МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО; ЕВРОПЕЙСКОЕ ПРАВО
МЕЖДУНАРОДНАЯ ЗАЩИТА ДЕВОЧЕК КАК УЯЗВИМОЙ ГРУППЫ НАСЕЛЕНИЯ*
Е.С. Алисиевич
Кафедра международного права Юридический институт Российского университета дружбы народов
ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198
Статья посвящена анализу современного международного права на предмет защиты девочек как одной из наиболее уязвимых категорий населения. В статье рассматриваются понятия «уязвимость» и «уязвимые группы», факторы, влияющие на степень уязвимости индивида, а также критерии, позволяющие отнести к числу уязвимых категорий населения девочек. Статья включает обоснование необходимости выделения девочек в особую группу для целей выработки максимально эффективных мер по предупреждению и пресечению широко распространенной практики нарушения прав девочек. Статья охватывает подборку положений международных договоров и документов, посвященных девочкам, перечень нарушений прав человека, жертвами которых, как правило, становятся девочки (насилие, экономическая эксплуатация, социальная изоляция) и конкретные примеры нарушений. Особое внимание уделяется проблеме дискриминации девочек, в том числе как фактору, влияющему на формирование в государстве последующей устойчивой практики дискриминации женщин, предлагаются возможные пути искоренения соответствующей пагубной практики, приводятся статистические данные, свидетельствующие об актуальности рассматриваемого вопроса.
Ключевые слова: международное право, права человека, ООН, уязвимость, уязвимые группы, дискриминация, девочки, насилие, ранние браки.
11 октября 2012 г. международное сообщество впервые отмечало Международный день девочек, провозглашенный Генеральной Ассамблеей ООН в резолюции 66/170, одобренной 19 декабря 2011 г. [13], с целью привлечь внимание государств к нарушениям прав человека, с которыми регулярно сталкиваются девочки по всему миру.
Права и свободы девочек традиционно рассматриваются в международном праве в контексте прав женщин и(или) прав ребенка. Подобный подход представляется целесообразным, однако в случае с девочками одновременно присутствуют два фактора, обуславливающих высокую степень уязвимости девочек: возраст и пол.
* Статья подготовлена при поддержке гранта РГНФ «Гендерные аспекты международно-правовой защиты традиционных ценностей» (проект №14-33-01040).
В международном праве отсутствует нормативное определение понятия «уязвимость», а также перечень групп, относимых к числу уязвимых, хотя фактор уязвимости используется в международных документах для выделения тех, кто нуждается в особой защите.
Мадридский план действий по проблемам старения 2002 г. содержит целый ряд положений, позволяющих очертить круг наиболее уязвимых категорий пожилых людей: пожилые женщины в сельских районах, особенно уязвимые в экономическом плане (п. 29); одинокие люди, которые, как правило, более уязвимы перед лицом нищеты (пп. Ь п. 53); пожилые люди, оказавшиеся в зоне чрезвычайных ситуаций, таких как стихийные бедствия, и в других гуманитарных чрезвычайных ситуациях (п. 54); в плане инвалидности в пожилом возрасте особенно уязвимыми являются женщины (п. 87).
В гл. 6 раздела «Социальные и экономические аспекты» Повестки дня на XXI век, принятой Конференцией ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 3-14 июня 1992 г.), включен пункт С «Защита уязвимых групп населения», согласно ч. 6.18 которого «особое внимание следует уделять защите и просвещению уязвимых групп населения, в частности детям, молодежи, женщинам, коренным народам и беднейших слоям населения, а также потребностям пожилых людей и инвалидов в медицинском обслуживании».
Декларация тысячелетия ООН 2000 г. включает отдельный раздел «Защита уязвимых» (VI), в котором констатируется уязвимость детей, а также всего гражданского населения как испытывающего «наибольшие страдания в результате стихийных бедствий, геноцида, вооруженных конфликтов и других чрезвычайных гуманитарных ситуаций».
По нашему мнению, уязвимость индивида, как правило, обусловлена двумя группами факторов, часто неразрывно связанными друг с другом. Прежде всего, на степень уязвимости индивида влияют объективные внешние факторы, которые не зависят от человека, однако ставят любого индивида в так называемое «уязвимое положение». Например, человек уязвим перед лицом вооруженных конфликтов, стихийных бедствий, экологических катастроф, изменений климата и т.д. Вместе с тем уязвимость индивида может быть предопределена присущими ему индивидуальными физическими или психическими характеристиками — возрастом, полом, расой, вероисповеданием, инвалидностью, вызывающими по какой-либо причине отторжение со стороны общества.
