Научная статья на тему 'Культурная дипломатия как инструмент конструирования и трансляции притягательного бренда российского государства'

Культурная дипломатия как инструмент конструирования и трансляции притягательного бренда российского государства Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1573
303
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА / CULTURAL POLICY / МЕЖДУНАРОДНОЕ КУЛЬТУРНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / INTERNATIONAL CULTURAL COOPERATION / КУЛЬТУРНАЯ ДИПЛОМАТИЯ / CULTURAL DIPLOMACY / МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / MINISTRY OF CULTURE OF THE RUSSIAN FEDERATION / БРЕНД / BRAND

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Гавров Сергей Назипович, Востряков Лев Евгеньевич

В статье рассматривается международное культурное сотрудничество как важное направление государственной культурной политики Российской Федерации. Авторы анализируют инструментарий международного культурного сотрудничества, посредством которого формируется позитивный образ России, российской культуры. Рассматриваются исходные составные части бренда Российского государства, возможность использования мест силы, двоеверия, того, что составляет органичный сплав христианства и язычества, элементов сакральной топонимики: Новгород, Соловецкий монастырь, русский Север и река Итиль-Волга. Элементами этого старого-нового бренда могут быть союз леса и степи, бескрайняя Евразия. Международное культурное сотрудничество в данном контексте служит инструментом донесения этого привлекательного образа бренда России до широкой международной аудитории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CULTURAL DIPLOMACY AS A TOOL FOR DESIGNING AND BROADCASTING THE ATTRACTIVE BRAND OF THE RUSSIAN STATE

The article considers international cultural cooperation as an important direction of the state cultural policy of the Russian Federation. The authors analyze the tools of international cultural cooperation, through which a positive image of Russia and Russian culture is formed. The article deals with the original components of the brand of the Russian state, the possibility of using places of power, dual power, what constitutes an organic fusion of Christianity and paganism, elements of sacred place names: Novgorod, Solovetsky monastery, the Russian North and the ITIL-Volga river. The elements of this old-new brand can be the Union of forests and steppes, endless Eurasia. International cultural cooperation in this context serves as a tool to convey this attractive image the brand of Russia to a wide international audience.

Текст научной работы на тему «Культурная дипломатия как инструмент конструирования и трансляции притягательного бренда российского государства»

ISSN 1997-QSQ3 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2Q1S ♦ 2 (82) март-апрель =

УЛЬТУРНАЯ ДИПЛОМАТИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ КОНСТРУИРОВАНИЯ И ТРАНСЛЯЦИИ ПРИТЯГАТЕЛЬНОГО БРЕНДА РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА

УДК 008:316.7

С. Н. Гавров, Л. Е. Востряков

Санкт-Петербургский государственный институт культуры

В статье рассматривается международное культурное сотрудничество как важное направление государственной культурной политики Российской Федерации. Авторы анализируют инструментарий международного культурного сотрудничества, посредством которого формируется позитивный образ России, российской культуры. Рассматриваются исходные составные части бренда Российского государства, возможность использования мест силы, двоеверия, того, что составляет органичный сплав христианства и язычества, элементов сакральной топонимики: Новгород, Соловецкий монастырь, русский Север и река Итиль-Волга. Элементами этого старого-нового бренда могут быть союз леса и степи, бескрайняя Евразия. Международное культурное сотрудничество в данном контексте служит инструментом донесения этого привлекательного образа - бренда России - до широкой международной аудитории.

Ключевые слова: культурная политика, международное культурное сотрудничество, культурная дипломатия, Министерство культуры Российской Федерации, бренд.

