Научная статья на тему 'Международные конференции как формат освоения компетенций XXI века'

Международные конференции как формат освоения компетенций XXI века Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
117
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИИ / COMPETENCIES / УНИВЕРСИТЕТ / UNIVERSITY / ГОРОД / CITY / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / СОТРУДНИЧЕСТВО / COOPERATION / КОНФЕРЕНЦИЯ / СИМПОЗИУМ / WC2 / ВЕБ-САЙТ / WEB-SITE / СПБПУ / SPBPU / МНЕНИЯ УЧАСТНИКОВ / OPINIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мазуренко Анна Владимировна, Старосельская Наталия Евгеньевна

Описан опыт участия студентов и преподавателей Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого (СПбПУ) в Летнем симпозиуме международной ассоциации по исследованию роли университетов в развитии больших городов World Cities, World Class (WC2). Раскрыты организационные особенности формата проведения симпозиума 2016 года и затронута проблематика приобретения компетенций XXI века в рамках мероприятия. Описан конкретный кросс-культурный проект по созданию веб-сайта, проанализированы мнения участников о летней школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мазуренко Анна Владимировна, Старосельская Наталия Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNATIONAL CONFERENCE AS A FORMAT TO OBTAIN XXI CENTURY COMPETENCIES

The article presents a brief description of authors’ experience in World Cities, World Class (WC2) Summer Symposium 2016 participation. The participants are the professors and students of St. Petersburg Polytechnic University (SPbPU). The specific format of the workshop is analyzed, challenges of acquiring the XXI century competencies are emphasized. Participation in a cross-cultural project on web-site design is described, student opinions on the Summer school are analyzed.

Текст научной работы на тему «Международные конференции как формат освоения компетенций XXI века»

УДК 378.4

А.В. Мазуренко, Н.Е. Старосельская

Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого (Россия)

МЕЖДУНАРОДНЫЕ КОНФЕРЕНЦИИ КАК ФОРМАТ ОСВОЕНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ XXI ВЕКА

Описан опыт участия студентов и преподавателей Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого (СПбПУ) в Летнем симпозиуме международной ассоциации по исследованию роли университетов в развитии больших городов World Cities, World Class (WC2). Раскрыты организационные особенности формата проведения симпозиума 2016 года и затронута проблематика приобретения компетенций XXI века в рамках мероприятия. Описан конкретный кросс-культурный проект по созданию веб-сайта, проанализированы мнения участников о летней школе.

КОМПЕТЕНЦИИ; УНИВЕРСИТЕТ; ГОРОД; ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ; СОТРУДНИЧЕСТВО; КОНФЕРЕНЦИЯ; СИМПОЗИУМ; WC2; ВЕБ-САЙТ; СПбПУ; МНЕНИЯ УЧАСТНИКОВ

Базовая тенденция, наблюдаемая с начала промышленной цивилизации и особенно ярко за последние полвека, а также с приходом Интернета за последние 10 лет - это увеличивающаяся скорость изменений. Согласно мнениям мировых экспертов в образовании, в глобальные вызовы включают роботизацию производства и интеллектуальной работы, проникновение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) во все сферы жизни, устойчивое развитие городов и производства, а также нарастающую скорость усложнения всех процессов. В контексте перечисленных изменений встает, во-первых, задача обеспечения образования людей с приобретением ими новых качеств, новых знаний, умений и навыков, с раскрытыми способностями и установками; во-вторых, необходим новый дизайн образовательной системы, которая отвечает на вопрос о том, как приобрести «базовую грамотность» и метакомпетенции XXI века.

Среди последних в Табл. 1 эксперты международной платформы лидеров глобального образования Global Education Futures выделяют следующие [1]:

Таблица 1. Компетенции XXI века

Ключевые навыки «Грамотность» XXI века Метакомпетенции XXI века

Кооперация / взаимосотрудничество Способность поддерживать физиологическое, психологическое, социальное здоровье Управление вниманием и концентрацией

Творческий подход Медиаграмотность Эмпатия и эмоциональный интеллект

Способность мыслить: критически, системно, предпринимательски Мировоззрение ответственного жителя глобального мира: знание о мире и принципы работы общества, забота об окружающей среде, экономическая грамотность Гибкость и адаптивность

ИТ-навыки Способность к переучиванию и разучиванию в течение жизни

Умение работать в междисциплинарной среде

Рисковать и нести ответственность

Как видно из Таблицы 1, указанные универсальные компетенции являются специфическими для текущей ситуации и требуют специального формата для освоения и усвоения, то есть нового дизайна самой образовательной системы. Примером такого формата может служить Летний симпозиум международной сети университетов World Cities,World Class (WC2). Все входящие в эту ассоциацию университеты являются стейкхолдерами своих городов-мегаполисов и организуют многочисленные мероприятия по содействию развитию городов во многих сферах общественной жизни [2] .

