Убийство народовольцами императора Александра II послужило своего рода отправной точкой для развития межгосударственного сотрудничества в сфере противодействия терроризму. Российское правительство даже предприняло попытку созыва специальной конференции шести держав - России, Англии, Франции, Германии, Австро-Венгрии, Италии - с целью пересмотра действующих законов о выдаче преступников и праве убежища и последующего подписания многосторонней конвенции по взаимной выдаче цареубийц. Предложения были сформулированы в инструкции МИД Российской империи от 25 марта 1881 г. В частности, российская сторона предлагала приравнять политические убийства к уголовным преступлениям.
И хотя реакция европейских государств в целом была резко отрицательной по отношению к террористам, Англия, Франция и Италия отказались от участия в конференции, и от идеи ее проведения пришлось отказаться.
Советский историк Е.В. Тарле полагает, что попытка созыва международной конференции с самого начала была обречена на провал. Отказ Англии и Франции от участия в ней вполне можно было предугадать, учитывая тот факт, что «в 1880 г. Франция отказалась выдать Льва Гартмана, явного участника в ноябрьском покушении 1879 г., а в феврале 1881 г. Англия потерпела от буров поражение при Маюбе». При сложившихся обстоятельствах ни английское, ни французское правительства не могли дать своего «согласия на участие в организации единого общеевропейского полицейского бюро для ловли революционеров» без риска ухудшения общественного мнения и потери поддержки населения, что, в свою очередь, привело бы к их отставке. Бисмарк же, «будучи тонким дипломатом и прекрасно предугадывая, как всегда, образ действий обеих западных держав», сделал все зависящее, чтобы добиться охлаждения отношений России с Францией и Британией, выступить в качестве «единственного на всю Европу истинного друга России и ее монарха» [20, с. 1929].
Вместе с тем Франция «выразила готовность приравнять политическое убийство к обычному уголовному преступлению и даже заключить соответствующий договор о выдаче с Российской империей. Кроме того, были предложены услуги французской полиции в деле наблюдения за русскими политэмигрантами, а также дано согласие изгнать из страны тех из них, которых потребуют российские власти» [7, с. 51]. Обещание практически сразу было приведено в исполнение. В ноябре 1882 г. французский президент Дюклерк предложил вице-директору Департамента полиции Российской империи Жукову, находившемуся в Париже с дипломатической миссией, ознакомиться с делами французской тайной полиции о русских революционерах-эмигрантах [11, с. 83]. Предоставленные сведения имели исключительное значение для российского политического сыска, поскольку Франция находилась на втором месте после Швейцарии по количеству скрывающихся на ее территории русских революционеров-террористов.
Заручившись поддержкой правительственных кругов, Департамент полиции Российской империи стал направлять в Париж своих секретных агентов. Для сокрытия их истинной деятельности они прикомандировывались к консульским канцеляриям и миссиям. Естественно, такие назначения могли быть сделаны только с ведома генерального консула, которому вменялись в обязанность налаживание контактов с парижской полицейской префектурой и передача департаменту полиции сведений, добытых в результате наблюдения за русскими политическими эмигрантами французскими полицейскими [2, с. 87-88; 8, с. 280; 12, с. 138]. При этом российский генеральный консул мог присутствовать при допросе или обыске русских эмигрантов, имел право «требовать сообщения ему протоколов допроса, а также всех вещественных доказательств преступления, найденных у арестованных выходцев, преимущественно книг и бумаг их на русском языке» [13, с. 7072]. Таким образом, достигались сразу две цели: с одной стороны, секретным агентам становилось легче сориентироваться в незнакомой им обстановке, а с другой - появлялась возможность проверять их «не всегда достоверные сведения» [13, с. 72].
Аналогичные задачи были поставлены перед российскими консулами в Берлине и Вене, а также вице-консулом в Сулине (Румыния). Так, например, в январе 1883 г. русский посланник князь Урусов обратился к румынскому правительству с просьбой произвести при участии представителей русского
консульства обыски у двух русских эмигрантов. Просьбу свою Урусов мотивировал возможной причастностью указанных лиц к подготовке теракта в отношении российского императора во время его коронования [4, с. 16].
Российская миссия в Берне вела постоянную слежку за революционными эмигрантами [22, с. 205207].
