Научная статья на тему 'Клюевская конференция в Томске (16 -18 сентября 1999г. )'

Клюевская конференция в Томске (16 -18 сентября 1999г. ) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
96
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Клюевская конференция в Томске (16 -18 сентября 1999г. )»

раскрыл вызвавшее широкий резонанс аудитории удивительное этническое своеобразие переживаний психологических проблем и измененных состояний сознания.

Декан факультета психологии ТГУ профессор В .И. Каб-рин в докладе «Психология Человека Ноэтического» показал богатейшие для транскоммуникативной психологии ноэзиса возможности исследования и принятия биографического, персонального и трансперсонального опыта известных и не очень деятелей культуры, искусства, науки, достигших Метанойи (просветленного сознания), а значит, прошедших Паранойю (добровольное безумие), Ортонойю (притязания разума) и вернувшие ценность Протонойи (детства духа).

Результаты работы секций. Междисциплинарная проблематика образования Человека Ноэтического, обсуждавшаяся на секциях, столь многообразна и значительна, что, не желая пренебречь ни одним из прозвучавших аспектов, мы сможем здесь обратить внимание лишь на их общие конструктивные проекты.

На секции «Универсальные символы и творческие состояния сознания» (руководители: профессор В.И. Ка-брин - ТГУ; доцент В.В. Агеев - КазГУ) приняты рекомендации: о проведении ежегодного международного семинара по транскоммуникативной психологии Человека Ноэтического, сопровождающегося интенсивными сессиями - тренингами - студиями (в духе томского опыта Н. Гамильтона); о разработке программы сотрудничества университетов по реализации совместных творческих образовательных циклов; об активном участии студентов факультета психологии ТГУ в региональной программе профилактики наркомании среди молодежи.

На секции «Маргинальное общество и гуманистическая концепция личности» (руководитель доцент Ю.Л. Красин, - ТГУ) приняты предложения о создании университетского Центра кросскультурных исследований и образовательных акций.

На секции «Этнопсихологические подходы в прикладных исследованиях социокультурных процессов» (руководители: доцент Э.И. Мещерякова - ТГУ, к.м.н. И.Е. Куприянова - НИИ психического здоровья ТНЦ СО РАМН) внесено предложение организовать совместные семинары факультета психологии ТГУ, НИИ психического здоровья, областного наркологического диспансера и учреждений МВД, на которых продолжать рассмот-

рение этнопсихологических аспектов и проблем духовного развития личности в маргинальных ситуациях.

На секции «Биопсихологические аспекты коммуникативного стресса в учебном процессе, возможности его профилактики и психокоррекции» (руководители: доцент Е.А. Рождественская - ТГУ, с.н.с. И.Я. Стоянова - НИИ психического здоровья ТНЦ СО РАМН) принято решение о создании постоянно действующего методологического семинара «Рациональное и магическое в структуре личности, их роль в процессе социализации».

На секции «Компьютерные технологии в совреме-ном учебном процессе» (руководители: профессор В.П. Демкин; доцент ЕЛ. Богданова - ТГУ) решено организовать на базе Института дистанционного образования и факультета психологии ТГУ междисциплинарный семинар «Психолого-педагогическое обеспечение дистанционного обучения».

Общие итоги. Заключительному пленарному заседанию предшествовало совместное учредительное собрание представителей психологических учреждений городов региона, на котором единогласно принято решение об открытии на базе факультета психологии ТГУ Сибирских центров Института поэтических исследований и Ассоциации гуманистической психологии; приняты Положения о деятельности указанных центров. Председателем-организатором работы центров избран кандидат философских наук, доцент факультета психологии ТГУ Ю.Л. Красин, которому в двухмесячный срок поручена разработка предложений по организационной структуре и программе деятельности Центров.

Заключительное пленарное заседание симпозиума обобщило результаты работы секций, одобрило их предложения и решение учредительного собрания о создании Сибирских центров Института ноэтических исследований и Ассоциации гуманистической психологии.

Диалог с духовно-эмоциональной обратной связью участников заключительного собрания открыл глубину переживаний и высоту помыслов, достойных теме и миссии симпозиума. Участники говорили, что несмотря на сложности и необычный труд проникновения за границы обыденной «внешней» жизни человека, эта работа окупается благотворными и благодарными состояниями сознания. Это была прощальная благодарность друг другу и надежда на будущие встречи.

Статья представлена научной редакцией «Психология и педагогика» 29 октября 1998 года. Материал подготовил В.И. Кабрин.

