18. Старкова Г. И. Речевая культура как показатель общей культуры человека. - www.aeli.altai.ru.
19. www.psyznaiyka.net.
УДК 331.311
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ИНДЕКСЫ ДЛЯ ОЦЕНКИ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА:
НОВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ
А. Н. Лазарев, к. э. н., доцент кафедры экономики на предприятиях туризма и гостиничного хозяйства Тел.: (495) 686-09-90 доб. 216, e-mail: alex_lazar@mail.ru
Институт туризма и гостеприимства (г. Москва), филиал ФГОУВПО РГУТиС
http://www.itig.ru
The author presents his view of the role of international indexes for measuring the Information Society, gives theirs brief classification, investigates these indexes, and offers the new indicators (indexes) for the evaluation of informatization level of the countries economies and societies.
Представлена точка зрения автора на роль международных индексов для оценки развития информационного общества, дается их краткая классификация, исследуются используемые международные индексы, предлагаются новые измерители (индексы) для определения уровня информационного развития стран.
Ключевые слова: информатизация, международные индексы, информационное общество, оценка уровня информационного развития стран.
Keywords: informatization, international indexes, measuring the Information Society, evaluation of countries informatization level.
Введение
Результатом современной информационной революции стала массовая компьютеризация и информатизация экономики, науки и быта людей, изменивших общество в конце XX - начале XXI веков. Отдельные отрасли экономики претерпели полную перестройку, увеличилась ценность нематериальных благ, широко стали использоваться информационные технологии (ИТ) для обработки информации, появились сетевые организации и сложились сетевые взаимоотношения внутри предприятий и между ними, изменилось содержание труда, который стал информационно насыщенным. Эти обстоятельства способствовали созданию технологической основы для объединения интеллектуальных способностей людей в разных странах, что инициировало формирование новой отрасли экономики - информационной индустрии, производящей технические средства и технологии для производства новых знаний, а ее важ-
нейшей составляющей стали ИТ.
В информационном обществе развитие стран направлено на производство информационно-ориентированных инноваций. Такими инновациями яв-
ляются цифровые технологии, компьютерная техника, телекоммуникационные системы и технологии Интернета, которые становятся источником конкурентных преимуществ в современной экономике. Для определения степени влияния информатизации на развитие стран стали использоваться специальные эмпирические измерители - международные индексы. Наиболее показательными являются: индекс готовности к электронному правительству (Б-
government readiness index, EGRI), индекс развития ИКТ (The ICT Development Index, IDI), индекс сетевой готовности (Networked Readiness Index, NRI) [1]. Используются и другие индексы, например индекс конкурентоспособности стран (Global Development Index, GDI), рассчитываемый экспертами IDC. Кроме того, индексы по отраслям информационной экономики определяются компаниями Gartner, AMR Research, Infowatch и другими.
Международные интегральные показатели и индексы обычно составляются с целью проведения межстрановых сопоставлений в исследуемой сфере [2]. Но они не всегда пригодны для комплексного исследования развития стран, поскольку не позволяют точно производить сопоставления в динамике, что отмечается исследователями информационного общества [2-4]. Так, методика «Евро-
пейского инновационного табло» не отличается совершенством, что вынудило экспертов разработать индекс инновационной экономики (ИИЭ) для оценки инновационного развития стран ЕС [4]. Таким образом, появляется необходимость в исследовании построения международных оценочных показателей информатизации стран для определения возможностей их совершенствования и дополнения.
1. Краткая классификация и содержание международных индексов
Важным оценочным показателем развития информационной экономики является индекс развития ИКТ (ICT Development Index, IDI). 11 показателей сводятся в единый индекс, который используется в качестве инструмента сравнительного анализа и сопоставляются результаты в развитии ИКТ в 154 странах мира (см. табл. 1).
Таблица 1
Показатели индекса развития ИКТ (IDI) в 20 ведущих странах мира и РФ
Страна Рейтинг 2007 Индекс 2007 Рейтинг 2002 Индекс 2002
Швеция 1 7.50 1 6.05
Республика Корея 2 7.26 3 5.83
Дания 3 7.22 4 5.78
Нидерланды 4 7.14 6 5.43
Исландия 5 7.14 2 5.88
Норвегия 6 7.09 5 5.64
Люксембург 7 7.03 21 4.62
Швейцария 8 6.94 7 5.42
Финляндия 9 6.79 8 5.38
Великобритания 10 6.78 10 5.27
Гонконг (Китай) 11 6.70 12 5.10
Япония 12 6.64 18 4.82
Германия 13 6.61 14 5.02
Австралия 14 6.58 13 5.02
Сингапур 15 6.57 16 4.83
Новая Зеландия 16 6.44 19 4.79
США 17 6.44 11 5.25
Ирландия 18 6.37 26 4.36
Канада 19 6.34 9 5.33
Австрия 20 6.32 20 4.64
Россия 50 3.83 52 2.71
Источник: составлено автором по данным Measuring the Information Society; The ICT Development Index, 2009. ITU. Geneva, 2009, 108 p. - http://gtmarket.ru/ratings/ict-development-index/ict-development-index-info).
