Научная статья на тему 'Международная научно-практическая конференция «Детское и молодежное движение: история и современность»'

Международная научно-практическая конференция «Детское и молодежное движение: история и современность» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
463
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ / МОЛОДЕЖНОЕ ДВИЖЕНИЕ / ИСТОРИЯ / ПЕДАГОГИКА / ОПЫТ / НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ / CHILDREN'S MOVEMENT / YOUTH MOVEMENT / HISTORY / PEDAGOGY / EXPERIENCE / INTERNATIONAL CONFERENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кудинов Владимир Андреевич

В статье дается информация о международной научно-практической конференции «Детское и молодежное движение: история и современность», которая проходила в период с 13 апреля по 19 мая 2016 г. Заседания конференции состоялись в Костроме, Барнауле, Самаре (Россия), Астане (Казахстан), Луганске. В ее работе приняло участие 428 человек, работавших в 14 различных секциях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

International scientific-practical conference “Children’s and Youth Movement: History and Modernity”

Information on international scientific-practical conference “Children’s and Youth Movement: History and Modernity” which passed during the period from April 13 to May 19, 2016, is given in article. Meetings of the conference took place in the Russian cities of Kostroma, Barnaul, Samara, as well as in the city of Astana (Kazakhstan), and in the city of Lugansk, too. 428 people working in 14 various sections took part in its work.

Текст научной работы на тему «Международная научно-практическая конференция «Детское и молодежное движение: история и современность»»

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

УДК 329.78

Кудинов Владимир Андреевич

доктор исторических наук, профессор Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова

[email protected]

МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «ДЕТСКОЕ И МОЛОДЕЖНОЕ ДВИЖЕНИЕ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ»

В статье дается информация о международной научно-практической конференции «Детское и молодежное движение: история и современность», которая проходила в период с 13 апреля по 19 мая 2016 г. Заседания конференции состоялись в Костроме, Барнауле, Самаре (Россия), Астане (Казахстан), Луганске. В ее работе приняло участие 428 человек, работавших в 14 различных секциях.

Ключевые слова: детское движение, молодежное движение, история, педагогика, опыт, научная конференция.

Организаторами конференции «Детское и молодежное движение: история и современность» выступили Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова, Луганский государственный университет им. Тараса Шевченко, а также Алтайский государственный университет, Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования (г. Москва), Костромской областной Дворец творчества, Международный союз детских общественных объединений «СПО-ФДО» (г. Москва), Самарский государственный социально-педагогический университет, Республиканский Союз детских общественных объединений Казахстана «Жулдыз», Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского.

Конференция проходила в период с 13 апреля по 19 мая 2016 года. Всего на конференции было 14 секций, которые работали в Костроме, Барнауле, Самаре (Россия), Астане (Казахстан), Луганске. В работе секций приняло участие 428 человек: 48 докторов наук, 81 кандидат наук, 59 человек, занимающихся практической работой с детьми и молодежью, а также студенты, аспиранты, магистранты (101 человек) и 139 школьников.

В Программный и Организационный комитеты конференции вошли известные специалисты в обсуждаемых проблемах.

В конференции приняли участие исследователи в области детского и молодежного движения из России, Казахстана, Беларуси, Украины, непризнанной Луганской Народной Республики; состоялись специальные студенческие секции и детские секции в Костроме, Луганске, Астане. Кроме этого студенческие доклады были представлены на всех секциях конференции: таким образом, объект исследования и предмет исследования объединились для решения общих проблем. Это необычное, уникальное явление для научных конференций. Взгляд на проблемы молодежи и детей раскрывался всесторонне, не только с позиций научного сообщества, но и с точки зрения ребенка, подростка, школьника, студента. Все это подтверждает несомненную актуальность темы конференции,

значимость поднимаемых в обсуждении вопросов, показывает внимание к проблемам воспитания подрастающего поколения, отражает запросы общества и государства, связанные с качественной передачей социального опыта.

Сотрудники библиотеки Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова организовали выставку научных трудов костромских ученых, посвященных проблемам, обсуждаемым на Конференции. Книжная выставка, состоявшая из более чем 900 наименований, прекрасно иллюстрировала имеющийся научный ресурс.

