действует принцип свободного передвижения для граждан государств - участников СНГ, провозглашается стремление к созданию благоприятных условий для формирования и функционирования общего рынка труда, фактически же в подавляющем большинстве многосторонних соглашений на уровне СНГ и в двусторонних соглашениях государств закреплены принципы защиты национальных рынков труда и приоритета «своих» граждан на занятие трудовой деятельностью [с. 254].
Н.В. Кравчук
2018.04.058. Н.В. КРАВЧУК. МЕЖДУНАРОДНАЯ БОРЬБА С ПРЕСТУПНОСТЬЮ: ВОПРОСЫ СОТРУДНИЧЕСТВА. (Обзор)
Ключевые слова: борьба с преступностью; международное сотрудничество; стандарты борьбы с преступностью; принципы сотрудничества; направления сотрудничества; транснациональная преступность.
Стремление государств объединить усилия в противодействии наиболее опасным преступлениям, максимально скоординировать уголовную политику, облегчить взаимодействие в области борьбы с преступностью, гарантировать минимальные стандарты обращения с преступниками и обеспечить защиту жертв преступлений в духе общепризнанных гуманистических принципов ведет к формированию особой группы норм международного публичного права - международно-правовых основ борьбы с преступностью или международного права борьбы с преступности. Эту отрасль можно охарактеризовать как нормы, принципы и рекомендации в области специального предупреждения преступлений, деятельности системы уголовной юстиции, межгосударственного сотрудничества в борьбе с преступностью, обращения с преступниками и защиты жертв преступлений.
Объективную основу международного сотрудничества в борьбе с преступностью определяют следующие факторы:
- однотипные характер и структура общеуголовной преступности во всех странах мира, независимо от их государственного и общественного строя, экономических, географических, политических и социальных условий, религиозных и национальных традиций;
- однотипность структуры их законодательства о борьбе с преступностью, включающего, во всяком случае, уголовные законы, законодательство об уголовном судопроизводстве, законодательство об исполнении уголовных наказаний, нередко - специальное законодательство о противодействии отдельным видам преступлений;
- однотипность систем органов и учреждений уголовной юстиции, включающих во всех странах полицию, органы дознания и предварительного расследования, суды и прокуратуру, уголовно-исполнительную систему;
- единство основополагающих требований к персоналу учреждений и органов системы уголовной юстиции, в том числе в области его профессиональной подготовки;
- коренное сходство средств и методов предупреждения преступлений и борьбы с преступностью, в том числе принципиальная общность систем уголовно-правовых санкций и порядка их применения;
- единство человеческой сущности и общность «естественных» прав всех лиц, подвергаемых уголовной ответственности и наказанию, признание подавляющим большинством государств основополагающих гуманитарных норм.
Эти факторы играют роль «общего знаменателя» международного сотрудничества в борьбе с преступностью [4, с. 19].
Е.В. Попаденко отмечает, что долгое время международное сотрудничество касалось небольшого круга преступлений, наносящих урон стабильным отношениям между государствами (например, пиратство, работорговля и др.) [3, с. 27]. Сотрудничающие государства осуждали те или иные деяния преступников и предписывали участникам международного договора принимать меры к тому, чтобы признать данные деяния преступными согласно национальному законодательству. В последующем такие преступления получили наименование преступлений международного характера.
История мировых войн показала, что ряд преступлений должен быть признан таковыми независимо от того, считаются ли эти деяния преступными в государстве, где они были совершены. Они получили названия международных преступлений, так как затрагивают интересы всего международного сообщества, нарушая прин-
ципы и нормы международного права, обеспечивающие мир и безопасность человечества. В настоящее время к ним относятся агрессия, геноцид, преступления против человечности и военные преступления.
Сегодня международное сотрудничество в борьбе с преступностью не ограничивается международными преступлениями или преступлениями международного характера. Современная преступность выходит за пределы национальных границ и становится транснациональной. Главным критерием отнесения преступления к транснациональному Е.В. Попаденко считает охват деянием более чем одной страны при планировании, совершении и наступлении последствий, т.е. когда преступление попадает под юрисдикцию нескольких государств [3, с. 28].
