Научная статья на тему 'Проблема защиты прав пожилых лиц на повестке дня мирового сообщества'

Проблема защиты прав пожилых лиц на повестке дня мирового сообщества Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1418
441
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВА ЧЕЛОВЕКА / HUMAN RIGHTS / ОСНОВНЫЕ МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДОГОВОРЫ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА / CORE INTERNATIONAL HUMAN RIGHTS TREATIES / КОМИТЕТ ПО ЭКОНОМИЧЕСКИМ / COMMITTEE ON ECONOMIC / СОЦИАЛЬНЫМ И КУЛЬТУРНЫМ ПРАВАМ / SOCIAL AND CULTURAL RIGHTS / ПОЖИЛЫЕ ЛЮДИ / OLDER PEOPLE / МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВАЯ ЗАЩИТА / INTERNATIONAL LEGAL PROTECTION / ДИСКРИМИНАЦИЯ ПО ПРИЗНАКУ ВОЗРАСТА / AGE DISCRIMINATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Абашидзе Аслан Хусейнович, Конева Александра Евгеньевна

В статье рассматриваются международно-правовые основы регулирования защиты прав пожилых людей как уязвимой группы населения, выделяются основные проблемы в области обеспечения прав данной категории лиц на национальном уровне сквозь призму деятельности Комитета по экономическим, социальным и культурным правам. Делается вывод о необходимости принятия государствами всеобъемлющих законов, направленных на борьбу с дискриминацией во всех областях общественной жизни по всем признакам, включая возраст.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Абашидзе Аслан Хусейнович, Конева Александра Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The issue of protection of human rights of older people on the agenda of the international community

The article analyses international legal basis of protection of human rights of older persons as a vulnerable group, determines the main problems in the area of ensuring their rights at the national level through the activities of the Committee on Economic, Social and Cultural Rights. The article concludes that there is a necessity of the adoption of comprehensive antidiscrimination laws by States aimed at fighting discrimination in all spheres of life on all grounds including age.

Текст научной работы на тему «Проблема защиты прав пожилых лиц на повестке дня мирового сообщества»

ПРОБЛЕМА ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОЖИЛЫХ ЛИЦ НА ПОВЕСТКЕ ДНЯ МИРОВОГО СООБЩЕСТВА

А.Х. Абашидзе, А.Е. Конева

Кафедра международного права Российский университет дружбы народов

ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198

В статье рассматриваются международно-правовые основы регулирования защиты прав пожилых людей как уязвимой группы населения, выделяются основные проблемы в области обеспечения прав данной категории лиц на национальном уровне сквозь призму деятельности Комитета по экономическим, социальным и культурным правам. Делается вывод о необходимости принятия государствами всеобъемлющих законов, направленных на борьбу с дискриминацией во всех областях общественной жизни по всем признакам, включая возраст.

Ключевые слова: права человека, основные международные договоры по правам человека, Комитет по экономическим, социальным и культурным правам, пожилые люди, международно-правовая защита, дискриминация по признаку возраста.

Период конца XX — начала XXI в. ознаменовался революционными изменениями в плане увеличения продолжительности жизни населения мира. Данная тенденция носит всеобъемлющий характер и имеет далеко идущие последствия для всех областей жизни общества. Если сейчас каждому девятому человеку в мире 60 лет или больше, то к 2050 г., согласно прогнозам, таким будет уже каждый пятый человек, поэтому старение населения — это явление, которое больше невозможно игнорировать.

Общее число людей в возрасте 60 лет и старше возросло с 605 млн в 2000 г. [5] до 810 млн в 2012 г. Согласно прогнозам, меньше чем за десять лет оно достигнет 1 млрд, а к 2050 г. удвоится и достигнет 2 млрд [22].

В 2010-2015 гг. ожидаемая продолжительность жизни составляет 78 лет в развитых странах и 68 лет в развивающихся регионах. Можно рассчитывать на то, что к 2045-2050 гг. новорожденные будут жить до 83 лет в развитых регионах и до 74 лет — в развивающихся.

Старение населения происходит во всех регионах и в странах с различным уровнем развития. Быстрее всего этот процесс идет в развивающихся странах, в том числе там, где много молодежи. Из 15 стран, в которых в настоящее время есть больше 10 миллионов людей старшего возраста, семь стран — развивающиеся.

Есть существенные различия между регионами. Например, в 2012 г. в Африке люди в возрасте 60 лет или старше составляли 6% населения, тогда как в Латинской Америке и Карибском бассейне — 10, в Азии — 11, в Океании — 15, в Северной Америке — 19, а в Европе — 22%. Ожидается, что к 2050 г. в Аф-

рике людей в возрасте 60 лет или старше будет 10%, в Азии — 24, в Океании — 24, в Латинской Америке и Карибском бассейне — 25, в Северной Америке — 27, а в Европе — 34% [22].

Интересно, что Япония и Океания являются лидерами по количеству населения старше 60 лет. Если в 2000 г. 22% населения региона были старше 60 лет, то согласно прогнозу в 2025 г. данная доля составит 33%, а к 2050 г. — 42%. По среднему прогнозу, в государствах бывшего СССР население старше 60 лет будет возрастать с 19% в 2000 г. до 40% в 2050 г.

Примечательно, что согласно сведениям ООН, население государство считается «стареющим», если в нем проживает более 7% людей старше 65 лет [26].

Число людей в возрасте 80 лет и старше возросло и продолжает возрастать еще более значительными темпами. В настоящее время их численность ежегодно увеличивается на 3,9%. Среди лиц в возрасте 60 лет и старше сегодня каждому восьмому за 80. При этом ожидается, что к 2050 г. из каждых десяти пожилых людей примерно двое будут старше 80 лет [35].

