Научная статья на тему 'Международно-правовые основы реализации уголовной политики Российской Федерации в отношении лиц, совершивших преступления в возрасте до восемнадцати лет'

Международно-правовые основы реализации уголовной политики Российской Федерации в отношении лиц, совершивших преступления в возрасте до восемнадцати лет Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
297
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юристъ - Правоведъ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЙ / КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / ДЕКЛАРАЦИЯ / КОНВЕНЦИЯ / РЕБЕНОК / МИНИМАЛЬНЫЕ СТАНДАРТНЫЕ ПРАВИЛА. / MINOR / THE CONSTITUTION OF THE RUSSIAN FEDERATION / DECLARATION / CONVENTION / CHILD / MINIMUM STANDARD RULES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Колониченков Роман Александрович

В статье рассматриваются вопросы международно-правовых основ реализации уголовной политики Российской Федерации в отношении лиц, совершивших преступления в возрасте до восемнадцати лет. Автор отмечает, что в настоящее время сформирован универсальный принцип приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетнего, содержание которого заключается в обязательном соблюдении их прав и интересов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Колониченков Роман Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Internationally accepted statutory principles of realization of the criminal policy of the Russian Federation with respect to the persons who commited crimes under 18 years of age

In the article questions of the international-legal bases of the realization of the criminal policy of the Russian Federation in the attitude of those, who committed crimes at the age of up to eighteen years, are examined. The author notes that is at present formed the universal principle of the priority protection of rights and interests of minor, whose content consists in the required observance of their rights and interests.

Текст научной работы на тему «Международно-правовые основы реализации уголовной политики Российской Федерации в отношении лиц, совершивших преступления в возрасте до восемнадцати лет»

Колониченков Р.А., Международно-правовые основы реализации уголовной политики

Российской Федерации в отношении лиц, совершивших преступления в

возрасте до восемнадцати лет.

Основной базой формирования уголовной политики Российской Федерации в отношении несовершеннолетних является Конституция РФ, при этом особенность конституционного регулирования уголовной политики состоит в том, что Конституция: 1) имеет высшую юридическую силу при формировании и реализации задач уголовной политики; 2) является исходной правовой базой для принципов правосудия; 3) обеспечивает единство уголовной политики; 4) устанавливает основные права и свободы человека и гражданина, которые служат правовым ориентиром для уголовной политики; 5) рационализирует уголовную политику [1, с. 68].

Мы полагаем, что для реализации уголовной политики Российской Федерации в отношении лиц, совершивших преступления в возрасте до восемнадцати лет, первостепенное значение имеют следующие положения Конституции РФ:

- признание человека, его прав и свобод высшей ценностью, а их защиты - обязанностью государства (ст. 2);

- закрепление приоритета норм и принципов международного права над национальными правовыми источниками (ст. 15);

- определение комплекса личных прав человека на жизнь (ст. 20), охрану достоинства (ст. 21), свободу (ст. 22) и др.;

- признание защиты детства особым направлением государственной деятельности (ст. 38);

- установление комплекса предписаний о защите прав человека, обвиняемого в совершении преступления (ст. 46-51, 54, 61);

- отнесение вопросов разработки и реализации уголовной политики к исключительному ведению Российской Федерации (ст. 71);

- закрепление конституционных принципов организации системы правосудия (гл. 7).

Выбранный Россией путь интеграции в международное сообщество и закрепление в

законодательстве значимости общечеловеческих ценностей потребовали нового подхода к разработке уголовной политики Российской Федерации в отношении лиц, не достигших 18-летнего возраста.

Мы полагаем, что уголовная политика Российской Федерации в отношении лиц, совершивших преступления в возрасте до восемнадцати лет, в первую очередь, базируется на международно-правовых основах. Как верно замечает Т.П. Папкова, «предупреждение правонарушений несовершеннолетних и разработка соответствующих рекомендаций выступают одной из базовых задач международного правотворчества, равно как и формирование гуманных стандартов обращения с несовершеннолетними правонарушителями, призванных обеспечить рациональную молодежную уголовную политику» [2, с. 56].

Международным сообществом принят целый ряд нормативных актов по проблемам обеспечения прав ребенка, предупреждения преступности несовершеннолетних, организации правосудия, условий обращения с несовершеннолетними правонарушителями. Нормы международного права фактически формируют политику обращения с несовершеннолетними, совершающими правонарушения, включающую в себя в качестве структурных элементов: профилактические меры; социальную реинтеграцию; обеспечение гарантий соблюдения прав человека в отношении несовершеннолетних правонарушителей; применение мер, альтернативных лишению свободы; осуществление ареста, задержания или тюремного заключения несовершеннолетнего лишь в качестве крайней меры и в течение как можно более короткого периода времени; отказ от назначения наказания несовершеннолетним в виде смертной казни или пожизненного тюремного заключения [3, с. 5]. При этом ключевой идеей всех международных правовых актов в области борьбы с преступностью несовершеннолетних является признание приоритетности профилактических мер над карательными.

Несмотря на существующий тезис о том, что особый правовой статус лиц, совершивших преступления в возрасте до восемнадцати лет, имеет довольно длительную историю. Первый международный документ, провозгласивший несовершеннолетнего активным субъектом общественных отношений, признавший наличие у него комплекса специфических прав, появился только в 1924 году. При этом Женевская декларация прав ребенка официально установила, что ввиду физической и умственной незрелости он «нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения». Только с этого момента ни один

международно-правовой акт о правах человека не обходил вниманием проблему правовой и социальной защиты несовершеннолетних.

