ЕЖДУНАРОДНОЕ КУЛЬТУРНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО КАК ЧАСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ
УДК 341.232.7
С. Н. Гавров, Л. Е. Востряков
Санкт-Петербургский государственный институт культуры
Рассматриваются международное культурное сотрудничество как часть государственной культурной политики России, эволюционные процессы в мировой политике. Анализируется влияние международной напряжённости на коммуникативное пространство, пространство межкультурного взаимодействия, а также инструментарий международного культурного сотрудничества, используемый Россией для снижения уровня геополитического противостояния, укрепления мира между народами. Рассматриваются вызовы новой «холодной войны», вовлечённость западных СМИ, элементы ангажированности их информационной политики в формировании образа современной России. Выделяется роль отдельных институтов международного культурного сотрудничества, таких как Министерство культуры Российской Федерации, Федеральное агентство Россотрудничество, Фонд поддержки публичной дипломатии имени А. М. Горчакова, ФАНО РФ и ряда других. Анализируется роль международного культурного сотрудничества для создания более благоприятного информационного образа современной России.
Ключевые слова: международное культурное сотрудничество, культурная дипломатия, Министерство культуры Российской Федерации, СМИ, Россия.
S. N. Gavrov, L. Y. Vostryakov
St. Petersburg State Institute of Culture, Ministry of Culture of the Russian Federation (Minkultury), Dvortsovaya naberezhnaya, 2, 91186, St. Petersburg, Russian Federation
INTERNATIONAL CULTURAL COOPERATION AS PART OF THE STATE CULTURAL POLICY OF RUSSIA
The article considers international cultural cooperation as part of the state cultural policy of Russia, evolutionary processes in world politics. The influence of international tension on the communicative space, the space of intercultural interaction is analyzed. The toolkit of international cul-
ТАВРОВ СЕРГЕЙ НАЗИПОВИЧ - доктор философских наук, профессор кафедры социально-
культурной деятельности Санкт-Петербургского государственного института культуры GAVROV SERGEY NAZIPOVICH - Full Doctor of Philosophy, Professor of the Department of socio-
cultural activities, St. Petersburg State Institute of Culture
2ВОСТРЯКОВ ЛЕВ ЕВГЕНЬЕВИЧ - доктор политических наук, профессор кафедры социально-
культурной деятельности Санкт-Петербургского государственного института культуры VOSTRYAKOV LEV EVGENYEVICH - Full Doctor of Political Sciences, Professor of the Department of socio-cultural activities, St. Petersburg State Institute of Culture
e-mail: gavrov@gmail.com1, lev-vostriakov@yandex.ru2 © Гавров С. Н., Востряков Л. Е., 2018
tural cooperation used by Russia to reduce the level of geopolitical confrontation, to strengthen peace among nations is analyzed. The challenges of the new Cold War, the involvement of Western media, the elements of their information policy engagement in shaping the image of modern Russia are considered. The role of individual institutions of international cultural cooperation is singled out, such as the Ministry of Culture of the Russian Federation, the Federal Agency for the Commonwealth of Independent States Affairs, Compatriots Living Abroad, and International Humanitarian Cooperation (Rossotrudichestvo), the Alexander Gorchakov Public Diplomacy Fund, the Federal Agency for Scientific Organizations (FASO Russia) and others. The role of international cultural cooperation is being analyzed to create a more favorable information image of modern Russia.
Keywords: international cultural cooperation, cultural diplomacy the Ministry of Culture of the Russian Federation, Russia.
Для цитирования: Гавров С. Н., Востряков Л. Е. Международное культурное сотрудничество как часть государственной культурной политики России // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2018. № 3 (83). С. 152-160.
Происходящие в международной жизни события, санкции, предвзятая позиция ряда мировых СМИ по отношению к России заставляют задуматься о возможных механизмах купирования ситуации геополитической напряжённости, перевода с языка конфронтации на язык сотрудничества.
Представляется, что таким эффективным средством снижения международной напряжённости в условиях геополитического хаоса, связанного с кризисом традиционных отраслей экономики, низкой нормой прибыли корпораций, высоким уровнем долга субъектов — от государства до домохозяйств, переходом к новому, шестому по счёту, технологическому укладу, может выступить инструментарий международного культурного сотрудничества [10].
