инновации в правовом образовании
А. В. Комарницкий*
научно-правовое обоснование системы «ювенальная юстиция» и учебной дисциплины «основы ювенальной юстиции»
Поведение и характер правосознания несовершеннолетних тесным образом связаны с явлениями окружающей действительности: результатами деятельности государственных структур, социальных институтов и общественных организаций. Чем больше общество и государство проявляют заботу о защите прав и законных интересов несовершеннолетних, создают оптимальные условия развития личности молодого человека, тем легче проходит процесс воспитания, образования, социализации подрастающего поколения. Система российского законодательства ориентирована на построение социального государства, которое обязано проводить эффективную политику, направленную на всестороннее развитие личности, гарантию ее прав и свобод, всестороннюю социальную защиту всех членов общества, независимо от возраста.
Важнейшей частью государственной политики становится ювенальная политика, отвечающая нормам и требованиям международного права.1
Парадигма новой комплексной науки - ювенологии - рассматривает молодое поколение - будущее социума, важнейший фактор общественного воспроизводства, определяющий прогрессивное развитие всего человечес-
* Кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного права Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. E-mail: [email protected]
1 Ювенология и ювенальная политика в XXI веке: Опыт комплексного междисциплинарного исследования / Под ред. Е. Г. Слуцкого. СПб., 2004. С. 215.
кого общества и общества в отдельной стране.2
В условиях глобализации (интернационализации) различных форм девиантности (алкоголизации, проституции, наркотизма, организованной преступности, терроризма),3 правонарушаемости несовершеннолетних и молодежи в современном обществе формируется «велферизм» или «соци-ально-поддерживающий» подход с акцентом на ответственность государства за обеспечение своих несовершеннолетних граждан с настойчивым утверждением, что детей нельзя наказывать и что тюрьма - неподходящее для них место, ставится под вопрос уместность использования уголовной юстиции как инструмента в противодействии преступности несовершенно-летних.4
В ювенальной криминологии складываются новые подходы и оценки, такие как:
- основными причинами ювенальной преступности являются социальные причины, в основном бедность;
- обездоленный станет испорченным, если его обстоятельства не изменятся;
- если родители слишком бедны или не способны позаботиться о своих детях, то государство и общество должны взять на себя эту ответственность;
- детей можно и следует перевоспитывать с тем, чтобы они выросли нравственными и трудолюбивыми; их нельзя подвергать наказанию;
- тюрьма - это наихудшая обстановка для ребенка: она создает преступников.5
В современных условиях важными направлениями международной уголовной политики являются:
- декриминализация большинства малозначительных, неопасных деяний с «переводом» части из них в разряд административных проступков;
- реализация принципа «минимум репрессий»; безусловная законодательная отмена смертной казни; отношение к лишению свободы как к «высшей мере наказания», применяемой, как правило, только в отношении совершеннолетних насильственных преступников;
- последовательная реализация принципа неотвратимости наказа-
2 Там же. С. 111.
3 Гилинский Я. И. Глобализация и девиантность. СПб., 2006. С. 7.
4 МаколлиМ. Дети в тюрьме. М., 2008. С. 43.
5 Там же. С. 42-43.
ния, независимо от социального статуса виновного;
- либерально-демократическая реформа правоохранительных органов;
- разработка и реализация антикоррупционной программы на основе экономических, политических, социальных, правовых мер противодействия массовой продажности чиновников и работников правоохранительных и судебных органов;
- приоритет превенции преступлений;
- формирование альтернативной «восстановительной» юстиции, полная или частичная замена репрессивного уголовного правосудия на восстановительное правосудие, основой которого является не столько наказание лица, совершившего преступное деяние, сколько защита и восстановление нарушенных этим деянием прав потерпевших;
- формирование либерально-демократического правосознания населения.6
Эти идеи должны найти активную поддержку в российском обществе, прежде всего в отношении несовершеннолетних правонарушителей (преступников), и объединены они под общим понятием «ювенальная юстиция».
