рую он способен однажды обрушить на головы филистимлян, не выберется почти никто. В истории Нового времени самые ужасные вещи творили сильные, вообразившие себя слабыми. А потому реальную опасность фашизма создает не голод голодных (голод ее только обостряет), но слабость сильных. Разумеется, воображаемая.
Вообще-то прогрессивное человечество давно разработало благородные принципы - как сильные должны обращаться со слабыми. Но, по-видимому, человечеству трудно вообразить, что слабыми, униженными могут себя чувствовать русские. По этой, а также по многим другим причинам равноправное вхождение России в престижный клуб доминирующей цивилизации - дело десятилетий, если только это вообще осуществимо. А причастность к вечности и хотя бы не слишком редкие восхищенные взоры мирового сообщества необходимы уже сегодня. Однако и то и другое создается прежде всего научной и культурной элитой. Вот ее-то укрепление и развитие и является наилучшей профилактикой ксенофобии. Когда имена и достижения русских ученых, музыкантов, режиссеров, писателей, инженеров, спортсменов и предпринимателей будут почтительно повторять на международной арене - только тогда в России и начнет слабеть то опаснейшее для всего человечества ощущение, что западный мир сговорился не выпускать нас из гетто.
«Литературная газета», М., 2006 г.
А.Шутов,
доктор исторических наук МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В г. МОСКВЕ: ДИАГНОСТИКА СИТУАЦИИ
В конце 2005 г. под руководством доктора исторических наук А.Ю. Шутова было проведено комплексное социологическое исследование, посвященное оценке влияния религиозного фактора на
*
Состав рабочей группы: руководитель проекта - Шутов А.Ю., профессор, д-р ист. наук; научный консультант - Коваленко В.И., профессор, д-р фил. наук; координатор проекта - Филь М.С., н. с., канд. п. наук; руководитель социологической группы - Синяков А.В.; аналитик проекта - Малахов Ф.В.; руководитель полевых работ - Вендило И. А.
10
социально-политическую обстановку в столице. Подобная комплексная диагностика межконфессиональной ситуации в отдельно взятом регионе РФ проводилась впервые.
В целом в конце 2005 г. обстановку в области межконфессиональных отношений в столичном мегаполисе можно было оценить как достаточно спокойную и имеющую предпосылки для дальнейшего улучшения. Отдельные проявления религиозной нетерпимости носили преимущественно бытовой характер, хотя при определенных обстоятельствах могли иметь последствия социального и политического уровня. Данная ситуация основана на ряде объективных обстоятельств, поэтому и сегодня у нас есть все основания утверждать, что описанное положение дел продолжает сохраняться. Этот вывод в первую очередь основывается на выявленном в результате настоящего исследования относительном единстве ценностных ориентаций москвичей вне зависимости от их конфессиональной принадлежности. Данное обстоятельство особо важно, так как в основе любого социального конфликта, на наш взгляд, преимущественно лежат ценностные противоречия.
Существенное влияние на ситуацию оказывает работа московских властей, направленная на оптимизацию межконфессиональных отношений. В этой связи необходимо обратить внимание на более позитивную оценку респондентами деятельности правительства Москвы в этой сфере по сравнению с властями федеральными. В процентном отношении данное преимущество выглядит незначительным (38,3% против 31,7%), однако в большинстве регионов РФ ситуация прямо противоположная, так как основные проблемы связываются в массовом сознании с некомпетентностью местной власти.
Уровень толерантности москвичей в вопросах этноконфес-сиональных отношений достаточно высок. С утверждением «Москва - многонациональный и многоконфессиональный город» согласилось подавляющее большинство респондентов (83,8%). Среди православных верующих процент разделяющих эту позицию значительно меньше, однако таковых большинство (62,4%). Таким образом, общая картина является в принципе благополучной. Вместе с тем в исследуемой области существует ряд направлений, работа по которым должна быть усилена с целью поддержания существующих позитивных тенденций и предотвращения конфликтов на межконфессиональной почве, вероятность которых в условиях мегаполиса сохраняется всегда.