Из табл. 1 видно, что страны, добившиеся наибольших успехов в области ИКТ, находятся в Северной Европе. Лидером рейтинга, согласно индексу развития ИКТ, является Швеция. Далее следуют Дания, Нидерланды, Исландия и Норвегия. Исключение составля-
ет Республика Корея - второе место. Западная Европа, Северная Европа и Северная Америка являются регионами с наивысшими баллами по индексу ИКТ. Наименее развитые страны остаются в нижней части, поскольку имеют неразвитую информационную инфра-
структуру, включая фиксированную и подвижную телефонию, Интернет и широкополосную связь.
Россия занимала 50 место в рейтинге IDI с показателем 3.83, уступая Уругваю (49 место) и опережая Украину (51). Несмотря на достигнутые темпы развития в целом, по уровню проникновения ИКТ РФ отстает от многих развитых, развивающихся и стран с переходной экономикой. Например, Эстония заняла 26 место, Польша - 39, Болгария - 45, Беларусь - 54, Бразилия - 60, Китай - 73, Мексика - 75, Узбекистан - 110, Индия - 118, Нигер - последнее 154 место. Развивающиеся страны по-прежнему отстают в том, что касается доступа к ИКТ и использования этих технологий. Сравнение уровня развития ИКТ с уровнем душевого дохода населения стран по ППС указывает на устойчивую связь между доходом и внедрением ИКТ в данном индексе.
Одна из основных целей индекса ИКТ заключается в том, чтобы измерить масштабы и определить тенденции в изменении так называемого «цифрового неравенства» стран. Исходя из того что это неравенство является относительным, что подразумевает сравнивание прогресса в развитии ИКТ между различными странами, то общая величина цифрового неравенства в период с 2002 по 2007 г. оставалась неизменной. Несмотря на значительное улучшение положения в развивающихся странах, разрыв в уровне информатизации между ними и развитыми странами сохраняется.
В 2009 г. представлен новый инструмент оценки - «корзина цен» на услуги ИКТ, который позволяет измерить и сравнить цены на них в различных странах. «Корзина» позволяет получить среднюю стоимость услуг фиксированной телефонии, мобильной связи и широкополосного Интернета и сравнивает тарифы на пользование ИКТ за 2008 г. Общий разброс цен составил от 1.6% в развитых странах до 20% в развивающихся странах. Низкая стоимость услуг ИКТ по данному индексу отмечается в Сингапуре, США, Люксембурге, Дании, Гонконге (Китай), ОАЭ, Тайване, Швеции, Норвегии и Финляндии. С учетом уровня доходов в этих странах они предлагают самые доступные в мире услуги ИКТ, стоимость которых составляет 0.4^0.6% от ежемесячного душевого дохода населения. В 25 наиболее развитых в плане ИКТ странах на оплату услуг этих технологий уходит менее 1% ежемесячного дохода. Для сравнения,
стоимость корзины услуг ИКТ 25 стран, находящихся в нижней части рейтинга, колеблется в пределах 40^72% от ежемесячного дохода. Это говорит о том, что услуги ИКТ являются в ценовом отношении неприемлемыми для большей части населения этих стран. Аналитики МСЭ объясняют это высокими тарифами на услуги фиксированного широкополосного Интернета в некоторых развивающихся странах. Россия по показателю стоимостной доступности ИКТ находится на 39 месте: стоимость услуг ИКТ в ней составляет 1.8% от ежемесячного дохода на душу населения.
Индекс развития ИКТ сравнивает также и цены на каждый из трех видов технологий: фиксированную телефонию, подвижную телефонию, широкополосный Интернет. Самая низкая стоимость услуг фиксированной связи зарегистрирована в Иране, за которым следуют Тайвань (Китай) и ОАЭ. Самая низкая стоимость услуг подвижной сотовой связи -в Гонконге (Китай), за которым следуют Дания и Сингапур; а самая низкая стоимость услуг широкополосного Интернета - в США, за которыми следуют Канада и Швейцария.