Старение населения — это явление весьма неоднозначное. С одной стороны, данная тенденция является большим достижением, поскольку свидетельствует о повышении качества жизни общества, так как «люди живут дольше благодаря более правильному питанию, наличию канализации, достижениям медицины, здравоохранению, образованию и экономическому благосостоянию» [22]. С другой стороны, старение населения представляет собой вызов всему мировому сообществу и остро ставит перед государствами вопрос о принятии мер, способствующих поощрению и защите прав пожилых людей.

Мировое сообщество начало предпринимать попытки в области поддержки политики в интересах пожилых людей с 80-х гг. XX в. В 1982 г. по итогам проведения Первой всемирной ассамблеи по проблемам старения Генеральная Ассамблея ООН одобрила Венский международный план действий по проблемам старения, в котором было подтверждено следующее: «основные и неотъемлемые права, закрепленные во Всеобщей декларации прав человека, в полном объеме и без каких-либо изъятий распространяются на процесс старения» [3].

В 1991 г. Генеральная Ассамблея приняла Принципы ООН в отношении пожилых людей [21], которые, в силу своего программного характера, также являются важным документом в рассматриваемом контексте.

В 1992 г. по случаю десятой годовщины принятия Конференцией по проблемам старения Венского международного плана действий по проблемам старения Генеральная Ассамблея ООН приняла «Декларацию по проблемам старения» [6], в которой она настоятельно призвала поддерживать национальные инициативы, связанные с проблемами старения. Декларация установила стратегию действий на 1992-2001 гг. и провозгласила 1999 г. «Международным годом пожилых людей».

Следующим шагом стало принятие по итогам проводившейся в Мадриде в 2002 г. Второй всемирной ассамблеи по проблемам старения Мадридского международного плана действий по проблемам старения [4], в соответствии с которым государства подтвердили свою приверженность делу поощрения и защи-

ты прав человека и искоренению дискриминации, пренебрежительного отношения, жестокого обращения и насилия в отношении пожилых людей.

Уязвимое положение пожилых людей признано во всем мире. Выступая на II Всемирной ассамблее по проблемам старения в июле 2009 г., Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун говорил о том, что пожилые люди нуждаются «в особой защите и поддержке» [34]. Дело в том, что старость делает их более уязвимыми как в отношении болезней, так и в отношении разных форм насилия и эксплуатации. Пожилые люди становятся особенно уязвимыми в период экономического и финансового кризиса. Они более беспомощны в отношении разных видов преступлений, направленных против них, таких как мошенничество. Как верно было далее отмечено Генеральным секретарем ООН, «пожилые люди представляют собой неоднородную группу, которая, с одной стороны, вносит особый вклад в развитие общества, а с другой стороны, нуждается в особой защите и поддержке».

В 2010 г. в своем заявлении Верховный комиссар ООН по правам человека госпожа Нави Пиллэй указала на безотлагательную необходимость более полной правовой защиты пожилых людей, которая зачастую является наиболее «уязвимой и забытой частью общества» [28]. По ее мнению, поощрение и защита всех прав человека и основных свобод, включая право на развитие, являются необходимыми условиями создания социально интегрированного общества для людей всех возрастов, в жизни которого пожилые люди будут принимать полноправное участие без какой-либо дискриминации и на основе равенства.

В то время как основные международные договоры по правам человека содержат положения, запрещающие дискриминацию по различным основаниям, и провозглашают равенство для всех, однако положений, касающихся недискриминации по возрастному признаку, в них не содержится. Исключение составляет лишь Международная конвенция о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей 1990 г. [18], которая четко запрещает дискриминацию по признаку возраста (ст. 7). Такое положение дел объясняется тем, что в период принятия этих договоров проблема старения населения являлась не столь очевидной или острой, как в настоящее время.

Несмотря на это, большинство международных договоров по правам человека включает достаточное количество имплицитных обязательств государств-участников по отношению к пожилым людям [1. С. 11]. Конвенция ООН о правах инвалидов 2006 г. [16] предусматривает обязанность государств обеспечивать «соответствующие возрасту коррективы» и «учитывать возрастную специфику помощи и поддержки» (ст. 13 и 16). В ст. 9 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. [19] (далее — Пакт), касающейся «права каждого человека на социальное обеспечение, включая социальное страхование», косвенно признается право на получение пособий по старости.

На региональном уровне можно также встретить международно-правовые документы, содержащие положения, направленные на защиту прав пожилых людей.

В рамках региональной системы защиты прав человека на африканском континенте права лиц пожилого возраста закреплены в ст. 18 Африканской хар-

тии прав человека и народов 1981 г., согласно которой каждый престарелый и нетрудоспособный человек имеет право на особые меры защиты в соответствии с физическими или моральными нуждами. Протокол о защите прав женщин в Африке 2003 г. содержит положения о специальной защите пожилых женщин и их праве на свободу от насилия и жестокого обращения.

В рамках межамериканской системы защиты прав человека действует дополнительный протокол к Американской конвенции по правам человека (Сан-Сальвадорский протокол в области экономических, социальных и культурных прав) 1988 г., формулирующий в ст. 17 право на специальную защиту для пожилых.

Протокол № 12 к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г. в ст. 1 говорит о запрете дискриминации по признаку возраста. Статья 25 Хартии Европейского Союза об основных правах 2000 г. «признает и уважает право пожилых людей вести достойную и независимую жизнь и участвовать в социальной и культурной жизни». Статья 23 пересмотренной Европейской социальной хартии 1996 г. предоставляет пожилым людям право на социальную защиту, но лишь в общих чертах.