11
Религиозный фактор играет достаточно существенную роль в жизни столичного мегаполиса: более половины москвичей считают себя верующими, хотя при структурном анализе их религиозности выявлено, что отнюдь не все, кто относит себя к практикующим верующим, соблюдают религиозные нормы в быту. Среди православных строго исполняют правила своей религии 65,3%, среди мусульман - 68,9%, среди иудеев - 40,7%. Такие данные позволяют сделать вывод о достаточной распространенности феномена «номинальной религиозности» (48,4% москвичей посещают храмы один раз в год и при этом относят себя к категории верующих). Это косвенно подтверждает и тот факт, что для большинства жителей столицы религия относится к группе менее значимых ценностей. Эксперты также сходятся во мнении, что на данный момент религия играет в жизни москвичей относительно периферийную, но положительную роль. В этой связи на уровне государственной информационной политики, на наш взгляд, следует стремиться не столько к повышению роли религии в жизни общества, сколько к активизации ее позитивного потенциала в тех социальных группах, где ее влияние особенно сильно, т.е. непосредственно в среде верующих.
В данном контексте заслуживает внимания наблюдение одного из экспертов о том, что сейчас «...религия из центральной, организующей общество системы превратилась в одну из многих функционирующих в обществе систем, у которой есть свои собственные, специфические, корпоративные задачи». Из этого следует двойственность ее современного положения: с одной стороны -фактически низкий уровень влияния на процесс принятия решений, а с другой - функция «хранителя традиционных основ», важных для устойчивого развития государства. Такая оценка места религии в жизни общества подтверждена данными нашего исследования. Религиозный выбор москвичей, как правило, имеет под собой глубокие традиционные основания («вера моей семьи», «вера моего народа» и т.п.). Это указывает на наличие неразрывной взаимосвязи между этнической и религиозной принадлежностью, а также на то, что основной функцией религии в современном обществе является культуротранслирующая.
Наиболее влиятельными конфессиями г. Москвы респондентами названы православие, ислам и иудаизм, что подтверждает изначально выдвинутую нами исследовательскую гипотезу. Данное обстоятельство значительно снижает вероятность эффективного
12
распространения в Москве новых религиозных культов. Однако в ситуации достаточно низкой компетентности большинства населения в вопросах религии и веры сохраняется опасность развития деструктивной деятельности псевдорелигиозных организаций и иностранных миссионеров, прикрывающихся символикой и догматикой «традиционных» конфессий. Как верно заметил один из экспертов, сейчас, правильно подготовив необходимые документы, можно зарегистрировать, например, «новейшую православную церковь», которая по факту не будет иметь ничего общего с РПЦ, и дезинформировать граждан, прикрываясь авторитетом влиятельной религиозной организации. Поэтому, на наш взгляд, одним из приоритетных направлений работы городских и федеральных властей является совершенствование законодательства в области защиты символики и наименований религиозных организаций от нелегального использования (по аналогии с существующими правилами использования ряда официальных символов и терминов РФ, а также торговых марок и знаков).
Наиболее популярные среди жителей Москвы позиции самоидентификации - «россиянин» (38,0%), «член своей семьи» (24,0%) и «москвич» (20,9%), при этом относительное большинство москвичей ориентировано на личностные ценности (46,9%), что значительно снижает вероятность проявлений организованной массовой социально-политической активности на религиозной основе. К «личностно-ориентированной группе», для которой основными ценностями являются «семья», «здоровье», «религия», относятся подавляющая часть иудеев и более половины мусульман. Самый значительный процент православных и атеистов, напротив, относится к группе, приоритетными ценностями которой являются «Россия», «религия» и «закон», т.е. всеобщие ценности у этих категорий граждан главенствуют над частными. Следовательно, вероятность демонстрации ими своей активной социальной позиции по различным общественно-политическим вопросам значительно выше.
