СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
УДК 101.1:316.7:271.2 М.В. КОШМАН
РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ КАК СУБЪЕКТ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ
Осуществлен социально-философский анализ информационно-коммуникационной деятельности Русской Православной церкви как важного фактора интеграции российского социума и становления в стране гражданского общества.
Ключевые слова: Русская Православная церковь (РПЦ), связи с общественностью (PR), диалог, социокультурная интеграция, гражданское общество.
Введение. На современном этапе исторического развития российского общества «особое значение приобретает осознание новых возможностей для осуществления общественных преобразований и роста энтузиазма населения по поводу реализации прорывных направлений социального, экономического, духовного развития» [1]. По мнению многих исследователей, в эпоху информационно-коммуникационного прогресса складываются объективные предпосылки для масштабного конструктивного диалога в системе «власть - общество» по важнейшим вопросам бытия социума.
С нашей точки зрения, не вызывает сомнения тот факт, что в современных условиях инициатива при решении актуальных проблем социально-экономического и политического развития страны должна исходить не только «сверху». Активным субъектом преобразовательной деятельности может и должно стать само общество. Иными словами, используя терминологию немецкого философа и социолога Ю. Хабермаса, можно сказать, что российская власть и общественность должны выступить в роли полноправных акторов коммуникативного действия, ориентированного на выработку согласованной позиции относительно сценария и механизмов реализации социально-политических и экономических преобразований, гармонизации общественных отношений.
Однако современная российская социокультурная ситуация, оцениваемая многими исследователями как крайне сложная и противоречивая, характеризуется целым рядом проблем, являющихся серьезным препятствием на пути демократизации общественно-политической сферы, установления общественно-государственного диалога и функционирования общественного дискурса как важных факторов развития гражданских инициатив и становления институтов гражданского общества. В этой связи, прежде всего, необходимо отметить такую негативную тенденцию, утвердившуюся в российском социуме, как усиление социально-культурной разобщенности, что является основной причиной социального несогласия, проявления интолерантных форм поведения, возникновения различного рода конфликтных ситуаций.
Совершенно очевидно, что задача консолидации российского общества как ключевого фактора формирования активной гражданской позиции членов различных социокультурных групп является общей задачей государства, целого ряда социальных институций и формирующихся сегодня в России институтов гражданского общества.
В качестве эффективного демократическо-гуманистического инструмента общественной интеграции, адекватного крайне сложной социально-коммуникационной ситуации, обозначившейся в России, с нашей точки зрения, могут рассматриваться связи с общественностью (РЛ) как социальная коммуникация. Определяющим условием использования РЛ-коммуникаций для преодоления в социуме культурных, социальных, религиозных, ценностно-идеологических противоречий, снятия социального напряжения, организации общественного полилога и, таким образом, консолидации современного российского общества является субъект-субъектный, диалогический принцип их функционирования.
Следовательно, проблема реализации идеи функционирования связей с общественностью как эффективной антикризисной, социумообразующей, социальной коммуникации должна актуализироваться для всех участников социально-политического процесса.
Информационно-коммуникационная деятельность РПЦ. Среди общественных организаций, широко использующих РЛ как диалогически ориентированную социальную коммуникацию в решении обозначенных проблем, Русская Православная церковь (РПЦ) занимает особое место.
Можно утверждать, что в условиях охватившего современное российское общество духовно-нравственного кризиса и активизировавшегося процесса «рассыпания» социума на микрогруппы, происходит кардинальная переоценка роли РПЦ в жизни общества. Все увереннее звучат заявления крупных политиков, ученых, общественных деятелей, представителей культуры и искусства об объективной необходимости интеграции церкви в решение общественных проблем как национального, так и международного значения, и содействия достижению социального согласия, гармонизации общественных отношений и, как следствие, консолидации социума. Для многих совершенно очевидным становится тот факт, что в современном поликультурном, плюралистическом российском обществе одним из основных интеграционных ресурсов являются духовнонравственные ценности и идеалы, составляющие основу официальных религиозных учений.
Таким образом, сегодня перед РПЦ актуализируются задачи расширения присутствия в общественном и медийном пространстве, отработки и эффективного использования РЛ-инстру-ментов в установлении диалога с многочисленными группами общественности: представителями различных конфессий, органами государственной власти, международными организациями, институтами гражданского общества, СМИ.
Рассмотрим наиболее важные, с нашей точки зрения, аспекты информационно-коммуникационной деятельности РПЦ, артикулирующие ее РЛ-характер и направленность на решение проблемы атомизации, фрагментарности российского общества.
