3.3. МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ В СОВЕТСКОЙ ПРАВОВОЙ ДОКТРИНЕ
Григорьева Ольга Геннадьевна, канд.юрид. наук. Должность: доцент. Место работы: МГИМО МИД России. Подразделение: кафедра правовых основ управления. Email: [email protected]
Аннотация: В статье анализируются различные подходы к определению понятий «международное правовое сотрудничество» и «международная правовая помощь по гражданским делам» в советском правоведении. Отмечается, что еще в эпоху классического международного права правовое сотрудничество стало неотъемлемой частью внешней политики государств.
Автор исследует труды по международному праву, международному частному праву и международному гражданскому процессу дореволюционной России, советского периода, современной России.
При этом отмечается, что термин «международное правовое сотрудничество» в советском правоведении не использовался, в своих трудах к нему обращаются современные авторы.
Термин «международная правовая помощь по гражданским делам» вошел в оборот начиная с 1957 года. С этого времени СССР перешел к заключению двусторонних договоров о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам. До 1957 г. международные соглашения и советское законодательство оперировали такими понятиями, как «вручение судебных и внесудебных документов», «исполнение поручений» и т. п., не используя такого обобщающего понятия, как «международная правовая помощь».
Автор предлагает собственные трактовки терминов «международное правовое сотрудничество» и «международная правовая помощь по гражданским делам».
Ключевые слова: международная правовая помощь по гражданским делам, международное сотрудничество по гражданским делам, международное частное право, международный гражданский процесс, Советский Союз.
INTERNATIONAL COOPERATION IN CIVIL CASES IN SOVIET LEGAL DOCTRINE
Grigorieva Olga Gennadievna, PhD at law. Position: associate professor. Place of employment: MGIMO of the MFA of Russia. Department: legal management frameworks chair. E-mail.ru: [email protected]
Annotation: The article analyzes various approaches to the definition of "international legal cooperation and international legal assistance in civil cases" in Soviet law. It is noted that in the era of classical international law, judicial cooperation has become an integral part of foreign policy.
The author explores the writings on international law, international private law and international civil procedure pre-revolutionary Russia, the Soviet period, modern Russia.
It is noted that the term "international legal cooperation" in the Soviet jurisprudence has not been used, in his writings, he is approached by contemporary authors.
The term "international legal aid in civil cases" came into circulation since 1957. Since that time, the Union went to the conclusion of bilateral treaties on legal assistance and legal relations in civil, family and criminal cases. Until 1957, international agreements and Soviet law to operate with such concepts, as "effecting service of judicial and extrajudicial documents", "errands", etc., without using such generalized concepts as "international legal assistance".
The author offers his own interpretation of the terms "international legal cooperation and international legal assistance in civil cases".
Keywords: international legal assistance in civil matters, international cooperation in civil cases, private international law, international civil process, the Soviet Union.
Международное правовое сотрудничество, в том числе и по гражданским делам, еще в эпоху классического международного права стало неотъемлемой частью внешней политики государств. При этом его состояние на различных исторических этапах было обусловлено целым комплексом факторов, в числе которых: состояние международной обстановки, наличие дипломатических отношений между конкретными государствами и уровень их развития, отношение государства к защите прав и свобод человека и гражданина, наличие соответствующего государственного механизма, призванного реализовывать данное международное сотрудничество.
Следует отметить, что в настоящей работе в понятие «гражданские дела» автор включает вытекающий из гражданских и иных смежных с ними правоотношений интерес конкретного лица (частный интерес), который нуждается в защите юрисдикционным органом государства (судом, нотариатом, загсом, органом опеки и попечительства и др.). В тех случаях, когда ситуация осложнена наличием какого-либо иностранного элемента, эффективная защита частного интереса возможна при реализации международной правовой помощи.
Характеризуя общие тенденции развития международного правового сотрудничества СССР в целом, и правовой помощи по гражданским делам в частности, можно отметить позицию Т.Н. Нешатаевой относительно того, что в общеевропейской религиозно-культурной сфере формировалось право практически всех европейских государств, включающая: христианство с его уважением к свободному, достойному и ответственному человеку; бытовые традиции, основанные на моногамной семье с защитой ее слабых членов — детей и стариков; политическое устройство европейских государств, предпочитающее демократические формы правления и экономическое устройство, основанное на поиске баланса (равновесия) в развитии институтов свободного рынка и защиты частной собственности, личности; культурный плюрализм и свобода[13].
Международное правовое сотрудничество является одной из гарантий эффективной защиты гражданских и иных связанных с ними прав граждан. Отсюда, во-первых, следует тот факт, что нормативное регулирование международного правового сотрудничества осуществляется государством, причем как на международном, так и внутригосударственном уровне. Так, советские конституции четко определяли, к компетенции какого государственного органа относится ратификация международных договоров, закрепляли систему союзных и республиканских органов власти, ус-
танавливали пределы ведения Союза и республик в части принятия актов отраслевого законодательства. Во-вторых, монопольным субъектом международного правового сотрудничества является также государство в лице компетентных органов: например, единственно возможный способ внешних сношений по вопросам оказания международной правовой помощи по гражданским делам до 1957 г. — дипломатический порядок — определял в качестве такого компетентного органа НКИД (МИД) СССР. Начиная с 1957 г. в сношениях со странами «народной демократии» центральным компетентным органом стал Минюст СССР.