Несмотря на то, что нормы, закрепленные в существующих международных договорах о правах человека, распространяются на пожилых людей в той же мере, что и на других лиц, есть мнение, что в международной системе прав человека имеется пробел, заключающийся в отсутствии конкретного положения, посвященного пожилым людям [2].

В данном контексте следует отметить, что немаловажным шагом в области укрепления защиты прав пожилых людей на международном уровне стало создание Генеральной Ассамблеей ООН в 2010 г. Рабочей группы открытого состава по проблемам старения в целях выработки проекта Конвенции о правах пожилых людей. Рабочая группа на основе своего мандата приступила к рассмотрению предложений относительно международно-правового акта о поощрении и защите права и достоинства пожилых людей. В феврале 2013 г. Генеральная Ассамблея ООН 53 голосами «за» при 109 воздержавшихся приняла резолюцию 67/139 «На пути к принятию всеобъемлющего и единого международно-правового документа о защите и поощрении прав и достоинства пожилых людей». Результаты голосования наглядно свидетельствуют об отсутствии единой позиции по данному вопросу. Хотя ряд государств выступает за безотлагательную разработку нового международного документа — конвенции ООН о правах пожилых людей, большинство, о чем свидетельствует принятие резолюции, считают, что защиту прав пожилых людей обеспечивают существующие международно-правовые документы.

Одна из важнейших проблем, препятствующих достижению консенсуса по данному вопросу, заключается в сложности самого определения пожилых людей и возможности выделения их в отдельную категорию населения. Это связано преимущественно с психологическим аспектом, а именно самовосприятием входящих в эту группу лиц. Человек, достигший определенного возраста, обществом признается пожилым, но для него самого нередко это вовсе и не абсо-

лютный факт (как говорится, он может быть «молод душой»), т.е. индивиды не хотят сами подпадать под категорию пожилых людей.

Еще одна проблема состоит в том, что международный договор о правах пожилых людей и основанный в соответствии с ним международный механизм защиты прав пожилых людей должны быть прияты на основе консенсуса при учете различных национальных и региональных особенностей понятия пожилого возраста. Данный факт, в первую очередь, связывается с возрастом выхода на пенсию (к примеру, в Российской Федерации пенсионный порог составляет 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин, в Великобритании — 65/60 лет, в США — единый порог — 65 лет, в Японии — также единый, но составляет 70 лет и т. д.), а также с гендерными особенностями (во многих странах женщины достигают пенсионного возраста раньше мужчин). Таким образом, весьма затруднительно установить какой-то определенный универсальный возрастной минимум для всех государств [24].

В этом отношении следует подчеркнуть, что среди разнообразной терминологии, используемой в международных документах для обозначения рассматриваемой категории лиц (1), Комитет по экономическим, социальным и культурным правам, являясь договорным органом по правам человека, наблюдающим за выполнением Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. (далее — Пакт), предпочитает использовать термин «пожилые люди», употребляемый в резолюциях Генеральной Ассамблеи ООН 47/5 и 48/98 [20]. Комитет в этой связи отмечает, что согласно нормам статистических служб ООН данное определение охватывает лиц в возрасте от 60 лет и старше.

Наряду с этим Фонд ООН в области народонаселения действует в отношении лиц старше 60 лет, а Международная организация труда (МОТ) связывает понятие старости с наступлением возраста выхода на пенсию [32; 33]. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) определяет возраст наступления старости — 65 лет, поскольку в большинстве развитых стран пенсионным устанавливается именно этот возраст [24; 25].

Принимая все вышеуказанное во внимание, стоит тем не менее признать, что принятие международной конвенции позволит повысить информированность общественности о проблемах пожилого населения, устранить пробелы в законодательстве, а также возложить на государства конкретные обязательства по уважению и защите прав пожилых людей.

Международные контрольные механизмы в области прав человека в своей деятельности уделяют все большее внимание вопросу защиты прав пожилых людей. Несомненным достижением в этой области является назначение 8 мая 2014 г. Советом ООН по правам человека госпожи Розы Корнфельд-Матте (2) в качестве нового мандатария специальных процедур — Независимого эксперта по вопросу об осуществлении всех прав человека пожилых людей, который был учрежден в резолюции Совета ООН по правам человека 24/20 [23] от 8 октября 2013 г. Независимый эксперт наделен компетенцией «оценивать осуществление действующих международных документов в отношении пожилых людей при выявлении как оптимальных видов практики в осуществлении существующих

правовых норм, касающихся поощрения и защиты прав пожилых людей, так и пробелов в осуществлении существующих правовых норм».

Договорные органы по правам человека включают в рамки осуществляемого ими мониторинга выполнения государствами обязательств по основным международным договорам по правам человека вопросы защиты прав пожилых людей, причисляя их «к уязвимым категориям населения, которые больше подвержены разным формам дискриминации» [1. С. 12].

Среди всех договорных органов по правам человека особое внимание положению прав пожилых людей уделяет Комитет по экономическим, социальным и культурным правам (далее — Комитет), наблюдающий за осуществлением Пакта в государствах-участниках международного договора. Это обусловлено тем, что именно социальные, экономические и культурные права оказывают наибольшее влияние на благополучие рассматриваемой категории людей.