Однако важно понимать, что сам по себе факт наличия перечисленных индивидуальных особенностей предопределяет лишь более высокий по сравнению с другими риск стать жертвой нарушения прав и свобод человека.
Важнейшим признаком, позволяющим говорить об уязвимости индивида наравне и в совокупности с перечисленными выше критериями, является фактическое ограничение или серьезная и неотвратимая угроза его возможности в полной мере реализовывать гарантированные каждому права и свободы человека. Это означает, что сам по себе факт нахождения индивида, например, в зоне ведения боевых действий даже при наличии у него индивидуальных характеристик, повышающих риск его уязвимости по сравнению с другими (инвалид-
ность, возраст и другие), не означает, что данный индивид должен быть автоматически причислен к группе уязвимых [1. С. 30].
Уязвимость имеет комплексный характер, а формы, ее образующие, как правило, тесно взаимосвязаны. Неблагоприятные экономические и экологические условия приводят к нищете, социальной изоляции и иным негативным последствиям, порождающим в своей совокупности ситуацию уязвимости, в которой оказывается те группы населения, которые и так нуждаются в особом внимании со стороны международного сообщества.
Ситуация уязвимости обуславливает необходимость специальной международно-правовой защиты прав тех, чье существование в этом случае подвергается опасности ввиду внешних независящих от них причин. Немаловажное значение имеет и тот факт, что внутри каждой уязвимой группы есть те, кто подвержен не одному, а нескольким факторам уязвимости, например, одинокая женщина-инвалид пожилого возраста или девочки [2. С. 17]. По нашему мнению, в этом случае следует говорить о мультиуязвимости. Например, правозащитники-экологи, как и другие активные борцы за права человека, относятся к группе риска [16. С. 17] в силу влияния целого ряда факторов.
Возможная мультиуязвимость индивида обуславливает необходимость выработки комплексного подхода, учитывающего каждый в отдельности фактор, предопределяющий уязвимость, и одновременно обеспечивающего совокупный учет всех факторов при выработке соответствующих мер обеспечения и защиты прав мультиуязвимых групп населения.
Вышесказанное предопределяют повышенное внимание международного сообщества к нарушениям прав человека, с которыми сталкиваются девочки. Речь идет преимущественно о таких нарушениях, как дискриминация и насилие.
Общие гарантии защиты прав девочек содержатся в целом ряде международных договоров и документов. Конвенция по правам ребенка 1989 г. (далее — КПР) предписывает государствам защищать детей от любых форм дискриминации по признаку пола. Конвенция по ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 г. (далее — КЛДЖ) закрепляет за девушками право свободно и самостоятельно принимать решение о том, выходить ли замуж, когда и за кого именно. Как в КПР, так и в КЛДЖ, провозглашается право девочек на участие в общественной жизни и в связанных с отдыхом и досугом мероприятиях, которые, хотя и не имеют жизненно важного значения, являются неотъемлемым элементом процесса роста и развития детей.
Государства — участники Конвенции о правах инвалидов 2006 г. признают, что женщины-инвалиды и девочки-инвалиды подвергаются множественной дискриминации. Согласно ст. 6 Конвенции о правах инвалидов женщины-инвалиды и девочки-инвалиды как дома, так и вне его нередко подвергаются большему риску насилия, травмирования или надругательства, небрежного или пренебрежительного отношения, плохого обращения или эксплуатации [9].
В резолюции 66/170 Генеральная Ассамблея ООН провозгласила уникальность прав девочек и необходимость их особой защиты, подчеркнув: «Расширение прав и возможностей девочек и инвестирование в них, крайне необходимые
для экономического роста, достижения всех целей в области развития, сформулированных в Декларации тысячелетия, включая искоренение нищеты и крайней нищеты, а также для конструктивного участия девочек в реализации касающихся их решений, имеют ключевое значение для разрыва порочного круга дискриминации и насилия и для содействия полному и эффективному осуществлению и защиты их прав человека» [13].
Вопрос защиты прав девочек на международном уровне впервые обсуждался на четвертой Всемирной конференции по положению женщин, которая состоялась в Пекине в 1995 г. Пекинская платформа действий отнесла дискриминацию в отношении девочек к числу двенадцати самых насущных проблем, которые требуют безотлагательного принятия эффективных мер. Впервые было провозглашено, что права женщин и девочек представляют собой неотъемлемую и неделимую часть всеобщих прав человека. По результатам конференции были выработаны итоговые документы — Пекинская декларация и Пекинская платформа действий, где основной упор был сделан на ответственности государств за защиту девочек, за поощрение их прав и принятие мер по ликвидации препятствий для девочек в реализации ими в полной объеме своих прав и возможностей, развитие своего потенциала и приобретение практического опыта посредством обеспечения равного доступа к образовательным услугам, службам охраны как физического, так и психологического здоровья [5].
