И.А. Малкова
МЕЖЭТНИЧСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ
В статье уделяется внимание состоянию толерантности современной студенческой молодежи. На основе результатов исследований, проведенных среди студентов высших учебных заведений, анализируется состояние межэтнических отношений среди молодежи.
Ключевые слова: молодежь, студенческая молодежь, межэтнические отношения, толерантность, интолерантность.
Молодежь представляет собой «социально-демографическую группу, находящуюся в процессе становления и развития социальной, психофизиологической, социокультурной и гражданской зрелости, приспособленную к исполнению социальных статусов и ролей, свойственных взрослым людям»1 14-30 лет2. Это период, когда развиваются критичность мышления, стремление дать собственную оценку происходящему, самосознание и мировоззрение. Недостаточная включенность молодых людей в систему общественных отношений, сохранение установок и стереотипов предшествующего возраста создают в поведении молодежи сочетание противоречивых черт и качеств: тяготение к идентификации и обособлению, конформизм и негативизм, подражание и отрицание общепринятых норм, стремление к обобщению и уход, отрешенность от внешнего мира3.
Студенческая среда является интенсивным местом межэтнического взаимодействия, где зачастую формируются этнические установки и стереотипы молодежи. Высшие учебные заведения представляют собой гетерогенную среду, позволяющую получить личный опыт межэтнического общения. Определенную роль играет и внешняя среда с нестабильностью межнациональных отношений в стране, что также оказывает воздействие на межэтнические установки студенческой молодежи.
© Малкова И.А., 2014
Левада-Центром в 2011 г. было проведено исследование «Студенчество в многонациональных мегаполисах и крупных городах России: этническое самосознание и межэтнические отношения», в 2008 г. - «Молодежь России». Согласно данным исследований конфликтность и межэтническая напряженность, ксенофобские и националистические настроения в обществе сохраняются. Молодежь скептически относится к деятельности органов власти по предупреждению конфликтов между людьми разных национальностей. От 20 до 30% студентов не удовлетворены мерами, принимаемыми государством по реализации некоторых аспектов национальной политики4. Число молодежи, положительно относящейся к людям другой национальности, составляет 49,4%. Высок и уровень относящихся «без особого интереса» - 36,9%, а неприязненное отношение высказывают 5,6%5. 62,2% молодых людей отметили, что в их группе есть студенты разных национальностей. Часть молодежи отрицательно относится к приезду в город для обучения молодых людей с Северного Кавказа из Закавказья (24,9%). 12,1% заявили об отрицательном отношении к приезду на обучение в Россию выходцев из стран Африки и Юго-Восточной Азии6. По словам экспертов, преобладание негативного отношения к представителям кавказских этнических групп вызвано их «манифестным» поведением (манерой вести себя в общественных местах, неуважением к традициям, обычаям местного населения).
Отвечая на вопрос «имеет ли значение национальность человека при знакомстве с ним», ответы «скорее не имеет» и «совсем не имеет» выбрали 57,5%, «да, имеет» и «скорее имеет» отметили 39,0% студентов7.
Больше половины отвечавших (57,1%) не сталкивались с недоброжелательным отношением к себе представителей других национальностей. Тем не менее конфликтные случаи все же отмечены респондентами, поскольку варианты «да, часто», «иногда» и «крайне редко» выбрали в совокупности 39,3% опрошенных8. Кроме того, 23,6% опрошенных вступали в конфликтные отношения. При этом молодые люди русской национальности вступали в конфликт с людьми, приехавшими на заработки, а представители нерусских национальностей чаще конфликтовали со студентами9.
Толерантное утверждение «Россия - общий дом для всех ее народов» получило одобрение у 56,2% студентов. Однако интоле-рантное суждение «Россия - для русских» получило поддержку почти трети опрошенных (30,2%). 33,0% выбравших такое суждение принадлежат к представителям студентов русской националь-ности10. Формирование толерантных/интолерантных установок
студентов связано с совокупностью объективных и субъективных факторов, а также организацией учебно-воспитательного процесса. К объективным факторам относят: социально-политические, религиозно-культурные, экономические, демографические процессы, состояние образовательной среды и т. д. К субъективным факторам можно отнести конкретные параметры личности: ценностные ориентации, интересы, убеждения, стереотипы, установки, общую культуру, образованность и т. д. Так, образованные молодые люди заметно выше оценивают свои возможности влиять на ситуацию через акции протеста, общественные организации, гражданские инициативы. Более образованная молодежь чаще видит в формах общественной самоорганизации именно протестную составляющую. Так полагают каждый третий с высшим образованием и вдвое меньше (18%) респондентов с неполным средним11. Учитывая современные реалии, большего внимания заслуживают именно объективные факторы, такие как миграционные процессы, публичная политика, СМИ.