Следует отметить, что международное правовое сотрудничество имело место на всяком этапе развития права и государства, о чем свидетельствуют древние памятники права. В советский период оно осуществлялось как в уголовно-правовой, так и семейно- и гражданско-правовой сферах.
Под международным сотрудничеством СССР по гражданским делам автор понимает, прежде всего, политику нашего государства, направленную на поддержание контактов с зарубежными странами с целью своевременного рассмотрения и разрешения судами гражданско-правовых споров, а также иных дел, входящих в компетенцию органов нотариата и загсов. Курс на международное правовое сотрудничество с зарубежными странами Советский Союз закреплял путем ратификации универсальных многосторонних конвенций, подписания двусторонних договоров о дружбе, сотрудничестве, правовой помощи и правовых отношениях, а также международных межведомственных соглашений и др.
Международное правовое сотрудничество, как понятие, на наш взгляд, более широкое, охватывает собой реализованную по конкретным гражданским делам международную правовую помощь, которая в СССР, как утверждается в работе, начала свое становление в 1923-х гг. с закрепления в ГПК РСФСР первых форм такой правовой помощи и формирования соответствующих полномочий по ее оказанию у судебных и административных органов государства. Процесс инсти-туционализации международной правовой помощи по гражданским делам завершился в результате кодификации законодательства 1960-х гг.
Международная правовая помощь — необходимое условие рассмотрения и разрешения судебных и внесудебных правовых конфликтов, если в деле участвует «иностранный элемент», который может проявляться в различных аспектах (например, необходимость проведения процессуальных действий в другом государстве, исполнения решения иностранного суда, в деле участвуют иностранные истец или ответчик, требуется вызвать в суд участников процесса из другого государства и т.п.). По нашему мнению, надлежащее осуществление международной правовой помощи напрямую влияет на возможность обеспечения правоприменительными органами затронутых правовым конфликтом прав граждан и организаций.
Помимо сферы гражданского судопроизводства, реализация международной правовой помощи необходима и для разрешения внесудебных правовых конфликтов. Как правило, это находящиеся в производстве нотариусов наследственные дела, осложненные иностранным элементом, а также дела, отнесенные к компетенции загсов, органов опеки и попечительства.
Следует отметить сложившийся классический подход к отнесению правоотношений, складывающихся в
сфере международной правовой помощи по гражданским делам, к предмету международного частного права. Так, еще в трудах российских дореволюционных ученых этому уделялось немало внимания. Практически каждая работа по международному частному праву имела раздел, посвященный международному гражданскому процессу, а уже в нем рассматривались вопросы международного правового сотрудничест-ва[1,2,10,16,22]. В дальнейшем отечественные и зарубежные авторы придерживались такого же подхо-да[23,26,27].
Термин «международное» применительно к международному частному праву весьма условен, поскольку, по существу, речь идет о внутригосударственном праве, призванном регулировать осложненные иностранным элементом гражданские правоотношения. Каждое государство создает собственное регулирование таких правоотношений и при этом, в принципе, не обязано учитывать нормы иностранного права.[24,25] Вместе с тем задачи развития международного сотрудничества в целях облегчения и упрощения правовых связей требуют уважения к иностранной юрисдикции и иностранному судопроизводству, оказания иностранным юрисдикционным органам правовой помощи и признания — в тех или иных пределах — иностранных судебных актов. Не случайно одними из первых форм международного правового сотрудничества по гражданским делам стали закрепленные в ГПК РСФСР 1923 г.: а) доказывание в судах документами, выданными за рубежом, б) применение судами норм иностранного права и исполнение на территории РСФСР решений иностранных судов.
Отрицание на первоначальных этапах развития советского права частно-имущественных отношений и гражданского права, призванного их регулировать, отразилось на развитии и международного частного права. В связи с этим вполне логичным представляется тот факт, что выход в свет фундаментальных трудов А.Н. Макарова[12], И.С. Перетерского[17] и др. по данной проблематике связан с установлением в 1921 г. новой экономической политики, возродившей частноправовые отношения.
Международный гражданский процесс, так же как и международное частное право, призван урегулировать осложненные иностранным элементом правоотношения, но уже в процессуальной сфере. В отечественной и зарубежной литературе данные отрасли права традиционно тесно связывают. Так, в «Очерках международного частного права РСФСР» И.С. Перетерского имеется глава четвертая «Международное гражданское процессуальное право»[17], в учебниках «Международное частное право» С.Б. Крылова и И.С. Перетерского имеется глава XII «Международный гражданский процесс»[8], в учебнике Л.А.Лунца — раздел III «Международный гражданский процесс»[9].
Связь международного частного права и международного гражданского процесса отражена и в законодательстве ряда государств. Так, в отдельных иностранных государств действуют законы о международном частном праве, где находят отражение и вопросы процесса (законы о международном частном праве Венгрии (1979 г.), Чехословакии (1963 г.), Швейцарии (1987 г.), Австрии (1978 г.), Польши (1965 г.) и др.). Соответственно и зарубежные авторы в своих исследованиях проблем международного частного права опираются уже на стройную систему норм специального закона.
