru/2001/08/nr105163/ (дата обращения: 31.07.2018).
28 Отчет о молодежной работе за 2010 г. URL: http://www.cdrm.ru/documents/ detail.php?ID=262 (дата обращения: 16.06.2018).
29 Дорофеева Т.Г. Указ. Соч. С. 35.
Так, в 2007 г. в г. Нальчик начал действовать межконфессиональный молодежный клуб «Согласие», а в следующем году Ставропольская епархия и Духовное управление мусульман (ДУМ) Кабардино-Балкарии подписали соглашение о сотрудничестве в социальной и культурной сферах, в том числе о совместной работе по воспитанию молодежи в духе традиционных ценностей.
В том же 2008 г. в поселке Рыздвяном Ставропольского края был организован молодежный межрелигиозный лагерь «Кавказ — наш общий дом». С этого времени мероприятие стало проводиться ежегодно. Начало мероприятию было положено по инициативе архиепископа Ставропольского Феофана (Ашуркова), поддержанной председателем Координационного центра мусульман Северного Кавказа Исмаилом Бердиевым30. Открывая лагерь, архиепископ Феофан подчеркнул, что многие конфликты коренятся в обыкновенном невежестве, возникают из-за незнания культуры и традиций друг друга, из-за неумения найти общий язык. В 2012 г. молодежный лагерь был организован и на территории Северной Осетии благодаря усилиям ДУМ Республики Северная Осетия-Алания и Владикавказской и Махачкалинской епархии РПЦ31.
В Республике Татарстан — еще одном традиционном центре российского мусульманства — с начала 2000-х гг. регулярно проводились ознакомительные, дискуссионные встречи, организованные епархиальным управлением РПЦ и местным ДУМ. Так, в 2007 г. по инициативе Казанской епархии и Национального благотворительного фонда «Булгар» пошла встреча православной и мусульманской молодежи, посвященная обсуждению актуальных религиозных и общественно-политических вопросов современности, выработке путей совестного решения социальных проблем — алкоголизма, наркомании, беспризорности. Спустя четыре года состоялась встреча активистов мусульманского и православного молодежных движений с членом Комитета Государственного Совета Республики Татарстан по социальной политике Фаридом Мифтаховым32. Мусульманская и православная молодежь выступила за реализацию совместных проектов в поддержку здорового образа жизни, против употребления алкоголя и табачных изделий. Активисты определили «сферы деятельности, где православная и
30 Межконфессиональный диалог — дело государственной важности. URL: http://www.islamfund.ru/news-view-53.html (дата обращения: 28.07.2018).
31 В Северной Осетии пройдет межконфессиональный молодежный лагерь. URL: http://www.dumrf.ru/common/regnews/3737 (дата обращения: 17.08.2018).
32 Мусульманская и православная молодежь за запрет алкоголя и табачных изделий. URL: http://dumrt.ru/ru/news/news_4248.html (дата обращения: 17.03.2018).
мусульманская молодежь могут работать вместе, дополняя друг друга». Было принято решение о сотрудничестве в сфере социальной политики, а также в проведении благотворительных акций. Регулярные межконфессиональные встречи в Татарстане продолжаются и в настоящее время, став характерной особенностью религиозной жизни региона.
В 2014 г. в рамках молодежного автопробега «Успенский пост», проходившего в Казанской епархии, был организован круглый стол по вопросам социального служения. По приглашению епархиального отдела по делам молодежи, наряду с православными активистам и духовенством, во встрече приняли участие и представители ислама33. Главным итогом встречи стало решение о формировании рабочей группы по оказанию помощи нуждающимся. По обоюдному согласию сторон в рабочую группу вошли представители православной и мусульманской молодежи. «Мы поняли, что нам стоит активнее взаимодействовать друг с другом, стоит объединить усилия, ведь если речь идет о помощи детям, всевозможные деления и разногласия просто перестают существовать», — подчеркнули участники встречи. Важным мероприятием стал Международный форум православной молодежи «Объединенные верой — устремленные в будущее», организованный в 2015 г. по инициативе Казанской епархии34. В рамках форума прошло обучение молодежных активистов по таким направлениям, как деятельность в сфере международных и межнациональных взаимоотношений, взаимодействие со средствами массовой информации, организация социального и молодежного движения, добровольчества.
Благодарность высоким гостям и зарубежным делегациям за участие в работе форума выразил архиепископ Феофан (Ашурков) Казанский и Татарстанский, который уже упоминался в данной статье как руководитель Ставропольской и Владикавказской кафедры, занимавший ее до 2012 г. Архиепископ Феофан, возглавивший в 2015 г. Татарстанскую митрополию, имея опыт работы в поликультурном регионе, не перестал уделять внимание развитию добрососедских отношений среди людей разных культурных традиций. «Очень важно, — подчеркнул владыка, — что вместе с нами наши братья мусульмане. Нас очень многое объединяет: мы верим в Единого Бога, в бессмертие души и в ответственность за
33 Боровская Т. Православная и мусульманская молодежь объединились в делах милосердия // http://www.tatarstan-mitropolia.ru/newses/eparh_newses/kaznews/ archive_2013_2015/?id=45259 (дата обращения: 17.08.2018).