В 1995 г. Комитет принял замечание общего порядка, посвященное экономическим, социальным и культурным правам пожилых людей [12], в котором отмечается, что «в силу того факта, что положения Пакта полностью применимы ко всем членам общества, совершенно очевидно, что пожилые люди вправе пользоваться всеми правами, признаваемыми в Пакте» и «поскольку соблюдение прав пожилых людей требует принятия особых мер, Пакт предписывает государствам-участникам принимать такие меры в максимально возможной степени, в какой это позволяют имеющиеся у них ресурсы».

В этой связи роль Комитета еще более возрастает, поскольку, в отличие от других групп населения, таких, как женщины и дети, права пожилых людей пока еще не регулируются никакими всеобъемлющими международными конвенциями и различные своды принципов ООН по этому вопросу не сопровождаются какими-либо обязательными контрольными механизмами.

Практика Комитета в отношении рассмотрения периодических докладов государств об осуществлении прав, предусмотренных Пактом, позволяет определить многие проблемы, которые могут возникнуть при реализации прав пожилых людей в значительном числе государств-участников, представляющих все регионы мира и имеющих различные политические, социально-экономические и культурные системы.

На современном этапе пожилые люди во многих государствах сталкиваются с такими проблемами, как дискриминация по возрасту, необходимость длительного ухода, насилие и жестокое обращение с пожилыми, пожилые инвалиды, недостаточный уровень социального обеспечения, доступ к работе, питанию и жилью, право на здоровье и уход, доступ к правосудию и пр.

Еще в 2011 г. Генеральный секретарь ООН в докладе о последующей деятельности по итогам II Всемирной ассамблеи по проблемам старения выделил четыре основные группы проблем: нищета и неадекватные условия жизни; дискриминация, связанная с возрастом; насилие и жестокое обращение и недостаток специальных мер, структур и услуг [7].

Касаясь проблемы нищеты и неадекватных условий жизни, можно привести в пример ситуацию в Сербии, Франции и Японии.

Во втором периодическом докладе Сербии, представленном Комитету в ходе его 52-й сессии (28 апреля — 23 мая 2014 г.), государство-участник отметило, что анализ проблемы нищеты по отдельным возрастным группам населения свидетельствует о том, что в Республике Сербия проблема нищеты в наибольшей степени затрагивает детей в возрасте не старше 14 лет и лиц старше 60 лет (п. 85) [9]. В заключительных замечаниях (п. 29) [29], принятых по итогам рассмотрения доклада, Комитет выразил беспокойство по поводу ограниченной эффективности стратегий по сокращению масштабов нищеты в государстве-участнике, в особенности среди беженцев, возвращенцев, внутренне перемещенных лиц, членов меньшинств, пожилых людей и лиц с ограниченными возможностями, а также по поводу засилия региональных диспропорций в области осуществления всех экономических, социальных и культурных прав без дискриминации (ст. 2 и 11 Пакта).

В ходе проведения процедуры рассмотрения третьего периодического доклада [27] в Комитете в 2008 г. Франция отметила (п. 123), что от 400 000 до 600 000 квартир в государстве не отвечают санитарным условиям, помимо меблированных гостиниц и ветхого жилья, занятых бедными семьями, которые не смогли найти другого решения, и 44% жильцов упомянутых жилых помещений являются одинокими людьми, а 40% — семьи, состоящие из пожилых лиц.

В заключительных замечаниях, принятых по итогам рассмотрения третьего периодического доклада Японии [11], Комитет выразил обеспокоенность широкими масштабами бедности среди пожилых лиц в государстве-участнике, в особенности среди лиц, которые не получают пенсию, а также пенсионеров с низким уровнем дохода и пожилых женщин.

Особую проблему во многих государствах практически всех регионов мира представляет наличие дискриминации, связанной с возрастом. В заключительных замечаниях, принятых по итогам рассмотрения второго периодического доклада Сербии [29], Комитет выразил беспокойство по поводу низкого уровня трудоустройства женщин, распространенностью дискриминации по половому признаку в сфере занятости и в особенности непропорционально высоким уровнем безработицы среди молодежи, малообразованных граждан и пожилых женщин (п. 6).

Во втором периодическом докладе [10], представленном Китаем Комитету, государство-участник указало на положения Закона о защите инвалидов и Закона о содействии трудоустройству, однозначно запрещающих дискриминацию по различным признакам, включая возраст, а также предусматривающих конкретное применение принципа недискриминации в тех областях, какие они регулируют и обеспечивают защиту прав и интересов особых групп (п. 9). Однако в заключительных замечаниях, принятых по итогам рассмотрения доклада [1], Комитет с сожалением отметил, что несмотря на закрепление принципа недискриминации в Конституции и других законах, государство-участник не приняло всеобъемлющего антидискриминационного закона, который мог бы обеспечить защиту всех маргинализированных и обездоленных лиц и групп лиц в ходе осуществления ими экономических, социальных и культурных прав (п. 8).

Следует также привести в пример ситуацию в Индонезии, которая представила Комитету свой первоначальный доклад [14] в 2012 г. В заключительных замечаниях, вынесенных Комитетом по итогам на его 52-й сессии (28 апреля — 23 мая 2014 г.) [30], государству-участнику было рекомендовано принять всеобъемлющий закон, направленный на борьбу с дискриминацией по всем признакам, что в том числе предполагающий запрещение дискриминации на основе возраста.

Как было отмечено ранее, пожилые люди в силу своего уязвимого положения наиболее подвержены насилию и жестокому обращению, однако далеко немногие государства принимают соответствующие меры в данной области. В Японии в целях предотвращения жестокого обращения с престарелыми был принят Закон о предупреждения жестокого обращения по отношению к престарелым и поддержке людей, осуществляющих уход за престарелыми, который вступил в силу в апреле 2006 г. С тех пор как этот закон вступил в силу, муниципальные органы управления проводят работу по обеспечению быстрого выявления и устранения случаев жестокого обращения. Например, они создали контактные пункты по сбору запросов о получении консультации и сообщений, касающихся жестокого обращения [15].