Работа конференции широко и позитивно освещалась в СМИ России, Казахстана, ЛНР. О работе конференции прошли передачи по телевидению на ГТРК, Кострома-ГТРК, Казахское ТВ, ТВ ЛНР, ТВ Барнаула, Самары, были передачи и на всероссийском радио. Материалы конференции, доклады, отчеты были размещены на сайтах Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова, Алтайского государственного университета, Луганского государственного университета им. Тараса Шевченко, Поволжской социально-гуманитарной академии, Российской академии образования, Международного союза детских общественных объединений «СПО-ФДО».

Издательством Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова выпущен сборник материалов конференции объемом свыше 40 п.л. на русском и украинском языках, который в ближайшее время будет представлен в системе РИНЦ.

Материалы конференции могут помочь практическим работникам в организации занятий с подрастающим поколением, ученым - в исследовании актуальных проблем детских и молодежных объединений, студентам, магистрантам, аспирантам - в выборе тем будущих выпускных и квалификационных работ, руководителям учреждений общего и дополнительного образования, внешкольных учреждений - в учете исторического опыта. Организаторам, создаваемой ныне в нашей стране Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников», материалы помогут учесть

обобщенный исторический и современный опыт деятельности пионерской организации, скаутских объединений, внешкольных объединений, волонтеров по работе с детьми и студенческой молодежью.

Одной из важнейших особенностей конференции было наличие детских секций, которые состоялись в Костроме и Луганске. Тема их заседания «Мир детства - мир открытий, творчества и достижений» оказалась очень живой и интересной: на указанных секциях выступили 86 детей из районов Костромской области и 53 школьника из Луганска.

Организаторами детской секции конференции в Костроме были Департамент образования и науки Костромской области, Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования (г. Москва), Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова, Международный союз детских общественных объединений «СПО-ФДО» (г. Москва), ГКУ « Дворец творчества» (г. Кострома). Дети, педагоги, ученые, представители общественности обозначили свой взгляд на проблемы дополнительного образования и детского движения.

В Луганске организаторами работы детской секции выступили Министерство образования и науки ЛНР, Луганский государственный университет им. Тараса Шевченко, Управление образования Администрации города Луганска, Луганская школа I—III ступеней № 3.

Детские секции прошли по следующим номинациям:

— «Площадка твоих возможностей»: дети оценивали влияние детского движения, дополнительного образования на свой профессиональный выбор, приводили конкретные примеры жизненного, личностного и профессионального становления.

— «Мы - вместе!»: состоялись размышления о роли и значении детских общественных организаций, описание опыта организации социально значимых дел и акций — от интересов детей к интересам государства и общества.

— «История и современность» — дети докладывали о результатах своих исследований, историях детских творческих объединений, об известных детских творческих коллективах, о роли традиций, норм жизни, связи поколений.

Все детские сообщения способствовали пониманию того, что хотят и к чему стремятся дети в современном мире. Мысли, предложения, идеи детей были представлены оценке и критике представителей научного сообщества. В качестве экспертов выступили известные ученые, члены Программного комитета конференции — доктора наук, профессора В.П. Голованов, Т.А. Гущина, В.А. Кудинов, И.И. Фришман, Н.Ф. Басов, кандидаты наук, доценты Т.Ф. Асафова, М.Е. Лавров, Т.Ю. Анпилогова, И.П. Акиншева, А.И. Ладыга. В обсуждении проблемы приняли участие прак-

тики — педагоги, руководители разных уровней, методисты, учителя. Выступления детей, их содружество с взрослыми демонстрировали выстроенную систему взаимодействий в образовательном пространстве регионов, являющуюся гарантом для практической реализации социальных инициатив детей и педагогов.

Проблема современного содержания системы занятости детей в их свободное время, работы учреждений дополнительного образования оказалась очень актуальной и вызвала большой интерес. К обсуждению подключились представители многих регионов России: Астраханской, Самарской, Ярославской, Владимирской, Вологодской, Калининградской областей, республик Коми, САХА (Якутия), Крыма, откликнулись на приглашение принять участие в мероприятии дети, молодежь, педагоги из Сербии, Польши, Казахстана, Луганской Народной Республики. Работа конференции строилась в режиме активного диалога всех ее участников. Предложения, идеи, интересные находки фиксировал экспертный совет.