Д. М. Валеев считает, что транснациональная преступность -это социальное антиправовое явление, представляющее собой последовательную целенаправленную систему преступных деяний одной или нескольких преступных группировок, организованных на основе национальных, родственных, профессиональных и иных связей, действующих на территории нескольких государств в целях совершения правонарушений и извлечения прибыли или иного запрещенного дохода [1, с. 7]. То есть значимым объединяющим признаком таких преступлений является направленность на получение экономических сверхвыгод, преимуществ, прибылей [1, с. 39]. Это особо опасный вид преступлений, так как преступники используют ресурсы и возможности, выходящие за пределы одной страны. Борьба с этими преступлениями невозможна без международного сотрудничества, поскольку участники уголовного судопроизводства могут находиться на территории иностранного государства, что существенно затрудняет преследование виновных [3, с. 28]. Реализация такого сотрудничества видится в первую очередь во введении на национальном уровне императивного-уголовно-правового запрета всех правонарушений, связанных с выходом за пределы национальных границ государств и созданием кооперативных преступных сообществ в разных странах [1, с. 58]. Помимо корректировки национального законодательства необходимо сотрудничество государств на международном уровне и в целях совершенствования определенных норм. Так, обращает на себя внимание узость характеристики организованной преступной группы,
данная в п. «а» ст. 2 Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности. Определенные недостатки есть в Конвенции ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ (неразвитость понятия «отмывание доходов») и Конвенции Совета Европы об отмывании, выявлении и конфискации доходов от преступной деятельности (установление нормы, сохраняющей право государств предусмотреть в национальном законодательстве положения, в соответствии с которыми преступления, представляющие собой отмывание доходов, не могут вменяться в виду лицам, совершившим основное преступление; двойственность квалификации конфискации). Международно-правовое определение коррупции также нуждается в корректировке в связи с недостаточной правовой определенностью его основных элементов [1, с. 151].
На международное сотрудничество в полной мере распространяются принципы, касающиеся борьбы с преступностью и закрепленные Уставе ООН, Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами и Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе [3, с. 30], как-то: запрет применения силы и угрозы силой; мирное разрешение международных споров; невмешательство во внутренние дела; международное сотрудничество; суверенное равенство государств; добросовестное выполнение государствами обязательств.
К нему также применимы специальные принципы, сложившиеся в этой области. На сегодняшний день среди ученых отсутствует единство взглядов относительно их круга. Выделяются, в частности, следующие принципы: невыдачи политических эмигрантов; неотвратимости наказания; гуманности; защиты прав своих граждан за границей; отказа от сотрудничества в отношении преступлений, которые не получили международного признания; уважения к правовой системе, суверенитету и безопасности каждого государства; эффективности; быстроты реагирования; служебной заинтересованности [3, с. 33].
Применительно к отдельным сферам международного сотрудничества могут выделяться институциональные (специальные) принципы. Так, при взаимодействии органов разных стран в области уголовного судопроизводства применяются принцип невыдачи
собственных граждан и политических эмигрантов; принцип «двойной криминальности»; взаимности; уступки и передачи части суверенитета; равенства юридической силы официальных документов; предоставления временного иммунитета лицам, явившимся для производства процессуальных действий на территорию запрашиваемого государства [5, с. 40].
Отсутствие единства касается и направлений международного сотрудничества. Их наиболее обширный перечень дают В.П. Зимин и И.Н. Зубов:
- оказание правовой помощи по уголовным делам, включая экстрадицию;
- заключение и реализация международных договоров о борьбе с преступлениями, представляющими международную опасность;
- разработка международных норм и стандартов (обязательного и рекомендательного характера), обеспечивающих защиту прав человека в сфере охраны правопорядка;
- признание и исполнение решений иностранных органов по административным и уголовным делам;
- регламентация вопросов национальной и международной юрисдикции;
- совместное изучение проблем охраны правопорядка, обмен опытом при их решении;
- оказание материально-технической и консультативной помощи;
- обмен информацией (в том числе оперативной, криминалистической) о нормативно-правовом регулировании [3, с. 37].
Международно-правовые основы борьбы с преступностью -это одновременно и результат достигнутого уровня международного сотрудничества субъектов международного права, и предпосылка дальнейшего углубления и расширения такого взаимодействия [4, с. 10]. Выработанные на международном уровне стандарты в этой области действуют как в межгосударственных отношениях, так и на национальном уровне. При этом наиболее важное их значение заключается в унификации, сближении определенных правовых норм, правил и требований, применяемых государствами в целях борьбы с преступностью [2, с. 14]. Как отмечают многие авторы, основополагающими здесь являются международные стан-
дарты защиты прав человека [2, с. 14; 4, с. 17]. Они оказывают влияние на формирование национальной уголовной политики, действуют в отдельных отраслях национального права, нормы которых применяются в целях борьбы с преступностью и прежде всего в уголовном, уголовно-процессуальном, оперативно-розыскном, уголовно-исполнительном праве.
Концептуально определяя стандарты борьбы с преступностью, стандарты в области прав человека преследуют двуединую задачу - соразмерность обеспечения прав человека, пострадавшего от неправомерных уголовно наказуемых действий, и прав лица, нарушившего право потерпевшего при совершении этих действий. Однако в процессе восстановления нарушенных прав, а также при применении карательных мер в отношении виновного возникают иные правоотношения, в которые вовлекаются субъекты, имеющие определенные властные полномочия по применению мер принудительного характера в сфере борьбы с преступностью. Для таких субъектов также действуют международно-правовые стандарты. Их следует рассматривать как составляющую системы международных стандартов борьбы с преступностью [2, с. 17].