Находящийся в заграничной командировке с мая по сентябрь 1917 г. с особым поручением -«выяснить вспомогательную роль дипломатического ведомства в деле охраны старого режима» -комиссар временного правительства С.Г. Сватиков установил, что значительная часть русского дипломатического корпуса оказывала помощь департаменту полиции в организации политического сыска за границей. Подробно результаты своей «инспекторской» поездки он изложил в «весьма секретном докладе Временному Правительству» [5, с. 177-182].
Неофициальное взаимодействие полицейских органов европейских стран с департаментом полиции Российской империи становилось постоянным и достаточно плодотворным. Так, например, в начале 80-х гг. XIX в. были установлены тесные связи с краковским полицейским комиссаром Костржевским, который приносил «значительную пользу» российской стороне в деле «уяснения социально- и национально-революционных происков галицийских поляков» [1, с. 19]. «Самое широкое содействие» было оказано и со стороны австрийских и германских пограничных властей в области «открытия и преследования тайной транспортировки в империю заграничных запрещенных книг» [9, с. 154].
В этот же период в высших правительственных кругах активно обсуждался вопрос о возможности создания собственной постоянной зарубежной агентуры. Однако «первые шаги» в данном направлении были сделаны не официальными органами, а частными лицами: 12 марта 1881 г. группа монархистов с целью защиты императора и борьбы с терроризмом объединилась в организацию общественного характера - «Священную дружину». В создании общества приняли участие великие князья Владимир и Алексей, обер-прокурор Святейшего Синода Победоносцев и министр внутренних дел граф Игнатьев, а непосредственное руководство осуществляли графы И.И. Воронцов-Дашков, П.П. Шувалов, Н.В. Левашов, П.П. Демидов - князь Сан-Донато [21, с. 143; 16, с. 155].
Можно выделить следующие направления в деятельности дружины: личная охрана государя императора и его семьи, обеспечивающая организацию наружного и внутреннего наблюдения, и общественная деятельность, преследующая цель максимально тесно сплотить консервативные элементы русского общества и дать достойный отпор антиправительственным революционным течениям [15, с. 206-212]. Существует версия и о готовящихся обществом убийствах некоторых лиц, являющихся пособниками террористов [19, с. 169; 3, с. 302-303].
Активно проявили себя «дружинники» и на поприще организации газетной провокации: с целью внести смуту и породить сомнения в революционном подполье, а также для дискредитации эмигрантов «в глазах зарубежных правительств», общество стало издавать три газеты - «Вольное Слово» и «Правду» в Европе и «Московский телеграф» в России. Если «Московский телеграф» являлся органом вполне легальным, то европейские газеты издавались подпольно. На страницах «Вольного Слова» печатались статьи в поддержку конституционного движения в России, «Правда» же носила явно народовольческую «окраску». Установившаяся между «Вольным Словом» и «Правдой» ожесточенная полемика в течение некоторого времени действительно привлекала внимание эмигрантов и даже способствовала дискредитации некоторых из них в революционных кругах [10, с. 7291].
Агентурные подразделения в составе дружины образовались в конце июля 1881 г. Всего было создано четыре агентурных подразделения, получивших название попечительств: Петербургское, Московское, Заграничное и Железнодорожное. Штаб-квартира заграничной агентуры располагалась в Париже, а ее агенты действовали в Женеве, Стамбуле, Филиппополе, Лондоне, Вене, а также в Румынии и Италии [23]. Всего в обществе состояло 729 постоянных членов и 14 672 добровольных охранника [15, с. 206].
В январе 1883 г. дружина прекратила свое существование, а в июне для общего наблюдения за политическим розыском за границей в Париж был направлен надворный советник П.В. Корвин-Круковский. Ему и было доверено руководство заграничной агентурой, которая вошла в состав Департамента полиции. Но Корвин-Круковский недолго пробыл на своем посту. В мае 1884 г. его сменил П.И. Рачковский.