The article considers international cultural cooperation as an important direction of the state cultural policy of the Russian Federation. The authors analyze the tools of international cultural cooperation, through which a positive image of Russia and Russian culture is formed. The article

ТАВРОВ СЕРГЕЙ НАЗИПОВИЧ - доктор философских наук, профессор кафедры социально-культурной деятельности Санкт-Петербургского государственного института культуры

GAVROV SERGEY NAZIPOVICH - Full Doctor of Philosophy, Professor of the Department of socio-

cultural activities, St. Petersburg State Institute of Culture

2ВОСТРЯКОВ ЛЕВ ЕВГЕНЬЕВИЧ - доктор политических наук, профессор кафедры социально-

культурной деятельности Санкт-Петербургского государственного института культуры VOSTRYAKOV LEV EVGENYEVICH - Full Doctor of Political Sciences, Professor of the Department of socio-cultural activities, St. Petersburg State Institute of Culture

S. N. Gavrov, L. Y. Vostryakov

St. Petersburg State Institute of Culture, Ministry of Culture of the Russian Federation (Minkultury),

e-mail: gavrov@gmail.com1, lev-vostriakov@yandex.ru2 © Гавров С. Н., Востряков Л. Е., 2018

^ Теория культуры if

deals with the original components of the brand of the Russian state, the possibility of using places of power, dual power, what constitutes an organic fusion of Christianity and paganism, elements of sacred place names: Novgorod, Solovetsky monastery, the Russian North and the ITIL-Volga river. The elements of this old-new brand can be the Union of forests and steppes, endless Eurasia. International cultural cooperation in this context serves as a tool to convey this attractive image -the brand of Russia to a wide international audience.

Keywords: cultural policy, international cultural cooperation, cultural diplomacy, Ministry of Culture of the Russian Federation, brand.

Для цитирования: Гавров С. Н., Востряков Л. Е. Государственная культурная политика: культурная дипломатия как инструмент конструирования и трансляции притягательного бренда Российского государства // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2018. № 2 (82). С. 26-33.

Одной из задач государственной культурной политики выступает формирование притягательного для внешних и внутренних аудиторий бренда страны, её позитивного образа, основанного на притяжении культуры, позитивных исторических и социокультурных традициях, исторических успехах нации.

Россия как притягательный образ, Россия как притягательный бренд. Бренд рассматривается как финансовый актив, который можно измерить. Но сколько стоит бренд самой России?

Показательно в этой связи звучит известный вопрос И. В. Сталина о новом послевоенном автомобиле, который создатели хотели назвать «Родина»: «Почём будете Родину продавать?». Конечно, Родина не продается - вот и разработчикам Горьковского автозавода пришлось менять название модели, которая всем хорошо известна под маркой «Победа».

Тем не менее: в чём сила и на какие символы может опираться, какие историко-культурные элементы может включить бренд России?

Сакральные места, места силы. Древние курганы и языческие капища, на месте многих из которых стоят православ-

ные храмы. Новгород, Александровская слобода, Соловецкий монастырь... Русский Север и река Итиль-Волга. Союз леса и степи, бескрайняя Евразия. Русская история, полная великих побед и самоубийственных разрушений. «Вера православная, власть самодержавная». Советское время, связанное с Победой в Великой Отечественной войне, освоением космоса, достижениями культуры.

Конструируемый бренд России должен быть рабочим. Иными словами, он должен иметь возможность влияния на общественное сознание внутри страны и на её образ вовне. Воздействие не должно уступать культурным прорывам от блистательных дягилевских «Русских сезонов» в Париже до гастролей Мариинско-го и Большого театров в советский период нашей истории. Достижения российской культуры, явленные миру, сделали не меньше, чем военные успехи российской и советской армии, они формировали притягательный образ отечественной культуры, притягательный, позитивный образ России. Возобновить и донести этот позитивный образ России, формируемый культурой, сегодня возможно в рамках культурной дипломатии, между-

ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2018 ♦ 2 (82) март-апрель =

народного культурного сотрудничества. Именно поэтому утверждённая Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 года № 683 Стратегия национальной безопасности Российской Федерации среди стратегических целей обеспечения национальной безопасности в области культуры выделяет цель повышения роли России в мировом гуманитарном и культурном пространстве.

