зтносоциология и социология культуры
(ETHNo & CULTURAL SOCIOLOGY)
Б01: 10.12731/2218-7405-2014-12-10 УДК 304.4
ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ КАК ФАКТОР ЭТНОСОЦИАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖИ
Герасимова О.Е.
Цель исследования - определить основные параметры и перспективы этнокультурного образования в России как фактора этносоциализации молодежи.
Предметом является процесс этнокультурного образования в Российской Федерации как необходимый компонент формирования у молодежи толерантного отношения к культурный различиям.
Методологической основой исследования является системный и структурно-функциональный анализ, а также такие методы как анализ документов, вторичный анализ статистических данных и результатов массовых социологических опросов.
Полученные результаты исследования показывают, что, несмотря на эскалацию проблем, связанных с прогрессирующей этнизацией молодежи, государственная политика в области этнокультурного образования является малоэффективной и нерешающей основной своей задачи, а именно формирование у молодежи признания собственной культуры, традиций и языка, а также чувства уважения к культурному достоянию других народов, пропаганда толерантного межкультурного диалога. Вместе с тем, государственные программы предусматривают комплекс мероприятий по внедрению на территории Российской Федерации современных и эффективных моделей этносоциализации молодежи, что дает нам право надеяться на преодоление в будущем прогрессирующей этнизации молодежи.
Материал исследования может быть использован в работе органов государственной власти, занимающихся разработкой государственной политики в области образо-
вания, а также целесообразно использовать в процессе преподавания курсов, спецкурсов и спецсеминаров по этнополитологии, этносоциологии и этнопедагогики.
Ключевые слова: этнокультурное образование; этносоциализация молодежи; ксенофобия; национализм.
ethnic-cultural education in Russia as factor ethnic socialization of youth
Gerasimova o.E.
The purpose of the study - define the basic parameters and prospects of ethnic-cultural education in Russia as factor ethnic socialization of youth.
The subject of the research: process of ethnic-cultural education in Russia as a necessary component of forming at young people tolerant attitude to cultural differences.
Methodological basis of the research is systematic and structural-functional analysis, and analysis of documents, secondary analysis of statistical data and the results ofpolls.
The obtained results show that, despite escalating problems associated with progressing ethnic socialization of youth, state policy in the field of ethnic-cultural education is ineffective and does not solve its main problem, namely the formation at young people recognition their own culture, traditions and language, as well as a sense of respect for cultural heritage other peoples. At the same time, government programs involve a set of measures for the implementation of the Russian Federation modern and efficient models ethnic socialization of youth that gives us the right to hope to overcome in the future progressing ethnic socialization of youth.
Material research can be used in the work of public authorities involved in the development ofpublic policy in the field of education, and expedient to use in the teaching of courses, special courses and seminars on ethnopolitology, ethnosociology and ethnopedagogy.
Keywords: ethnic-cultural education; ethnic socialization of youth; xenophobia; nationalism.
Прогрессирующая этнизация молодежи сегодня является одним из ключевых факторов заставляющих всю прогрессивную общественность обратить внимание на данную проблематику. Социологические исследования последних лет показывают, что уровень толерантности
в российском обществе снижается год от года. Тогда как национализм и ксенофобия нарастает и распространяется на все категории населения.
Так, аналитический центр Юрия Левады (Левада - центр) опубликовал результаты ежегодного опроса «Национализм в России», проводившегося среди 1600 человек в возрасте 18 лет и старше в 130 населенных пунктах 45 регионов России. Вопрос, на который предлагалось ответить респондентам, звучал следующим образом: «Ощущаете ли вы враждебность к людям другой национальности?». В 2008 году положительный ответ дали 10% опрошенных, а в 2010 году - уже 19%. На вопрос поддерживаете ли Вы идею «Россия для русских» положительно ответили 50% населения [1]. Особую озабоченность, наряду с динамикой роста националистических настроений, вызывает расширение социально-демографической базы ксенофобских настроений, а также то, что данным настроениям сегодня в большей степени подвержена молодежь. Национализм помолодел: если в 1990-е годы количество взрослых ксенофобов было значительно выше, чем молодых, то сейчас именно молодёжь отличается нетерпимостью к представителям других национальностей.
