Научная статья на тему 'Международно-правовые стандарты в оперативно-разыскной деятельности'

Международно-правовые стандарты в оперативно-разыскной деятельности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1417
214
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
Международно-правовые стандарты / международные стандарты борьбы с преступностью / международное сотрудничество в борьбе с преступностью / International legal standards / international standards of combating crime / international cooperation against crime

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — В К. Иващук

Автор анализирует правовое регулирование международного полицейского сотрудничества в области борьбы с преступностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — В К. Иващук

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

International legal standards in operational-search activities

The author analyzes the legal regulation of international police cooperation in the struggle against crime.

Текст научной работы на тему «Международно-правовые стандарты в оперативно-разыскной деятельности»

Международно-правовые стандарты в оперативно-разыскной деятельности

В. К. ИВАЩУК,

доцент кафедры уголовной политики, кандидат юридических наук, доцент (Академия управления МВД России) E-mail: [email protected]

International legal standards in operational-search activities

V. K. IVASHCHUK,

Candidate of Law, Associate Professor, Associate Professor at the Department of the Criminal Policy (Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia)

yflK 341:343.8

Автор анализирует правовое регулирование международного полицейского сотрудничества в области борьбы с преступностью.

Международно-правовые стандарты, международные стандарты борьбы с преступностью, международное сотрудничество в борьбе с преступностью.

The author analyzes the legal regulation of international police cooperation in the struggle against crime.

International legal standards, international standards of combating crime, international cooperation against crime.

Оперативно-разыскная деятельность относится к одной из самых древних функций государства. Несмотря на наличие или отсутствие открытой, т. е. доступной для любого лица, правовой регламентации данной сферы деятельности, следует признать, что она присутствовала и присутствует в любом государстве, является одним из столпов его безопасности.

Вместе с тем, несмотря на древние исторические корни и высокий уровень значимости оперативно-разыскной деятельности для государства как антикриминальной деятельности [12], обращает на себя внимание то, что данная сфера является одним из самых закрытых видов работы правительства и сферой международного сотрудничества.

Во-первых, эта сфера связана с вопросами направлений сотрудничества государств в борьбе с преступностью. Ее целью является обеспечение применения национального права иностранных государств при раскрытии и расследовании преступлений, имеющих ино-

странный элемент, что подразумевает: совершение преступления иностранным гражданином или с его участием; тот случай, когда преступление подготавливалось или начиналось в одном государстве и завершилось в другом; виновные лица скрываются на территории иностранного государства и т. д., т. е. в ситуации, когда для раскрытия и расследования преступления возникает необходимость получения правовой помощи от компетентного органа иностранного государства.

Таким образом, основное содержание международного сотрудничества для территориальных ОВД в борьбе с преступностью видится во взаимодействии с компетентными органами иностранных государств с целью взаимно -го оказания международной правовой помощи при раскрытии и расследовании преступлений.

Изучение автором теоретических вопросов и правовой основы международного сотрудничества в борьбе с преступностью, преподавание соответствующей дисциплины в Академии управления МВД России, опросы, интервьюи-

рование, анкетирование слушателей Академии, изучение данного направления деятельности в территориальных ОВД позволяют сделать вывод о том, что не во всех случаях ОВД располагают возможностями эффективно использовать международное сотрудничество в целях борьбы с преступностью. Наряду с низким профессионализмом, недостаточным знанием нормативно-правовой основы правовое регулирования данного направления деятельности не вполне соответствует современным реалиям и требует совершенствования, в основе которого видится создание доступной системы международного сотрудничества территориальных ОВД с компетентными органами иностранных государств, особенно в сфере оперативно-разыскной деятельности.

В системе МВД России ведущая роль в организации международного сотрудничества по борьбе с преступностью принадлежит Договорно-правовому департаменту, который имеет в своем составе Управление двустороннего международного полицейского сотрудничества и Управление многостороннего международного сотрудничества. Этими вопросами также занимается НЦБ Интерпола МВД России, отдельные подразделения в главках и департаментах центрального аппарата МВД России.