В ходе работы конференции был представлен региональный опыт Костромской области, продемонстрированы современные формы включения подростков в социально значимую деятельность, показан механизм организации созидательно-преобразующих дел школьников.

Участники конференции затронули многие вопросы: перспективы дистанционного обучения, важность возрождения тимуровского движения, проблемы летней занятости детей, рассказали о реализованных проектах — «Мое свободное время», «Детская игротека», «Изменим мир вокруг себя», «Расширяем границы общения», «Я выбираю российские мультфильмы», «Патруль добра», «Интерактивная экскурсия по Костроме», «Приезжайте в гости к нам» и др. Они поделились итогами собственных исследований, оценили современный рынок образовательных услуг, роль детского движения в обществе, интересы современного подростка, уроки истории детского движения и многие другие.

Кратко остановимся на работе самых интересных и значимых секций конференции.

Секция «Технологии социальной поддержки молодежи» работала 18 апреля 2016 года в Костромском государственном университете им. Н.А. Некрасова под руководством профессора Н.Ф. Басова. Выступающими, учеными и студентами, было отмечено, что в условиях затянувшегося социально-экономического кризиса в России положение молодежи остается неустойчивым. Социальное неблагополучие отражается на состоянии здоровья этой социальной группы населения, у молодых людей наблюдается рост числа заболеваний, сопутствующих крайней бедности. Велик процент молодых людей, не имеющих работы, половина

262

Вестник КГУ им. H.A. Некрасова «¿j- 2016, Том 22

работающей молодежи трудится не по той специальности, которую приобрела в процессе обучения или вовсе не имеет профессии. В особо сложных условиях находятся молодые люди из числа беженцев и вынужденных переселенцев.

Неудачи в социальной адаптации молодежи к новым социально-экономическим условиям проявляются в росте преступности среди молодежи, наркомании, алкоголизме, проституции. Причины моральной деградации кроются не только в социальном неблагополучии, но и в неумении организовать досуг, потере социальных и нравственных ориентиров и т.д.

Возникает острая потребность в углубленной разработке технологий социальной работы с молодежью. Социальные потребности молодежи должны подкрепляться системой эффективных услуг по информационному обеспечению, образованию, трудоустройству, здравоохранению, отдыху, социальному обслуживанию, поддержкой в трудной жизненной ситуации.

25 апреля состоялась работа секции «Ювеноло-гические чтения - 2016» в г. Астане (Казахстан), в которой приняли участие 72 студента и магистранта из Казахстана (Астана, Кокшетау) и России (Санкт-Петербург, Самара). Организатором выступил Центр ювенологических исследований под руководством профессора А.Н. Тесленко. Работа проходила в 4 секциях: «Молодежь в условиях модернизации экономики и институциональной реформы», «Современные социальные и культурные практики молодежи», «Особенности реализации государственной языковой политики в молодежной среде», «Детское и молодежное движение: история и современность». Профессор Е.А. Дмит-риенко рассмотрела состояние и тенденции развития детского и молодежного движения в Казахстане и странах СНГ, были проведены презентации молодежных инициатив, социальных проектов, культурных практик.

Секция «Теория и практика организации социально-гуманитарных проектов субъектной самореализации детей и молодёжи» (17-19 мая 2016, г. Самара), в которой приняли участие 77 человек, состоялась под руководством профессора Е.И. Тихомировой. В докладе Е.И.Тихомировой была сформулирована стратегия, охарактеризована тактика и описана практика реализации социальных проектов детьми и молодёжью в современном социуме. Теория и практика организации социально-гуманитарных проектов субъектной самореализации детей и молодёжи рассматривалась на примерах деятельности учреждений дополнительного образования. На секции был проведён практикум «Здоровье развивающие проекты детей и молодёжи».