Так, крайне негативно отношение молодежи, по данным мониторинга Аналитического Центра Юрия Левады, к чеченцам, азербайджанцам, другим выходцам с Кавказа, представителям среднеазиатских народов, цыганам., и т.д. 52,1% респондентов отрицательно относятся к чеченцам, половина опрошенных - к цыганам, каждый третий опрошенный россиянин -к азербайджанцам.
Объектом исследования выступает модель этнокультурного образования в России.
Исходя из поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
• Выявить основные факторы и причины распространения национализма и ксенофобии среди молодежи.
• Изучить и дать всесторонний анализ основной категории нашего исследования - этно-социализация личности.
• Рассмотреть основные проблемы этнокультурного образования и воспитания в современной России.
• Дать оценку государственной политики в области образования в РФ, а также оценить перспективы работы основных государственных программ, направленных на преодоление проблем ксенофобии и национализма среди молодежи через развитие этнокультурного образования в России.
Основные причины распространения национализма и ксенофобии среди молодого поколения
Исследователи выделяют целый ряд факторов обострения ситуации, среди которых особое место занимает этнизация социальных проблем. Сегодня социальные проблемы все больше приобретают этнический характер, тогда как раньше ответственность за социальные проблемы возлагалась на представителей государственной власти, т.е. социальные проблемы политизировались. Сейчас же общество обвиняет во всех социальных проблемах представителей других национальностей. Особенно остро в этом смысле стоят такие проблемы как безработица, рост преступности, коррупция и т.д. И чем хуже обстоят дела с этими проблемами, тем больше нарастает ненависть к «виновникам», которых общество само и назначило. По мнению директора Центра по изучению ксенофобии и предотвращению экстремизма Института социологии РАН Эмиля Паина в России сильно развито примордиалистское сознание: скажи, какой ты национальности, я скажу, кто ты [2].
Следующим фактором являются этнодемографические процессы. Так, очень болезненно, особенно молодежью, воспринимается давняя тенденция, усилившаяся в последнее десятилетие, а именно процесс уменьшения доли русских на фоне достаточно быстрого темпа роста этнических общностей, которые в молодежной среде часто называют «исламские народы». В южных регионах России данная проблема стоит особенно остро. Так как именно там изменение соотношения между большинством и меньшинством особенно заметны в силу еще и такой проблемы как отток русского населения из региона. Как следствие, в южных регионах России наблюдается наибольший рост национализма среди русских. Когда этническое большинство ощущает угрозу утраты своего статуса или реально теряет его на некоторых территориях, это, как правило, усиливает позиции этнического национализма.
Огромное влияние на рост ксенофобии и национализма в России оказала чеченская война. Хорошо иллюстрирует отношение к представителям чеченского народа опрос, проведенный Левада-центром в 2010 г. Респондентам предлагалось ответить на вопрос: «В какой мере Вы готовы иметь дело со следующими национальностями...? (чеченцами). Результаты опроса показали, что 38% русских не пускал бы их в Россию; 19 % - пускал бы в Россию только временно; 21% - готов видеть среди жителей России; только 3% - готовы видеть их среди коллег и по 1% - готовы видеть представителей чеченской национальности среди своих родственников и друзей [3].
По данным ВЦИОМа, 68% россиян убеждены, что у последующих поколений чеченцев враждебное отношение к России и русским будет только усиливаться. 67,2% россиян считают,
что чеченцы понимают только «проявление силы», а пытаться говорить с ними «на равных» это проявление слабости. Кроме этого, 78% испытывают панический страх перед террористическими актами со стороны чеченских боевиков [4].
Таким образом, можно говорить о том, что националистические настроения, ксенофобия в российском обществе достаточно сильные и устойчивые. Особо стоит обратить внимание на то, что, как уже отмечалось, национализму и ксенофобии все больше подвержено именно молодое поколение и если раньше считалось, что данные настроения характерны для неблагополучной молодежи, не имеющей образования и социального статуса, то сегодня идеи национализма распространены и среди студентов ведущих вузов России.