Из проведенного исследования развития ИКТ в странах следует сделать следующие выводы:
1. Между странами существуют значительные различия в уровне применения ИКТ в быту, связанные с уровнем дохода населения. Страны с высоким уровнем дохода платят относительно мало за услуги ИКТ, в то время как страны с низким уровнем дохода платят больше.
2. Разделив все страны мира на четыре группы в зависимости от уровня развития ИКТ, можно констатировать незначительное уменьшение «цифрового» разрыва между странами, находящимися в группе с высокоразвитыми ИКТ, и странами, относящимися к другим группам. Это объясняется увеличением уровней проникновения подвижной сотовой связи во многих странах, принадлежащих к группам с менее развитыми ИКТ. С другой стороны, результаты также показывают, что цифровое неравенство между странами с высоким, средним и низким уровнями развития ИКТ несколько увеличивается. Это свидетельствует о том, что, по мере того как информационные общества стран становятся все более зрелыми, уровни развития ИКТ в них постепенно выравниваются. Менее зрелые, но, тем не менее, достаточно развитые страны в плане информатизации уверенно
растут, оставляя позади тех, кто находится на более низких ступенях информационного развития.
Индекс сетевой готовности (NRI) стран используется в качестве средства анализа для построения сравнительных рейтингов, отражающих уровень развития информационного общества в различных странах. Существует тесная связь между развитием ИКТ и экономическим благополучием стран, так как они играют сегодня ведущую роль в развитии инноваций, повышении производительности и конкурентоспособности, диверсифицируют
экономику и стимулируют деловую активность, способствуя повышению уровня жизни людей. В ежегодно публикуемом Всемирным экономическим форумом (ВЭФ) и школой бизнеса INSEAD глобальном отчете по информационным технологиям (Global Information Technology Report) определяется индекс NRI (табл. 2).
Указанный индекс стал одним из важных показателей оценки потенциала стран в информационной экономике. Он измеряет информационные возможности экономик 129 государств, включенных в индекс, по 67 параметрам, объединенным в три основные
группы:
1. Наличие условий для развития ИКТ: общее состояние деловой среды, нормативноправовой базы и информационного права. Конкуренция, инновационный потенциал, необходимая инфраструктура, возможности финансирования новых проектов, регуляторные аспекты также входят в факторы, формирующие индекс.
2. Готовность граждан, деловых кругов и государственных органов к использованию ИКТ. Позиция страны в отношении развития ИТ, государственные затраты на развитие инфосферы, доступность ИТ для бизнеса, уровень проникновения и доступность Интернета, стоимость мобильной связи и прочее также учитываются при расчете данного индекса.
3. Уровень использования ИКТ в общественном, коммерческом и государственном секторе представляет собой количество персональных компьютеров, пользователей Интернета, абонентов мобильной связи, наличие действующих интернет-ресурсов государственных организаций, а также общее производство и потребление информационных технологий в стране.
Таблица 2
Показатели индекса сетевой готовности (NRI) десяти стран-лидеров и РФ
Страна Индекс NRI за 2008-2009 гг. Индекс NRI за 2009-2010 гг. Субиндексы за 2009-2010 гг.
Среда (факторы) Готовность (факторы) Использование (факторы)
Место Балл Место Балл Место Балл Место Балл Место Балл
Швеция 2 5.84 1 5.65 1 5.85 4 5.56 3 5.55
Сингапур 4 5.67 2 5.64 9 5.44 1 5.94 1 5.71
Дания 1 5.85 3 5.54 2 5.67 2 5.64 11 5.30
Швейцария 5 5.58 4 5.48 4 5.58 6 5.42 7 5.45
США 3 5.68 5 5.46 10 5.41 7 5.29 2 5.69
Финляндия 6 5.53 6 5.44 5 5.56 3 5.60 13 5.14
Канада 10 5.41 7 5.36 6 5.48 13 5.16 8 5.43
Гонконг 12 5.30 8 5.33 15 5.23 11 5.71 6 5.51
Нидерланды 9 5.48 9 5.32 8 5.45 14 5.15 9 5.36
Норвегия 8 5.49 10 5.22 3 5.60 17 5.13 16 4.94
Россия 74 3.77 80 3.58 86 3.50 73 4.12 71 3.11
Источник: составлено автором по данным The Global information Technology report 2009-2010. INSEAD, World Economic Forum. - Geneva. P. 13-16. http://www.weforum.org/issues/global-information-technology/index.html.
Методика расчета индекса построена на трех факторах: среда, готовность и использование ИТ. Каждый фактор ЛЛI представляет собой агрегированные суб- и микроиндексы с указанием веса критериев, рассчитываемых
на основе статистических и экспертных показателей, и числа показателей каждого субиндекса. В итоговом отчете показатели сводятся в единый индекс, в котором все страны ранжируются для определения их места в миро-
вом рейтинге готовности к сетевому обществу.