Вопросы международного сотрудничества в борьбе с преступностью на теоретическом уровне рассматривались такими учеными, как А. И. Бастрыкин, Я. М. Бельсон, П. Н. Бирюков, А. Г. Богатырев, С. В. Бородин, Р. М. Валеев, В. М. Волженкина, А. Г. Волеводз, Л. Н. Гален-ская, Г. В. Игнатенко, И. И. Карпец, И. И. Лука-шук, Е. Г. Ляхов, А. В. Наумов, Д. П. Никольский и др. Однако данными авторами международное сотрудничество по борьбе с преступностью рассматривалось либо в общем виде, либо в контексте сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства. Отдельные вопросы международного сотрудничества в сфере оперативно-разыскной деятельности рассматривали Я. А. Посков, А. А. Росинский [6], А. А. Маслов, А. А. Бабушкин [5], И. Л. Хромов [11], М. Ю. Воронин, А. Б. Артюшенко [3] и др. Вместе с тем, видится необходимым рассмотреть вопросы международного сотрудничества в сфере оперативно-разыскной деятельности с позиций теории, особое внимание уделить правовой основе и правоприменительной практике с целью определения проблем в данном направлении деятельности территориальных ОВД и разработки предложений по их решению.

Международное сотрудничество в борьбе с преступностью осуществляется в следующих формах: договорная — в рамках международ-

ных договоров; бездоговорная — при отсутствии договора о сотрудничестве в борьбе с преступностью; институционная — в рамках международных органов и организаций; представительская — обмен представителями на постоянной основе. Однако исходя из того, что основное содержание международного сотрудничества территориальных ОВД заключается во взаимном оказании международной правовой помощи и принимая во внимание особенности оперативно-разыскной деятельности, ее негласный характер, можно усомниться в возможности взаимодействия компетентных органов государств в данной сфере государственной деятельности в рамках бездоговорной и представительской форм.

Положения ст. 6 Федерального закона от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (с изменениями и дополнениями) (далее — ФЗ об ОРД) [1] предполагают возможность проведения оперативно-разыскных мероприятий в интересах иностранного государства при условии, что с этим государством имеется соответствующий договор, который исключает возможность сотрудничества в рамках бездоговорной формы. Представительская форма не имеет национальной правовой регламентации использования территориальными ОВД возможностей представителей МВД России в иностранных государствах ни в сфере оперативно-разыскной деятельности, ни в сфере уголовного судопроизводства. Вместе с тем, международное сотрудничество в сфере оперативно-разыскной деятельности основывается на общих для международного сотрудничества по борьбе с преступностью принципах, правилах и стандартах. Одним из ключевых стандартов-принципов такого сотрудничества является двойная криминализация, которая заключается в том, что международная правовая помощь возможна в случае, когда преступление, в связи с раскрытием и расследованием которого осуществляется взаимодействие компетентных органов государств, является преступлением как в запрашиваемом, так и в запрашивающем государствах. В связи с этим на международном уровне предпринимаются меры по унификации уголовного законодательства государств. Международное сотрудничество в борьбе с преступностью охватывает широкий круг преступлений, включая преступления, подпадающие под международную юрисдикцию (агрессия, колониализм, геноцид, апартеид и др.). При определенных условиях, при согласии государства или по решению Совета Безопасности ООН, виновные лица могут быть привлечены к уголовной ответственности

за преступления такого рода не только на национальном, но и на международном уровне. Вряд ли можно найти пример привлечения к уголовной ответственности физических лиц на международном уровне за убийство, кражу, разбой, грабеж и т. д., взаимодействие компетентных органов государств при их раскрытии и расследовании образуют основное содержание международного сотрудничества в борьбе с преступностью. Таким образом, привлечение к уголовной ответственности является национальной (внутригосударственной) прерогативой. Это в равной степени относится и к преступлениям, признанным таковыми на международном уровне: незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ, фальшивомонетничество, торговля людьми и др.