Молодежь выступает как своеобразный индикатор, отражающий социальную и межэтническую напряженность в обществе. Именно в молодом возрасте происходят существенные изменения в этническом развитии молодого человека. Данный возрастной этап рассматривается как решающий период развития этнического самосознания, его упрочения и закрепления.
Особую актуальность проблема этносоциализации молодежи и формирования этнического самосознания у молодого поколения приобретает в многонациональных странах, к которым относиться и Россия, где исторически сложилась мультикультурная и полиэтническая среда. В современном мире среди молодежи наблюдается возрастание интереса к этническим корням. Формирование этнической самоидентификации в молодом возрасте формируется по принципу: «Мы» - «Они», т.е. основано на принципе противопоставления и, как правило, на негативном восприятии межкультурных отличий.
Этносоциализация личности как специфический компонент общей социализации личности
Прежде чем мы перейдем к непосредственному рассмотрению основных факторов этниза-ции молодежи и проблемам этнокультурного образования в России, необходимо дать всесторонний анализ основной категории нашего исследования. Этносоциализация - это усвоение индивидами этнических и духовных ценностей того этноса к которому он принадлежит, передача от поколения к поколению данных этнических ценностей и этнородового социального опыта.
Вместе с тем, стоит отметить, что различаются коллективный (групповой) и индивидуальный уровни этносоциализации. Индивидуальный уровень этносоциализации рассматривают как процесс индивидуального приобщения представителей конкретного этноса к этническому опыту, этнической культуре, языку и т.д. С этой точки зрения, вызывает интерес понятие «эт-
низация личности», которое вводит Т.Г. Исламшина и определяет его как часть социализации личности, в процессе которой предполагается формирование этнического самосознания, которое основано на чувстве привязанности к своему народу, уважение и признание его культуры, истории, знание родного языка и владение им. Вместе с тем, важно отметить, что данные чувства привязанности и уважения к своему народу и своей культуре необходимо сочетать с признанием и уважением достояний других народов и культур [5]. Таким образом, этносоци-ализацию личности можно рассматривать как специфический компонент общей социализации личности.
Национальные школы и проблемы этнокультурного образования в России
В процессе этнокультурной социализации молодежи важнейшая роль принадлежит государственным институтам образовательного, культурного, социального и т.д. назначения. Основная функция этнокультурного образования - этнокультурная социализация молодежи, результатом которой является этнокультурная компетентность индивида. Это не только предоставление знаний о собственной культуре, традициях, но и задача формирование личности, моделей социального поведения. Данная функция способствует формированию таких моделей поведения, которые, прежде всего, характеризуются толерантностью по отношению к людям других национальностей [6]. Еще одной важнейшей функцией этнокультурного образования является интеграция общества. Можно говорить о том, что этнокультурное образование играет важную роль и в вопросе национальной безопасности, так как выступает одним из средств гармонизации национальных отношений.
Таким образом, этнокультурное образование выполняет три основные функции:
■ Социальная - удовлетворение интересов и потребностей индивидов, регулирование социальных отношений, осуществление социального контроля.
■ Воспитательная - формирование этнической идентичности, сохранение этнической традиции.
■ Культурная - пропагандистская функция и гносеологическая [7].
Исходя из целей нашего исследования, нас, прежде всего, будет интересовать коллективный (групповой) уровень этносоциализации, фундамент которого закладывается в школе и в стенах университетов. Именно в школе продолжают формироваться самые первые представления об этнической идентичности человека, о народах и странах. Школа в данном случае выступает не только как институт образования, но и как фактор консолидации многонационального
общества. Вместе с тем, стоит отметить, что в современной России фактически не существует школ, которые уделяли бы должное внимание проблемам этнического воспитания. В настоящее время пока только обсуждается введение в общеобразовательную программу предмета по истории народов России, изучение которого позволило бы сформировать у детей необходимые навыки общения между представителями разных национальностей и конфессий в рамках единого государства.