Первое место в рейтинге индекса сетевой готовности соответствует наивысшему значению. В отчете содержатся детальные профили и по каждой стране представлена общая картина экономического развития в части проникновения и использования ИКТ. В него также входит обширная подборка статистических таблиц со всеми показателями, используемыми для расчета индекса. Недостаток индекса состоит в том, что он в большей степени учитывает технологическую сторону информационного развития и взаимодействия по сравнению с показателями социально-экономического роста.
Индекс готовности к электронному правительству (E-government Readiness Index, E-GRI) составляется из трех исходных индексов (субиндексов) - развития правительственных веб-сайтов (Web Measure Index), телекоммуникационной инфраструктуры (Telecommunication Infrastructure Index) и человеческого капитала (Human Capital Index).
Индекс участия в электронном правительстве (E-Participation Index, E-PI) определяет уровень вовлеченности ИКТ и электронных средств стран в электронное прави-
тельство. Оценка индекса производится по 191 стране мира. Из анализа субиндексов видно, что к электронному правительству имеет отношение лишь один - Web Measure Index, характеризующий степень развития правительственных веб-сайтов. Из-за невозможности осуществления оценки всех правительственных сайтов во всех государствах, участвующих в индексе, было решено ограничиться шестью ресурсами: сайт правительства и сайты пяти министерств - здравоохранения, образования, социального обеспечения, труда и занятости, финансов. Два других субиндекса построены на данных официальной государственной статистики в сфере телекоммуникаций (данные МСЭ) и образования (данные ЮНЕСКО).
Лидером по этому индексу традиционно являлись США. Однако в 2008 г. эта страна опустилась на четвертое место. Первое место в индексе 2008 г. заняла Швеция. Дания позиционируется на устойчивом втором месте три последних года. Индекс показал, что Россия заняла всего лишь 60-е место по уровню готовности к развитию электронного правительства, между тем в 2005 г. РФ была по данному индексу на 50 месте (табл. 3).
Таблица 3
Индекс готовности к электронному правительству (E-GRI) 10 стран-лидеров и РФ
Страна Индекс участия в электронном правительстве Индекс готовности к электронному правительству Субиндекс развития правительственных вебсайтов Субиндекс развития те-лекоммуни-кационной инфраструктуры Субиндекс развития человеческого капитала
Место Балл Место Балл Балл Балл Балл
Швеция 9 0.6591 1 0.9157 0.9833 0.7842 0.9776
Дания 3 0.9318 2 0.9134 1.0000 0.7441 0.9933
Норвегия 16 0.5227 3 0.8921 0.9465 0.7375 0.9908
США 1 1.0000 4 0.8644 0.9532 0.6663 0.9711
Нидерланды 16 0.5227 5 0.8631 0.7893 0.8140 0.9881
Республика Корея 2 0.9773 6 0.8317 0.8227 0.6886 0.9841
Канада 11 0.6136 7 0.8172 0.7659 0.6966 0.9908
Австралия 5 0.8864 8 0.8108 0.7525 0.6884 0.9933
Франция 3 0.9318 9 0.8038 0.8294 0.5992 0.9818
Великобритания 25 0.4318 10 0.7872 0.6923 0.7022 0.9699
Россия 98 0.9090 60 0.5120 0.3344 0.2482 0.9589
Источник: составлено автором по данным United Nations e-Government Survey 2008. From e-Government to Connected Governance / Department of Economic and Social Affairs. Division for Public Administration and Development Management. New York, 2008. - http://unpan1.un.org/intradoc/groups/public/docu ments /un/unpan028607.pdf.
Сравнение исходных цифровых данных, представленных в отчете индекса готовности стран мира к использованию электронного правительства 2008 г., с данными Минком-связи РФ демонстрируют расхождение по многим позициям, кроме последнего индикатора (число абонентов широкополосного доступа в Интернет), поскольку по нему отсутствуют данные в статистике Минкомсвязи [3]. Анализ данных, представленных в отчете ООН 2008 г., позволяет сделать заключение, что позиция России по субиндексу развития телекоммуникаций определена по статистическим данным 2005 г.
Фактически такие расхождения в данных требуют скоординированной работы Минкомсвязи России, МСЭ и Департамента экономического и социального развития ООН по вопросам уточнения данных, используемых для построения глобальных индексов с целью недопущения ошибок, которые искажают позицию России в оценках этих индексов.
