Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (33) 2007
Конференции
Г.П. Ермолович*, О.М. Ланцова**, Е.В. Леонова***
Международный круглый стол «Дети и насилие»
(проведен в Санкт-Петербургском университете МВД России с участием экспертов Совета Европы 3-4 октября 2006 года)
С 3 по 4 октября 2006 г. на базе Санкт-Петербургского университета МВД России проводился международный круглый стол «Дети и насилие» при поддержке и участии Совета Европы.
В работе круглого стола участвовали:
- заместитель начальника Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат юридических наук, доцент, полковник милиции Берекет В.М.;
- ответственный секретарь Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Комитета по вопросам законности, правопорядка и безопасности Правительства Санкт-Петербурга Гедимина Н.А.;
- председатель Василеостровского районного суда, председатель Ассоциации судей Санкт-Петербурга по делам несовершеннолетних и проблемам семьи Шилов Н.К.;
- прокурор отдела по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних ГУВД Санкт-Петербурга и Ленинградской области, юрист 2-го класса Судакова Т.Н.;
- судья Калининградского областного суда Кузнецова О.Д.;
- начальник управления по делам молодежи мэрии Калининграда Шлыков И.Н.;
- начальник управления организации деятельности участковых уполномоченных и подразделений по делам несовершеннолетних ГУВД Санкт-Петербурга и Ленинградской области полковник милиции Коваленко В.М.;
- директор специального ПТУ закрытого типа для несовершеннолетних правонарушителей (г. Себеж, Псковская область) Семенов С.Г.;
- председатель Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при правительстве Саратовской области Чернобровкин В.С.;
- заместитель председателя Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Автозаводского района Нижнего Новгорода Уюткина Т.С.;
- профессор кафедры криминологии Санкт-Петербургского университета МВД России Лукичев О.В.;
- сотрудник Комитета по молодежной политике и взаимодействию с общественными организациями Правительства Санкт-Петербурга Филатов Д.В.;
* Доктор юридических наук.
** Кандидат юридических наук.
*** Кандидат юридических наук.
- начальник отделения международных научных связей, заместитель начальника отдела организации научных исследований Санкт-Петербургского университета МВД России доктор юридических наук, профессор, полковник милиции Ермолович Г.П.;
- начальник отдела организации научных исследований Санкт-Петербургского университета МВД России полковник милиции, кандидат исторических наук, доцент Павлов А.Н.;
- старший инспектор отделения международных научных связей, кандидат филологических наук, полковник милиции Петрова Т. А.;
- заместитель начальника отдела организации научных исследований Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат юридических наук, подполковник милиции Никитин А. В.;
- ответственный секретарь Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Калининградской области Маклыгина Т.Н.;
- правовой консультант общественной правозащитной организации «Гражданский контроль» Тимофеев М.Т.;
- директор Центра профилактики безнадзорности и наркозависимости несовершеннолетних Комитета по молодежной политике при Администрации Санкт-Петербурга Канаян В.А.;
- специалист по связям с общественностью общественного объединения «Новое поколение» Субботина А.И.;
- переводчик-методист отделения международных научных связей, кандидат юридических наук, капитан милиции Леонова Е.В.;
- переводчик-методист отделения международных научных связей старший лейтенант милиции Кузнецов Д.А.
Со стороны Совета Европы в заседании круглого стола приняли участие:
- администратор Генерального Директората по правовым вопросам Совета Европы г-жа И. Танева (Страсбург, Франция);
- профессор кафедры криминологии Университета в г. Грайсвальде г-н Ф. Дюнкель (ФРГ);
- директор Фонда «Деятельность полиции» г-н Дж. Грехам (Великобритания, Лондон);
- старший советник по молодежной политике, директор молодежных программ в Министерстве юстиции Нидерландов, г-жа Ф. Анкер.
3 октября
Заместитель начальника Университета полковник милиции Берекет В.М. открыл заседание международного круглого стола и рассказал об этапах развития проекта «Дети и насилие», начало которому было положено в 2004 г. Отмечая актуальность и важность темы круглого стола, он обратил внимание участников на необходимость в разработке новых программ, совершенствовании действующего законодательства, методических рекомендаций для улучшения сложившейся ситуации в стране, связанной с преступностью несовершеннолетних. В связи с этим он высказал пожелание услышать мнение членов Совета Европы.
