ВЕСТНИК ТОМСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА
Том №268 ноябрь 1999
КОНФЕРЕНЦИИ. СИМПОЗИУМЫ
УДК 159.9:061.2/3
МЕЖДУНАРОДНЫЙ СИМПОЗИУМ «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСУМ ОБРАЗОВАНИЯ ЧЕЛОВЕКА НОЭТИЧЕСКОГО» (г. Томск, 27-29 сентября 1998 г.)
В статье рассказывается о состоявшемся 27-29 сентября 1998 г. в ТГУ международном симпозиуме, посвященном переосмыслению Образа Человека в междисциплинарном контексте университетского образования. Рассмотрено разнообразие и единство телесных, душевных и духовных аспектов развития Человека Ноэтического в современных коммуникативных пространствах.
Идея симпозиума вызрела на почве методологий, теорий и практик юнгианской, гуманистической, экзистенциальной, трансперсональной, холистической психологии и традиций русского космизма и экзистенциализма. В определенном смысле дух симпозиума синхронисткчен таким недавним событиям научной жизни, как «Международный московский синергетический форум» (Москва, январь, 19%); международный симпозиум «В лабиринтах культуры: философия, культура, человек в поисках самоидентичности)» (Санкт-Петербург, май, 19%); шестая ежегодная Международная конференция по разрешению конфликтов «В поисках общей и личной гармонии» (Санкт-Петербург, май, 1998). Проведение этой встречи на базе Томского государственного университета инициировано и организовано факультетом психологии при поддержке Академии Гуманитарных наук, Российского фонда гуманитарных исследований, Международной ассоциации гуманистической психологии и Института ноэтических исследований.
Работа симпозиума проходила в контексте презентации профессиональному сообществу научно-практических направлений деятельности факультета психологии и открытия Сибирских центров Института ноэтических исследований и Ассоциации гуманистической психологии на базе факультета психологии ТГУ.
Симпозиум был посвящен анализу возможностей и перспектив формирования нового ракурса, нового взгляда на древнейшую проблему человеческой культуры, которая в динамическом ее понимании и есть образование. Жизнь образования как постоянно обновляющегося процесса питается великой триадой вечных и всегда обновляющихся живых образов - «Образ Мира», «Образ Человека» и «Образ самого Образования» - живых основ-источников образовательного универсума как единого организма. Тема симпозиума акцентирует внимание на центральном образе этой великой триады - Образе Человека, Современные ученые, учителя, преподаватели все отчетливее осознают зависимость не только формы и технологии, но и содержания обучения любому без исключения предмету от центрального образа как смыслообразующего ориентира в понимании конечной эффективности этого процесса. В этом смысле новый концегтг «Психологический универсум образования», подчеркивая универсальность человеческого измерения, позволяет вести плодотворные междисциплинарные, транспрофессиональные и кросс культурные дискуссии, достигать продуктивной синергии многих аспектов образования. На этом пути обнаружили профессиональную рефлексию и оказались актуальными следующие направления: универсальные символы и творческие состояния сознания; маргинальное общество и гуманистическая концепция личности; образовательное пространство: психологические проблемы личностного роста субъектов педагогического процесса; этнопсихологические подходы в прикладных исследованиях социокультурных процессов; диалог культур: исторические, культурные и психосемантические аспекты; антропологическое многообразие и единство образовательных систем; биопсихологические аспекты образования: коммуникативный стресс в учебном процессе; компьютерные технологии в современном учеб-ном процессе. Предполагаемое «восхождение» к новому образу человека для прозрения в перспективу третьего тысячелетия оказывается весьма крутым и трудным. 148
Ключевая проблема. Переосмысление Образа Человека, главного ориентира университетского образования на рубеже тысячелетий, является насущной и достойной задачей всего содружества университетов планеты.
Возникновение в последнем столетии множества «определенных антропологий» (эволюционной, философской, социальной, культурной, педагогической, мистической, космической...) свидетельствует и об обострении проблемы «частичного человека», и об интенсификации поиска утраченной его изначальной целостности. Классическая наука - основное детище «Человека Разумного» - содействовала обострению этой проблемы, поэтому не случайно кризис целостности человека оказывается синхронистичен кризису базовых парадигм научного знания. А реминисценция первородной будущности духовно-космической целостности человека неизбежно приводит к качественному преображению базовых парадигм всей науки в экологическом, синергетическом, холистическом, ноологическом и других направлениях. В результате «постнеклассическая наука» современности уже способна к собственно научной ассимиляции знаний, считавшихся ранее «па-ранаучными». Речь идет о возрождающемся синтезе экспериментально-научного, художественного, философского, сокровенного, мистического, религиозного опыта на базе антропологически обновляющейся науки.