Секция социальных аспектов изучения детского и молодежного движения работала в Алтайском государственном университете (25 апреля, Барна-

ул, 55 участников), руководителями секции были профессор С.Г. Максимова и доцент Д.А. Омель-ченко. В ходе работы заседания его участниками было отмечено, что общественные движения детей и молодежи в России обеспечивают условия для ориентации нового поколения в системе социальных, нравственных, национальных ценностей, реализации потребностей и интересов, раскрытию личностного и инновационного потенциала.

Современное юношеское движение представляет собой довольно пеструю картину, отличается большой вариативностью организационно-правовых форм, масштабов и уровней, направленностью и содержанием деятельности, организационных структур и баз формирования. Общественные движения являются одним из важнейших социальных институтов, помогающих молодому поколению в поиске идентичности, самоопределении, выборе социальной траектории. Общественные движения нуждаются в адекватном современным социальным реалиям научном осмыслении и междисциплинарной дискуссии, позволяющей специалистам различного уровня и ведомственной принадлежности найти общие точки соприкосновения и оценить уже произошедшие и происходящие в актуальный момент времени изменения.

В значительной части докладов была дана оценка активно развивающемуся добровольческому движению волонтеров. История создания и бытования «Бессмертного полка России» была рассмотрена как показатель развития гражданского общества. В ходе работы было доказано, что молодежное волонтерство является действенным способом развития жизненных навыков и самореализации молодых людей, препятствующим распространению девиантного поведения и других деструктивных явлений в молодежной среде. Был оценен интеграционный потенциал молодежного движения «Цветная планета» для детей и молодежи с ограниченными возможностями здоровья. Алтайскими учеными дан анализ роли детских общественных организаций как важнейшего института социализации подрастающего поколения и субъекта реализации воспитательной компоненты в образовательных учреждениях. Отмечена преемственность деятельности в политическом воспитании школьников и названы последствия, к которым привело чрезмерное вмешательство государства и тотальный контроль за деятельностью общественных объединений. В ходе представления и обсуждения докладов были сделаны важные замечания по поводу особенностей функционировании современных детских общественных организаций, проблем и перспектив их развития, в том числе в связи с созданием Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников».

Также на конференции были отмечены особенности социализации молодежи и функционирования молодежных организаций в сельской местности. Выступления, посвященные этим проблемам, вызвали бурную дискуссию, свидетельствующую об остроте поднимаемых вопросов и осознании научным и педагогическим сообществом необходимости коренных изменений организационных принципов работы с молодежью и юношеством на селе. Новизной отличался анализ самопрезентации общественных молодежных объединений в виртуальном пространстве, использование возможностей сети Интернет в работе с молодежью.

На заседании секции «Социальная педагогика» (г. Луганск, 19 мая 2016, 29 чел), работавшей под руководством профессора И.П. Акиншевой, докладчики отмечали, что в политической жизни общества важное место принадлежит молодежи, ее общественной деятельности, молодежным организациям. Вместе с тем, в условиях модернизации современного общества и в сложившейся социально-экономической обстановке именно молодежь является наиболее незащищенной и подверженной радикальным и экстремистским идеям. Поэтому большую значимость имеет воздействие государства на молодое поколение, вовлечение молодежи в политическую и общественную деятельность, поддержка таких молодежных организаций, которые направляют свою деятельность в интересах общества.

В докладе профессора В.А. Кудинова «Рефлексия исследований детского движения в России в ХХ веке учеными Костромского государственного университета» отмечена актуальность проблемы изучения детского и молодежного движения, масштабность изучения данной проблемы костромскими учеными, сделан вывод об имеющемся в университете ресурсе по научно-методическому сопровождению детского и молодежного движения. Профессор И.П. Акиншева (Луганск) в докладе «Детские и молодежные движения как агенты политической социализации учащейся молодежи» акцентировала внимание на том, что детские и молодежные движения призваны привлекать молодежь к гражданской культуре, сформировать гражданскую компетентность, готовность и способность человека к активному участию в делах общества на основе глубокого осознания своих прав и обязанностей. Докладчиками был сделан общий обзор молодежных организаций ЛНР. В.Н. Кусургашев (Луганск) предоставил результаты проведенного в 2016 г. анкетирования школьников г. Луганска «Социальные идентичности подростков Луганска в 2016 году. Материалы социологических исследований», рассказал о динамике изменений ценностных ориентаций под влиянием военных действий.