Уровень религиозного самосознания наиболее высок в среде приверженцев православия и ислама. Их мировоззренческие системы имеют много общего, что следует из сравнительного анализа выявленной нами иерархии ценностей, характерной для этих групп. То же относится к распределению приоритетов самоидентификации в этих группах. У православных наиболее заметна связь между национальной и религиозной принадлежностью: многие респон-
13
денты подчеркивали, что являются «русскими православными», та же тенденция, но в меньшей степени проявленная, имеет место в среде иудеев. Однако иудеи в массе своей ориентированы на личностные ценности, в их среде велики значение семьи и уровень самоидентификации по этому признаку. Значение религии у них несколько снижено по сравнению с другими конфессиональными группами (среди иудеев самый большой процент тех, кто «скорее относит себя к категории верующих» — 22,6%, что подтверждает гипотезу о том, что для многих из них религия в первую очередь является элементом национальной самоидентификации).
Несмотря на выявленное сходство базовых основ мировоззрения православных и мусульман, их социальные практики в интересующем нас аспекте значительно отличаются. По данным массового опроса, наименьшую готовность к взаимодействию с приверженцами других религий на бытовом уровне демонстрируют православные, в то время как наиболее высокий уровень толерантности существует в среде мусульман, что ставит под сомнение распространенное убеждение о «генетической агрессивности ислама».
Такие поведенческие стратегии групп верующих имеют свое объяснение. Интровертивная ориентация значительного числа православных является своеобразным проявлением «синдрома осажденной крепости», так как в современной ситуации православие, оставаясь религией большинства (49,9% по Москве в целом), вынуждено сосуществовать и конкурировать с другими конфессиями, в частности с исламом, число приверженцев которого в Москве постоянно растет вследствие демографических и миграционных процессов. В целях предотвращения размывания конфессиональной группы и ввиду угрозы утраты лидирующего положения естественным образом повышаются степень закрытости сообщества верующих и строгость регламентации внутренних правил поведения. Мы не склонны видеть в этом опасность для межконфессионального мира в столице, однако это указывает на необходимость соответствующей информационной работы, направленной на раскрытие общих нравственно-этических оснований авраамических религий и ориентированной на данную категорию верующих.
Эксперты назвали следующие ценностные основания, которые могут способствовать консолидации жителей столицы и которые должны лечь в основу соответствующей информационной политики:
- патриотизм, любовь к Родине;
14
- национальный идеал;
- общедемократические ценности: соблюдение принципов правового государства, свобода, законопослушание;
- ценности, которые есть в любой религии: высокая мораль, толерантность (любовь к ближнему), ценность человеческой жизни, целомудрие, недопустимость абортов.
Также эксперты отметили другие факторы, которые могли бы способствовать консолидации:
- привлечение церковных структур различных конфессий к совместному решению социальных проблем (таких, как алкоголизм, проституция, беспризорность, детская преступность и т. п.); борьба за мир, противодействие терроризму;
- религиозное образование, борьба с пропагандой насилия и разврата в СМИ, просветительская деятельность;
- привлечение организационных структур различных конфессий к совместному решению экологических проблем, работе НКО и органов государственной власти;
- общие в отношении всех вероисповеданий принципы государственной конфессиональной политики.
Таким образом, содержательный аспект информационной политики должен быть направлен на формирование у представителей московского сообщества представлений об общем ценностном поле на базе единых патриотических установок. Также представляется очень важным формирование эффективного взаимодействия организационных структур различных конфессий на почве решения социальных проблем, что позволит выйти на качественно новый уровень коммуникации между представителями разных вероисповеданий.
Как уже отмечалось выше, представители конфессий, составляющих в городе меньшинство, в частности мусульмане, в большей степени открыты к общению с другими людьми вне зависимости от их отношения к религии. Это связано с тем, что данная категория москвичей стремится к более тесной интеграции в городское сообщество и поиску новых социальных связей для укрепления своего положения (мотивация, в частности, характерная для мигрантов). Такое стремление к интеграции имеет много проявлений. В частности, мусульмане наиболее активны в плане исполнения гражданских обязанностей: 66,7% придерживаются стратегии активного электорального поведения, 82,1% считают, что «каждый мужчина должен служить в армии». Позиция властей в вопросах
15
религиозной жизни авторитетна в первую очередь для этой категории верующих (46,6%).
