Научная статья на тему 'Международный опыт и практика управления инновационной деятельностью'

Международный опыт и практика управления инновационной деятельностью Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
939
176
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИНДИКАТОРЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ / ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС / КОММЕРЦИАЛИЗАЦИЯ НИОКР

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ильин В.

В статье подробно рассматривается практика управления инновационной деятельностью в странах ЕС, США и Японии, приводится классификация стран ЕС по типу инновационного развития. Раскрываются факторы, которые влияют на инновационную деятельность предприятий. Доказывается, что в основе производственной деятельности предприятий «стратегических новаторов», как правило, лежат собственные научно-исследовательские разработки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Международный опыт и практика управления инновационной деятельностью»

В. ИЛЬИН,

зам. директора Московского научно-исследовательского

радиотехнического института, соискатель Института экономики РАН

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ И ПРАКТИКА УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

В статье подробно рассматривается практика управления инновационной деятельностью в странах ЕС, США и Японии, приводится классификация стран ЕС по типу инновационного развития. Раскрываются факторы, которые влияют на инновационную деятельность предприятий. Доказывается, что в основе производственной деятельности предприятий - «стратегических новаторов», как правило, лежат собственные научно-исследовательские разработки.

Ключевые слова: инновационная деятельность, индикаторы инновационного развития, инновационный процесс, коммерциализация НИОКР.

На инновационную деятельность предприятия влияют как стратегические цели развития предприятия, так и социально-экономическая среда, в которой оно функционирует, главным образом через институты, рыночный механизм хозяйствования, нормативно-правовое и налоговое регулирования, состояние сферы науки и инноваций. Инновационная деятельность предприятий осуществляется в рамках национальной инновационной системы соответствующей страны, на территории которой осуществляется её хозяйственная деятельность. Необходимость и потребность в инновациях для предприятия определяется также и состоянием всей социально-экономической системы. На это указывает международный опыт и практика инновационной деятельности в постиндустриальных странах, которые за счет восприимчивости к инновациям обеспечили рост производительности труда и повышение уровня жизни населения.

Коллектив авторов Института экономики РАН провел исследование методик мониторинга национальных инновационных систем и международных сопоставлений инновационной деятельности1. В докладе особое внимание было уделено мировой практике оценки национальных инновационных систем, в особенности в странах Европейского союза. Так, на основании исследования, проведенного Евростатом в 2007 г., все страны Европейского союза на основе кластерного анализа были разделены на 4 группы по типу инновационного развития. Эти же группы были сохранены и в отчете за следующий, 2008, г.:

- «Лидеры инновационного развития». В этих странах уровень инновационной деятельности выше, чем в среднем по странам ЕС (ЕС- 27) и по отношению к другим странам-членам ЕС. В эту группу входят Дания, Финляндия, Германия, Швеция, Швейцария и Великобритания.

- «Инновационные последователи» - это те страны, где уровень инновационной деятельности ниже, чем у инновационных лидеров, но выше, чем в ЕС-27. К ним относятся Австрия, Бельгия, Франция, Ирландия, Люксембург и Нидерланды;

- «Умеренные инноваторы». В этих государствах агрегированный индекс ниже, чем в среднем по Евросоюзу, но выше, чем у стран следующей группы. В этой группе находятся Кипр, Чешская Республика, Эстония, Греция, Исландия, Италия, Норвегия, Португалия, Словения и Испания. Первые 4 страны из этого списка характеризуются более высоким агрегированным индексом, чем остальные 6 стран в группе;

1 См.; Волкова Н.Н., Рубинштейн А.А., Романюк Э.И. . Методики мониторинга НИС РФ и международных сопоставлений инновационной деятельности. М.: ИЭ РАН, 2010.

- «Догоняющие страны» - Болгария, Хорватия, Венгрия, Латвия, Литва, Мальта,

Польша, Румыния, Словакия и Турция. Они характеризуются тем, что уровень их инновационной деятельности значительно ниже среднего по ЕС показателя, но агрегированный индекс в этих странах с течением времени растет по отношению к среднему по ЕС.