Особого внимания в контексте рассматриваемой проблемы занимает вопрос социальной защиты пожилых людей.

Социальное обеспечение является не только одним из прав человека, но и необходимой составляющей социальной и экономической жизни каждой страны. Социальные системы играют важнейшую роль в борьбе с бедностью и обеспечивают экономическую стабильность, помогая гражданам справляться с основными жизненными рисками и быстро адаптироваться к происходящим экономическим, политическим, демографическим и социальным переменам [2. С. 293]. В международном праве пожилой возраст обычно фигурирует в числе основных условий социального обеспечения.

В Замечании общего порядка № 19 о праве на социальное обеспечение (ст. 9) Комитет раскрывает ключевые особенности этого права и содержание соответствующих обязательств государств [13]. Комитет отмечает, что государства-члены обязаны последовательно обеспечивать право на социальное обеспечение всем лицам, находящимся на их территории. Социальная защита в том или ином виде существует почти в каждом государстве, но всеми ее видами обладает лишь ограниченное число стран.

В настоящее время не существует государств, полностью лишенных социальной защиты, однако во многих из них охват ограничен лишь несколькими областями, а доступ к существующим системам — как установленный по закону, так и фактический — имеется лишь у небольшой части населения мира.

Медленные темпы восстановления экономики оказывают серьезное влияние на системы пенсионного обеспечения. Все более высокие уровни безработицы приводят к сокращению поступлений взносов, необходимых для выплаты пенсионных пособий в ближайшем будущем. Практически повсеместно, за исключением развитых стран, системы пенсий по старости охватывают, главным

образом, работников формального сектора экономики, то есть сотрудников предприятий бюджетной сферы и крупных компаний. Неформальный сектор экономики, как правило, характеризуется отсутствием систем пенсионного обеспечения. Учитывая, что в развивающихся странах большинство рабочих мест создается в неформальной экономике, становится ясно, что большинство людей не получают пенсионных пособий.

Пенсионное обеспечение в развивающихся странах, как правило, предусматривает выплату небольших пенсионных пособий, а охват ими является точечным. Выплата адекватных по размерам пособий по системе социального обеспечения рассматривается Комитетом как один из существенных факторов, которые должны применяться в любых обстоятельствах для обеспечения реализации права на социальное обеспечение и права на достаточный уровень жизни в соответствии с Пактом.

Для решения проблемы недостаточного охвата некоторые страны вводят социальные пенсии или пенсии на уровне прожиточного минимума, которые не начисляются с учетом выплаты взносов. Они часто оказывают значительное влияние на сокращение масштабов бедности, а также могут снизить неравенство между пожилыми людьми, что отмечается, например, в Боливии, Бразилии, Ботсване и Южной Африке [2. С. 293-294].

Одной из тенденций в области осуществления государственной политики социального обеспечения на современном этапе является повышение пенсионного возраста. В Японии в 2001 г. был запущен процесс повышения возраста, дающего право на получение государственной пенсии, с 60 до 65 лет, и этот процесс рассчитан на 25 лет. В ходе этого процесса вводится система предоставления работникам возможности продолжить свою трудовую деятельность после достижения ими возраста обязательного выхода на пенсию, а также рассматривается вопрос об отмене возрастного ценза для выхода на пенсию.

Однако Комитет выразил серьезную обеспокоенность по поводу изменений, внесенных в рамках данного процесса в Закон о частичном пересмотре Закона о национальном пенсионном обеспечении с целью обеспечения получения дохода на более позднем этапе жизни соответствующими лицами за счет программ государственного и корпоративного пенсионного обеспечения, поскольку они оставляют многих пожилых людей без пенсионных выплат (ст. 9). В этой связи Комитет подтвердил свою предыдущую рекомендацию, призывающую государство-участник предусмотреть в национальной пенсионной системе минимальную гарантированную пенсию [11].

В отношении проблемы недостатка услуг можно привести в пример ситуацию в Германии, по итогам рассмотрения доклада которой Комитет призвал государство-участника существенно расширить диапазон услуг, оказываемых детям, инвалидам, пожилым людям и больным, а также участие мужчин в работе по уходу (п. 16) [8].

Таким образом, существующий международный нормативный массив в области защиты прав человека и деятельность международных контрольных механизмов в области защиты прав человека предусматривают необходимость

обеспечения прав пожилых людей как отдельной, уязвимой группы населения, предлагая при этом определенную модель разработки и принятия соответствующих мер на национальном уровне в целях защиты прав данной категории лиц наравне с другими членами общества.

Правительства развитых и развивающихся государств разрабатывают многосекторальные стратегии и программы в области здравоохранения, социального обеспечения или социальной защиты, которые учитывают интересы лиц пожилого возраста. Одной из наиболее распространенных стратегий в данной области является повышение возраста выхода на пенсию в связи с тем, что многие лица преклонного возраста способны продолжать вести трудовую деятельность и после достижения ими установленного возраста.

В этой ситуации представляется необходимым, чтобы государства обеспечивали данным людям гарантии эффективно вести трудовую деятельность в соответствии с принципами равенства и недискриминации, а также предусматривали возможность получать соответствующую социальную поддержку для всех пожилых лиц, включая тех, которые не ведут трудовую деятельность. В данной связи особую значимость приобретают адресованные государствам-участникам Пакта рекомендации договорных органов по правам человека принимать всеобъемлющие законы, направленные на борьбу с дискриминацией во всех областях общественной жизни по различным признакам, включая запрещение дискриминации на основе возраста.