Администратор Генерального Директората по правовым вопросам Совета Европы, г-жа И. Танеева остановилась на тех задачах, которые предстояло решить в ходе данного научного форума. Она выразила надежду, что участники выскажут своё отношение к проделанной работе. В заключении она отметила: «Мы должны рассказать вам о своих проблемах, а вы - нам о своих. Мы готовы поделиться накопленным в европейских странах опытом, помочь в решении проблем насколько это в наших силах».
Директор Фонда «Деятельность полиции» г-н Дж. Грехам пояснил: «Эта встреча -инициатива Совета Европы. Данный научный проект успешно развивался совместно с Санкт-Петербургским университетом МВД России. Для нас важен обмен опытом и анализ достигнутого на протяжении двух лет проведения проекта. Необходимо определить, что было сделано в данном направлении, что изменилось, что необходимо сделать для достижения наиболее положительного результата».
Судья Калининградского областного суда Кузнецова О.Д. рассказала о том, что в Калининграде создан конституционный состав в структуре Калининградского областного суда. За последнее время в уголовном законодательстве произошли изменения, связанные с появлением новых участников уголовного процесса: законные представители
несовершеннолетнего, психолог, педагог. Однако судьи полагают, что круг участников должен быть более широким. Сейчас, согласно закону, существует лишь обязанность
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (33) 2007
известить данных участников процесса. Их участие в судебном разбирательстве необязательно. Примером несовершенства российского законодательства о несовершеннолетних является, по мнению Кузнецовой О.Д., отсутствие в уголовном судопроизводстве различий между рассмотрением дел несовершеннолетних правонарушителей и взрослых.
^ «Необходимо сделать участие в уголовном судопроизводстве психолога и педагога
^ обязательным. В связи с этим возникает вопрос о включении в штат судов психолога и
2 педагога. В настоящее время большинство дел с участием несовершеннолетних рассматривают мировые судьи и федеральные суды общей юрисдикции единолично (за исключением случаев, предусмотренных законом). Согласно сложившейся практике, ^ применение насилия к детям, жестокое обращение с ними не влечет реального лишения свободы. После рассмотрения такой категории дел потерпевший и обвиняемый остаются в ^1 одной семье. Отсюда возникает необходимость внесения изменений в действующее уголовное ^ законодательство и его совершенствование в дальнейшем. Также необходимо отграничить критерии определения совершенного несовершеннолетним проступка от преступления и ^ сделать их иными, в отличие от проступков и преступлений, совершенных ^ совершеннолетними правонарушителями.
Необходимо отметить и положительные моменты. В системе судопроизводства удалось создать изолированные суды, рассматривающие только одну категорию дел, а именно, преступления совершенные несовершеннолетними», - пояснила Кузнецова О.Д.
В Начальник Управления организации деятельности участковых уполномоченных и
подразделений по делам несовершеннолетних ГУВД Санкт-Петербурга и Ленинградской области полковник милиции Коваленко В.М. отметил следующее: «Статистические исследования за 2004-2006 гг. свидетельствует о поступательном росте преступлений против ^ несовершеннолетних. Данные преступления выражаются в следующих формах: побои, истязания, изнасилования, насильственные действия сексуального характера. Согласно
2 последним статистическим данным, дети часто становятся жертвами имущественных ^ преступлений. В то же время в Санкт-Петербурге и Ленинградской области в последние 5-6 е лет наблюдается снижение общей преступности несовершеннолетних».
§ Профессор кафедры криминологии Университета в г. Грайсвальде, ФРГ, г-н Ф.
^ Дюнкель остановился на сложностях, возникающих в связи с созданием отдела полиции для ^ работы с несовершеннолетними, изолированного от других подразделений полиции. Он ^ упомянул о необходимости постоянного обмена опытом в области борьбы и превенции
г
^ преступности несовершеннолетних.
И. Танева заметила, что с начала 60-х гг. продолжается разработка перечня рекомендаций Совета Европы в отношении ювенальной юстиции, предполагающих ^ возможность применения так называемого «мягкого права». В каждой стране использование подобных предложений различно, но существуют определенные стандарты для выработки ^ рекомендаций, которые направлены на борьбу с преступностью несовершеннолетних.