Эгоцентрическая, индивидуалистическая рациональность эпохи Возрождения (символом и воплощением которой принято считать рационалистическое определение человека Рене Декартом) породила в образе «Homo Sapiens» иллюзию полноценного понимания человека.
Последний век второго тысячелетия проходит под знаком неугасающего удивления «Человека Пробуждающегося», что древние мудрецы знали о нем что-то более важное, чем его современники. При этом появляется и удивительный шанс весьма плодотворного восстановления и прояснения изначальной и извечной духовно-космической универсальности и целостности человека на основе центрального понятия-символа восточной и древнегреческой философии - Человека Ноэтического. Если посмотреть на развитие Образа Человеческого под этим углом зрения, нельзя не удивиться тому, что в огромном историческом океане противоречивых представлений о человеке остался сохран-
ным и гармонично, преемственно трансформировался именно ноэтический луч, освещающий природу, сущность и перспективу человека и не разлагаемый на противостояние «восточной» и «западной», «древней» и «современной» культур,
«Нус» (Nous) в древнегреческой философии - это такой смысловой символ, который полностью перевести в наш культурный контекст можно только синтезом: интуиция - мысяь - разум - сознание - мудрость - дух. При э+ом акцентированы интуитивная и духовная основы Ноэзиса - процесса постижения духовной, божественной сущности космоса и Человека. Научное исследование и понимание такой многомерной и разнопорядковой целостности психологического универсума Человека Ноэтического будет возможным в меру понимания и моделирования транскоммуникативных процессов и миров его душевной жизни.
Ноэтический взгляд на человека коренным образом меняет понимание его социокультурной и социально-психологической организации. Эволюционно-функцио-нальное представление о психике человека в традиционной психологии сложилось под доминирующим эксплицитно-имплицитным влиянием парадигмы Человека Разумного (картезианского). С точки зрения ноэзиса как глобального фактора универсума необходимо понять и реальность психологического универсума человека как реальность значительно более многомерную и многообразную, чем та, которая представлена в традиционной академической психологии. «Координаты ноэзиса» могут ориентировать на практическую трансформацию образовательного процесса, например, универсальные транскоммуникативные моменты ноэзиса Катарсис —> Импритинг —> Экстаз —> Инсайт и в обучении являются пиковыми переживаниями человека, испытывая которые, он ориентирован на переживание сущности жизни. Идеальные образы-символы в искусстве и науке способствуют пробуждению таких переживаний. Использование универсальных символов (от манд ал и мифов до идеальных музыкальных и математических композиций) в учебном процессе - одна из возможных стратегий преобразования конкретных знаний по любому предмету в ноэтическое пространство личности, что означает содействие ее трансперсональному росту (освобождению от эгоцентризма и т.п.).
Такой подход может стать эффективной образовательной стратегией просвещения Человека Будущего, если образ Человека Ноэтического становится реальной путеводной звездой самого преподавателя, ученого.
Участники симпозиума. На очное и заочное участие в симпозиуме откликнулись: представитель Международной ассоциации гуманистической психологии Найджел Гамильтон, доктор психиатрии, директор Центра психотерапевтического консультирования и образования (Великобритания); представитель Института ноэтических исследований Джанетт Гаттридж (США); Леонид Бурлачук, доктор психологических наук, профессор (Украина); Валентин Агеев, кандидат психологических наук (Казахстан). Россия оказалась представлена всеми основными регионами: от Петро-павловска-Камчатского до Санкт-Петербурга; от Новороссийска до Перми (20 городов) и фактически всеми университетами города Томска и Сибирского региона (12 университетов). Междисциплинарный характер симпозиума наиболее ярко проявился участием в нем 10 основных факультетов математического, физико-технического, естественного и гуманитарного профиля. В работе симпозиума участвовали 124 представителя самых раз-
ных областей научного знания, в том числе 21 профессор и 44 кандидата наук.
Формы работы. Разнообразие форм работы симпозиума реализовывало его замысел и ключевые идеи. Хор и орган капеллы Томского университета (рук. В.В. Сотников) тематическим циклом духовной музыки инициировали высокий ментальный настрой работы симпозиума в главном направлении - драма и светлая тайна рождения Человека Духовного.