Разграничение подследственности преступлений по ведомственному принципу конкретизирует круг преступлений, в раскрытии и расследовании которых ОВД используют механизмы сотрудничества. Таким образом, ОВД участвуют в международном сотрудничестве по борьбе с преступлениями, относящимися к их компетенции.

Правовую основу международного сотрудничества по борьбе с преступностью образуют две основные составляющие: международная и национальная. Международная — криминализирует определенные деяния на международном уровне в рамках международного уголовного права и регламентирует порядок взаимодействия уполномоченных органов договаривающихся государств в рамках международного уголовно-процессуального права и норм, регламентирующих сотрудничество государств в сфере оперативно-разыскной деятельности. Национальная составляющая обеспечивает реализацию нормы международного права в сфере сотрудничества по борьбе с преступностью. Кроме того, в международных договорах государства-участники определяют государственные органы — субъекты этих договоров, т. е. органы, уполномоченные осуществлять взаимодействие на международном уровне.

Отдельные вопросы сотрудничества в сфере оперативно-разыскной деятельности рассматриваются в Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности 2000 г. (ст. 20. «Специальные методы расследования») [4], где предполагается применение в сотрудничестве методов, которые в соответствии с российским законодательством осуществляются в рамках оперативно-разыскной деятельности. Ст. 11 Конвенции ООН о борь-

бе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 г. (г. Вена) предполагает для государств-участников возможность применения контролируемой поставки, которая, в соответствии со ст. 6 Федерального закона от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (с изменениями и дополнениями) [1], является одним из оперативно-разыскных мероприятий. Видится правомерным отнести к международно-правовой регламентации взаимодействие компетентных органов государств в системе Интерпола. Это устоявшаяся система, имеющая достаточную регламентацию. В связи с этим мы не ставим целью ее рассмотрение.

Полномочия ОВД Российской Федерации по сотрудничеству в сфере оперативно-разыскной деятельности определены их компетенцией. Ст. 13 Федерального закона от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (с изменениями и дополнениями) наделяет ОВД полномочиями по осуществлению оперативно-разыскной деятельности [1]. Пп. 9 п. 13 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 г. № 248 «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации» [2] (с изменениями и дополнениями), предоставляет МВД России право взаимодействовать с компетентными органами иностранных государств и с международными организациями в сфере внутренних дел. Пп. 3 п. 20 Положения наделяет Министра правом «заключать международные договоры Российской Федерации межведомственного характера в сфере внутренних дел». Федеральный закон от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» [7] предоставляет Министру внутренних дел полномочия на ведение переговоров и подписание (подпункт «в» ст. 13), утверждение и принятие международных договоров (п. 3, ст. 20) в сфере внутренних дел. МИД России осуществляет общее наблюдение за выполнением международных договоров межведомственного уровня (п. 4, ст. 32). Исходя из того, что, как было отмечено, для территориальных ОВД основное содержание международного сотрудничества в сфере оперативно-разыскной деятельности заключается во взаимодействии с компетентными органами иностранных государств при оказании международной правовой помощи, значимым видится доступность и возможность оперативного решения возникающих

в связи с этим вопросов. Следует отметить, что порядок оказания международной правовой помощи в сфере оперативно-разыскной деятельности имеет фактическую регламентацию в рамках государств — участников СНГ, например в рамках Соглашения о сотрудничестве государств — участников Содружества Независимых Государств в борьбе с преступностью 1998 г. [8]. В иных международных договорах порядок оказания международной правовой помощи в сфере оперативно-разыскной деятельности не имеет такой детализации. Следует отметить, что в международном сотрудничестве по борьбе с преступностью, в т. ч. в сфере оперативно-разыскной деятельности, существенное значение имеют особенности правовой системы государства. Каждое государство строит международное сотрудничество по борьбе с преступностью сообразно своей правовой системе. Для международного сотрудничества российских ОВД в сфере оперативно-разыскной деятельности значимым является разграничение уголовного процесса и оперативно-разыскной деятельности.