Попутно хотелось бы отметить, что сегодня государства прилагают немалые усилия в области разработки организационных и правовых мер, направленных на борьбу с дискриминацией на основе «сексуальной ориентации» и «ген-дерной идентичности». Представляется, что данные усилия можно с большим успехом направить на проекты, обладающие более высокой социальной значимостью, такие, как забота о старшем поколении и борьба с дискриминацией по признаку возраста.

ПРИМЕЧАНИЯ

(1) «Пожилые люди», «престарелые лица», «лица старшего возраста», «лица третьей возрастной группы», «лица преклонного возраста» и «лица четвертой возрастной группы», т.е. люди в возрасте старше 80 лет.

(2) Госпожа Роза Корнфельд-Матте занимала должность Национального директора Чилийской национальной службы по проблемам старения и является разработчиком и инициатором осуществления Национальной политики в области старения. Она также является ученым и автором образовательной программы для пожилых людей в Университете Католика де Чили (Pontificia Unversidad Católica de Chile).

ЛИТЕРАТУРА

[1] Абашидзе А.Х., Маличенко В.С. Международно-правовые основы защиты прав пожилых людей // Успехи геронтологии. — 2014. — № 1. — С. 11-17.

[2] Абашидзе А.Х., Маличенко В.С. Международные и национальные правовые средства обеспечения социальной справедливости в отношении лиц пожилого возраста // Успехи геронтологии. — 2014. — № 2. — С. 291-296.

[3] Венский международный план действий по проблемам старения, 1982 // ООН. Нью-Йорк. 1983. URL: http://www.un.org/es/globalissues/ageing/docs/vipaa.pdf.

[4] Всемирная ассамблея по проблемам старения. Мадридский международный план действий по проблемам старения 2002 г. // Док. ООН A/CONF.197/9.

[5] Всемирная организация здравоохранения. «Психическое здоровье и пожилые люди» // Информационный бюллетень № 381. Сентябрь 2013 г. URL: http://www.who.int/ mediacentre/factsheets/fs381/ru.

[6] Декларация по проблемам старения. ГА ООН 47/5 от 16 октября 1992 г. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/declold.shtml.

[7] Доклад Генерального секретаря. Последующая деятельность по итогам II Всемирной ассамблеи по проблемам старения. ООН. Генеральная Ассамблея, 2011 г. // Док. ООН A/66/173.

[8] Заключительные замечания Комитета по экономическим, социальным и культурным правам. Германия. 12 июля 2011 г. // Док. ООН E/C.12/DEU/CO/5.

[9] Комитет по экономическим, социальным и культурным правам. Вторые периодические доклады, представленные Сербией. 24 марта 2011 г. // Док. ООН E/C.12/SRB/2.

[10] Комитет по экономическим, социальным и культурным правам. Вторые периодические доклады, представляемые Китаем в соответствии со статьями 16 и 17 Пакта. 6 июля 2012 г. // Док. ООН E/C.12/CHN/2.

[11] Комитет по экономическим, социальным и культурным правам. Заключительные замечания по третьему периодическому докладу Японии, принятые Комитетом на его пятидесятой сессии (29 апреля — 17 мая 2013 г.). 10 июня 2013 г. // Док. ООН E/C. 12/JPN/CO/3.

[12] Комитет по экономическим, социальным и культурным правам. Замечание общего порядка № 6 — Экономические, социальные и культурные права пожилых людей. 13-я сессия (1995 г.) // Док. ООН E/1996/22.

[13] Комитет по экономическим, социальным и культурным правам. Замечание общего порядка № 19 — Право на социальное обеспечение (статья 9). 23 ноября 2007 г. // Док. ООН HRI/GEN/1/Rev.9 (Vol. I).

[14] Комитет по экономическим, социальным и культурным правам. Первоначальные доклады, представленные Индонезией в соответствии со статьями 16 и 17 Пакта. 23 января 2012 г. // Док. ООН E/C.12/IDN/1.

[15] Комитет по экономическим, социальным и культурным правам. Третьи периодические доклады, представленные Японией в соответствии со статьями 16 и 17 Пакта. 16 мая 2011 г. // Док. ООН E/C.12/JPN/3.

[16] Конвенция о правах инвалидов от 13 декабря 2006 г. // U.N.T.S. — Vol. 2515.

[17] Мадридский международный план действий по проблемам старения 2002 г. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/pdf/ageing_progr.pdf.

[18] Международная конвенция о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей от 18 декабря 1990 г. // U.N.T.S. — Vol. 2220.

[19] Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 г. // U.N.T.S. — Vol. 993. P. 35-43.

[20] Осуществление международного плана действий по проблемам старения. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 48/98 от 11 марта 1994 г. // Док. ООН A/RES/48/98.

[21] Принципы ООН в отношении пожилых людей. Резолюция ГА ООН 46/91 от 16 декабря 1991 г. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/oldprinc.shtml.

[22] Резюме «Старение в XXI веке: триумф и вызов» // Издание Фонда Организации Объединенных Наций в области народонаселения (ЮНФПА), Нью-Йорк, и организации «Хелпэйдж Интернэшнл», Лондон. United Nations Population Fund (UNFPA) and HelpAge International, 2012.

[23] Совет по правам человека. Резолюция 24/20. Права человека пожилых людей от 8 октября 2013 г. // Док. ООН A/HRC/RES/24/20.