Что касается возможности возникновения конфликтов, то, по данным массового опроса, только 12,8% москвичей готовы сами силой защищать свои религиозные убеждения. Однако среди верующих число потенциально готовых к таким действиям значительно больше. В ходе исследования выявлена определенная закономерность: чем выше влияние религиозной системы мировоззрения на жизнь ее приверженцев, тем выше их готовность к участию в конфликтах на идеологической почве. При этом верно и обратное. Например, для большинства православных и мусульман «религия - это образ жизни», именно с этим обстоятельством связаны наличие устойчивого ценностного ядра в данных группах и высокая взаимосвязь различных направлений деятельности их членов на бытовом уровне, которая уже отмечалась нами. Поэтому неудивительно, что наибольшее число москвичей, готовых отстаивать свои убеждения с применением силы, среди православных (58,7%) и мусульман (52,2%), в то время как у иудеев и атеистов такие настроения выражены достаточно слабо.
Несмотря на относительно высокий уровень готовности к участию в протестных действиях в целях защиты интересов своей веры в среде православных и мусульман, обе группы верующих сугубо негативно настроены по отношению к деятельности экстремистских религиозных организаций. Это позволяет сделать вывод, что вероятные конфликты на религиозной почве могут носить преимущественно стихийный характер (например, как в случае инцидента на выставке «Осторожно, религия!»). Ставить вопрос о росте влияния экстремистских религиозных группировок в г. Москве и системном участии москвичей в их деятельности на данный момент нет оснований.
В то же время надо отметить, что межконфессиональный конфликт редко проявляется сам по себе, однако наличие религиозной компоненты значительно усиливает конфликт любой другой природы - межэтнический, экономический или политический. С данной точкой зрения согласно большинство опрошенных нами экспертов, которые отметили следующие причины, способные привести к межрелигиозным конфликтам:
- недостаточно строгое регулирование законодательством деятельности различных религиозных сект;
16
- «раздувание» межэтнических противоречий, которые могут перерасти в межконфессиональные, в СМИ;
- отсутствие эффективной политики интеграции иммигрантов, многие из которых находятся в бесправном положении и подвергаются эксплуатации;
- потенциальное изменение религиозной политики властей, которое может привести к мировоззренческому расслоению и противопоставлению друг другу людей, исповедующих разные религии;
- невысокий уровень общей культуры населения и практическое отсутствие традиций толерантности в российском обществе;
- возможная борьба конфессий за лидерство и власть, которая может сводиться к умелому разжиганию межрелигиозной розни и сознательному провоцированию конфликтных ситуаций;
- значительное количество радикальных молодежных организаций, которые могут выступить вероятными инициаторами конфликтов.
Эксперты, глубоко интегрированные в религиозную жизнь «традиционных» конфессий, считают, что вероятными инициаторами конфликтов на религиозной почве могут выступать следующие структуры:
- экстремистские политические и религиозные организации (например, скинхеды);
- секты (кришнаиты, сайентологи и др.);
- государство, несбалансированная политика, осуществляемая государственными структурами;
- СМИ («подают информацию необъективно, часто предвзято, из-за этого у людей может создаться неправильное впечатление, что приведет к конфликту»).
Многие эксперты отметили тот тревожный симптом, что в современной России различные организации часто используют религиозную символику и риторику для прикрытия политических целей. В этой связи необходимым направлением деятельности по предотвращению конфликтов на религиозной и этнической почве является мониторинг ситуации на уровне районных управ и административных округов г. Москвы. Одним из основных источников первичной информации здесь может стать работа участковых милиционеров. Данные, полученные от органов внутренних дел, и информация, собранная путем систематических социологических измерений, позволят создать «конфликтогенную карту Москвы», с
17
выделением конкретных участков повышенной социальной и этнической напряженности. Только таким образом, на наш взгляд, можно создать эффективную систему предупреждения этнокон-фессиональных конфликтов ввиду прогнозируемой стихийности их возможного возникновения.