Следует сделать вывод о том, что исследованные индексы не позволяют точно оценить изменения в экономике под воздействием информатизации. Более того, не существует точной статистики по рынку информационных услуг по вполне объективным причинам, поскольку информационные услуги как таковые вообще трудно подсчитать и их объемы с искажениями по срокам и величинам приводятся в международной и национальной статистике.
2. Новые измерители (индексы) для определения уровня информационного развития стран
Тем не менее формирование международных индексов как процесс носит незаконченный характер, что оставляет возможность для их совершенствования. Это обстоятельство, несмотря на выявленные расхождения в данных, отмеченное выше, позволило разработать индекс информационного прогресса (ИИПп) страны, позволяющий объединить в единый композитный индекс ряд показателей, которые используются при оценке уровня информационного развития страны. Предлагаемый индекс информационного прогресса (ИИП) построен на основе трех показателей:
- индекса готовности к электронному правительству (E-Government Readiness Report, EGRI);
- индекса развития ИКТ (The ICT Development Index, IDI);
- индекса сетевой готовности (Networked Readiness Index, NRI).
Данные, полученные из отчетов, публикуемых ООН, МСЭ, ВЭФ, Всемирным банком за соответствующий год, использовались нами для расчета ИИП (1), который представляет собой среднее геометрическое (показателей баллов) трех индексов по формуле
ИИПп = (EGRIn х IDIn х NRIn)1/3, (1)
где EGRI - индекс готовности к электронному правительству;
IDI - индекс развития ИКТ;
NRI - индекс сетевой готовности;
n - страна.
Полученные с использованием формулы данные позволили построить индекс информационного прогресса (ИИП) страны и представить его результаты по странам в табличном виде (табл. 4).
Таблица 4
Показатели индекса информационного прогресса десяти стран-лидеров и РФ
Экономика страны Индекс готовности к электронному правительству (EGRI)1 Индекс развития ИКТ (IDI)2 Индекс сетевой готовности (NRI)3 Индекс информационного прогресса (ИИП)4
Место Балл Место Балл Место Балл Место Балл
Швеция 1 0.9157 1 7.50 2 5.78 1 3.41
Дания 2 0.9134 3 7.26 1 5.72 2 3.36
Норвегия 3 0.8921 6 6.57 10 5.38 5 3.16
США 4 0.8644 17 6.44 4 5.49 6 3.13
Нидерланды 5 0.8631 4 7.14 7 5.44 3 3.22
Республика Корея 6 0.8317 2 7.26 6 5.54 4 3.22
Канада 7 0.8172 19 6.34 13 5.30 9 3.01
Австралия 8 0.8108 14 6.58 14 5.28 8 3.04
Франция 9 0.8038 23 6.16 21 5.11 10 2.94
Великобритания 10 0.7872 10 6.78 11 5.30 7 3.05
Россия 60 0.5120 50 3.83 72 3.66 60 1.93
Примечание: показатели индексов относятся к 2007 г.
Источники: составлено автором по данным: 1 United Nations e-Government Survey 2008. From e-Government to Connected Governance /Department of Economic and Social Affairs. Division for Public Administration and Development Management. New York, 20082Measuring the Information Society; The ICT Development Index, 2008. ITU. Geneva, 2008. 3The Global information Technology report 2007-2008. INSEAD, World Economic Forum. Geneva. 4Расчеты автора.
Из табл. 4 видно, что полученные данные позволяют нивелировать расхождения в данных и уточнить картину информатизации в конкретной стране, исходя из ее сетевой готовности, готовности к электронному правительству и степени развития ИКТ. Однако следует иметь в виду, что каждый из трех составляющих индекса ИИП представляет собой комплексную многоструктурную характеристику информатизации страны.
Следующим шагом на пути к оценке мирового уровня информатизации становится расчет глобального индекса информационного прогресса ИИПглоб (2). Этот индекс выражает обобщенный итог информатизации всех стран за год и определяется по формуле
( 1 М 1 N 1 N \
ИИПглоб I ^ I Е™п * -I Шп х - X мшп I 1/3,
V Я п=1 Я п=1 Я п=1 )
где N - число стран;
п - страна в соответствующих индексах.
Методика расчета основана на получении среднеарифметических показателей (баллов) по каждому индексу, из которых далее рассчитывается ИИПглоб как среднегеометрическая величина. Важно иметь в виду, что число стран в каждом из композитных индексов в составе глобального индекса информационного прогресса различно. Движение показателей этого индекса по годам определяет направление информатизации стран мира.