В советском правоведении понятия «международное сотрудничество по гражданским делам» и «международная правовая помощь по гражданским делам» утвердились далеко не сразу. Их формирование происходило поступательным путем, зависело от многих факторов, имевших место на конкретных исторических этапах: задач, стоящих перед международным сообществом; отношения к проблеме защиты прав и свобод человека; состояния международных отношений СССР, его внешне- и внутриполитических задач и др.
В 1917—1921 гг. вопросы межгосударственного сотрудничества по гражданским делам перед Советской Россией не ставились, поскольку первоочередные внешнеполитические задачи были направлены на совершение мировой революции, объединение пролетариата всех стран на основе отмены эксплуатации и частной собственности. Так, 12 января 1918 г. III съезд Советов принял Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа, которая объявила Россию «Республикой Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов». РСФСР стала государством с принципиально новыми государственным строем, политическими и международно-правовыми идеями. Изменили политическую карту мира и оказали существенное влияние на развитие международных отношений Первая мировая война и заключенный по ее окончании в 1919 г. Версальский мирный договор. Отрицание на данном этапе частно-правовых начал в политике государства исключало необходимость правовой защиты имущественных прав советских граждан и организаций.
Анализ объективных экономических, политических и социальных процессов, имевших место в СССР в 1920-е гг., позволяет утверждать, что на данном историческом этапе в Советском государстве на общем фоне расширения международных связей сложилась прогрессивная международно-правовая концепция, закрепившая стремление к сотрудничеству по гражданским делам с другими государствами на основе двусторонних соглашений, а при отсутствии таких соглашений — руководствуясь принципом взаимности, предполагающим построение межгосударственных отношений на взаимовыгодной и равноправной основе.
В 1920-е гг. формировалось советское отраслевое законодательство, в том числе гражданское процессуальное, гражданское, семейное, в котором нашли отражение основные тенденции возрожденных новой экономической политикой частно-правовых отношений. Так, гражданские процессуальные кодексы советских республик (в том числе ГПК РСФСР 1923 г.) закрепили первые формы международной правовой помощи по гражданским делам, а гражданские и брачно-семейные кодексы — регулирование имущественных, наследственных, алиментных отношений, вопросы заключения и расторжения брака, в том числе с участием иностранного элемента.
Данные факты свидетельствуют о том, что международное сотрудничество по гражданским делам являлось одним из направлений внешней политики советского государства. Вместе с тем говорить о научной разработке теоретических основ исследуемого явления на данном историческом этапе еще преждевременно.
С 1930 г. и вплоть до 1941 г. происходит дальнейшее развитие сотрудничества СССР с иностранными государствами по гражданским делам, обусловленное активизацией внешней политики СССР, а также имев-
шими место на предыдущем историческом этапе процессами эмиграции.
Так, первая волна эмиграции и нэп дали о себе знать массой проблем с наследованием, заключением и расторжением брака с иностранцами, опеки над детьми. Привлечение иностранных специалистов для подъема промышленности страны в годы индустриализации породило аналогичные правовые конфликты, осложненные иностранным элементом. Все эти правоотношения ввиду наличия в них иностранного элемента не могли быть решены исключительно в рамках советской юрисдикции. В связи с этим реализация международного правового сотрудничества по гражданским делам было объективной необходимостью.
Другим обстоятельством, в немалой степени способствовавшим развитию международного правового сотрудничества по гражданским делам в этот период, стало стремление СССР закрепить отношения союзничества с другими государствами перед лицом фашистской угрозы. В середине 1930-х гг. Народный комиссар иностранных дел СССР В.М. Молотов совершил обмен нотами с министрами иностранных дел США, Франции и ряда иных государств о вручении судебных и внесудебных документов, передаче и исполнении поручений иностранных судов. Данные международные соглашения СССР оперируют такими терминами, как «сношения по вопросам гражданского процесса», «передача судебных и нотариальных документов», «выполнение судебных поручений» и др.[14,15,19] При этом по сути обозначаются сами формы международного сотрудничества по гражданским делам, но базовые, обобщающие их понятия не формулируются.
Прогрессивная международно-правовая политика на этом историческом этапе способствовала активизации контактов НКИД СССР с внешнеполитическими ведомствами зарубежных стран по конкретным гражданским делам, о чем наглядно свидетельствуют обнаруженные в фондах АВП МИД России материалы.
Победа СССР в Великой Отечественной войне кардинальным образом изменила вектор развития международных отношений в целом и международной правовой помощи по гражданским делам, в частности. С 1945 г. под эгидой ООН на базе основополагающих принципов международного права, в совокупности с активной позицией СССР на международной арене формируется новый мировой порядок.
В послевоенные годы вопросы защиты наследственных и брачно-семейных прав советских граждан, проживавших как в СССР, так и за рубежом, приобрели особую актуальность. Причинами тому стали процессы невозвращения тысяч военнопленных и лиц, насильно вывезенных на работу в Германию, нахождение на территории СССР пленных немецких солдат и офицеров, а также тенденция экономической и культурной интеграции со странами народной демократии на фоне начала разделения мира на два враждующих лагеря.