Представляя собой, согласно мнению известного американского исследователя М. Каммингса мл., комплекс практических действий в области «обмена идеями, информацией, произведениями искусства и другими компонентами культуры» [цит. по: 3, с. 83], международное культурное сотрудничество давно и прочно входит в публичную внешнюю политику «продвинутых» государств мира. Не случайно помощники государственного секретаря США Ф. Кумбс и Ч. Френкель, призывая в середине 1960-х годов к расширению практики международных культурных контактов, определяли культурную составляющую в международной политике США как «четвёртое измерение» американского внешнеполитического курса [см.: 4, с. 13]. Исследователи подчёркивают, что культурная дипломатия, подразумевающая масштабный культурный обмен между людьми, приобретает в современном мире всё большее значение. Поэтому культуру следует рассматривать как существенный фактор международной политики и «мягкой силы» государств, стремящихся играть важную роль в международных отношениях. Известный отечественный дипломат Е. А. Шма-гин отмечал: «Во все времена союз дипломатии и культуры служил национальным интересам России, вновь и вновь доказы-

вая свою жизненную силу на различных этапах истории Отечества. Именно культурная дипломатия с присущим ей специфическим инструментарием форм и методов воздействия на общественное мнение в значительной мере помогала растапливать лёд недоброжелательного, порой явно предвзятого отношения к нашей стране в советский период, амортизировала влияние всевозможных негативных тенденций политико-идеологического происхождения. В эпоху становления новой России именно культура вновь была призвана работать на укрепление международного авторитета страны, её доброго имени, демонстрировать открытость российского общества, служить свидетельством возрождения России, её развития в качестве свободного и демократического государства [5, с. 61-73]».

Среди факторов, на основе которых формируется культурная дипломатия государства, принято выделять:

• приоритеты внешней политики;

• стремление сформировать позитивный имидж;

• историю страны;

• распространение и популярность государственного языка страны в мире.

В рамках инициатив культурной дипломатии могут использоваться:

• искусство, в том числе театр, кинематограф, музыка, танец, живопись, скульптура;

• выставки, включая международные выставки ЭКСПО;

• образовательные программы и программы академического и научного обмена, языковые программы за рубежом;

• литература: формирование библиотек за рубежом и перевод на иностранные языки национальных произведений;

= Теория культуры

• трансляция новостей и культурных программ за рубеж;

• религиозная дипломатия, в том числе инициативы межрелигиозного диалога [2].

Задачам культурной дипломатии полностью отвечают состоявшиеся в 2016 году 230 гастрольных поездок 33 театральных и концертных учреждений, подведомственных Минкультуры России, в ходе которых было проведено более 500 мероприятий в 48 странах мира. В этом же ряду — такой яркий и резонансный выставочный проект, как открытие в октябре 2016 года уникальной выставки французских импрессионистов «Щукин. Шедевры нового искусства» в парижском Фонде Луи Виттона. В рамках экспозиции было представлено 150 полотен П. Гогена, А. Матисса, К. Моне, П. Пикассо, П. Сезанна из собраний Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Государственной Третьяковской галереи, Государственного Эрмитажа. Выставку посетили более 1 млн человек, что является беспрецедентным показателем для зарубежных выставок российских музеев.

Тогда же, в октябре 2016 года, в самом центре французской столицы, на левом берегу Сены, по соседству с Эйфе-левой башней, состоялась церемония открытия Российского духовно-культурного православного центра, сразу же ставшего одним из самых популярных мест, связанных с нашей страной. Пятиглавый Свято-Троицкий собор, органично вписавшийся в исторический облик Парижа, пользуется популярностью и у французов, и у русских эмигрантов, и у туристов — ежедневно его посещают не менее 2 тыс. человек. Помимо собора, Россий-

ский духовно-культурный центр включает в себя выставочные и концертные залы, различные детские кружки и русскую классическую гимназию, где уже ведётся преподавание русского языка и учат писать иконы.