Несмотря на известный тезис Ф. Фу-куямы о триумфе Запада и западной идеи, история не завершилась, модернизация и постмодернизация продолжаются, наполняясь всё более важными социокультурными аспектами [11, рр. 707-713]. В новом противостоянии, развязанном по-
литической элитой и спецслужбами США и их сателлитов, проявляется их реакция на изменение мира и — впервые после распада СССР - формирование новой многополярности. Когда новая конфигурация мира станет привычной, острота противодействия ей, несомненно, снизится. Для психологического принятия политической и медийной элитой «коллективного Запада» новых реалий мировой политики должно пройти определённое время.
Время перехода к новому технологическому укладу и многополярному миру — время хаоса. Потенциальные опасности рассматриваются как угрозы, вне зависимости от их реалистичности. Этим объясняется активизация государств, в том числе спецслужб, их участие в информационной жизни, что чаще всего сводится к старым инструментам пропаганды, увеличению государственного вмешательства в дела средств массовой информации, ограничению демократических процедур [см.: 9]. Похоже, что будет восстановлена инфраструктура, размах вещания и финансирования радиостанций «Голоса Америки» и «Свободы»,
утративших свое прежнее значение после окончания «холодной войны».
В сфере коммуникации всё более мо-дерируется то, что попадает в качестве новостей и отчасти аналитических материалов в СМИ. Это более чем понятно, когда идёт речь о позиции таблоидов, изначально ориентированных на массовый спрос и упрощение мира. Но не может не вызывать удивление эволюция позиций серьёзной прессы, по определению аналитической, а не эмоциональной, также дрейфующей к упрощению событий и бесконечным обвинениям в адрес «врагов». В этом видятся симптомы того, что пропагандистские клише постепенно овладевают и умами интеллектуалов, которые происходящие события трактуют в духе упрощенно понимаемого неоконсерватизма. Это не только вызывает ассоциации с периодом «холодной» и мировых войн, но и позволяет говорить о тенденции к некоторой инволюции средств массовой информации.
Остаётся рассчитывать, что подобные перекосы в восприятии и практической политике временны, ведь психологическая мобилизация не может быть долгой. Эффективным инструментом снижения градуса геополитического противостояния служит российская культурная политика в части международного культурного сотрудничества [см., например: 1; 2].
Отметим, что утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 года № 683 «Стратегия национальной безопасности Российской Федерации» среди стратегических целей обеспечения национальной безопасности в области культуры выделяет цель «повышения роли России в мировом гума-
нитарном и культурном пространстве». В Стратегии особо подчёркивается значение использования культурного потенциала России в интересах многостороннего международного сотрудничества для укрепления национальной безопасности в области культуры в условиях формирования новой полицентричной модели мироустройства [8].
Концепция внешней политики России, утверждённая Президентом Российской Федерации В. В. Путиным 30 ноября 2016 года, рассматривает международное культурное сотрудничество как значимое «средство налаживания межциви-лизационного диалога, достижения согласия и обеспечения взаимопонимания между народами».
В числе важнейших задач, направленных на соблюдение национальных интересов и реализацию стратегических национальных приоритетов нашей страны, Концепция выделяет: «упрочение позиций Российской Федерации как одного из влиятельных центров современного мира; усиление роли России в мировом гуманитарном пространстве, распространение и укрепление позиций русского языка в мире, популяризация достижений национальной культуры, национального исторического наследия и культурной самобытности народов России, российского образования и науки, консолидация российской диаспоры; всестороннюю эффективную защиту прав и законных интересов российских граждан и проживающих за рубежом соотечественников, в том числе в различных международных форматах; доведение до широких кругов мировой общественности российской точки зрения на международные процессы; содействие развитию конструктивного ди-
алога и партнёрства в интересах укрепления согласия и взаимообогащения различных культур и цивилизаций» [3].