Анализ официальных церковных документов, заявлений, выступлений, интервью, статейных материалов представителей РПЦ позволяет заключить, что в настоящее время одним из приоритетов в деятельности РПЦ является донесение до широкой общественности позиции по значимым вопросам бытия социума, создание необходимых коммуникационных условий для выработки многочисленными субъектами социально-культурного пространства консолидированных решений. В этой связи нужно отметить, что в работе над проблемными вопросами современного российского общества необходимо достижение широкого церковно-государственно-общественного партнерства [2]. Действенным инструментом, дающим возможность прийти к конструктивным партнерским отношениям, по мнению Предстоятеля Русской Православной церкви, является диалог, поскольку именно в диалоге стороны используют «не язык спора, но язык взаимной поддержки и общего дела»1.
Обращаясь к проблеме социальной роли РПЦ в современном информатизирующемся российском обществе, Патриарх Московский и всея Руси Кирилл отметил в статье «Православное единство и православное свидетельство в современном мире», что в период, последовавший за крахом государственного атеизма, церковью «была занята единственно правильная позиция, подразумевающая следование принципу информационной открытости» [2].
Факт осознания острой необходимости информационного развития и информационной открытости РПЦ находит подтверждение в положениях официального церковного документа «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви», утвержденного Архиерейским Собором в 2000 г., и в Определении Архиерейского Собора 2008 г. «О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви».
Отметим основные принципы информационно-коммуникационной деятельности РПЦ, которые, на наш взгляд, убедительно доказывают стремление церкви к открытости, прозрачности своей деятельности, к установлению и развитию РЛ-диалога с обществом и государством.
Согласно положению 15 «Основ социальной концепции Русской Православной церкви», излагающему базовые принципы взаимодействия церкви и светских СМИ, сотрудничество РПЦ и СМИ осуществляется путем создания в светских СМИ особых форм церковного присутствия. В документе также отмечается, что «взаимодействие церкви и светских средств массовой информации предполагает взаимную ответственность. Информация, предоставленная журналисту и пе-
1 Слово Святейшего Патриарха Кирилла на открытии XVII Международных Рождественских образовательных чтений [Электронный ресурс]: офиц. сайт Московского Патриархата. - URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/559408.html.
редаваемая им аудитории, должна быть достоверной. Мнения священнослужителей или иных представителей церкви, распространяемые через СМИ, должны соответствовать ее учению и позиции по общественным вопросам»1.
Важным ориентиром, определяющим основные направления и характер информационнокоммуникационного развития РПЦ, по нашему мнению, можно считать сформулированную в Определении Архиерейского Собора 2008 г. «О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной церкви» задачу по созданию единого информационного пространства РПЦ. В документе отмечается в этой связи: «Собор рекомендует всем епархиям материально поддерживать региональные церковные СМИ и иметь регулярно обновляемые Интернет-сайты, содержащие информацию обо всех значимых событиях церковной жизни региона, а также о взаимоотношениях церкви со светской властью и обществом. Нормой должна быть открытость к взаимодействию со светскими средствами массовой информации» [3].
Далее будет осуществлен анализ некоторых, с нашей точки зрения, принципиально важных в современном социокультурном контексте направлений информационно-коммуникационной деятельности РПЦ, ориентированной на решение социально значимых проблем и способствующей консолидации российского общества, рассмотрены основные формы РЛ как социальной коммуникации, используемые РПЦ для установления диалогических, партнерских отношений с целевыми группами общественности.
Социально-значимым направлением информационно-коммуникационной деятельности РПЦ, в рамках которого активно реализуются диалогически ориентированные РЛ-коммуникации, является работа в сфере образования и духовно-нравственного воспитания российской молодежи. Подчеркивая важность постоянного воспитательного диалога с молодым поколением, Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в своей приветственной речи, прозвучавшей в феврале 2009 г. на открытии III Сретенских встреч православной молодежи, отметил: «... молодежь - это передняя линия борьбы не только за будущее, но и за самого человека. Церковь не может не иметь молодежной темы в своих приоритетах именно в современных условиях. Мы делаем, и будем делать все для того, чтобы изменилась жизнь человеческого общества. Чтобы такие понятия, как доброта и сила духа стали бы притягательными для молодежи»2.
Существенный вклад в духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения, с точки зрения Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, может внести прямое общение представителей РПЦ с молодежными аудиториями. Среди РЛ-инструментов, которые РПЦ использует в настоящее время для развития и укрепления церковно-молодежного диалога, можно отметить встречи, форумы, конференции, онлайн-конференции и др.
