МЕЖДУНАРОДНЫЕ КОНФЕРЕНЦИИ
УДК 378.4
Н.В. Попова, Л.П. Халяпина
Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого (Россия)
ОСНОВНЫЕ ИТОГИ КОНФЕРЕНЦИИ «ГУМАНИТАРНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ» 11-13 мая 2016 года
Дано краткое описание конференции, проведенной Гуманитарным институтом Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого (СПбПУ), описаны основные мероприятия конференции и рассмотрены проблемы гуманитарной среды в техническом вузе: принципы и условия ее развития, гуманизация и гуманитаризация высшего образования, воспитание специалиста-гуманиста. Проведена оценка гуманитарной глобализации, проанализированы аспекты фундаментальности высшего образования, интеграции гуманитарных и технических дисциплин, организации диалога культур в контексте технического вуза. Приведены конкретные примеры проектной деятельности гуманитарной направленности.
ГУМАНИТАРНАЯ СРЕДА; ВОСПИТАНИЕ; ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ; ОБУЧЕНИЕ; СТУДЕНТЫ; ПРОГРАММЫ; ДИСЦИПЛИНЫ; РАЗВИТИЕ.
Конференция «Гуманитарная образовательная среда в техническом вузе» была посвящена 25-летнему юбилею Гуманитарного института в Санкт-Петербургском политехническом университете Петра Великого (СПбПУ) и стала форумом для обсуждения современных представлений о гуманитарном образовательном пространстве. Участники конференции обменялись идеями о составляющих гуманитарной образовательной среды, о ее дальнейшем развитии в аспектах гуманизации, глобальной гражданственности, формируемых гуманитарными дисциплинами компетенциях и о многих других проблемах, органично связанных с усвоением гуманитарного знания студентами технического вуза.
Статистика проведенной конференции. Согласно поступившим заявкам, конференция «Гуманитарная образовательная среда в техническом вузе» представлена 240 участниками, из которых 112 были из СПбПУ. Российские участники прибыли из 23 городов России; Москва и Санкт-Петербург были представлены 10 вузами, иностранные участники представляли 8 зарубежных стран (Германию, Италию, Китай, Польшу, США, Украину, Финляндию, Францию).
Статусный состав участников конференции был демократично представлен категориями: от члена-корреспондента Российской академии
образования и заслуженного деятеля науки РФ до профессоров и докторов наук (50), доцентов и кандидатов наук (112), аспирантов (15).
Основными мероприятиями конференции стали: два пленарных заседания, три Круглых стола, семинар редколлегии журнала «Иностранные языки в школе» (для учителей учреждений среднего общего образования), семь секций, ярмарка методических идей и два мастер-класса.
На пленарных заседаниях рассматривались проблемы профессиональной позиция преподавателя как условия развития гуманитарной среды, интернета как лингвистического ресурса, тьюторства, человекомерности техносферы и технологичности гуманитарного знания. Кроме этого обсуждались вопросы визуальных коммуникаций в экоориентированных стратегиях технического образования, использования методики опережающего обучения, гуманитарного измерения образовательного пространства, а также лингвистического образования в аспекте гуманитаризации профессиональной подготовки в техническом вузе и новых практик расширения гуманитарного пространства.
Один из Круглых столов был посвящен обсуждению концепции Российского образования, разработанной Е.И. Пассовым, заслуженным деятелем науки РФ, доктором педагогических наук, профессором, и включал такие важные вопросы, как: потенциальные возможности образования как сферы жизни, цели образования, генезис, компонентный состав и структура понятия «образование»; принципы, лежащие в основе российского образования и невозможность создания продуктивной системы образования без иерархической системы ее принципов, о зависимости построения системы образования от толкования методики как науки.
Рассмотренные проблемы развития гуманитарной среды технического вуза. Спектр обсуждаемых на конференции проблем был по-настоящему широк. Исследования ноосферного вектора образовании, создающего условия для развития Человека с коэволюционным мировоззрением, сочетались с анализом современного технического прогресса как результата объединенных усилий ученых ведущих европейских стран и его далеко не всегда позитивными последствиями.