Выделяются следующие виды стандартов борьбы с преступностью: общие стандарты прав человека; уголовно-правовые; в области уголовного судопроизводства; для осужденных; для должностных лиц, осуществляющих правоприменение в сфере борьбы с преступностью; международного сотрудничества в борьбе с преступностью; международного обмена информацией; стандарты оценки состояния преступности [2, с. 61]. Классификация стандартов имеет не только теоретическое, но и практическое значение. Это необходимо для определения их места в формировании национальной политики, их правовых свойств, взаимосвязи и взаимодействия между собой, порядка и особенности их реализации на национальном уровне, выявления противоречий между национальными и международными нормами права [2, с. 95].
Несмотря на то что международные стандарты борьбы с преступностью являются категорией международной, следует обратить внимание на то, что они реализуются, прежде всего, на национальном уровне, поскольку применение норм уголовного права как основной составляющей борьбы с преступностью и национальной уголовной политики остается национальной прерогативой государ-
ства [2, с. 51]. По мнению Е.В. Попаденко, выполнение государствами взятых на себя обязательств является одним из условий эффективности международного сотрудничества. Для обозначения процесса исполнения государством обязательств используют различные термины: «имплементация», «рецепция», «инкорпорация», «трансформация». В российской международно-правовой доктрине есть две самостоятельные теории приведения в действие норм международного права в рамках национальной правовой системы: трансформация и имплементация [3, с. 48]. В официальных документах ООН, решениях международных организаций получил распространение термин «имплементация».
Ключевое значение тут, как отмечает В.К. Иващук, имеет соотношение международного и национального права, состояние взаимосвязей между ними. В этом контексте он выделяет проблему приемлемости международных стандартов для российского права, а также завершенности их реализации на международном уровне. При незавершенности реализации международных стандартов возникают противоречия между нормами национального и международного права [2, с. 51]. К примеру, в соответствии с п. 1 ст. 3 Европейской конвенции о взаимной правовой помощи по уголовным делам международная правовая помощь оказывается в порядке, установленном законодательством запрашиваемой стороны. Эти положения Конвенции обеспечены нормами ст. 457 УПК РФ «Исполнение Российской Федерацией запроса о правовой помощи», в соответствии с которой запросы выполняются по действующему российскому законодательству. Однако, согласно п. 1 ст. 156 УПК РФ, предварительное расследование и выполнение процессуальных действий возможны при возбуждении уголовного дела, за исключением случаев, предусмотренных ст. 157 УПК РФ («Производство неотложных следственных действий»). Таким образом, правомерность выполнения процессуальных действий по запросу иностранного государства об оказании международной правовой помощи видится автору сомнительной, так как они будут выполняться в отсутствие возбужденного уголовного дела, что противоречит действующему российскому законодательству [2, с. 53]. Такие противоречия между национальными и международными нормами должны быть устранены путем внесения изменений и дополнений в уголовное и уголовно-процессуальное право.
Если говорить о практике взаимодействия российских органов с органами государств в области борьбы с преступностью, то наиболее востребованным видом сотрудничества является институт взаимной правовой помощи по уголовным делам. Этот механизм задействуется российскими правоохранительными органами в ситуациях, когда фактические данные, имеющие доказательственное значение по делу, находятся за пределами России. Достаточно часто сотрудничество осуществляется при решения вопросов выдачи уголовно преследуемых лиц и передачи уголовного судопроизводства компетентным органам другого государства в случае отказа в выдаче. Несмотря на то, что в силу положений УПК РФ эти вопросы находятся в ведении Генеральной прокуратуры РФ, на практике эта работа ведется во взаимодействии со следственными органами, которые осуществляют подготовку и представление органам прокуратуры соответствующих доказательств и материалов уголовного дела [5, с. 133].
Ученые полагают, что эффективное международное сотрудничество в области борьбы с преступностью требует соответствующего доктринального осмысления существующих проблем. В настоящее время, как отмечалось выше, имеют место недостаточная научная проработанность целого ряда вопросов в этой области, пробельность правовой регламентации, что снижает эффективность борьбы с преступностью и создает сложности для международного сотрудничества в этой сфере [3, с. 4].
Список литературы
1. Валеев Д.М. Международно-правовые основы сотрудничества по борьбе с транснациональной организованной преступностью. - М.: Юрлитинформ, 2017. - 176 с.
2. Иващук В.К. Классификация международных стандартов борьбы с преступностью. - М.: Академия управления МВД России, 2017. - 100 с.
3. Попаденко Е.В. Международное сотрудничество в борьбе с преступностью. -М.: Юрлитинформ, 2017. - 264 с.
4. Уткин В. А. Международное право борьбы с преступностью. - Томск: НТЛ, 2017. - 216 с.
5. Шепелева Ю.Л., Клевцов К.К. Взаимодействие органов предварительного расследования Российской Федерации с компетентными органами иностранных государств и международными организациями / под науч. ред. В.С. Балакши-на. - М.: Юрлитинформ, 2017. - 184 с.