[24] блицев А.М., Кебурия К.О. Генезис международно-правового регулирования защиты прав пожилых людей // Укранський часопис мгжнародного права. — 2013. — No. 1. — С. 35-45.

[25] Солнцев А.М., Кебурия К.О. К вопросу о создании международного договора о правах пожилых людей // Социальное и пенсионное право. — 2013. — № 2. — С. 45-53.

[26] Тенденции старения до конца столетия. Серия материалов по старению. Часть 1. 10 сентября 2012 г. URL: http://unfpa.by/ru/resources/demografiya/stati/tendentsii-stareniya-do-kontsa-stoletiya/.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[27] Третьи периодические доклады, представленные Францией в соответствии со статьями 16 и 17 Пакта. 15 марта 2007 г. // Док. ООН E/C. 12/FRA/3.

[28] «Millions of older persons are denied their rights» — UN human rights chief. Statement of the United Nations High Commissioner for Human Rights on 1 October 2010. URL: http://www.ohchr.org/en/NewsEvents/Pages/DisplayNews.aspx?NewsID=10402&LangID=E.

[29] Committee on Economic, Social and Cultural Rights. Concluding observations on the second periodic report of Serbia. 23 May 2014 // UN Doc. E/C.12/SRB/CO/2.

[30] Committee on Economic, Social and Cultural Rights. Concluding observations on the initial report of Indonesia. 23 May 2014 // UN Doc. E/C.12/IDN/CO/1.

[31] Concluding observations on the second periodic report of China, including Hong Kong, China and Macao, China. 23 May 2014 // UN Doc. E/C.12/CHN/CO/2.

[32] International Labour Organization, Convention № 102 concerning Social Security (Minimum Standards) 1952.

[33] International Labour Organization, Convention № 128 concerning Invalidity, Old-Age and Survivors' Benefits 1967.

[34] Second World Assembly on Aging: Report of the Secretary General, 6 July 2009. UN Doc. A/64/127.

[35] United Nations Department of Economic and Social Affairs, Population Division. World Population Ageing 2007 // http://www.un.org/esa/population/publications/WPA2007/ES-Russian.pdf.

THE ISSUE OF PROTECTION OF HUMAN RIGHTS OF OLDER PEOPLE ON THE AGENDA OF THE INTERNATIONAL COMMUNITY

A.Kh. Abashidze, A.E. Koneva

The Department of International Law Peoples' Friendship University of Russia

6, Miklukho-Maklaya st., Moscow, Russia, 117198

The article analyses international legal basis of protection of human rights of older persons as a vulnerable group, determines the main problems in the area of ensuring their rights at the national level through the activities of the Committee on Economic, Social and Cultural Rights. The article concludes that there is a necessity of the adoption of comprehensive antidiscrimination laws by States aimed at fighting discrimination in all spheres of life on all grounds including age.

Key words: human rights, core international human rights treaties, Committee on Economic, Social and Cultural Rights, older people, international legal protection, age discrimination.

REFERENCES

[1] Abashidze A.KH., Malichenko V.S. Mezhdunarodno-pravovye osnovy zashhity prav pozhilykh lyudej // Uspekhi gerontologii. — 2014. — № 1. — S. 11-17.

[2] Abashidze A.KH., Malichenko V.S1. Mezhdunarodnye i natsional'nye pravovye sredstva obespecheniya sotsial'noj spravedlivosti v otnoshenii lits pozhilogo vozrasta // Uspekhi gerontologii. — 2014. — № 2. — S. 291-296.

[3] Venskij mezhdunarodnyj plan dejstvij po problemam stareniya, 1982 // OON. N'yu-Jork. 1983. URL: http://www.un.org/es/globalissues/ageing/docs/vipaa.pdf.

[4] Vsemirnaya assambleya po problemam stareniya. Madridskij mezhdunarodnyj plan dejstvij po problemam stareniya 2002 g. // Dok. OON A/CONF.197/9.

[5] Vsemirnaya organizatsiya zdravookhraneniya. «Psikhicheskoe zdorov'e i pozhilye lyudi» // Informatsionnyj byulleten' № 381. Sentyabr' 2013 g. URL: http://www.who.int/mediacentre/ factsheets/fs381/ru.

[6] Deklaratsiya po problemam stareniya. GА OON 47/5 ot 16 oktyabrya 1992 g. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/declold.shtml.

[7] Doklad General'nogo sekretarya. Posleduyushhaya deyatel'nost' po itogam II Vsemirnoj assamblei po problemam stareniya. OON. General'naya Аssambleya, 2011 g. // Dok. OON A/66/173.

[8] Zaklyuchitel'nye zamechaniya Komiteta po ehkonomicheskim, sotsial'nym i kul'turnym pravam. Germaniya. 12 iyulya 2011 g. // Dok. OON E/C.12/DEU/CO/5.

[9] Komitet po ehkonomicheskim, sotsial'nym i kul'turnym pravam. Vtorye periodicheskie doklady, predstavlennye Serbiej. 24 marta 2011 g. // Dok. OON E/C. 12/SRB/2.

[10] Komitet po ehkonomicheskim, sotsial'nym i kul'turnym pravam. Vtorye periodicheskie doklady, predstavlyaemye Kitaem v sootvetstvii so stat'yami 16 i 17 Pakta. 6 iyulya 2012 g. // Dok. OON E/C. 12/CHN/2.

