Научная статья на тему 'Межэтнические отношения в студенческой среде'

Межэтнические отношения в студенческой среде Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY-NC-ND
1319
145
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖЬ / YOUTH / СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЕЖЬ / STUDENT YOUTH / МЕЖЭТНИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / INTERETHNIC RELATIONS / ТОЛЕРАНТНОСТЬ / TOLERANCE / ИНТОЛЕРАНТНОСТЬ / INTOLERANCE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Малкова Ирина Александровна

В статье уделяется внимание состоянию толерантности современной студенческой молодежи. На основе результатов исследований, проведенных среди студентов высших учебных заведений, анализируется состояние межэтнических отношений среди молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ethnic relationships in the student community

This article notices the state of tolerance of modern student’s youth and also modern reality of interethnic interaction of youth. On the basis of results of researches among students at higher educational institutions the author analyses the current state of interethnic relations among the young.

Текст научной работы на тему «Межэтнические отношения в студенческой среде»

И.А. Малкова

МЕЖЭТНИЧСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ

В статье уделяется внимание состоянию толерантности современной студенческой молодежи. На основе результатов исследований, проведенных среди студентов высших учебных заведений, анализируется состояние межэтнических отношений среди молодежи.

Ключевые слова: молодежь, студенческая молодежь, межэтнические отношения, толерантность, интолерантность.

Молодежь представляет собой «социально-демографическую группу, находящуюся в процессе становления и развития социальной, психофизиологической, социокультурной и гражданской зрелости, приспособленную к исполнению социальных статусов и ролей, свойственных взрослым людям»1 14-30 лет2. Это период, когда развиваются критичность мышления, стремление дать собственную оценку происходящему, самосознание и мировоззрение. Недостаточная включенность молодых людей в систему общественных отношений, сохранение установок и стереотипов предшествующего возраста создают в поведении молодежи сочетание противоречивых черт и качеств: тяготение к идентификации и обособлению, конформизм и негативизм, подражание и отрицание общепринятых норм, стремление к обобщению и уход, отрешенность от внешнего мира3.

Студенческая среда является интенсивным местом межэтнического взаимодействия, где зачастую формируются этнические установки и стереотипы молодежи. Высшие учебные заведения представляют собой гетерогенную среду, позволяющую получить личный опыт межэтнического общения. Определенную роль играет и внешняя среда с нестабильностью межнациональных отношений в стране, что также оказывает воздействие на межэтнические установки студенческой молодежи.

© Малкова И.А., 2014

Левада-Центром в 2011 г. было проведено исследование «Студенчество в многонациональных мегаполисах и крупных городах России: этническое самосознание и межэтнические отношения», в 2008 г. - «Молодежь России». Согласно данным исследований конфликтность и межэтническая напряженность, ксенофобские и националистические настроения в обществе сохраняются. Молодежь скептически относится к деятельности органов власти по предупреждению конфликтов между людьми разных национальностей. От 20 до 30% студентов не удовлетворены мерами, принимаемыми государством по реализации некоторых аспектов национальной политики4. Число молодежи, положительно относящейся к людям другой национальности, составляет 49,4%. Высок и уровень относящихся «без особого интереса» - 36,9%, а неприязненное отношение высказывают 5,6%5. 62,2% молодых людей отметили, что в их группе есть студенты разных национальностей. Часть молодежи отрицательно относится к приезду в город для обучения молодых людей с Северного Кавказа из Закавказья (24,9%). 12,1% заявили об отрицательном отношении к приезду на обучение в Россию выходцев из стран Африки и Юго-Восточной Азии6. По словам экспертов, преобладание негативного отношения к представителям кавказских этнических групп вызвано их «манифестным» поведением (манерой вести себя в общественных местах, неуважением к традициям, обычаям местного населения).

Отвечая на вопрос «имеет ли значение национальность человека при знакомстве с ним», ответы «скорее не имеет» и «совсем не имеет» выбрали 57,5%, «да, имеет» и «скорее имеет» отметили 39,0% студентов7.

Больше половины отвечавших (57,1%) не сталкивались с недоброжелательным отношением к себе представителей других национальностей. Тем не менее конфликтные случаи все же отмечены респондентами, поскольку варианты «да, часто», «иногда» и «крайне редко» выбрали в совокупности 39,3% опрошенных8. Кроме того, 23,6% опрошенных вступали в конфликтные отношения. При этом молодые люди русской национальности вступали в конфликт с людьми, приехавшими на заработки, а представители нерусских национальностей чаще конфликтовали со студентами9.

Толерантное утверждение «Россия - общий дом для всех ее народов» получило одобрение у 56,2% студентов. Однако интоле-рантное суждение «Россия - для русских» получило поддержку почти трети опрошенных (30,2%). 33,0% выбравших такое суждение принадлежат к представителям студентов русской националь-ности10. Формирование толерантных/интолерантных установок

студентов связано с совокупностью объективных и субъективных факторов, а также организацией учебно-воспитательного процесса. К объективным факторам относят: социально-политические, религиозно-культурные, экономические, демографические процессы, состояние образовательной среды и т. д. К субъективным факторам можно отнести конкретные параметры личности: ценностные ориентации, интересы, убеждения, стереотипы, установки, общую культуру, образованность и т. д. Так, образованные молодые люди заметно выше оценивают свои возможности влиять на ситуацию через акции протеста, общественные организации, гражданские инициативы. Более образованная молодежь чаще видит в формах общественной самоорганизации именно протестную составляющую. Так полагают каждый третий с высшим образованием и вдвое меньше (18%) респондентов с неполным средним11. Учитывая современные реалии, большего внимания заслуживают именно объективные факторы, такие как миграционные процессы, публичная политика, СМИ.