Понятие «ювенальная юстиция» во всем мире связывается с главным ее звеном - судом по делам несовершеннолетних, что определяет понятие юстиции как правосудия.7 В широком смысле слова под ювенальной юстицией понимается совокупность правовых механизмов, медико-социальных, психолого-педагогических и реабилитационных, а также иных процедур и программ, предназначенных для обеспечения наиболее полной защиты прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних, а также лиц, ответственных за их воспитание, реализуемых системой государственных и не государственных органов, учреждений и организаций.8
Россия относится к немногим странам современного мира, где защита прав несовершеннолетних как отрасль социальной политики и социального права развиты недостаточно, а правосудие по делам несовершеннолетних (ювенальная юстиция) как самостоятельная подсистема общего правосудия отсутствует вовсе. Между тем, столетний период функционирования в мире различных моделей ювенальной юстиции, в том числе и в дореволюцион-
6 Гилинский Я. И. Глобализация и девиантность. С. 328-330.
7 Мельникова Э. Б. Ювенальная юстиция: проблемы уголовного права, уголовного процесса и криминологии: Учебное пособие. М., 2001. С. 14.
8 Ювенология и ювенальная политика в XXI веке. С. 524, 666.
ной России, доказал их эффективность в деле защиты прав и законных интересов детей и молодежи.
Вопрос о необходимости ювенальной юстиции (правосудия для несовершеннолетних) в постсоветской России был поставлен в Концепции судебной реформы 1991 г. В соответствии с Указом Президента РФ № 942 от 14 сентября 1995 г., утвердившим основные направления государственной социальной политики по улучшению положения детей («Национальный план действий в интересах детей»), в число мер по укреплению правовой защиты детства были включены мероприятия по созданию ювенальной юстиции, специальных составов судов по делам семьи и несовершеннолетних.
В ходе судебно-правовой реформы, проводимой в Российской Федерации, приняты федеральные законы «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (1998 г.), «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (1999 г.).
Ряд постановлений Пленума Верховного Суда РФ также посвящен вопросам необходимости повышения качества рассмотрения дел с участием несовершеннолетних, а также соответствующей специализированной подготовки судейского корпуса.
Неоднократно на парламентских слушаниях в Государственной Думе Российской Федерации обсуждались проекты Основ законодательства «О ювенальной юстиции в Российской Федерации» и Федерального конституционного закона «О внесении дополнений в Федеральный конституционный закон “О судебной системе в Российской Федерации”».9 Но до окончательного принятия решения дело так и не дошло, хотя перспективы создания системы ювенальной юстиции достаточно оживленно обсуждались в юридической печати,10 и даже был опубликован пилотный проект Федерального конституционного закона «О ювенальных судах в Российской Федерации».11
В условиях мирового системного кризиса преступность несовершеннолетних стала представлять одну из самых серьезных общественных проблем. Ее состояние и тенденции выступают одним из важнейших инди-
9 Комарницкий А. В. Ювенальная юстиция в России: проблемы и трудности // Уголовная политика и уголовное законодательство: проблемы теории и практики. Сб. материалов междунар. научн.-практ. конф. ЛГУ им. А. С. Пушкина. СПб., 2008. С. 277.
10 Меркушов А. Практика рассмотрения уголовных дел в отношении несовершеннолетних // Российская юстиция. 2000. № 6; Ведерникова О. Ювенальная юстиция: исторический опыт и перспективы // Российская юстиция. 2000. № 7.
11 Вопросы ювенальной юстиции: Альманах. М., 2001. № 2.
каторов нравственного здоровья и социального положения подрастающего поколения в обществе.
Данные уголовной статистики преступности несовершеннолетних начала XXI в. в Российской Федерации свидетельствуют о тревожном положении дел. Так, за период 2000-2007 гг. несовершеннолетними и при их соучастии было совершено преступлений: в 2000 г. - 195426; 2001 - 185379; 2002 - 139681; 2003 - 145368; 2004 - 154414; 2005 - 154734;2006 - 150264; 2007 - 139099 соответственно. Число несовершеннолетних, совершивших преступления за указанный период, составило: в 2000 г. - 177851; 2001 -172811; 2002 - 140392; 2003 - 145577; 2004 - 151890; 2005 - 149981; 2006
- 148595; 2007 - 131965 соответственно.12
Несмотря на «внешнее благополучие» преступной сферы жизнедеятельности несовершеннолетних, этот айсберг, на наш взгляд, имеет невидимую, скрытую количественную и качественную негативную характеристики.