«В рекомендациях отмечено, что несовершеннолетним преступникам должны быть ^ обеспечены хорошие условия содержания в местах лишения свободы; также необходимо сфокусировать внимание государства и соответствующих служб на оказании помощи данным лицам в процессе интеграции в общество; больше внимания нужно уделять неблагополучным ^ семьям. В обществе часто принято думать, что насилие - нормальное явление, т.к. это ^ происходит везде. Но это не так. В настоящее время продолжает доминировать так ^ называемый “социальный” подход к решению данной проблемы, в рамках которого используются следующие превентивные методы:
^ - ситуативные предотвращения;
и
- учет интересов жертвы;
- освобождение под залог и др.
^ Необходимо быстро реагировать в случае совершения подобного рода преступлений.
^ Без необходимости аресты несовершеннолетних правонарушителей производиться не В должны. В настоящее время во многих странах на правительственном уровне вносятся предложения о вмешательстве на ранних стадиях в девиантное поведение преступника с учетом принципа минимального вмешательства полиции.
Основными направлениями превентивной работы Департаментов Совета Европы в отношении несовершеннолетних 2006 г. были следующие.
1. Разработка проекта «Европейские правила для несовершеннолетних преступников».
2. Выработка специальных правил для несовершеннолетних преступников.
Самыми острыми вопросами в этой области, которые вызвали острые дебаты, явились
следующие: несовершеннолетние иностранцы, расстройство психического здоровья несовершеннолетних, возраст уголовной ответственности. Если говорить о том, почему данные вопросы явились столь сложными, следует упомянуть следующие причины, которые проистекают из деятельности государства:
- обязанность осуществления наказания и установления правил для несовершеннолетних;
- надзор за несовершеннолетними правонарушителями на более ранней стадии;
- следует учитывать особенности страны, в которой проживают несовершеннолетние, а также возраст правонарушителя и др.», - рассказала И. Танева.
Директор специального ПТУ закрытого типа для несовершеннолетних правонарушителей (г. Себеж Псковской области) Семенов С.Г. обозначил те проблемы, с которыми сталкивается персонал в ПТУ. Он сказал, что главной проблемой являются условия, в которые впервые попадает ребенок в следственном изоляторе, а также то, какого внимания и усилий требует работа с каждым несовершеннолетним, чтобы исправить его.
Профессор кафедры криминологии Санкт-Петербургского Университета Лукичев О.В. говорил об актуальности обсуждаемой проблемы в масштабах страны и необходимости употребления понятий «ювенальная политика государства», «ювенальное право» и «ювенальная юстиция».
«Кафедра криминологии Санкт-Петербургского университета МВД России решила объединить свои усилия с Комитетом по образованию, делам молодежи, труду и социальной занятости населения с практическими работниками для деятельности в одном направлении. В Санкт-Петербурге есть закон «О молодёжи», а в стране его нет. Кроме того, проекты по молодёжной политике недостаточно финансируются. Среди многообразных форм насилия, применяемого к подросткам, наиболее часто встречается физическое, психологическое и социальное. Важна профилактика и выявление проблемы на ранней стадии. Нужно уделять больше внимания семье, воспитанию в школе», - сказал Лукичев О.В.
Председатель Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при правительстве Саратовской области Чернобровкин В.С. говорил о том, что «в современной России о проблемах насилия над детьми стали говорить с начала 1990-х гг., в это же время начали создаваться приюты, социально-реабилитационные центры, кризисные службы. Существует неясность в определении границ жестокого обращения и размытость в описании ситуаций, которые по своим последствиям приближаются к насилию. То, что для одного человека является насилием, для другого может быть всего лишь одним из приемлемых, жестких вариантов родительского отношения. Это приводит к субъективности в оценке многих случаев насилия и организации помощи детям. Жестокое обращение с детьми может проявляться не только в осуществлении родителями физического или психического насилия над ними либо в покушении на их половую неприкосновенность, но и в применении недопустимых способов воспитания (в грубом, пренебрежительном, унижающем человеческое достоинство в обращении с детьми, оскорблении или эксплуатации детей). В практике жестокость обращения с детьми является предметом судебной оценки. Основная роль комиссии по защите прав несовершеннолетних и других заинтересованных ведомств в выявлении и раскрытии данных преступлений заключается в своевременном предоставлении информации, которой они располагают, органам дознания, а также оказание помощи в ходе предварительного следствия: а именно, предоставление справок, характеристик,
постановлений комиссий о предшествующих административных мерах воздействия на данную семью. Важна координация действий сотрудников медицинских, образовательных учреждений, органов опеки и попечительств. Без решения комиссии никто не имеет права поставить ребенка на учет. А при постановке разрабатывается специальная программа.
Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав:
- организует профилактические меры по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
- обеспечивает взаимодействие между системой профилактики и системой уголовного правосудия в отношении несовершеннолетних.
В работу Комиссии включены ювенальные технологии. Такие Комиссии существуют на основании Федерального закона № 120 «Об основах системы профилактики
Ьв
ГЪ
СЪ
1
Я
£
I
3
<\>
съ
*
я
сь
■9
съ
Я
3
съ
съ
Я
1
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». В Комиссию входит представитель отдела культуры области, уполномоченный по правам человека. Проблема домашнего насилия в отношении ребенка должна решаться по трем направлениям:
1) разработка программ экстренной и долговременной помощи жертвам насилия и их семьям;
^ 2) реализация программ экстренной и долговременной помощи жертвам насилия и
^ их семьям; реализация специальных программ просвещения, консультирования, психологической коррекции поведения агрессора, жертвы и других членов семьи;
3) профилактическая работа по предупреждению насилия.
Необходимо отработать модель, которая бы включала в себя: интересы ребенка -семью - подростковый социум».
Заместитель председателя Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Автозаводского района Нижнего Новгорода Уюткина Т.С. рассказала следующее: ^ «На территории Автозаводского района проживает около семидесяти тысяч детей и 5 подростков. На учете в инспекции по делам несовершеннолетних состоит 703 человека, в 13 КДН - 238 человек. Вся профилактическая работа строится в соответствии с ФЗ № 120 «Об у основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». На базе этого закона разрабатываются совместные планы работы органов системы профилактики. Координирующим органом в организации проведения профилактической работы является комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав. Несмотря на отсутствие во многих регионах закона о комиссии и большой нагрузки на штатных ^ работников комиссии, а также отсутствия должного статуса, именно в комиссии работают наиболее подготовленные специалисты, профессионалы. Это те люди, которые помогают детям и не пытаются переложить ответственность за общие упущения на представителей иных организаций и учреждений. Работа комиссии специфична: она не только защищает права и законные интересы ребенка, но и выполняет карательные функции - выносит наказание в отношении подростков и родителей. Следует отметить, что за восемь месяцев ^ текущего года нашей комиссией вынесено 502 постановления о прекращении производства ^ по делу об административном правонарушении, из них 122 прекращено за отсутствием ^ состава административного правонарушения. Это говорит о том, что комиссия стоит на
3
5
а»
Н
страже законных интересов подростков.
Одной из главных задач комиссии является профилактика, причем ранняя профилактика. Не секрет, что часто инспекция по делам несовершеннолетних, работает по N факту совершения правонарушения или преступления. Мы провели анализ по выявлению ^ причин и условий совершения правонарушений несовершеннолетними на территории района ^ и выяснили, что у нас самая большая проблема - это родители, поэтому приоритетным ^ направлением всех органов системы профилактики стало выявление проблемных семей и ^ работа с ними. Мы столкнулись с полной педагогической несостоятельностью родителей в
проблемных семьях. Семьи эти на сегодняшний день не выполняют своих функций, многие ^ родители, дети нуждаются в психологической помощи и поддержке. Многие семьи ничего не хотят менять в своей жизни, есть семьи, которые потеряны для общества, и мы ничего не ^ можем сделать с ними, изменить их образ жизни. Мы работаем с детьми из таких семей: оказываем им психолого-педагогическую, социальную, медицинскую помощь, привлекая специалистов. Это непросто, учитывая, что наметилась тенденция нарастания жестокости и ^ агрессивности среди подростков, нарастает криминализация среди учащихся училищ, средних % и высших учебных заведений, увеличилось количество преступлений на улицах и в общественных местах. За восемь месяцев текущего года в нашем районе совершены 238 преступлений (АППГ - 254), в них принимало участие 170 человек (АППГ - 174), учащихся
- 56 (АППГ - 51), студентов - 35 (АППГ - 39)1.
