УДК 341.41/.46
DOI 10.24411/2078-5356-2019-10111
Батурина Евгения Владимировна Evgeniya V. Baturina
кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита
Санкт-Петербургский университет МВД России (190008, Санкт-Петербург, пл. Репина, 1)
candidate of sciences (economics), senior lecturer of the department of accounting, analysis and audit Saint-Petersburg university of the Ministry of internal affairs of the Russian Federation (1 Repina av., Saint-Petersburg, Russian Federation, 190008)
E-mail: [email protected]
Литвиненко Александр Николаевич Aleksandr N. Litvinenko
доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры экономической безопасности и управления социально-экономическими процессами
Санкт-Петербургский университет МВД России (190008, Санкт-Петербург, пл. Репина, 1)
doctor of sciences (economics), professor, professor of the department of economic security and management of socio-economic processes
Saint-Petersburg University of the Ministry of Internal affairs of the Russian Federation (1 Repina av., Saint-Petersburg, Russian Federation, 190008)
E-mail: [email protected]
Международный опыт противодействия преступлениям в банковской сфере International experience of counteraction to crimes in the banking sector
В статье раскрыты особенности риск-ориентирован- In article features risk-based international ap-ного международного подхода к мониторингу экономи- proach to monitoring of economic crime in the bank ческой преступности в банковской сфере. По результа- sphere are revealed. By results of a research the prin-
там исследования определены принципы мониторинга ciples of monitoring of economic crime in the bank
экономической преступности в банковской сфере. sphere are defined.
Ключевые слова: теневой финансовый поток, Keywords: shadow financial flow, monitoring, risk-
мониторинг, риск-ориентированный подход. based approach.
Актуальность темы исследования. Эконо- с незаконным отмыванием денежных средств
мическая преступность в банковской сфере яв- на международном уровне продолжает оста-
ляется неотъемлемой частью теневого бизнеса ваться Европейский союз. Принятые им дирек-
и представляет особый интерес с точки зрения тивы в данной области являются результатом
формирования эффективной и адекватной со- многолетнего опыта противодействия теневым
временности международной политики обеспе- экономическим явлениям. Реализуемое зако-
чения экономической безопасности развитых нодательное сопровождение деятельности фи-
стран. Одним из ведущих участников борьбы нансовых институтов направлено на выявление
© Батурина Е.В., Литвиненко А.Н., 2019
подозрительных банковских операций и идентификацию участников теневых схем, предупреждение и нейтрализацию способов легализации теневых денежных средств. Определение тенденций и специфики международного опыта противодействия преступлениям экономической направленности в банковской сфере является актуальным направлением научных исследований в силу значительной доли теневой экономики в России.
Полученные результаты. В ходе данной работы была поставлена и решена задача по исследованию особенностей международного опыта мониторинга экономической преступности в банковской сфере в ретроспективе (1988-2017 гг.) в контексте выделения принципов и методов ее обнаружения и процедур идентификации. По результатам обобщения научных трудов отечественных и зарубежных авторов выделены основные события, раскрывающие изменения международного подхода и определена структура международно-правовых документов, регламентирующих изучаемый вопрос.
Первым серьезным шагом в борьбе с теневой экономикой на международном уровне считается принятие в 1988 году Конвенции ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических веществ и психотропных веществ (Вена, 20 декабря 1988 г.). Следующим шагом является принятие Конвенции Совета Европы «Об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности» (Страсбург, 8 ноября 1990 г.). Относительно предмета исследования данной работы можно выделить общее положение указанных конвенций, регламентирующее порядок получения исходных сведений о движении денежных средств на банковских счетах участников теневой схемы. В частности, предусмотрена обязательность сторон предоставлять банковские выписки по вынесенным постановлениям судебных или иных компетентных органов о предоставлении (изъятии) банковских и/ или финансовых документов в рамках расследования уголовных дел. При этом уклонение от исполнения указанных постановлений, мотивируя его необходимостью сохранения банковской тайны, исключается. Это серьезное условие для формирования системы мониторинга теневого финансового потока, движение которого можно проследить по операциям на банковских счетах фигурантов экономических преступлений.