34 Международный форум православной молодежи проходит в Казани. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/4208448.html (дата обращения: 17.03.2018).
прожитую жизнь. Нам одинаково угрожают вызовы современности. Наше взаимопонимание — не просто на бумаге. Оно проявляется в постоянном добром соработничестве — это наша жизненная необходимость». В 2015 г. были организованы другие православно-мусульманские встречи молодежи с обсуждением серьезных общественно-политических и религиозных проблем35. Следующий год был отмечен осуществлением совместных мероприятий проекта «Эктремизму — нет», в частности, проведением спортивных состязаний, организацией различных форм досуга и др.36
Важным аспектом межконфессионального взаимодействия стало проведение совместных акций против экстремизма. Так, в 2010 г. в Москве прошел совместный митинг мусульманской и православной молодежи «Ислам — против терроризма», организованный Советом муфтиев России. Акция была проведена с целью показать единство представителей разных религий в борьбе против насилия и экстремизма. О проведении митинга сообщил глава Совета муфтиев Равиль Гайнутдин на конференции «Мусульманское духовенство и современные вызовы безопасности России»37. Развитие различных форм межрелигиозного диалога в 2000-2010-е гг. способствовало тому, что мероприятия, основанные на взаимодействии различных конфессий, постепенно вошли и в арсенал правительственной политики.
Осуществление ряда мероприятий было намечено в рамках государственной программы «Реализация государственной национальной политики Российской Федерации», охватывающий период с 2017 по 2025 гг. К числу мероприятий, вошедших в программу, относятся ежегодный летний межнациональный и межконфессиональный молодежный слет «Интер-лагерь» в Красноярском крае38. Реализация ряда проектов, посвященных вопросам межнационального и межконфессионального взаимодействия молодежи, запланирована
35 Гафиятуллина И. Мусульманская и православная молодежь провели встречу в стенах Казанской епархии. URL: http://islam-today.ru/novosti/2015/10/01/ musulmanskaa-i-pravoslavnaa-molodez-proveli-vstrecu-v-stenah-kazanskoj-eparhii/ (дата обращения: 17.03.2018).
36 Мусульманская и православная молодежь сыграет в волейбол в Ксуба-ево. URL: http://www.tatar-inform.ru/news/2016/09/27/521865/ (дата обращения: 17.03.2018).
37 Мусульманская и православная молодежь проведет митинг против террора. URL: http://www.ansar.ru/rfsng/musulmanskaya-i-pravoslavnaya-molodezh-provedet-miting-protiv-terrora (дата обращения: 13.06.2018).
38 Летний межнациональный и межконфесотональный молодежный слет «Интер-лагерь». URL: http://ga.krsk.ru/press-tsentr/index.php?ELEMENT_ID=4195 (дата обращения: 28.08.2018).
также на территории республик Ингушетия, Удмуртия, Марий Эл, Астраханской, Псковской, Свердловской, Тамбовской областей и в других субъектах Российской Федерации.
Подводя итог, необходимо отметить, что 2000-2010-е гг. в России были отмечены успешным становлением различных форм межрелигиозного диалога, в том числе в сферах, связанных с развитием молодежного движения. Важной предпосылкой для активизации межрелигиозного взаимодействия послужило принятие РПЦ ряда программных документов, прежде всего — «Основных принципов отношения Русской Православной Церкви к инославию» (2000 г.). Развитию православного молодежного движения в России способствовало использование опыта международных организаций, таких, как Всемирное молодежное движение «Синдесмос». Принимались во внимание и наработки не православных структур, в частности, движения «Фоколяре». Опора на богатый опыт социальной работы религиозных организаций, их деятельности по противодействию экстремизму позволила провести в 2000-2010-е гг. ряд успешных мероприятий, подготовленных совместно РПЦ и не православными христианскими конфессиями. Особое развитие получило сотрудничество РПЦ с мусульманскими религиозными структурами, в первую очередь, на территории Северного Кавказа и Татарстана. Успешное развитие межконфессионального взаимодействия в сфере молодежного движения способствовало тому, что ряд мероприятий, основанных на принципах межрелигиозного и межнационального диалога, был включен в программу реализации государственной национальной политики. Дальнейшее применение указанных принципов, безусловно, будет способствовать укреплению социальной и политической стабильности в России.
Список литературы
Боровская Т. Православная и мусульманская молодежь объединились в делах милосердия. URL: http://www.tatarstanmitropolia.ru/newses/ eparh_newses/kaznews/archive_2013_2015/?id=45259
В Москве состоялась Христианская межконфессиональная молодежная конференция «Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28. 20). Христианство в третьем тысячелетии». URL: https://mospat.ru/archive/ ru/2001/08/nr105163/
В Северной Осетии пройдет межконфессиональный молодежный лагерь. URL: http://www.dumrf.ru/common/regnews/3737
Гайнутдин Р. Диалог конфессий на евразийском континенте в прошлом, настоящем и будущем (доклад на конференции). URL: http://www.
ravilhazrat.ru/doklady/76-dialog-konfessij-na-evrazijskom-kontinente-v-proshlom-nastoyashchem-i-budushchem
Галактионова Н.А. Роль религиозности в этнической социализации молодежи Тюменской области // Вестн. Российского ун-та дружбы народов. Сер. Социология. 2010. С. 34-39.