Международное правовое сотрудничество в послевоенные годы заняло одно из ведущих мест в системе внешней политики СССР. Соответственно и оказание международной правовой помощи по конкретным гражданским делам активно развивается. Со второй половины 1945 г. отдельные формы международного сотрудничества по гражданским делам (например: исполнение на территории РСФСР решений иностранных судов; доказывание с помощью докумен-
тов, совершенных с учетом иностранных законов; вручение судебных и внесудебных документов, выполнение судебных поручений), разработанные еще в довоенный период, были включены в международные договоры СССР о дружбе, взаимной помощи и сотрудничестве, торговле и мореплавании, мирные договоры.
Однако по-прежнему понятия «правовое сотрудничество по гражданским делам» и «международная правовая помощь по гражданским делам» в международных договорах и советском законодательстве все еще не используются.
ХХ съезд КПСС изменил вектор развития многих сфер жизни советского общества, в том числе и сотрудничества с зарубежными государствами по правовым вопросам. Именно с этого времени складывается международно-правовая доктрина государства в соответствии с установленными мировым сообществом стандартами, закрепление которой происходило в двусторонних международных договорах СССР о правовой помощи и правовом сотрудничестве и отраслевом советском законодательстве.
Советский Союз начиная с 1957 г. на фоне активизации международного правового сотрудничества заключает со многими социалистическими и капиталистическими государствами двусторонние договоры о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, которые ввели в международный оборот термин «правовая помощь по гражданским делам».
В ходе кодификации права в середине 1960-х гг. термин «международная правовая помощь по гражданским делам» был воспринят отраслевым законодательством и правоприменительной практикой.
С принятием Основ законодательства о судоустройстве Союза ССР, союзных и автономных республик[3] Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик[4], Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о браке и семье[5], а также соответствующих кодексов международная правовая помощь по гражданским делам на внутригосударственном уровне приобрела черты межотраслевого, комплексного института права, базировавшегося на принципах одновременно международного права и целого ряда отраслей советского права.
В советской науке в этот период активная разработка понятия «международная правовая помощь» и иных связанных с ним теоретических положений ведется профессором Н.И. Марышевой, которая определяет международную правовую помощь как «содействие, оказываемое судами и другими учреждениями юстиции одного государства другому в связи с рассмотрением гражданских и уголовных дел»[11,а1]. При всей значимости проведенной ею исследовательской работы на фоне стремительно развивающихся отношений по поводу международной правовой помощи, регулирующего эти отношения законодательства динамика ее теоретических и правовых основ не раскрыта, не была проведена дифференциация международной правовой помощи по гражданским и уголовным делам. Объяснить подобную ситуацию, на наш взгляд, можно мощным влиянием советской идеологии, господствовавшими на тот период научными методами, а также узкоотраслевой направленностью исследований данного автора.
В.М. Волженкиной высказывается справедливое мнение о том, что правовая помощь не может касаться принятия процессуальных решений. Зарубежные уч-
реждения юстиции, как и советские, вправе лишь исполнять решения, принятые компетентными органами другого государства, и по просьбе этой страны выполнить его путем производства процессуальных действий, регламентированных национальным законодательством^^^].
В.Г. Киселев характеризует правовую помощь как взаимодействие правоохранительных органов государств в целях отправления правосудия и решения других правовых вопросов в рамках национальных правовых систем, защиты законных интересов граждан и юридических лиц, осуществляемое в соответствии с нормами международного и внутригосударственного права или в порядке взаимности. Конкретные действия, которые необходимо совершить в запрашиваемом государстве, являются предметом правовой помощи[7,а10]. Следует отметить, что данный автор ограничивает круг субъектов международной правовой помощи (граждане и юридические лица), поскольку таковых надо рассматривать еще и с позиций принадлежности к советскому и зарубежным государствам, от чего могут зависеть конкретные реализуемые формы правовой помощи.
Г.В. Игнатенко для определения объема правовой помощи (т.е. фактического содержания понятия) использует анализ конкретных международных актов. При этом все процессуальные действия, закрепленные в международных конвенциях о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам, автоматически распознаются как субинституты международной правовой помощи[20]. Близки этой позиции других авторов.
Приведенные выше взгляды отечественных исследователей на концепцию международной правовой помощи по гражданским делам основаны на юридическом позитивизме, что, на наш взгляд, не дает всестороннего и объективного представления о развитии в СССР международного правового сотрудничества и процессе институционализации международной правовой помощи по гражданским делам. Данные явления следует рассматривать не только с точки зрения доктрины и законодательства, но и с позиций развития международных отношений и международного права, дипломатических отношений СССР с конкретными странами на фоне имевших место в нашем государстве общественных отношений, а также правоприменительной практики.
Проведенное исследование позволило сформулировать в работе новое понятие международной правовой помощи по гражданским делам как движение гражданских и иных смежных с ними правоотношений во внутригосударственном (судебном и административном) и международно-правовом пространстве, обусловленное взаимодействием компетентных государственных органов и должностных лиц договаривающихся государств в целях защиты частных прав своих граждан.
Данная концепция базируется на утверждении, также сформулированном по итогам исследования, о наличии в советском государстве, декларировавшем «все публичное», охраняемого публично-правовыми средствами частного интереса отдельного лица в гражданских и иных смежных с ними правоотношениях.
Такое взаимодействие интереса и права определяли и тенденции развития международного правового сотрудничества в целом и международной правовой помощи по гражданским делам в частности: государственный интерес, например, заключался в выполнении принятых на себя международных обязательств в
сфере правового сотрудничества, что требовало принятия соответствующих норм права; в свою очередь, заинтересованные лица, опираясь на закрепленную в законодательстве возможность оказания международной правовой помощи, требовали ее реализации в своих интересах от компетентных государственных органов.