В то же время эксперты, интегрированные в жизнь религиозных общин, оценили влияние правоохранительных органов на жизнь верующих скорее отрицательно, особенно эксперты-«мусульмане». Независимые специалисты также отметили, что влияние правоохранительных органов на жизнь верующих можно оценить скорее отрицательно, так как представители органов правопорядка плохо инструктированы, не обладают достаточными знаниями, необходимыми для успешного взаимодействия с верующими людьми различных конфессий. Специалисты подчеркнули тот факт, что очень часто действия правоохранительных органов от лица государства не способствуют формированию атмосферы толерантности в обществе. Таким образом, в связи с неоднозначной оценкой влияния правоохранительных органов на жизнь верующих встает проблема подготовки квалифицированного кадрового состава (особенно участковых милиционеров), способного эффективно взаимодействовать с группами верующих.
Большинство москвичей не смогли назвать лидеров, чье мнение значимо для них по основным вопросам общественной жизни (55,6%), причем в среде верующих данная тенденция проявлена еще более сильно (71,1% православных, 60,7% мусульман и 26,6% иудеев не смогли ответить на данный вопрос). Аналогичная картина складывается в отношении списка людей, авторитетных в вопросах религии и веры: в качестве таковых респонденты склонны называть официальных лидеров конфессий, хотя первое место занимает позиция «нет ответа» (75,4% в целом по Москве). Такая ситуация, с одной стороны, соотносится с преимущественной ориентацией москвичей на личностные ценности, которая обуславливает выработку индивидуальных стратегий поведения, без апелляции к авторитетам. С другой - позволяет ставить вопрос о наличии в московском обществе, в особенности в среде верующих, большого количества локальных «лидеров мнений», выявление которых требует системной работы на районном уровне, о принципе организации которой говорилось выше.
Авторитет основных лидеров «традиционных» конфессий г. Москвы достаточно силен в среде конкретных групп верующих,
18
однако для москвичей в целом значима только фигура Патриарха Московского и всея Руси Алексия II (15%), что подтверждает тезис о преимущественно локальном характере религиозного лидерства. При этом следует отметить то обстоятельство, что официальные религиозные лидеры скорее играют роль символов своих конфессий, а не реально влияют на ситуацию в области межконфессионального взаимодействия, так как большинство верующих мало осведомлены о нюансах их позиции по различным социально-политическим вопросам и основных направлениях их деятельности.
Мнение экспертов также подтверждает гипотезу о локальном характере религиозного лидерства в современном обществе. Эксперты отметили, что помимо официальных представителей конфессий, которые авторитетны и известны большинству верующих, существует много локальных «лидеров мнений». Для православных москвичей - это настоятели храмов, много общающиеся с прихожанами, в том числе и через специализированные СМИ. Были названы следующие деятели Православной церкви, к чьему мнению прислушивается паства: митрополит Кирилл, иерей Артемий (Владимиров), отец Александр (Борисов), протоиерей Дмитрий (Смирнов), отец Кирилл (Павлов), отец Иоанн (Крестьянкин), Алексей Ильич Осипов, профессор богословия Московской духовной семинарии.
Большинство экспертов считают, что «лидером мнений» для московских мусульман является в первую очередь глава ЦДУМЕР Равиль Гайнутдин. Также эксперты-мусульмане назвали «очень авторитетной» фигуру Юсуфа Кардави, отметив, что заместитель главного муфтия России Мухамед Карачаев также обладает серьезным влиянием на часть верующих. Было отмечено, что для мусульман существует большое число локальных «лидеров мнений» на местном уровне.
«Лидерами мнений» в вопросах религии и веры для московских иудеев были названы наиболее известные раввины: Берл Ла-зар, Адольф Шаевич, Пинхас Гольдшмидт. Участники исследования также упомянули, что в современном иудаизме в России существует несколько направлений, что «для иудаизма - вещь традиционная», и в каждом направлении есть свои влиятельные фигуры.