Международная сеть WC2 была основана в сентябре 2010 года по инициативе Лондонского городского университета. Сеть объединяет известные университеты - Берлинский технический университет (Германия), университет Райерсона (Канада), Миланский технический университет (Италия), Столичный автономный университет (Мексика), Лондонский городской университет (Великобритания), городской университет Нью-Йорка (Соединенные Штаты Америки), Гонконгский политехнический университет (Китай), университет Мэйдзи (Япония), Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого (Россия) и др. и служит площадкой для обмена лучшими практиками формирования международной повестки дня в сфере образования, культуры, защиты окружающей среды, адресованной городам-участникам ассоциации. СПбПУ является неизменным участником подобных форумов [3].

В рамках Летнего симпозиума сети, проходившего в Техническом университете Берлина с 8 по 12 августа 2016 года, был впервые изменен формат взаимодействия участников, а тема была сформулирована как роль университета в качестве стейкхолдера города. В Берлине сеть WC2 собрала международных экспертов по ключевым городским проблемам, включая транспорт, глобальное здравоохранение, устойчивость бизнеса и глобальные культуры. Фокусом для дискуссии в рамках симпозиума стала программа

«Новая городская программа», которую будут обсуждать в октябре 2016 в Кито в рамках конференции ООН «Habitat III».

Новая городская программа была представлена как инструмент для национальных правительств, администраций городов и широкого круга местных заинтересованных сторон на уровне города, занимающихся достижением целей по устойчивому развитию и другим глобальным программам. Летний симпозиум международной сети WC2 стал коммуникационной площадкой для обсуждения роли университетов и академических институтов при разработке и осуществлению новой городской программы.

Программа симпозиума включала панельные дискуссии, работу по тематическим группам, например, транспорт, глобальные культуры, а также семинары и финальные презентации работы учебных групп. Гуманитарный институт СПбПУ Петра Великого принял участие в тематическом клубе «Глобальные культуры» в лице старшего преподавателя кафедры «Реклама и связи с общественностью» и магистранта кафедры «Лингвистика и межкультурная коммуникация».

Как было указано выше, состав участников и формат их взаимодействия был представлен по-новому. Основной задачей симпозиума стала включение студентов (магистрантов, аспирантов) в активную работу ассоциации с целью сформировать международные исследовательские команды, которые могли бы продолжить взаимодействие также после завершения мероприятия.

Формат программы симпозиума позволил студентам не только выступить в роли слушателей или наблюдателей, но также занять позицию непосредственного участника как на уровне приглашенных спикеров, так и преподавателей присутствующих университетов. В этом плане все тематические клубы состояли из студентов и преподавателей, результатом работы которых на мероприятии стали финальные презентации проектов и их экспертиза.

На протяжении всех дней работы мероприятия выступали спикеры и лидеры выражения мнений по ключевым вопросам, связанным с новой городской программой и том месте, которое в ней занимают университеты. Студенты имели возможность на практике увидеть, как работает международная ассоциация, поучаствовать в дискуссиях, а также выступить с презентацией промежуточных результатов групп.

Таким образом, студенты могли приобрести новые компетенции непосредственно в реальной деятельности. В связи с этим для реализации задачи работа тематического клуба «Глобальные культуры» была разделена на подготовительную часть, «сборку» проекта и оценку результатов на общем пленарном заседании симпозиума.

На подготовительном этапе студенты объединились вокруг интересующих их тем проектов (например, разработка веб-сайта, создание документального видео), образовав, тем самым, международные команды, которые сами формировали идею проекта, делегировали задачи другим

участникам проекта, распределяли роли и обязанности с помощью онлайновых средств коммуникации. Подобный международный опыт кросскультурного взаимодействия, переговоров и формулировки общего видения по проекту позволил студентам улучшить свои коммуникативные навыки, чувство эмпатии и знание английского языка.