Безусловно, социально-политический характер советского государства предопределял специфику тенденции развития международной правовой помощи по гражданским делам, которая характеризовалась преобладанием публично-правовых начал (законодательная и международно-правовая регламентация, система государственных органов, четкая процедура инициирования и реализации) и незначительной долей частных (закрепление в законодательстве отдельных гражданских и смежных с ними прав граждан при отсутствии частной собственности).
Как уже отмечалось, в результате кодификации 1960-х гг. международная правовая помощь по гражданским делам на внутригосударственном уровне институционально была оформлена в качестве:
— комплексного института государства — системы правотворческих, правоприменительных и правоохранительных органов с правовой регламентацией их деятельности,
— межотраслевого, комплексного института — совокупности правовых норм, проникающих в различные отрасли права (гражданское, семейное, международное частное, гражданское процессуальное и др.), регулирующих однородную группу общественных отношений.
Сложная правовая структура международной правовой помощи по гражданским делам сложилась исторически. В состав международной правовой помощи входит несколько групп правоотношений.
Так, профессор Н.И. Марышева выстраивает следующую схему правоотношений:
-учреждение юстиции государства вступает в правоотношение с лицом, в отношении которого выполняются действия в порядке оказания международной правовой помощи (правоотношение носит процессуальный характер);
-запрашивающее учреждение юстиции вступает в правоотношение с запрашиваемым учреждением юстиции (правоотношение носит публично-правовой характер);
-учреждение юстиции, исполняющее поручение, вступает в правоотношение со своим вышестоящим органом (правоотношение носит административный характер)[11,а25-26].
Несколько в ином свете приведенную классификацию правоотношений рассматривает В.М. Шуршалов. Так, говоря о первой группе правоотношений, он полагает нецелесообразным включать в их состав этап заключения договора и создания конкретной правовой нормы. В это же время исходя из природы внутригосударственного права, как оно понималось на уровне доктрины, этап создания нормы не включается в состав правоотношения.
Вообще международные договоры и соглашения выступают в двойственном качестве: с одной стороны, как источники права; с другой — как юридические факты, с которыми увязываются возникновение, изменение или прекращение определенных прав и обязанно-стей[21,а175].
На наш взгляд, правоотношения, складывающие при инициировании и реализации международной право-
вой помощи по гражданским делам, включены в правовое пространство, охватывающее:
международно-правовую сферу, которую составляют государства и международные организации, как субъекты международного права; законодательство, регламентирующее их деятельность, а также то, которое они сами принимают; система складывающихся в ней правоотношений в динамике.
Так, в 1966 г. Советский Союз нотой министра иностранных дел СССР ратифицировал Гаагскую конвенцию по вопросам гражданского процесса: «Господин Министр Иностранных Дел, Имею честь уведомить Вас о том, что Правительство Союза Советских Социалистических Республик приняло решение о присоединении Советского Союза к Конвенции по вопросам гражданского процесса, подписанной в Гааге 1 марта 1954 года...»[18]
Анализ документов с 1924 г., хранящихся в фондах АВП МИД России свидетельствует о том, что вплоть до окончания Второй мировой войны Советский Союз в каждом конкретном случае необходимого оказания международной правовой помощи по гражданским делам вступал в сношения с центральным органом иностранных дел соответствующего государства путем дипломатической переписки. Также посредством внешнеполитических ведомств осуществлялось взаимодействие по правовым вопросам и в послевоенные годы. А уже с 1957 г., когда СССР перешел к заключению собственно договоров о международной правовой помощи и правовом сотрудничестве, межгосударственные контакты в исследуемой сфере осуществлялись посредством центральных компетентных органов. Как уже отмечалось, с социалистическими странами — через Минюст, с капиталистическими — по-прежнему через МИД.
Можно предположить, что действие принципов международного права порождает непосредственные права и обязанности у субъектов международного права (государств, международных организаций). Принцип сотрудничества государств, закрепленный, в частности, в Уставе ООН, обязывает суверенные субъекты поддерживать контакты с другими государствами, взаимодействовать по важным для сторон вопросам, а не изолироваться в пределах своих границ или других объединений. Исходя из этого, государства обязаны реализовывать международную правовую помощь по гражданским делам в целях защиты гражданских и иных связанных с ними прав граждан, руководствуясь нормой международного права.
Однако правовая регламентация отношений лишь на основе общей нормы международного права явно недостаточна. Вполне логичными являются детализация и конкретизация отношений путем разработки и подписания международного договора (соглашения).
Внутригосударственную (судебную и административную) правовую сферу: инициирование судами и иными юрисдикционными органами оказания международной правовой помощи при рассмотрении и разрешении гражданских дел, осложненных иностранным элементом; выполнение соответствующих поручений иностранных судов; движение международных судебных поручений между органами юстиции и внешних сношений и др.
Так, в Советском Союзе любой инициирующий международную правовую помощь по гражданским делам орган (например, районный народный суд) обязан был направить международное поручение в областное (краевое) управление юстиции, которое, в свою оче-
редь, направляло его в республиканское, а последнее — в НКИД (МИД) (в те годы, когда не было союзного Министерства юстиции). Такое взаимодействие носило административный характер.