Следующим важным шагом стало включение вопроса о защите девочек в повестку работы Комиссии ООН по положению женщин.
Участники 52-й сессии Комиссии ООН по положению женщин сформулировали согласованные выводы, которые касались таких вопросов, как отход от практики соблюдения традиций и обычаев, затрагивающих и ограничивающих права девочек, а также разработки программ реабилитации для детей, которые были подвержены жестокому обращению. Согласованные выводы являются доказательством намерения государств предотвратить и искоренить насилие в отношении женщин и девочек. Отдельные выводы касаются защиты прав девочек в условиях вооруженных конфликтов и торговли людьми, эмансипации девочек, а также ликвидации торговли девочками, предотвращения детской проституции, предоставления девочкам доступа к получению образования.
Генеральная Ассамблея ООН регулярно обращается к проблеме защиты девочек. Например, в резолюции 55/78 2001 г. Генеральная Ассамблея ООН призвала международное сообщество уважать, защищать и поощрять права девочек, учитывая их особую уязвимость в ходе вооруженных конфликтов [6. С. 2]. В период вооруженных конфликтов девочки, часто выполняя такую же работу, как и мальчики, дополнительно готовят пищу, помогают раненым, стирают белье, используются для удовлетворения сексуальных потребностей солдат, насильно выдаются замуж за лидеров повстанческих формирований, а затем «перевыдаются» замуж за других повстанцев [22. P. 13]. Большинство девочек заражаются различными заболеваниями, включая СПИД/ВИЧ.
11 января 2011 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию 60/141 «Девочки», где содержится призыв к принятию государствами мер в целях
обеспечения девочкам полного и равного доступа ко всем правам человека, к обеспечению соблюдения законодательства, направленного на защиту девочек от насилия и сексуальной эксплуатации, к оказанию поддержки девочкам, болеющим ВИЧ/СПИДом [14].
Наконец, в резолюции 67/145 Генеральной Ассамблеи ООН от 27 февраля 2013 г. «Торговля женщинами и девочками» содержится призыв к государствам принять меры, которые бы способствовали ликвидации спроса — основной причины торговли женщинами и девочками, а также к обеспечению участия женщин и девочек в жизни общества [7. С. 10].
Невнимание к практике нарушения прав девочек как уязвимой категории населения косвенно способствует сохранению практики неуважительного отношения к девочкам и в дальнейшем проецируется на отношение к женщинам. Во многих странах женщины подвергаются дискриминации с раннего возраста. Причинами низкого социального статуса девочек в обществе являются отказ в удовлетворении первоочередных потребностей девочек, дискриминационные традиции с утверждением привилегированного положения мальчиков, детские браки, акты насилия, ограниченный доступ к получению образования. В результате такой дискриминации девочки ограничиваются в правах, к примеру, на получение образования, результатом чего является недостаточный уровень знаний и навыков, необходимых для утверждения своего положения в обществе. Уровень неграмотности среди девочек весьма высок. Например, в Бангладеш это 80% женщин [11. С. 11]. Основной причиной отсутствия образования у девочек является их участие в введении домашнего хозяйства.
14 декабря 1960 г. ЮНЕСКО приняла Конвенцию о борьбе с дискриминацией в области образования, содержащую обязательства государств не допускать дискриминацию в области образования, в том числе на основании пола, и предпринимать, в случае необходимости, все меры по устранению дискриминации при получении образования.
Декларацией тысячелетия ООН 2000 г. поставлена цель к 2015 г. обеспечить начальное образование для всех детей. Хотя, например, в странах Африки девочки окружены меньшим родительским вниманием и заботой, состояние их питания неудовлетворительно, не говоря уже о доступе к начальному образованию [15].
Яркой иллюстрацией нарушения прав человека являются ранние браки, которые оказывают крайне негативное влияние на все стороны жизни девочек.