Основным инструментом формирования общественного мнения, безусловно, остаются СМИ, поэтому данному направлению работы необходимо уделять особое внимание. Среди СМИ
19
наибольшим доверием верующих пользуются специализированные периодические издания религиозного содержания. Хотя наиболее влиятельным источником информации москвичи всех вероисповеданий считают телевидение (45,6%), причем их наибольшим вниманием пользуются не развлекательные передачи, а выпуски новостей. Остальные СМИ для москвичей в целом менее авторитетны в сфере религии и веры, на втором месте по популярности находятся газеты и журналы (16,0%), на третьем - радио (14,3%). Художественные фильмы являются авторитетным источником информации о религии только для 5,9% жителей столицы. Надо отметить, что радио преимущественно является наиболее авторитетным источником информации для православных (50,7%) ввиду наличия широкого круга специализированных программ, ориентированных на эту аудиторию. Лишь 5% москвичей назвали сеть Интернет важным источником информации в области религии. 4,6% отметили научно-популярные специализированные фильмы как авторитетные источники информации в данной сфере. Бесплатно распространяемая информация авторитетна лишь для незначительного числа жителей Москвы (1,1%).
В ходе исследования были выделены следующие наиболее популярные информационные источники, пользующиеся авторитетом у верующих в вопросах веры и религии. Самыми популярными газетами среди иудеев оказались «Еврейская газета», телеканалы «Культура» и НТВ. Несмотря на то, что радио для еврейской аудитории в целом является менее значимым источником информации, чем для православных, из иудеев, слушающих радио, подавляющее большинство слушает «Эхо Москвы». Большинство православных отдают предпочтение печатным изданиям - «Русский дом», «Радонеж», «Фома». Православными признаны телеканал «Культура» и передача «Русский взгляд». Большой популярностью пользуется радио «Радонеж». Мусульмане, обращающиеся к СМИ, выделяют телеканал «Россия», на котором по пятницам выходит специализированная передача, и радио «Маяк». Наиболее положительную оценку у верующих среди всех видов СМИ получило радио, хотя оно и не пользуется таким масштабным влиянием на общественное мнение, как телевидение.
Сайты сети Интернет имеют низкую популярность, причем данный источник информации оценивается верующими преимущественно негативно, что ставит под вопрос целесообразность их ши-
20
рокого использования в информационных кампаниях, направленных на укрепление межконфессиональной толерантности.
К сожалению, из городских СМИ определенным влиянием в среде верующих пользуется только газета «Московская правда» (ее назвал незначительный процент респондентов). Канал ТВЦ в данной группе тоже недостаточно популярен (наибольший процент его аудитории диагностируется в среде православных - 11,3%, что объясняется наличием такой передачи, как «Православная энциклопедия»). На наш взгляд, это связано с малым количеством информации, ориентированной на разные категории верующих в московских региональных СМИ. Проблема недостаточно широкого освещения событий религиозной жизни в региональных и федеральных СМИ также была отмечена большинством экспертов.
Еще одним важным направлением информационной политики является повышение уровня религиозного образования москвичей, которое, по мнению экспертов, является залогом устойчивой межконфессиональной толерантности. Большинство экспертов согласились с необходимостью преподавания предмета «Религиоведение» в общеобразовательной школе. Однако основными проблемами на пути реализации данного проекта является отсутствие соответствующих преподавательских кадров и учебно-методической базы, адаптированной к специфике средней школы. Данный вакуум необходимо заполнить, что, во-первых, требует времени, а во-вторых, принятия соответствующих решений на уровне города.