Проблемы проектирования индивидуальных образовательных траекторий в техническом вузе сочетались с исследованием модели межкультурной адаптации студентов к образовательной среде технического вуза; особенности преподавания истории студентам негуманитарных специальностей и методы фасилитации сочетались с исследованиями по формированию экологического мировоззрения студенческой молодежи при изучении философии.
Основу гуманитарной среды составляют такие принципы, как толерантность, демократизм, вариативность, состязательность, гуманизм, патриотизм. К условиям её плодотворности можно отнести единство обучения, образования и воспитания; атмосферу сотворчества и поддержки инициатив студенческой молодёжи всеми подразделениями учебного заведения; использование потенциала аудиторных и внеаудиторных видов вовлечения
учащихся в общекультурный контекст; улучшение бытовых условий, досуга и отдыха; приобщение к физической культуре и спорту; участие в работе «Недели Науки», конференций, «круглых столов», дискуссионных клубов [1].
Для того чтобы современное образование не утратило сущностной гуманистической преемственности, важно осуществлять гуманизацию и гуманитаризацию высшего образования. Первая предполагает формирование у студентов не только профессиональных знаний, навыков и умений, но и широкой мировоззренческой культуры, органичного и толерантного восприятия общечеловеческих ценностей, потребности в индивидуальной ответственности за самостоятельный и свободный выбор жизненной позиции. Гуманитаризация высшего образования означает насыщение образовательных программ подготовки специалистов за счет освоения разнообразных дисциплин гуманитаристики: философии, социологии, политологии, культурологии, этики, эстетики, истории, психологии, истории науки, искусства и мировых религий. Студенты технических вузов должны быть вовлечены в процесс усвоения гуманитарного знания с целью осознания ими культурно-исторической миссии науки и техники в жизни человечества и своего места в осуществлении этой миссии.
Создание гуманитарной образовательной среды в вузе - это путь к воспитанию специалиста-гуманиста. Этому способствует, например, включение в курс иностранного языка (ИЯ) нового компонента «язык для гуманистических целей». Учитывая деятельностный характер обучения ИЯ в вузе, и, опираясь на «дидактический пятиугольник» как основу управления этим процессом, мы предлагаем реализовать гуманистический подход, используя проект как метод проблемного обучения, который наиболее соответствует цели и содержанию гуманистического образования. Роль иностранного языка для создания гуманистической образовательной среды высвечивалась, в частности, в проблеме формирования профессиональной личности преподавателя иностранного языка в процессе лингвометодической деятельности.
Участниками конференции проведена оценка гуманитарной глобализации, имеющей выраженный конвергентный характер взаимодействия её составляющих. Помимо социально-политических аспектов, по мнению исследователей, современная гуманитарная академическая наука оказалась перед необходимостью выработать социальные критерии отношения к таким проблемам, как, например, «биоэтика», «виртуальная реальность», «нейролингвистическое программирование», «тотальный электронный контроль», которые ставит жизнь, и которые нуждаются, прежде всего, в квалифицированной и нравственной оценке, от решения которых зависит будущее всего человечества [1].
Гуманитарные дисциплины, по мнению наших авторов, позволяют студенту-технику войти в специфическую область знания, осознавать смысл и ответственность принимаемых в его профильной области решений. Без гуманитарной подготовки, не имея геополитического кругозора, специалист не сможет оценить значение инноваций, не сможет сознательно стремиться к
овладению ими и тем более преодолевать препятствия на пути реализации достигнутого.
Парадигма развития гуманитарного знания в начале XXI века предельно антропоцентрична и включает значимый экологический контекст. Культурное развитие остается в мейнстриме толерантности и преодоления экстремальности и конфликтности человеческих отношений. От того, насколько гуманитарные дисциплины, преподаваемые в техническом университете, усилиями университетской администрации, педагогов и научной общественности окажутся «внутри» такой парадигмы зависит и конечный результат - подготовка специалистов мирового уровня.