Детский брак — это брак, в котором супруги не достигли 18 лет. Детский брак часто называют ранним и/или принудительным браком, поскольку дети, учитывая их возраст, как правило, не в состоянии дать свободное, предварительное и осознанное согласие на вступление в брак с конкретным партнером. Многие девочки, например, на момент заключения брака вообще не отдают себе отчет в том, что предполагает брак, однако в силу полученного воспитания считают брак единственным и естественным продолжением своей жизни, поэтому принимают брак как данность. Практика заключения детских браков существует во многих странах мира и касается как мальчиков, так и девочек, хотя
показатели варьируются в огромных пределах как внутри конкретных стран, так и между странами.
Негативные последствия детских браков, безусловно, отражаются на девочках значительно сильнее, чем на мальчиках. Детский брак лишает подавляющее большинство девочек возможности получить образование, часто даже начальное, пагубно отражается на их здоровье, в том числе репродуктивном. Девочки, вступающие в брак в детстве, чаще, чем взрослые женщины, подвергаются насилию, в том числе сексуальному, со стороны супруга.
Большинство детских браков, как в процентном отношении, так и в абсолютных значениях, приходится на сельские районы Африки к югу от Сахары и Южной Азии. По данным Фонда ООН по народонаселению (ЮНФПА), в Африке к югу от Сахары около одной трети молодых женщин вступают в брак до достижения 18 лет. Самые высокие показатели детских браков в Нигере — 75%; Чаде и Центральноафриканской Республике — 68; Бангладеш — 66; Гвинее — 63; Мозамбике — 56; Мали — 55; Буркина-Фасо и Южном Судане — 52 и в Малави — 50% [21]. Согласно прогнозам ЮНФПА, за период с 2011 по 2020 г. малолетними новобрачными во всем мире станут более 140 млн девочек, из которых 18,5 млн вступят в брак в возрасте до 15 лет [3].
Практика детских браков в странах Африки существует на протяжении столетий и представляет собой сложную проблему, корни которой, на наш взгляд, уходят в нищету, традиции и гендерное неравенство.
Нищета — один из основных факторов, подпитывающих практику детских браков на континенте. Родители полагают, что брак обеспечит будущее их дочерей, то есть отвечает их интересам. Однако чаще всего в бедных семьях дочерей стремятся выдать замуж в раннем возрасте, чтобы уменьшить число детей, которых необходимо кормить, одевать и обучать. Девочки рассматриваются как экономическое бремя семьи, от которого она спешит избавиться, как товар или средство для урегулирования семейных долгов или споров, как инструмент для обеспечения социальных, экономических или политических чаяний семьи [17].
Экономическая составляющая может стать доминирующей в период вооруженных конфликтов и стихийных бедствий, когда родители рассматривают замужество своих дочерей как источник дохода, помогающий семье выжить в трудный период. Во время вооруженных конфликтов девочек часто обменивают на защиту со стороны военных, контролирующих территорию, где проживает семья. В этом случае девочек сдают в сексуальное и/или экономическое рабство. Такая практика, например, существовала во время конфликта в Либерии, Уганде и Судане. Наконец, стимулом выдать дочь замуж может служить цена, которую будущий муж готов заплатить за малолетнюю невесту. Как правило, чем моложе невеста, тем привлекательнее она для мужа, поскольку в данном случае возраст — гарантия того, что девочка не забеременеет вне брака и не обесчестит семью.
Проблема детских браков является предметом особого внимания со стороны международного сообщества уже не один год и все чаще рассматривается как фактор, порождающий нарушения прав малолетних супругов, в частности,
гарантированных величайшим международным актом не только XX в., но и всей истории человечества [12. С. 63] — Всеобщей декларацией прав человека 1948 г., ст. 16 (2) которой гласит: «Брак может быть заключен только при свободном и полном согласии обеих вступающих в брак».
В ст. 16 Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщины 1979 г. провозглашается равенство в правах женщин и мужчин, в том числе в праве на «свободный выбор супруга и на вступление в брак только со своего свободного и полного согласия» и устанавливающей, что «обручение и брак ребенка не имеют юридической силы».
Наконец, детские браки нарушают права, провозглашенные в Конвенции о правах ребенка 1989 г.: право на жизнь, право на развитие, право на защиту от вредной практики, жестокого обращения и эксплуатации, а также право в полной мере участвовать в жизни семьи, культурной и социальной. Присоединившись к Конвенции о правах ребенка 1989 г., государства также обязались принять «все эффективные и надлежащие меры с целью упразднения традиционной практики, отрицательно влияющей на здоровье детей», которая включает в себя среди прочего практику заключения браков в детском возрасте.