3. Информационное общество в РФ: возможности развития в условиях глобализации
По ряду параметров Россия не отличается от европейских стран в плане развития информационного общества. В РФ и Европе доля сектора ИТ составляет около 5% ВВП, около 30% населения никогда не пользовались интернет-сетью и только 38% граждан использовали сеть Интернет при получении государственных услуг. В настоящее время становится очевидным, что для сохранения набранных темпов роста необходимо устранить целый ряд существующих барьеров. Одним из факторов, негативно влияющих на прогресс информационного общества в Рос-
сии, является недостаточно высокий уровень социально-экономического развития субъектов РФ [5]. Другим фактором, препятствующим ускоренному развитию в стране информационного общества, является низкий уровень распространения среди населения базовых навыков компьютерной грамотности и использования ИТ. Это касается как населения, так и государственных служащих [6]. Из высших учебных заведений страны зачастую выходят специалисты, не владеющие современными ИТ и неспособные с их помощью повысить эффективность выполнения функций государственного и муниципального управления и частного сектора.
Существенным препятствием ускоренному развитию информационного общества в России является отсутствие массово го интерактивного взаимодействия граждан и организаций с государственными органами власти при оказании последними государственных услуг. Использованию потенциала ИТ препятствует разрозненность государственных информационных ресурсов, невозможность сопоставить данные, содержащиеся в этих ресурсах, а также значительное дублирование информации. Следует отметить высокий уровень зависимости российского рынка от зарубежной продукции в сфере ИТ. В подавляющем большинстве создаваемых информационных систем в России сегодня используются в основном зарубежные разработки.
Проблемы, препятствующие повышению эффективности использования ИТ в целях повышения качества жизни граждан, обеспечения конкурентоспособности России, развития экономической, социальнополитической, культурной и духовной сфер жизни общества, совершенствования системы принятия государственных управленческих решений, носят комплексный характер и не могут быть решены на уровне отдельных органов государственной власти. В результате отсутствия комплексного подхода к решению задачи формирования и развития информационного общества как одного из необходимых этапов модернизации экономики
России проявились негативные тенденции, которые при сохранении текущей экономической ситуации могут усиливаться.
Во-первых, результаты разработки и внедрения ИТ по заказу органов государственной власти не всегда носят системный характер. При этом слабо координируется использование органами государственной власти ИТ, недостаточно используется лучший зарубежный и отечественный опыт внедрения ИТ для повышения эффективности государственного управления.
Во-вторых, сохраняется отставание российского рынка ИТ, недостаточно быстрыми темпами происходит становление информационной экономики.
В-третьих, сохраняется высокий уровень различия в использовании новых ИТ регионами, различными слоями общества и недостаточно развита базовая инфраструктура информационного общества, в частности.
В-четвертых, возрастают угрозы безопасности в информационном обществе, в том числе сохраняются угрозы национальной безопасности, связанные с активным использованием террористами сети Интернет и мобильной телефонии для организации скрытых каналов связи, пропаганды своей деятельности и осуществления терактов.
В-пятых, продолжают функционировать и создаваться новые сайты экстремистской и террористической направленности, что ставит вопросы обеспечения безопасности национального сегмента сети Интернет на особое место.
В-шестых, актуальна угроза сохранности национального библиотечно-информа-
ционного фонда в части электронных изданий. Проверка возможности использования ретроспективных электронных изданий показала, что около 28% электронных изданий имеют проблемы при их воспроизведении из-за постоянной смены программных и аппаратных средств, требующихся для их использования.
В-седьмых, коррупционная составляющая в РФ имеет существенное значение в снижении эффективности производства и уровня жизни людей [7].
Для придания особой важности вопросам информатизации и окончания срока выполнения программы «Электронное правительство», Правительством РФ в ноябре 2010 г. была утверждена государственная программа «Информационное общество (20112020 годы)». Основной целью программы яв-
ляется обеспечение граждан и организаций информационными и телекоммуникационными технологиями. Программа направлена на модернизацию отечественной экономики. За счет равного доступа к информационным ресурсам, развития цифрового контента, применения инновационных технологий, радикального повышения эффективности государственного управления при обеспечении безопасности в информационном обществе [8] поставлена задача по обеспечению дополнительных возможностей для роста благосостояния страны. Следует отметить, что Программа ориентирует развитие информационной индустрии страны на укрепление позиций РФ как на национальном рынке информационных услуг [9] и ИКТ, так и на мировом рынке.
Прогноз развития сферы ИТ и рынка информационных услуг увязан с прогнозом социально-экономического развития России на период до 2020 года [10] и выполнен в двух вариантах - инерционном и инновационном. В инерционном варианте развития объем услуг связи к 2020 г. по сравнению с 2007 г. должен вырасти в сопоставимых ценах почти в 6 раз, объем рынка ИТ - в 2.7 раза. В инновационном варианте прогнозируется рост объема услуг связи к 2020 г. по сравнению с 2007 г. в сопоставимых ценах почти в 10 раз, при этом объем рынка ИТ должен возрасти в 5.9 раза.