Далее в 1999 году приняты две конвенции Совета Европы: Конвенция об уголовной от-
ветственности за коррупцию (Страсбург, 27 января 1999 г.) и Конвенция о гражданско-правовой ответственности за коррупцию (Страсбург, 4 ноября 1999 г.), до настоящего момента не вступившая в силу для нашей страны, в связи с необходимостью совершенствования практики применения российского законодательства в антикоррупционной сфере. Существенным моментом является то, что в конвенции об уголовной ответственности прописано, что под правонарушениями в сфере бухгалтерского учета понимаются действия (бездействие), направленные на искажение сделок путем оформления фиктивных бухгалтерских документов, содержащих недостоверные сведения, в том числе сведения о платежных операциях. Другими словами, на международном уровне фиктивное сопровождение фактически осуществляемых теневых операций выделено как один из способов совершения экономических преступлений, связанных с формированием теневого финансового потока.
В этот же период в 1999 году в Нью-Йорке принята Международная конвенция ОНН о борьбе с финансированием терроризма (Нью-Йорк, 9 декабря 1999 г.). В Нью-Йоркской конвенции предусмотрена необходимость наблюдения за деятельностью по осуществлению денежных переводов через финансовые институты, так называемые агентства, в том числе заложено требование по регламентированию процедуры их лицензирования. Теперь безналичные расчеты являются объектом пристального внимания и должны осуществляться только через специальные организации - банки, к деятельности которых предъявляются определенные требования. Так, Нью-Йоркской конвенцией заложены основы законной банковской деятельности по осуществлению движения денежных средств на счетах клиентов банка. Все плательщики и получатели денежных средств (постоянные и временные клиенты банков) должны быть идентифицированы (наименование, юридический адрес, уполномоченный представитель, руководство), то есть должны быть установлены юридический статус, организационно-правовая форма или иные сведения, позволяющие подтвердить достоверность данных идентификации. Все необычные или подозрительные операции по движению денежных средств (сложные, необычайно крупные операции или операции с необычной динамикой, осуществляемые без явной экономической или очевидной законной причины) должны оцениваться на
предмет их возможной связи с теневой деятельностью. При этом предусмотрено право финансовых институтов добровольно разглашать имеющуюся у них информацию о выявленных подозрительных фактах. И еще важный момент, в Нью-Йоркской конвенции установлено условие хранения всех данных о движении денежных средств на банковских счетах (минимум пять лет), при обязательном соблюдении которого система мониторинга теневых финансовых потоков получает возможность проводить исследования по прошлым периодам.
В 2000 году принята Конвенция ОНН против транснациональной организованной преступности (Палермо, 15 ноября 2000 г.), в которой прописаны меры по борьбе с отмыванием денежных средств. При решении поставленной научной задачи обозначенные меры обобщены и сформулированы в виде требования по установлению внутреннего режима регулирования и надзора за деятельностью банков и небанковских финансовых институтов в целях выявления схем отмывания денежных средств, при этом должно быть предусмотрено наличие алгоритмов процедур идентификации, правил ведения отчетности и предоставления информации о подозрительных операциях. Также в указанной конвенции уделено внимание подготовке кадров в виде предписания разработки конкретных программ подготовки сотрудников правоохранительных служб, таможенных и других органов, касающихся методов предупреждения, выявления и пресечения интересуемых преступлений, в том числе при использовании инструментария современных информационных технологий. Другими словами, сделаны шаги по установлению субъектов мониторинга экономической преступности не только со стороны банковской сферы, но также и иных исполнительных органов власти (ведомств, служб, агентств). Также Палермской конвенцией предусмотрено требование о сообщении самими клиентами банков о своих значительных по объему трансграничных переводах наличных денежных средств, что позволяет, при условии сотрудничества участников преступной схемы, отслеживать теневой финансовый поток и далее, после его обналичивания.