По нашему мнению, детский брак препятствует реализации малолетними супругами или супругой их права на образование; лишает возможности приобрести профессиональные и жизненные навыки; подвергает девочек риску ранней беременности, родов и материнства до того, как они будут готовы к этому с физической и психологической точки зрения; повышает риск насилия, в том числе сексуального со стороны супруга и ВИЧ-инфицирования.
Вступление в брак в раннем возрасте часто приводит к социальной изоляции девочки, которая оказывается в разлуке с семьей и друзьями, прерывает процесс обучения и фактически лишается возможности со временем продолжить образование. Намереваясь в раннем возрасте выдать дочь замуж, родители не считают нужным инвестировать в образование девочек и считают нормой, когда они бросают школу. Брак в детском возрасте отрицательно сказывается на возможности в полной мере развивать свой потенциал. Детские браки лишают девочек их девичества, ограничивают их выбор в жизни.
Заключение брака в раннем возрасте предполагает вступление новобрачной в интимные отношения с супругом, что не может не сказываться на физическом и психологическом состоянии девочек, для многих из которых подобная сторона брака означает внезапное и зачастую насильственное начало сексуальных отношений. Как правило, девочки не могут отказаться от сексуальных отношений, в том числе потому что в силу возраста вообще не вполне понимают, что это такое, и не имеют ресурсов или правовой и социальной поддержки для того, чтобы избежать сексуального насилия в браке. Во многих странах в отличие от «взрослых» браков в детских браках не поощряется использование контрацептивов или их применение возможно лишь с согласия супруга. При этом многие новобрачные вообще не знают о существовании возможности избежать беременности, поэтому большинство девочек, независимо от возраста, принуждают продемонстрировать их способность к деторождению сразу же после за-
мужества. Между тем, по данным ВОЗ, осложнения во время беременности и родов являются основной причиной смерти молодых женщин в возрасте 15-19 лет [20].
Ранняя беременность и роды часто становятся причиной инвалидности, делает девочек уязвимыми к инфекциям. Согласно докладу ЮНФПА, опубликованному в 2012 г., около 16 млн девочек-подростков в возрасте 15-19 лет в развивающихся странах, в том числе странах Африки, рожают каждый год.
Девочки, вступающие в брак до достижения ими 18 лет, подвергаются большему риску стать жертвой насилия со стороны супруга по сравнению с женщинами, вступающими в брак в более зрелом возрасте, особенно в случае большой разницы в возрасте между девочкой и ее супругом. Девочки в детских браках иногда подвергаются не только сексуальной, но и экономической эксплуатации, равносильной подневольному труду или порабощению [23. Р. 39].
В 1994 г. Международная конференция по народонаселению и развитию (МКНР) приняла Программу действий, где определяются конкретные меры по ликвидации детских браков и обеспечению заключения браков только при условии свободного и полного согласия обоих вступающих в брак. Однако в большинстве стран Африки практика, в том числе судебная, идет по пути разрешения на вступление в ранний брак на основании запроса родителей. Подобные разрешения часто даются без проведения должной проверки, обоснованности и необходимости вступления в брак. В 2010 г. 158 стран сообщили, что 18 лет — минимальный возраст вступления в брак для женщин без родительского согласия или одобрения соответствующих органов власти [24]. Тем не менее, в 146 странах законодательство позволяет девушкам и юношам моложе 18 лет вступать в брак с согласия родителей или властей, а в 52 странах девочки и мальчики в возрасте до 15 лет могут вступать в брак с согласия родителей.
Существование практики заключения детских браков обусловило инициативу Генерального секретаря ООН Пан Ги Муна «Каждая женщина, каждый ребенок», которая коррелирует с усилиями по достижению Целей тысячелетия в области развития 3, 4 и 5, заключающихся в содействии гендерному равенству, снижении детской смертности и улучшении материнства.
Комиссия ООН по положению женщин разработала Стратегию по ликвидации детских браков, в которой содержатся рекомендации, направленные на искоренение этого пагубного явления. Среди прочих:
- поддержка и обеспечение соблюдения законов, повышающих минимальный возраст для вступления девочек в брак до 18 лет;
- обеспечение равного доступа к качественному начальному и среднему образованию для девочек и мальчиков;
- подготовка девочек, мальчиков, родителей и руководителей для изменения практики, являющейся дискриминационной для девочек, и обеспечение социальных, экономических и гражданских возможностей для девочек и молодых женщин;
- предоставление девочкам, уже вступившим в брак, возможностей для школьного обучения, работы и приобретения навыков для зарабатывания средств к существованию, доступа к информации и службам по охране сексу-
ального и репродуктивного здоровья (включая профилактику ВИЧ) и возможностей для защиты от насилия в доме;
- принятие мер в отношении причин, лежащих в основе детских браков, включая нищету, гендерное неравенство и дискриминацию, а также в отношении низкой приоритетности проблем девочек и насилия против девочек.