Кроме этого, уже сегодня в рамках развития этнокультурного образования создается несколько научно-популярных серий: «Народы России: Атлас культур и религий» и «Народы и культуры», которые выпускает Институт этнологии и антропологии. Данные издания будут способствовать приобщению россиян к изучению истории и культуры своей страны, развитию межкультурного диалога, укреплению межнациональных и межрелигиозных отношений.
Особое место в системе образования РФ занимают национальные школы. Согласно ФЗ «Об образовании» в последней редакции 2014 г. [8] государство гарантирует всем гражданам РФ возможность получить образование на родном языке. Данное право граждан обеспечивается созданием необходимого числа соответствующих образовательных учреждений, классов, групп, а также условий для их функционирования [ст. 6, п.2]. Стоит отметить, что Закон никак не пояснил, что это за «соответствующие образовательные учреждения». Ясно одно, что понятие «национальная школа» в Законе не предусмотрено. Де-юре такие школы в России не существуют. Вместе с тем, подобные национальные школы действуют сегодня практически на всей территории многонациональной России.
Роль национальных школ в многонациональной России сложно переоценить. Так как эффективность этнокультурного образования и воспитания во многом зависит от того, насколько точно будут учитываться особенности характера, поведения, быта представителей различных этносов в России. Безусловно, этнокультурное образование имеет очень широкие возможности приобщения молодежи к инонациональной культуре и выполняет важнейшую воспитательную функцию, направленную на борьбу с ксенофобией и признание культурных ценностей других народов. Трактуемое в подобном духе образование предлагает движение представителей тех или иных этносов от родной культуры - к культуре общенациональной и мировой [9].
Одной из приоритетных задач национальных школ является возрождение и сохранение культуры, традиций, языка, духовных и нравственных ценностей народов. Учащиеся этих школ со всей увлеченностью погружаются в традиции и культуру своего народа, ощущают свою причастность к этой культуре. В основе модели образования в национальных школах лежит изучение родной культуры.
В России функционирует два типа национальных школ:
■ школы с обучением на родном языке, где все предметы изучаются на языке национальности, а русский изучается как отдельный предмет. Примером могут служить кочевые школы Севера. Кочевые школы представляют собой сельские малокомплектные начальные (либо неполные средние школы) с моноэтническим составом школьников из коренных народов Севера. Обучение здесь ведется на родном языке [10]. В Ханты-Мансийском автономном округе они функционируют как малокомплектные комплексы школа-сад с моноэтническим составом учащихся. Они получили название стойбищных школ [11];
■ школы с обучением на русском языке, а родной язык и родная литература изучаются как дополнительные предметы. Примером могут служить Татарская и Еврейская национальные школы в Москве. Данные школы являются средними общеобразовательными школами с добавлением этнокультурного компонента.
Безусловно, если речь идет о модели образования, где приоритет принадлежит родной культуре и языку, то в эту модель должен обязательно входить и так называемый федеральный компонент, который гарантирует всем учащимся, независимо от их национальной принадлежности, образование на уровне государственных стандартов по всем предметам. Такой подход дает возможность сохранять равносильность образования для представителей различных национальностей по всей России и сохраняет единое образовательное пространство, а национальным меньшинствам легко интегрироваться в такое многонациональное государство как Россия и стать полноправным его членом.
Следующим неотъемлемым компонентом образования в национальной школе является изучение мировой культуры. Данный компонент должен включать в себя предметы, позволяющие ученику национальных школ ознакомиться с разнообразием культур в других странах и выявить, что они имеют не только различие, но и общие черты, и на основе сопоставления других культур глубже понять родную культуру [12].
Государственная политика в области образования: основные проблемы и перспективы
В основе государственной политики в сфере образования лежит «Национальная доктрина образования в Российской Федерации», принятая 4 октября 2000 года. Доктрина провозглашает приоритет образования в государственной политики и формулирует стратегию и основные направления развития всей системы образования в РФ на период до 2025 года [13].