В 2003 году принята Конвенция ОНН против коррупции (Мерид (Мексика), 31 октября 2003 г.). Данная конвенция учитывает все вышеуказанные положения международного опыта мониторинга экономической преступности в банковской сфере и расширяет меры по пред-
упреждению отмывания денежных средств следующими пунктами. Во-первых, уточнены требования к идентификации клиентов банковской сферы и предусмотрено включение в реквизиты банковских документов для безналичного перевода денежных средств точной и содержательной информации о плательщике и получателе денежных средств, в том числе с установлением более жестких мер контроля за движением денежных средств на счетах подозрительных клиентов банка [1]. Во-вторых, с целью сбора и анализа информации о денежном потоке предписано выработать систему общих определений, стандартов и методологий, в том числе расширяющих статистические данные о движении денежных средств на банковских счетах [2].
В 2005 году принята Конвенция Совета Европы об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности и о финансировании терроризма (Варшава, 16 мая 2005 г.). Данная конвенция ратифицирована Россией только в 2017 году Федеральным законом от 26 июля 2017 года № 183-Ф3 по причине несоответствия российского уголовного права (к примеру, принципа презумпции невиновности, принципа отсутствия уголовной ответственности юридических лиц и др.) международным принципам [3, с. 227-280]. Согласно статье 1 Варшавской конвенции определены полномочия так называемых подразделений финансовой разведки в виде получения и анализа различной подозрительной финансовой информации. В частности, предусмотрены следующие полномочия и приемы при расследовании: во-первых, еще раз предписано право затребовать или изымать банковские, финансовые документы, при этом отказ под предлогом банковской тайны недопустим [4]; во-вторых, предписано право получать все данные по движению денежных средств на интересуемых банковских счетах за определенный период, включая сведения об отправителях и получателях денежных средств (в т. ч. наблюдать за интересуемыми счетами в режиме секретности проводимых мероприятий) [5]; в-третьих, предписано право периодического доступа к финансовым, административным и правоохранительным сведениям о подозрительных банковских операциях. Другими словами, Варшавская конвенция предусматривается условие мониторингового режима. При этом устанавливается обязательность соблюдения рекомендаций Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ - Financial Action Task Force).
Основная функция ФАТФ заключается в подготовке и реализации международных стандартов по борьбе с отмыванием преступных доходов и финансированием терроризма. Так, мониторинг и типологии схем отмывания денежных средств позволили ФАТФ выработать методологию борьбы с обозначенными преступлениями. В настоящий момент в состав ФАТФ входят 35 стран, в том числе с июня 2003 года Россия, созданы региональные структуры и две профильные международные организации [6].