УДК 82.(091X4/9)

КЛЮЕВСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ В ТОМСКЕ (16 -18 сентября 1999г.)

16-18 сентября 1999 г. на базе ТГУ прошла Всероссийская конференция «Николай Клюев: национальный образ мира и судьба наследия». Ее участниками были ученые, литераторы, работники музеев, религиозные деятели из Москвы, Санкт-Петербурга, Киева, Великого Новгорода, Петрозаводска, Мурманска, Вятки, а также из семи сибирских городов. Собрать такую представительную конференцию и рассчитывать на публикацию ее материалов позволил грант, полученный преподавателями филологического факультета от института «Открытое общество».

К настоящему времени сложилось несколько центров изучения наследия Клюева: в Вытегре (на родине поэта проходят ежегодные чтения, к сожалению, материалы их почти не попадают в печать), Вологде, Санкт-Петербурге (Пушкинский дом), Москве (ИМЛИ), Киеве (ЮГУ). Теперь такой центр складывается и в Томске. Первые кпюевские чтения прошли в Томске в 1990 г., но они не имели статуса

научной конференции и были посвящены краеведческим изысканиям о пребывании поэта на нашей земле.

О невольной, но все же вечной вине нашего города в гибели выдающегося поэта, теперь уже признанного классика XX века, говорили участники конференции во время открытия мемориальной доски на доме по улице Ачинская, 15, где жил Клюев в 1937 году накануне расстрела (доска была открыта при финансовой поддержке спонсоров и администрации города). Первый в нашей стране барельефный портрет Клюева исполнил томский скульптор Н. Гнедых.

С.И. Субботин (ИМЛИ) подвел итоги и обозначил перспективы изучения наследия главы крестьянских поэтов. После бурной, но кратковременной славы в жизни Клюева наступил период поношения и травли, закончившийся ссылкой, а потом и бессудной казнью. После почти тридцатилетнего перерыва издания Клюева возобнови-

ло

лись в Нью-Йорке (двухтомник 1954 г.); в Мюнхене (наиболее полное к настоящему времени издание 1969 г.); в конце 70-х гг. - первое «поспесталинскос» издание на родине поэта (последняя прижизненная книга Клюева -сборник 1928 г. «Изба и поле», за которую поэт получил ярлык «отец кулацкой литературы»).

К настоящему времени о поэте известны монографии В. Базанова, К. Азадовского, А. Михайлова, О. Сим-чич, JI. Пичурина, Э. Мекша, Т. Пономаревой. Новейшая -«Творчество Клюева в контексте национальной культуры» Е.И. Марковой. Два центра литературы (ИРЛИ и ИМЛИ) занимаются сейчас подготовкой к изданию стихов, прозы и писем Клюева, которое даст представление о подлинном масштабе дарования этого замечательного знатока народной культуры, уникального стилиста. Лучшее в его наследии - поэмы «Погорельщина», «Песнь о Великой Матери», «Разруха», легендарные автобиографии, исповеди-письма из Томска, - считает СЛ. Субботин, - свидетельство того, что перед нами подлинный классик литературы.

А. И. Михайлов (ИРЛИ) посвятил свой доклад исследованию писем Клюева из Колпашева и Томска. Тема «сибирских каторжных дорог» и «нарымских метелей», словно пророчески, появилась уже в первых сборниках поэта и развивалась как мотив роковой предназначенности, народного страдания. Вместе с тем Сибирь была для него тем Востоком, страной Беловодия, где можно спастись от «железного ада» цивилизации Запада. Драматизмом переживаний, напряженностью размышлений о России письма из Сибири превосходят все, что было создано ранее Клюевым в прозе. Поэт, по мнению ученого, стоит у истока огромной по размаху литературы о геноциде. Тема Сибири как «дна» репрессивного произвола раскрывалась в докладах Л.Ф. Пичурина (ТГПУ), Б. П. Тренина (ТГУ), Б.М. Юдалевича (НГУ).

Е.И. Маркова (Петрозаводск, Карельский филиал РАН) в докладе «Творчество Клюева в системе национальной культуры» раскрыла основные мотивы и архетипические образы, характеризующие русский национальный образ мира, и показала, что Клюев раньше Есенина опирался на образы Мирового древа, избы-вселенной, Великой Матери и тем самым поэтически воссоздал уникальный мир народной культуры. Ученым были затронуты и проблемы языка Клюева Серия лингвистических словарей (частотного, поэтического контекста, поэтической фразеологии, поэтических символов) уже готовится исследователями из Вологды.