Правоотношения между народным судом, исполнявшим международное судебное поручение, и гражданином, в отношении которого выполнялись запрашиваемые процессуальные действия, носили гражданско-процессуальный характер.
Понятно, что в тех случаях, когда международная правовая помощь инициировалась иностранным государством, либо на его территории исполнялось поступившее из СССР международное судебное поручение, действовала юрисдикция соответствующего иностранного государства, которая регулировала складывавшиеся при этом правоотношения. Следует отметить, что право запрашивающего государства могло применяться лишь в исключительных случаях, четко предусмотренных международным договором.
Анализ процессов становления и развития правоотношений, складывающихся по поводу оказания международной правовой помощи по гражданским делам, позволяет сделать вывод о том, что данные правоотношения носят комплексный характер, охватывают различные отрасли права (частные и публичные). С одной стороны, необходимость в оказании международной правовой помощи вытекает из гражданских, семейных, наследственных и иных частных правоотношений. С другой — публично-правовой характер — административный, процессуальный и т.п. — носят правоотношения, складывающие в процессе рассмотрения судом гражданского дела, совершения нотариусом нотариальных действия, регистрации органом загса заключения и расторжения брака и т. п. Что же касается отношений между двумя уполномоченными органами различных государств, то их следует охарактеризовать как международно-правовые.
Представляется, что основными субъектами в правоотношениях по оказанию международной правовой помощи по гражданским делам являются государства, поскольку международная правовая помощь по гражданским делам носит межгосударственный характер. Для осуществления правосудия по гражданским делам в ряде случаев необходимо взаимное содействие другого государства. Для возникновения отношений сотрудничества необходимо взаимное согласие государств на принятие результатов деятельности чужих государственных органов для собственных процессуальных действий, единственной гарантией которого является международный договор (много- или двусторонний).
Деятельность любого государства проявляется через созданные им органы. Применительно к международному правовому сотрудничеству по гражданским делам, государства определяют компетентные органы для последующих совместных действий. Так, в Советском Союзе таким компетентным органом являлось союзное ведомство по иностранным делам — с 1922 г. Народный комиссариат по иностранным делам СССР, с 1936 г. в связи с принятием Конституции СССР — Наркомат иностранных дел СССР, с 1946 г. — Министерство иностранных дел СССР. Тем не менее, в случае невыполнения или ненадлежащего выполнения принятых на себя обязательств ответственность возлагалась бы на само государство — Советский Союз.
В юридической литературе наиболее острые дискуссии возникают относительно объекта правоотношений,
складывающихся в сфере международной правовой помощи по гражданским делам. В связи с этим, наиболее обоснованная позиция, на наш взгляд, представлена В.М. Шуршаловым[21,c.192]. Объекты правовых отношений характеризуются как определенные материальные и нематериальные блага, к достижению которых стремятся государства и которые отвечают жизненным интересам субъектов, участвующих в правовых отношениях. Характерно, что эти блага не могут быть достигнуты силами одного государства.
Исходя из этого, автор выделяет три группы объектов международных отношений: мир, мирное сотрудничество, безопасность; материальные (экономические) блага; блага культурного, научного и социального развития народов.
Отдельно В.М. Шуршалов характеризует международные отношения по правовым вопросам (главным образом о взаимной правовой помощи). Отмечается, что по своему объекту подобное сотрудничество близко примыкает к правовым связям государств по политическим вопросам. Поэтому, исходя из объекта, такое сотрудничество следует объединять с более широкой областью — с внешнеполитическими правовыми отношениями.
Применительно к международному правовому сотрудничеству по гражданским делам можно отметить, что его объектом являются международные отношения представленной выше третьей группы, направленные на культурное, научное и социальное развитие народов.
Объектом же договоров о правовой помощи является «сотрудничество в области оказания правовой помощи». Эта формулировка употребляется в подавляющем большинстве международных договоров СССР, регулирующих данную сферу отношений.
Представляется, что международную правовую помощь по гражданским делам можно классифицировать по следующим критериям: а) правовому основанию ее оказания; б) от путей сношения между договаривающимися государствами. Рассмотрим их подробно.
Итак, в зависимости от правового основания для оказания международной правовой помощи по гражданским делам можно выделить два случая реализации такой правовой помощи — в рамках заключенного между СССР и другими государствами соответствующего договора либо в отсутствие международного много- или двустороннего договора, т.е. когда государства не связаны взаимными договорными обязательствами. Так, к концу 1920-х гг. Советский Союз на волне активизации дипломатических отношений заключил порядка сорока международных договоров, регулировавших различные аспекты взаимоотношений государств (мир, торговлю, мореплавание и др.), которые и стали основой межгосударственного правового сотрудничества.
В 1930-е гг. СССР заключил ряд двусторонних международных соглашений, посвященных отдельным формам международной правовой помощи по гражданским делам. Вместе с тем, на протяжении всего советского периода в отсутствие соответствующего международного договора официальные контакты между государствами были крайне затруднены. Международные поручения направлялись только по дипломатическим каналам, договоренность об их исполнении достигалась индивидуально по каждому такому поручению на основе принципа взаимности. Фонды АВП МИД России хранят немало документов дипломатической переписки, это иллюстрирующей. И далеко
не по каждому запросу достигалась взаимная договоренность государств и международная правовая помощь не была реализована.