Межэтническая толерантность проявляется в поступках, но формируется в сфере сознания и тесно связана с этнической идентичностью. Все виды гиперидентичности повышают уровень инто-лерантности в межэтнических установках. Не этническое самосознание вообще, а его гиперболизация (эгоцентризм, этноэгоизм и т. п.) отрицательно влияет на толерантность. Перерастание этнического самосознания в гиперидентичность и рост интолерантных установок связаны не только с процессами в психической сфере, но и в сферах социальной, экономической, политической жизни12.
Политические действия влияют на развитие межэтнических отношений, выступая в роли образца для поведения. Все чаще отмечается, что националистические лозунги «За русских!», «Русские, жестче взгляд!», «Русские, хватит молчать!» используют именно политические деятели в своих публичных выступлениях, предвыборной риторике, программах и т. д. Манипулирование и навязывание определенных точек зрения приводят к национализму и ксенофобии. Проявления ксенофобии могут носить как совершенно безобидный характер - стереотипы и предрассудки в отношении определенных групп, так и являться серьезными преступлениями, связанными с проявлением агрессии и насилия13.
Являясь наиболее конфликтогенной, молодежь выступает как благодатная аудитория для любой пропаганды. Современная российская молодежь следит за политикой не меньше, чем старшие поколения, используя больше альтернативных источников информации за счет Интернета14. В последнее время наблюдается увели-
чение гражданской ответственности. Например, по данным опроса «Кого Вы считаете потенциальными сторонниками протестного движения?», больше половины респондентов отдали приоритет именно молодым людям (53%), оставляя позади интеллигенцию (45%), а также и представителей науки, культуры, религиозной общественности (40%)15.
Важным фактором в формировании толерантных/интолерантных представлений молодого поколения являются СМИ. 57,2% студентов проявляют интерес к различным телевизионным передачам, а также к публикациям в СМИ, связанным с межнациональными отношениями.
Информация может быть направлена как на принятие и толерантное поведение, так и на неуважение и неприятие других национальностей, вызывая этнические и расовые предубеждения, этноцентрические взгляды, ксенофобские и шовинистические настроения. Студенты, которые сталкивались в СМИ с информацией скандального характера в сфере межэтнических отношений, в два раза чаще оценивают возможность массовых проявлений конфликтов по сравнению со студентами, не владеющими такой информацией. Молодые люди выразили мнение о необходимости определенного контроля над СМИ в отношении публикаций межэтнического, межнационального характера: 64,2% против 23,5% считающих, что контроль не нужен16.
Таким образом, проблема межэтнических отношений очевидна и требует принятия действенных мер. Помимо формирования общегражданского национального самосознания и толерантной позиции в отношении других национальностей, необходима молодежная и национальная политика, учитывающая современную российскую реальность и особенности межэтнических отношений современной молодежи.
Примечания
1 Бобосов Е.М. Социология: Энциклопедический словарь. М., 2009. С. 265.
2 Распоряжение Правительства РФ от 18.12.2006 г. № 1760-р «О стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2006. № 52 (ч. 3). Ст. 5622.
3 Сергеев Р.В. Молодежь и студенчество как социальные группы и объект социологического анализа (Вестник Адыгейского государственного университета. 2010. № 1) [Электронный ресурс] // КиберЛенинка - научная электронная библиотека. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/molode-zh-i-studenchestvo-kak-sotsialnye-gruppy-i-obekt-sotsiologicheskogo-anali-za (дата обращения: 21.09.2013). С. 3.
4 Студенчество в многонациональных мегаполисах и крупных городах России: этническое самосознание и межэтнические отношения: Сб. мат-лов по результатам социологического исследования / Под общ. ред. А.В. Журавского. М., 2008. [Электронный ресурс] // Министерство регионального развития Российской Федерации. URL: http://www.min-region.ru/upload/04_dmo/national_policy/handbook/Studenchestvo.pdf (дата обращения: 23.09.2013). С. 37-38.
5 Там же. С. 31.
6 Там же. С. 35.
7 Там же. С. 28-29.
8 Там же. С. 32-33.
9 Там же. С. 36.
10 Там же. С. 26-27.
11 Гудков Л.Д., Дубин Б.В., Зоркая Н.А. Молодежь России. М.: Московская школа политических исследований, 2011 [Электронный ресурс] // Левада-Центр. URL: http://www.levada.ru/books/molodezh-rossii (дата обращения: 20.09.2013). С. 58-60.
12 Арутюнян Ю.В. Этносоциология. М.: Аспект Пресс, 1999. С. 208.
13 Ксенофобия в молодежной среде: Доклад по результатам мониторинга / А. Козлов и др. М.: Московская Хельсинкская группа, 2009. С. 11.
14 Гудков Л.Д., Дубин Б.В., Зоркая Н.А. Указ. соч. С. 55.
15 Опрос на «Марше миллионов» в Москве 15 сентября // Левада-Центр. URL: http://www.levada.ru/17-09-2012/opros-na-marshe-millionov-v-moskve-15-sentyabrya (дата обращения: 25.09.2013).
16 Студенчество в многонациональных мегаполисах и крупных городах России... С. 40-43.