Согласно национальной доктрине, основными целями образования в стране, среди прочего, являются: историческая преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры; формирование и развитие у детей и молодежи культуры межэтнического общения. Основные задачи - это, прежде всего, гармонизация национальных и этнокультурных отношений; сохранение этнической самобытности народов России, традиций, культур и языков.
Именно национальная доктрина легла в основу «Концепции этнокультурного образования в Российской Федерации», которая была разработана в 2006 году коллективом учёных, докторов педагогических наук: Шпикаловой Т.Я., Баклановой Т.И. и Ершовой Л.В. Концепция, прежде всего, нацелена на освоение подрастающим поколением тех национально-культурных традиций, в которых воплощены высшие духовно-нравственные ценности, как отдельных этносов, так и всего человечества [14].
Содействие развитию этнокультурного образования в Российской Федерации призвана оказывать Федеральная целевая программа «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014-2020 годы)», утверждена 20 августа 2013 года. Программа обращает наше внимание на ключевые проблемы в сфере межэтнических отношений, одной из которых является недостаточность мер по формированию российской гражданской идентичности и гражданского единства, воспитанию культуры межнационального общения, изучению истории и традиций российских народов [15]. Решение основных межэтнических конфронтаций возможно только при становлении духовного единства российской нации. Понятие «российская наций» в последнее время становиться знаковой общегражданской идеей, которая основана на единении народов России. Впервые многонациональные народ России отождествляется с понятием российской нации в Стратегии государственной национальной политики [16], и теперь цитата первых строк Конституции Российской Федерации «Мы - многонациональный народ России» [17] приобретает однозначный смысл - многонациональный народ России это не сумма национальностей, а единая общность.
Пропаганда идеи сплочения в единую гражданскую общность в настоящее время ведется во всех регионах многонациональной России. Так, в 2005-2007 годах под эгидой правительства Москвы были осуществлены программы «Москва - многонациональная» и «Москва - столица многонациональной России», которые, в первую очередь, были обращены именно к молодежи. Данные программы были разработаны Институтом этнологии и антропологии РАН. Основной задачей, заявленной в этих программах, стало воспитание будущих граждан России в духе толерантности. Необходимо всестороннее изучение и анализ распространенных в мо-
лодежной среде этностереотипов, разработка и реализация мер по устранению их негативного влияния. Кроме этого, программа предусматривает разработку методов межкультурного общения, которое будет способствовать формированию и утверждению у молодежи единой общегражданской идентичности [18].
В 2006 году в Общественной палате Российской Федерации была создана специальная Комиссия по толерантности и свободе совести, которую возглавил директор Института этнологии и антропологии РАН Валерий Тишков. В рамках работы данной комиссии прошла целая серия мероприятий в различных регионах России, которые направленные на борьбу с ксенофобией, прежде всего, в молодежной среде. В 2010 году появился клуб «Многонациональная Россия», который объединил лидеров различных этнических и молодежных организаций большинства регионов России. Основной целью организаторов является повышение уровня социальной сплоченности в многонациональной молодежной среде. Стратегия проекта заключается в формировании сети региональных корреспондентов межкультурного диалога. В сеть войдут граждане России от 18 до 30 лет - лидеры общественного мнения, представители молодежных и этнических групп, журналисты, преподаватели и исследователи [19]. В рамках данного клуба реализовано большое количество интересных и полезных программ и проектов во многих регионах России, направленных на этносоциализацию молодежи, на формирование толерантного воспитания молодежи и этнокультурного диалога между представителями различных национальностей.
Говоря об этнокультурном образовании в России, следует уделить и особое внимание государственной политике РФ в области образования, а именно Федеральной целевой программе развития образования на 2011-2015 гг. (ФЦПРО), которая, среди прочего, предусматривает мероприятия по внедрению на территории Российской Федерации современных и эффективных моделей этносоциализации молодежи. Например, инновационные воспитательные модели, которые призваны обеспечивать формирование гражданской идентичности учащихся в условиях поликультурного и поликонфессионального общества. Также предполагается выполнение комплекса мероприятий по устранению причин, способствующих проявлениям идей национализма и сепаратизма [20].