П.И. Рачковский придал новый импульс развитию заграничного политического сыска. Ему удалось установить прочные связи с западной прессой и, пользуясь этим, влиять на общественное мнение европейских государств. Являясь талантливым дипломатом, он сумел заручиться поддержкой иностранных политических деятелей, депутатов, бизнесменов, а его особняк в СенКлу под Парижем стал местом приемов высокопоставленных правительственных чиновников. До его назначения заграничная агентура силами шести филеров-французов во главе с Барлэ осуществляла только наружное наблюдение. Рачковский продолжил совершенствовать филерское наблюдение и начал также развивать наблюдение внутреннее [14, с. 143-144]. Свою «службу» в составе заграничной агентуры несла и часть агентов Священной дружины. Филиалы Заграничной агентуры стали функционировать в Германии, Галиции, Швейцарии, Британии, Северной Америке и на Балканах.
Деятельность заграничной агентуры была достаточно эффективной вплоть до 1909 г., когда на страницах издаваемого В.Л. Бурцевым в Париже журнала «Общее дело» появилась информация о провокаторском прошлом ее очередного начальника А.М. Гартинга (Геккельмана-Ландезена). Бурцев доказал, что эмигрант Геккельман-Ландзен, приговоренный в 1890 г. французским судом к пяти годам тюремного заключения за подстрекательство, и глава заграничной агентуры Гартинг - одно и то же лицо [6, с. 13].
Разгорелся дипломатический скандал. Премьер-министр Ж. Клемансо выступил перед французским парламентом с заявлением о том, что деятельность любой иностранной полиции во Франции подлежит немедленной ликвидации. Зарубежный политический сыск Департамента полиции был переведен на нелегальное положение. На непродолжительное время было решено замаскировать заграничную «охранку» под фиктивное «Справочное бюро “Биттер-Монен”», оформленное на французского гражданина. Однако провалы секретных агентов продолжались. Тогда в целях предотвращения новых разоблачений заграничную агентуру официально ликвидировали, а всех ее сотрудников уволили.
В конце 1913 г. в Париже с соблюдением всех требований французского законодательства на средства Департамента полиции было образовано частное разыскное бюро «Бинт и Самбен», в состав которого вошли 18 лучших агентов бывшей заграничной агентуры, включая старейших из них -Генриха Бинта и Альберта Самбена. Частное бюро подчинялось статскому советнику А.А. Красильникову, являвшемуся в действительности заведующим всем секретным политическим розыском за границей. Официально Красильников считался командированным Министерством внутренних дел за границу для контакта с местными властями и российскими посольствами и консульствами. В личных сношениях с главой заграничной «охранки» состояли только Бинт и Самбен, остальные служащие не знали, что они «работают» на российское правительство, а все выполняемые ими задания считали полученными от частных лиц [18, с. 457-460].
Когда Россия вступила в Первую мировую войну, деятельность заграничной агентуры была переориентирована на оказание помощи военным. Ее сотрудники стали заниматься шпионажем и контрразведкой.
Заграничная агентура прекратила свое существование в 1917 г. После отречения от престола Николая II ее последний руководитель А.А. Красильников распустил своих служащих и опечатал в присутствии российского посла в Париже А.П. Извольского имеющиеся в его распоряжении архивы.
Значительной вехой в рассматриваемый нами период стало проведение международной римской конференции 1898 г., организованной с целью обсуждения мер противодействия террористическим проявлениям анархизма. По итогам конференции был принят секретный акт о борьбе с анархизмом, который приравнял анархистские преступления к общеуголовным и рекомендовал государствам-
участникам усилить наблюдение за подозреваемыми в террористической деятельности анархистами на своей территории.
В дни работы конференции по инициативе начальника английской столичной полиции Г. Винцента было проведено и негласное совещание руководителей полицейских подразделений. Английская сторона предложила осуществлять негласное наблюдение за анархистами и совершать обмен имеющимися сведениями о них «в строжайшей тайне и вне всякого вмешательства дипломатических властей и официальных международных органов». Предложение Г. Винцента встретило поддержку участников совещания, и хотя оно не было оформлено никаким письменным документом, глава российской делегации А.И. Нелидов отозвался о достигнутой устной договоренности «как об одной из самых действенных мер, которая принесет тотчас же пользу в международной борьбе против распространения анархизма» [17, с. 4344].
Таким образом, на основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы.
Во-первых, термин «терроризм» в конце XIX столетия не употреблялся и в межгосударственных соглашениях, касающихся мер противодействия террористическим проявлениям революционного движения, анархистский терроризм отождествлялся с анархизмом как оппозиционным политическим движением.