Непосредственно на симпозиуме студентам были продемонстрированы различные форматы по организации коллективной работы: панельная дискуссия, семинары по генерации идей, работа в тематических группах. В клубе «Глобальные культуры» информационный блок (презентации тем) от преподавателей был встроен в проектную работу студентов. Также процесс генерации идей по проекту проходил в формате World Cafe - метода сфокусированного неформального обсуждения вопросов на определенную тему, что позволило студентам определиться с формами самоорганизации и творческого подхода при обсуждении любых вопросов.

Заключительный этап мероприятия был разделен на две части: презентация и экспертная оценка в рамках клуба «Глобальные культуры» и выступление по результатам на общем пленарном заседании для всех участников симпозиума. Студентами были представлены четыре проекта по форматам: документальное видео, веб-сайт, игра и фото-эссе. Тема проекта не была жестко структурирована, но отражала взаимосвязь университета, как основного участника глобальной системы образования, и города через призму глобальных культур.

Приведем далее описание опыта участия магистранта Гуманитарного института в разработке веб-сайта для клуба «Глобальные культуры». Этот клуб начал свою работу за три недели до начала летнего симпозиума 2016 года в Берлине. Организаторами симпозиума было принято решение о том, чтобы все студенты клуба были объединены в одной группе в социальном сервисе Facebook. Это позволило всем распределиться по мини-группам и обменяться контактами. Всего было организовано четыре мини-группы, которые работали над такими проектами как съемка документального фильма, создание веб-сайта, презентация фото-эссе и разработка игры. Если от одного университета в клубе представлено два и более студента, то они не должны были быть в одной мини-группе.

Работа над созданием веб-сайта началась сразу же после формирования мини-группы студентов. Мини-группа состояла из пяти студентов из разных стран. Для коммуникации по теме проекта была выбрана платформа Google Drive. Благодаря Google Docs была организована площадка обмена планами и идеями о создании сайта, в разделе Folders были созданы пять папок об университетах с общим доступом для каждого из студентов, которые были использованы для размещения различных документов и медиа-файлов для будущего сайта.

Каждым из студентов был написан небольшой информационный текст о себе, подобраны фотографии университетов, подготовлен материал о сильных и слабых сторонах во взаимодействии университета и города, в котором университет расположен. Например, сильной стороной Санкт-

Петербургского политехнического университета Петра Великого является проведение мероприятий для студентов и жителей Санкт-Петербурга и наличие инфраструктуры - территория кампуса; слабой же стороной является малое освещение событий университета в городских СМИ.

Главной проблемой при разработке веб-сайта стал выбор платформы для его размещения, поскольку ни у кого из членов группы не было опыта в создании веб-сайтов. Основным требованием к площадке были бесплатный хостинг, отсутствие необходимости в создании кода для сайта и функциональность. Были подобраны несколько платформ, но самой просто и интуитивно понятной была ukit.com. На этой площадке и был зарегистрирован созданный участниками проекта сайт. Дальнейшая доработка сайта, а именно выбор дизайна, размещение информации и т.д., была уже проделана в Берлине.

В клубе «Глобальные культуры» были представлены такие работы преподавателей университетов, как, например, «Университеты мира, объединяйтесь! Глобализация высшего образования», «Город и университет: век перемен в Берлине», «Городской кризис и глобальный университет в 1960-е годы в Америке» и другие. Далее было организовано общение студентов и преподавателей в формате «World Café», где каждый из проектов мини-групп рассматривался через призму четырех тем: университет, город, мировой масштаб и будущее. Данное общение помогло конкретизировать тему проекта разработки веб-сайта, а именно сконцентрироваться не на освещении проблем того или иного города и университета, а разработать площадку студентов-участников следующих симпозиумов и форум для обмена идеями по вопросам взаимодействия города и университета.

Во второй день симпозиума продолжилось представление работ преподавателей различных университетов: «Моделирование спектра взаимодействия города и университета», «Институционализация города и области: знания для будущего городов», «Понимание современного города изнутри», «Гуманитарная образовательная среда в современном техническом университете» [4], «Музыка как метафора в глобальном университете» и другие. После лекций для студентов было выделено время для работы над проектами. За это время был выбран макет дизайна для сайта, созданы тематические разделы и форум. Проводилась также работа по написанию контента, а именно, информационной справки о сайте, материала для каждого из разделов сайта.

