Юридические исследования
Правильная ссылка на статью:
Дубень А.К. — Международное сотрудничество по обеспечению информационной безопасности: опыт и перспективы развития // Юридические исследования. - 2023. - № 7. DOI: 10.25136/2409-7136.2023.7.43473 EDN: JYXCME URL: https//nbpublish.com1lbrary_read_article.ptp?id=43473
Международное сотрудничество по обеспечению информационной безопасности: опыт и перспективы развития
Дубень Андрей Кириллович
научный сотрудник Института государства и права Российской академии наук 119019, Россия, Москва область, г. Москва, ул. Знаменка, 10
И [email protected] Статья из рубрики "Интеграционное право и наднациональные организации"
DOI:
10.25136/2409-7136.2023.7.43473
EDN:
JYXCME
Дата направления статьи в редакцию:
26-06-2023
Дата публикации:
03-07-2023
Аннотация: Развитие информационных и коммуникационных технологий играет важнейшую роль для экономического и социально-политического развития как каждой страны в отдельности, так и человечества в целом. В работе аннулируется опыт межгосударственного сотрудничества, приводятся основные направления развития в исследуемой области. Эффективное сотрудничество между государствами на основе взаимного уважения в сфере информационной безопасности и развития цифровых технологий на различных международных и региональных площадках в рамках разнообразных союзов и объединений направлено на достижение обеспечения национальных и международных интересов в целях защиты информационных технологий, а также обеспечения недопустимости уязвимости информационных систем и сдерживания информационных угроз. В данной статье сделан вывод о необходимости разработать и утвердить концептуальные основы правового обеспечения информационной безопасности для развития регионального межгосударственного
сотрудничества в рамках Союзного государства Республики Беларусь и Российской Федерации, ЕАЭС, ОДКБ, СНГ, ШОС и БРИКС. Это важно для решения задач обеспечения национальной и международной информационной безопасности, реализации соглашений в рамках указанных региональных межгосударственных объединений и дальнейшего формирования системы универсальных публично-правовых механизмов обеспечения информационной безопасности. Считаем, что межгосударственное сотрудничество определяет вектор развития взаимодействия государств в области международной информационной безопасности, которое направлено на укрепления потенциала государств-участников межгосударственного объединения при эффективном предупреждении и нейтрализации возникающих в данной сфере угроз коллективной безопасности.
Ключевые слова:
международное сотрудничество, информационная безопасность, информационное право, зарубежный опыт, международные организации, цифровизация права, трансформация права, правовое регулирование, национальное законодательство, информационное общество
В настоящее время ключевые характеристики организационного и правового обеспечения информационной безопасности в государстве и мире определяются изменением миропорядка под влиянием развития интересов государств и технологического уклада цивилизации. В данных условиях одним из основных факторов, определяющих тенденции развития обеспечения информационной безопасности, является межгосударственное взаимодействие в рамках региональных интеграционных союзов.
В рамках данной статьи предметом исследования составляют нормы права, регламентирующие общественные отношения, складывающиеся в процессе межгосударственного сотрудничества информационной безопасности. Методологической основой выступает применение диалектического и системного подходов, позволивших всесторонне исследовать поставленные научные и практические проблемы в их развитии и взаимосвязи. Исследование отдельных вопросов межгосударственного сотрудничества в информационной сфере остается малоизученной, вместе с тем изучением данного вопроса занимались такие ученые как Е.С. Зиновьева, О.С. Макаров, Т.А. Полякова и другие.
Правовое обеспечение информационной безопасности международного сотрудничества при осуществлении межгосударственного взаимодействия носит системный характер и состоит из правовых источников различного уровня и юридической силы. Эффективное сотрудничество между государствами на основе взаимного уважения в сфере информационной безопасности и развития цифровых технологий на различных международных и региональных площадках в рамках разнообразных союзов и объединений направлено на достижение обеспечения национальных и международных интересов в целях защиты информационных технологий, а также обеспечения недопустимости уязвимости информационных систем и сдерживания информационных угроз П, е. I20!.
Международное сотрудничество в области информационной безопасности является одним из действенных инструментов для реализации экономической и социальной
политики государства. Данное взаимодействие обусловлено внешнеполитическими и внешнеэкономическими целями России, но в свою очередь, политика государства не мо ж е т б ыть из олиров а на о т в не шне г о мира .