Параллельным курсом происходит развитие международной системы противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма путем принятия в 1991 году Директивы ЕЭС «О предотвращении использования финансовой системы для целей отмывания денег» (91/308/ЕЭС). Директива адресована государствам - членам Европейского Союза, Российская Федерация в их число не входит. Обращает на себя внимание статья 3 Директивы, которая подчеркивает важность обязательных процедур идентификации клиентов финансовых и кредитных институтов в отношении любых банковских операций, в особенности в отношении сумм единовременных перечислений. Также Директивой отдельно выделено требование для институтов банковской сферы об обязательном хранении документов, содержащих идентификационные сведения о клиентах, отправителях и получателях денежных средств, не менее 5 лет. В 2001 году принята так называемая вторая Директива Европейского Парламента и Совета ЕС 2001/97/ЕС, которая расширяет список финансовых институтов, на которые должна быть возложена обязанность об обязательной идентификации их клиентов. В 2005 году принята третья Директива Европейского Парламента и Совета ЕС 2005/60/ЕС, в которой особое внимание уделено расширению полномочий правоохранительных структур. Также в третьей Директиве конкретизированы параметры идентификации, в том числе и в отношении клиентов электронной денежной среды. В настоящее время Директива 2005/60/ЕС отменена в связи с принятием в 2015 году четвертой Директивы 2015/849/ЕС. Однако, если говорить о сущности международного подхода на тот момент, то следует отметить, что третьей Директивой, во-первых, определен научный подход к противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (ПОД/ФТ), так называемый риск-ориентированный подход
(risk-based approach); во-вторых, установлено требование о запрете ведения банковских счетов анонимных клиентов и др. [6]. В четвертой Директиве 2015/849/ЕС, вступившей в силу с июня 2017 года, также выделено применение риск-ориентированного подхода, особенностью которого является проведение оценки трансграничных рисков на основе обезличенных данных. Также в рамках мониторинга теневых финансовых потоков установлен максимальный порог банковских операций, в отношении которых предусмотрено обязательное отслеживание субъектов интересуемой транзакции - 1000 евро. Страны - члены ЕС могут устанавливать для подозрительных банковских операций или их совокупностей и меньшее значение обозначенного максимума. Далее, предусмотрена обязательная процедура риск-ориентированного мониторинга любой финансовой деятельности, в которой наиболее вероятно может функционировать теневая экономика. Важно отметить, что данной Директивой предписано также требование об обязательной оценке рисков отмывания денег и финансирования терроризма на макроуровне. Это достигается путем консолидированного анализа статистики, в том числе по банковской сфере, на предмет выявления теневых секторов экономики, отдельных сфер деятельности и инструментария обналичивания денежных средств. Результатом такой оценки является публичный отчет страны - участника ЕС о выявленных фактах и потенциальных угрозах отмывания денег и финансирования терроризма. В приложениях к четвертой Директиве приведены в виде незакрытого перечня факторы риска, по сути, являющиеся параметрами теневого финансового потока, подлежащие мониторингу, а именно: факт открытия счета (сделка на необычных условиях, подозрительные или номинальные субъекты сделки, значительная сложность ведения их деятельности); оборот движения денежных средств по счету за интересуемый период (значительный объем анонимных операций); систематичность и продолжительность банковских операций между контрагентами и др.
Несомненно, если не акцентировать внимание на мониторинге теневых финансовых потоков, то нельзя не отметить, что в правовую международную систему противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма, кроме вышеуказанных международных конвенций, директив и рекомендаций, входят резолюции Совета Безопасности ООН,
публичные заявления Евразийской группы по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма, по итогам пленарных заседаний и другие международно-правовые документы.
Основные выводы. По результатам исследования особенностей международного опыта мониторинга экономической преступности в банковской сфере установлено, что международный подход к ПОД/ФТ является риск-ориентированным, основная сущность данного методологического подхода раскрыта в международных стандартах ФАТФ.
На основании этого авторами определены следующие принципы мониторинга экономической преступности в банковской сфере:
- принцип определенности и научности (международным сообществом разработана терминология системы ПОД/ФТ, создана система общих стандартов и методологий);
- принцип системности (выработаны организационные меры по созданию механизма ПОД/ФТ, включающего в себя алгоритмы сотрудничества и взаимодействия на международном уровне, определены субъекты мониторинга: финансовые институты, государственные структуры, международные организации, подразделения финансовой разведки, ФАТФ и др.);
- принцип обоснованности (наблюдение за движением денежных средств осуществляется по фактам расследования уголовных дел или при условии выявления подозрительных операций: по признакам самих клиентов банка, по географическим признакам, по признакам схемы осуществляемых взаимосвязанных операций и ее сложности и др.);
- принцип доступности (установлен порядок добровольно-принудительного предоставления финансовыми институтами (и не только ими) исходных данных о движении денежных средств на банковских счетах их клиентов);
- принцип аутентификации (введена обязательная процедура идентификации плательщиков и получателей денежных средств по выделенным параметрам объекта мониторинга);
- принцип значимости (предложен максимальный размер банковских операций, подпадающих под признаки подозрительного платежа);
- принцип ретроспективности (установлено минимальное пятилетнее условие хранения сведений о движении денежных средств на банковских счетах);
- принцип регламентации (установлена обязательность государственного регулирования и
надзора за банковской и иной деятельностью, связанной с осуществлением безналичных денежных платежей);
- принцип профессионализма (предусмотрена обязательная квалифицированная кадровая подготовка сотрудников правоохранительных структур и других взаимодействующих с ними государственных органов, коммерческих организаций (финансовых институтов), в том числе в рамках повышения уровня их компетенций);
- принцип открытости (установлена необходимость проведения на федеральном уровне обязательной оценки вероятностей и фактов отмывания денег и финансирования терроризма, с последующим публичным представлением обезличенных обобщенных данных о состоянии экономики и системы обеспечения экономической безопасности для международной оценки потенциальных угроз системы ПОД/ФТ).