Как изменить сложившуюся ситуацию? Комиссия совместно с другими органами системы профилактики находятся в постоянном поиске новых, более эффективных форм ^ воспитательной и профилактической работы, также используя имеющиеся формы. В работе ^ с ребятами положительный результат дают такие мероприятия, как сборы для юношей в возрасте от 14 до 18 лет по программе военно-патриотического лагеря «Звездный». В этом году на сборах побывали 200 человек, в число которых вошли ребята из социально неблагополучных семей и подростки, состоящие на учете в инспекции и комиссии по делам несовершеннолетних (более 70% участников сборов). В течение трех лет трудовые бригады наших ребят участвуют в восстановлении Георгиевско-Никольского монастыря Павловского
а
района Нижегородской области. Второй год на базе Православно-просветительского центра организуется лагерь «Исток» для 30 детей из социально-незащищенных, многодетных семей. В этом году был организован военно-патриотический лагерь «Десантник», в котором побывали как ребята из военно-патриотического клуба «Щит», так и судимые подростки. Мы пытаемся изменить отношение подростка к жизни, окружающим, своим близким, самому себе, доверяя ему конкретное ответственное дело, чтобы он видел результат своей работы».
Дж. Грехам обратил внимание на несколько аспектов рассматриваемой проблемы в Российской Федерации, из которых он выделил следующие:
- отсутствие отдельного суда и судей для несовершеннолетних преступников;
- конфликт интересов;
- необходимость прописывать в законе функции каждого участника;
- отсутствие ресурсов для финансирования системы пробации в регионах;
- отсутствие возможности освобождения под залог; отсутствие лиц, которые отслеживали бы поведение освобожденных;
- слишком строгое максимальное наказание для правонарушителей;
- несмотря на наличие определенных официальных обязанностей, все молодежные организации должны принимать участие как Комиссии;
- отсутствие образования в необходимой сфере; проблема интеграции в нормальную
среду.
«У каждой страны должна быть своя система профилактики с учетом её конкретных особенностей. Но возможно заимствование определенных идей. Так, 10 лет назад Комиссия аудиторов в Великобритании пришла к выводу, что существующая система неэффективна. 10 лет спустя новый закон был введен в действие и ввел новую структуру на уровне страны. Правительство несло ответственность, но система была независимой.
Каждая Комиссия по работе с трудными подростками должна предоставить свой план работы и расставить приоритеты по важности. Перед группой ставятся определенные цели:
- быстрое применение юридической силы;
- дети должны нести ответственность за последствия совершенного правонарушения; осознать, почему данное поведение является неправомерным
- обеспечение пропорциональности наказания;
- возмещение вреда жертве (компенсации, извинения);
- повышение ответственности родителей.
Каждую команду возглавляет менеджер, который должен обладать организаторскими способностями, уметь разрешать конфликтные ситуации, вести переговоры.
Важно иметь возможность отслеживать, как воздействовали данные меры и каковы результаты», - отметил Дж. Грехам.
Председатель Василеостровского районного суда, председатель Ассоциации судей Санкт-Петербурга по делам несовершеннолетних и проблемам семьи Шилов Н.К. рассказал о наличии системы органов, которые могут вести эффективную работу в данном направлении, и пояснил, что «у нас есть система органов, которые могли бы вести эффективную работу в данном направлении. В суды поступает много дел, связанных с противозаконными действиями малолетних, несовершеннолетних, которые не работают, не учатся, не имеют соответствующего образования и не поддаются воспитанию родителей. Согласно УК РФ, спектр наказаний, которые могут быть применены к несовершеннолетним, весьма ограничен. Анализ судебной практики в Санкт-Петербурге показывает, что 85% несовершеннолетних назначается наказание, не связанное с лишением свободы, как правило, в виде условного осуждения. Но воспитательной цели наказание не подразумевает. Реальных мер социализации не применяется. Если мы говорим о создании ювенальной юстиции, то это необходимо для защиты прав и интересов несовершеннолетних, совершивших правонарушение. Суды по делам несовершеннолетних должны быть созданы с учетом аналогичного опыта Ростова, Иркутска. Но само по себе создание суда не снимает проблемы».