Международное и межгосударственное сотрудничество обусловлено трансграничным характером информационной сферы и в области развития цифровых технологий, не пос ре дс тв е нно в з аимо с в я з а но с о б е с пе че ние м информа цио нно й бе з о па с нос ти, осуществляется по следующим основным направлениям:
- связи и передачи информации по информационно-коммуникационным каналам, включая использование Интернета;
- развития науки и техники;
- деятельности СМИ;
- технического регулирования;
- образования и кадрового обеспечения.
Современные инновации и цифровизация, с одной стороны, ведут к глобальной трансформации всех областей деятельности и интеграции, а с другой - в современном мире наметились тенденции так называемой «балконизации» - процесса сегментации
мирового информационного пространства, включая Интернет [2, Сш 1121. Это происходит в сложных условиях одновременного динамического изменения жизни под воздействием цифровых технологий, что требует нахождения баланса между интересами различных государств и бизнеса.
Особое место среди перечисленных выше направлений занимает техническое регулирование, детерминированное научно-техническим прогрессом, процессами интеграции, потребностями обеспечения качества и конкурентоспособности информационной продукции на национальном, региональном и мировом уровнях. В настоящее время значительное внимание уделяется модернизации системы технического регулирования, поскольку недостатки такого регулирования могут стать серьезным препятствием на пути развития и внедрения технологий и связаны с развитием понятийного аппарата в рассматриваемой области и его последующем использовании в законодательстве. Председатель Правительства Российской Федерации М.В. Мишустин еще в 2020 г. отмечал, что «для перехода в «цифру» сегодня необходимо в первую очередь создать лучшие условия для доступа к коммуникациям, инфраструктуре, услугам и данным; в полной мере раскрыть потенциал эффективного использования цифровых технологий; поощрять предпринимателей в этой сфере, обеспечивая доступность финансовых инструментов; снижать барьеры для торговли и инвестиций, а также
совершенствовать налогообложение в цифровом мире»
Большинство государств проводит политику, направленную на защиту национальных интересов и создание условий благоприятствования для внедрения новейших достижений науки и техники, поощрение научных исследований, развитие мер государственной поддержки инновационного предпринимательства. В настоящее время в Российской Федерации внедрение результатов научных исследований в практику направлено на развитие национального сектора цифровой экономики и достижение технологического суверенитета.
Следует отметить, что вопросам межгосударственного сотрудничества в информационной
сфере в правовой науке не уделяется должного внимания. В правовой доктрине справедливо отмечается, что «информационная сфера, являясь системообразующим фактором жизни общества, активно влияет на состояние политической, экономической, военной и других составляющих безопасности Российской Федерации» особенно в
условиях меняющейся геополитической обстановки ———213!.Таким образом, всесторонний и комплексный характер информационной безопасности имеет важное теоретическое и практическое значение, особенно в современных условиях.
Представляются актуальными подходы к разрешению проблем, связанных с обеспечением безопасности в информационной сфере международно-правовыми средствами. Вместе с тем проблема состоит в том, что любые условия могут восприниматься государствами в качестве ограничения суверенитета (прежде всего, информационного). Этим объясняется то, что в настоящее время отсутствует универсальный международный акт, в котором были бы закреплены базовые принципы обеспечения информационной безопасности. В связи с этим, считаем о необходимости заключения соответствующих межгосударственных соглашений в рамках наднациональных институтов.
Россия является активным участником различных интеграционных объединений: БРИКС, ОДКБ, ШОС, ЕАЭС, СНГ, Союзное государство Республики Беларусь и России.В рамка указанных организаций заключаются соглашения, касающиеся защиты информации и иных вопросов в сфере обеспечения информационной безопасности. Такой подход выбран не случайно, так как разрешение вопросов, касающихся такой чувствительной к различного рода угрозам среды, как информационное пространство, требует не только поиска точек соприкосновения со стороны иных государств и формирования единых подходов к разрешению проблем информационного характера, но и определенного доверия. Лишь при взаимодействии со странами, с которыми Россию связывают партнерские и союзнические отношения, можно надеяться на неукоснительное соблюдение единых целей и задач в информационном пространстве [5, Сш 141!.