В таблице 1 приведены среднегодовые темпы роста индикаторов в России, ЕС и выбранных странах-представителях. Этот показатель является обобщающим и не зависит от единиц изменения каждого из его компонентов. Он показывает, насколько все индикаторы в среднем растут по отношению к предыдущему году. Так, из приведенных стран ЕС, Германия имеет самый высокий индекс роста человеческого потенциала, который составил 4,8%, Франция - самый высокий индекс роста финансовой поддержки на уровне 5,3%. Самый высокий выход научно-исследовательской продукции демонстрируют Польша и Чехия - 13,4 и 7,4 % соответственно.

Таблица 1

Среднегодовой темп роста страны за период 2003-2008 гг., %2

Показатели Россия ЕС Германия Франци я Чехия Польш а

Среднегодовой взвешенный индекс роста 2,1 2,30 2,20 1,70 2,80 3,10

Человеческий потенциал 5,1 4,00 4,80 2,20 2,70 5,20

Финансы и поддержка 0,8 7,10 3,90 5,30 5,10 -0,10

Инвестиции предприятий -1,6 -0,90 0,00 0,00 0,00 1,80

Связи и предпринимательская инициатива 2,1 0,00 1,60 0,70 0,70 5,70

Выходы научноисследовательской продукции -2,0 4,00 2,90 3,20 7,40 13,40

Инноваторы 2,8 -1,30 -0,70 0,00 0,00 -2,10

Экономический эффект 3,3 1,10 1,00 -0,10 1,50 -1,60

В ряде работ российских ученых3 проведено исследование инновационной деятельности в развитых странах, таких как США, Япония, Германия и Франция, в ходе которого были выявлены следующие отличительные особенности государственной инновационной политики:

- законодательное обеспечение прав на объекты интеллектуальной собственности;

- концентрация ресурсов на приоритетных направлениях научных исследований, как правило, полное государственное финансирование фундаментальной науки;

- свобода научно-технического творчества;

- субсидиарный принцип финансирования субъектами инновационной деятельности

2 Волкова Н.Н., Рубинштейн А.А., Романюк Э.И. Методики мониторинга НИС РФ и международных сопоставлений инновационной деятельности. М.: ИЭ РАН, 2010. С. 11.

3 См., например: Сильвестров С.Н. Инновационное развитие и новая реальность // Инновационное развитие: экономика, интеллектуальные ресурсы, управление знаниями / Под ред. Б.З. Мильнера . М.: ИНФРА-М, 2010; Белоусов А.В. Теория развития инновационных процессов в условиях цикличного функционирования экономических систем // Автореф.дисс. докт. эконом. наук. СПб, 2010; Халова Г., Александрова С. Государственная поддержка инновационного бизнеса: зарубежный опыт // Вестник Института экономики РАН. 2010. № 4.

(государственными органами управления и частными структурами) проектов, имеющих наиболее важное экономическое и социальное значение для страны. Он включает субсидирование, грантовую поддержку, льготное кредитование и иные виды финансовой помощи, предоставляемой на проведение прикладных исследований и разработок (как правило, доля государственной поддержки не превышает 15-25% от общего объема финансирования);

- согласованность инновационной политики с общей социально-экономической политикой;

- защита национальных интересов и стимулирование международной инновационной интеграции, формирование глобальных механизмов получения и перераспределения ренты от монополии на знания и высокие технологии;

- сочетание прямых и косвенных мер государственного регулирования.

В данных странах государство активно использует преимущественно косвенные методы стимулирования инновационных процессов, включающие следующие элементы:

1. Налоговое регулирование посредством предоставления инвестиционной налоговой скидки, приростной и объемной скидок при списании расходов на НИОКР, использования ускоренной амортизации. В ряде стран при расчете налога на прибыль возможно даже увеличение суммы расхода - на 20% в США и Японии, на 50% во Франции.

2. Создание инновационной инфраструктуры: промышленно-инновационных

кластеров, городов-технополисов, институтов инновационных посредников, центров по вопросам коммерческой реализации научных исследований.

3. Правовое регулирование инновационной активности (в США - закон Бай-Доула, предоставивший университетам и некоммерческим организациям права на изобретения, созданные в процессе исследований при финансовой поддержке государства, закон о технологических инновациях Стивенсона-Уайдлера, закон о трансфере федеральных технологий. Япония - закон о технологических трансфертах, защите прав на интеллектуальную собственность, закон о стимулировании промышленных разработок. Во Франции - закон об инновациях и научных исследованиях, создание Института по вопросам защиты прав на интеллектуальную собственность).

4. Стимулирование венчурного инвестирования.