Поддержка соотечественников посредством оказания содействия в проведении культурных мероприятий на базе российских центров науки и культуры (РЦНК) рассматривается Минкультуры России как одна из приоритетных задач. Более семи десятков РЦНК, действующих в шестидесяти двух странах, на регулярной основе организуют концертные программы с участием ведущих российских артистов, оказывают поддержку международным музыкальным, театральным фестивалям, мастер-классам, гастролям фольклорных коллективов, фестивалям народного творчества соотечественников. В 2016 году выступления российских творческих коллективов и исполнителей в РЦНК прошли в 33 странах мира. Подобные проекты позволяют зрителям ощущать тесную связь с российской культурой, традиционными для России ценностями, осознавать принадлежность к российской цивилизации. Среди аудитории подобных культурных проектов заметно возрастает доля тех, кто симпатизирует России, интересуется российской историей и культурой, желает изучать русский язык.

Российская диаспора за рубежом составляет около 30 млн человек, при этом 10 млн из них проживают на территории стран СНГ. Меры поддержки соотечественников за рубежом, защита их прав и интересов в стране пребывания, сохранение культурной и гуманитарной среды, включающей изучение русского язы-

ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2018 ♦ 2 (82) март-апрель =

ка, возможность получения образования на русском языке, а также доступ к российским каналам информирования, являются одним из важнейших приоритетов внешней политики и элементом культурной дипломатии.

География зарубежных мероприятий, направленных на поддержку соотечественников и продвижение русского языка в мире, охватывает пространство СНГ, страны Европы, Ближнего Востока и Азии.

Важную роль играют действующие на базе РЦНК за рубежом информационно-образовательные центры «Русский музей: виртуальный филиал», а также созданные в загранпредставительствах Россотрудничества электронные читальные залы - центры доступа к ресурсам Президентской библиотеки за рубежом.

Достаточно устойчивой формой, способствующей продвижению за рубежом национальных традиций и отечественных духовных ценностей, выступают «Дни России» в зарубежных странах, которые зарекомендовали себя как уникальный формат гуманитарных акций, сочетающих демонстрацию современных достижений российской культуры и одновременно - богатейшего духовного наследия нашей страны. Как правило, «Дни России» в зарубежных странах с включением в них мероприятий духовного характера проводятся Минкультуры и МИД России во взаимодействии с Русской православной церковью и нередко приурочены к знаковым юбилейным датам.

Масштабная программа мероприятий «Дней России», посвящённая 1000-летию преставления святого равноапостольного великого князя Владимира - Крестителя Руси, была реализована летом 2015 года

в Республике Беларусь. В рамках «Дней» состоялись концерты духовной и народной музыки, фотовыставки-презентации «Владимир - Красное Солнышко», показы документального фильма о святом равноапостольном великом князе Владимире, Крестителе Руси. Центральным событием мероприятий стала двусторонняя конференция «Россия - Беларусь. Перспективы развития паломничества и религиозного туризма», в которой участвовали представители и Русской, и Белорусской православных церквей.

В 2015 году «Дни России» также состоялись в Республике Словения и в Государстве Израиль. В 2016 году масштабные «Дни России» («Дни духовной культуры»), посвящённые 25-летию Содружества Независимых Государств, прошли в Абхазии, Армении, Киргизии и Узбекистане.

На пространстве СНГ культурное сотрудничество осуществляется как в двустороннем, так и многостороннем форматах. Оно направлено на расширение российского культурного присутствия в странах Содружества, сохранение памяти об общей истории и поддержание культурного единства СНГ в интересах развития всего комплекса отношений стратегического партнёрства. Минкультуры России проводит в государствах СНГ комплексные мероприятия, приуроченные к общим памятным датам и знаковым событиям Содружества, ориентированные на разную целевую аудиторию, в том числе на молодёжь. Совершенствуется нормативно-правовая основа взаимодействия, реализуются проекты в формате Недель и Дней российской культуры, обменные фестивали, выставки, концерты. Системный характер имеет межрегиональное со-

= Теория культуры

трудничество. Только в самые последние годы Минкультуры России подписаны двусторонние документы о сотрудничестве с Арменией, Белоруссией, Таджикистаном, Абхазией и Южной Осетией.

