Научная статья на тему 'Использование инновационных технологий в преподавании дисциплины «Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО)»'

Использование инновационных технологий в преподавании дисциплины «Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО)» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
86
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ / ОТЛИЧИЯ ОТЧЕТНОСТИ ПО РОССИЙСКИМ И МЕЖДУНАРОДНЫМ СТАНДАРТАМ / КОМПЕТЕНЦИИ / ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INTERNATIONAL FINANCIAL REPORTING STANDARDS / DIFFERENCES IN NATIONAL AND INTERNATIONAL REPORTING STANDARDS / COMPETENCES / INNOVATIVE TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Полыгалина Н. Б.

В январе 2012 года МСФО опубликованы и официально вступили в силу на территории Российской Федерации. Описаны принципиальные отличия отчетности по российским и международным стандартам. Реализация компетенций в программах высшего профессионального образования требует углубленного изучения МСФО и интенсивного использования инновационных технологий: модификация лекционного курса, использование онлайн-проектора с компьютером, адаптированного раздаточного материала с практическими тестовыми примерами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Полыгалина Н. Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USING INNOVATIVE TECHNOLOGIES IN TEACHING A DISCIPLINE «INTERNATIONAL FINANCIAL REPORTING STANDARDS (IFRS)»

In January 2012 IFRS are published and officially entered into force on the territory of the Russian Federation. The fundamental differences between the Russian and international reporting standards are described. The implementation of competences in programs of higher education requires an in-depth study of IFRS and intensive use of innovative technologies: a modification of the lecture course, the use of online-projector with a computer, adapted handouts with practical test cases.

Текст научной работы на тему «Использование инновационных технологий в преподавании дисциплины «Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО)»»

УДК 378.1

Н.Б. Полыгалина

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ ДИСЦИПЛИНЫ «МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ (МСФО)»

В январе 2012 года МСФО опубликованы и официально вступили в силу на территории Российской Федерации. Описаны принципиальные отличия отчетности по российским и международным стандартам. Реализация компетенций в программах высшего профессионального образования требует углубленного изучения МСФО и интенсивного использования инновационных технологий: модификация лекционного курса, использование онлайн-проектора с компьютером, адаптированного раздаточного материала с практическими тестовыми примерами.

Ключевые слова: международные стандарты финансовой отчетности, отличия отчетности по российским и международным стандартам, компетенции, инновационные технологии.

В январе 2012 года Международные стандарты финансовой отчетности (далее - МСФО) и разъяснения к ним опубликованы и официально вступили в силу на территории Российской Федерации, в соответствии с Приказом Минфина РФ от 25.11.2011 № 160н [5] и по согласованию с Федеральной службой по финансовым рынкам и Центральным банком Российской Федерации. Вступил в действие также и Закон о консолидированной отчетности (№ 208-ФЗ от 27.07.2010) [1]. Поэтому, начиная с отчетности за 2012 год, организации должны составлять, представлять и публиковать консолидированную финансовую отчетность по МСФО. Для организаций, составляющих консолидированную отчетность по ОПБУ США, предусмотрена отсрочка до 2015 года. Если российская организация по иным основаниям готовит консолидированную отчетность, то с 2012 года она также должна соответствовать МСФО.

Согласно Письму Минфина № 07-02-06/240 от 12.12.2011 [6], при применении МСФО в России рекомендуется руководствоваться официально опубликованными текстами 37 стандартов и 26 разъяснений. Нормативное регулирование российского бухгалтерского учета включает в себя всего 25 ПБУ (включая Приказ Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н) и 5 методических указаний. Можно выделить широкий спектр различий отчетности по российским и международным стандартам, но принципиально отличаются:

© Полыгалина Н.Б., 2012

Полыгалина Наталья Борисовна - канд. экон. наук, доц. кафедры менеджемента и маркетинга Пермского национального исследовательского политехнического университета.

• финансовые инструменты;

• справедливая стоимость (fair value) активов и обязательств;

• экономическое обесценение активов (impairment);

• отражение инфляции;

• составление консолидации отчетности.