Одной из первостепенных задач РПЦ в решении проблемы развития морально-нравственного сознания российской молодежи как одного из ключевых условий гармонизации отношений в поликультурном, плюралистическом российском обществе является установление партнерских отношений церкви и института светского образования.
Неоспоримым фактом признания представителями академического сообщества необходимости сотрудничества российского высшего образования и РПЦ в сфере духовно-нравственного воспитания студенческой молодежи стало предложение, с которым обратился 25 января 2010 г. к Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу ректор Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, президент Российского союза ректоров, академик В.А. Садовничий. Согласно заявлению В.А Садовничего, «пришло время институализации системы духовноакадемических связей, обретения ею должного статуса в обществе и государстве. Это продикто-
1 Основы социальной концепции Русской Православной церкви [Электронный ресурс]. - URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/141422.html.
2 Святейший Патриарх Кирилл: «Работа с молодежью — приоритетная задача Церкви» [Электронный ресурс]: Офиц. сайт Московского Патриархата. - URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/558930.html.
вано общностью многих задач церкви и образования, в числе которых просвещение, служение обществу и Отечеству»1.
В настоящее время РПЦ накоплен значительный опыт организации диалогического РЛ-взаимодействия с государством, общественными организациями. Так, например, традиционной является работа представителей РПЦ, Министерства образования и науки Российской Федерации, других органов государственной власти и институтов гражданского общества в рамках Международных Рождественских образовательных чтений - крупного ежегодного РЛ-мероприятия, проводимого отделом религиозного образования и катехизации РПЦ. По словам Председателя Правительства РФ В.В. Путина, сегодня Международные Рождественские образовательные чтения предоставляют возможность для широкого и открытого обсуждения «проблем, связанных с совершенствованием системы отечественного образования, укреплением конструктивного диалога церкви и государства в этой важнейшей сфере»2. Артикулируя диалоговый РЛ-формат Международных Рождественских образовательных чтений, Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в своем выступлении, посвященном их открытию в 2009 г., отметил: «... за годы своего существования чтения стали представительным общецерковным форумом, удачно сочетающим научнообразовательные конференции, круглые столы, практические семинары, различные формы братского общения»3.
Чрезвычайно важным направлением работы РПЦ в решении проблемы общественной дезинтеграции, преодолении социального напряжения является «миротворчество на международном, межэтническом, и гражданском уровнях, содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами и государствами»4. Практика показывает, что деятельность РПЦ в данной области осуществляется посредством постоянного использования различных РЛ-инструментов как диалогически ориентированной социальной коммуникации.
Прежде всего, следует отметить, что РПЦ является активным участником Христианского межконфессионального консультативного комитета СНГ и стран Балтии (ХМКК), целью функционирования которого выступает «координация совместной деятельности христианских конфессий в деле содействия гражданскому миру, предотвращения межнациональных, межрелигиозных и иных конфликтов, обеспечения согласия и стабильности в обществе»5. Работа ХМКК выстраивается преимущественно на диалогической основе. Среди основных направлений деятельности данной организации, подчеркивающих ее РЛ-характер, можно отметить следующие:
- проведение международных конференций, семинаров, симпозиумов и иных мероприятий в России и за рубежом;
- информирование РЛ-средствами широкой общественности об опыте урегулирования межрелигиозных конфликтов и развития конструктивного диалога.
По мнению Председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата (ОВЦС) митрополита Волоколамского Иллариона, в настоящее время ХМКК представляет «платформу для диалога и сотрудничества, позволяет выработать согласованную позицию христианских церквей по ключевым вопросам, которые ставит перед нами современность. Сам инструмент ХМКК уникален, он является моделью «большой Европы», так как в нем состоят представители
1 Академик В.А. Садовничий предложил заключить договор о сотрудничестве между Русской Православной церковью и Российским союзом ректоров [Электронный ресурс]: офиц. сайт Московского Патриархата.
- URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/1049017.html.
2 Председатель Правительства России В.В. Путин направил приветствие участникам XVIII Международных Рождественских образовательных чтений [Электронный ресурс]: Интернет-портал Правительства Российской Федерации. - URL: http://premier.gov.ru/events/messages/9123/.
3 Слово Святейшего Патриарха Кирилла на открытии XVII Международных Рождественских образовательных чтений [Электронный ресурс]: офиц. сайт Московского Патриархата. - URL:
http: //www. patriarchia. ru/db/text/559408. htm l.
4 Основы социальной концепции Русской Православной церкви [Электронный ресурс]. - URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/141422.html.