Гафиятуллина И. Мусульманская и православная молодежь провели встречу в стенах Казанской епархии. URL: http://islamtoday.ru/ novosti/2015/10/01/musulmanskaa-i-pravoslavnaa-molodez-proveli-vstrecu-v-stenah-kazanskoj -ep arhii/
Елишев С.О. Молодежь как объект социализации и манипуляций. М.: МАКС Пресс, 2013. 184 с.
Емельянова Е.В, Такаев И.Р. Причины и условия, способствующие возникновению межконфессиональных противоречий. Пробелы в российском законодательстве // Юридический журнал. 2013. № 6. С. 213-216.
Ильинский И.М. Молодежь в контексте глобальных процессов развития мирового сообщества // Молодежь и общество на рубеже веков. 1999. С. 23-44.
Кирилл патриарх Московский и Всея Руси. Без поддержки снизу межрелигиозный диалог теряет смысл. URL: http://www.patriarchia.ru/db/ text/1546480.html
Короплясова Е.В. Молодежное движение Православной Церкви в ХХ веке: формирование традиции // Генезис. 2015. № 1. С. 81-86.
Летний межнациональный и межконфессиональный молодежный слет «Интер-лагерь». URL: http://ga.krsk.ru/press-tsentr/index.php?ELEMENT_ ID=4195
Логинов А., диак. Международные конференции в Костроме // Благовест: Кострома, 1991. № 6 (16).
Логиновский С.С. Специфика святоотеческой гносеологии / Под ред. С.С. Логиновского. Челябинск: Энциклопедия, 2010.
Луков В.А. Теории молодежи: междисциплинарный анализ. М., 2012. С. 528.
Лункин Р.Н. Европейские церкви и демократические институты: возвращение религии или секуляризация христианства? // Вестн. Ленинградского гос. ун-та имени А.С. Пушкина. СПб, 2016. № 3. С. 168-178.
Маслова Е.А., Шебалин Д.Д., Шебалина Е.О. Российско-Ватиканский диалог на современном этапе: основные тенденции и динамика // Вестн. Брянского гос. ун-та. Брянск, 2017. № 3. С. 70-75.
Международный форум православной молодежи проходит в Казани. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/4208448.html
Межконфессиональный диалог — дело государственной важности. URL: http://www.islamfund.ru/news-view-53.html
Молодов О.Б. Межконфессиональная толерантность в социологическом измерении // Труды Санкт-Петербургского института культуры. 2015. Т. 204. Вып. 2. С. 354-361.
Мусульманская и православная молодежь за запрет алкоголя и табачных изделий. URL: http://dumrt.ru/ru/news/news_4248.html
Мусульманская и православная молодежь проведет митинг против террора. URL: http://www.ansar.ru/rfsng/musulmanskaya-i-pravoslavnaya-molodezh-provedet-miting-protiv-terrora
Мусульманская и православная молодежь сыграет в волейбол в Ксу-баево. URL: http://www.tatar-inform.ru/news/2016/09/27/521865/
Муфтий Гайнутдин призвал единоверцев к сотрудничеству с православными // URL: http://pravoslavie.ru/20074.html
Основные принципы отношения к инославию РПЦ. URL: http://www. patriarchia.ru/db/text/418840.html
Отчет о молодежной работе за 2010 год. URL: http://www.cdrm.ru/ documents/detail.php?ID=262
СафроноваЖ.С., Степанова Т.В. Социально-психологические особенности межнационального восприятия молодежи в условиях современного многонационального общества // Вестн. Волжского ун-та имени В.Н. Татищева. Самара, 2012. С. 170-178.
СахароваЛ.Г. Современный опыт воспитания культуры межконфессиональных отношений (на примере молодежных объединений) // Казанский педагогический журнал. Казань, 2010. № 1. С. 146-151.
Синелина Ю.Ю. Церковь и интеллигенция. Мифы и реальность // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. М., 2012. № 4(110). С. 61-70.
Скончалась основательница католического движения «Фоколяре» Кья-ра Любич (14 марта 2008 г.). URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/378471. html
Совместное заявление Папы Римского Франциска и Святейшего Патриарха Кирилла. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/4372074.html
Тенгизова Ж.А. Межконфессиональное взаимодействие в противодействии экстремизму и терроризму // Историческая и социально-образовательная мысль. 2016. Вып. 3-2. Т. 8. С. 144-147.
ШаховМ.О. Правовые основы деятельности религиозных объединений в Российской Федерации. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2013. С. 528.
Юревич Д. Синдесмос и Санкт-Петербургские духовные школы // Журнал СПбДА «Христианское чтение». СПб, 1999. № 18. URL: http://www. sinai.spb.ru/dy/synd.html