5. Поддержка высокотехнологичных предприятий малого и среднего бизнеса (в США -Программа инновационных исследований малого бизнеса (SBIR), Программа передачи технологий малому бизнесу (STTR) и Расширенная технологическая программа (ATR). В Японии - предоставление 50% скидки при получении банковских кредитов. В Германии -федеральная программа «Венчурный капитал для малых технологичных фирм»).

6. Научно-техническое прогнозирование (в США - Отчет о критических технологиях Управления по науке и технологической политике, публикуемый один раз в два года. В Японии - 5-летние планы развития НИОКР Управления экономического планирования. В Германии - проект Министерства науки и образования «Технологии в начале XXI века». Во Франции - исследование Министерства экономики, финансов и промышленности «Сто ключевых технологий»).

7. Создание системы национальных стандартов качества и управления на основе стандартов International Organization for Standardization (ISO).

Страновые индикаторы инновационного развития представлены в табл. 2. Согласно приведенным данным можно различать несколько вариантов инновационного развития стран. Так, для США при высоком уровне децентрализации государственной инновационной политики и существенном государственном финансировании НИОКР характерен высокий уровень их коммерциализации. В Японии, напротив, несмотря на

низкий уровень децентрализации государственной инновационной политики и низкий уровень бюджетного финансирования на НИОКР, при низкой мобильности персонала достигается высокий уровень их коммерциализации. Во Франции сложилась иная ситуация: при существенном уровне государства в финансировании НИОКР и низкой роли университетов в проведении НИОКР сложился средний уровень коммерциализации НИОКР. Таким образом, на высокий уровень коммерциализации НИОКР влияет комплекс факторов, которые приведены в таблице. Но одним из обязательных условий для их успешности является готовность предприятий вкладывать финансовые ресурсы в НИОКР, их заинтересованность «производить» и «потреблять» инновации, выступать связующим звеном между конечным потребителем продукции и разработчиком инновации.

Таблица 2

Индикаторы инновационного развития__________________________

Индикаторы США Япония Германия Франция

Уровень децентрализации государственной инновационной политики высокий низкий высокий высокий

Участие государства в финансиров ании НИОКР существенное (около 40%) низкое(около 20%) среднее (30%) существенное (>40%)

Роль университетов в проведении НИОКР высокая высокая высокая низкая

Уровень инвестиций в венчурные компании высокий низкий достаточно высокий средний

Мобильность персонала, занятого в НИОКР высокая низкая средняя средняя

Уровень коммерциализации НИОКР высокий высокий средний средний

В Европейском союзе осознание важности инноваций привело к появлению в 1995 г. «Зеленой книги по проблеме инноваций», в которой были определены основные меры, способствующие более активному распространению инноваций и созданию условий для успешной коммерческой реализации новых идей. В данном документе были определены следующие основные направления в решении развития инновационных процессов, а именно4:

- развитие мониторинга технологий и прогнозов;

- целевые исследования, направленные на инновации;

- развитие системы образования и системы повышения квалификации;

- распространение знаний о преимуществах инноваций;

- улучшение режима финансирования инноваций;

4 Халова Г., Александрова С. Государственная поддержка инновационного бизнеса: зарубежный опыт // Вестник Института экономики РАН. 2010. № 4. С. 92.

-создание благоприятного налогового режима для инноваций;

- правовая охрана интеллектуальной собственности;

- упрощение административных процедур;

- создание благоприятной законодательной среды и управления;

- распространение экономической информации;

- поощрение инноваций на предприятиях, особенно на малых;

- сглаживание региональных диспропорций в распространении инноваций;

- совершенствование программ государственной поддержки инноваций.

Мировое сообщество в настоящее время уверенно переходит к экономике, базирующейся на знании (Knowledge based economy). Значительным достижением мировой инновационной политики стала Лиссабонская стратегия, принятая Европейским союзом в 2000 г., по имени города, в котором она была одобрена главами государств и правительств стран ЕС в марте 2000 г. Лиссабонская стратегия направлена на развитие «экономики знаний» в европейских государствах посредством поощрения исследований, улучшения политики в области образования, развития информационных технологий и создания благоприятного инвестиционного климата. Эта стратегия направлена на развитие европейской экономики с целью построения в «ЕС к 2010 г. самой конкурентоспособной в мире и динамичной экономики, основанной на знаниях». Инновационная стратегия ЕС не только впервые сформулировала инновационную политику Европы, но также расширила концепцию политики для тех стран ЕС, которые до настоящего времени не уделяли должного внимания этому вопросу.