Кроме того, особенности взаимодействия российских территориальных ОВД с компетентными органами иностранных государств в сфере оперативно-разыскной деятельности определяются спецификой этого вида государственной деятельности, негласными методами, отнесением ее результатов к категории государственной тайны, (ст. 12 ФЗ об ОРД) [8], регламентацией на ведомственном уровне и др. Открытый характер уголовного процесса позволяет детализировать порядок взаимодействия с компетентными органами иностранных государств, осуществляющих расследование преступлений, что крайне затруднительно для международного сотрудничества в сфере оперативно-разыскной деятельности по указанным выше причинам (негласный характер деятельности). В связи с этим видится целесообразным раскрыть вопросы оказания международной правовой помощи в сфере оперативно-разыскной деятельности в сравнении с порядком оказания международной правовой помощи по уголовным делам.

Так, исполнение запроса о выполнении следственного действия возможно по законодательству запрашиваемого государства, например предупреждение об уголовной ответственности за заведомо ложные показания при допросе (ст. 307 УК РФ). При оказании международной правовой помощи в сфере оперативно-разыскной деятельности (по делам оперативного учета) такая процедура крайне затруднительна, т. к. разъяснение порядка вы-

полнения оперативно-разыскного мероприятия влечет разглашение сведений, относящихся к государственной тайне. Вместе с тем, в таком порядке оказания международной правовой помощи в сфере оперативно-разыскной деятельности нет необходимости, т. к. процедура получения оперативно-разыскной информации не столь значима, как в международно-правовой помощи по уголовным делам. Это объясняется различиями в характере и целях рассматриваемых видов международно-правовой помощи. Уголовно-процессуальное право характеризуется гласностью, тогда как оперативно-разыскная деятельность осуществляется, в основном, негласно (определенная степень ограничения доступа к расследованию присутствует в уголовном судопроизводстве в виде тайны следствия, однако негласный характер оперативно-разыскной деятельности — это более высокий уровень ограничения доступа к информации и ее источникам). Соответственно, международная правовая помощь по уголовным делам имеет более открытый характер, возможна ее более детальная регламентация, что крайне затруднительно для международно-правовой помощи в сфере оперативно-разыскной деятельности. Таким образом, для международной правовой помощи в сфере оперативно-разыскной деятельности особое значение имеет не порядок получения и передачи информации, а обеспечение ее конфиденциальности, что подразумевает не только ограничение доступа к ней, но и нераспространение информации о самом факте обмена информацией между компетентными органами взаимодействующих государств.

В связи с этим следует отметить, что соглашения о сотрудничестве в сфере оперативно-разыскной деятельности не содержат развернутых положений, которые были бы направлены на обеспечение конфиденциальности передаваемой информации, как это имеет место быть в рамках деятельности Интерпола, где запрашиваемая и передаваемая информация может содержать пометки «для использования полицией» или «для использования полицией и судебными органами». П. 6 ст. 6 Соглашения о сотрудничестве государств — участников Содружества Независимых Государств в борьбе с преступностью 1998 г. этот вопрос решает частично, предполагая принятие мер по обеспечению конфиденциальности запроса и его содержания при наличии просьбы компетентного органа запрашивающей стороны, т. е. в тексте запроса [8]. Представляется, что для компетентных органов государств — участников СНГ целесообразно ввести регламентацию обраще-

ния с документами, имеющими, например, пометку «конфиденциально».