Программа охватывает шесть ключевых направлений в виде подпрограмм и задач:
1. Повышение качества жизни граждан и улучшение условий развития бизнеса. Подпрограмма предусматривает развитие сервисов для упрощения процедур взаимодействия общества и государства с использованием информационных технологий в различных сферах информационной экономики и информационного общества.
2. Электронное государство и повышение эффективности государственного управления. Данная подпрограмма направлена на формирование единого пространства юридической значимости электронного взаимодействия; создание и развитие государственных межведомственных информационно-управляющих систем, создание единой системы информационных объектов, справочников и классификаторов, используемых в государственных (муниципальных) информационных системах и пр.
3. Российский рынок информационных и телекоммуникационных технологий. Он бу-
дет определять степень внедрения и использования информационных технологий в различных областях жизни общества, что станет решающим фактором поступательного экономического и социального развития. Подпрограмма предусматривает:
- создание национальной платформы «об-
лачных вычислений», в том числе разработку интернет-платформы «облачных вычислений»,
обеспечивающей безопасную работу с типовыми программными приложениями в режиме «программа как услуга»;
- мониторинг перехода на предоставление государственных и муниципальных услуг в электронном виде в Российской Федерации и оценку деятельности органов власти по переводу услуг в электронный вид;
- создание условий для повышения прозрачности и эффективности взаимодействия государства и хозяйствующих субъектов в сфере государственных закупок с помощью внедрения средств ИТ;
- обеспечение функционирования и развития информационных систем в сфере государственных закупок и торгов;
- развитие ИТ на базе свободного программного обеспечения для использования в научно-исследовательской и образовательной деятельности;
- создание отечественных инновационных технических изделий в сфере информационных технологий;
- создание отечественного телекоммуникационного оборудования;
- формирование и развитие социальноэкономической статистики развития информационного общества.
4. Базовая инфраструктура информационного общества. Подпрограмма направлена на создание информационного общества и расширение доступа граждан и организаций к современным ИТ, к актуальной информации и знаниям. Развитие инфраструктуры информационного общества способствует росту инвестиций в отрасль информационных технологий и обеспечивает выполнение обязательств по универсальному обслуживанию в тех областях, где не действуют традиционные рыночные механизмы. Мероприятия подпрограммы направлены на обеспечение универсального, повсеместного, справедливого и приемлемого в ценовом отношении доступа к инфраструктуре информационных технологий и услугам на базе ИТ.
5. Безопасность в информационном обществе. Подпрограмма направлена на создание системы контроля уровня реальной защищенности информационного общества от проявлений терроризма в информационной сфере, обеспечивающей непрерывное получение сведений о состоянии объектов инфраструктуры и возможных проявлениях терро-
ризма в информационной сфере, а также своевременное реагирование на указанные проявления и другие мероприятия.
6. Цифровой конвент и культурное наследие. Эта подпрограмма направлена на сохранение культурного разнообразия и традиций как ключевых задач тысячелетия. В этой связи существует потребность в реализации мероприятий по созданию, распространению и сохранению этой информации в электронной форме, что позволит сохранять культурное наследие для будущих поколений. Мероприятия подпрограммы включают оказание содействия производству и обеспечение доступности всего информационного контента -образовательного, научного, культурного и развлекательного. Ключевая роль здесь отводится переводу существующего культурного наследия в цифровой формат.
Увеличение ресурсного уровня национального рынка информационных услуг в соответствии с Программой определяется тем, что к 2020 г. доля электронных каталогов в общем объеме каталогов Музейного фонда РФ должна составить 100%, доля патентов, выданных в сфере информационных технологий, в общем числе выданных патентов -30%, доля архивных фондов, включая фонды аудио- и видеоархивов, переведенные в электронную форму, - не менее 50%, доля библиотечных фондов, переведенных в электронную форму, в общем объеме фондов общедоступных библиотек - не менее 75% [11].
Особое значение в программе уделяется финансированию мероприятий по ее выполнению. Расходы федерального бюджета на реализацию программы на период 2011-2020 гг. составят 1.288 трлн. руб. В их число входят расходы на реализацию программы -88.00 млрд. руб. Из консолидированных бюджетов - 500 млрд. руб., на реализацию мероприятий по использованию ИКТ в деятельности федеральных органов государственной власти - 1.2 трлн. руб. Кроме того, предусмотрено задействовать 2 трлн. руб. из внебюджетных источников. Таким образом, общий объем финансирования программы на период до 2020 г. составит 3.788 трлн. руб. [12] или 126-140 млрд. долл. (при курсе $1 = 30-27 руб.), что с разбивкой на десятилетний период означает 13-14 млрд. долл. в год.
