УДК 327
А. Д. Соловых
аспирант кафедры теории и истории международных отношений ИМО и СПН МГЛУ; e-mail: [email protected] 89296076321
МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВАЯ ОЦЕНКА ПРАВА КУРДОВ НА САМООПРЕДЕЛЕНИЕ
В статье рассматривается один из важнейших принципов международного права - право на самоопределение народов, а также его применимость к проблеме курдского этноса, территория расселения которого разделена между четырьмя странами (Турцией, Ираком, Ираном и Сирией). В связи с этим автор ставит своей целью проанализировать возможность самоопределения курдов, проживающих в данных государствах.
Ключевые слова: курды; самоопределение; международное право. Solovykh A. D.
Post-graduate Student of the Chair of Theory and History of International Relations of the Institution for Foreign Relations and Social and Political Studies, MSLU
THE LEGAL EVALUATION OF THE KURDISH PEOPLE'S RIGHT TO SELF-DETERMINATION
The author of this article dwells upon the legal right of people to self-determination as one of most important principles of the international law. Also the right of the Kurdish people, whose territory is divided between four countries (Turkey, Iraq, Iran and Syria), to apply this principle is considered. In this regard the author's aim is to analyse whether the Kurdish people in these counties have the right to self-determination or not.
Key words: Kurds; self-determination; international law.
Курды - самый большой в мире народ, не имеющий собственной государственности, насчитывающий около 30 млн человек, подавляющее большинство которых проживает на территории Ирака, Ирана, Сирии и Турции. Актуальность курдского вопроса обусловлена высокой значимостью Ближневосточного региона, который испокон веков был ареной войн за перераспределение сфер влияния. Значительные запасы нефти на Ближнем Востоке придали новое политическое и экономическое значение региону в XX в.
Процесс этнической консолидации курдской народности завершился к середине VII в. Но ее формирование не сопровождалось становлением государственности. Этому в первую очередь помешали крайне неблагоприятные внешние условия. В VII-XIII вв. из-за выигрышного геополитического положения территория, занятая курдами, стала ареной войн периода халифатов [7].
В начале XVI в. имел место первый раздел территории компактного проживания курдов (далее - Курдистан) между Османской империей и Ираном. В тот период примерно 2/3 территории, занятой курдскими племенами, перешли под власть Стамбула. Но Иран и Османская империя продолжали воевать за господство над этой территорией, открывающей пути для экспансии во всех направлениях и представляющей собой естественную крепость благодаря горному рельефу и воинственному населению. Непрекращавшиеся войны причиняли колоссальный ущерб национальному развитию курдов.
В XIX - начале XX в. Курдистан был охвачен восстаниями. Именно тогда впервые была провозглашена идея создания независимого объединенного Курдистана и появился курдский национализм как идеология и политика.
Курдский вопрос обрел современное политическое значение в 1923 г., когда в соответствии с Лозаннским договором территория компактного расселения курдов была поделена между Турцией, Ираком, Ираном и Сирией. Это предопределило специфику национального развития курдов в XX в., когда правительства этих стран придерживались политики «одна страна, один народ, один язык». В результате курдские меньшинства подвергались жесткой дискриминации и, как следствие, стало расти национальное движение и образовалось несколько центров силы, которые направляют и подпитывают курдский национализм. Одним из них является турецкая Рабочая партия Курдистана (РПК). Другим - курдская автономия в Ираке, провозглашенная в 1974 г., однако укрепившая свои позиции лишь во время войны в Ираке 2003 г. благодаря тесному сотрудничеству с США и их покровительству [14]. В связи с гражданской войной в Сирии и сирийским курдам представился шанс стать в будущем третьим центром силы. В январе 2014 г. два курдских региона Сирии - Кобани и Джизре - объявили о создании автономии [6]. Еще летом 2012 г. курды Западного, или Сирийского, Курдистана заявили о самоуправлении, и со временем в каждом из этих регионов были
созданы свои правительства и парламенты, а также Высший совет Курдистана как временный орган самоуправления [15]. Таким образом, в Ираке курды воспользовались правом на самоопределение и получили широкую автономию в рамках федерального государства, в Сирии курды уже на полпути к этому, чего нельзя сказать о курдах Турции и Ирака. В настоящей статье автор ставит своей задачей рассмотреть право курдского народа на самоопределение как в составе существующих государств, так и в виде отдельного независимого государства.
Международно-правовая оценка курдского сепаратизма может быть дана только с учетом одного из основных принципов международного права - права на самоопределение народов. Понятие самоопределения прошло долгий путь, прежде чем было сформулировано в качестве принципа международного права. Право народа на самоопределение - это способность народа контролировать принятие решений и участвовать в нем, если оно касается определения политического статуса народа, поощрения его экономического, социального и культурного развития и управления его природными богатствами и ресурсами. Считается, что реализация данного принципа способствует сохранению мира и стабильности в странах с этнически неоднородным населением.