Применение в уголовном судопроизводстве мер, ограничивающих права и свободы человека, имеют гласный характер, тогда как проведение определенных оперативно-разыскных мероприятий, ограничивающих права и свободы, осуществляются в негласной форме. Соответственно, в таких случаях оказание международной правовой помощи в сфере уголовного судопроизводства запрашивается и выполняется в гласной форме в соответствии с национальным законодательством, тогда как при оказании правовой помощи в сфере оперативно-разыскной деятельности взаимодействие между компетентными органами государств осуществляется в гласной форме, но выполнение определенного круга мероприятий возможно исключительно негласно. При этом, в силу различия в правовых системах государств, может возникнуть ситуация, когда запрашиваемое действие по российскому законодательству является оперативно-разыскным мероприятием, а по законодательству запрашиваемого государства — это следственное действие. Например, некоторые оперативно -разыскные мероприятия, предусмотренные ст. 6 Федерального закона от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (с изменениями и дополнениями) [1] соответствуют отдельным специальным следственным действиям, перечисленным в ст. 215 Уголовно-процессуального закона Латвии [9]. В данном случае действует один из специальных принципов международного сотрудничества в борьбе с преступностью — выполнение запрашиваемых действий по законодательству запрашиваемого государства. Соответственно, подготовке запроса об оказании международной правовой помощи в сфере оперативно-разыскной деятельности должно предшествовать, по меньшей мере, получение представления о правовой системе того или иного государства. В рамках взаимодействия компетентных органов государств — участников СНГ такая ситуация нетипична, т. к. концептуально-правовые системы этих государств остаются близкими.

Следует отметить, что одна из особенностей международного сотрудничества в сфере оперативно-разыскной деятельности заключается в том, что международная правовая помощь возможна не только в связи с действиями в рамках возбужденного уголовного дела, но и в целях решения вопроса о его возбуждении. При наличии уголовного дела международная правовая помощь в сфере оперативно-разыскной деятельности может быть запрошена

в целях обнаружения доказательств, отыскании похищенного имущества, денежных средств, имущества или предметов, подлежащих аресту с последующей конфискацией, находящихся на территории другого государства, и т. д. Соответственно, основанием для направления запроса об оказании правовой помощи в сфере оперативно-разыскной деятельности является не только наличие возбужденного уголовного дела и поручение в рамках его расследования, но и наличие дела оперативного учета, а также материалов проверки, тогда как основанием для направления международного запроса об оказании правовой помощи по уголовным делам является исключительно наличие возбужденного уголовного дела. В общем виде направление запроса об оказании международной правовой помощи по уголовному делу, который содержит просьбу о проведении какого-либо или каких-либо оперативно-разыскных мероприятий без последующего выполнения следственных действий, не имеет смысла, т. к. использование в уголовном процессе результатов оперативно-разыскных мероприятий, проведенных на территории иностранного государства, не регламентированы российским законодательством. Иная ситуация, когда для выполнения запрашиваемого следственного действия необходимо выполнить какие-либо иные действия, которые в рамках российского законодательства относятся к категории оперативно-разыскных мероприятий: например, установить лицо, которое необходимо допросить. В данном случае не имеет значения, каким образом, посредством проведения каких мероприятий будет устанавливаться требуемое лицо для конечной цели запроса (допрос). Это предопределяет недопустимость запрашивания проведения определенных оперативно-разыскных мероприятий (опрос, ПТП и т. д.) для установления требуемого лица. Более того, наименование оперативно-разыскного мероприятия по российскому законодательству может не соответствовать наименованию по законодательству иностранного государства или вообще не являться таковым и относиться к следственным действиям. При подготовке запроса об оказании правовой помощи в сфере оперативно-разыскной деятельности следует также изначально определиться, как будут использованы результаты запроса, полученные из иностранного государства. Прежде всего, это вопрос приобщения их к уголовному делу как доказательств или использования полученной информации по делам оперативного учета. В случае, когда предполагается, что материалы будут использованы исключительно в рамках

оперативно-разыскной деятельности, запрос целесообразно направлять через компетентные органы, оговоренные в договоре. При этом в запросе целесообразно избегать использования названий оперативно-разыскных мероприятий, предусмотренных российским законодательством, а описывать их простым, доступным языком (это важно для перевода), так как в запрашиваемом государстве есть свое законодательство, регламентирующее оперативно-разыскную деятельность, и, соответственно, своя терминология.