Так, при распространении этих моделей будет учтен и уже накопленный опыт функционирования национально-культурных автономий в РФ, которые появились и успешно работают с принятия в 1996 г. ФЗ «О национально-культурной автономии». Цель закона - сохранение языка, самобытности и культуры на всех уровнях федерации. Данный закон позволяет создавать общественные объединения граждан, относящих себя к определенным этническим общ-
ностям, негосударственные образовательные учреждения (общеобразовательного, начального, среднего и высшего профессионального образования). Обучение в этих образовательных учреждения происходит на родном языке, что позволяет углубленно изучать национальный язык, национальную историю, культуру и традиции. Сегодня на территории РФ действует 989 национально-культурных автономий, которые обладают огромным потенциалом и могут стать эффективной площадкой для межэтнического и межкультурного обмена, а также сыграть огромную роль в развитии этнокультурного образования в России.
Результаты исследования:
■ В ходе исследования выявлены основные факторы и причины распространения национализма и ксенофобии среди молодежи в России. Особенно остро стоят такие проблемы как этнизация социальных проблем, когда основные социальные проблемы постепенно приобретают этнический характер; этнодемографический фактор, данный фактор особенно остро стоит в южных регионах России, где добавляется проблема оттока русских из региона; Чеченские войны, которые сформировали крайне негативное отношение русских к представителям кавказских национальностях и обострили чувство страха перед ними. Все эти факторы, безусловно, привели к распространению национализма и ксенофобии среди молодежи.
■ Этносоциализация личности является специфическим компонентом общей социализации личности и направлена на усвоение молодежью собственной национальной культуры, традиций, языка, а также на формирование уважительного отношения к культурным различиям и культурному достоянию других народов. Данные компетентности, безусловно, являются неотъемлемым условиям достижения толерантного межкультурного диалога.
■ Основной проблемой, с которой мы сталкиваемся, говоря об этнокультурном образовании в России, является недостаточное развитие системы национальных школ, а также недостаточно внимание к этническому воспитанию подрастающего поколения в образовательных учреждениях. Соответственно, этнопедагогика как дисциплина не развита в современной России. Данная ситуация представляется удивительной учитывая многонациональность Российской Федерации. Именно поэтому необходимо включить в обязательный образовательный компонент программы направленные на формирование культуры толерантности.
■ Исходя из данных социологических опросов, которые ярко иллюстрируют нарастание национализма и ксенофобии среди молодежи, можно констатировать неэффективность
и недостаточность действий государственной власти в области развития этнокультурного образования. Несмотря на большое количество программ и мероприятий, разработанных государством, в целях преодоления проблем распространения ксенофобии и формирования толерантного отношения молодежи к культурным различиям, стоит отметить, что данные проблемы сегодня не решены.
Список литературы
1. Официальный сайт «Левада центр» - изучение общественного мнения, опрос «Национализм в России». URL: http://www.levada.ru/archive/mezhetnicheskie-otnosheniya/chuvstvuete-li-vy-v-nastoyashchee-vremya-vrazhdebnost-k-lyudyam
2. Соловецкий В. Уроки на грани фола // Свободная Пресса, суббота, 6 февраля 2012. URL: http://svpressa.ru/society/article/52729/
3. Официальный сайт «Левада центр» - изучение общественного мнения, опрос «В какой мере Вы готовы иметь дело со следующими национальностями...? (чеченцами)». URL: http://www.levada.ru/archive/mezhetnicheskie-otnosheniya/v-kakoi-mere-vy-gotovy-imet-delo-so-sleduyushchimi-natsionalno-8
4. Паин Э.А. Почему помолодела ксенофобия. О масштабах и механизмах формирования этнических предрассудков // Независимая, 14.10.2003. URL: http://www.ng.ru/ideas/ 2003-10-14/11_xenofobia.html
5. Исламшина, Т.Г. Этнические ценности полиэтнического общества / Т.Г. Исламшина. - Казань: Издательство КГТУ (КАИ), 2008.