В Советском Союзе сношения компетентных государственных органов по вопросам оказания международной правовой помощи по гражданским делам с соответствующими органами иностранных государств осуществлялись следующими путями: дипломатическим (являвшимся практически единственно возможным вплоть до 1957 г.), далее с 1957 г. через союзные компетентные органы (со странами социалистического лагеря через Министерство юстиции СССР).
Международное правовое сотрудничество по гражданским делам по своему содержанию достаточно разнородно. Деление на классификационные группы обусловлено многими факторами. Наличие отраслевых видов судопроизводства в советском праве позволяет говорить о международном правовом сотрудничестве по гражданским и уголовным делам (арбитражное судопроизводство как самостоятельный вид выделяется с 1992 г.). Различные задачи советских судебных и внесудебных органов (ЗАГС, опека и попечительство, нотариат) объясняют существование международного сотрудничества соответственно в судебной и административной сферах.
Таким образом, проведенное исследование генезиса таких ключевых понятий, как «международное сотрудничество по гражданским делам» и «международная правовая помощь по гражданским делам» в советском праве позволяет сделать следующие выводы.
1. Понятиям «международное правовое сотрудничество» и «международное сотрудничество по гражданским делам» в советском правоведении не уделялось должного внимания. На доктринальном уровне дискуссии велись в основном относительно трактовки понятия «международная правовая помощь».
Под международным сотрудничеством СССР по гражданским делам в настоящей работе понимается проводимая Советским Союзом политика дружбы и взаимопомощи в отношении зарубежных стран с целью своевременного рассмотрения и разрешения судами гражданско-правовых споров, а также иных дел, входящих в компетенцию органов нотариата и загсов.
Воссозданный автором советский опыт международного правового сотрудничества по гражданским делам позволяет судить о том, что оно представляет собой феномен советского права и государства, поскольку вопреки ликвидации частной собственности, как основы частно-правовых отношений, и закрытости советского общества было публично-правовым инструментом защиты частных (гражданских и иных связанных с ними) прав.
Само существование международного сотрудничества по гражданским делам в СССР позволяет судить о наличии в советском обществе, где господствовал ленинский принцип «у нас нет ничего частного...», декларировалось уничтожение частной собственности как основы частно-правовых отношений, охраняемого государством частного интереса отдельного лица.
2. Вплоть до 1957 г. международное право и советское законодательство «не знали» такого термина как «международная правовая помощь по гражданским делам», а оперировали такими понятиями, как «сношения по вопросам гражданского процесса», «передача судебных и нотариальных документов», «выполнение судебных поручений». При этом обозначались лишь формы международной правовой помощи по гражданским делам.
Практика заключения Советским Союзом с 1957 г. международных двусторонних договоров о правовой помощи ввела в оборот термин «международная правовая помощь по гражданским делам», который в ходе кодификации 1960-х гг. прочно утвердился в отраслевом законодательстве. При этом его легального определения не имелось.
На доктринальном уровне отдельные исследователи предлагали авторские трактовки «международной правовой помощи по гражданским делам».
В настоящей работе международная правовая помощь по гражданским делам рассматривается как движение гражданских и иных смежных с ними правоотношений во внутригосударственном (судебном и административном) и международно-правовом пространстве, обусловленное взаимодействием компетентных государственных органов и должностных лиц договаривающихся государств в целях защиты частных прав своих граждан.
Характерной особенностью международной правовой помощи по гражданским делам в СССР является преобладание публично-правовых начал (законодательная и международно-правовая регламентация, система государственных органов, четкая процедура инициирования и реализации) и незначительная доля частных (закрепление в законодательстве отдельных гражданских и смежных с ними прав граждан).
Список литературы:
1. Брун М.И. Международное частное право: лекции, читанные в 1909 - 1910 акад. году в Моск. коммерч. ин-те. М. : Тип. Л. М. Прохорова, 1910. 313 с.
2. Богуславский М.М. Международное частное право. М. : Междунар. отношения, 1982. 336 с.
3. Ведомости Верховного Совета СССР. 1958. № 1. Ст. 12.
4. Ведомости Верховного Совета СССР. 1961. № 50. Ст. 526.
5. Свод законов СССР. Т. 2. 1990.
6. Волженкина В.М. Международное сотрудничество в сфере уголовной юстиции. СПб., 1998.
7. Киселев В.Г. Правовая помощь по уголовным делам в договорах СССР с другими социалистическими государствами : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Л., 1976.
8. Крылов С.Б., Перетерский И.С. Международное частное право. М. : Изд-во НКЮ СССР, 1940. 205с.
9. Лунц Л.А. Международное частное право. М. : Изд-во МЮ СССР, 1949. 368 с.
10. Лунц Л.А., Марышева Н.И., Садиков О.Н. Международное частное право. М. : Юрид. лит. 1984. 336 с.
11. Марышева Н.И. Международно-правовая помощь по гражданским и уголовным делам : дис. ... д-ра юрид. наук в форме науч. докл.
12. Макаров А.Н. Основные начала международного частного права. М. : Юрид. изд-во НКЮ РСФСР, 1924. 146 с.