Во-первых, значительное количество преступлений несовершеннолетних находится в числе нераскрытых, т. е. столько же, сколько регистрируется по линии несовершеннолетних ежегодно, а возможно, и больше.
Во-вторых, одной из особенностей преступности несовершеннолетних является ее высокая латентность. По мнению ученых, преступность несовершеннолетних по латентности сопоставима с организованной и экономической преступностью взрослых.13 Некоторые ученые предполагают, что «общий расчетный уровень латентности преступности несовершеннолетних можно определить до 70 %. Он существенно различается в зависимости от конкретного вида преступления».14 Необходимо отметить, что уровень превышения реальных показателей преступности несовершеннолетних над данными официальной статистики составляет, в среднем, порядка 80-90 %.
В-третьих, качественно меняется структура правонарушаемости несовершеннолетних.
Традиционно самая большая доля преступлений против собственности, составляющая 80-82 %, «вытесняется» такими видами преступлений, как преступления против жизни и здоровья; преступления против общественной безопасности; преступления против порядка управления;
12 Статистические данные ГИЦ МВД России за январь - декабрь 2001, 2002, 2003, 2004, 2005, 2006, 2007 гг. Ф. 450. Кн. 05. Сб. РФ.
13 Минина С. П. Преступность несовершеннолетних. СПб., 1998. С. 7.
14 Преступность и реформы в России. / Под ред. А. И. Долговой. М., 1998. С. 76.
преступления, связанные с наркотиками; преступления молодежной экстремистской направленности.
Увеличивается удельный вес преступлений в сфере компьютерных технологий. Появляются новые виды интернет-мошенничества: махинации с кредитными карточками (фишинг, кардинг, скимминг), цель которых - завладение конфиденциальными данными пользователя, паролями от интернет-кошелька, номером и кодом кредитки, при помощи массовой почтовой рассылки с подставных сайтов - копий реально существующих, а также с помощью специальных устройств - скиммеров.15
В-четвертых, расширяется социальная база правонарушаемости несовершеннолетних.
Отмечается рост числа несовершеннолетних преступников из социальных групп, которые криминологами традиционно считались благополучными (студенты, подростки со средним общим образованием, учащиеся средних специальных образовательных учреждений, дети из полных и благополучных семей и др.), что значительно расширяет социальную базу преступности несовершеннолетних и повышает ее интеллектуальный потенциал. Усиливается тенденция ухода несовершеннолетних в маргинальные слои общества.
Кардинальные изменения претерпевает и мотивация преступного поведения: возрастает число преступлений, носящих не ситуационный, а предумышленный характер, имеющих не детскую, а взрослую мотивацию (корысть, жестокость, садизм, агрессивность). Возрастает удельный вес преступных посягательств, сопровождающихся элементами дерзости и глумления над людьми.
Противоправные (уголовно-административные) деяния несовершеннолетних правонарушителей носят демонстративный идеологизированный и политизированный характер. Возникают и создаются различные неформальные молодежные организации антисоциальной (фашистской) направленности «Шульц-88», «Мэд Крауд», «Белые скинхеды» (Санкт-Петербург) и др., где доминирующее место занимают жестокость, цинизм, физиологическая патология, духовно-нравственная деградация личности.16
Нуждаются в переменах и реформировании учреждения для несовершеннолетних пенитенциарной системы Минюста России.
15 Панкратьева О. Ваша карта бита // Ваш тайный советник. 2008. 1 декабря.
16 Ермаков А. История расистов-убийц написана в 130 томах // Комсомольская правда в СПб. 2008. 8 сентября.
В местах лишения свободы находится около 20 тыс. несовершеннолетних, из них одна треть страдает психическими расстройствами в той или
17
иной степени.17
Цель исправления и перевоспитания несовершеннолетних преступников в учреждениях пенитенциарной системы не достигается, и в основном они переходят в разряд профессиональных преступников, рецидивистов. Общеизвестно, что 50-60 % рецидивистов начинают свою преступную карьеру в несовершеннолетнем возрасте.18 По исследованиям А. А. Тайбако-ва, 53 % профессиональных преступников первое преступление совершили в возрасте 14-16 лет, 35 % - в возрасте 17-18 лет.19
Сегодня, как правило, существует одно пенитенциарное учреждение для несовершеннолетних на область, край или несколько субъектов Российской Федерации. В них скапливается большое количество несовершеннолетних преступников (в среднем до 200 человек), и они превращаются в «университеты уголовной криминальной субкультуры», в места пыток, жестокости и насилия.