Он внес предложение по созданию Центра ювенальной юстиции в Российской Федерации, а также обратил внимание на роль ювенальной юстиции в профилактике правонарушений и насилия в отношении несовершеннолетних. В частности, он отметил необходимость рассмотреть вопрос о судебной защите прав и интересов несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, и предложил:
- выявлять детей из неблагополучных семей;
Ьв
ГЪ
СЪ
1
Я
£
I
съ
а
я
сь
■9
съ
Я
3
съ
съ
Я
1
- оказывать семье и детям необходимую правовую, психологическую и социальную помощь;
- осуществлять помощь по устройству детей, оставшихся без попечения родителей, в
семьи;
- осуществлять судебный контроль за соблюдением прав и интересов детей.
Также им был затронут вопрос о статусе несовершеннолетнего в качестве обвиняемого и подсудимого; были подняты вопросы о правовой и социальной защите несовершеннолетнего Сц в уголовном судопроизводстве; назначении наказания несовершеннолетнему правонарушителю; специализации и профессиональной подготовке судей и других специалистов ювенальной юстиции.
Прокурор отдела по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних ГУВД Санкт-Петербурга и Ленинградской области юрист 2-го класса Судакова Т.Н. рассказала о том, что прокуратурой, помимо надзорной функции, осуществляется и профилактическая * деятельность, в частности, в сфере семейного неблагополучия.
5 «В 2004, 2005 и 2006 гг. проводились исследования по причинам снижения преступности
^ несовершеннолетних. В то же время наблюдается рост количества преступлений, совершенных у родителями и законными представителями. Предупреждение семейного насилия осуществляется прокуратурой в уголовном, административном, гражданско-правовом аспектах. В настоящее время акцент работы прокуратуры в данном направлении сделан на меры превентивного характера, выявление неочевидных преступлений. Прокурорами ведется консолидированный учет родителей, которые находятся на грани совершения преступления. ^ В каждом отдельном случае рассматриваются меры уголовно-правового, гражданско-правового порядка и др. Лучшая защита - раннее выявление и профилактика данных явлений. Сохранение семьи является приоритетной задачей в соответствии с законодательством РФ и Конвенцией ООН. По практике, наиболее эффективной мерой является ограничение в правах родителей. Часто проблемы появляются оттого, что родители не исполняют своих прямых обязанностей. Роль прокуратуры заключается в выявлении и пресечении данных преступлений. ^ Сотрудники милиции, как правило, первыми выявляют семью, находящуюся на грани распада. ^ Лишение родительских прав нецелесообразно, т.к. нет необходимых для этого инструментов. ^ Так, в большинстве случаев ребенок возвращается в квартиру своего проживания и продолжает
3 испытывать нарушение прав, как и раньше», - пояснила Судакова О.Д.
%
а
4 октября
н
^ Ф. Дюнкель открыл работу круглого стола во второй день и отметил необходимость
^ разработки специфических правил на уровне ООН. В начале 2006 г. Евросоюз организовал ^ экспертные группы для разработки Европейских правил по работе с несовершеннолетними. ^ Он отметил, что «любые санкции должны быть ограничены принципом пропорциональности.
Цель - воспитание и интеграция подростков в общество.
^ Решение федерального конституционного суда Германии в организации правил для
несовершеннолетних выделяет следующие пункты:
- заключение молодежи отличается от заключения взрослых;
- принцип реабилитации;
- конституционное право получить поддержку от общества;
^ - необходимость организовать систему специального тюремного заключения.
% Молодежь более чувствительна к лишению свободы, а также к разрыву контакта с
семьей и окружением. Государство должно обеспечить проживание малолетних преступников в ночное время в индивидуальных камерах, что бы защитить от издевательств других ^ сокамерников. В тюрьмах должны проводиться беседы с несовершеннолетними нарушителями, для чего должна быть предусмотрена специальная должность».