Право народов на самоопределение имеет два аспекта: внутренний и внешний. Внешний аспект относится к народам, которым необходимо определить политический статус своих территорий в международном праве, и в некоторых случаях к колониальным или расистским режимам, где народы подвергаются порабощению и эксплуатации и т. п. Некоторые ученые также считают, что данный аспект относится к национальным меньшинствам, но в особых случаях в качестве крайней меры, например: если меньшинство находится под властью расистского режима, в случае отрицания его права на участие в органах власти, или если оно подвергается массовым дискриминациям со стороны непредставительного правительства.
Важно отметить тот факт, что применение права на самоопределение можно считать гарантом территориальной целостности стран и панацеей от возникновения конфликта. Однако для этого правительства многонациональных государств должны быть открыты для изменений, необходимых для мирного разрешения споров, и только в случае соблюдения прав и интересов национальных меньшинств
возможно их мирное сосуществование в составе многонациональных государств [13].
Для раскрытия темы настоящей статьи необходимо рассмотреть документы, которые закрепляют принцип самоопределения народов в международном праве. Показательным является тот факт, что в Уставе ООН принцип равенства и самоопределения народов закреплен в качестве общепризнанной нормы международного права, ведь одна из целей ООН - развитие дружественных отношений между государствами «на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов» (п. 2 ст. 1) [12]. Данный принцип получил дальнейшее развитие в ряде международных актов и договоров:
- в Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам, принятой на XV сессии Генеральной Ассамблеи ООН в 1960 г., говорится о том, что все народы имеют право на самоопределение: в силу этого права они свободно устанавливают свой политический статус и осуществляют свое экономическое, социальное и культурное развитие [5];
- в Декларации о принципах международного права 1970 г., касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН, заявлено, что в силу принципа равноправия и самоопределения народов, закрепленного в Уставе ООН, все народы имеют право свободно определять без вмешательства извне свой политический статус и осуществлять свое экономическое, социальное и культурное развитие, и каждое государство обязано уважать это право в соответствии с положениями Устава, а также, что особенно важно, создание суверенного и независимого государства, свободное присоединение к независимому государству или объединение с ним, или установление любого другого политического статуса, свободно определенного народом, являются формами осуществления этим народом права на самоопределение. При этом государствам запрещается применять силу в целях лишения народов права на самоопределение [4];
- Ст. 1 Пакта о гражданских и политических правах 1966 г. и ст. 1 Пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. также подтверждают права народов на самоопределение и добавляют, что все народы для достижения своих целей могут свободно распоряжаться своими естественными богатствами и ресурсами без ущерба для каких-либо обязательств, вытекающих из
международного экономического сотрудничества, основанного на принципе взаимной выгоды, и из международного права. Ни один народ ни в коем случае не может быть лишен принадлежащих ему средств существования [8; 9].
Необходимо отметить, что народ, борющийся за самоопределение, должен обладать правосубъектностью. В соответствии с международным правом, «субъектом права на самоопределение являются народы, нации и народности, а также народы, состоящие из нескольких наций, народностей или национальных групп, имеющие общую территорию, одну или несколько других общностей (историческую, культурную, языковую, религиозную и т. п.) и объединенные общностью цели, которую они хотят достичь посредством самоопределения» [11]. Таким образом, международное право признает борьбу за самоопределение легитимной, разрешая при этом выход из состава государства, но не «поощряя» его.
Что касается принципа нерушимости границ, то очевидно, что он относится к внешним угрозам: государства в соответствии с действующим международным правом не имеют права применять силу или угрозу силой в отношении других государств. Однако народы, реализующие свое право на самоопределение, могут применять все формы борьбы, так как в Декларации о принципах сказано, что если государство осуществляет насильственные действия, препятствующие реализации права на самоопределение, народы имеют право оказать государству сопротивление [4].
Необходимо подчеркнуть, что право на самоопределение имеют лишь те народы, у которых нет своих национальных государств, например палестинцы или курды. При этом не следует путать право национальных меньшинств на отделение с правом народов на самоопределение. Право на отделение имеют лишь те национальные меньшинства, которые не представлены в органах власти страны и права которых ущемляются.
Национальное меньшинство - это национальная группа, консолидированная и живущая в одном из регионов государства, характеризующаяся сформировавшимся ощущением внутреннего единства и вместе с тем стремящаяся сохранить свои специфические черты (язык, культуру и т. д.) [2].