Вместе с тем в рамках межгосударственного сотрудничества принимаются модельные законы об информационной безопасности, к примеру, на заседании Совета Парламентской Ассамблеи ОДКБ отдельно отмечено, что на данный момент всем государствам-членам необходимо усилить противодействие киберпреступности посредством внесения изменений в национальное законодательство, в основе которого должен лежать Модельный закон ОДКБ «Об информационной безопасности», принятый в 2021 г. В свою очередь, по результатамконсультаций государств-участников СНГ по тематике международной информационной безопасности принято решение о подготовке международной конвенции о противодействии использованию информационно-коммуникационных технологий в преступных целях в рамках Специального
межправительственного комитета экспертов ООН Таким образом, взаимодействие России в рамках региональных межгосударственных союзов и взаимозависимость между государствами способствует укреплению международного сотрудничества.
Сегодня Россия проводит активную государственную политику, включая и правовое регулирование в сфере обеспечения информационной безопасности. В связи с этим представляется целесообразной разработка стратегических документов в области информационной безопасности, охватывающих межгосударственное сотрудничество. К примеру, в условиях, когда в Российской Федерации имеются значимые предпосылки для прорывного развития цифровых технологий как драйвера ее экономического роста, необходимы адекватные правовые решения, позволяющие устранить существующие
препятствия на этом пути и создать правовую основу эффективного и безопасного продвижения в указанном направлении. Обеспечение информационной безопасности в различных ее аспектах является приоритетной целью технического регулирования.
Государственная политика России в области технического регулирования цифровых технологий направлена на создание базовых защитных механизмов для охраны национальных экономических интересов в условиях жесткой внешнеэкономической конкуренции и санкционных рисков. Сегодня продвижение технологий искусственного интеллекта, больших данных (big data), виртуальной и дополненной реальности, распределенного реестра и иных новейших цифровых технологий создают новые пра в ов ые в о про с ы, ре ше ние кото рых не мыс лимо б е з формиро в а ния и совершенствования правовой основы их разработки, производства и использования, включая международно-правовые аспекты.
Однако в настоящее время во многих вопросах технического регулирования отсутствуют единые общепризнанные международные документы и подходы. Одним из средств для преодоления существующих проблем является, как уже отмечалось, сотрудничество на площадках региональных интеграционных союзов, включая Европейский экономический союз (ЕАЭС). Согласно Договору о Евразийском экономическом союзе государства-члены осуществляют скоординированные меры по взаимодействию защиты информационных ресурсов, информационных систем и критически важных объектов, что представляется важным для правового обеспечения безопасности в информационной сфере
В контексте регулирования информационных правоотношений и защиты информации в ЕАЭС принят целый ряд концепций, в том числе в области электронного трансграничного
взаимодействия и трансфера технологий J9!. При этом в Концепции использования при межгосударственном информационном взаимодействии сервисов и имеющих юридическую силу электронных документов отмечается, что государства-члены союза руководствуются и используют национальные стандарты криптографических алгоритмов электронных подписей, которые между собой несовместимы. В связи с этим требуется работа по принятию единых документов технического регулирования в данной области. Ключевое значение в целях обеспечения безопасности информационных потоков в ЕАЭС
имеет достижение пространства цифрового доверия Ii0!.
В рамках Договора о Евразийском экономическом союзе предусмотрено развитие информационной системы внешней и взаимной торговли, функционирование которой направлено на обеспечение межгосударственного обмена данными и электронными документами в рамках Евразийского экономического союза, с третьими странами, международными организациями и интеграционными объединениями, создание общих для государств-членов информационных ресурсов, реализацию общих процессов и
обеспечение деятельности органов союза Целями развития указанной
интегрированной системы являются информационное обеспечение новых и развитие существующих интеграционных процессов во всех сферах, затрагивающих функционирование Евразийского экономического союза, развитие трансграничного пространства доверия.
Таким образом, необходимо разработать и утвердить концептуальные основы правового обеспечения информационной безопасности для развития регионального межгосударственного сотрудничества в рамках Союзного государства Республики Беларусь и Российской Федерации, ЕАЭС, ОДКБ, СНГ, ШОС и БРИКС. Это важно дл
решения задач обеспечения национальной и международной информационной безопасности, реализации соглашений в рамках указанных региональных межгосударственных объединений и дальнейшего формирования системы универсальных публично-правовых механизмов обеспечения информационной безопасности. Считаем, что межгосударственное сотрудничество определяет вектор развития взаимодействия государств в области международной информационной безопасности, которое направлено на укрепления потенциала государств-участников межгосударственного объединения при эффективном предупреждении и нейтрализации возникающих в данной сфере угроз коллективной безопасности.
Библиография
1. Цифровая трансформация: вызовы праву и векторы научных исследований: Монография / Под общ. ред. А.Н. Савенкова; отв. ред. Т.А. Полякова, А.В. Минбалеев. М.: РГ-Пресс, 2021. 340 с.