6. Габдулгафарова И. Этнокультурное образование этнических меньшинств как составляющая часть региональной этнополитики // Журнал «Казанский федералист», 2006, № 4(20). URL: http://www.kazanfed.ru/publications/kazanfederalist/n20/3/
7. Касаткина Н.П., Суконкина Т.Н. Институциональные аспекты развития этнокультурного образования в регионах России // Журнал «Регионология», № 4, 2011. URL: http://regionsar. ru/node/830
8. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями). URL: http://base.garant.ru/70291362/
9. Джуринский А.Н. Проблемы образования в многонациональном социуме России и на Западе // Журнал Образование и наука. Известия Уральского отделения Российской Академии
образования № 4 (83) Журнал теоретических и прикладных исследований Апрель, 2011. URL: http://edscience.ru/sites/default/files/2011/_4_83.pdf
10. Головин А.Ф. О концепции модели этнической (национальной) школы для коренных малочисленных народов Севера России / Амурские эвенки: Большие проблемы малого этноса: Сборник научных трудов // Под ред. проф. Быковой Г.В. - Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2003. http://txtb.ru/4/12.html
11. Городенко Д.В. Социально-педагогические модели национальных образовательных учреждений в современной России. Журнал «Современные проблемы науки и образования» Педагогические науки, № 3, 2010 // http://www.science-education.ru/91-4479
12. Хайрулин Р. Состояние и перспективы развития национальных систем образования в России. URL: http://tatar-history.narod.ru/federal.htm
13. Постановление Правительства Российской Федерации от 4 октября 2000 г. № 751 г. Москва «О национальной доктрине образования в Российской Федерации» // http://www.rg.ru/ 2000/10/11/doktrina-dok.html
14. Концепция этнокультурного образования в Российской Федерации / Л.В. Ершова, Т.Я. Шпи-калова, Т.И. Бакланова. - Шуя: ФГБОУ ВПО «ШГПУ», 2006.
15. Постановление Правительства Российской Федерации от 20 августа 2013 г. N 718 г. Москва «О федеральной целевой программе «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014-2020 годы)»» // http://www.rg.ru/2013/09/02/edinstvo-site-dok.html
16. Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года (утв. Указом Президента РФ от 19 декабря 2012 г. N 1666). URL: http://base.garant. ru/70284810/
17. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ), Преамбула. URL:// http://www.constitution.ru
18. Москва многонациональная. Программа Правительства Москвы. Проект Института этнологии и антропологии РАН. URL: http://moscow.iea.ras.ru/index.html
19. Официальный сайт Национального Совета молодежных и детских объединений России. URL: http://www.youthrussia.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=380
20. Постановление Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. № 61 г. Москва «О Федеральной целевой программе развития образования на 2011-2015 годы». URL: http:// www.rg.ru/2011/03/09/obrazovanie-site-dok.html
References
1. Official site «Levada Center» - the study of public opinion poll «Nationalism in Russia». URL: http://www.levada.ru/archive/mezhetnicheskie-otnosheniya/chuvstvuete-li-vy-v-nastoyashchee-vremya-vrazhdebnost-k-lyudyam
2. Solovetsky B. Lessons per answer / / Free Press, Saturday, February 6, 2012. URL: http://sv-pressa.ru/society/article/52729/
3. Official site «Levada Center» - the study of public opinion poll «How much do you willing to deal with the following national ...? (Chechens) ». URL: http://www.levada.ru/archive/mezhet-nicheskie-otnosheniya/v-kakoi-mere-vy-gotovy-imet-delo-so-sleduyushchimi-natsionalno-8
4. Pain EA Why younger xenophobia. The scale and the mechanisms of formation of ethnic prejudice // The Independent, 14.10.2003. URL: http://www.ng.ru/ideas/2003-10-14/11_xenofobia. html