Кроме того, государствам предлагается в партнерстве с представителями гражданского общества и международным сообществом незамедлительно предпринять меры, с тем чтобы покончить с пагубной практикой детских браков, в частности [10]:
- принять нормативные акты, предусматривающие повышение минимального возраста вступления в брак для девочек до 18 лет, и обеспечить их исполнение, а также повысить уровень информирования общественности в вопросе о том, что детские браки являются нарушением прав девочек;
- улучшить доступ к качественному начальному и среднему образованию, обеспечив ликвидацию гендерного разрыва среди учащихся;
- мобилизовать девочек, мальчиков, родителей, руководителей и общество в целом на изменение пагубных социальных норм, поощрение прав девочек и создание для них новых возможностей;
- оказывать девочкам, уже состоящим в браке, помощь путем предоставления им различных вариантов получения школьного образования, услуг в сфере сексуального и репродуктивного здоровья, жизненных навыков, возможностей и защиты от насилия в семье;
- устранить основные причины, подпитывающие практику детских браков, включая гендерную дискриминацию, низкую ценность девочек как членов общества, нищету, а также религиозные и культурные соображения.
В своем выступлении по случаю первого Международного дня девочек Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун заявил: «Давайте будем руководствоваться девизом сегодняшнего Международного дня — "Моя жизнь, мое право — покончим с детскими браками" — и сделаем все от нас зависящее, чтобы девочки были девочками, а не невестами».
К сожалению, несмотря на заметный рост интереса мирового сообщества к проблеме детских браков, и в XXI в. в направлении искоренения пагубной практики их заключения был достигнут лишь незначительный прогресс.
В целом уязвимость девочек признается мировым сообществом, но меры по решению существующих проблем носят лишь фрагментарный характер. На наш взгляд, недостаточно признать факт существования практики нарушения прав девочек. Государства должны развивать и структурировать сотрудничество в этой сфере, защищая права девочек на жизнь, свободную от страхов и насилия и ограничений по признаку пола. Необходимо сделать акцент на утверждение социального статуса девочек в обществе, препятствием к чему является в том числе их ограниченный доступ к образованию. Необходимо создать международные центры психологической помощи девочкам, оказавшимся в сложной ситуации, например, подвергшихся жестокому обращению. Представляется
целесообразным разработка программ, направленных на воспитание равного отношения к детям без дискриминации по признаку пола.
Немаловажную роль могли бы сыграть просветительские центры, целью которых являлось бы оказание помощи как девочкам, так и их родителям в получении знаний о правах ребенка и препятствиях, с которыми могут столкнуться девочки из за дискриминационного в ним отношения.
Одними из путей преодоления практики ущемления девочек в реализации ими права человека могли бы стать национальные законы, позиционирующие девочек как особую уязвимую категорию населения. Основания для этого, безусловно, есть. 100 млн детей, из которых почти 60 млн девочки, не имеют доступа к начальному образованию, 2/3 неграмотных в мире — женщины [8]. Во многих странах родители не рассчитывают на то, что их дочери будут работать вне дома, поэтому прерывают обучение девочек сразу после окончания средней, а иногда и начальной школы. Девочки подвергаются насилию на рабочем месте, поскольку одной из наиболее распространенных видов занятости для девочек в возрасте до 16 лет является работа в качестве домашней прислуги [19], которая часто принимает форму эксплуатации, подневольного труда и рабства, сопровождается унижениями и оскорблениями. Девочки часто подвергаются сексуальному насилию со стороны мужчин — членов семьи их работодателя [18]. Наконец, убийства новорожденных девочек, отбор по признаку пола и систематическое пренебрежение к нуждам девочкам широко распространены в странах Южной и Восточной Азии, Северной Африки и Ближнего Востока [4. С. 77].
Принятие указанных мер способствовало бы достижению общей цели защиты всех уязвимых групп населения, которая заключается в том, чтобы каждый представитель такой группы имел возможность в полном объеме развивать свои способности и возможности (включая здоровое физическое, умственное и духовное развитие). Однако достижение этой цели возможно лишь в том случае, если поощрение и защита прав уязвимых категорий населения станет предметом специального правового урегулирования на международном уровне.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Алисиевич Е.С. К вопросу об определении понятия «уязвимые группы» в международном праве прав человека // Евразийский юридический журнал. — 2013. — № 1.