Весьма сложным остается правовое положение детей в России.
Их права рутинно нарушаются как родителями, так и должностными лицами. В значительной мере это объясняется отсутствием сводного федерального законодательства по правам детей. Призванные заменить его законы, подзаконные акты и, в частности, внутриведомственные приказы и инструкции объективно затрудняют государству и обществу контроль над соблюдением прав и интересов ребенка. Сказывается, конечно, и укоренившаяся в обществе привычка воспринимать права ребенка как что-то искусственное, а самих детей - как объект любви и заботы, а не как субъект права.20
Можно ли говорить о правовой и криминологической культуре общества, когда мы, как и все мировое сообщество, признаем несовершеннолетних не полностью зрелыми, недостаточно развитыми, нуждающимися в посторонней опеке и заботе, ограниченно дееспособными, и в то же время
17 О положении детей в Российской Федерации. Государственный доклад. 2007. С. 118-124.
18 Криминология: Учебник / Под ред. Н. Ф. Кузнецовой, Г. М. Миньковского. М., 1998.
С. 237.
19 Тайбаков А. А. Профессиональный преступник // Социологические исследования. 1993. № 8.
20 Лукин В. Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2007 год.
устанавливаем для них уголовную ответственность и уголовное судопроизводство с четырнадцатилетнего возраста и лишаем свободы?
Настоятельная необходимость построения системы ювенальной юстиции диктуется также и опытом международных организаций и зарубежных государств.
Международное сообщество разработало целый ряд нормативных актов и договоренностей, касающихся принципиально важных вопросов в сфере обеспечения прав ребенка, предупреждения правонарушений среди несовершеннолетних, условий обращения с несовершеннолетними правонарушителями.
К ним относятся Конвенция о принудительном или обязательном труде от 28 июля 1930 г.; Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г.; Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г.; Минимальные стандартные правила обращения с заключенными от 30 августа 1955 г.; Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 19 декабря 1966 г.; Международный пакт о гражданских и политических правах от 19 декабря 1966 г.; Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах от 19 декабря 1966 г.; Декларация о правах умственно отсталых лиц от 20 декабря 1971 г.; Декларация о защите всех лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания от 9 декабря 1975 г.; Декларация о правах инвалидов от 9 декабря 1975 г.; Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка от 17 декабря 1979 г.; Принципы медицинской этики, относящиеся к роли работников здравоохранения, врачей в защите заключенных или задержанных лиц от пыток и других жестоких бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания от 18 декабря 1982 г.; Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила) от 10 декабря 1985 г.; Процедуры эффективного выполнения Минимальных стандартных правил, касающихся обращения с заключенными от 25 мая 1984 г.; Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания от 10 декабря 1984 г.; Европейская конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания от 26 ноября 1987 г.; Свод принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме от 9 декабря 1988 г.; Руководящие принципы
для эффективного осуществления Кодекса поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка от 24 мая 1989 г.; Конвенция о правах ребенка от 5 декабря 1989 г.; Основные принципы применения силы и огнестрельного оружия должностными лицами по поддержанию правопорядка 1990 г.; Руководящие принципы ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (Руководящие принципы, принятые в Эр-Рияде) от 14 декабря 1990 г.; Основные принципы обращения с заключенными от 14 декабря 1990 г.; Правила ООН, касающиеся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы, от 14 декабря 1990 г.; Европейские тюремные правила от 12 февраля 1987 г.21
Свод данных норм международного права фактически сформировал политику обращения с несовершеннолетними, совершающими правонарушения, включающую в себя в качестве структурных элементов профилактические меры; социальную реинтеграцию; обеспечение гарантий соблюдения прав человека в отношении несовершеннолетних правонарушителей; применение мер, альтернативных лишению свободы; осуществление ареста, задержания или лишения свободы ребенка лишь в качестве крайней меры и в течение как можно более короткого периода времени; отказ от назначения наказания несовершеннолетним в виде смертной казни или пожизненного тюремного заключения.