В третий день симпозиума организаторами было предложено задание для каждого из городов, то есть для каждой отдельной группы делегатов университетов. Задание представляло собой круговую диаграмму с различными областями: экология, культура, политика, экономическая ситуация. Каждую из областей нужно было заполнить согласно девятибалльной шкале оценки: от «критической» до «процветающей». После задания все представленные города вывесили свои диаграммы и давали комментарий по каждой.

Второе задание состояло из нескольких вопросов, на которые должен был ответить каждый из пяти клубов (Вносит ли ваш клуб в WC2 вклад для реализации новой программы городского развития / целей устойчивого развития в городе? Как мог бы ваш клуб в WC2 развиваться, чтобы стать более эффективным для реализации новой программы городского развития / целей устойчивого развития?). После заданий для студентов было выделено время для работы над проектами. За это время на сайт был добавлен весь написанный контент и фотографии, отредактированы недочеты. В четвертый день симпозиума состоялась презентация студенческих проектов».

Таким образом, принципиальным отличием проведения симпозиума от других подобных мероприятий стала его практическая направленность и изменение качества участников. Это позволило посмотреть на обсуждаемые вопросы с другой точки зрения, более прикладной по своей сути, и, кроме того, дало возможность студентам освоить и применить компетенции XXI века.

Согласно отчету Мирового экономического форума совместно с исследованиями Бостонской консалтинговой группы, для встраивания в креативную экономику сегодняшнему студенту необходимо обладать следующими универсальными компетенциями:

- системное мышление (умение определять сложные системы и работать с ними, в том числе, системная инженерия);

- навыки межотраслевой коммуникации (понимание технологий, процессов и рыночной ситуации в разных смежных и несмежных отраслях);

- умение управлять проектами и процессами;

- программирование ИТ-решений / управление сложными автоматизированными комплексами / работа с искусственным интеллектом;

- клиентоориентированность, то есть умение работать с запросами потребителя;

- мультиязычность и мультикультурность (свободное владение английским и знание второго языка, понимание национального и культурного контекста стран-партнеров, понимание специфики работы в отраслях в других странах);

- умение работать с коллективами, группами и отдельными людьми;

- работа в режиме высокой неопределенности и быстрой смены условий задач (умение быстро принимать решения, реагировать на изменение условий работы, умение распределять ресурсы и управлять своим временем);

- способность к художественному творчеству, наличие развитого эстетического вкуса;

- бережливое производство.

Сопоставляя перечисленные выше компетенции с теми возможностями по их формированию, которые предоставляются проектной деятельностью, которую вели студенты в рамках симпозиума, можно сделать вывод о том, что новый формат программы задал определенные рамки для их формирования. Об этом свидетельствуют также ответы на вопросы, заданные

после мероприятия студентам клуба «Глобальные культуры». Вопросы и некоторые ответы приводятся ниже.

1) Что стало самым запоминающимся в работе клуба «Глобальные культуры»? Это «групповая дискуссия и критика», «взаимодействие со студентами из других стран, множество интересных аспектов городов-участников», «игра World Cafe», «общение с преподавателями из разных университетов», «разнообразие стран, специальностей, опыта», «объединение нашего опыт и обучение друг у друга».

2) С какими вызовами Вы столкнулись в процессе работы со студентами и преподавателями из университетов других стран? Могли бы Вы описать его как глобальное образование? Один из ответов был следующим: «Многообразие представленных интересов не так-то легко было объединить, но, в конце концов, мы смогли сфокусироваться на общих проблемах для всех»; «однозначно это была отличная возможность учиться у студентов из других городов-стран и делиться опытом», «у нас у всех были различные типы ментальности и взгляды на происходящее, но это, скорее, было мотивацией научиться чему-то от других, применить знания и действовать как разносторонняя команда»; «это был, по-существу, опыт глобального образования: это одновременно и сложно, и захватывающе, так как у нас были разные точки зрения по одному вопросу».

3) Каким образом проект, над которым Вы работали, повлиял на Ваш профессиональный или академический интерес? «Он обеспечил понимание того, что значит работать на международном уровне: это значит преодолевать непонимание, анализировать позитивное или негативное восприятие участников проекта. Проект помог развить навыки активного слушания и достижения консенсуса (общего понимания) в групповой работе, акцентировал внимание на проблемах глобализации»; «мне было бы интересно продолжить работу над проектом», «подобный проект стал прекрасной возможностью улучшить свои навыки кросскультурной коммуникации и установить профессиональные контакты в различных странах»; «институциональную значимость роли университетов в решении городских вопросов необходимо повышать. Быть услышанным - это большой вызов. WC2 дала мне блестящую идею, как приобрести такой голос и помогла более критически думать над этим процессом»; «этот проект наглядно показал мне, как важно сотрудничать с людьми из смежных отраслей, которые напрямую не связаны с моей областью, но могут обогатить мои проекты (например, лингвисты, архитекторы, историки)»; «я много узнала из презентаций преподавателей - это помогло мне лучше понять, как спроектировать свой исследовательский проект».