13. Нешатаева Т.Н. Уроки судебной практики о правах человека: европейский и российский опыт. М. : Го-родец, 2007 / www.lawmix.ru / сотт^ / 926
14. Обмен нотами об исполнении судебных поручений по гражданским делам на условиях взаимности между СССР и Францией (Москва, 1930 г.). Документ официально опубликован не был.
15. Обмен нотами о порядке исполнения судебных поручений между СССР и Соединенными Штатами Америки (Москва, 1935 г.) // Собрание законов и рас-
поряжений Рабоче-Крестьянского Правительства СССР. Отд. второй. 1936. № 4. Ст. 44.
16. Панов В.П. Сотрудничество государств в борьбе с международными уголовными преступлениями. М., 1993.
17. Перетерский И.С. Очерки международного частного права РСФСР / под ред. А. Г. Гойхбарг. М. : Госиздат, 1925. 141 с.
18. Собрание постановлений Правительства СССР.
- 1967. - № 20. - Ст. 145.
19. Соглашение между СССР и Францией о передаче судебных и нотариальных документов и выполнении судебных поручений по гражданским и торговым делам (Москва, 1938 г.) // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. IX. М., 1938.
20. Федеральный закон о международных договорах Российской Федерации / Г. В. Игнатенко [и др.] // Российский юридический журнал. 1995. № 4 (8).
21. Шупилов В.П. Международная правовая помощь по уголовным делам // Советское государство и право. 1974. № 3.
22. Яблочков Т.М. Курс международного гражданского процессуального права. Ярославль : Тип. Губерн. правления, 1909. 220 с.
23. Andrae M. Internationales Privatrecht Komment. Zum Rechtsanwendungsgesetz. Berlin : Staatsverl. der DDR, 1989.
24. Образовательная программа повышения квалификации уполномоченных по правам ребенка в субъектах Российской Федерации: учебное пособие / Л.И. Глухарева, И.В. Логвинова, А.П. Логунов (научн. ред.) и др. - М.: РГГУ, ЮНИСЕФ, Уполном. при Президенте РФ по правам ребенка, 2011.
25. Логвинова И.В. Конституционно-правовая ответственность в Российской Федерации: проблемы отграничения от иных видов социальной и юридической ответственности / И.В. Логвинова // Актуальные проблемы юридической ответственности / под ред. Р.Ф. Матвеева (отв. ред.), Е.Е. Рязанова, И.В. Логвиновой.
- М.: РГГУ, 2011. - С. 6-16.
26. Derruppé J. Droit international privé. Paris : Dalloz, 1990.
27. Schwimann M. Internationales Privatrecht. Mit vielen Beispielen. Wien : Manz, 1993.
28. Петрова Г.В. Актуальные проблемы международно-правового регулирования деятельности валютно-финансовых институтов на международном уровне и в сотрудничестве евразийских государств.// Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал.- 2015. - № 5: -С. 97-101.
29. Афзалетдинова Г.Х. Исключительные правовые режимы как средства регулирования интеграционных процессов в сфере международных отношений. // Пробелы в российском законодательстве. - 2105. - № 6: - С. 341-346.
30. Григорьева О.Г. Понятие международной правовой помощи по гражданским делам в юридической науке советского государства. // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. - 2013. - № 6: - С. 19-22.
Рецензия
на статью к.ю.н. Григорьевой Ольги Геннадьевны доцента кафедры правовых основ управления МГИМО МИД России «Международное сотрудничество по гражданским делам в советской правовой доктрине»
Статья О.Г. Григорьевой посвящена актуальной научной проблеме - доктринальным основам понятия «международное сотрудничество по гражданским делам». Причем автор исследует обозначенную проблему в ретроспективном ключе, справедливо отмечая, что еще в эпоху классического международного права правовое сотрудничество стало неотъемлемой частью внешней политики государств.
В работе анализируются различные подходы к определению таких ключевых понятий, как «международное правовое сотрудничество» и «международная правовая помощь по гражданским делам». Автор исследует труды советских ученых по международному праву, международному частному праву и международному гражданскому процессу, поскольку исследуемые им категории имеют межотраслевой характер.
Опираясь на проведенное исследование, автор формулирует, в частности, вывод о том, что термин «международное правовое сотрудничество» в советском правоведении практически не использовался. Вместе с тем, понятие «международная правовая помощь» прочно вошло в оборот с 1957 года, когда Советский Союз начал практику заключения двусторонних договоров о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам. До 1957 г. международные соглашения и советское законодательство оперировали такими понятиями, как «вручение судебных и внесудебных документов», «исполнение поручений» и т. п., не используя такого обобщающего понятия, как «международная правовая помощь».
Обобщив разработки других авторов, положения нормативных правовых актов и международных договоров СССР, автор предлагает собственные трактовки терминов «международное правовое сотрудничество» и «международная правовая помощь по гражданским делам», которые могут быть использованы в процессе нормотворчества, научной и учебной деятельности.
Таким образом, в статье поставлена и решена научно-практическая задача, выводы автора основаны на анализе значительного числа источников и литературы, заслуживают внимания. Статья О.Г.Григорьевой может быть опубликована в рецензируемом журнале, рекомендованном ВАК.
Профессор кафедры правовых основ управления МГИМО (у) МИД России, доктор юридических наук, профессор Амплеева Татьяна Юрьевна