В принятой в 1948 году Всеобщей декларации прав человека закреплено положение о том, что «материнство и младенчество дают право на особое попечение и помощь», а «все дети, родившиеся в браке или вне брака, должны пользоваться одинаковой социальной защитой» [3; 4; 5].

Принятый в 1966 году Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах установил, что «особые меры охраны и помощи должны приниматься в отношении всех детей и подростков независимо от какой бы то ни было дискриминации по признаку семейного происхождения или по иному признаку». Данный Международный пакт о гражданских и политических правах определил, что «каждый ребенок без всякой дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, национального или социального происхождения, имущественного положения или рождения имеет право на такие меры защиты, которые требуются в его положении как малолетнего со стороны его семьи, общества и государства».

В последующем мировое сообщество приняло целый ряд актов, специально посвященных правам детей и их защите, среди которых следует отметить Декларацию прав ребенка ООН, принятую в 1959 го-ду, и Конвенцию ООН о правах ребенка 1989 года. Так, например, Декларация прав ребенка определила, что «ребенок для полного и гармоничного развития нуждается в любви и понимании. Он должен, когда это возможно, расти на попечении и под ответственностью своих родителей и во всяком случае в атмосфере любви и моральной и материальной обеспеченности». Положения Декларации стали основой Конвенции 1989 года, в которой государства-участники взяли на себя обязательства обеспечить всем лицам, не достигшим восемнадцати лет, комплекс личных, социальных, экономических и политических прав, реализация которых должна способствовать формированию и развитию личности ребенка «в духе идеалов, провозглашенных в Уставе Организации Объединенных Наций, и особенно в духе мира, достоинства, терпимости, свободы, равенства и солидарности».

Мы полагаем, что совокупность международно-правовых актов, на основе которых формируется уголовная политика Российской Федерации в отношении лиц, совершивших преступления в возрасте до восемнадцати лет, может быть представлена следующим образом: Конвенция о принудительном или обязательном труде (1930), Минимальные стандартные правила обращения с заключенными (1955), Резолюция Комитета министров Совета Европы «Краткосрочное не карательное воздействие на молодых преступников в возрасте до 21 года» (1966), Декларация о защите всех лиц от пыток и других, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (1975), Резолюция Комитета министров Совета Европы «О ювенальной преступности и социальных изменениях» (1978), Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка (1979), Принципы медицинской этики, относящиеся к роли работников здравоохранения, врачей в защите заключенных или задержанных лиц от пыток и других жестоких бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (1982), Процедуры эффективного выполнения минимальных стандартных правил, касающихся обращения с заключенными (1984), Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (1984), Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила, 1985), Руководящие принципы ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (Эр-Риядские руководящие принципы, 1990), Основные принципы обращения с заключенными (1990), Правила ООН, касающиеся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы (1990), Декларация ООН о преступности и общественной безопасности (1996), Европейская конвенция об осуществлении прав детей (1996) и др. При этом следует отметить, что положения этих международно-правовых актов являются своего рода барьером для карательной уголовной политики, реализуемой в отношении лиц, совершивших преступление в возрасте до восемнадцати лет. Организация Объединенных Наций предлагает всем государствам-участникам пересмотреть само содержание уголовной политики, сместив акцент с карательной направленности уголовно-правового воздействия на несовершеннолетнего правонарушителя на иные, более гуманные меры.

Мы полагаем, что в настоящее время данные правовые акты являются международно-правовой основой реализации уголовной политики Российской Федерации в отношении лиц, совершивших преступления в возрасте до восемнадцати лет. Проводя правовой анализ данных документов, мы делаем вывод о том, что в настоящий момент в международно-правовом поле сформирован универсальный принцип приоритетной защиты прав и интересов ребенка, содержание которого заключается в обязанности государств при проведении внутренней социальной правовой и уголовно-правовой политики обеспечить первоочередное соблюдение прав и интересов ребенка. Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права являются составной частью ее правовой системы. При этом в постановлении Пленума Верховного суда РФ № 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» от 31 октября 1995 г. указано, что составной частью

правовой системы России могут являться только «закрепленные в международных пактах, конвенциях и иных документах» принципы международного права [6, с. 5]. Из этих положений вытекает, что принцип приоритетной защиты, наилучшего обеспечения прав несовершеннолетних является исходным международным требованием к формированию и реализации уголовной политики в отношении лиц, совершивших преступления в возрасте до восемнадцати лет.

Таким образом, следует отметить, что в настоящее время в международно-правовом поле сформирован универсальный принцип приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетнего, содержание которого заключается в обязанности государств при проведении внутренней социальной правовой и уголовно-правовой политики обеспечить первоочередное соблюдение прав и интересов несовершеннолетнего. Данные положения, безусловно, являются международно-правовой основой реализации уголовной политики Российской Федерации в отношении лиц, совершивших преступления в возрасте до восемнадцати лет.

Литература

1. Босхолов С.С. Основы уголовной политики: конституционный, криминологический, уголовно-правовой и информационный аспекты. М., 1999.

2. Папкова Т.П. Совершенствование системы предупреждения преступлений и иных правонарушений несовершеннолетних в Российской Федерации: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2003.

3. Колосов Ю.М. Сборник международных стандартов и норм ООН в области правосудия в отношении несовершеннолетних. М., 1998.

4. Международные акты о правах человека: Сб. документов. М., 2000.

5. Совет Европы и Россия: Сборник документов. М., 2004.

6. Бюллетень Верховного суда РФ. 1996. № 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.