4) Как Вы планируете продолжить работу или взаимодействие с WC2? «Мы хотим опубликовать статью по теме нашего опыта участия»; «консолидировать проект в публикацию»; «надеюсь продолжать сотрудничать по нашему проекту, чтобы получить что-то стоящее»; «хочу рассказать большему количеству людей узнать о сети WC2 и привлечь их к сотрудничеству с клубом «Глобальные культуры»; «c удовольствием приму

участие в дальнейших мероприятиях»; «хотел бы поддерживать связь с участниками, которых здесь встретил».

5) Какие у Вас предложения по улучшению работы клуба «Глобальные культуры»? «Групповая работа может быть лучше организована: необходимо большее вовлечение студентов в презентации преподавателей»; «необходимо в большей мере сфокусироваться на взаимосвязь город-университет, опыт извне поможет прочувствовать ситуацию и улучшить конечный результат, необходимо переосмыслить позицию преподавателя в процессе работы»; «нужно включить форматы по командообразованию, лекции и презентации сделать более интерактивными»; «это отличный обмен результатами с другими тематическими клубами, вместо презентации преподавателей нужно включить больше общих пленарных заседаний по одной теме»; «вовлечение в сеть университетов из развивающихся стран будет способствовать большей междисциплинарности и культурному образованию всех участников».

Проанализировав семантическое поле представленных ответов, можно отметить, что студентам действительно удалось усвоить указанные выше компетенции XXI века при реализации групповых проектов. В особенности, это относится к пониманию национального и культурного контекста стран -партнеров, специфики работы в различных сферах культуры в других странах, умению распределять ресурсы и управлять своим временем, а также работе с коллективами, группами и отдельными людьми.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Официальный сайт международной платформы лидеров глобального образования Global Education Futures. [Электронный ресурс]: http://map.edu2035.org/futuremap. Дата обращения: 08.08.2016.

2. Официальный сайт WC2, Лондон. [Электронный ресурс]: http://www.wc2network.org/about. Дата обращения 15.09.2016.

3. Попова Н.В., Косенко М.А., Кукушкина М.Д., Симон А.В. Конференции по организации сотрудничества между университетами крупнейших городов мира с участием политехников (World Cities, World Class (WC-2). // Вопросы методики преподавания в вузе. 2015. №4(18). С.386-392.

4. Попова Н.В., Халяпина Л.П. Основные итоги конференции «Гуманитарная образовательная среда в техническом вузе» 11-13 мая 2016 года // Вопросы методики преподавания в вузе. 2016. №5(19-2). С.287-292.

Мазуренко Анна Владимировна - преподаватель кафедры «Реклама и связи с общественностью», Гуманитарный институт, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, 195251, Политехническая, 29. E-mail: [email protected].

Mazurenko Anna V. - Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University; 195251, Politekhnicheskaya Str. 29, St. Petersburg, Russia; e-mail: [email protected].

Старосельская Наталия Евгеньева - магистрант кафедры «Лингвистика и межкультурная коммуникация», Гуманитарный институт, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, 195251, Политехническая, 29. E-mail: staros@gmail .com

Staroselskaya Natalia E. - Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University; 195251, Politekhnicheskaya Str. 29, St. Petersburg, Russia; e-mail: [email protected]

INTERNATIONAL CONFERENCE AS A FORMAT TO OBTAIN XXI CENTURY

COMPETENCIES

The article presents a brief description of authors' experience in World Cities, World Class (WC2) Summer Symposium 2016 participation. The participants are the professors and students of St. Petersburg Polytechnic University (SPbPU). The specific format of the workshop is analyzed, challenges of acquiring the XXI century competencies are emphasized. Participation in a cross-cultural project on web-site design is described, student opinions on the Summer school are analyzed.

COMPETENCIES; UNIVERSITY, CITY, COOPERATION, WC2, WEB-SITE, OPINIONS, SPBPU.

© Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.