«Политика в сфере международного культурно-гуманитарного сотрудничества является неотъемлемой составной частью политики российского государства на международной арене. Взаимовыгодное международное культурно-гуманитарное сотрудничество способно вносить существенный вклад в достижение основополагающих целей и повышение эффективности внешней политики России», — подчёркивается в концепции Министерства иностранных дел Российской Федерации «Основные направления политики Российской Федерации в сфере международного культурно-гуманитарного сотрудничества». В этом важном документе стратегического планирования культурное сотрудничество прямо названо «эффективным инструментом сглаживания разногласий между государствами» «перед лицом угрозы межцивилиза-ционного разлома» [6].
Руководство внешней политикой нашей страны, в том числе и в области международных гуманитарных и культурных связей, осуществляет Президент Российской Федерации, определяя в соответствии с Конституцией России основные направления внешнеполитического курса и, как глава государства, представляя Российскую Федерацию в международных отношениях. Разработку общей стратегии и практическую реализацию политики России в области международных отношений и международного культурно-гуманитарного сотрудничества, а также координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти в этой сфере осуществляет Министерство
иностранных дел Российской Федерации (МИД). Помимо МИД и Минкультуры России, исполнителями международных гуманитарных и культурных проектов и мероприятий, включённых в План мероприятий по реализации в 2016-2018 годах «Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года» [7] и направленных на усиление и расширение влияния российской культуры в иностранных государствах, выступают и другие органы государственной власти. Среди них — Министерство образования и науки Российской Федерации, Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока, федеральные агентства — Россотрудниче-ство, Роспечать, Ростуризм, Федеральное агентство научных организаций, а также Межгосударственный фонд гуманитарного сотрудничества государств — участников Содружества Независимых Государств. Активное участие в подготовке и проведении международных культурных акций принимают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, такие некоммерческие организации, как Фонд «Русский мир», Фонд поддержки публичной дипломатии имени А. М. Горчакова, а также учреждения культуры, образования и науки.
Особое значение в деле осуществления единой внешнеполитической линии Российской Федерации, координации программ в области международного и гуманитарно-культурного сотрудничества принадлежит Россотрудничеству — Федеральному агентству по делам Содружества Независимых Государств, со-
отечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству.
Деятельность федерального агентства и его загранучреждений призвана обеспечить реализацию государственной политики нашей страны в гуманитарной сфере, организацию проектов международного сотрудничества в данной области, формирование и распространение объективного представления о современной России в зарубежных странах [4].
На начало 2017 года в 80 странах мира действовали 95 представительств Рос-сотрудничества: 72 российских центра науки и культуры в 62 странах, а также 23 представителя агентства в составе посольств в 21 стране. Приоритетом деятельности Россотрудничества являются государства - участники Содружества Независимых Государств, федеральное агентство ведёт системную работу по взаимодействию с проживающими за рубежом соотечественниками, осуществляет информационное сопровождение Государственной программы содействия добровольному переселению соотечественников в Российскую Федерацию, деятельность по поддержке, популяризации и распространению русского языка за рубежом. Особое значение имеет работа Россотрудничества по поддержанию в надлежащем состоянии находящихся за рубежом мест погребений, имеющих историко-мемориальное значение для нашей страны, сохранению исторических памятников, связанных с духовным и историко-культурным наследием нашей страны.
Россотрудничество осуществляет подготовку, организацию и проведение гуманитарных, научных и культурных ак-
ций нашей страны, оказывает содействие международному развитию на двустороннем уровне, координирует сотрудничество между породнёнными городами, а также отвечает за ведение информационно-аналитического мониторинга практической деятельности по укреплению позитивного восприятия и культурно-гуманитарного влияния в мире современной России. Популяризация русской культуры и русского языка, стимулирование интереса зарубежных граждан к его изучению также предусматривают меры по подбору проживающих за рубежом соотечественников и иностранных граждан, направлению их на учёбу в вузы Российской Федерации.
Основной акцент комплексных мероприятий, проводившихся на базе российских центров науки и культуры в последние годы, был сделан на теме сохранения исторической памяти и недопущения попыток намеренного искажения истории Великой Отечественной войны.
Так, совместно с Центральным музеем Великой Отечественной войны 1941— 1945 годов в рамках празднования 70-летия окончания Второй мировой войны в Российском доме науки и культуры в Берлине в 2015 году была открыта передвижная историко-документальная мультимедийная экспозиция «Освободительная миссия Красной Армии в Европе». Год спустя эта масштабная выставка успешно экспонировалась в Российском центре науки и культуры в столице Польши Варшаве.