Межэтническая толерантность проявляется в поступках, но формируется в сфере сознания и тесно связана с этнической идентичностью. Все виды гиперидентичности повышают уровень инто-лерантности в межэтнических установках. Не этническое самосознание вообще, а его гиперболизация (эгоцентризм, этноэгоизм и т. п.) отрицательно влияет на толерантность. Перерастание этнического самосознания в гиперидентичность и рост интолерантных установок связаны не только с процессами в психической сфере, но и в сферах социальной, экономической, политической жизни12.

Политические действия влияют на развитие межэтнических отношений, выступая в роли образца для поведения. Все чаще отмечается, что националистические лозунги «За русских!», «Русские, жестче взгляд!», «Русские, хватит молчать!» используют именно политические деятели в своих публичных выступлениях, предвыборной риторике, программах и т. д. Манипулирование и навязывание определенных точек зрения приводят к национализму и ксенофобии. Проявления ксенофобии могут носить как совершенно безобидный характер - стереотипы и предрассудки в отношении определенных групп, так и являться серьезными преступлениями, связанными с проявлением агрессии и насилия13.

Являясь наиболее конфликтогенной, молодежь выступает как благодатная аудитория для любой пропаганды. Современная российская молодежь следит за политикой не меньше, чем старшие поколения, используя больше альтернативных источников информации за счет Интернета14. В последнее время наблюдается увели-

чение гражданской ответственности. Например, по данным опроса «Кого Вы считаете потенциальными сторонниками протестного движения?», больше половины респондентов отдали приоритет именно молодым людям (53%), оставляя позади интеллигенцию (45%), а также и представителей науки, культуры, религиозной общественности (40%)15.

Важным фактором в формировании толерантных/интолерантных представлений молодого поколения являются СМИ. 57,2% студентов проявляют интерес к различным телевизионным передачам, а также к публикациям в СМИ, связанным с межнациональными отношениями.

Информация может быть направлена как на принятие и толерантное поведение, так и на неуважение и неприятие других национальностей, вызывая этнические и расовые предубеждения, этноцентрические взгляды, ксенофобские и шовинистические настроения. Студенты, которые сталкивались в СМИ с информацией скандального характера в сфере межэтнических отношений, в два раза чаще оценивают возможность массовых проявлений конфликтов по сравнению со студентами, не владеющими такой информацией. Молодые люди выразили мнение о необходимости определенного контроля над СМИ в отношении публикаций межэтнического, межнационального характера: 64,2% против 23,5% считающих, что контроль не нужен16.

Таким образом, проблема межэтнических отношений очевидна и требует принятия действенных мер. Помимо формирования общегражданского национального самосознания и толерантной позиции в отношении других национальностей, необходима молодежная и национальная политика, учитывающая современную российскую реальность и особенности межэтнических отношений современной молодежи.

Примечания

1 Бобосов Е.М. Социология: Энциклопедический словарь. М., 2009. С. 265.

2 Распоряжение Правительства РФ от 18.12.2006 г. № 1760-р «О стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2006. № 52 (ч. 3). Ст. 5622.

3 Сергеев Р.В. Молодежь и студенчество как социальные группы и объект социологического анализа (Вестник Адыгейского государственного университета. 2010. № 1) [Электронный ресурс] // КиберЛенинка - научная электронная библиотека. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/molode-zh-i-studenchestvo-kak-sotsialnye-gruppy-i-obekt-sotsiologicheskogo-anali-za (дата обращения: 21.09.2013). С. 3.

4 Студенчество в многонациональных мегаполисах и крупных городах России: этническое самосознание и межэтнические отношения: Сб. мат-лов по результатам социологического исследования / Под общ. ред. А.В. Журавского. М., 2008. [Электронный ресурс] // Министерство регионального развития Российской Федерации. URL: http://www.min-region.ru/upload/04_dmo/national_policy/handbook/Studenchestvo.pdf (дата обращения: 23.09.2013). С. 37-38.

5 Там же. С. 31.

6 Там же. С. 35.

7 Там же. С. 28-29.

8 Там же. С. 32-33.

9 Там же. С. 36.

10 Там же. С. 26-27.

11 Гудков Л.Д., Дубин Б.В., Зоркая Н.А. Молодежь России. М.: Московская школа политических исследований, 2011 [Электронный ресурс] // Левада-Центр. URL: http://www.levada.ru/books/molodezh-rossii (дата обращения: 20.09.2013). С. 58-60.

12 Арутюнян Ю.В. Этносоциология. М.: Аспект Пресс, 1999. С. 208.

13 Ксенофобия в молодежной среде: Доклад по результатам мониторинга / А. Козлов и др. М.: Московская Хельсинкская группа, 2009. С. 11.

14 Гудков Л.Д., Дубин Б.В., Зоркая Н.А. Указ. соч. С. 55.

15 Опрос на «Марше миллионов» в Москве 15 сентября // Левада-Центр. URL: http://www.levada.ru/17-09-2012/opros-na-marshe-millionov-v-moskve-15-sentyabrya (дата обращения: 25.09.2013).

16 Студенчество в многонациональных мегаполисах и крупных городах России... С. 40-43.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.