5 О Комитете / Христианский межконфессиональный консультативный комитет [Электронный ресурс].
- URL: http://www.xmkk.org/about-committee.
христианских церквей целого ряда государств, входящих в различные политические объединения,
- в Европейский Союз, СНГ»1.
РЛ как социальная коммуникация, обладающая высоким интеграционным потенциалом, также используются в качестве основного инструмента организации двухстороннего диалога, развития многогранного сотрудничества между РПЦ и традиционными нехристианскими религиями -исламом, буддизмом, иудаизмом. Примером долгосрочного РЛ-сотрудничества в сфере развития и укрепления межнационального и межрелигиозного диалога можно считать работу представителей РПЦ и мусульманской общины Исламской Республики Иран в рамках регулярно проводимых с 1998 г. в дискуссионном формате заседаний Совместной российско-иранской комиссии по диалогу «Ислам - Православие».
Необходимо отметить, что деятельность по гуманизации межнациональных, межэтнических отношений в современном мире, а также преодолению целого ряда актуальных социальных проблем и установлению РЛ-диалога с международными организациями осуществляется Отделом внешних церковных связей Московского Патриархата
Примером эффективного использования РПЦ РЛ-коммуникаций для развития партнерских отношений с международными организациями является коммуникационная деятельность ОВЦС по привлечению внимания к актуальным проблемам российского общества агентств ООН, функционирующих на территории России. По словам заместителя председателя ОВЦС игумена Филиппа (Ю.А. Рябых), в настоящее время работа РПЦ со структурами ООН «переходит в русло конкретного практического взаимодействия» [4]. Так, в ноябре 2009 г. в Москве состоялся Круглый стол на тему «Укрепление партнерства между Русской Православной Церковью и агентствами ООН в Российской Федерации», на котором стороны определили основные направления совместной деятельности: защита прав и достоинства человека, решение проблем образования и здравоохранения, помощь пострадавшим в чрезвычайных ситуациях, профилактика рискованного и антиобщественного поведения, работа с молодежью и др.2.
Важным аспектом социально-коммуникационной деятельности РПЦ, способствующей интеграции российского социума и развитию общественного дискурса, является организация РЛ-диалога между РПЦ и структурами гражданского общества. Председатель Синодального отдела по взаимоотношениям церкви и общества протоиерей В. Чаплин в статье «Состояние и актуальные вопросы церковно-государственных и церковно-общественных отношений» акцентирует внимание на том, что сегодня РПЦ не только участвует в мероприятиях, проводимых политическими партиями, научными, общественными, профсоюзными, предпринимательскими, культурными, медийными, молодежными и иными объединениями, но все чаще осуществляет с ними совместные программы и проекты [5].
Высокая РЛ-активность РПЦ по установлению масштабного церковно-общественного и церковно-государственного диалога, привлечению внимания широкой общественности к актуальным проблемам современного российского общества подтверждает информационнокоммуникационная деятельность РПЦ, осуществляемая в рамках Всемирного Русского Народного Собора (ВРНС) - международной общественной организации-форума, возглавляемой Патриархом Московским и всея Руси Кириллом.
С 1993 г. в работе ВРНС как крупного ежегодного общественного форума принимают участие представители традиционных религий России, общественных организаций, органов государственной власти, работники сферы образования, ученые, деятели культуры, искусства, студенты, участники молодежных организаций и др. Следует отметить, что определяющим условием установления диалогических отношений между многочисленными участниками форума, консолидации их усилий в процессе поиска эффективных гуманистических инструментов решения социальнозначимых проблем современности является дискуссионный РЛ-формат мероприятий, традиционно формирующих официальную программу ВРНС.
1 Комитет - платформа для диалога и сотрудничества / Христианский межконфессиональный консультативный комитет [Электронный ресурс]. - URL: http://www.xmkk.org/2009/10/35.
2 В Москве завершил работу Круглый стол по вопросам взаимодействия между Русской Православной церковью и агентствами ООН [Электронный ресурс]: офиц. сайт Московского Патриархата. - URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/954492.html.
Заключение. Таким образом, предпринятое исследование дает основание для следующих выводов.
Во-первых, РПЦ является субъектом масштабной, полиаспектной информационно-коммуникационной деятельности, ориентированной на гуманизацию, гармонизацию отношений в социальном мире.