Совместно с Дипломатической Академией МИД России в 2016 году в Германии, Австрии и Италии был проведён цикл встреч под общим названием «Исторический семинар», посвящённых памят-
ным историческим датам и событиям, связанным с историей России, а также видным российским дипломатам, политикам, международникам, учёным, деятелям искусства и культуры. «Исторический семинар», наполненный историческими сюжетами о связях России и европейских государств, в полной мере служил целям противодействия дезинформации о нашей стране и «демонизации» её образа в глазах иностранной аудитории, формирования у зарубежной публики положительного образа России как европейской страны с богатым культурно-историческим наследием и научно-культурным потенциалом.
Тем же целям способствует инициатива Россотрудничества и благотворительного фонда «Классика» по осуществлению проекта «День России в мире», в рамках которого 12 июня 2016 года на престижных столичных площадках Австрии, Белоруссии, Великобритании, Израиля, Китая и Франции состоялись концерты прославленных российских музыкальных коллективов.
В ходе проекта «Посольство мастерства», который реализуется совместно с Санкт-Петербургским Домом музыки в российских центрах науки и культуры и на партнёрских площадках Россо-трудничества в более чем в двух десятках стран Европы, Азии и Америки, состоялись торжественные концерты, знакомившие зарубежного слушателя со всемирно известной русской школой исполнительского и вокального мастерства.
Торжественные мероприятия, посвя-щённые Дню семьи, любви и верности, традиционно проводятся более чем в 50 странах мира. В 2016 году в ходе праздничных торжеств семьям наших соотече-
ственников были вручены 389 комплектов памятных медалей за любовь и верность, которыми с 2014 года отмечают и граждан иностранных государств. В 2016 году в рамках празднования Дня семьи, любви и верности в Сербии, Болгарии и на Кипре был запущен новый проект Агентства «Продвижение русской кухни за рубежом», который вызвал особый интерес не только среди наших соотечественников за рубежом, но и у местных граждан, а также регионов Российской Федерации.
География зарубежных мероприятий, направленных на поддержку соотечественников и продвижение русского языка в мире, охватывает пространство Содружества Независимых Государств, страны Европы, Ближнего Востока и Азии. Важную роль играют информационно-образовательные центры «Русский музей: виртуальный филиал», действующие на базе российских центров науки и культуры за рубежом, а также созданные в загранпредставительствах Россотруд-ничества электронные читальные залы — центры доступа к ресурсам Президентской библиотеки имени Б. Н. Ельцина за рубежом.
Возможно, ещё большее значение имеет участие Россотрудничества в отборе иностранных граждан, изъявивших желание обучаться в Российской Федерации. В 2016 году агентством была внедрена электронная форма сбора документов RUSSIA.STUDY, позволяющая иностранным гражданам подавать заявки независимо от фактического места пребывания, получать актуальную информацию о результатах отборочных мероприятий. Ежегодно квота на обучение в нашей стране иностранных граждан составляет 15 000 человек. В 2016 году об-
щее количество заявок, поданных иностранными гражданами, воспользовавшихся электронным ресурсом RUSSIA. STUDY, превысило 80 000. Это наглядно подтверждает устойчивый рост за рубежом интереса к получению российского образования.
Своего рода проводником гуманитарной линии российской внешней политики стал созданный Указом Президента Российской Федерации от 21 июня 2007 года № 796 Фонд «Русский мир», миссией которого является популяризация русского языка и отечественной культуры, поддержка программ изучения русского языка в Российской Федерации и за рубежом [5]. Самое серьёзное внимание фонд уделяет поддержке деятельности российских диаспор в зарубежных странах по сохранению их культурной идентичности и русского языка, используя для этого грантовую программу и систему Русских центров. За десять лет в 49 странах мира были открыты 110 Русских центров, которые, реализуя в своей деятельности принципы открытости и публичности, предоставляют широкий доступ к культурно-историческому и литературному наследию, методике и практике российского образования, современным творческим идеям и программам. Успешно развиваются телерадиокомпания «Русский мир», информационный портал «Русский мир», на котором в режиме реального времени формируется динамичная лента новостей Русского мира.