Несомненно, предупреждение правонарушений несовершеннолетних и разработка соответствующих рекомендаций выступают одной из базовых задач международного правотворчества, равно как и формирование гуманных стандартов обращения с несовершеннолетними правонарушителями, призванных обеспечить рациональную молодежную и уголовно-правовую политику.
Предупреждение правонарушений несовершеннолетних рассматривается международным сообществом как комплексная социальная политика. Меры по предотвращению правонарушений должны быть направлены на всех без исключения детей и подростков.
Ст. 10 Эр-Риядских руководящих принципов определяет: «Следует уделять особое внимание политике предупреждения, способствующей успешной подготовке к жизни в обществе и интеграции всех детей и молодых людей, особенно через семью, общину, лиц аналогичной возрастной группы, школу, профессионально-техническую подготовку, трудовую деятельность,
21 Комарницкий А. В. Проблемы преступности несовершеннолетних: история и современность. СПб., 2007. С. 39-41.
а также через добровольные организации».22 Обязательность комплексного характера профилактической социальной политики обнаруживает ее связь с целями Конвенции ООН о правах ребенка. В Конвенции также заложена необходимость комплексного подхода. Профилактическая работа должна быть направлена на общее повышение уровня жизни и благосостояния, а не просто на решение частных, хотя и острых проблем.
Характерен тот факт, что международное сообщество не ограничивается принятием конвенций и договоров, касающихся предупреждения правонарушений несовершеннолетних. Правовое регулирование закрепляется на организационном уровне. В настоящее время в мире создан и функционирует целый ряд международных организаций, а также национальных структур, самым тесным образом взаимодействующих с ООН по проблемам правонарушений несовершеннолетних, предупреждению правонарушений, ресоциализации детей.
К их числу относятся Австралийский институт криминологии (основан в 1971 г., Канберра), Международное движение в защиту детей (1979 г., Женева), Проект по правам ребенка (1994 г., Нью-Йорк), Институт по проблемам изучения преступности и борьбы с ней (1931 г., Лондон), Международный институт по правам ребенка (1995 г., Швейцария), Международная ассоциация судей по делам несовершеннолетних и семейным делам (1926 г., Нидерланды), Международное католическое бюро ребенка (1948 г., Женева), Международный центр по реформам уголовного законодательства и политики в области уголовного судопроизводства (1991 г., Ванкувер), Международный центр по предупреждению преступности (1994 г., Монреаль), Международная сеть в области правосудия в отношении несовершеннолетних (1997 г., Швейцария), Шведская организация защиты детей (1919 г., Стокгольм), Межрегиональный научно-исследовательский институт Организации Объединенных Наций по вопросам преступности и правосудия (1968 г., Рим) и ряд других.23
Функции данных организаций связаны с научной и методологической поддержкой развития законодательства, в том числе национального, обеспечивающего защиту прав и интересов детей, разработкой проблем ювенальной юстиции и систем уголовного правосудия. В связи с этим во
22 Руководящие принципы ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (Руководящие принципы, принятые в Эр-Рияде) от 14 дек. 1990 г. Ст. 10.
23 Шестаков Д. А. Криминология: Учебник для вузов. СПб., 2006. С. 102-106.
многих странах активно обсуждается идея создания специальных судов по делам несовершеннолетних: проводятся парламентские слушания, обсуждаются законопроекты, предусматривающие организацию ювенальной юстиции, организуются научные исследования и даже проводятся эксперименты по внедрению ювенальной юстиции в отдельных регионах.
