НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ
МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
А.Н. НАРВУТ
(студентка III курса)
Кафедра теории и истории международных отношений Российский университет дружбы народов Ул. Миклухо-Маклая, 6, 117198 Москва, Россия
Затрагиваются вопросы международною сотрудничества в сфере природопользования и охраны окружающей среды.
Процессы, лежащие в основе глобальных экологических проблем, ставят под угрозу возможность существования человеческой цивилизации в будущем. Поэтому в разрешении проблем экологии должны принимать участие все страны мирового сообщества. Не только проблем, касающихся природных ресурсов с международным статусом (Мировой океан за пределами территориальных вод, атмосферный воздух, Антарктида, космос), но и всего объема земных ресурсов.
Определим основные направления международного сотрудничества и его формы. К направлениям можно отнести:
— охрана природных систем, не разрушенных вследствие хозяйственной деятельности человека и призванных поддерживать планетарное экологическое равновесие;
— рациональное использование природных ресурсов, включая ассимиляционный потенциал природной среды;
— создание и усовершенствование действенной системы международной экологической ответственности.
К формам относятся:
— парламентское сотрудничество, координирующее разработку рекомендательных законов;
— взаимодействие исполнительных структур государств в сфере разработки и реализации экологических программ под эгидой ООН;
— научно-техническое сотрудничество — совместное использование приборов, проведение экспертиз, обмен информацией (опытом реализации национальных программ природопользования;
— заключение международных соглашений различных видов, которые обычно заключаются между странами-соседями, заинтересованными в совместном использовании природных ресурсов одного региона.
Необходимо помнить, что страны мира имеют далеко не одинаковые финансовые возможности для реализации программ оздоровления окружающей среды. Данное обстоятельство еще более увеличивает значение мирового сотрудничества. В развитых странах государственное вмешательство в природопользование весьма ощутимо: принимаются комплексные программы, подкрепленные соответствующими диверсифицированными законодательствами. В иерархической системе управления выделяются цели природоохранной политики, ее объекты, уровни осуществления. Инструментарий включает в себя мониторинг окружающей
среды, регулирование процессов, финансирование природоохранной деятельности. В последние годы в большинстве экономически развитых стран появились органы власти, осуществляющие руководство политикой в данной сфере на государственном уровне (Япония — Управление по охране окружающей среды; США — соответствующее Федеральное агентство; Франция — министерство.)
Хозяйственный механизм, несмотря на различия в методах его регулирования государствами, функционирует на рыночной основе, в которую входят как элементы мер принуждения экономического, так и неэкономического характера.
В развитых странах в основу проведения и финансирования экологической политики положен принцип нормативного качественного состояния окружающей среды, в котором закреплены стандарты по загрязнениям различного рода. Соблюдение стандартов обеспечивается соответствующей налоговой политикой. В ней присутствуют и карательные, и стимулирующие элементы: льготное кредитование, дотации, штрафы и платежи за нормативный и сверхнормативный уровни загрязнений.
Развивающиеся страны также переходят к более активной политике. В них деградация природных экосистем вызвана отсталостью технологий, функционированием большого количества «грязных» производств наряду с перенаселением. В некоторых развивающихся странах разработано законодательство, созданы гос-органы по проблемам защиты окружающей среды, создаются программы сохранения экосистем.
В странах с переходной экономикой некоторый опыт был накоплен еще в период планового централизованного хозяйства.
Первым в истории природоохранным соглашением стала Декларация об охране птиц, заключенная между Австро-Венгрией и Италией в 1875 г. Первая международная конвенция по вопросу охраны птиц, полезных для сельского хозяйства, состоялась в 1882 г. в Париже. Более 70 договоров действует сейчас в области рыболовства. Первым из них была Конвенция о порядке регулирования рыболовства в Северном море 1882 г. Рост загрязнения морских вод в XX в. привел к заключению Конвенции по предотвращению загрязнения моря нефтью (Лондон, 1954 г., 20 стран-участниц). Она налагала запрет на слив нефти и нефтепримесей в пределах от 80 до 250 км от побережий подписавших ее стран. Две последующие конвенции (Лондон, 1972 и 1973 гг.) вообще запрещали сброс каких-либо веществ в Мировой океан. Далее следует отметить Московский договор 1963 г. о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой — 100 стран-участниц; бессрочную Конвенцию о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на окружающую среду.
Современная договорная практика касается в основном вопросов, связанных с последствиями загрязнения окружающей среды: Конвенция о перевозке опасных грузов (Женева, 1989 г.), договоренность о компенсации жертвам аварийного загрязнения (Париж, 1989 г.), Проект Конвенции об ущербе в результате деятельности, опасной для окружающей среды (Брюссель, 1990 г.), Монреальский протокол о снижении выбросов в атмосферу (1987 г.), Конвенция о сохранении биологического разнообразия (1992 г.) — главное ее достижение это признание биологических ресурсов суверенной собственностью государств. В Конвенции также сказано, что государства, располагающие наибольшим разнообразием флоры и фауны, имеют право взимать плату за доступ к этому ресурсу.