Во-вторых, в конце XIX в. основными объектами террористической атаки становились главы государств и крупные политические деятели, приоритетной задачей складывающейся межгосударственной антитеррористической политики являлось развитие эффективной системы обеспечения безопасности таких лиц. С этой целью создавались особые организации с полицейскими функциями и сильным агентурным аппаратом, с помощью которого возможно было осуществлять негласное наблюдение за поведением политических эмигрантов и сбор сведений об их причастности к совершенным терактам, позволяющих затем в порядке экстрадиции истребовать их доставку на родину, где они смогут предстать перед судом. Указанные обстоятельства послужили причиной того, что в рассматриваемый период межгосударственное сотрудничество в сфере противодействия терроризму развивалось в основном в направлении упрочения негласных контактов между полицейскими ведомствами, а также ужесточения административных мер.
Литература
1. Агафонов В.К. Заграничная охранка (Составлено по секретным документам Заграничной Агентуры и Департамента Полиции). Пг., 1918.
2. Аракелян М.А. Профессионалы сыска: Петр Иванович Рачковский // Новый век: история глазами молодых: Сборник научных трудов аспирантов и студентов исторического факультета СГУ. Саратов, 2008. Вып. 6.
3. Богучарский В.Я. Из истории политической борьбы в 70-х и 80-х гг. XIX века. Партия «Народной воли», ее происхождение, судьбы и гибель. М., 1912.
4. Вольное слово. 1883. 1 февраля.
5. Выдержки из весьма секретного доклада Временному Правительству Комиссара Временного Правительства за границей С.Г. Сватикова в октябре 1917 г. // Сборник секретных документов из архива бывшего Министерства Иностранных Дел. 1918. № 5.
6. Геккельман Ландезен Гартинг // Общее дело. 1909. 15 октября.
7. Голубев Г.А. Международное сотрудничество России в сфере противодействия терроризму: последняя треть XIX - начало XX века: Дис. ... канд. истор. наук. М., 2006.
8. Гросул В.Я. Международные связи российской политической эмиграции во 2-й половине XIX в. М., 2001.
9. Дружеские услуги немецкой полиции // Былое. 1917. № 3.
10. Заславский Д. «Взволнованные лоботрясы» (Из истории «Священной дружины») // Былое. 1924. № 25.
11. Кантор Р. М. Французская охранка о русских эмигрантах (Неизданные материалы) // Каторга и ссылка. 1927. № 2.
12. Киперман А.Я. Разночинская революционная эмиграция (1861-1895). Тамбов, 1980.
13. Лемке М.К. Наш заграничный сыск (1881-1883 гг.) // Красная летопись. 1923. № 5.
14. Лурье Ф.М. Политический сыск в России. 1649-1917. М.-СПб., 2006.
15. Общество «Священной дружины» («Отчетная записка» за 1881-1882 гг.) // Красный архив. 1927. Т. 2.
16. Попов И.И. Минувшее и пережитое. Из воспоминаний. М.-Л., 1933.
17. Соловьев О.Ф. Международный империализм - враг революции в России. М., 1982.
18. Справка об организации заграничной агентуры (Составлена Департаментом полиции Министерства внутренних дел 16 февраля 1916 года) // Борисов А. Особый отдел Империи. История Заграничной агентуры российских спецслужб. СПб.- М., 2001.
19. Суворов А.И. Борьба с терроризмом в России в XIX - начале ХХ века (Историко-правовое исследование антитеррористической деятельности правоохранительных органов дореволюционной России). М., 2002.
20. Тарле Е.В. Кн. Бисмарк и цареубийство 1 марта 1881 года. По неизданным документам // Былое. 1919. № 14.
21. Федоров М.Е. Московский Отдел Священной Дружины (По данным Архива Секретного Отделения Канцелярии Московского Ген.-Губернатора) // Голос минувшего. 1918. № 13.
22. Фирстова В.Н. Царская дипломатическая миссия в Берне и русская эмиграция // Вопросы истории. 1973. № 6.
23. Черемин А.М. Священная дружина. Российский опыт борьбы с терроризмом на общественных началах // Русский дом. 2006. № 3, 4.