Данные понятия и объекты просто отсутствуют в российском учете и представляют «белые пятна», для освоения которых потребуется много усилий. Другими существенными отличиями являются:

• условия признания активов, обязательств, доходов и расходов;

• требования к раскрытию информации в примечаниях к отчетности;

• формирование отчетности по существенным статьям;

• отложенные налоговые активы и обязательства (по-прежнему, несмотря на принятие ПБУ 18).

Необходимо также учитывать, что отчетность по МСФО - это финансовая отчетность с преобладанием экономической сути показателей над юридическими нормами национального законодательства. Бухгалтерская (финансовая) отчетность по РСБУ - это все еще финансовая отчетность с преобладанием юридической формы над экономическим содержанием. В соответствии с МСФО необходимо отражать операцию исходя из ее экономической сущности, на которую не всегда есть документы. Приоритет экономического содержания над юридической формой провозглашен в ПБУ 1/2008, но в остальных РСБУ про него забывают.

По РСБУ для активов и обязательств предусмотрена только первоначальная оценка. По МСФО предусмотрены первоначальная (по себестоимости) и последующая оценки:

1. Модель учета по фактическим затратам: после первоначального признания активы (основные средства, нематериальные активы) должны учитываться по себестоимости за вычетом любой накопленной амортизации и любых накопленных убытков от обесценения.

2. Модель учета по переоцененной стоимости: после первоначального признания основные средства и нематериальные активы должны учитываться по переоцененной стоимости, представляющей собой справедливую стоимость актива на дату переоценки за вычетом любой последующей накопленной амортизации и любых последующих накопленных убытков от обесценения.

Убыток от обесценения - сумма, на которую балансовая стоимость актива превышает его возмещаемую стоимость.

Модель оценки инвестиции в недвижимость после первоначального признания выбирается самой компанией и должна применяться ко всем объектам инвестиционной собственности. При выборе модели оценки по справедливой стоимости прибыль или убыток от изменения справедливой стои-

мости включается в ОПУ компании за период возникновения. При выборе модели по амортизируемой стоимости справедливая стоимость объектов инвестиционной собственности должна раскрываться в примечаниях.

Запасы должны оцениваться по наименьшей из двух величин: себестоимости и возможной чистой стоимости реализации (ВЧСР). ВЧСР - это ожидаемая продажная цена при нормальном ходе дел за вычетом возможных затрат по доводке (завершению производства) и продаже актива.

Последующая оценка финансовых активов зависит от их классификации при первоначальном признании:

1. Предоставленные кредиты и дебиторская задолженность; учитываются по амортизируемой стоимости.

2. Инвестиции, удерживаемые до погашения; учитываются по амортизируемой стоимости.

3. Финансовые активы, предназначенные для торговли; учитываются по справедливой стоимости.

4. Финансовые активы, имеющиеся в наличии для продажи; учитываются по справедливой стоимости.

Переход на МСФО даже для опытных российских бухгалтеров является сложной задачей и требует обучения на специализированных курсах. В программах высшего профессионального образования предусмотрено, что выпускник по направлению подготовки «Менеджмент» с квалификацией (степенью) бакалавра должен обладать следующими компетенциями:

• умением использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-9);

• способностью применять основные принципы и стандарты финансового учета для формирования учетной политики и финансовой отчетности организации (ПК-38);

• владением навыками составления финансовой отчетности и осознанием влияния различных методов и способов финансового учета на финансовые результаты деятельности организации (ПК-39).

Реализация данных компетенций требует углубленного изучения МСФО, подкрепления полученных теоретических знаний практическими навыками в применении принципов и стандартов МСФО, умением формировать учетную политику и финансовую отчетность по МСФО. Поэтому в преподавании дисциплины «Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО)» необходимо интенсивно использовать инновационные технологии.