Ф. Дюнкель также остановился на важности процесса коммуникации ребенка с родителями, ^ сделав акцент на том, что родители не должны быть лишены права общения с детьми.
^ И. Танева отметила, что наказание заключается уже в самом лишении свободы. У
подростков появляется чувство непринадлежности к обществу. Несовершеннолетний при выходе на свободу не знает, что ему делать. Он отвыкает жить в обществе.
Чернобровкин В.С. рассказал о том, что «исторически система судопроизводства в России в отношении подростков - карательная. Сами несовершеннолетние полагают, что в данной сфере необходимо:
- профилактика наркомании - 48%
- более серьезная помощь бедным семьям - 45%
- создание досуговых учреждений - 40%
- более жестокое наказание родителей, не заботящихся о детях - 27%
- больше затрат на занятия подростков - 11%
- ужесточение наказания - 10%».
Ответственный секретарь Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Комитета по вопросам законности, правопорядка и безопасности Правительства Санкт-Петербурга Гедимина Н.А. говорила о том, что с 2005 по 2006 гг. городской Комиссией было проведено 15 заседаний, на которых неоднократно рассматривался вопрос о состоянии криминологической обстановки. При Комиссии создана рабочая группа, осуществляющая выезды в детские лагеря, практикующая рейды по дискотекам и ночным клубам с целью изъятия наркотических средств.
«В рамках методической работы с кадрами был проведен семинар по противодействию детской порнографии. Положительным моментом является создание рабочих групп по различным видам профилактической деятельности. Кроме того, в городе работает ряд реабилитационных центров. Направления их деятельности:
- разработка инструментов по межведомственному взаимодействию системы профилактики;
- разработка плана консолидации всех субъектов в этом отношении;
- создание рабочих мест при отделах по делам несовершеннолетних для увеличения штата.
Предполагается, что на них будут работать представитель социальной службы. Проделанной работой уже предусмотрено создание 10 совместных рабочих мест. Для решения вышеуказанных задач привлекаются бюджетные и внебюджетные средства».
Правовой консультант общественной правозащитной организации «Гражданский контроль» Тимофеев М.Т. отметил, что за последнее время в СМИ РФ велось обсуждение проектов по ювенальной юстиции, говорилось о создании ювенальных судов, однако осталась не затронута проблема исполнения наказания, особенно условного.
Уголовное законодательство РФ делает приоритетным установление наказания, не связанного с лишением свободы, и данный принцип возлагает на государство обязанность обеспечения его эффективности. В данный момент идет подготовка большого курса для инспекторов ГУИН и создание нового вида службы пробации.
Канаян В.А. заметил, что с 2000 г. в Санкт-Петербурге работает социальная служба по проблемам ювенальной юстиции, где социальный работник не находится на положении «партнера» в системе наказания: инспектор исполняет закон по поводу принятия законного решения, а социальный работник защищает права несовершеннолетнего.
Начальник отдела по делам молодежи мэрии Калининграда Шлыков И.Н. говорил о том, что, по сути, государство не должно подменять семью, однако бывают случаи, при которых это не всегда возможно. В Калининграде эффективно работает социальная служба молодежи, созданы курсы профориентации по рабочим специальностям, работает центр несовершеннолетних, занимающийся выявлением детей, находящихся без надзора, и определением их дальнейшей судьбы.
Семенов С.Г. рассказал о специальном училище закрытого типа, где он является директором. Возраст находящихся там несовершеннолетних - от 11 до 17 лет. К этим детям и подросткам судом применены меры воспитательного характера за правонарушения небольшой тяжести. Основная цель данного училища - оказание психологической помощи несовершеннолетним, их социальная реабилитация и подготовка к самостоятельной жизни в обществе. Семенов С.Г. сказал: «Острой проблемой для нашей страны стала беспризорность. Реформы, проведенные за последние годы, значительно ухудшили положение многих детей. Наши воспитанники - тому подтверждение. Многие их социальные проблемы достаточно сложны, а порой и неразрешимы. Поэтому задача социальной службы - оградить их от негативного влияния, защитить, оказать помощь и дать надежду. Одна из трудностей обучения учащихся в спецучилище - необходимость преодолевать неуспеваемость в связи с разным уровнем учебной подготовки. Предупредить и ликвидировать отставание и неуспеваемость авральными способами нельзя. Для профилактики неуспеваемости педагогами школы разработана специальная методика, рассчитанная на активацию познавательной деятельности обучаемого, улучшение условий для запоминания и применения знаний. Особо следует сказать о профессиональном образовании. Училище дает профессиональную подготовку по следующим специальностям: каменщик, маляр, штукатур, овощевод, слесарь механосборочных работ, столяр строительный, токарь, фрезеровщик. Мы знаем, что обречены на постоянный поиск новых форм и методов воспитания, т.к. создать
Ьв
ГЪ
СЪ
1
Я
£
I
съ
а
я
сь
■9
съ
Я
3
съ
съ
Я
1
*!