На ежегодной основе проходят такие мероприятия, как фестиваль искусств «Славянский базар в Витебске», «Россия - Казахстан: XXI век», международный фестиваль славянских народов «Славянское единство», гастроли Молодёжного российско-белорусского симфонического оркестра, фестивали Союзного государства «Творчество юных», «Союзное государство молодым талантам XXI века», фестиваль творчества инвалидов «Вместе мы сможем больше».

Эффективным инструментом сотрудничества стран СНГ в сфере культуры является действующая с 2012 года межгосударственная программа «Культурные столицы Содружества». Самыми первыми культурными столицами СНГ были объявлены в 2012 году города Астана (Казахстан) и Мары (Туркменистан), которые в 2013 году передали эстафету городам Га-бала (Азербайджан), Гюмри (Армения) и Могилев (Беларусь). Статус культурных столиц СНГ в 2014 году получили города Алматы (Республика Казахстан) и Ош (Кыргызская Республика). В 2015 году культурными столицами были провозглашены Воронеж (Россия) и Куляб (Таджикистан), в 2016 году - Дашогуз (Туркменистан). Культурной столицей Содружества Независимых Государств в 2017 году стал второй по величине город Азербайджана - Гянджа.

Новая концепция государственной культурной политики России нацелена на продвижение ценностей и позитивного образа российской цивилизации на меж-

дународной арене и культурного диалога в целом. Особое внимание уделяется знакомству иностранных аудиторий с произведениями, отражающими ценностную картину мира россиян и традиционные российские ценности.

Литература, музыка, опера, балет, театр, кинематограф, цирк, изобразительное искусство, архитектура, дизайн, художественная фотография - достижения во всех областях отечественного искусства бесспорны и признаны не только в России, но и в мире. Это подчёркнуто в «Основах государственной культурной политики».

Важнейшее место в комплексе мер, направленных на установление культурного лидерства Российской Федерации в мире, занимают обменные и «перекрёстные» Годы России с зарубежными странами, в которых существенное место отводится культурно-гуманитарному компоненту. Проведение перекрёстного года предполагает параллельную организацию культурных мероприятий одновременно в двух странах. Впервые этот подход был использован в 2010 году, когда состоялся самый первый «Перекрёстный год культур Франции и России». Ныне подобную форму культурного сотрудничества активно используют многие государства, обогатив её практикой тематического перекрёстного года.

Так, только в последнее время с впечатляющим успехом прошли «Годы языков и литературы» Россия - Германия (2014-2015) и Россия - Испания (20152016). Особой удачей 2016 года стало проведение «Года Россия - Греция», включавшего обширную программу мероприятий, более 100 из которых были организованы российской стороной.

ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2018 ♦ 2 (82) март-апрель =

Культурные сезоны — это крупные многодисциплинарные фестивали, включающие множество мероприятий в художественной, научной, образовательной, экономической областях. Сезоны могут проходить в форме дней, недель, месяцев и годов. Их цель — демонстрация культурного богатства России, а также развитие диалога культур.

Проводя культурные сезоны, организаторы стремятся не только показать свою культуру за рубежом, но и принять у себя культуры других народов, создавая максимально широкие возможности для их презентации и тем самым способствуя сохранению многообразия культур в мире и противодействуя культурной стандартизации. Как правило, в рамках культурных сезонов происходит укрепление не только культурных связей. Проведение подобных культурных сезонов позволяет создать благоприятный климат для обсуждения многих насущных вопросов в области политики и экономики [1].

Эффективный формат продвижения российской культуры в иностранных государствах - фестивали "Feel Russia" и «Цветы России». Это рассчитанный на широкую публику инновационный проект Минкультуры России, представляющий за рубежом богатое наследие и современные достижения российской культуры, знакомящий с историей и современностью нашей страны.