При содействии фонда в партнёрстве с зарубежными организациями и институтами гражданского общества совместно с Русскими центрами ежегодно проводятся тысячи культурно-массовых мероприятий по всему миру.
Акцент делается на комплексных программах ко Дню русского языка, Дню славянской письменности, Дню народного единства, юбилейным датам российской истории. Важнейшим проектом фонда «Русский мир» стала Ассамблея Русского мира — авторитетный международный форум, который проводится ежегодно накануне Дня народного единства. На ассамблее каждый год собирается около тысячи участников из России, а также из 80-90 стран ближнего и дальнего зарубежья - те люди, для которых российская культура и русский язык представляют неоспоримую ценность.
Фонд также поддерживает исследования истории и современной России, взаимодействует с Общероссийским общественным гражданско-патриотиче-ским движением «Бессмертный полк России», Ассоциацией книгоиздателей России, Благотворительным фондом сохранения искусства русского романса «Ро-мансиада» и т.д.
Важнейшая роль в координации деятельности органов исполнительной власти по реализации государственной политики Российской Федерации в отношении соотечественников, проживающих за рубежом, и осуществлению практических мероприятий по поддержке соотечественников за рубежом принадлежит Правительственной комиссии по делам соотечественников за рубежом.
Сегодня в мире происходят масштабные перемены. Мы убеждены, что механизмы международного культурного сотрудничества, инициированные Россией, являются важнейшим сдерживающим фактором от наиболее негативных сценариев развития нашего настоящего и будущего.
Примечания
1. Востряков Л. Е. Баренцев Евро-Арктический регион: новая северная общность. Опыт и уроки международного культурного сотрудничества // Панорама культурной жизни стран СНГ и Балтии. Москва : изд. РГБ, 1998. № 5. С. 2-23.
2. Востряков Л. Е, Тургаев А. С. Культурное сотрудничество в Баренцевом регионе и укрепление доверия между партнерами / / Вестник Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. 2017. №. 3. С. 6-11.
3. Концепция внешней политики Российской Федерации [Электронный ресурс] : утв. Президентом Российской Федерации В. В. Путиным 30 ноября 2016 г. // Министерство иностранных дел РФ : официальный сайт. URL: http://www.mid.ru/ru/foreign_policy/official_ documents/-/asset_publisher/CptICkB6BZ29/content/id/2542248 (дата обращения: 17.11.2017)
4. О некоторых вопросах государственного управления в области международного сотрудничества : указ Президента Российской Федерации от 6 сентября 2008 года № 1315 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2008. № 37.
5. О создании фонда «Русский мир» : указ Президента Российской Федерации от 21 июня 2007 года № 796 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2007. № 26. Ст. 3166.
6. Основные направления политики Российской Федерации в сфере международного культурно-гуманитарного сотрудничества [Электронный ресурс] // Министерство иностранных дел РФ : официальный сайт. URL: http://www.mid.ru/ru/foreign_policy/offlcial_documents/-/ asset_publisher/CptICkB6BZ29/content/id/224550 (дата обращения: 15.06.2017).
7. План мероприятий по реализации в 2016-2018 гг. Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года : утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. №. 2563-р // Собрание законодательства Российской Федерации. 2016. № 50. Ст. 7140.
8. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации : утв. Указом Президента РФ от 31 декабря 2015 года № 683 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2016. № 1, ч. 2. Ст. 7140.
9. Филимонов Г. Ю. Культурно-информационные механизмы внешней политики США: истоки и новая реальность. Москва : Изд-во РУДН, 2012.
10. Ang I., Isar Yu. R., Mar P. (2015) Cultural diplomacy: beyond the national interest? International Journal of Cultural Policy. Vol. 21, no. 4, pp. 365-381.
11. Gavrov S., Klyukanov I. (2015) Modernization, Sociological Theories of International Encyclopedia of the Social & Behavioral Sciences (ed. by J. D. Wright). 2nd edition. Vol. 15. Oxford: Elsevier. Pp. 707-713.