[2] Алисиевич Е.С. Поощрение и защита прав уязвимых групп в международном праве: учеб. пособие. — М.: РУДН, 2012.
[3] ВОЗ — детские браки. URL: http://www.who.int/mediacentre/news/releases/2013/ chüd_marriage_20130307/ru/index.html.
[4] Доклад Всемирной конференции для обзора и оценки достижений Десятилетия женщины ООН: равенство, развитие и мир. — М., ООН, 1986.
[5] Доклад четвертой Всемирной конференции по положению женщин. 1995 г.
[6] Документ Генеральной Ассамблеи ООН A/RES/55/78 от 16.02.2001. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН № 77/78 «Девочки».
[7] Документ Экономического и Социального Совета ООН E/CN.4/1996/53 от 05.02.1996. Доклад Специального докладчика по вопросу о насилии в отношении женщин «Насилие в отношении женщин».
[8] Заключительный доклад Всемирной конференции по вопросам образования для всех: удовлетворение потребностей в базовом обучении, Джамтьен, Таиланд, 5-9 марта 1990 г. — Нью-Йорк, 1990. Приложение I.
[9] Конвенция о правах инвалидов принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи от 13 декабря 2006 г. URL: http://www.un.org/ru/documents/ded_conv/conventions/disability.shtml.
[10] Международный день девочек. URL: http://www.un.org/ru/events/girlchild.
[11] Насрин Т. Светское государство — залог прогресса. — ЮНЕСКО, 2000.
[12] Организация Объединенных Наций и защита прав человека: монография / под ред. А.Х. Абашидзе. — М.: РУДН, 2009.
[13] Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 66/170, принятая 19 декабря 2011 г. URL: http://www.un.org/ru/documents/ods.asp?m=A/RES/66/170.
[14] Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 60/141 от 11 января 2006 г. URL: http://daccess-dds-ny.un.org/doc/UND0C/GEN/N05/496/08/PDF/N0549608.pdf70penElement.
[15] Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 67/145 от 27 февраля 2013 г. URL: http://daccess-dds-ny.un.org/doc/UND0C/GEN/N12/487/32/PDF/N1248732.pdi70penElement.
[16] Солнцев А.М. Экологи-правозащитники как уязвимая категория населения: международно-правовые аспекты // Правозащитник. — 2014. — № 2.
[17] Amin S. (January 2011). Programs to address child marriage: Framing the Problem // Promoting Healthy, Safe, and Productive Transitions to Adulthood. Population Council Brief № 14.
[18] Blagbrough J. Violence against child domestic workers // Anti-Slavery International paper presented at a Save the Children workshop, Thailand, September 2003.
[19] Child Labour: Targeting the Intolerable. Report submitted to the 86th Session of the International Labour Conference (Geneva, International Labour Office, 1998).
[20] Karei E.M. and Erulker A. Building Programs to Address Child Marriage: The Berhane He-wan experience in Ethiopia, Population Council. — New York, 2010.
[21] UNFPR. URL: http://unfpa.org/endchildmarriage.
[22] United Nations. Promotion and protection of the rights of children. Impact of armed conflict on children // Doc. A/51/306.
[23] United Nations Population Fund, and United Nations Children's Fund, 2010, Women's & Children's Rights: Making the connection. — UNFPA, New York.
[24] United Nations Population Division, Department for Economic and Social Affairs, 2011. URL: http://www.unfpa. org/public/home/publications/pid/12166.
PROTECTION OF GIRLS AS A VULNERABLE GROUP UNDER INTERNATIONAL LAW
E.S. Alisievich
The Department of International Law Law Institute of the Peoples' Friendship University of Russia
6, Miklukho-Maklaya st., Moscow, Russia, 117198
The article deals with the protection under the contemporary international law of girls as a vulnerable group. Notion «vulnerability» and «vulnerable groups» are analyzed as well as the factors affecting the degree of vulnerability of individuals and criteria to consider girls as a vulnerable group. The article covers the rationale for allocating a special group of girls in order to develop the most effective measures to prevent and combat widespread practice of violating the rights of girls. A number of international treaties and documents provisions devoted to girls are analyzed. There is a list of human rights violations girls are usually victims of (violence, economic exploitation, social exclusion) and specific
examples of such violations. Particular attention is paid to the problem of discrimination of girls, including factors influencing the development of practice of discrimination against women and girls, possible ways of eradicating the relevant harmful practices are suggested, statistical evidence on the relevance of the issue in question are given.