Заключение. По результатам настоящей работы решена поставленная задача: выявлены тенденции международного опыта мониторинга экономической преступности в банковской сфере и определены его принципы. Международный опыт в этом случае является ориентиром как для совершенствования действующего механизма нейтрализации угроз экономической безопасности страны, так и для формирования новой научной концепции, основанной на современных методологических подходах. Внедрение международного опыта с учетом специфики экономической преступности в России и основ противодействия ей позволит получить эффект синергии от принимаемых управленческих решений в рассматриваемой научной проблематике.
Примечания
1. Конев К.А. Нормативно-правовое регулирование аудиторской деятельности в Российской Федерации // Бухгалтерский учет в издательстве и полиграфии. 2015. № 1. C. 12-24.
2. Белоцерковский С.Д. Уголовная ответственность юридических лиц и оптимизация борьбы с организованной преступностью // Право и экономика. 2017. № 11. C. 71-75.
3. Российский ежегодник Европейской конвенции по правам человека (Russian yearbook of the European convention on human rights). Вып. 1: Европейская конвенция: новые «старые» права / Д.В. Афанасьев, М. Визен-тин, М.Е. Глазкова [и др.]. М.: Статут, 2015. 608 с.
4. Достов В.Л., Шуст П.М. Современные концептуальные подходы к идентификации клиентов на рынке финансовых услуг: мировой опыт и выводы для России // Банковское право. 2016. № 5. C. 47-53.
5. Маматов М.В., Кремнева Е.В. Расширение процессуальных полномочий прокуроров по противодействию незаконным финансовым операциям // Законность. 2017. № 12. C. 13-17.
6. Мамбеталиева А.Н. Анализ соответствия российского законодательства Рекомендациям Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ) // Финансовое право. 2016. № 10. C. 21-26.
References
1. Konev K.A. Legal regulation of auditing activities in the Russian Federation. Accounting in publishing and printing, 2015, no. 1, pp. 12-24. (In Russ.)
2. Belotserkovsky S.D. Criminal liability of legal entities and optimization of the fight against organized crime. Law and economics, 2017, no. 11, pp. 71-75. (In Russ.)
3. The Russian Yearbook of the European Convention on human rights. Vol. 1: The European Convention: the new "old" law / D.V. Afanasiev, M. Visentin, M. E. Glazkova [and others]. Moscow: Statut Pabl., 2015, 608 p. (In Russ.)
4. Dostov V.L., Shust P.M. Modern conceptual approaches to customer identification in the financial services market: world experience and conclusions for Russia. Banking law, 2016, no. 5, pp. 47-53. (In Russ.)
5. Mamatov M.V., Kremneva E.V. Extension of procedural powers of prosecutors on counteraction to illegal financial operations. Legality, 2017, no. 12, pp. 13-17. (In Russ.)
6. Mambetalieva A.N. Analysis of the compliance of Russian legislation with the recommendations of the Financial Action Task Force on Money Laundering (FATF). Financial law, 2016, no. 10, pp. 21-26. (In Russ.)