В современном мире существует несколько правовых систем осуществления правосудия в отношении несовершеннолетних правонарушителей и все они охватываются понятием «ювенальная юстиция». Это
- канадская, новозеландская, французская, германская, японская, шотландская, английская системы и др. Все они основаны на принципах восстановительного правосудия, то есть на принципе восстановления законных прав и интересов лиц, потерпевших от правонарушения (преступления), на принципах защиты законных прав и интересов несовершеннолетних правонарушителей, основной из которых - принцип применения к несовершеннолетнему преступнику (ввиду его недостаточной психической и физической зрелости и развития) особых мер исправления (принудительно-воспитательных, -медицинских, -педагогических), отличных от тех, которые применя-
24
ются к взрослым преступникам.24
Эти системы различаются по формам, способам и методам деятельности, а также по тому, какие органы государства (и какова роль общества в их деятельности) осуществляют (и насколько эффективно) правосудие в отношении несовершеннолетних правонарушителей. Мы их классифицируем на четыре группы (вида).
1. Внесудебные системы рассмотрения правонарушений несовершеннолетних: Провинциальный директор в Канаде; Семейные конференции в Новой Зеландии; Комиссии по делам несовершеннолетних в Шотландии, в РСФСР 1918-1923 гг. Рассматривая правонарушения несовершеннолетних, они устраняли конфликт между частным и публичным интересами, принимали, как правило, с согласия виновного меры исправления несовершеннолетнего правонарушителя в специализированной системе профилактики и решали вопрос о необходимости (по тяжести совершенного преступления или невозможности урегулировать конфликт) рассмотрения дела судом уго-
24 Ханиган П. Молодежь, испытывающая трудности. М., 1999; Зер Х.
Восстановительное правосудие: новый взгляд на преступление и наказание. М., 2001; Восстановительное правосудие для несовершеннолетних и социальная работа / Под ред. Л. М. Карнозовой. М., 2001; Правосудие по делам несовершеннолетних. Мировая мозаика и перспективы в России / Под ред. М. Г. Флямера. М., 2000. Вып. 2.
ловной юрисдикции и применения мер государственного принуждения.
2. Специализированные судебные системы по рассмотрению дел о правонарушениях несовершеннолетних: Семейные суды в Японии; Ювенальные суды для несовершеннолетних во Франции, Германии, Швейцарии и других странах, которые рассматривают дела в отношении несовершеннолетних и принимают меры восстановления нарушенного права, безопасности, профилактики и исправления правонарушителей в рамках специализированной системы надзора и профилактики. Семейные суды Японии дела в отношении отдельных преступников (неисправимых, совершивших тяжкие преступления) могут направлять через прокурора в суд уголовной юрисдикции, который вправе применять к ним самые тяжкие меры наказания вплоть до длительного и пожизненного лишения свободы.
3. Общие суды уголовной юрисдикции США и Англии, которые осуществляют уголовное правосудие в отношении несовершеннолетних правонарушителей, согласно специальным законам, устанавливающим особую процедуру, назначают специфические меры наказания и воздействия на правонарушителей, для исправления которых действует специальная ювенальная система профилактики, надзора и исправления. В отношении злостных преступников и лиц, совершивших тяжкие преступления, суд может применить и лишение свободы пожизненно.
4. Четвертый вид правосудия в отношении несовершеннолетних
- социалистический. Это - общие суды уголовной юрисдикции, которые рассматривают правонарушения несовершеннолетних по единой со взрослыми уголовно-правовой процедуре, применяют к ним, в основном, меры наказания, связанные с лишением свободы, при фактическом отсутствии специализированной ювенальной профилактической и надзорной системы для несовершеннолетних правонарушителей. Эта система правосудия, действовавшая в СССР и странах народной демократии, действует до сих пор в России.25
Д. А. Шестаков, основоположник семейной криминологии в России, по вопросу правосудия несовершеннолетних пишет следующее: «Правосудие в отношении несовершеннолетних - модель развития уголовного права. Надо признать, что пока никто не знает, как справиться с преступностью. Поэтому начинать перемены в области политики противодействия ей надо с того, что понятно. Государству следует посмотреть на себя. Единственное,
25 Мелешко Н. П. Ювенальная юстиция в Российской Федерации. СПб., 2006. С. 614.