Таким образом, для запроса об оказании международно-правовой помощи в сфере оперативно-разыскной деятельности важны два момента. Первый: не имеет значения, каким образом будет получена требуемая информация, это определяется законодательством запрашиваемого государства. Второй: при направлении запроса об оказании международной правовой помощи в сфере оперативно-разыскной деятельности необходимо предпринять меры по обеспечению конфиденциальности не только о факте направления такого рода запроса, но и о результатах его выполнения. Отдельно следует обратить внимание на содержание полученного для исполнения или направляемого в иностранное государство запроса. Для его исполнения территориальными ОВД важно правовое основание направления запроса, т. к. соответствующим договором определяется субъект, который будет решать, исполнять или не исполнять его, в какой части отказать в исполнении запроса. Соответственно, это может быть МВД России, ГУ (У) МВД России по субъекту Российской Федерации в рамках соглашения о приграничном сотрудничестве, подразделение или должностное лицо в рамках Соглашения о сотрудничестве в сфере специального сопровождения оперативно-разыскной деятельности 1998 г., орган, в чьем производстве находится дело о розыске в рамках Инструкции о едином порядке осуществления межгосударственного розыска 2007 г. (г. Баку).

Объем международной полицейской ведомственной правовой помощи в сфере оперативно-разыскной деятельности определяется международными договорами и может включать:

— предоставление информации (предоставление информации — достаточно широкое понятие, под которым понимается информация по самым различным направлениям. В самом узком смысле — это информация по вопросам раскрытия преступлений, их предотвращению и т. д.);

— выполнение оперативно-разыскных мероприятий по запросам иностранных государств (ст. 7 ФЗ об ОРД);

— установление места нахождения свидетелей, подозреваемых, обвиняемых;

— идентификация трупов; лиц, которые в силу возраста или физического, психического состояния не могут сообщить о себе сведения;

— проведение совместных оперативно-разыскных мероприятий (например, контролируемая поставка наркотических и психотропных веществ, предметов, запрещенных в свободном обороте, и т. д.);

— обеспечение проведения совместных крупномасштабных операций.

Это не весь перечень мероприятий, которые могут быть запрошены или выполнены по запросам иностранных государств, или запрошены у них. Представляется, что в перспективе получат развитие другие формы и виды международного сотрудничества в борьбе с преступностью.

Так, Кишиневской Конвенцией о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 2002 г. предусмотрено создание совместных следственно-оперативных групп (к сожалению, данная Конвенция до настоящего времени не ратифицирована Российской Федерацией). Отдельно в международном сотрудничестве в сфере оперативно-разыскной деятельности стоит вопрос о возможности присутствия при выполнении оперативно-разыскных мероприятий представителя компетентного органа иностранного государства, запросившего выполнение соответствующих мероприятий. Как представляется, в тех мероприятиях, которые регламентируются нормативными право -выми актами ограниченного доступа, такое присутствие невозможно. Однако международные договоры государств — участников СНГ предусматривают направление своих представителей для присутствия при выполнении каких-либо мероприятий. Кроме того, такая процедура выполнения запроса об оказании правовой помощи при осуществлении межгосударственного розыска предусмотрена Инструкцией о едином порядке осуществления межгосударственного розыска лиц 2007 г. (г. Баку), которая, по сути, является международным договором ведомственного уровня.