Фундаментальность высшего образования возможна только благодаря соединению знаний и результатов наук гуманитарного и естественного циклов. Сочетание различных дисциплин может привести к появлению новых областей исследования когнитивной науки, что, в свою очередь, выведет человечество на качественно новый уровень понимания и освоения мира. Нужно также осознавать, что процесс гуманитаризации высшего образования на современном этапе невозможен без активного использования современных информационных технологий, потому что они позволяют создавать необходимую информационную среду гуманитарного знания, постоянно обновляя его и способствуя лучшему усвоению [2].
В качестве цели гуманизации образования выступает, прежде всего, духовно-нравственное, интеллектуальное и эстетическое развитие личности студента. В конечном итоге важнейшим педагогическим эффектом воспитания с гуманистических позиций должно стать постепенное формирование у современного студента потребности и способности к самовоспитанию, самостоятельному развитию себя как социально полезной личности, как субъекта деятельности, как индивидуальности. Среди гуманистических тенденций функционирования и развития воспитания можно выделить главную - ориентацию на развитие личности.
В интеграции гуманитарных и технических дисциплин заинтересованы не только преподаватели гуманитарных наук, столкнувшиеся с неприятием их дисциплин студентами технических вузов. Причины интеграции не только субъективные, но и объективные, так как интеграция влияет на качество профессиональных знаний.
В гуманитарной среде технического вуза особенно важны социально-значимые проекты гуманитарной сферы, ориентированные на объекты вне университета, требующие нашего внимания, а также на определенные сегменты населения, которые могут нуждаться в помощи студентов. Проектная деятельность при этом носит общественный характер, что связано с социальной обусловленностью выбора проблематики проектов, использованием при проектировании сложных видов коммуникации, необходимостью самоопределиться в общем с другими людьми предметном или профессиональном поле, получением социально значимого результата.
Одной из возможных форм организации диалога культур в контексте технического вуза является телекоммуникационный образовательный проект
как информационно-образовательная технология. Формат
телекоммуникационного проекта сейчас проходит стадии становления и активного развития. Телекоммуникационный проект предоставляет возможность пользоваться всеми преимуществами глобальной сети Интернет, помогает осознать культурные различия участников и воспитывать в них чувство принадлежности к единому гуманитарному сообществу [3].
Эффективность функционирования гуманитарной среды вуза определяется степенью и полнотой пробуждения творческих способностей личности студента и готовностью совершить Поступок во имя социально-значимых идеалов и Отечества. Это - проявление патриотизма как итог всего предшествующего процесса. Гуманитарная сфера - это пространство, в лоно которого осуществляется становление и развитие духовно-нравственных и культурно-профессиональных качеств студента (аспиранта) и формирование его смысложизненных ориентаций [4].
Мнения участников конференции. Успех конференции связан, прежде всего, с тем, что в ней органично сочетались идеи гуманизации и гуманитаризации обучающей среды современного вуза, теоретические и практические аспекты обучения различным гуманитарным дисциплинам. Высокой оценки удостоились такие мероприятия конференции как мастер-класс по публикациям в сфере прикладной лингвистики, который проводили наши зарубежные гости Алекс Бултон (Университет Лотарингии, Франция) [5] и Элизабет ДельДонн (Флоренция, Италия) [6] а также мастер-класс «Методология и методика преподавания учебных дисциплин на английском языке» с участием слушателей семинара ИПК и ППР Финансового университета при Правительстве РФ, под руководством Г.А. Дубининой [7]. Проведенное на секции Ярмарка методических идей голосование выявило лучшую методическую идею, которая изложена в сообщении «Инновационные педагогические технологии в контексте клипового мышления современного студента» Т.Е. Землинской и Н.Г. Ферсман (СПбПУ) [8].