Доклады и выступления сопровождались богатым красочным иллюстративным символическим материалом. Работала выставка детского рисунка экспериментальной площадки факультета психологии Центра «Преображение». Университетская начальная школа показывала поэтическую выразительность детской души. В перерывах между пленарными заседаниями происходили импровизированные сессии Транс-Арта: коллективное выражение духовных переживаний в проективных рисунках под музыку; разыгрывались студенческие миниатюры по поводу происходящего на самом симпозиуме. Большинство секционных заседаний превращалось в работу дискуссионных круглых столов и завершались «мозговыми штурмами».
Содержательные направления. Новизна обсуждаемой проблематики проявилась множеством интересных нестандартных идей крупных ученых, профессоров и начинающих исследователей, аспирантов. Их перечисление здесь оказалось бы внушительным и во многом совпало бы с содержанием опубликованных материалов и программы симпозиума. К ним мы и отсылаем заинтересованного читателя, а здесь приведем лишь несколько ключевых примеров.
Глубокий интерес и восхищение вызвала большая многогранная работа Найджела Гамильтона. На предварительном заседании в узком кругу специалистов он поделился последними результатами своих экспериментальных исследований основных уровней базового спектра состояний сознания на основе прохождения участниками эксперимента специально организованного «аскетического цикла» (комплекс социальной, сенсорной, диетической депривации).
На пленарном заседании Н. Гамильтон приветствовал открытие в ТГУ Сибирских центров Института ноэтических исследований и Ассоциации гуманистической психологии. В своем обширном докладе он рассказал о последних тенденциях интеграции психологического опыта и знаний между такими науками, как физика, информатика, психоаналитическая, юнгианская, гуманистическая, трансперсональная, холистическая психология и психотерапия. При этом была акцентирована роль трансперсональной психологии в понимании возможностей духовного совершенствования Человека.
На вечернем четырехчасовом семинаре-практикуме Н. Гамильтон продемонстрировал практическую методику путешествия и проживания специфических проблем основных системных уровней-состояний сознания человека, связанных с циклами его духовного развития.
Доктор философских наук профессор ТГУ И.В. Черникова в докладе «Формирование холистического миро-видения в ноосферной науке» раскрыла на богатом культурно-историческом материале психологически существенные перспективы развития научного знания на основе реализации ноосферного, антропного, диалогового принципов, холистической и синергетической парадигм.
Директор Института психического здоровья ТНЦ СО РАМН профессор В-Я. Семке в докладе «Транскультураль-ная и кросскультуральная психиатрия - взгляд в XXI век»
раскрыл вызвавшее широкий резонанс аудитории удивительное этническое своеобразие переживаний психологических проблем и измененных состояний сознания.
Декан факультета психологии ТГУ профессор В .И. Каб-рин в докладе «Психология Человека Ноэтического» показал богатейшие для транскоммуникативной психологии ноэзиса возможности исследования и принятия биографического, персонального и трансперсонального опыта известных и не очень деятелей культуры, искусства, науки, достигших Метанойи (просветленного сознания), а значит, прошедших Паранойю (добровольное безумие), Ортонойю (притязания разума) и вернувшие ценность Протонойи (детства духа).
Результаты работы секций. Междисциплинарная проблематика образования Человека Ноэтического, обсуждавшаяся на секциях, столь многообразна и значительна, что, не желая пренебречь ни одним из прозвучавших аспектов, мы сможем здесь обратить внимание лишь на их общие конструктивные проекты.
На секции «Универсальные символы и творческие состояния сознания» (руководители: профессор В.И. Ка-брин - ТГУ; доцент В.В. Агеев - КазГУ) приняты рекомендации: о проведении ежегодного международного семинара по транскоммуникативной психологии Человека Ноэтического, сопровождающегося интенсивными сессиями - тренингами - студиями (в духе томского опыта Н. Гамильтона); о разработке программы сотрудничества университетов по реализации совместных творческих образовательных циклов; об активном участии студентов факультета психологии ТГУ в региональной программе профилактики наркомании среди молодежи.
На секции «Маргинальное общество и гуманистическая концепция личности» (руководитель доцент Ю.Л. Красин, - ТГУ) приняты предложения о создании университетского Центра кросскультурных исследований и образовательных акций.