2. Зиновьева Е.С. Глобальное управление Интернетом: российский подход и международная практика // Вестник МГИМО Университета. 2015. № 4 (43). С. 111118.
3. Панельная дискуссия с участием представителей IT-индустрии. 9 июля 2020 г. Республика Татарстан, Иннополис // Официальный сайт Правительства РФ. URL: http://government.ru/news/39995/ (дата обращения: 13.06.2023).
4. Военное право: Монография: В 3 т. / Под общ. ред. А.Н. Савенкова, А.В. Кудашкина. Т. I: История и теория военного права (с предисловием). М., 2021. 560 с.
5. Макаров О.С. Правовое обеспечение информационной безопасности на примере защиты государственных секретов государств - участников Содружества Независимых Государств: Дис. ... д-ра юрид. наук. 444 с.
6. Андрейченко: объективная информация о событиях в мире Западом жестко фильтруется и блокируется // Официальный сайт Белорусского телеграфного агентства «Белта» URL: https://www.belta.by/poNtics/view/andrejchenko-objektivnaja-informatsija-o-sobytijah-v-mire-zapadom-zhestko-fNtruetsja-i-blokiruetsja-506249-2022 (дата обращения: 22.05.2023).
7. Об итогах межмидовских консультаций государств - участников СНГ по тематике международной информационной безопасности // Официальный сайт Министерства иностранных дел РФ. URL: https://www.mid.ru/ru/foreign_policy/integracionnye-struktury-prostranstva-sng/sng/1819433/ (дата обращения: 04.06.2023).
8. Договор о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29 мая 2014 г.) // Официальный сайт Евразийской экономической комиссии. URL.: http://www.eurasiancommission.org (дата обращения: 29.05.2023).
9. Решение Евразийского межправительственного совета от 5 февраля 2021 г. № 1 «О Концепции развития электронного документооборота в морских пунктах пропуска государств - членов Евразийского экономического союза» // Официальный сайт Евразийского экономического союза. http://www.eaeunion.org/, 08.02.2021.
10. Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 27 сентября 2016 г. № 105 «О Стратегии развития трансграничного пространства доверия» // Официальный сайт Евразийского экономического союза. http://www.eaeunion.org/, 28.09.2016.
11. Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 22 августа 2017 г. № 100 «Об утверждении Стратегии развития интегрированной информационной системы Евразийского экономического союза на период до 2025 года» // Официальный сайт
Евразийского экономического союза. http://www.eaeunion.org/, 26.12.2017. Результаты процедуры рецензирования статьи
В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь. РЕЦЕНЗИЯ
на статью на тему «Международное сотрудничество по обеспечению информационной безопасности: опыт и перспективы развития».
Предмет исследования.
Предложенная на рецензирование статья посвящена актуальным вопросам международного сотрудничества по обеспечению информационной безопасности. Автор рассматривает некоторые соглашения в заявленной сфере, а также приводит актуальные примеры, связанные с темой исследования. Как отмечается, «В рамках данной статьи предметом исследования составляют нормы права, регламентирующие общественные отношения, складывающиеся в процессе межгосударственного сотрудничества информационной безопасности».
Методология исследования.
Цель исследования прямо в статье не заявлена. При этом она может быть ясно понята из названия и содержания работы. Цель может быть обозначена в качестве рассмотрения и разрешения отдельных проблемных аспектов вопроса о международном сотрудничестве по обеспечению информационной безопасности. Исходя из поставленных цели и задач, автором выбрана методологическая основа исследования. Автор указывает, что «Методологической основой выступает применение диалектического и системного подходов, позволивших всесторонне исследовать поставленные научные и практические проблемы в их развитии и взаимосвязи». Наибольшую роль сыграли специально-юридические методы. В частности, автором активно применялся формально-юридический метод, который позволил провести анализ и осуществить толкование норм действующего законодательства (прежде всего, международных соглашений в сфере обеспечения информационной безопасности). Например, следующий вывод автора: «Россия является активным участником различных интеграционных объединений: БРИКС, ОДКБ, ШОС, ЕАЭС, СНГ, Союзное государств Республики Беларусь и России.В рамках указанных организаций заключаются соглашения, касающиеся защиты информации и иных вопросов в сфере обеспечения информационной безопасности. Такой подход выбран не случайно, так как разрешение вопросов, касающихся такой чувствительной к различного рода угрозам среды, как информационное пространство, требует не только поиска точек соприкосновения со стороны иных государств и формирования единых подходов к разрешению проблем информационного характера, но и определенного доверия. Лишь при взаимодействии со странами, с которыми Россию связывают партнерские и союзнические отношения, можно надеяться на неукоснительное соблюдение единых целей и задач в информационном пространстве».