В соответствии со ст. 27 Пакта о гражданских и политических правах от 1966 г. национальным меньшинствам не может быть
отказано в праве пользоваться своей культурой, исповедовать свою религию и пользоваться родным языком. Иными словами, национальные меньшинства имеют право добиваться в рамках государств, на территории которых они проживают, создания для них национально-культурной или национально-территориальной автономии, но не права на самоопределение, поскольку по действующему международному праву оно им не принадлежит [10].
В настоящее время в рамках международного права применяются новые политические способы реализации права на самоопределение, при которых на определенное время вопрос о независимости откладывается:
- соглашение об отсрочке окончательного урегулирования на 5, 20 и более лет (имеет место в практике латиноамериканских государств; было применено в Чеченской республике);
- предоставление территории фактически полной независимости в рамках государства в соответствии с договором (Аландские острова со шведским населением в составе Финляндии, Иракский Курдистан);
- предоставление самоопределяющейся территории независимости (но не де-юре) при условии, что она будет реализована позже, что гарантируется ООН или каким-либо государством.
Увеличение числа политических форм реализации права на самоопределение в разных формах дает возможность не сводить его к сецессии (отделению части территории от данного государства по решению ее населения или органов). Данное право может реализоваться и в границах государства, в состав которого входит народ, и в таких политических формах, как национально-культурная автономия, территориальная автономия, федерация, общая демократизация государства и др. Именно разнообразие выбора дает возможность в каждом конкретном случае самоопределяться с учетом интересов всех заинтересованных народов.
Однако иногда случается, что в ходе реализации права на самоопределение возникает конфликт. В соответствии с Уставом ООН, ее органы уполномочиваются расследовать любой спор, любую ситуацию, которая может привести к международным трениям и вызвать спор [12].
Если подобный спор или ситуация могут создать угрозу международному миру и безопасности и массовой гибели людей, Совет
Безопасности уполномочен рекомендовать надлежащую процедуру или методы урегулирования не только на основании ст. 33, но и ст. 42. Если же ситуация не создает угрозы всеобщему миру и массовой гибели людей, то она должна регулироваться самим государствами в строгом соответствии с основными принципами международного и гуманитарного права ст. 55 [10].
Таким образом, из принципа самоопределения следует право народа любого государства добиваться автономии, руководить экономической жизнью своей страны, распоряжаться своими естественными ресурсами, право на развитие, право решать все внутренние вопросы (языка, религии и т. п.).
На практике реализация права на самоопределение предполагает определенный уровень развития соответствующего народа, т. е. возможность существовать независимо и самостоятельно, а также для его самоопределения требуются определенные внешние условия. Стремление народов к суверенитету и самоопределению вполне объяснимо, но попытки достижения этого любыми методами (без учета интересов других этнических групп и соседних государств) могут стать причиной дезинтеграции социально-политических общностей и, соответственно, межэтнических и межгосударственных конфликтов [3].
Обращаясь к курдскому вопросу, следует сделать вывод, что курды как народ, борющийся за самоопределение, являются субъектом международного права. Однако, для того чтобы это право реализовалось, необходимо, чтобы у курдов был общий лидер и общие цели. Вместе с тем необходимо отметить, что сирийские и турецкие курды в данный период времени ставят целью не обретение независимости, а создание курдских автономий в рамках уже существующих государств. На данном этапе курды Ближнего Востока слишком разобщены, но все заметнее становится лидерство среди них Курдского автономного района в Ираке.
Курдский автономный район в Ираке осуществляет подготовку вооруженных сил сирийских курдов, также на территории автономии находятся военные базы Рабочей партии Курдистана. Это означает, что курды разных стран преследуют разные цели, однако все более заметной становится главенствующая роль иракских курдов и их лидера Масуда Барзани. Ведь несмотря на то, что Курдский автономный район не признал сирийскую автономию по причине того, что это может негативно сказаться на сотрудничестве района
с ключевыми партнерами, такими как Турция и Иран, он поддерживает сирийских курдов во всем, что не наносит вреда имиджу Иракского Курдистана. Это является результатом политических успехов автономии, которая представляет собой пример успешной реализации политического способа осуществления права на самоопределение - Иракский Курдистан фактически независим, заключает собственные международные договоры, осуществляет контакты с иностранными государствами, однако юридически входит в состав Ирака.
Говоря о турецкой Рабочей партии Курдистана, необходимо подчеркнуть, что она признана многими странами в качестве террористической организации. Однако ее военные ресурсы играют важную роль в борьбе курдов за самоопределение, поэтому она обладает несомненным авторитетом. Например, в 2011 г. иранская Партия жизни Курдистана по рекомендации РПК прекратила боевые действия в Иране и направила свои силы в Сирию для оказания помощи сирийским курдам, которые под руководством РПК в середине 2012 г. фактически создали в Сирии автономию [1].