Всего было принято более 178 экологических соглашений, две трети из которых — после Стокгольмской конференции ООН о среде обитания человека, состоявшейся в 1972 г. На ней была создана специальная структура — программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП). ЮНЕП занимается наиболее насущными проблемами экологического кризиса, такими как опустынивание земли, вырубка лесов, сокращение запасов пресной воды, сокращение биологического разнообразия, загрязнение океана. Она первой в мировой практике создала всемирную систему мониторинга за состоянием биосферы.
Нарбут А.Н. Международное сотрудничество в сфере природопользования и охраны окружающей среды
Конференция ООН по окружающей среде и развитию прошла в Рио-де-Жанейро в 1992 г. (КОСР-92). Она проходила на уровне глав государств и правительств 178 стран. КОСР-92 была созвана в ответ на резолюцию Генеральной Ассамблеи ООН, в которой говорилось о необходимости созыва конференции для выработки стратегии экологически стабильного развития цивилизаций. Принятые на Конференции документы носили законодательный характер, в отличие от рекомендательного характера Стокгольмских документов. В Рио обсуждались также вопросы о международном экологическом суде, формировании «зеленых беретов» — сил быстрого реагирования на чрезвычайные события экологического характера. Если Конференция 1972 г. положила начало активному взаимодействию человечества с биосферой, то КОСР-92 подвела некоторые итоги и приняла программу действий — «Повестка дня на XXI в.». Она также выявила то, что характерной чертой современного природопользования является тесное взаимодействие национальных и межнациональных интересов.
Взаимосвязь экологических и социально-экономических проблем, и в первую очередь — в развивающихся странах, изучает Международная комиссия ООН по окружающей среде и развитию (МКОСР, 1983 г.)
Основная международная неправительственная организация — Международный союз охраны природы и природных ресурсов (МСОП), создана по инициативе ЮНЕСКО, является основателем мирового природоохранного движения (Красная Книга).
Международные финансовые институты — Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР), Международный банк реконструкции и развития (МБРР), Всемирный банк (ВБ) определяют охрану окружающей среды как одну из главных задач своей деятельности. ЕБРР первым из международных финансовых институтов закрепил в своем уставе в качестве приоритетных следующие направления деятельности:
— содействие применению рыночных методов в управлении национальными экологическими программами;
— поощрение развития рынка экологических товаров и услуг и инвестиции в проекты по сохранению и улучшению окружающей среды;
— организация и поддержка специальных исследований и программ по экологическому образованию населения;
— проведение экологических процедур, связанных с оценкой, планированием, аудированием и мониторингом операций и проектов банка.
Кредитования и инвестиции ЕБРР способствуют осуществлению экологических проектов в странах Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ). Особое внимание уделяется производствам, способным обеспечить «положительный экологический замещающий эффект». Например, инвестиции в строительство в ЦВЕ электростанций, работающих на газе, обеспечивают снижение использования в регионе бурого угля.
Российская программа инвестиций в оздоровление окружающей среды (РПОИ) была учреждена за счет предоставления займа МБРР.
Существует международный механизм, в рамках которого часть внешнего долга государства снимается, если оно выполняет определенные природоохранные обязательства. Для этих целей в 1990 г. Всемирным банком был создан Экологический фонд.
Охрана окружающей среды не может рассматриваться как национальная задача отдельно взятой страны. К России это относится в первую очередь, ее леса играют решающую роль в сохранении углеродного баланса в глобальной экосистеме.
Возможны перспективные направления сотрудничества России с европейскими странами:
— обмен опытом по вопросам изыскания внутренних источников финансирования между странами с переходной экономикой;
— использование средств Глобального экологического фонда (ГЭФ) для поддержки реализации программы действий по защите окружающей среды в странах Центральной и Восточной Европы.
ГЭФ был создан в начале 90-х гг. В 1996 г. России был предоставлен фант на сохранение биоразнообразия в размере 10,1 млн. долл. Проект был рассчитан на пять лет.
В 1987 г. был опубликован доклад Международной комиссии по окружающей среде и развитию «Наше будущее». В нем впервые прозвучал термин «концепция устойчивого развития». Под ним понимается отход от быстрых темпов роста и переход — к устойчивым, условиями которого являются:
— приоритет качественных показателей (уровня жизни) перед количественными (численность, потребление);
— поддержание биологического разнообразия;
— природопользование сопоставимое с эволюционной периодичностью природных процессов.
На Конференции в Рио-де-Жанейро концепция устойчивого развития была принята в качестве официальной позиции ООН. По проекту экономический рост должен быть менее материало- и энергоемким и более справедливым по распределению прибылей.
При нынешних демографических тенденциях население планеты будет стабилизировано на уровне 11,6 млрд. чел., тогда как, согласно выработанным биосферной и ресурсной моделям мира, допустимая численность населения составляет 1—2 млрд. и 7—8 млрд. чел. соответственно. Из данного прогноза можно сделать неутешительный вывод о том, что сегодня мировая система идет по сценарию углубления экологического кризиса, а не выхода из него.
INTERNATIONAL COOPERATION IN THE ECOSYSTEM PROTECTION PROGRAMS AND ENVIRONMENTAL MANAGEMENT
A.N. NARBUT
(a third-year student)
The Theory and History of International Relations Chair Peoples’ Friendship University of Russia 6, Miklukho-Maklay st., 117198 Moscow, Russia
The article illuminates the issues connected with international cooperation in ecosystem protection, environmental conservation, land use planning, natural resource management, recreation resources administering.