Инновационная экономика - это неизбежный путь развития, в том числе для России, если государство заинтересовано в дальнейшем социально-экономическом развитии страны. Поэтому особенное значение имеет не только финансирование собственно знаний, но прежде всего превращение генерируемых знаний в эффективное конкурентоспособное производство. И какие бы определения ни применяли к экономике на новом этапе постиндустриального развития США, это главная отличительная характеристика современного этапа глобального развития, которой стремятся достигнуть развитые страны мира, создавая свои национальные инновационные экономики.

Академик РАН А.А. Дынкин подчеркивает, что «ключ к успешной деятельности крупной компании - непрерывные нововведения по самому широкому фронту. Одинаково важными становятся и производство нового продукта, и внедрение новых технологий, и новые модели организации производства и управления, и новые подходы к маркетингу, и поиск новых сегментов рынка. Долгосрочным структурным сдвигом в деятельности крупных компаний становится рост доли сферы услуг, на которую приходится значительная часть инновационных проектов и торгового оборота»5.

В международной практике выделяют несколько видов инновационно активных предприятий:

1) стратегические новаторы, которые рассматривают масштабные долгосрочные проекты НИОКР в качестве основного ресурса конкурентоспособности. Как правило, они являются источником радикальных инноваций и для других отраслей;

2) непостоянные (периодические) новаторы, которые ведут собственные НИОКР по необходимости или при благоприятных условиях, но не считают создание нововведений ключевой, стратегической задачей предприятия;

5 Дынкин А.А. Инновационная динамика: глобальные тенденции и перспективы // Инновационное развитие: экономика, интеллектуальные ресурсы, управление знаниями / Под ред. Б.З. Мильнера. М.: ИНФРА-М, 2010. С. 70.

3) модификаторы технологий, которые не выполняют полного цикла НИОКР, но используют инженерные разработки для усовершенствования своих продуктов и процессов;

4) пользователи технологий, которые осуществляют инновационную деятельность путем адаптации технологических решений, разработанных другими предприятиями.

Приведенная классификация видов инновационно активных предприятий может быть визуализирована в форме четырех квадрантов инноваций, где горизонтальная ось отражает технологические изменения, вертикальная ось - рынок продукции (рис. 1).

Рис. 1. Четыре квадранта инноваций6

Также она перекликается с типологизацией стран по уровню инновационного развития их экономик. В странах - «лидерах инновационного развития» в экономике доминируют предприятия, которые можно отнести к категории «стратегические новаторы». И напротив, страны с догоняющим типом инновационного развития являются «пользователями технологий» (табл. 3).

Таблица 3

Взаимосвязь типов стран по уровню инновационного развития ______с доминирующим типом предприятий в экономике________________________

Типы стран по уровню инновационного развития Доминирующий тип предприятий в экономике

«Лидеры инновационного развития» «Стратегические новаторы»

«Инновационные последователи» «Непостоянные (периодические) новаторы

«Умеренные инноваторы» «Модификаторы технологий»

«Догоняющие страны» «Пользователи технологий»

Это свидетельствует о том, что условия для инновационной деятельности предприятий, созданные правительствами стран, влияют на возможность заниматься инновационной деятельностью и формируют потребность в инновациях через конкурентную борьбу, выступая в качестве движущей силы инновационного развития предприятия и в конечном итоге - социально-экономической системы.

6 Хатч Карпентер. 4 квадранта инноваций // http://www.zubry.ru/artides/2010/01/4-kvadranta-innovacij/

В мире к 10 крупнейшим предприятиям, активно занимающимся НИОКР, относятся главным образом предприятия автомобилестроения, станкостроения, фармацевтические предприятия, предприятия, выпускающие информационно-компьютерные технологии (табл. 4). Они являются лидерами в своих отраслях экономики и их деятельность сосредоточена в принципиальном улучшении качества выпускаемой продукции или создании принципиально новых её видов. Безусловно, они относятся к категории стратегических новаторов, а результаты их деятельности определяют долгосрочные тенденции технологического развития, устанавливают стандарты качества на мировых и национальных рынках. Все они функционируют в высокотехнологичных и наукоемких отраслях экономики, в которых определяющим является создание интеллектуальных прикладных продуктов, а доля затрат на НИОКР в конечной себестоимости продукции может доходить до 90%.