Выводы. Подводя итог краткому обзору тематики конференции, необходимо отметить, что в объемном сборнике [1], содержащем тезисы выступлений всех участников форума, отражены наиболее актуальные проблемы современного представления университетской общественности о концепции гуманитарной образовательной среды современного вуза. Подобные конференции, которые должны стать традиционными, являются важными вехами в становлении гуманитарного образования вообще и в техническом вузе, в частности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Гуманитарная образовательная среда технического вуза: сб. конф. 11-13 мая 2016. СПб.: Изд-во Политехи. ун-та, 2016. 511 с. ISBN: 978-5-7422-5294-8
2. Акопова М.А. Гуманитарная составляющая образовательной среды в техническом вузе: монография. - СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2011. - 138 с.
3. Кочетурова Н.А. Телекоммуникационные проекты в обучении иностранному языку. Новосибирск, Изд-во НГТУ, 2010. 64 с.
4. Almazovа N., Khalyapina L., Popova N. International youth workshops as a way of preventing social conflicts in global developing world. 3-rd International multidisciplinary scientific conference on social sciences and arts. SGEM 2016. Political sciences, law, finance, economics and tourism. Conference proceedings. Volume 1. Political sciences. 6-9 April, 2016. Vienna, Austria. PP.253-260.
5. Boulton A. The Internet as a language resource: fostering learner autonomyin the real and virtualworlds // Гуманитарная образовательная среда технического вуза [Humanitarian Educational Environment in tne Technical University]. St. Petersburg, May 11-13, 2016. Р. 16-18. ISBN: 978-5-7422-5294-8
6. Donne E.D. Opportunities and funds for intrenanional cooperanion among higher education institutions // Гуманитарная образовательная среда технического вуза [Humanitarian Educational Environment in tne Technical University]. St. Petersburg, May 11-13, 2016. Р. 72-74. ISBN: 978-5-7422-5294-8
7. Дубинина Г.А. Организация обучения преподаванию университетских дисциплин на иностранном языке // Гуманитарная образовательная среда технического вуза: сб. ст. конф. 11-13 мая 2016. СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2016. С. 298-300. ISBN: 978-5-7422-5294-8
8. Землинская Т.Е., Ферсман Н.Г. Инновационные педагогические технологии в контексте клипового мышления современого студента // Гуманитарная образовательная среда технического вуза: сб. ст. конф. 11-13 мая 2016. СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2016. С. 343-345. ISBN: 978-5-7422-5294-8
Попова Нина Васильевна - доктор педагогических наук, профессор кафедры «Лингвистика и межкультурная коммуникация» Гуманитарного Института, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, 195251, ул. Политехническая, 29, Санкт-Петербург, Россия; e-mail: ninavaspo@mail.ru Popova Nina V. - Peter the Great St. Petersburg State Polytechnic University; 195251, Politekhnicheskaya Str. 29, St. Petersburg, Russia; e-mail: ninavaspo@mail.ru
Халяпина Людмила Петровна - доктор педагогических наук, профессор кафедры «Лингводидактика и перевод» Гуманитарного Института, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, 195251, ул. Политехническая, 29, Санкт-Петербург, Россия; e-mail: lhalapina@bk.ru
Haliapina Liudmila P. - Peter the Great St. Petersburg State Polytechnic University; 195251, Politekhnicheskaya Str. 29, St. Petersburg, Russia; e-mail: lhalapina@bk.ru
CONFERENCE HIGHLIGHTS "HUMANITARIAN EDUCATIONAL ENVIRONMENT IN THE TECHNICAL UNIVERSITY" on May 11-13, 2016
A brief description of the conference held by the Institute of Humanities Peter the Great St. Petersburg State Polytechnic University (SPbPU) describes the main activities of the conference and the humanitarian environment issues in a technical university: the principles and conditions of its development, humanization and humanitarization of higher education, professional training of humanism-oriented graduates. Humanitarian globalization is analyzed as reflected in fundamental aspects of higher education, in the integration of humanitarian and technical subjects, organization of dialogue between cultures in the context of a technical university. Examples of humanity-oriented project activities are given.
HUMANITARIAN ISSUES, TEACHING, HIGHER EDUCATION, STUDENTS, SYLLABI, DISCIPLINES, DEVELOPMENT
© Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, 2016