что оно действительно может, это значительно очеловечить уголовную юстицию. Отсюда девиз: “От бессмысленного возмездия - к вынужденному сосуществованию на цивилизованной основе”. На место принципа неотвратимости наказания всегда, когда это только возможно, должно прийти разрешение конфликта. Представляется, что уголовному закону в условиях сегодняшнего и завтрашнего дня должны быть присущи функции удержания лица, совершившего преступление, от новых преступлений (функция защиты человека), реституция (восстановление положения потерпевшего), ресоциализация осужденного. Желательно законодательное закрепление
этих функций».26
Не вызывает сомнений, что Россия нуждается в создании самостоятельной и самодостаточной системы ювенальной юстиции по защите прав и интересов детей, противодействию преступности несовершеннолетних и правовому воспитанию населения страны, где уголовному правосудию отводилась бы незначительная (по объему) роль — по наиболее опасным формам проявления преступности.
Актуальной для России является проблема создания системы воспитания и образования подрастающего поколения, так как действующая система в современных условиях развития общества показала свою неэффективность. От того, какое мы дадим детям образование, как воспитаем их сегодня и защитим их права и интересы, зависит, каким будет общество уже через 5-10 лет, а изменения в прогрессивную сторону могут наступить нескоро.
Отношение родителей (семьи) и всего общества в любом государстве к насилию в отношении детей как к способу их воспитания - это не только криминологическая, а, прежде всего социальная проблема, сказывающаяся на процессах формирования нового общества.
С этих же позиций необходимо рассматривать юридическое и ювенальное образование высшей школы России.
знание основ юриспруденции, психологии, педагогики, социологии должно быть доступно и обязательно для студентов всех систем высшего образования. Оно должно стать критерием культуры, интеллигентности, образованности любого специалиста.
В настоящее время в России появляется множество научных идей относительно ответственности несовершеннолетних (уголовно-правовой,
26 Шестаков Д. А. Преступность среди социальных подсистем // Преступность среди социальных подсистем. СПб., 2003. С. 13.
гражданско-правовой, административной) и защиты их прав и интересов.
В высших учебных заведениях разрабатываются и внедряются различные дисциплины, такие как ювенология, девиантология, ювенокрими-нология, правонарушения несовершеннолетних в условиях глобализации, профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и др.
Рассматривая вопрос юридического и ювенального образования высшей школы России, очень важно понять, что только на примере несовершеннолетних возможно достаточно достоверно проследить процесс духовно-нравственных и правовых деформаций личности правонарушителя, определить пробелы в воспитании и становлении законопослушных членов общества и предложить пути и способы устранения этих недостатков.
Изучение указанных процессов в рамках учебной дисциплины «Основы ювенальной юстиции» позволит студентам понять процесс формирования личности человека, а также факторы, влияющие на ее деформацию; научиться влиять на эти социальные явления, а, соответственно, осуществлять предупреждение и профилактику девиантогенного поведения несовершеннолетних в обществе в целом; успешно защищать права и интересы несовершеннолетних.
Высшее юридическое образование должно давать не просто знания о действующем праве, оно должно формировать современное юридическое мышление, культуру юриспруденции как социальной практики.27
В российской юридической науке пока отсутствует понятийно-теоретическая увязка предмета и метода общей юриспруденции с предметом и методом ювенальной юстиции как ее отрасли, не сформулирован и соответствующий понятийный механизм. Образование по уровню может быть разным, но воспитание и социализация - это диалектическое единство социального, духовного и биологического начал, основанных на образовании как научении знаниям о взрослении и становлении человека.
В системе юридического образования представляется целесообразным ввести специализацию - «Ювенальная юстиция», содержанием которой является управление развитием (воспитание, образование, научение) детей (молодежи, подрастающего поколения), защита их прав и интересов, а также отправление правосудия в этой сфере общественных отношений.
Поскольку отправление правосудия в отношении несовершенно-
27 Сивова С. А. Проблемы построения курса «Социология права для юридических вузов» // Государство и право. 2003. № 12. С. 60.
летних предполагает наличие у субъекта этого процесса знаний в сфере не только права, но и педагогики, социологии, психологии, естественных наук о человеке и природе, то соответствующий раздел должен быть введен во всех указанных науках. Самостоятельная специализация - «Ювенальная юстиция» - должна включать следующие дисциплины: «Основы ювенальной юстиции»; «Основы ювенального права»; «Международные стандарты социализации (развития) и защиты детей»; «Защита детей, попавших в трудную жизненную ситуацию»; «Система органов защиты детей и профилактики их девиантного поведения»; «Духовный мир и ценностные ориентации молодежи»; «Проблемы противодействия домашнему насилию»; «Семейная криминология» и др.