В настоящее время для преподавания МСФО активно используются официально опубликованные тексты 37 стандартов (IAS и IFRS) и 26 разъяснений (ПКР (SIC) и КРМФО (IFRIC)). В условиях ограниченности аудиторного времени основное внимание, как правило, уделяется теоретическим основам курса. Но изучение только теоретических основ МСФО затрудняет восприятие,

накладываясь на знания, полученные в рамках российского финансового учета. Широкое использование практических примеров позволяет глубже понять различия между разными системами учета и закрепить полученные знания. Полезным с этой точки зрения является использование для обучения электронного учебника по МСФО1. МСФО периодически пересматриваются и обновляются. Программы и учебные курсы по МСФО должны это учитывать.

По нашему мнению, в условиях относительно небольших лекционных курсов наиболее эффективным является использование в лекционной практике модифицированных материалов электронного учебника со ссылками на конкретные статьи стандартов IAS и IFRS. Контрольные тестовые вопросы могут быть использованы в качестве экзаменационных заданий. Применение онлайн-проектора с компьютером для изложения лекционного материала и формирование адаптированного раздаточного материала (в форме рабочей тетради) повышает наглядность и информативность курса. Использование практических тестовых примеров позволяет студентам оперативно оценивать собственный уровень понимания лекционного материала и задавать мотивированные вопросы.

Как показала практика, при выполнении контрольных заданий наибольшие трудности вызывают задания по составлению консолидированной отчетности. Правила составления консолидированной отчетности в курсе бухгалтерского (финансового) учета не изучаются.

Обзор основных требований МСФО по составлению консолидированной отчетности представлен в таблице.

Основные требования МСФО по составлению консолидированной

отчетности

Показатель Дочерняя организация Совместная деятельность Ассоциированная организация

Характер отношений Контроль Совместный контроль Существенное влияние

Чем обеспечен Более 50 % голосующих акций Договор Более 20 % голосующих акций

Метод учета в консолидированной отчетности Полная консолидация Пропорциональная консолидация или метод долевого участия Метод долевого участия

Стандарт МСФО [5] (IAS) 27 «Консолидированная и отдельная финансовая отчетность» (IAS) 31 «Участие в совместном предпринимательстве» (IAS) 28 «Инвестиции в ассоциированные предприятия»

1 МСФО: от теории к практике [Электронный ресурс]. М., 2008. СР-ROM.

Широкое использование в курсе МСФО дисконтированных оценок также требует усиленного внимания к блоку дисциплин по финансовому менеджменту.

Список литературы

1. О консолидированной финансовой отчетности: Федер. закон от 27.07.2010 № 208-ФЗ.

2. Об утверждении Положения о признании Международных стандартов финансовой отчетности и Разъяснений Международных стандартов финансовой отчетности для применения на территории Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 25.02.2011 № 107.

3. О методических рекомендациях по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчетности: приказ М-ва финансов Рос. Федерации от 30.12.1996 № 112 (ред. от 24.12.2010).

4. Об одобрении Концепции развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу: приказ М-ва финансов Рос. Федерации от 01.07.2004 № 180.

5. О введении в действие Международных стандартов финансовой отчетности и Разъяснений Международных стандартов финансовой отчетности на территории Российской Федерации: приказ М-ва финансов Рос. Федерации от 25.11.2011 № 160н.

6. Письмо М-ва финансов Рос. Федерации от 12.12.2011 № 07-02-06/240.

Получено 15.05.2012

N.B. Polygalina USING INNOVATIVE TECHNOLOGIES IN TEACHING A DISCIPLINE «INTERNATIONAL FINANCIAL REPORTING STANDARDS (IFRS)»

In January 2012 IFRS are published and officially entered into force on the territory of the Russian Federation. The fundamental differences between the Russian and international reporting standards are described. The implementation of competences in programs of higher education requires an in-depth study of IFRS and intensive use of innovative technologies: a modification of the lecture course, the use of online-projector with a computer, adapted handouts with practical test cases.

Keywords: International Financial Reporting Standards, differences in national and international reporting standards, competences, innovative technologies.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.