На национальном уровне для направления сотрудников ОВД Российской Федерации в командировки в иностранные государства применяются положения Инструкции о порядке выезда сотрудников и работников ОВД РФ, военнослужащих и лиц гражданского персонала внутренних войск МВД РФ в служебные командировки за пределы территории Российской Федерации, утвержденной приказом

МВД России от 19 марта 2007 г. № 268. Однако, по мнению руководителей территориальных ОВД, процедура согласования таких командировок громоздка и излишне бюрократизирована. Это не позволяет оперативно принимать решения о командировании сотрудников ОВД в иностранные государства, что, соответственно, не способствует оперативному решению вопросов оперативно-разыскного характера.

Определенная часть договоров, заключенных МВД России с соответствующими министерствами и ведомствами других стран, предполагает возможность представителям компетентных органов иностранных государств и сотрудникам ОВД Российской Федерации присутствовать при выполнении запрашиваемых действий. Это Алма-Атинское соглашение между министерствами внутренних дел стран СНГ 1992 г., соглашения с министерствами внутренних дел Австрии 1990 г., Армении 1993 г., Беларуси 1997 г., Болгарии 1993 г., Венгрии 1991 г., Казахстана 1993 г. и др. [10].

Отдельно следует рассмотреть вопросы международного розыска, разновидностью которого является межгосударственный розыск. Понятие «розыск» применяется в Конвенции о правовых отношениях и правовой помощи по уголовным делам 1993 г. (г. Минск) (далее — Конвенция). В ст. 6 розыск упоминается как вид международной правовой помощи, в ст. 60 и ст. 60-1 — как способ обеспечения выдачи лица с целью его привлечения к уголовной ответственности. В первом случае (ст. 60) — при наличии запроса о выдаче, во втором (ст. 61-1) — при отсутствии такого запроса; предполагается, что такой запрос будет направлен при задержании разыскиваемого. Однако данная Конвенция не раскрывает содержание применяемого понятия «розыск». Более того, по содержанию Конвенции и основываясь на составе ее государств-участников, речь идет о межгосударственном розыске. Вместе с тем, в контексте рассматриваемой Конвенции розыск не является розыском, осуществляемым подразделениями МВД России, уполномоченными на осуществление оперативно-разыскной деятельности, т. е. это не межгосударственный розыск, осуществляемый в рамках международного сотрудничества в сфере оперативно-разыскной деятельности, а меры, которые должен предпринять следователь по розыску лица, подлежащего привлечению к уголовной ответственности. Соответственно, это выражается в направлении запросов об оказании международной правовой помощи по уголовным делам, что, в частности, определено п. 2

ст. 61-1 Конвенции. В Российской Федерации межгосударственный розыск регламентируется на международном уровне. Приказы МВД России регламентируют местный и федеральный розыск.

В данном контексте следует обратить внимание на компетенцию Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений (БКБОП). До настоящего времени руководителям, не говоря уже о сотрудниках ОВД, был неизвестен этот орган и его аббревиатура. Причина видится в том, что регламентация порядка использования возможностей этого международного органа в целях борьбы с преступностью фактически отсутствует как на международном, так и на национальном уровне.

Таким образом, международное полицейское (милицейское) ведомственное сотрудничество в сфере оперативно-разыскной деятельности можно рассматривать как основанное на международных нормах права и внутригосударственном законодательстве выполнение оперативно-разыскных мероприятий компетентных органов одного государства в интересах другого, а также согласованное или совместное проведение требуемых мероприятий, имеющих целью раскрытие преступлений, розыск лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, похищенных предметов, денежных средств, полученных преступным путем, и имущества, добытого на такого рода средства, а также для идентификации неопознанных трупов и лиц, не способных сообщить сведения о себе. Необходимость развития международного сотрудничества в сфере оперативно-разыскной деятельности обусловлена природой и современным состоянием преступности, которая характеризуется интернационализацией, организованными формами ее проявления. При этом международная преступность использует в своей противоправной деятельности достижения науки и техники, специалистов высокого класса в различных отраслях знаний и практической деятельности, в том числе бывших сотрудников оперативных подразделений, юристов. Деятельность последних направлена на противодействие государственным органам, выполняющим задачи по борьбе с преступностью. В связи с этим возрастает роль международного сотрудничества в сфере оперативно-разыскной деятельности.