Итоговое пленарное заседание конференции и секция «Исторический опыт» состоялись 19 мая

2016 г. в г. Луганске (28 чел.). Руководители секции доцент Т.Ю. Анпилогова (Луганск) и профессор В.А. Кудинов (Кострома). На этом итоговом заседании были обобщены проблемы, связанные с необходимостью развития детского движения на территории Луганской Народной Республики, научной интеграции и сотрудничества местных детских и молодежных организаций с соответствующими российскими организациями, рассмотрены вопросы защиты прав ребенка, формирования патриотизма в условиях сложной международной ситуации и ведущихся на территории Донбасса военных действий, поддержки детского творчества и многие другие.

Была проанализирована деятельность детских патриотических и националистических организаций, детское творчество военного времени, формирование пропагандистского образа ребенка-труженика средствами СМИ, поднята проблема преодоления детской беспризорности, возникшей в ходе войны.

Вопросам организации идеологического воздействия на молодежь в исторической ретроспективе, агитации и пропаганды антисоветской направленности посвятил свой доклад «Роль европейских молодежных фашистских организаций в войне с Советским Союзом» А.И. Ладыга (Луганск). Он отметил появление у определенной части молодежи постсоветского пространства неонацистской идеологии, констатировал усиливающуюся фашизацию общества отдельных государств.

Т.Ю. Анпилогова дала анализ проблемы повседневной жизни советских детей в 19201930-х г., рассказала про организацию оздоровления и летнего досуга, помощь детям и матерям силами женского общественного движения в УССР, сообщила о новых подходах к организации работы с одаренными детьми.

Особую научную новизну содержал доклад А.И. Бельского (Минск), в котором анализировались педагогические взгляды украинского и белорусского ученого, педагога и краеведа Ф.А. Бельского на организацию работы с детьми в 1920-1930-е гг.

С докладом о методологии исследования детского движения выступил профессор В.А. Кудинов (Кострома), акцентировавший внимание на том, что методология должна опираться на теорию познания и диалектику, а конкретные методы исследования соответствовать предметной области той или иной научной отрасли.

По результатам работы конференции на каждой секции принимались рекомендации. Представим их в самом обобщенном виде:

- учитывая актуальность проблемы, имеющийся научный потенциал ученых и практиков, большое количество качественных публикаций в виде монографий, статей, создать ресурсный

264

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова «¿1- 2016, Том 22

центр или лабораторию по исследованию детского и молодежного движения на базе Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова и Луганского государственного университета им. Тараса Шевченко;

- использовать аккумулированный в ходе конференции опыт при создании единой организации школьников Луганской Народной Республики;

- продолжить международное сотрудничество ученых историков и педагогов с целью решения актуальных проблем деятельности современных детских и молодежных организаций, интеграции теоретического и практического опыта;

- использовать при реализации самоуправления опыт пионеров, опыт скаутов, опыт школьных объединений;

- применять систему поручений внутри организации как фактор социализации и самореализации;

- активно развивать взаимодействие детских объединений со школой, способствовать развитию взаимоотношений детских объединений с государством и властью;

- рассматривать опыт пионерии и скаутинга при осуществлении взаимодействия взрослых и детей;

- учитывать уникальный опыт пионерской организации и скаутинга при разработке содержания и форм деятельности Российского движения школьников;

- создать эффективную систему подготовки кадров работников детских объединений;

- уделять внимание молодежной составляющей государственной политики с целью недопущения радикализации молодежного движения.

Библиографический список

1. Детское движение в России: Рефлексия научных исследований. Библиография / авт.-сост. Н.Ф. Басов, А.Г. Кирпичник, В.А. Кудинов, О.В. Попова; отв. ред. В.А. Кудинов. - Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2009. - 83 с.

2. Детское и молодежное движение: история и современность: материалы междунар. науч.-практ. конф. / отв. ред. В.А. Кудинов. - Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2016. - 326 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.