Фестиваль "Feel Russia", который проводится на открытом воздухе, в парках

европейских городов, доказал свою эффективность как инструмент продвижения российской культуры в странах с разными духовными и цивилизационными традициями, позволяющий максимально учитывать интересы и особенности восприятия российских культурных акций в государстве-партнёре и сформировать программу, исходя из таких особенностей. «Цветы России» — комплексный проект, знакомящий зарубежную аудиторию с творчеством самых одарённых детей России — исполнителей классической, джазовой и народной музыки, художников, юных мастеров фотографии. В 2016 году "Feel Russia" прошёл в Австрии, Германии, Греции, Испании, Казахстане и Эстонии (в 2015 году — в Аргентине, Вьетнаме, Германии, Италии, Китае, Франции), а «Цветы России» — в Белоруссии и Греции (в 2015 году — в Финляндии и Словакии). Только в 2015—2016 годах фестивали посетили более 160 тыс. чел., по всему миру посмотрели мероприятия фестивалей более 1 400 млн телезрителей, количество публикаций в СМИ превысило несколько тысяч.

Так, в рамках государственной культурной политики, отдельных проектов международного культурного сотрудничества, формируется и транслируется миру притягательный образ российской культуры, а соответственно, самой России, способствуя созданию позитивного внешнего образа страны. Так формируется привлекательный бренд России.

Примечания

1. Боголюбова Н. М, Николаева Ю. В. Новые формы международного культурного сотрудничества во внешней культурной политике современных государств // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2013. № 8. С. 386-389.

2. Василенко Е. В. Культурная дипломатия как инструмент «мягкой силы» государства [Электронный ресурс] // Перспективы: портал Центра исследований и аналитики

^ Теория культуры If

Фонд исторической перспективы : [веб-сайт]. Электрон. дан. 23.11.2015. URL: http://www. perspektivy.info/oykumena/europe/kulturnaja_diplomatija_kak_instrument_magkoj_sily_ gosudarstva_2015-11-23.htm (дата обращения: 15.05.2017).

3. Филимонов Г. Ю. Культурно-информационные механизмы внешней политики США = Cultural and information mechanisms of U. S. foreign policy : истоки и новая реальность. Москва : Российский ун-т дружбы народов, 2012. 405 с.

4. Филимонов Г. Ю. «Мягкая сила» культурной дипломатии США : монография. Москва : РУДН, 2010. 212 с.

5. Шмагин Е. А. Культура и дипломатия // Международная жизнь. 2002. № 3. С. 61—73.

References

1. Bogolyubova N. M., Nikolaeva Yu. V. Novye formy mezhdunarodnogo kul'turnogo sotrud-nichestva vo vneshney kul'turnoy politike sovremennykh gosudarstv [New forms of international cultural cooperation in the foreign cultural policy of modern states]. Aktual'nye problemy guman-itarnykh i estestvennykh nauk [Actual problems of the humanities and natural sciences]. 2013, no. 8, pp. 386—389.

2. Vasilenko E. V. Kul'turnaya diplomatiya kak instrument "myagkoy sily" gosudarstva [Cultural diplomacy as an instrument of the "soft power" of the state]. Available at: http://www. perspektivy.info/oykumena/europe/kulturnaja_diplomatija_kak_instrument_magkoj_sily_gosu-darstva_2015-11-23.htm (accessed: 15.05.2017).

3. Filimonov G. Yu. Cultural and information mechanisms of U. S. foreign policy. Origins and a new reality. Moscow, Publishing house of the People's Friendship University of Russia (PFUR), 2012. 405 p. (In Russian)

4. Filimonov G. Yu. "Myagkaya sila" kul'turnoy diplomatii SSHA ["Soft power" of US cultural diplomacy]. Moscow, Publishing house of the People's Friendship University of Russia (PFUR), 2012. 212 p.

5. Shmagin E. А. Kul'tura i diplomatiya [Culture and Diplomacy]. International Affairs. 2002, no. 3, pp. 61—73.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.