Key words: international law, human rights, UN, vulnerability, vulnerable groups, discrimination, girls, violence, early marriages.
REFERENCES
[1] Alisievich E.S. K voprosu ob opredelenii ponyatiya «uyazvimyye gruppy» v mezhdunarod-nom prave prav cheloveka // Yevraziyskiy yuridicheskiy zhurnal. — 2013. — № 1.
[2] Alisievich E.S. Pooshchreniye i zashchita prav uyazvimykh grupp v mezhdunarodnom prave: ucheb. posobiye. — M.: RUDN, 2012.
[3] VOZ — detskiye braki: http://www.who.int/mediacentre/news/releases/2013/ child_marriage_20130307/ru/index.html.
[4] Doklad Vsemirnoy konferentsii dlya obzora i otsenki dostizheniy Desyatiletiya zhenshchiny OON: ravenstvo, razvitiye i mir. — M., OON, 1986.
[5] Doklad chetvertoy Vsemirnoy konferentsii po polozheniyu zhenshchin. 1995 g.
[6] Dokument General'noy Assamblei OON № A/RES/55/78 ot 16.02.2001 g. Rezolyutsiya General'noy Assamblei OON №77/78 «Devochki».
[7] Dokument Ekonomicheskogo i Sotsial'nogo Soveta OON №E/CN.4/1996/53 ot 5.02.1996 g. Doklad Spetsial'nogo dokladchika po voprosu o nasilii v otnoshenii zhenshchin «Nasiliye v otnoshenii zhenshchin».
[8] Zaklyuchitel'nyy doklad Vsemirnoy konferentsii po voprosam obrazovaniya dlya vsekh: udovletvoreniye potrebnostey v bazovom obuchenii, Dzhamt'yen, Tailand, 5-9 marta 1990 g. — N'yu-York, 1990. Prilozheniye I.
[9] Konventsiya o pravakh invalidov prinyata rezolyutsiyey 61/106 General'noy Assamblei ot 13 dekabrya 2006 goda. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/ disability.shtml.
[10] Mezhdunarodnyy den' devochek. URL: http://www.un.org/ru/events/girlchild.
[11] Nasrin T. Svetskoye gosudarstvo — zalog progressa. YUNESKO. 2000.
[12] Organizatsiya Ob»yedinonnykh Natsiy i zashchita prav cheloveka: monografiya / pod red. A.Kh. Abashidze. — M.: RUDN, 2009.
[13] Rezolyutsiya General'noy Assamblei OON 66/170, prinyataya 19 dekabrya 2011 goda. URL: http://www.un. org/ru/documents/ods.asp?m=A/RES/66/170.
[14] Rezolyutsiya General'noy Assamblei OON 60/141 ot 11 yanvarya 2006 goda. URL: http://daccess-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N05/496/08/PDF/N0549608.pdf? OpenElement.
[15] Rezolyutsiya General'noy Assamblei OON 67/145 ot 27 fevralya 2013 g. URL: http://daccess-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N12/487/32/PDF/N1248732.pdf? OpenElement.
[16] Solntsev A.M. Ekologi-pravozashchitniki kak uyazvimaya kategoriya naseleniya: mezhdu-narodno-pravovyye aspekty // Pravozashchitnik. — 2014. — № 2.
[17] Amin S. (January 2011). Programs to address child marriage: Framing the Problem. Promoting Healthy, Safe, and Productive Transitions to Adulthood. Population Council Brief № 14.
[18] Blagbrough J. Violence against child domestic workers. Anti-Slavery International paper presented at a Save the Children workshop, Thailand, September 2003.
[19] Child Labour: Targeting the Intolerable. Report submitted to the 86th Session of the International Labour Conference (Geneva, International Labour Office, 1998).
[20] Karei E.M. and Erulker A. 2010, Building Programs to Address Child Marriage: The Ber-hane Hewan experience in Ethiopia, Population Council, New York.
[21] UNFPR. URL: http://unfpa.org/endchildmarriage.
[22] United Nations. Promotion and protection of the rights of children. Impact of armed conflict on children. A/51/306.
[23] United Nations Population Fund, and United Nations Children's Fund, 2010, Women's & Children's Rights: Making the connection, UNFPA, New York.
[24] United Nations Population Division, Department for Economic and Social Affairs, 2011. URL: http://www.unfpa. org/public/home/publications/pid/12166.