Программа фактически предлагает участие государства и частного бизнеса в развитии информатизации страны. Однако условия финансового кризиса и отсутствие стимулов и императивов по ее выполнению коммерче-
скими предприятиями ставят под сомнение достижение в полном объеме поставленных в ней целей. Более того, для такой страны, как Россия, такие объемы финансирования неоправданно малы, поскольку, для сравнения,
Япония в 2009 г. потратила на информатизацию 44 млрд. долл., ЕС - 50 млрд. долл., а США - 102 млрд. [13].
В контексте анализа международных индексов, проведенного выше, программа ставит перед экономикой РФ задачи, которые трудно выполнить. Так, в международном рейтинге по индексу готовности к сетевому обществу к 2020 г. страна должна занять место в числе 20 ведущих стран мира, по индексу развития ИТ оказаться в числе 10 ведущих стран мира, а по индексу развития электронного правительства в числе 20 ведущих стран мира. Объем российского экспорта товаров, связанных с ИТ, в 2020 г. должен достичь 8.100 млрд. долларов.
Выводы
1. Предложенные два новых индекса позволяют создать комплексную систему индикаторов для измерения уровня информационного прогресса как отдельно взятой страны, так и дополнить международный опыт разра-
Литература
1. Гохберг Л. М. и др. Индикаторы информационного общества: Статистический сборник. - М.: ГУ-ВШЭ, 2009. 303 с.
2.Лазарев А. Н. Методы и модели страновых сопоставлений и проблема определения уровня конкурентоспособности и информационного развития стран в условиях глобализации // Вестник РЭА им. Г. В. Плеханова, 2009. №1 (25). С. 41-50.
3.Чугунов А. В. Индекс ООН готовности стран к «электронному правительству»: соотнесение с российскими данными // Информационные ресурсы России, 2009. № 1 (107). С. 22-24.
4.Захарова Н. В. Формирование инновационной экономики и инновационных систем стран Европейского союза: Автореф. дис. ... д-ра эконом. наук. - М.: РГТЭУ, 2010. 46с.
5.Корнеев И. Н. Особенности становления и развития телекоммуникационной индустрии как основы российской модели информационного общества. - М.: Наука, 2010. 374 с.
6.План перехода на предоставление государственных услуг и исполнение государственных функций в электронном виде федеральными органами исполнительной власти. Утвержден распоряжением Правительства РФ от 17 октября 2009 г. № 1555.
7.Дзись-Войнаровский Н. На сколько упадут цены, если исчезнут взятки и чиновники? / Slon.ru Деловые новости и блоги. - http://slon.ru/blogs/starcorr/post/588346/09.05.2011 (дата обращения 09.05.2011).
8.Государственная программа РФ «Информационное общество (2011-2020 годы)». Утверждена распоряжением Правительства РФ от 20 октября 2010 г. № 1815-р. -http://minkomsvjaz.ru/news/xPages/entry.10597.html (дата обращения 20.03.2011).
9. Коротков А. В. Современные ИТ требуют нового подхода // Генеральный директор, 2010. № 7. С. 44-49.
10. Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г. Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662.
11. Приложение 1 к Гос. программе РФ «Информационное общество (2011-2020 годы)».
12. Приложение 4 к Гос. программе РФ «Информационное общество (2011-2020 годы)».
13. Корнеев И. Н. Становление и развитие телекоммуникационной индустрии как основы национальной модели информационного общества: Автореф. дис. ... д-ра эконом. наук. - М.: РЭА им. Г. В. Плеханова, 2011. 48 с.
ботки оценочных показателей, которые усиливают научно-методический аппарат для организации мониторинга информационной экономки и мирового рынка информационных услуг в условиях глобализации.
2. Исходя из общего объема финансирования программы «Информационное общество (2011-2020 годы)» и за вычетом коррупционной составляющей порядка 30%, в ближайшие 10 лет страна не сможет решить в полном объеме поставленные задачи и достичь уровня информатизации развитых стран, главным образом, по причине дефицита финансирования.
3. Развитие модели модернизационного роста РФ требует прежде всего участия государственных инвестиций и частного капитала, в том числе для развития информационной инфраструктуры экономики и рынка. Мировой опыт показывает, что модернизация экономики осуществляется при одновременном использовании усилий и ресурсов государства, частного бизнеса и общества при высоком уровне ответственности (моральной, материальной) каждого участника этого процесса.