5. Islamshina, TG. Ethnic values multiethnic society / T.G. Islamshina. - Kazan: Publishing KGTU (KAI), 2008.
6. Gabdulgafarova I. Ethnocultural education of ethnic minorities as a component of regional ethnic politics // Journal «Kazan Federalist» 2006, № 4(20). URL: http://www.kazanfed.ru/publications/ kazanfederalist/n20/3/
7. Kasatkina NP, TN Sukonkina Institutional Aspects of ethno-cultural education in the regions of Russia. / / Journal «Regionologiya», № 4, 2011. URL: http://regionsar.ru/node/830
8. Federal law of December 29, 2012 N 273-FZ «On education in the Russian Federation» (with amendments and additions). URL: http://base.garant.ru/70291362/
9. Dzhurinsky A.N. Problems of education in a multicultural society Russia and the West // Journal of Education and science. News of the Ural branch of the Russian Academy of education № 4 (83) Journal of theoretical and applied research April, 2011. URL: http://edscience.ru/sites/default/ files/2011/_4_83.pdf
10. Golovin, A.F. On the concept model of ethnic (national) schools for the indigenous peoples of the North of Russia // Amur Evenki: Big problems of small ethnic group: Collection of scientific works (Ed. by Prof. Bykova, Century), Blagoveshchensk: Publishing house of the Belarusian state pedagogical University, 2003. URL: http://txtb.ru/4/12.html
11. Gorodenco, D.V. Socio-educational model of national educational institutions in modern Russia. Journal «Modern problems of science and education» Pedagogical sciences, № 3, 2010. URL: // http://www.science-education.ru/91-4479
12. Khairulin R. The state and prospects of development of national systems of education in Russia. URL: http://tatar-history.narod.ru/federal.htm
13. Resolution of the Government of the Russian Federation dated October 4, 2000, N 751, Moscow «On the national doctrine of education in the Russian Federation». URL: http://www. rg.ru/2000/10/11/doktrina-dok.html
14. The concept of ethno-cultural education in the Russian Federation / L.C. Ershov, T.J. Shpikalova, T.I. Baklanov. - Shuya: FGBOU VPO «SGPU», 2006.
15. Resolution of the Government of the Russian Federation dated 20 August 2013 N 718, Moscow «On the Federal target program «strengthening the unity of the Russian nation and ethno-cultural development of the peoples of Russia (2014-2020)»» URL: http://www.rg.ru/2013/09/02/edinst-vo-site-dok.html
16. The strategy of the state national policy of the Russian Federation for the period up to 2025 (appr. The presidential decree of 19 December 2012 N 1666) URL: http://base.garant.ru/70284810/
17. «The Constitution of the Russian Federation» (adopted by popular vote 12.12.1993) (including the amendments made by the Laws of the Russian Federation on amendments to the Constitution of the Russian Federation dated 30.12.2008 № 6-FKZ, from 30.12.2008 № 7-FKZ), preamble. URL:// http://www.constitution.ru
18. Moscow multinational. Programme of the Government of Moscow. Project of the Institute of Ethnology and Anthropology RAN. URL: http://moscow.iea.ras.ru/index.html
19. The official site of the National Youth Council of Unions of Russia. URL: http://www.youthrus-sia.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=380
20. Resolution of the Government of the Russian Federation of February 7, 2011 N 61, Moscow «On the Federal target program of education development for 2011-2015». URL: http://www. rg.ru/2011/03/09/obrazovanie-site-dok.html
ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ
Герасимова Ольга Евгеньевна, кандидат политических наук, старший преподаватель кафедры политологии
Российский Государственный Университет им. А.И. Герцена наб. р. Мойки, д. 48, г. Санкт-Петербург, 191186, Россия [email protected] SPIN-код: 7978-9937
DATA ABouT THE AUTHOR
Gerasimowa olga Evgenevna, candidate of political science, senior lecturer department of political science
Herzen State Pedagogical University of Russia nab. riv. Moiki 48, St. Petersburg, 191186, Russia [email protected]
Рецензент:
Большаков Сергей Николаевич, заведующий кафедрой менеджмента массовых коммуникаций, профессор, доктор экономических наук, доктор политических наук, Декан факультета прикладных коммуникаций ГОУ ВПО «Санкт-Петербургского государственного университета» Правительства РФ