Таким образом, выбранная автором методология в полной мере адекватна цели исследования, позволяет изучить все аспекты темы в ее совокупности.
Актуальность.
Актуальность заявленной проблематики не вызывает сомнений. Имеется как
теоретический, так и практический аспекты значимости предложенной темы. С точки зрения теории тема международного сотрудничества в сфере информационной безопасности сложна и неоднозначна. Для достижения цели предоставления адекватных гарантий в сфере информации гражданам, юридических лицам, публично-правовым образованиям необходимо, чтобы в эпоху глобализации государства принимали совместные действия по заявленным направлениям. Сложно спорить с автором в том, что «В настоящее время ключевые характеристики организационного и правового обеспечения информационной безопасности в государстве и мире определяются изменением миропорядка под влиянием развития интересов государств и технологического уклада цивилизации. В данных условиях одним из основных факторов, определяющих тенденции развития обеспечения информационной безопасности, является межгосударственное взаимодействие в рамках региональных интеграционных союзов».
Тем самым, научные изыскания в предложенной области стоит только поприветствовать. Научная новизна.
Научная новизна предложенной статьи не вызывает сомнений. Во-первых, она выражается в конкретных выводах автора. Среди них, например, такой вывод: «необходимо разработать и утвердить концептуальные основы правового обеспечения информационной безопасности для развития регионального межгосударственного сотрудничества в рамках Союзного государства Республики Беларусь и Российской Федерации, ЕАЭС, ОДКБ, СНГ, ШОС и БРИКС. Это важно для решения задач обеспечения национальной и международной информационной безопасности, реализации соглашений в рамках указанных региональных межгосударственных объединений и дальнейшего формирования системы универсальных публично-правовых механизмов обеспечения информационной безопасности. Считаем, что межгосударственное сотрудничество определяет вектор развития взаимодействия государств в области международной информационной безопасности, которое направлено на укрепления потенциала государств-участников межгосударственного объединения при эффективном предупреждении и нейтрализации возникающих в данной сфере угроз коллективной безопасности».
Указанный и иные теоретические выводы могут быть использованы в дальнейших научных исследованиях.
Во-вторых, автором предложены идеи по совершенствованию действующих международно-правовых соглашений, что может быть полезно в данной сфере. Таким образом, материалы статьи могут иметь определенных интерес для научного сообщества с точки зрения развития вклада в развитие науки.
Стиль, структура, содержание.
Тематика статьи соответствует специализации журнала «Юридические исследования», так как она посвящена правовым проблемам, связанным с международно-правовым регулированием отношений в сфере обеспечения информационной безопасности. Содержание статьи в полной мере соответствует названию, так как автор рассмотрел заявленные проблемы, достиг цели исследования.
Качество представления исследования и его результатов следует признать в полной мере положительным. Из текста статьи прямо следуют предмет, задачи, методология и основные результаты исследования.
Оформление работы в целом соответствует требованиям, предъявляемым к подобного рода работам. Существенных нарушений данных требований не обнаружено.
Библиография.
Следует высоко оценить качество использованной литературы. Автором активно использована литература, представленная авторами из России (Зиновьева Е.С., Макаров О.С., Минбалеев А.В. и другие). Многие из цитируемых ученых являются признанными учеными в области информационного права.
Таким образом, труды приведенных авторов соответствуют теме исследования, обладают признаком достаточности, способствуют раскрытию различных аспектов темы.
Апелляция к оппонентам.
Автор провел серьезный анализ текущего состояния исследуемой проблемы. Все цитаты ученых сопровождаются авторскими комментариями. То есть автор показывает разные точки зрения на проблему и пытается аргументировать более правильную по его мнению.
Выводы, интерес читательской аудитории.
Выводы в полной мере являются логичными, так как они получены с использованием общепризнанной методологии. Статья может быть интересна читательской аудитории в плане наличия в ней систематизированных позиций автора применительно к перспективам международного сотрудничества по обеспечению информационной безопасности.
На основании изложенного, суммируя все положительные и отрицательные стороны статьи
«Рекомендую опубликовать»