На секции «Этнопсихологические подходы в прикладных исследованиях социокультурных процессов» (руководители: доцент Э.И. Мещерякова - ТГУ, к.м.н. И.Е. Куприянова - НИИ психического здоровья ТНЦ СО РАМН) внесено предложение организовать совместные семинары факультета психологии ТГУ, НИИ психического здоровья, областного наркологического диспансера и учреждений МВД на которых продолжать рассмот-
рение этнопсихологических аспектов и проблем духовного развития личности в маргинальных ситуациях.
На секции «Биопсихологические аспекты коммуникативного стресса в учебном процессе, возможности его профилактики и психокоррекции» (руководители: доцент Е.А. Рождественская - ТГУ, с.н.с. И.Я. Стоянова - НИИ психического здоровья ТНЦ СО РАМН) принято решение о создании постоянно действующего методологического семинара «Рациональное и магическое в структуре личности, их роль в процессе социализации».
На секции «Компьютерные технологии в совреме-ном учебном процессе» (руководители: профессор В.П. Демкин; доцент ЕЛ. Богданова - ТГУ) решено организовать на базе Института дистанционного образования и факультета психологии ТГУ междисциплинарный семинар «Психолого-педагогическое обеспечение дистанционного обучения».
Общие итоги. Заключительному пленарному заседанию предшествовало совместное учредительное собрание представителей психологических учреждений городов региона, на котором единогласно принято решение об открытии на базе факультета психологии ТГУ Сибирских центров Института поэтических исследований и Ассоциации гуманистической психологии; приняты Положения о деятельности указанных центров. Председателем-организатором работы центров избран кандидат философских наук, доцент факультета психологии ТГУ Ю.Л. Красин, которому в двухмесячный срок поручена разработка предложений по организационной структуре и программе деятельности Центров.
Заключительное пленарное заседание симпозиума обобщило результаты работы секций, одобрило их предложения и решение учредительного собрания о создании Сибирских центров Института ноэтических исследований и Ассоциации гуманистической психологии.
Диалог с духовно-эмоциональной обратной связью участников заключительного собрания открыл глубину переживаний и высоту помыслов, достойных теме и миссии симпозиума. Участники говорили, что несмотря на сложности и необычный труд проникновения за границы обыденной «внешней» жизни человека, эта работа окупается благотворными и благодарными состояниями сознания. Это была прощальная благодарность друг другу и надежда на будущие встречи.
Статья представлена научной редакцией «Психология и педагогика» 29 октября 1998 года. Материал подготовил В.И. Кабрин.
УДК 82.(091X4/9)
КЛЮЕВСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ В ТОМСКЕ (16 -18 сентября 1999г.)
16-18 сентября 1999 г. на базе ТГУ прошла Всероссийская конференция «Николай Клюев: национальный образ мира и судьба наследия». Ее участниками были ученые, литераторы, работники музеев, религиозные деятели из Москвы, Санкт-Петербурга, Киева, Великого Новгорода, Петрозаводска, Мурманска, Вятки, а также из семи сибирских городов. Собрать такую представительную конференцию и рассчитывать на публикацию ее материалов позволил грант, полученный преподавателями филологического факультета от института «Открытое общество».
К настоящему времени сложилось несколько центров изучения наследия Клюева: в Вытегре (на родине поэта проходят ежегодные чтения, к сожалению, материалы их почти не попадают в печать), Вологде, Санкт-Петербурге (Пушкинский дом), Москве (ИМЛИ), Киеве (ЮГУ). Теперь такой центр складывается и в Томске. Первые клюевские чтения прошли в Томске в 1990 г., но они не имели статуса
научной конференции и были посвящены краеведческим изысканиям о пребывании поэта на нашей земле.
О невольной, но все же вечной вине нашего города в гибели выдающегося поэта, теперь уже признанного классика XX века, говорили участники конференции во время открытия мемориальной доски на доме по улице Ачинская, 15, где жил Клюев в 1937 году накануне расстрела (доска была открыта при финансовой поддержке спонсоров и администрации города). Первый в нашей стране барельефный портрет Клюева исполнил томский скульптор Н. Гнедых.
С.И. Субботин (ИМЛИ) подвел итоги и обозначил перспективы изучения наследия главы крестьянских поэтов. После бурной, но кратковременной славы в жизни Клюева наступил период поношения и травли, закончившийся ссылкой, а потом и бессудной казнью. После почти тридцатилетнего перерыва издания Клюева возобнови-
ло