References
1. Vostryakov L. E. Barentsev Evro-Arkticheskiy region: novaya severnaya obshchnost'. Opyt i uroki mezhdunarodnogo kul'turnogo sotrudnichestva [Barents Euro-Arctic region: a new northern community. Experience and lessons of international cultural cooperation]. Panorama kul'turnoy zhizni stran SNG I Baltii [Panorama of the cultural life of the CIS and Baltic countries]. 1998, no. 5, pp. 2-23.
2. Vostryakov L. E., Turgaev A. S. Cultural cooperation in Barents region and consolidation of trust between partners). Bulletin of the St. Petersburg State University of Culture and Arts. 2017, no. 3, pp 6-11. (In Russian)
3. Kontseptsiya vneshney politiki Rossiyskoy Federatsii: utv. Prezidentom Rossiyskoy Federatsii V. V. Putinym 30 noyabrya 2016 g. [The concept of foreign policy of the Russian Federation: approved President of the Russian Federation Vladimir Putin on November 30, 2016]. Available at:
http://www.mid.ru/ru/foreign_policy/official_documents/-/asset_publisher/CptICkB6BZ29/con-tent/id/2542248 (accessed: 17.11.2017)
4. O nekotorykh voprosakh gosudarstvennogo upravleniya v oblasti mezhdunarodnogo sotrudnich-estva: ukaz Prezidenta Rossiyskoy Federatsii ot 6 sentyabrya 2008 goda № 1315 [On some issues of public administration in the field of international cooperation: Presidential Decree No. 1315 of September 6, 2008]. Sobranie zakonodatel'stva Rossiyskoy Federatsii [Collection of Legislation of the Russian Federation]. 2008, no. 37.
5. O sozdanii fonda "Russkiy mir": ukaz Prezidenta Rossiyskoy Federatsii ot 21 iyunya 2007 goda № 796 [On the establishment of the Russkiy Mir Foundation: Presidential Decree No. 796 of June 21, 2007]. Sobranie zakonodatel'stva Rossiyskoy Federatsii [Collection of Legislation of the Russian Federation]. 2007, no. 26, st. 3166.
6. Osnovnye napravleniya politiki Rossiyskoy Federatsii v sfere mezhdunarodnogo kul'turno-gu-manitarnogo sotrudnichestva [The main directions of the policy of the Russian Federation in the sphere of international cultural and humanitarian cooperation]. Available at: http://www.mid. ru/ru/foreign_policy/official_documents/-/asset_publisher/CptICkB6BZ29/content/id/224550 (accessed: 15.06.2017)
7. Plan meropriyatiy po realizatsii v 2016-2018 gg. Strategii gosudarstvennoy kul'turnoy politiki na period do 2030 goda: utv. rasporyazheniyem Pravitel'stva Rossiyskoy Federatsii ot 1 dekabrya 2016 g. № 2563-r [Plan of measures for implementation in 2016-2018. Strategies of the state cultural policy for the period up to 2030: approved. Decree of the Government of the Russian Federation of December 1, 2016. 2563-r]. Sobranie zakonodatel'stva Rossiyskoy Federatsii [Collection of Legislation of the Russian Federation]. 2016, no. 50, st. 7140.
8. Strategiya natsional'noy bezopasnosti Rossiyskoy Federatsii: utv. Ukazom Prezidenta RF ot 31 dekabrya 2015 goda № 683 [The National Security Strategy of the Russian Federation: Decree of the President of the Russian Federation of December 31, 2015 No. 683]. Sobranie zakonodatel'stva Rossiyskoy Federatsii [Collection of Legislation of the Russian Federation]. 2016, no. 1, p. 2, st. 7140.
9. Filimonov G. Yu. Kul'turno-informatsionnye mekhanizmy vneshney politiki SSHA: istoki i novaya real'nost' [Cultural-Information Mechanisms of US Foreign Policy: Origins and New Reality]. Moscow, Publishing House of the People's Friendship University of Russia (PFUR), 2012.
10. Ang I., Isar Yu. R., Mar P. (2015) Cultural diplomacy: beyond the national interest? International Journal of Cultural Policy. Vol. 21, no. 4, pp. 365-381.
11. Gavrov S., Klyukanov I. (2015) Modernization, Sociological Theories of International Encyclopedia of the Social & Behavioral Sciences (ed. by J. D. Wright). 2nd edition. Vol. 15. Oxford: Elsevier. Pp. 707-713.