В целом, 56,4% москвичей находят деятельность федеральных властей, направленную на регулирование межконфессиональных отношений, неудовлетворительной. При этом наибольшую поддержку современная конфессиональная политика имеет в среде мусульман, которые также вопреки устоявшемуся убеждению в массе своей наиболее лояльны к деятельности правоохранительных органов. Наиболее отрицательно оценивают политику властей и работу правоохранительных органов православные москвичи. Для прояснения точки зрения экспертов на принцип организации государственно-конфессиональных отношений им было предложено оценить следующую форму взаимодействия: осуществление целевого государственного финансирования «традиционных» конфессий, например, пропорционально численности верующих. Большая часть экспертов, вовлеченных в жизнь православных верующих, склоняются к мнению, что государственное финансирование тра-
21
диционных конфессий пропорционально численности верующих необходимо и должно быть направлено на следующие цели:
- проведение религиозных мероприятий;
- развитие церковной науки;
- поддержание памятников религиозной культуры;
- религиозное образование.
По мнению некоторых экспертов, такое финансирование способствовало бы укреплению патриотизма в среде верующих людей.
Эксперты, вовлеченные в общинную жизнь верующих-мусульман, согласились с тем, что такая поддержка необходима, но усомнились в предложенном принципе распределения финансирования согласно числу верующих. Материальная помощь со стороны государства, по мнению экспертов-«мусульман», должна быть направлена на следующие цели:
- поддержание инфраструктуры храмов;
- просветительскую деятельность, образование;
- материальную поддержку лидеров и работников религиозных организаций.
Эксперты-«иудеи» считают, что в таком финансировании не было бы необходимости в случае принятия закона о меценатстве. Эксперты-специалисты в большинстве своем придерживаются мнения, что данную меру применять не нужно по следующим причинам: это может повредить автономии религиозных организаций, поскольку четких критериев отнесения конфессий к «традиционным» еще не выработано. Поэтому велика вероятность, что такая поддержка приведет к развитию одних организаций и подавлению других, т. е. к их правовому неравенству.
Среди экспертов, глубоко интегрированных в жизнь основных московских конфессий, наиболее распространена точка зрения на принцип организации государственно-конфессиональных отношений, согласно которой государство должно помогать религиозным организациям (в том числе и материально), но не вмешиваться в их внутреннюю жизнь. Такая позиция отражает интересы только одной из сторон, что не вписывается в парадигму партнер -ства на паритетных началах. Разумеется, вопрос о вмешательстве во внутреннюю жизнь конфессий ставиться не должен, однако повышение транспарентности процессов, происходящих внутри религиозных организаций, является одним из условий осуществления конструктивного государственно-конфессионального взаимодейст-
22
вия. Среди позитивных черт конфессиональной политики, проводимой московскими властями, эксперты назвали в первую очередь уже упомянутое выше «невмешательство», возвращение верующим храмов и культурных ценностей религиозного характера, а также обеспечение охраны правопорядка в дни религиозных праздников. Основной отрицательной чертой был назван низкий уровень взаимодействия между государственными и религиозными структурами по социально значимым вопросам. За более тесное взаимодействие государственных и религиозных структур выступает подавляющее большинство верующих (63,7% мусульман и более половины православных - 52,7%).
Таким образом, проведенный комплексный анализ межконфессиональной ситуации в столице показывает, что в целом на фоне произошедшей в последние годы стабилизации социально-политической ситуации в стране общая межконфессиональная обстановка в Москве отличается достаточно высокой стабильностью. Однако это не означает отсутствия предпосылок для каких-либо деструктивных проявлений стихийного порядка, которые могут быть вызваны перекосами, к примеру, в миграционной политике или вмешательством извне. Поэтому было бы целесообразно организовать систему мониторинга этноконфессиональной ситуации в столице в разрезе районов или же потенциально кон-фликтогенных территорий (в частности, в местах массового пребывания мигрантов) в целях предупреждения возможных обострений на этноконфессиональной почве.
«Власть», М., 2006 г., № 9, с. 40-50.
Ф.Кипкеева,
публицист
ИСЛАМСКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ В КАРАЧАЕ
Начало возрождения ислама в Карачае приходится на конец 1980-х и начало 90-х годов. Обновление в мусульманской религии охватывает все сферы жизни верующих. Выделим наиболее важные: политическая активность карачаевских мусульман, развитие мусульманского образования, проповедь ислама в карачаевской литературе, строительство мечетей, возрождение мусульманских традиций в быту.
23