Исходя из сказанного, правовую дисциплину следует называть не «Ювенальная юстиция», так как это очень широкое направление в юриспруденции, соответствующее специализации, а «Основы ювенальной юстиции», как основополагающий первоначальный курс в научно-правовой системе «Ювенальная юстиция».
«Основы ювенальной юстиции» призваны стать новой формой комплексного междисциплинарного знания о молодом поколении, способствовать формированию концепции единой государственной ювенальной политики в области семьи, детства и молодежи как основы национальной политики человеческих ресурсов в Российской Федерации.
Методологию ювенальной юстиции можно определить как систему приемов и методов, с помощью которых происходят исследование и познание правовых явлений, а также формирование научного знания о ювенальной делинквентности и противодействии ей общества и государства. Одновременно методология обеспечивает и внутренние потребности науки путем выработки общих условий и правил применения методов исследования для получения истинного результата.
Курс «Основы ювенальной юстиции» сориентирован на достижение следующей цели - формирование научно обоснованного, целостного и систематизированного представления о становлении, развитии, устройстве, организации и функционировании системы и структуры зарубежной и отечественной ювенальной юстиции, как основы защиты прав и интересов несовершеннолетних.
Задачи дисциплины:
- освоение студентами положений концепции, исторических предпосылок, этапов становления и развития зарубежной и отечественной юве-
нальной юстиции;
- формирование представлений об устройстве, организации и функционировании системы и структуры ювенальной юстиции за рубежом и в России;
- оценка специфики реализации ювенальной юстицией функций судебной власти, взаимосвязь ювенальной юстиции и гражданского общества, общественных объединений;
- выработка базовых знаний о физических, психических и духовных качествах, стадиях (этапах) становления и развития, о процессе формирования правосознания, социального и правового поведения, о процессах нравственно-правовых деформаций несовершеннолетних и формировании девиантного поведения;
- выявление правовых отношений, складывающихся в обществе и затрагивающих права, интересы и обязанности несовершеннолетних в различных сферах жизни;
- анализ реальных сил и средств, которыми располагает общество для защиты прав и свобод несовершеннолетних, их интересов в различных сферах жизни;
- объяснение комплексного характера правосудия для несовершеннолетних, формирование отчетливого представления о соотношении карательных и не карательных средств воздействия, о пределах их возможностей, о применении восстановительного права;
- ознакомление с примерами современной модернизации ювенальной юстиции и прослеживание механизмов, связывающих ювенальную юстицию с уголовным правом, криминологией, уголовным процессом;
- изучение вопросов международного сотрудничества в сфере ювенальной юстиции, использование нормативно-правовых актов (отечественных и международных), регламентирующих вопросы правоотношений, складывающихся в обществе и затрагивающих права, интересы и свободы несовершеннолетних в различных сферах жизни;
- усовершенствование навыков анализа научных текстов и законодательных актов, составление краткого резюме текстов, ораторского искусства, ведения дискуссий, письменной речи (структура, организация, логичность, соблюдение требований к оформлению), работы с источниками, в том числе источниками в сети Интернет;
- формирование навыков подготовки докладов (презентаций) с использованием программы MS PowerPomt;
- ознакомление с рекомендуемой учебной и научной литературой по данной дисциплине;
- привитие навыков использования научной терминологии, теоретического и практического материала при формулировании и объяснении своих идей, избегая использования бытовых, повседневных понятий и представлений о природе защиты прав и интересов несовершеннолетних.
Достижение целей, стоящих сегодня перед российским обществом,
- совершенствование уголовного, гражданского, административного и процессуального законодательства, детских судов и восстановительного правосудия, учреждений пенитенциарной системы для несовершеннолетних, исключение из уголовной юрисдикции как субъектов преступлений основной массы несовершеннолетних правонарушителей, создание ювенальной правовой системы, соответствующей современным реалиям - позволит активно противостоять девиантогенному поведению несовершеннолетних и сформировать новое российское общество на принципах равноправия, гуманизма и справедливости.