[11] Komitet po ehkonomicheskim, sotsial'nym i kul'turnym pravam. Zaklyuchitel'nye zamechaniya po tret'emu periodicheskomu dokladu YAponii, prinyatye Komitetom na ego pyatidesyatoj sessii (29 aprelya — 17 maya 2013 g.). 10 iyunya 2013 g. // Dok. OON E/C. 12/JPN/CO/3.

[12] Komitet po ehkonomicheskim, sotsial'nym i kul'turnym pravam. Zamechanie obshhego poryadka № 6 — EHkonomicheskie, sotsial'nye i kul'turnye prava pozhilykh lyudej. 13-aya sessiya (1995 g.) // Dok. OON E/1996/22.

[13] Komitet po ehkonomicheskim, sotsial'nym i kul'turnym pravam. Zamechanie obshhego poryadka № 19 — Pravo na sotsial'noe obespechenie (stat'ya 9). 23 noyabrya 2007 g. // Dok. OON HRI/GEN/1/Rev.9 (Vol. I).

[14] Komitet po ehkonomicheskim, sotsial'nym i kul'turnym pravam. Pervonachal'nye doklady, predstavlennye Indoneziej v sootvetstvii so stat'yami 16 i 17 Pakta. 23 yanvarya 2012 g. // Dok. OON E/C.12/IDN/1.

[15] Komitet po ehkonomicheskim, sotsial'nym i kul'turnym pravam. Tret'i periodicheskie doklady, predstavlennye YAponiej v sootvetstvii so stat'yami 16 i 17 Pakta. 16 maya 2011 g. Dok. OON // E/C. 12/JPN/3.

[16] Konventsiya o pravakh invalidov ot 13 dekabrya 2006 g. // U.N.T.S. — Vol. 2515.

[17] Madridskij mezhdunarodnyj plan dejstvij po problemam stareniya 2002 g. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/pdf/ageing_progr.pdf.

[18] Mezhdunarodnaya konventsiya o zashhite prav vsekh trudyashhikhsya-migrantov i chlenov ikh semej ot 18 dekabrya 1990 g. // U.N.T.S. — VOL. 2220.

[19] Mezhdunarodnyj pakt ob ehkonomicheskikh, sotsial'nykh i kul'turnykh pravakh ot 16 dekabrya 1966 g. // U.N.T.S. — Vol. 993. — P. 35-43.

[20] Osushhestvlenie mezhdunarodnogo plana dejstvij po problemam stareniya. Rezolyutsiya General'noj Аssamblei OON 48/98 ot 11 marta 1994 g. // Dok. OON A/RES/48/98.

[21] Printsipy OON v otnoshenii pozhilykh lyudej. Rezolyutsiya GA OON 46/91 ot 16 dekabrya 1991 g. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/oldprinc.shtml.

[22] Rezyume «Starenie v XXI veke: triumf i vyzov» // Izdanie Fonda Organizatsii Ob»edinennykh Natsij v oblasti narodonaseleniya (YUNFPA), N'yu-Jork, i organizatsii «KHelpehjdzh Internehshnl», London. United Nations Population Fund (UNFPA) and HelpAge International, 2012.

[23] Sovet po pravam cheloveka. Rezolyutsiya 24/20. Prava cheloveka pozhilykh lyudej ot 8 oktyabrya 2013 g. // Dok. OON A/HRC/RES/24/20.

[24] Solntsev A.M., Keburiya K.O. Genezis mezhdunarodno-pravovogo regulirovaniya zashhity prav pozhilykh lyudej// Ukrains'kij chasopis mizhnarodnogo prava. — 2013. — No. 1. — S. 35-45.

[25] Solntsev A.M., Keburiya K.O. K voprosu o sozdanii mezhdunarodnogo dogovora o pravakh pozhilykh lyudej // Sotsial'noe i pensionnoe pravo. — 2013. — № 2. — S. 45-53.

[26] Tendentsii stareniya do kontsa stoletiya. Seriya materialov po stareniyu. CHast' 1. 10 sentyabrya 2012 g. URL: http://unfpa.by/ru/resources/ demografiya/stati/tendentsii-stareniya-do-kontsa-stoletiya.

[27] Tret'i periodicheskie doklady, predstavlennye Frantsiej v sootvetstvii so stat'yami 16 i 17 Pakta. 15 marta 2007 g. // Dok. OON E/C.12/FRA/3.

[28] «Millions of older persons are denied their rights» — UN human rights chief. Statement of the United Nations High Commissioner for Human Rights on 1 October 2010. URL: http://www.ohchr.org/en/NewsEvents/Pages/DisplayNews.aspx?NewsID=10402&LangID=E.

[29] Committee on Economic, Social and Cultural Rights. Concluding observations on the second periodic report of Serbia. 23 May 2014 // UN Doc. E/C.12/SRB/CO/2.

[30] Committee on Economic, Social and Cultural Rights. Concluding observations on the initial report of Indonesia. 23 May 2014 // UN Doc. E/C.12/IDN/CO/1.

[31] Concluding observations on the second periodic report of China, including Hong Kong, China and Macao, China. 23 May 2014 // UN Doc. E/C.12/CHN/CO/2.

[32] International Labour Organization, Convention № 102 concerning Social Security (Minimum Standards) 1952.

[33] International Labour Organization, Convention № 128 concerning Invalidity, Old-Age and Survivors' Benefits 1967.

[34] Second World Assembly on Aging: Report of the Secretary General, 6 July 2009 // UN Doc. A/64/127.

[35] United Nations Department of Economic and Social Affairs, Population Division. World Population Ageing 2007. URL: http://www.un.org/esa/population/publications/WPA2007/ ES-Russian.pdf.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.