Таким образом, как представляется автору, правовое регулирование международного сотрудничества территориальных ОВД требует совершенствования, которое должно быть на-

правлено на доступность для них механизмов взаимодействия с компетентными органами иностранных государств.

На настоящий момент существуют следующие проблемы, которые должны быть решены для повышения эффективности применения международного сотрудничества в целях борьбы с преступностью:

— определение территориальных ОВД муниципального уровня в качестве субъектов приграничного сотрудничества;

— введение уведомительного характера приема представителей компетентных органов иностранных государств в территориальных ОВД;

— упрощение порядка направления сотрудников ОВД в служебные командировки в иностранные государства;

— разработка нормативных правовых актов, регламентирующих порядок использования возможностей БКБОП и представителей МВД России в дипломатических и консульских учреждениях иностранных государств.

Список литературы:

1. Об оперативно-розыскной деятельности: федер. закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ [Электронный ресурс] // Система ГАРАНТ. URL: http://base.garant. ru/10104229/#ixzz5oYivFJem (дата обращения: 23.04.2019).

2. Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации: Указ Президента РФ от 1 марта 2011 г. № 248 [Электронный ресурс] // Система ГАРАНТ. URL: http:// base.garant.ru/12183346/#text (дата обращения: 23.04.2019).

3. Воронин М. Ю, Артюшенко А. Б. Контролируемая поставка как вид международного сотрудничества в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ // Современное состояние, проблемы и перспективы полицейского международного сотрудничества государств — участников СНГ в борьбе с преступностью: материалы международ. науч.-практич. конференции. М.: Академия управления МВД России, 2014.

4. Десятый Конгресс Организации Объединенных Наций по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями: сборник документов / сост. канд. юрид. наук А. Г. Волеводз. М.: Юрлитин-форм, 2001.

5. Маслов А. А, Бубушкин А. А. Оперативно-розыскное обеспечение исполнения запросов правоохранительных органов иностранных государств подразделениями НЦБ Интерпола МВД России // Бюллетень «Оперативно-розыскная работа». 2013. № 3 (209).

6. Посков Я. А., Росинский А. А. Взаимодействие розыскных подразделений правоохра-

нительных органов Хабаровского края с управлением пограничного контроля ФСБ России в процессе информационного обеспечения международного розыска преступников по каналам Интерпола // Полицейский сыск: научно-практический сборник. Хабаровск: РИО ДВЮИ МВД России, 2014.

7. Сайт Конституции Российской Федерации. О международных договорах Российской Федерации: федер. закон от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ (с изм. и доп. от 12 марта 2014 г.) [Электронный ресурс] // URL: http:// constitution.garant.ru/act/base/10103790/ (дата обращения: 23.04.2019).

8. Соглашением о сотрудничестве государств — участников Содружества Независимых Государств в борьбе с преступностью (Москва, 25 ноября 1998 г.) [Электронный ресурс] // URL: http://www.conventions.ru/view_base. php?id=1440 (дата обращения: 23.04.2019).

9. Специальные следственные действия в Латвии [Электронный ресурс] // URL: http:// www.alex-lawyer.lv/953-sledstvennie-dejstvija-v-ugolovnom-processe-v-latvii.html (дата обращения: 23.04.2019).

10. Участие органов внутренних дел и внутренних войск МВД России в международном сотрудничестве: сб. документов. М., 1999. Вып. 1-7.

11. Хромов И. Л. Международно-правовое сотрудничество оперативно-розыскных органов в борьбе с преступностью иностранцев // Российский следователь. 2007. № 9.

12. Шумилов А. Ю. Криминальная безопасность — истинная цель оперативно-розыскной деятельности? // Оперативник (сыщик). 2007. № 3. С. 9—12.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.