Таблица 4

Расходы на НИОКР 10 крупнейших компаний мира, мдн. долл.7________________

№ п/п Компания Страна Специади зация 2006 2007 2008

1 Toyota Motor Япония А 7896 8329 8761

2 Pfizer США Ф 7600 7300 6900

3 Ford Motor США А 7200 7110 6584

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4 Microsoft США ИКТ 6901 7431 7961

5 GlaxoSmithKline Великобритания Ф 6549 7073 7639

6 General Motors США А 6500 6400 6810

7 Siemens Германия С 6434 6674 6913

В Volkswagen Германия А 6055 6400 6810

9 Intel США ИКТ 5873 6333 6812

10 Sanofi-Aventis Франция Ф 5844 6311 6816

В данной таблице использованы сокращения: А - автомобилестроение, ИКТ -- информационнокомпьютерные технологии, Ф -- фармацевтическая промышленность, С - станкостроение.

Строго говоря, научно-исследовательские разработки лежат в основе их производственной деятельности и создают им конкурентные преимущества, обеспечивают победу в «гонке инноваций» и стимулируют расширенное воспроизводство научного знания. Последнее работает не только на процветание конкретного предприятия, но и на развитие национальной социально-экономической системы.

Так, корпорация Intel инвестировала в 2010 г. 30 млн. долл. в 4 средние по размеру высокотехнологичные американские компании. Эти деньги будут вложены в компании: Adaptive Computing, занимающуюся исскуственным интеллектом для высокоскоростных и облачных вычислений; Ciranova, занимающуюся дизайном гибридных аналоговоцифровых устройств; Joyent -- успешного провайдера платформ IaaS и PaaS (концепции «инфраструктура» и «платформа как сервис») и Nexant -- известного провайдера гридовых вычислений для промышленных предприятий и финансовых институтов США8.

Как отмечает академик РАН С.Ю. Глазьев, «во всех успешно развивающихся странах наука лежит в основе и производственной деятельности, и деятельности в сфере прогнозирования экономического развития, и в области экономической политики. Повсеместно в прогрессивных странах идет переход к непрерывному образованию, а

7 Дынкин А.А. Инновационная динамика: глобальные тенденции и перспективы // Инновационное развитие: экономика, интеллектуальные ресурсы, управление знаниями / Под ред. Б.З. Мильнера. М.: ИНФРА-М, 2010. С. 71--72.

8 См.: Куда потратили деньги крупнейшие ИТ-компании мира? //

http://www.lookatme.ru/flows/tehnologii/posts/113057-kuda-potratili-dengi-krupneyshie-it-kompanii-mira

высшее образование становится всеобщим. Современная, и в особенности будущая, действительная модернизация экономики возможна лишь в обществах, которые акцентируют свое главное внимание не на производстве натурально-вещественной продукции (это само собой разумеется), а на производстве знаний. Поэтому сейчас прогрессивный мир переходит в другую реальность, которая не отменяет, а, наоборот, провозглашает все самое лучшее из того, что было раньше, и это особенно очевидно в ситуации глобального системного кризиса»9.

На это указывают и основатели Концепции экономической социодинамики (КЭС) Р.С. Гринберг и А.Я. Рубинштейн, одним из направлений которой является исследование условий экономического роста на основе инноваций. Речь идет о мультипликаторе экономического роста, включающем три компонента: склонность к творческому созиданию (творческую энергию индивидуумов), институциональную среду и государственную активность10.

Резюмируя, следует отметить, что в странах -- «лидерах инновационного развития» созданы условия для созидательной активности общества, которая формирует спрос на инновации, с одной стороны, и создает эти самые инновации, с другой стороны. Инновационное развитие предприятий в этих странах базируется на научноисследовательских разработках, которые лежат в основе их производственной деятельности, а сами предприятия - «стратегические новаторы» выступают движителями развития отраслей, в которых они работают, формируют стандарты качества, создают новые виды продукции и новые рынки.

9 Глазьев С.Ю. Перспективы становления в мире нового VI технологического уклада // Модернизация. Инновации. Развитие. 2010. № 2. С. 6.

10 См.: Гринберг Р., Рубинштейн А. Откуда ждать инновационного бума // Новая газета. 2010. № 121.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.