Во-вторых, информационно-коммуникационная деятельность РПЦ является важным фактором интеграции мультикультурного, плюралистического российского социума и становления в стране гражданского общества. Это обусловлено, главным образом, тем, что сегодня РПЦ активно реализует, с одной стороны, воспитательную функцию, заключающуюся в формировании морально-нравственного сознания транзитивного российского социума, с другой, важную функцию модератора, координатора взаимодействия субъектов многомерного социально-культурного и политического пространства в процессе решения актуальных социальных проблем, отработки антикризисных механизмов действия.
В-третьих, основным инструментом информационно-коммуникационной деятельности РПЦ являются связи с общественностью как в высшей мере демократическая, гуманистическая социальная коммуникация, направленная на достижение понимания, согласия между субъектами коммуникативных интеракций.
Библиографический список
1. Худяков С. Социокультурная динамика и консолидация российского общества [Электронный ресурс] / С. Худяков // Власть. - 2009. - № 3. - Режим доступа: http://www.isras.ru/files/File/Vlast/2009/03/Sociokulturnaya%20dinamika.pdf.
2. Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. Православное единство и православное свидетельство в современном мире [Электронный ресурс] / Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл // Церковь и время. - 2008. - № 3(44). - Режим доступа: http://www.mospat.ru/churchtime/churchtime44.pdf.
3. О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной церкви: определение Архиерейского Собора [Электронный ресурс] // Церковь и время. - 2008. - № 3(44).
- Режим доступа: http://www.mospat.ru/churchtime/churchtime44.pdf.
4. Липич О. РПЦ и ООН начнут взаимодействовать в социальной сфере / О. Липич.
- Режим доступа: http://www.rian.ru/society/20091126/195538375.html.
5. Протоиерей Чаплин В. Состояние и актуальные вопросы церковно-государственных и церковно-общественных отношений [Электронный ресурс] / Протоиерей Всеволод Чаплин // Церковь и время. - 2008. - № 3(44). - Режим доступа: http://www.mospat.ru/churchtime/churchtime44.pdf.
References
1. Hudyakov S. Sociokul'turnaya dinamika i konsolidaciya rossiiskogo obschestva / S. Hudyakov // Vlast'. - 2009. - № 3. -
http://www.isras.ru/files/File/Vlast/2009/03/Sociokulturnaya%20dinamika.pdf. - in Russian.
2. Mitropolit Smolenskii i Kaliningradskii Kirill. Pravoslavnoe edinstvo i pra-voslavnoe svide-tel'stvo v sovremennom mire /Mitropolit Smolenskii i Kaliningradskii Kirill // Cerkov' i vremya. - 2008.
- № 3(44). - http://www.mospat.ru/churchtime/churchtime44.pdf. - in Russian.
3. O voprosah vnutrennei jizni i vneshnei deyatel'nosti Russkoi Pravoslavnoi cerkvi: opredelenie Arhiereiskogo Sobora // Cerkov' i vremya. - 2008. - № 3(44). -http://www.mospat.ru/churchtime/churchtime44.pdf. - in Russian.
4. Lipich O. RPC i OON nachnut vzaimodeistvovat' v social'noi sfere / O. Lipich. http://www.rian.ru/society/20091126/195538375.html. - in Russian.
5. Protoierei Chaplin V. Sostoyanie i aktual'nye voprosy cerkovno-gosudarstvennyh i cerkovno-obschestvennyh otnoshenii / Protoierei Vsevolod Chaplin // Cerkov' i vremya. - 2008. - № 3(44).
- http://www.mospat.ru/churchtime/churchtime44.pdf. - in Russian.
Материал поступил в редакцию 02.06.10.
M.V. KOSHMAN
RUSSIAN ORTHODOX CHURCH AS A SUBJECT OF INFORMATION-COMMUNICATION ACTIVITIES: SOCIO-PHILOSOPHIC ANALYSIS
Socio-philosophical analysis results of the Russian Orthodox Church information-communication activities are presented. These activities are an important factor of the Russian society integration and a civil society formation.
Key words: Russian Orthodox Church (ROC), Public Relations (PR), dialogue, socio-cultural integration, civil society.
КОШМАН Мария Валерьевна, старший преподаватель кафедры «Связи с общественностью» Донского государственного технического университета. Окончила гуманитарный факультет Донского государственного технического университета (2004).
Область научных интересов: социальная философия, проблема социальной коммуникации в современном обществе.
Автор 12 публикаций.
kmv1301@rambler.ru
Maria V. KOSHMAN, Senior Lecturer of the Public Relations Department, Don State Technical University. She graduated from the Humanities Faculty, Don State Technical University (2004).
Research interests: social philosophy, the problem of social communication in modern society/
Author of 12 scientific publications.
kmv1301@rambler.ru