АЛ. Казаркин (ТГУ) в докладе «Игровое и трагедийное в эпосе Клюева» выдвинул периодизацию творчества Клюева: первый период закончился выходом двухтомного «Песнослова» - это преобладание лирики; второй (2030-е гг.) - эпический, завершившейся созданием вершинного произведения - «Песни о Великой Матери». Прошедший через «лицедейство» стилизованно-игровой самореализации, поэт вернулся к самому твердому православию (старообрядчеству) и выразил апокалиптическое видение Родины, одержимой сатанинскими силами.

Г. С. Ситько (Киев) считает старообрядчество основой художественного сознания поэта, через него были востребованы «запасники» образности византийской (греко-иудейской) культуры, древнерусской книжности, дохристианские языческие мотивы, так как в старообрядческой среде двоеверие сохранилось полнее и национально самобытнее, чем в культуре официальной и в быту «никониан».

О.Н. Бахтина (ТГУ), проанализировав клюевские «Сновидения» в контексте древнерусских «Видений»,

показала, что поэт-северянин донес в уникальной полноте черты средневекового сознания, причудливо сочетая их с новейшими проблемами.

ЯД Серебренников (Великий Новгород) предложил проект словаря-толковника Клюева: мифемы, символы и характерные клюевские слова должны быть собраны в «гнезда» и прокомментированы с опорой на славянскую мифологию, мифы европейских и восточных народов, христианскую символику. Это позволит прийти к более полному пониманию уникальной образности поэта, приблизит то время, как сказал Г. Ситько, когда книжка Клюева будет почти в каждой русской семье, как Шевченко в украинской.

В.А. Доманский (ТГУ) посвятил свой доклад проблемам школьного клюеведения, считая, что творчество великого русского поэта широко войдет в сознание людей, если оно станет предметом изучения на уроках словесности. Для этого необходимо включить личность и творчество Клюева в систему жизненных и эстетических ценностей учащихся, дать представление о его картине мира. Исследователем была предложена система работы по изучению наследия поэта в школе, даны образцы анализа его произведений в разных классах.

Несколько докладов на конференции касались сопоставительного анализа: O.A. Машкина (Новокузнецк) изложила свои исследования по теме «Клюев и Пришвин» (китежская легенда, тема Вышреции); Н.В. Ковтун (Красноярск) прочла доклад об искателях Святой земли в мире Клюева и В. Личутина; E.H. Лисицкая (Анжеро-Судженск) сопоставила художественные миры двух «Сновидцев» - Ремизова и Клюева; Г.И. Карпова (Кемерово) раскрыла трансформацию образа родины в зрелом творчестве поэта; Я П. Редько (Барнаул) изучила цветовую организацию пространства в цикле Клюева «Избяные песни».

Интерес вызвали доклады о «еретических» исканиях Клюева в 10-е гт. и во время революции. Б.Н. Пойзнер (ТГУ) в докладе «Русский проект исправления мира и творчество Клюева» рассмотрел крестьянскую утопию как эсхатологический проект, свойственный русскому сознанию вообще. Ж. Р. Колесникова (ТГУ) затронула интереснейшую тему - «Гностические корни хлыстовства»: связь ранней поэзии Клюева с низовым народным «дионисийством» («меня Распутиным назвали») и с символистской актуалитзацией древнего гностицизма, источника почти всех европейских утопий и ересей.

Необычным и глубоким, по мнению всех участников конференции, было выступление Б.Л. Кокорина, уставщика старообрядческой церкви из Новокузнецка, «Старообрядческое понимание жизни». Писатель С.А. За-плавный (Томск) изложил собранные им сведения о дружбе Клюева с выдающимся геологом Р. Ильиным, также расстрелянным в Томске в 1937 г.

По мнению специалистов, Томская конференция исчерпывающе полно представила обстоятельства жизни и гибели поэта в Сибири и затронула практически все аспекты современного клюеведения.

На заключительном заседании участники конференции выразили надежду, что в Томске будет открыт музей Клюева или, на первых порах, «уголок Клюева» в литературном музее. Высказано пожелание в адрес мэрии - назвать именем казненного поэта одну из видных улиц Томска, а не глухую улочку, о существовании которой никто практически не знает. Главное же пожелание - сделать клюевские конференции в Томске регулярными.

Статья представлена научной редакцией «Филология» 15 октября 1999 г. Материал подготовил А.П. Казаркин.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.