Необходимо обратить особое внимание на трактовку права на самоопределение Конституционным судом Турции. В его решении по делу Партии свободы и демократии в 1993 г. сказано, что правом на самоопределение, а также независимость и свободу обладают только нации. Нацией, согласно Конституционному суду Турции, является высокоорганизованная социальная структура, которая достигла высшей формы единения в ходе общественного прогресса. По заявлению Конституционного суда, нации в процессе становления проходят несколько исторических и социологических стадий и приобретают определенные характеристики. Нация не является племенем или этнической группой, представляющей собой социологическую структуру, созданную кочевыми, лингвистическими и этническими группами, которые не приобрели сознания общей истории. Конституционный суд считает группы, имеющие религиозное или этническое ядро, «простыми, примитивными и ограниченными», они противопоставляются понятию нация [13]. Из вышесказанного можно также сделать вывод о том, что подобное определение относится только к нациям, уже обладающим государственностью, и только эти образования имеют право на самоопределение. Следовательно, народы, не обладающие государственностью, не считаются объектами, имеющими право на самоопределение. По
мнению автора, данное определение направлено на то, чтобы лишить курдов права на самоопределение.
Из всего вышеописанного следует заключить, что исходя из международно-правовых позиций, курды как народ имеют право на самоопределение, однако на данном этапе сложно говорить о создании отдельного курдского государства, так как в каждой из четырех стран курдский вопрос имеет свою специфику. Курдские политические организации поставлены в разные условия и преследуют разные цели. У курдов также нет единого политического лидера, а лидеры курдов в разных странах неохотно идут на сотрудничество, поэтому отсутствует единая программа действий. Вследствие этого в настоящее время решение курдского вопроса лежит скорее в уравнении курдов в политических и гражданских правах с остальными народами и в удовлетворении их национально-культурных и иных потребностей.
Таким образом, международное право признает право курдского народа на самоопределение. Но на данном этапе сложно говорить о создании единого курдского государства, и на это есть несколько причин: во-первых, в каждой из четырех стран курдский вопрос имеет свою специфику; во-вторых, отсутствует общий лидер курдского национального движения и общие цели; в-третьих, понятие права народов на самоопределение носит противоречивый характер, оно отнюдь не идентично с правом на отделение и трактуется исходя из национальных интересов государств.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Балмасов С. С. Иран и Сирия используют «курдский фактор» против Турции [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.nmes. ru/?p=15559
2. Баранов Н. А. Этнополитология. - Балтийск : БГТУ, 2011 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://nicbar.ru/etnopolitologia_10.htm
3. Блищенко И. Содержание права народов на самоопределение // Право народов на самоопределение: идея и воплощение / сост. А. Г. Осипов. -М., 1997 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http ://www. pravo. vuzlib.org/book_z428_page_9.html
4. Декларация ООН о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/decl_ conv/declarations/intlaw_principles.shtml
5. Декларация ООН о предоставлении независимости колониальным народам и странам. 1960 [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://daccess-dds-ny.un.org/doc/RESOLUTION/GEN/NR0/155/24/IMG/ NR015524.pdf?OpenElement
6. Жаров К. Второй курдский регион на севере Сирии провозгласил автономию в одностороннем порядке [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://itar-tass.com/mezhdunarodnaya-panorama/917836
7. Лазарев М. С., Мгои Ш. Х., Васильева Е. И. и др. История Курдистана. -М. : Восточная литература, 1999. - 205 с.
8. Международный пакт о гражданских и политических правах [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.un.org/ru/documents/ decl_conv/conventions/pactecon.shtm
9. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.un.org/ru/ documents/decl_conv/conventions/pactpol.shtm
10. ОНЮА. Вводная лекция по международному праву, 2011 год. Международная правосубъектность народов, борющихся за самоопределение [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://senatm.com/ mejdunarodnogo-prava/mejdunarodnaya-pravosubyektnost-narodov.html
11. СтарушенкоГ. Б. Самоопределение как правовая основа предотвращения конфликтов и защиты прав человека [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.memo.ru/hr/referats/selfdet/Chapter5.htm
12. Устав ООН [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.un.org/ ru/documents/charter/chapter1.shtml
13. Derya Bayir. Turkey, the Kurds, and the legal contours of the right to self-determination. - URL: http://www.tplondon.com/journal/index.php/ks/ article/view/28
14. Kenneth Katzman. The Kurds in Post-Saddam Iraq. - URL : http://fpc.state. gov/documents/organization/101816.pdf
15. Abdulla N. The rise of Syria's Kurds. - URL : http://www.aljazeera.com/ indepth/opinion/2014/01/rise-syria-kurds-201412353941189707.html