идеальную систему педагогического образования невозможно, к ней можно только постоянно стремиться. Соединяя наши знания и опыт, мы определили в своей работе основные направления: уход, забота, воспитание и, как итог, коррекция поведения».
Канаян В.А. рассказал о Санкт-Петербургском центре профилактики преступности несовершеннолетних, который является подведомственным учреждением Комитета по ^ молодежной политике. Направления деятельности этого центра таковы:
^ - профилактика безнадзорности и правонарушений;
- работа с неформальными молодежными объединениями;
- социальный патруль;
- работа в 23 федеральных судах.
Таким образом, во время работы круглого стола были рассмотрены следующие вопросы:
- процессуальные аспекты ювенальной юстиции;
- о деятельности органов и учреждений системы профилактики беспризорности и правонарушителей Саратовской области по оказанию помощи детям, пострадавшим от
2 жестокого обращения;
3 - роль Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Администрации ^ Автозаводского района г. Нижнего Новгорода в профилактической работе с подростками ^ и проблемными семьями;
^ - о проблемах специальных образовательных учреждений закрытого типа;
^ ^ - роль ювенальной юстиции в профилактике правонарушений и насилия в отношении
несовершеннолетних;
- работа трудных подростков в ООО «Новое поколение»;
- о практике работы Комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в Калининградской области;
- роль и реализация прокуратурой правозащитных функций в профилактике семейного ^ насилия в отношении несовершеннолетних;
- о работе центров социальной защиты семьи и детства. По материалам международной программы «Дети и семьи в трудной жизненной ситуации»;
<2 - жестокое обращение с детьми;
- о работе Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в Санкт-^ Петербурге;
^ - насилие - измерение нашего бытия;
5 - справедливое правосудие в отношении молодежи согласно программе Министерства
^ юстиции Нидерландов;
^ - формы профилактической и воспитательной работы с трудными подростками;
- рекомендации Совета Европы в отношении обращения с несовершеннолетними преступниками;
^ - анализ основных превентивных программ Совета Европы в отношении преступности
^ несовершеннолетних с 1960-х гг. по 2006 г.;
5^ - Европейская конвенция по соблюдению прав детей.
Берекет В.М. определил основные направления деятельности по результатам круглого
^ стола:
- продолжение сотрудничества между участниками круглого стола;
^ - рекомендация по созданию Центра ювенальной юстиции;
- озабоченность ростом экстремизма, работа по предупреждению данного явления;
- продолжение работы по институту социальной реабилитации;
- межведомственное взаимодействие и связи по проблемам в данной сфере;
- обмен специалистами разных стран.
^ Во время выступлений российские и зарубежные участники использовали
^ видеоматериалы, слайды; раздавали брошюры соответствующих служб и органов. Вопросы, возникшие в ходе дискуссии, вызвали повышенный интерес среди участников круглого стола. Российских специалистов заинтересовали все вопросы, поднятые в рамках круглого стола. ^ В частности, наибольший интерес вызвал доклад, посвященный профилактическим программам в отношении преступности несовершеннолетних, разработанным и примененным ^ на практике Советом Европы с 1960 по 2006 гг., а также их анализу.
^ По окончании круглого стола участники пришли к общему мнению о полезности
проведения данной двухгодичной программы, посвященной борьбе с преступностью несовершеннолетних.
£
1
1 АППГ- аналогичный период прошлого года