УДК 339.9
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ТРАНСПОРТНЫЕ КОРИДОРЫ КАК ИННОВАЦИОННОЕ
СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ
А. О. Шоховец Научный руководитель - А. П. Сурник
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
E-mail: [email protected]
Настоящее время характеризуется расширением международного сотрудничества и углублением интеграционных процессов. При этом главная роль в решении транспортных проблем, связанных с международной транспортной инфраструктурой, принадлежит международным транспортным коридорам.
Ключевые слова: международные транспортные коридоры, Северный морской путь, Транссибирская магистраль, международные перевозки, перспективы развития экономики.
INTERNATIONAL TRANSPORT CORRIDORS AS INNOVATIVE MEANS OF ECONOMIC DEVELOPMENT
A. O. Shokhovets, Scientific Supervisor - A. P. Surnik
Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation
E-mail: [email protected]
Present time is characterized by expansion of international cooperation and deepening of integration processes. At the same time the main role in solving transport problems related to the international transport infrastructure belongs to international transport corridors.
Keywords: international transport corridors, the Northern Sea Route, the Trans-Siberian Railway, international transport, prospects for economic development.
Ведущая роль России в международных связях между государствами Европы и Азиатско-Тихоокеанского региона обусловлена ее особым географическим положением. Россия, занимая 35% Евразийского континента, располагает высокоразвитой транспортной системой и обеспечивает транзитные связи на этом направлении. В связи с этим Россия официально объявлена транзитной страной. По ее территории перемещаются потоки импортных, экспортных, а также транзитных товаров, перевозимых различными видами транспорта.
Система международных коридоров (далее - МТК) в России преимущественно представлена следующими коридорами: евроазиатскими («Север-Юг», «Транссиб»), Северным морским путем, панъевропейскими транспортными коридорами N 1, N 2, N 9, каждому из которых присвоено специальное обозначение.
Коридор «Транссиб» проходит через Центральную Европу, Москву, Екатеринбург, Красноярск, Хабаровск, Владивосток (или Находку). При этом система его ответвлений через Санкт-Петербург, Киев, Новороссийск, Казахстан, Монголию, Китай и Корею сопрягается с общеевропейскими коридорами N 2, N 3, N 9. Панъевропейский коридор N 2 полностью включен в состав Транссиба.
Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2017. Том 3
Коридор «Северный морской путь» проходит через Мурманск, Архангельск, Кандалакшу, Дудинку и дальше продолжается на восток.
Участок панъевропейского транспортного коридора N 9 (граница Финляндии - Санкт-Петербург - Москва) включен в состав транспортного коридора «Север-Юг».
Основной объем перевозок между странами Европы и Азии осуществляется морским путем через Суэцкий канал (протяженность маршрута 21 тыс. км), при этом сроки доставки составляют 30-35 суток. Стоит отметить, что сухопутный мост между Европой и Азией по Транссибу значительно короче - 11-12 тыс. км. Однако по этому маршруту провозится лишь 1% общего объема перевозок контейнерных грузов [1].
Транссибирская магистраль в настоящее время обеспечивает прохождение контейнерных поездов с укороченным временем оборота до Польши, Германии, Венгрии, Швейцарии со специальными раздвижными колесными парами для перехода с отечественной колеи (1520 мм) на европейскую (1435 мм). Увеличивается количество перевозок в районе Астрахани. Вместе с тем на этих направлениях остается много нерешенных проблем.
Причины, сдерживающие увеличение перевозок грузов по Транссибу, - это, во-первых, высокие тарифные ставки на железнодорожный транзит (на Транссиб приходится не более 25% суммарной тарифной ставки сухопутного маршрута между Европой и Азией), во-вторых, отсутствие сквозной тарифной ставки, которая бы действовала на всем направлении маршрута: от порта отправления до порта назначения, в-третьих, нестабильность сроков доставки грузов [2].
Что касается Северного морского пути, то в настоящее время его развитию придается большое значение, так как это позволит связать порты Северной и Западной Европы с портами Северной Америки, Японии, Кореи и Китая.
Главными преимуществами Северного морского пути являются следующие: грузы из Европы в Азию доставляются в 2 раза быстрее, чем через Панамский или Суэцкий каналы, что экономит не только время, но и топливо, кроме этого, отсутствует угроза пиратства, характерного для прибрежных вод Африки. Морской порт дает более чем трехкратную экономию во времени при перевозке продукции из Дудинки в Шанхай: 19-20 дней против 60-65 дней по традиционному маршруту с осуществлением перевалки в портах Европы и Суэцкого канала.
В настоящее время существуют барьеры, препятствующие развитию международных сообщений. Все их можно разделить на следующие группы:
1) регулятивные (административные) - различия в разрешительных схемах квотирования, лицензирования и страхования;
2) трансграничные - большое количество предотгрузочных инспекций, расположенных на границе;
3) инфраструктурные - отсутствие обустроенных дорог и пограничных пунктов пропуска;
4) технические - недопустимое состояние транспортных средств;
5) фискальные - взимание государственных сборов, незаконные поборы на дорогах.
Чтобы повысить конкурентоспособность российских транспортных коридоров, следует
уделить внимание следующим направлениям:
1) внедрение современных технологий в организацию перевозок;
2) приведение нормативно-правовых актов Российской Федерации в соответствие с международными актами;
3) совершенствование тарифной политики, формирование «сквозной тарифной ставки»;
4) сотрудничество с зарубежными железными дорогами и транспортными компаниями в области развития перевозок;
5) совершенствование технического оснащения таможенных пунктов пропуска;
6) создание специальных таможенных процедур для транзитных грузов [3].
Таким образом, международные транспортные коридоры являются эффективным средством развития экономики, а также они способствуют развитию международных связей между государствами.
Библиографические ссылки
1. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 18 марта 2013 года N 378-р «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие внешнеэкономической деятельности» [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_143 608/ (дата обращения: 25.03.2017).
2. Постановление Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2001 года N 848 «О Федеральной целевой программе «Развитие транспортной системы России (2010 - 2015 годы)» [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_86305/ (дата обращения: 20.03.2017).
3. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2008 года N 734-р «О Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года» [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82617/ (дата обращения 20.03.2017).
© Шоховец А. О., 2017